Что значит судно в балласте
Балласт – это слово, которое имеет несколько оттенков толкования, хотя и тесно связанных между собой. Данная лексема имеет широкое употребления во многих областях. Например, в морском деле, в авиации, на железной дороге. Сведения о том, что это (балласт), можно почерпнуть из предлагаемого обзора.
Словарное толкование
Как правило, в словарях дается следующая характеристика значения слова «балласт». Это груз, который служит для таких целей, как регулировка глубины погружения подводных лодок, высоты полета летательных аппаратов, которые легче воздуха.
В переносном смысле
В этом значении балласт – это то же самое, что обуза, то есть то, что отягощает, но не приносит пользы.
На железной дороге
В железнодорожном путевом хозяйстве речь идет о минеральном сыпучем материале, который используется для сооружения верхней части путевого строения, так называемой балластной призмы.
В технике
Здесь балласт – это балластное сопротивление. Это такое сопротивление, которое включается в цепь как некоторая постоянная нагрузка тогда, когда для нормальной работы требуется протекание в цепи определенного тока.
Происхождение
В заключение изучения вопроса о том, что означает слово «балласт», для лучшего понимания стоит рассмотреть его этимологию. По мнению исследователей, оно происходит от северогерманского существительного barlast. Последнее образовалось путем соединения двух слов: прилагательного bar, что значит «голый», и существительного last, обозначающего «груз».
В русском языке слово впервые обнаруживается на страницах изданного Петром Великим в 1720 году Морского устава. Считается, что оно является заимствованным из нидерландского языка, будучи образованным от существительного ballast.
Значение слова « Балласт »
В словаре Даля
м. груз, огрузка, пустогруз; чугунные слитки, балластины, каменья, галешник, песок и пр., погружаемые в трюм (в мурью, на дно) судна, кроме товаров, для должной осадки и устойчивости его; | посему балластом называют всякую лишнюю, никуда не нужную, как вещь, тяжесть. Судно пришло с балластом, без груза, порожнем. В этой книге много балласта. Балластовый, балластный, относящийся к балласту, к пустогрузу, огрузке; балластить судно, сгружать, класть огрузку. Бейласт немецк. на купецких судах, небольшое количество товара, которое дозволяется грузить, за свой счет, шкиперу или матросам; пригрузок, собинка.
В словаре Ожегова
В словаре Фасмера Макса
балла́ст
впервые в Морск. уставе 1720 г.; см. Смирнов 54; Христиани 40. Заимств. из голл. ballast или нж.-нем. ballast, откуда также англ. ballast; см. Клюге-Гётце 35; Хольтхаузен, EW 13.
В словаре Д.Н. Ушакова
БАЛЛА́СТ ала, балласта, мн. нет, ·муж. (·англ. ballast).
1. Груз, обеспечивающий равновесие и посадку судна ( мор. ).
| Мешки с песком для регулирования высоты полета аэростата.
| перен. Лишний, бесполезно обременяющий груз (·книж. ). Балласт ненужных знаний. Исключен из партии как балласт.
2. Щебень или песок, употр. на постройку верхней части ·ж.-д. полотна для укрепления шпал (·ж.-д. ). Платформы, груженые балластом.
В словаре Синонимов
бремя, лишнее, негодное, препятствие, обуза; тяготы, ноша, тяжесть
В словаре Энциклопедии
(нидерл. ballast). 1) груз (вода, песок и т. д.), помещаемый на судно для улучшения его мореходных качеств…2) Груз для регулирования подъемной способности воздухоплавательного аппарата (напр., аэростата)…3) Слой в виде узкой подушки из сыпучих материалов (щебень и др.), укладываемый на земляное полотно железнодорожного пути.
В словаре Синонимы 4
балластовыгружатель, балластоочиститель, бремя, газобалласт, ноша, обуза, тяжесть
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
В словаре Словарь иностранных слов
1. Специальный груз для обеспечения правильной осадки и остойчивости корабля, для регулирования высоты полета аэростата. Сбросить б.
2. перен. То, что излишне отягощает, обременяет кого-что-нибудь Сократите штаты, избавьтесь от балласта.
Балласт на надводных плавучих средствах
Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёллые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны (в торговом флоте их называют балластными танками).
Содержание
Общепринятые виды балласта на плавучих средствах
Случаи операций с жидким балластом.
Также суда принимают или откатывают жидкий балласт в порту или в море имея цель:
Виды жидкого балласта и операции с ним согласно Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ 73/78.
Согласно Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря МАРПОЛ 73/78 существуют определённые правила сброса жидкого балласта за борт и разделение балласта на следующие виды:
Существуют определённые международные правила и требования для производства замены балласта в море, в порту.
Любые операции с балластом (откатка или приём балласта) должны записываться в специальный «Журнал балластных операций». Для замены балласта создаётся график замены балласта по танкам с предварительными расчётами по остойчивости (а для очень больших судов и по прочности) и заполняются специальные международные бланки с указанием способа, места замены балласта, его количества и прочими данными.
БАЛЛАСТИРОВКА СУДНА
Смотреть что такое «БАЛЛАСТИРОВКА СУДНА» в других словарях:
БАЛЛАСТИРОВКА — принятие на судно балласта с целью придания ему надлежащих мореходных качеств, необходимость чего может возникнуть как при плавании судна порожнем, так и при плавании с полным грузом. При плавании порожнем Б. может быть вызвана необходимостью… … Морской словарь
БАЛЛАСТИРОВКА — судна приём балласта для придания судну необходимой остойчивости и посадки. Для увеличения остойчивости балласт принимается в низкорасполож. цистерны и отсеки, вследствие чего понижается центр тяжести судна, высокое положение к рого может быть… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Балластировка — Пример инструмента для учета влияния переменных нагрузок на остойчивость Балластировка придание кораблю (судну) необходимых мореходных качеств: остойчивости, ходкости, управляемости … Википедия
Балластировка — ж. 1. Загрузка морского, речного и т.п. судна балластом [балласт I 1.] с целью придания ему устойчивости. 2. Покрытие железнодорожного полотна балластом [балласт I 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Случаи Аварийные На Морском Транспорте — кораблекрушение, авария, происшествие в результате стихии (бури, шторма, урагана, цунами, обледенения и пр.) или иных причин, например, человеческого фактора ошибок в расчетах при проектировании и строительстве или технической эксплуатации судов … Словарь бизнес-терминов
АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ — Кораблекрушение, авария, аварийное происшествие в результате морских опасностей (бури, шторма, урагана, цунами, обледенения, подводных рифов и др.), или иных причин (человеческого фактора ошибок в расчетах при проектировании и строительстве или… … Экономика и страхование : Энциклопедический словарь
Балластные системы
Содержание
Балластными называют группу судовых систем, предназначенных для приема, транспортировки и выкачки водяного балласта (забортной воды) при изменении осадки, дифферента и крена судна. К ним относятся:
На большинстве морских судов функции всех этих систем выполняет одна балластная путем соответствующего распределения балласта по балластным цистернам.
Балластная система
Балластная система предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт. Морские суда принимают водяной балласт для получения осадки, обеспечивающей надлежащие мореходные качества в порожнем — балластном — переходе (танкеры, рудовозы и другие суда, совершающие рейсы без груза), для обеспечения необходимой остойчивости при перевозке грузов на верхней палубе (лесовозы, контейнеровозы), для создания правильной посадки судна на ровный киль или с небольшим — не более 0,025— 0,030 L — дифферентом на корму по мере расходования судовых запасов. Для приема водяного балласта на судах используют отсеки двойного дна, пики и диптанки. На танкерах балласт принимают в грузовые и специальные балластные танки, а на рудовозах, для уменьшения в балластном переходе избыточной остойчивости, ухудшающей качку, — в подпалубные цистерны. На сухогрузных и пассажирских судах количество водяного балласта достигает 25—30, а на танкерах 35—50 % водоизмещения судна.
Принимают балластную воду в цистерны, расположенные ниже ватерлинии, самотеком через днищевые или бортовые кингстоны, либо с помощью балластных насосов; удаляют водяной балласт только насосами. Балластную систему оборудуют на всех судах и для обеспечения резерва соединяют с осушительной. Приемные отверстия кингстонов (рис. 8.12) должны быть защищены от обмерзания и засорения. Обычно в балластных системах используют центробежные или поршневые насосы производительностью 100—400 м 3 /ч при напоре 15—20 м вод. ст. Производительность насосов выбирают так, чтобы обеспечить прием (или удаление) балласта из наибольшей цистерны не более чем за два часа, а всего балласта — за шесть—восемь часов. На танкерах, имеющих чисто балластные цистерны, наряду со специальными балластными используют и грузовые насосы. На всех судах кроме основного специального балластного насоса предусматривают резервные, в качестве которых используют осушительные, пожарные и др.
Балластный трубопровод прокладывают, как правило, в двойном дне. Наиболее удобен для этой цели коридор, образуемый на некоторых судах в междудонном пространстве, обычно вдоль вертикального киля. Балластные насосы, располагаемые в МКО (на танкерах — в насосном отделении), объединяют кольцевой магистралью, от которой через распределительные коробки с запорными клапанами в каждую балластную цистерну отводят отдельный трубопровод (рис. 8.13). Трубопровод, идущий в форпик, должен иметь расположенный в форпике разобщительный клапан, управляемый дистанционно с поста, находящегося выше палубы переборок.
Балластный трубопровод изготовляют из стальных бесшовных оцинкованных или футерованных полиэтиленом труб, диаметр которых, определяемый расчетом в зависимости от емкости цистерн, достигает на супертанкерах 400—500 мм. На тех танкерах, где для приема водяного балласта используют грузовые танки, а также на судах, у которых балласт принимают в порожние топливные цистерны (на новых судах, как правило, это не допускается), на отливном трубопроводе необходимо устанавливать сепаратор трюмных вод. Отливной трубопровод выводят за борт выше грузовой ватерлинии на 200—300 мм и заканчивают захлопкой, пропускающей балластную воду за борт, но препятствующей попаданию забортной воды внутрь. Управление насосами и арматурой балластной системы — централизованное, дистанционное.
Дифферентная система
Дифферентная система предназначена для приема в цистерны, перекачки и удаления из них водяного балласта при дифферентовке судна. Ее предусматривают только на тех судах, которые по условиям эксплуатации часто меняют дифферент, например на ледоколах, использующих изменения дифферента для улучшения условий форсирования льда. Система состоит из двух цистерн, носовой и кормовой, общей емкостью около 5—12 % водоизмещения судна; объединяющего их трубопровода; перекачивающего реверсивного насоса и кингстонов — приемного и отливного. На некоторых судах для перемещения воды из одной оконечности судна в другую вместо перекачивания ее насосом применяют продувку сжатым воздухом. Иногда дифферентную систему делают по автономному принципу: носовую и кормовую цистерны не соединяют одним трубопроводом, а оборудуют автономными средствами приема и удаления воды (кингстонами, эжекторами или сжатым воздухом).
Креновая система
Креновая система предназначается для выравнивания крена. Ее оборудуют на ледоколах, которым для освобождения от сжатия льдами, а также схода с кромки льда или снятия с мели необходимо создать крен, а также на паромах и судах с горизонтальной грузообработкой для борьбы с креном, возникающим при перемещении грузов по судну во время грузовых операций (ее на этих судах называют антикреновой системой ).
Устройство креновой системы аналогично устройству дифферентной системы, если не считать, что креновые цистерны (объемом 5—8 % водоизмещения) расположены не в оконечностях судна, а в средней части (это позволяет создавать наибольший кренящий момент). Кроме того, у креновой системы больше диаметр переточных труб (до 700—1000 мм), и поэтому в качестве запорной арматуры применяют клинкеты и поворотные затворы.