Что значит существовать в философии

СУЩЕСТВОВАТЬ

Смотреть что такое «СУЩЕСТВОВАТЬ» в других словарях:

СУЩЕСТВОВАТЬ — СУЩЕСТВОВАТЬ, существую, существуешь, несовер. 1. без доп. То же, что жить в 1 знач. (книжн.). Больному не долго осталось существовать. Этот дуб существует уже около ста лет. Юношеские мечтания долго существовали в его душе. || Иметься, быть в… … Толковый словарь Ушакова

существовать — См. жить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. существовать быть, жить; иметься, наличествовать, бытовать; находиться, бывать, водиться, действовать, быть налицо, быть в… … Словарь синонимов

существовать — соответствовать каким л. объектам в некотором отношении вообще или в какое л. время. ▼ иметься, являться (чем) … Идеографический словарь русского языка

существовать — глаг., нсв., употр. очень часто Морфология: я существую, ты существуешь, он/она/оно существует, мы существуем, вы существуете, они существуют, существуй, существуйте, существовал, существовала, существовало, существовали, существующий,… … Толковый словарь Дмитриева

существовать — жизнь существует • существование / создание, субъект опасность существует • существование / создание, субъект правило существует • существование / создание, субъект практика существует • действие, субъект проблема существует • существование /… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

существовать — СУЩЕСТВОВАТЬ1, несов. Быть в действительности, реально, на самом деле; иметься в наличии; Ант.: отсутствовать [impf. to be (there), exist, be in existence; to live, be alive, have life]. В народе существует много примет для предсказания погоды.… … Большой толковый словарь русских глаголов

Существовать — несов. неперех. 1. Быть в наличии, иметься. отт. Иметь какое либо назначение. 2. Быть живым, жить. отт. Поддерживать себя, добывая средства к жизни. 3. Вести бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

существовать — существовать, существую, существуем, существуешь, существуете, существует, существуют, существуя, существовал, существовала, существовало, существовали, существуй, существуйте, существующий, существующая, существующее, существующие, существующего … Формы слов

существовать — существов ать, тв ую, тв ует … Русский орфографический словарь

существовать — (I), существу/ю, ву/ешь, ву/ют … Орфографический словарь русского языка

Источник

СУЩЕЕ

СУЩЕЕ (греч. τα ὄντα, лат. ens, esse) – одна из фундаментальных категорий философского дискурса, смысл которой изменялся в истории философии, характеризуя либо все существующее, либо способ существования, либо бытие связки, поскольку любому сущему независимо от способа его бытия можно приписать связку «есть». Уже в античной философии, ориентирующейся на космоонтологическую проблематику, началось онтологическое различение сущего и бытия [БЫТИЕ], обусловленное поисками оснований истины и лжи (сущее как истина, не-сущее как ложное). Для Платона сущее причастно бытию и не-бытию, связано с тождеством самому себе, являясь наряду с движением и покоем родом. Аристотель в противовес Платону подчеркивает, что иного по отношению к сущему нет, что сущее не может быть родом для вещей (Met. III 3, 998b20–25; IX 10, 1051 b5) и, рассматривая различные значения имени «сущее», переводит это различение из онтологического в полисемичность языка, коль скоро нет единого рода «сущее», обусловливающего однозначность имени. Сущее сказывается различными способами: 1) в соответствии со способами предикации, или «видами категорий», когда смысл сущего выражен в различных формах высказывания и сущее оказывается сутью вещи, качеством, количеством, отношением, местом, временем, действием и претерпеванием; 2) сущее в возможности и сущее в действительности (связь сущего с энтелехией [ЭНТЕЛЕХИЯ]); 3) «в самом основном смысле сущее – это истинное и ложное, что имеет место у вещей через связывание и разъединение» (Met. IX 10, 1051 b5). Сущее и единое тождественны (Met. IV 2, 1003 b 22). Для неоплатоников эманацией сверхсущего Единого [ЕДИНОЕ] предстает сущее (Плотин, Enn. III 8,10).

В средневековой схоластике развивается онтотеологическая интерпретация сущего, для которой характерно различение между бытием, сущим и существованием. Полнота бытия присуща Богу (essentia), который создает сущее (ens) – тварный мир, наделяет сущее бытием (esse). Познать его можно либо апофатически, либо в соответствии с аналогией между Богом и вещами (аналогия сущего [АНАЛОГИЯ СУЩЕГО]). Тем самым сущее – это то, что осуществляет акт бытия (actus essendi). Творение – не чистый акт мысли, а чистый акт существования. Сущее трактуется как имеющее бытие (esse habens) и дар существования, полученный от Бога в акте творения по Слову.

В философии Нового времени различение сущего, бытия и существования приобрело принципиально иной характер: речь идет о фундаментальных способах бытия – бытия природы (res extensa) и бытия духа (res cogitans), об отождествлении сущего с натуралистически трактуемой совокупностью вещей (res), существование которых достоверно представлено в перцептивном или мыслительно конструктивном опыте. Для Р.Декарта исходным является то сущее, существование которого достоверно и самоочевидно в акте мысли, – Я.Лейбниц, ставя вопрос о том, почему существуют вещи так, а не иначе, усматривает достаточное основание их существования в Боге как последней причине (Соч., т. 1. М., 1982, с. 408). Он связывает сущее с тем, что «может быть нами понято» (Соч., т. 3. М., 1984, с. 110), выражено в отчетливом понятии в отличие от существования, которое может быть выражено в отчетливом восприятии. В трансцендентализме, начиная с философии Канта и кончая феноменологией [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ] Э.Гуссерля, бытие не трактуется как реальный предикат, мышление понимается как инстанция, конституирующая сущее. Истинно сущий предмет предполагает возможное сознание, трансцендентальный субъект полагает интенциональные объекты как сущие вещи. Тем самым возникает вопрос о бытии трансцендентального субъекта, который по-разному осмысляется в трансцендентализме – от чистого Я до монадологии. Бытие, отождествляемое с сущим, трактуется как волевое действие (А.Шопенгауэр), как продукт самодеятельности духа (Р.Эйкен), как результат синтетической деятельности категорий (Г.Коген, П.Наторп). Ф.Брентано связывает существование с утвердительными суждениями, а не-существование – с отрицательными, проводя различие между модусами бытия сущего – объектов ума и природных вещей. Для Г.Риккерта бытие включает в себя сущее и долженствование, тем самым область бытия была расширена и стала включать в себя также ценности. Для Г.Зиммеля бытие – это комплекс сущего как бесконечного многообразия того, что «есть». Н.Гартман связывает сущее с многообразной действительностью, идентичным модусом которой является бытие, подчеркивая, что сущее не совпадает с данным, а включает в себя неданное. М.Хайдеггер видит в истории европейской метафизики различные способы сокрытия бытия, забвение бытия, проистекающее как из отождествления бытия с сущим, так и из непонимания историчности самого вопроса о бытии, коренящегося в самоинтерпретации человеческого существования.

Источник

Что значит существовать в философии

Попытка различения внутри понятия «бытия». Формы бытия. Рода бытия. Регионы бытия. Быть и существовать.

Я есть, но не существует

В своей понятийной сетке я различаю понятия «существовать» и «быть»: субъект, Абсолют, вещь в себе не существуют, но они есть.

Аналогичным образом есть, но не существуют: «я», субстанция, Абсолют, вещь-в-себе. Мы просто не можем указать то пространство различений и того субъекта, в котором и которому они даны, для кого они есть. Значит они просто есть, а не существуют.

Можно конечно игнорировать подобное различение понятий. Но мне, кажется, что оно просто удобно и полезно для достижения строгости и чистоты рассуждений.

P.S. В ЖЖ есть обсуждение

Комментарии

Что значит существовать в философии

К различию существования, бытия и сущности

С интересом прослушал дискуссию. Тем более вся ее проблематика лежит в границах моей концепции трех онтологических регионов.

I) Согласен с А.Б., что всякий мыслитель для целей своего философствования устанавливает какую-то ему близкую и понятную сетку онтологических терминов, в которые входят и термины «есть», «существует», «бытие» и т.д.

А.Б. устанавливает такое различение: применительно к объектам – «существуют», применительно к субъектам – «есть».
Я лично, для целей своего философствования устанавливаю немного иное словоупотребление. Всё, что связано с сущим, существует; а всё, что квалифицируется человеком как существующее, есть.
Другие философы вправе устанавливать иные терминологические нагрузки. Главное, чтобы они были четко зафиксированы в начале философствования для понимания сторонними теоретиками и читателями.

II) Отсюда вопрос. Если каждый мыслитель будет устанавливать свою сетку терминов для онтологических регионов, то не получится ли неразбериха или «хаос»? Теория неовсеединства отвечает так.
Во-первых, несмотря на всё разнообразие терминов имеются некоторые инварианты (интерсубъективности), т.е. одинаковые использования.
Во-вторых, если даже и нет инвариантов, то если термины будут четко зафиксированы, всегда можно подобрать процедуры перевода одних трактовок к другим, а значит, всё же найти какие-то инварианты.

Очень интересно в поисках инвариантов посмотреть на учение Парменида.
Он использует три слова:
– для сущих вещей и объектов – on или оnta, что впоследствии стали переводить как сущее и существование,
– для бытия – einai и estin. Причем показательно, что estin – это слово-связка рассуждающего и умозаключающего мышления, и по-русски аналогична, когда говорят, например: «Слон ЕСТЬ животное с хоботом». Субстантивированная связка «есть» превращается в «бытие» (einai), которое у Парменида поэтому и тождественно мышлению.

Как видно, и в точке зрения А.Б. и в моей проглядывает некое инвариантное родство с точкой зрения Парменида. Про сущие вещи и объекты логичнее говорить: они сущие или существуют, а про их как субъекты фиксирующего мышления логичнее говорить: они есть или они обладают бытием.

III) Согласен с А.Б., что когда речь идет о предельных метафизических понятиях, таких как Абсолют, Ничто, Бесконечность, Сущность, Вещь-в-себе, Трансценденция и т.д., нелогично говорить в парменидовской традиции, что они существуют. Но не соглашусь, что они есть (в этой же традиции). Точнее, правила мышления вполне позволяют выстроить суждение «Абсолют есть», «Ничто есть то-то и то-то», но это будет не их имманентным бытием, а бытием привнесенным в них бытием и квалификацией мыслящего субъекта.

Итак, какую сетку предлагаю я.
1) Существуют существующие (сущие, материальные) объекты и вещи.
2) Естьвуют (есть) бытийствующие (человеческие, социальные, мыслимые) предметы и идеальные объекты.
3) СущНоствуют предельные онтологические СУЩНОСТИ, не-существующие и не-бытийствующие, но вполне объективно-реальные, что позволяет им кооперироваться во вполне самостоятельный онтологический регион. О сущностях человек в переносном и вторичном смысле вполне может говорить, что они есть, а некоторые даже говорят, что сущности существуют. Но это не главное. Главное, что они самобытные сущности.

Источник

3. Сущность и существование

3. Сущность и существование

В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1) Есть ли вещь? 2) Что она такое? 3) Какова она? 4) Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требует установить существование, а второй и последующие — сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено столь определенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к нему и намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480–524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики (термин «схоластика» происходит от греческого слова schole — «школа»; «схоластика» — значит «школьная философия»). Согласно Боэцию, бытие (существование) и сущность — это вовсе не одно и то же; только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность нетождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря, должна быть сотворена божественной волей.

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Читайте также

2. Существование без существующего

2. Существование без существующего Представим себе возвращение всех существ — вещей и людей — в небытие. Невозможно поместить возврат к небытию вне всяких событий. Ну, а само это небытие? Что-то происходит, будь то мрак или молчание небытия. Неопределенность этого «что-то

1. Воплощенное существование

1. Воплощенное существование Современные спиритуалистические концепции делят мир и человека на две независимые части — материальную и духовную. Одни считают независимость этих двух частей очевидным фактом (психофизический параллелизм), но, признавая существование

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ Что же так ясно увидел Спенсер? Повсюду в хаотичном органическом мире господствует закон борьбы. И виды и отдельные особи сражаются за свое существование и в ходе этой борьбы вынуждены пожирать друг друга. Любому организму угрожает опасность

2. Существование и трансцендирование.

3. Сущность и существование

3. Сущность и существование В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1) Есть ли вещь? 2) Что она такое? 3) Какова она?

2. Сущность и существование

2. Сущность и существование Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении,

В ответе за существование

В ответе за существование За что мы ответственны? Может быть, за возможные последствия от исследовательского зонда, путешествующего вне солнечной системы, или зыбкую конституцию Боснии-Герцеговины, за юридические проблемы, обсуждаемые через Интернет или превращение

1. СУЩЕСТВОВАНИЕ

1. СУЩЕСТВОВАНИЕ В результате последних достижений физики ясно обнаружено, что для нашего опыта в единой природе имеются сферы (или ступени) различных порядков, для каждой из которых характерно преобладание определенных факторов, не воспринимаемых или не принимаемых во

3. Природа, сущность и существование человека

3. Природа, сущность и существование человека Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело – это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий

А. Существование, как таковое

А. Существование, как таковое В существовании,а., как таковом, различается прежде всего его определенность,b., как качество. Но оно должно быть взято как в одном, так и в другом определении существования, как реальность и как отрицание. Но в этих определениях существование

а. Существование вообще

а. Существование вообще Из становления происходит существование. Существование есть простое единство бытия и ничто.В силу такой простоты оно имеет форму непосредственного. То, чем оно опосредовано, становление, осталось позади него; оно снято, и потому существование

14. Логическое существование

14. Логическое существование Логическое существование можно назвать абсолютным, так как этим понятием определяется существование само по себе, существование как оно есть, без привязки к какому-либо конкретному объекту.Существование может быть следующих

Существование бога

Существование бога Переходя к вопросу о существовании бога, я должен заметить, что это – большой и серьезный вопрос, и если бы я вздумал разобрать его хоть сколько-нибудь должным образом, то мне пришлось бы продержать вас здесь до второго пришествия. Так что вам придется

СУЩЕСТВОВАНИЕ

СУЩЕСТВОВАНИЕ «И хотя в области технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, но тем не менее он остаётся всё таким же, каким он и был тысячи лет — вечно воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью» Мне хотелось бы поговорить о проблеме

Источник

Значение слова «существование»

Что значит существовать в философии

1. Наличие кого-, чего-л. в действительности. Существование мира. Формы существования материи.Журнал, где напечатано было «Горное гнездо», прекратил свое существование. Мамин-Сибиряк, Автобиографическая заметка. Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Короленко, В дурном обществе.

2. Жизнь, бытие. Борьба за существование. Средства существования.— С первого дня вашего существования [вы] были окружены довольством. Писемский, Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына. Старуха зажилась и жила так долго, что, казалось, никогда не будет конца ее жалкому и нудному существованию. Бунин, Преображение. Небольшая рента, накопленная осторожным ростовщичеством, позволяла ей вести скромное, но вполне обеспеченное существование. Вс. Рождественский, Таинственный Бальзак. || Жизнь бездеятельная, лишенная цели, смысла, духовных интересов. Людьми, не понимающими жизни, жизнью называется существование. Л. Толстой, О жизни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В отличие от слова «бытие», слово «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как слово «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Для Баумгартена существование как экзистенция совпадает с действительностью (лат. actualitas).

Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека. Экзистенция — центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю и др.), обозначающая прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование. Так, согласно Хайдеггеру такое существование — экзистенция — относится к особому сущему — Dasein — и должно рассматриваться в особой экзистенциальной аналитике, в отличие от категориальной аналитики, применимой для других сущих.

Схоластика (см. Реализм (философия), Номинализм) усматривала в дуализме сущности и существования коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в Боге: существование вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением Бога.

Существование традиционно противопоставляется сущности. Сущность традиционно, начиная, как минимум, с эпохи Возрождения, исследуется научными дисциплинами. Традиционная наука пытается открыть сущность или субстанцию. Особенно в этом преуспела математика, для которой не так важно конкретное существование чего-либо, как возможности оперировать с сущностями. Вместе с тем, существование предполагает не отстранённый, абстрагированный взгляд на сущности, но делает акцент на их реальности. Таким образом, получается разрыв между абстрактными сущностями и экзистенциальной реальностью — существованием.

СУЩЕСТВОВА’НИЕ, я, ср. 1. только ед. Жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев. Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин. Покончить (земное) с. (умереть; книжн.). Отравить (всё) с. кому-н. (помешать кому-н. жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-н. жизнь несносной). Прекратить с. (перестать существовать, умереть). Жалкое с. Остаться без средств к существованию. || То, что имеется в наличии, что существует. Когда я начинал новый труд, я совершенно не помнил о существовании «Записок одного молодого человека». Герцен. В первый же год своего существования предприятие добилось больших успехов. Прекратить с. (перестать

2. То же, что существо во 2 знач. (книжн. редко). Умолкла Ольга Афанасьевна, а за нею умолк и весь дом, словно мгла опустилась на все эти бедные существования. Салтыков-Щедрин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

существова́ние

1. действие по значению гл. существовать; пребывание в мире, поддержание собственной жизни ◆ Но ежели же сегодняшний момент жизни есть только утро существования нашего рода и впереди стоят миллионы миллионов лет… Какая же голова в конце этого долгого века будет в силах выучить и удержать в памяти всё, что случилось от доисторических времен? Н. С. Лесков, «Детские годы», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сегодня было торжество в Академии наук по случаю 150-летнего юбилея её существования. Д. А. Милютин, «Дневник», 1876 г. (цитата из НКРЯ)

2. бытие, жизнь, наличие ◆ Конечно, во всём борьба за существование, и другого принципа нет, это всем известно, но ведь все-таки… Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871-1872 г. ◆ Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? И. А. Бунин, «Окаянные дни», 1925 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Нужны были точные измерения для доказательства существования подобных явлений. Юрий Гуляев, Сергей Никитов, «Телемедицина третьего поколения в третьем тысячелетии», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

3. перен. бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни ◆ Ему было уже под сорок, и он вынужден был сознаться, что дальнейшее бродячее существование для него не по силам. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы», 1875—1880 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит существовать в философииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова спекулировать (глагол), спекулировал:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *