Что значит сугубо молиться
Русская Православная Церковь Московский Патриархат Крутицкая и Коломенская Митрополия Сергиево-Посадская и Дмитровская Епархия Клинское Благочиние Храм Воскресения Христова
Клин, Московская область
Сугубые прошения и молебны: особенности и отличия
Что такое сугубые прошения и молебны?
«Чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22)
– говорит Господь и Бог наш Иисус Христос со страниц Евангелия. С древних времен у христиан сложилась практика приглашать к совместной молитве священнослужителей. Сегодня мы расскажем Вам о разновидностях молитвенных прошений и их важности в жизни верующего человека.
Сугубое прошение
Так называется особая молитва к Богу во время Божественной Литургии о нуждах конкретного человека. Например, Ваш близкий сильно заболел или отправился в дальнюю поездку. Вы подаете в храм записку с именем на «сугубое прошение» с просьбой помолиться о болящем или путешествующем. Записка передается в алтарь, где священник читает ее на проскомидии во время молитвы. Позже дьякон выходит к Царским вратам на сугубую ектенью и приглашает всех верующих в храме присоединиться к молитве о следующих прошениях. Сугубое прошение имеет огромную силу, ведь вместе молится вся Православная Церковь: и святые, и живущие в наши дни христиане.
Слово «сугубая» означает «удвоенная», а ектенья – это общее название прошений священника к Богу от имени всех прихожан храма.
В сугубых прошениях молятся о духовных и житейских нуждах.
Подать записку на Литургию с сугубым прошением можно в церковной лавке православного храма. Записку можно подавать только за крещеных людей. О некрещеных, инославных, иноверных и атеистах Церковь молится особым образом вне Литургии.
Молебен
Но кроме сугубых прошений на Литургии существуют и частные богослужения. В православной традиции они получили название молебнов и совершаются по просьбе верующих священником. У человека есть возможность попросить Бога о помощи в житейских вопросах, возможно, не касающихся спасения души.
Обычно молебен служится утром после Литургии или днем, между богослужениями. Священник выходит на середину храма к аналою с иконой и начинает читать вступительные молитвы. Ему может помогать в совершении молебна хор, также батюшка может служить один. После вступительных молитв совершается чтение канона, посвященного Богу, Пресвятой Богородице, святым или значимому христианскому событию. В завершении чтения священник зачитывает записки с именами, поданными на молебен и окропляет всех молящихся святой водой.
И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.
Чаще всего люди молятся об исцелении, поиске работы, успехах в учебе и делах, решении судебных споров или о прояснении непростой жизненной ситуации. Молебен можно считать дополнительной молитвой, но совсем не второстепенной. Христианин призван непрестанно молиться, и это касается и его насущных просьб.
Чудеса веры
Искреннее прошение с верой исполняется быстро и действует вопреки всем законам человеческой логики. Известны случаи, когда люди выздоравливали от тяжелой болезни или же их жизнь кардинально менялась.
Чудесная история произошла с киевлянкой Ниной несколько лет назад. Женщина заболела раком и проходила тяжелое лечение с применением химиотерапии. Ей приходилось пить гормоны. Нина начала посещать богослужения в Киево-Печерской Лавре. Многие священники прониклись горем больной и каждые вторник и четверг на молебнах поминали женщину. Нина начала жить церковной жизнью и участвовать в таинствах. Спустя три года после болезненного лечения врачи с удивлением поставили диагноз: полностью здорова. С тех пор Нина стала постоянной прихожанкой Лавры. Она убеждена, что здоровье ей вернул Господь.
Михаил (имя изменено) провел в тюрьмах не один срок. Страдал недугом пьянства. Брак Михаила распался. В тюрьме он пришел к вере и, выйдя на свободу, уговорил жену с дочерью вместе с ним провести несколько недель в монастыре. Мужчина посещал все богослужения, а на молебнах Богородице просил устроить его непутевую жизнь. Обстоятельства менялись на глазах: пропала тяга к спиртному и сигаретам, а с семьей мужчина воссоединился. Сегодня Михаил отец уже 4 детей и примерный семьянин-трезвенник.
Молиться Богу можно о любой доброй просьбе. Вот некоторые из них:
— об этом люди просят, когда возникают проблемы в семье или трудности с выбором спутника жизни. Обычно о любви и успешном браке молятся Богородице, Матроне Московской, Николаю Чудотворцу, Петру и Февронии.
— обычно перед иконой Богородицы «Прибавление ума», к Сергию Радонежскому и Татиане Римской родители молятся о хорошей учебе детей, о благополучной сдаче вступительных испытаний и о поступлении в ВУЗ.
— заказывать молебны можно и в ситуациях, когда начались проблемы с доходом или человек вовсе потерял работу и не может найти новую. В таких случаях молятся Господу, Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому.
— подобные молебны верующие заказывают, когда у детей или внуков начинаются проблемы в жизни. Родители обращаются к Господу, Богородице и Матроне Московской.
— медицина не называет аборт детоубийством и не предупреждает о печальных его духовных и физических последствиях для женщины. Раскаявшиеся в содеянном люди могут просить у Бога прощения и молиться Господу, Богородице и Ксении Петербургской.
— обычно верующие просят у Бога помощи перед началом нового дела, большого проекта и в решении текущих вопросов, когда появляются сложности или препятствия. В таких случаях молебны заказывают Матроне Московской, Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому.
— чаще всего о Боге человек вспоминает во время болезни и обращается к Нему за помощью в выздоровлении. Исцеления от недугов – наиболее распространённые чудеса Господа, исполненные по молитвам верующих. Во время болезней люди молятся Богородице, Матроне Московской, Луке (Войно-Ясенецкому) и целителю Пантелеимону.
— с точки зрения Церкви сложно провести разделительную грань между психическим расстройством и одержимостью. В ситуациях, когда возникает подозрение, что близкий человек находится под воздействием потусторонних сил, а не болезни, люди обращаются к Богу с просьбами о помощи. В подобных случаях обычно молятся Господу, Богородице, архангелу Михаилу, Луке (Войно-Ясенецкому), человеку Божьему Алексию.
ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ
Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна.
Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй.
Ряд дьяконских возглашений, составляющих сугубую ектению литургии оглашенных, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем (рцем – скажем).
Хор на каждое прошение дьякона от имени всех молящихся отвечает троекратным пением: Господи помилуй.
Следующими затем двумя дьяконскими возглашениями Церковь призывает нас к молитве покаяния, к молитве о прощении нам грехов. Первое из них: Господи Вседержителю Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй, – взято из молитвы Манассии, царя Иудейского. Он был идолопоклонником и покровителем идолопоклонства, но в плену у ассирийского царя восчувствовал свою вину перед Богом и свое раскаяние выразил в молитве, начинающейся словами: Господи Вседержителю Боже отец наших ( 2Пар. 20, 6 ). Второе возглашение: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй ( Пс. 50, 1 ), – заимствовано из псалма, написанного царем Давидом во свидетельство его раскаяния в грехах против шестой и седьмой заповедей.
Затем следуют возглашения, призывающие нас к молению о наших ближних, живых и усопших.
Рассмотрим сугубую ектению.
2. О Христолюбивом воинстве. Как известно, в состав армии нашего государства входят не только христиане, но также язычники, мусульмане, иудеи. Следовательно, когда все воинство именуется христолюбивым, это именование правильнее разуметь не о всех военных людях в строгом смысле, а только о всех христианских воинах, составляющих большинство в составе войска нашей державы.
3. О братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем. Речь идет не вообще о членах церковного причта во всей Вселенской Церкви, – ибо в этом смысле было уже возглашение (о Святейшем Патриархе), – но местном, приходском, или монастырском духовенстве.
4. Об усопших православных христианах. Между ними сначала достойно и праведно упоминаются лица, имевшие особенное значение для всей Русской Православной Церкви, например, блаженные и приснопамятные святейшие Патриархи; благочестивые (т.е. православные) цари и благоверные царицы, потом лица, приснопамятные для местной приходской церкви или обители, – каковы создатели храма; наконец, все почившие отцы и братия, зде лежащие и повсюду православные. Отцы – это наши предки, братия – это наши современники, скончавшиеся на нашей памяти.
5. О плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся и (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе (от Господа) великия и богатые милости. Плодоносящие – это те, которые снабжают святой храм всем потребным для богослужения (вином, елеем, фимиамом, свечами) или жертвуют деньги для приобретения этих веществ; добродеющие ( καλλιεργουντεξ – украшающие) – это те, которые жертвуют непосредственно на украшение храма, на поддержание в нем благолепия. Труждающиеся – это работающие при храме, его стерегущие, наблюдающие за чистотой и т.п. 46 Поющие – это не только принадлежащие к чину певцов, но и миряне, помогающие им в пении.
В начале сугубой ектении священник в тайной молитве просит Бога, чтобы Он принял от Своих рабов это прилежное моление ( εκτενην ικεσιαν ), к которому призывает ектения, и ущедрил всех, чающих от Него богатой милости. Ибо Ты, – велегласно возглашает священник, – милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Это заключительное возглашение относится к тайной молитве священника, хотя произносится после ектении.
Вслед за сугубой ектенией полагается особая ектения об усобших, с произношением их имен, которая, впрочем, возглашается не всегда, а только в случае, если будут о усопших приношения (Служебник), т.е. если потребуется особенное о них поминовение. Затем следует ектения об оглашенных.
Оглашенные, т.е. лица, которые были приготовляемы к крещению посредством оглашений или устных наставлений, с III века разделялись, по степени их успехов в принятии этих наставлений, на так называемых слушающих, коленопреклоняющихся и ищущих крещения. K первому разряду принадлежали лица, только что вступившие в число оглашенных. Слушающими они назывались потому, что на литургию были допускаемы к слушанию чтения из Священного Писания и следующих за ним поучений. Затем они были удаляемы из храма вместе с язычниками и иудеями, после возгласа дьякона: да никто из слушающих, да никто из неверных. Оглашенные дальнейших двух степеней, после выхода слушающих, оставались в храме для выслушания особенных за них молитв и для получения от предстоятеля благословения, и затем также были высылаемы дьяконом. Сперва были произносимы молитвы о коленопреклоняющихся, называемых так потому, что они были обязаны выслушать их стоя на коленах, и, наконец, об ищущих крещения или просвещаемых (елицы ко просвещению). Наряду с оглашенными этих двух степеней были удаляемы бесноватые и кающиеся второй степени (несущие епитимию грешники), известные под именем слушающих. После выслушивания особых о них молитв и принятии благословения они также покидали храм. Из литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста были исключены молитвы за бесноватых, вероятно, потому, что с IV века они составили собой особое чинопоследование, и заклинание бесноватых было поручено особым лицам, которые под именем заклинателей занимали особое положение в клире, с особым посвящением на свою должность. Также были исключены молитвы за кающихся, потому что еще при предшественнике святителя Иоанна Златоуста публичное покаяние было заменено частной исповедью перед одним священником. Из молитв же об оглашенных в составе современного чинопоследования литургии были оставлены только те, которые непосредственно относятся к оглашенным коленопреклоняющимся, а молитвы за оглашенных последней степени – елицы ко просвещению, отнесены к Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в Святую Четыредесятницу, в продолжение которой они готовились к принятию крещения в день Пасхи.
Молитвы об оглашенных, удержанные в современном составе литургии, содержатся в ектении об оглашенных и в тайной молитве священника.
В ектении дьякон приглашает сперва самих оглашенных помолиться о себе: помолитеся оглашеннии Господеви; потом обращается к верным: вернии о оглашенных помолимся,– и указывает, чего именно надо просить у Бога для оглашенных. Мы должны просить у Бога: да помилует их, т.е. чтобы простил им все грехи, совершенные ими вне общения с Церковью; да огласит их словом истины, т.е. чтобы сделал их внимательными к учению истины; да открыет им Евангелие правды, т.е. чтобы дал им уразуметь и с убеждением принять ту евангельскую истину, что наше оправдание зависит единственно от благодати Божией, даруемой нам по вере в искупительные заслуги Иисуса Христа, вере, разумеется, живой и деятельной; да соединит их святей Своей соборней и апостольской Церкви посредством Таинств. Потом дьякон возглашает: заступи, спаси, помилуй и сохрани их Боже Твоею благодатию, – и повелевает оглашенным преклонить главы в знак смирения и преданности, с которыми они должны ожидать милости Божией, испрашиваемой для них в эту минуту священником в тайной молитве.
Затем дьякон повелевает оглашенным выйти из храма: елицы оглашеннии, изыдите. Почему в настоящее время на литургии положено молиться об оглашенных, хотя в храме они не присутствуют? Потому что этого требует долг христианской любви. Действительно, во время богослужения мы не видим среди нас оглашенных, но мы твердо знаем, что пока трудами христианских миссионеров и проповедников утверждается и распространяется христианство, всегда будет множество оглашаемых словом евангельской истины и ожидающих через крещение соединения с Церковью Христовой. Их удаленное местонахождение не должно препятствовать нам молиться за них. Для христианской любви нет преград в расстояниях и в недостатке личного знакомства. Притом мало ли между нами новорожденных, еще не крещеных, но уже вступивших в разряд оглашенных через наречение им христианского имени? Пусть мы не присутствуем при обряде этого наречения и при огласительных молитвах, читаемых над ними перед совершением Таинства Крещения, но молиться о них обязаны, как о вступающих в духовное с нами родство во Христе Иисусе Господе нашем. И когда же уместнее исполнить этой долг, как не во время литургии, когда дьякон возглашает: вернии, о оглашенных помолимся. Молитвы об оглашенных могут быть также применены к лицам, которые хотя внешним образом и принадлежат к Православной Церкви, как принявшии в ней крещение, но которые, вследствие беспечности как их самих, так и их родителей и восприемников, незнакомы даже с начатками христианского учения или отлучили себя от Церкви неверием и суемудрием. На нас лежит долг молиться обо всех них, как об оглашенных, чтобы Господь просветил их светом истины, дал им уразуметь их духовную бедность и слепоту, отвратил их от заблуждения и соделал их послушными чадами Святой Православной Церкви.
Но в каком смысле положено на литургии приглашать самих оглашенных молиться о себе и повелевается им преклонить главы и удалиться из храма? Если об оглашенных можно молиться в их отсутствие, то такое приглашение и повеление не совсем понятно без их личного присутствия. Но, во-первых, ничто не препятствует верным, когда оглашенные не присутствуют в храме лично, молиться и преклонять главы от их лица, подобно тому как восприемники, когда совершается последование оглашения их крестных детей, от их лица отрекаются от сатаны, сочетаются Христу, произносят за них Символ веры и поклоняются Христу как Царю и Богу. Во?вторых, никто из нас, именуемых верными, не может по совести сказать, что сохраняет совершенную верность Христу и Его Святой Церкви и в духовном отношении превосходит оглашенных. Поэтому не только к оглашенным, но и к себе самому каждый, признавая себя не лучше оглашенного, должен относить напоминание оглашенным, молиться и преклонить главы. Даже повеление оглашенным удалиться из церковного собрания пусть каждый прилагает к себе, как напоминание, что он или действительно должен удалиться в притвор или на паперть, если впал в тяжкие грехи, либо имеет вражду на ближнего, – или оставаться в храме со смиренным сознанием, что недостоин быть в нем, с чувством сердечного сокрушения о своих грехах, подобно мытарю, стоявшему в храме издалеча и несмевшему поднять очей на небо.
Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 115.
Другие толкователи под труждающимися ( κοπιοντεξ ) разумеют тех, которые в древней Церкви или доброволь но, или по поручению Церкви принимали на себя обязанность готовить могилы для умерших, особенно же погребать тела мучеников, а также безродных и убогих. Мы не находим нужным при объяснении этого слова отступать от общепринятого у светских и духовных писателей его значения ( 1Фес. 2:9, 5:12 ; 2Фес. 3, 8 ) и предпочитать ему исключительное, тем более что чин погребателей давно не существует.
Вот русский текст этой молитвы: «Господи Боже наш, живущий на Небесах и призирающий на все дела Твои, призри на рабов Твоих оглашенных, преклонивших шеи свои перед Тобою, и дай им легкое ярмо, соделай их почтенными членами Святой Твоей Церкви и удостой их бани возрождения, отпущения грехов и одежды нетления, к познанию Тебя, истинного Бога нашего. Вслух: чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, сегодня и непрестанно и во веки веков. Аминь».
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Сугубая молитва. Можно ли отмолить детоубийство и наркоманию
Духовник Патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) часто практикует сугубую молитву как «личную беседу с Господом», прося во время её о даровании помощи нашему народу и Отечеству.
Обычно его молитвенная просьба приводит к тому, что наша страна преодолевает те трудности, с которыми она встречается, какими сложными они не были. Верующим же сугубая молитва может помочь в особо сложных ситуациях, когда никакая другая молитва сделать этого не может.
Поэтому если у Вас случилась беда, и вы не знаете что делать, стоит помолиться таким образом.
Сугубая молитва — это часть ектении, но не её разновидность
Сугубая ектения не признаётся молебном, но может входить в его последование. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.
Екетиния входит, в качестве одной из главных составных частей богослужения, в состав большей части богослужений в православной церкви. Сугубая екетиния или сугубая молитва служиться наряду с такими видами екетинии как:
Екетинию читают только в церкви. Делает это обычно диакон, хотя иногда прочесть такую молитву может и священник, в том случае, когда штатный диакон в штате церкви не предусмотрен.
Чтение екетинии в Греческой церкви присутствовало исторически, и только в Русской Церкви специально содержался диакон для такой службы.
В настоящее время екетинию чаще всего читают всё-таки священники, так как далеко не всех храма имеются диаконы.
Это абсолютно ничего не меняет. Дело в том, что только Господь по молитве даёт помощь. Именно на него необходимо уповать, только так можно спастись.
Екетиния читается на амвоне, стоя лицом к алтарю
Диакон или священник читает екетинию, стоя на амвоне лицом к алтарю. Такое молитвенное обращение всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. Обычно на екетинии различают четыре разных аккламации:
Видео: Сугубая екетения. Подворие Московской Патриархии гр. София. На первой секунде видно, как священник служит, обратясь лицом к престолу.
Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет «Господи, помилуй», «подай, Господи» или «Тебе, Господи».
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием вполголоса (тайно) читаемой во время ектении молитвы.
Сугубая молитва — это один из видов частного молебна
В православной церкви под сугубой екетинией понимают усиленную молитвенную последовательность прошений. Само слово «сугубити означает «усиливать», «удваивать». Оно предполагает усиленное моление.
Оно содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих.
4 октября 2018 года прошёл молебен перед частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя. В отличие екетинии молебен краток
Что же касается сугубой молитвы, то молебен ― это один из видов частного богослужения. Он краток и носит просительный или же благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Екетиния же длительное молитвенное обращение к Богу и её могут читать несколько часов.
Молебны различаются на общие и частные. Для первых характерно совершение их в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
Что же касается частных молебнов, то они совершаются по просьбам отдельных лиц, например, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья.
На сугубой молитве Господа просят о помощи в особо сложных случаях
Обычно сугубое моление происходит на божественной литургии, так как такая форма молитве наиболее эффективна. При этом диакон или священник молится о здравии и упокоении тех, за кого произносится эта треба. Обычно специально или сугубо просят Господа о решении какой-либо конкретной проблемы.
Обычно сугубые молебны заказывают о:
Протоиерей Александр Ильяшенко на сайте чудотворная молитва говорит о том, что сугубый молебен проводиться на литургии. Иногда достаточно одной службы, но обычно длительность такого моления определяется степенью сложности тех проблем, которые требуют решения.
Обычно, для положительных изменений рекомендуется совершать сугубые молитвы в течение 12-40 литургий. Но иногда (в тяжелых духовных ситуациях) сугубые молитвы творятся на протяжении полугода и даже года.
Заказавший сугубую молитву должен сам присоединиться к молитвенному деянию
Духовными правилами жизни христианина в любом случае должна стать постоянная работа над собой. Именно поэтому заказавший сугубую молитву обязан присоединится к молитвенному деянию. Дело в том, что, не трудясь духовно, невозможно спастись. Пренебрежение правилами духовной жизни может привести к духовной смерти.
Освящение квартиры. Освящение квартиры или дома — это одно из тех действий, которые необходимо выполнить в качестве сопровождения сугубой молитвы
Именно поэтому заказанные сугубые молитвы необходимо сопровождать следующими действиями:
Очень часто причиной грехов и проблем живых являются не отмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена. Поэтому желательно одновременно заказывать о них сорокоуст и Псалтирь на 40 дней. Кроме того, также стоит заказать панихиды об усопших. Такое молитвенное делание оказывает значительную помощь при чтении сугубой молитвы.
Как правильно заказать сугубую молитву о здравии
На сугубой молитве можно вспоминать как и живых и усопших, так как поминая мертвых мы помогаем живым. Что же касается наиболее распространенных молитв, то чаще всего заказывается молитва о здравии.
При этом необходимо помнить, что во время молитвы нужно не обращаться только с просьбами, но и благодарить Бога. Дело в том, что одновременно с заказанной стоит творить и собственную молитву дома.
Церковные записки. Все записки на сугубую молитву подаются до начала службы
Записки на сугубую молитву о здравии подают до начала службы. Подавать записки можно только о здравствующих. По церковным уставам, сначала пишутся имена святых, церковных руководителей, потом упоминаются родители, пишется свое имя, детей, супругов, родственников — все в родительном падеже.
Они позже читаются дьяконом. Молитвы о здравии этих людей произносятся священником стоя перед престолом. Кроме того, о здравии также заказывается сорокоуст.
Заказ сугубых молений, произносимых диаконом или священником, в соответствии с церковным уставом, производится только за тех верующих, которые постоянно ходят в храм и участвуют в таинствах (исповедуются и причащаются).
В иных случаях лучше заказать молебен за здравие. Его отслужат независимо от литургии, в храме или дома, в отличие от сугубой молитвы или же екетинии.
Текст молебна (сугубой молитвы) разный
Несмотря на то обстоятельство, что сугубую молитву можно заказать в православном храме или монастыре, тест молебна можно произносить своими словами. Обычно молящийся или же священник просит о помощи Богородицу и святых, хотя можно обратиться прямо к Господу.
При этом во время ектинии молитва обычно начинается со слов: «Господу помолимся».
Учение о православном богослужении. Протоиерей Василий Михайловский. 1906 год. Тесты сугубой молитвы можно найти в специальной церковной литературе
Текст сугубой молитвы:
Рассуди Господь меня с (перечисление или краткое описание жизненной ситуации, суть просьбы). Покажи дорогу верную, вразуми меня и наставь. Даруй, Господи, здравие и терпение.
Помоги недужному и укрепи здравствующего. Дай хлебов голодному и наполни состраданием сытого. Не оставь детей своих в трудный час и меня, раба своего (имя собственное), среди прочих.
Нет превыше веры моей, нет превыше моего смирения, но есть горе в миру многое и страдания. Средь забот великих о страждущих укрепи мой дух и даруй мне дождаться мига славного, лицезрения вспомощевания, аминь».
Церковные требы заказываются только в православном храме или же монастыре
Необходимо помнить, о том, что церковные требы заказываются только в православном храме или же монастыре. Дело в том, что исполнять их может только священник. Только он может совершить таинство, например, освящение воды. Верующий же, не имеющий священнического звания, может дома помолиться самостоятельно.
Кроме того в храм или монастырь стоит обратиться и потому, что молитва в них возноситься постоянно. Так некоторых монастырях служба ведётся круглосуточно. В результате сугубая молитва будет твориться 7-12 литургий и даже 40 дней. Естественно, что в домашних условиях это повторить нельзя.
Священник читает «Сорокоуст». Сугубая молитва может читаться как одну литургию, так и сорок
Необходимо при этом отметить, что многие церковнослужители говорят о том, что часть паствы относиться к заказным молебнам неправильно. Для православных христиан неприемлема ситуация, когда молитва заказывается как товар.
Храм или монастырь — это не магазин. Молитва, о которой просит заказавший её человек, не принесёт пользы тогда, когда не работает духовно над собой. Необходимо молиться, каяться причащаться, тогда Господь быстрее ответит на молитвенную просьбу, выраженную в сугубой молитвенной просьбе.
Плата за заказанные молитвы — это пожертвование, а не цена услуги
Обычно в монстырях или храмах за чтение сугубой принято приносить пожертвование. Обычно размер такого пожертвования следующий: поминовение на проскомидии о здравии и упокоении (с выниманием частички):
Все монахи и священники живут на пожертвования верующих.
Такое положение часто становиться предметом критики со стороны неверующих и новообращённых членов Церкви. В этом случае необходимо помнить всегда о том, что Православная Церковь имеет как невидимую, духовную сторону, так и видимую, физическую.
С духовной стороны пожертвование, именно пожертвование, а не плата за услугу — это милостыня. Все монахи и практически все священники живут на такую милостыню.
Проповедь Христа. Рембрандт Хармес ван Рейн. Господь призывал подавать милостыню. Жертва на храм ― это та же милостыня в духовном смысле. В практическом ― взнос верующего на содержание храма и клира
Говоря о такой духовной стороне, Господь сказал:
«Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»
Таким образом, жертвуя в храме или монастыре человек, совершает добродеяние.
Что же касается практической стороны дела, то члены церковной общины обязаны благоустраивать свой храм и обеспечивать насущные нужды его клира, для того, чтобы в нём не прекратилось богослужение.
Об этом многие забывают. Для такого содержания необходимо свечи, необходимо платить за электричество, приобретать церковное вино для Таинства Евхаристии и т.д. Если приход богатый и жертвует большие суммы на эти нужды, размер пожертвования после совершения церковных треб станет минимальным.