Что значит субъективное время

Психология времени: есть ли жизнь между спешкой и скукой

Времени плевать на часы: иногда оно бежит, а иногда мучительно тянется. От чего зависит скорость проживания времени и можем ли мы получить контроль над его течением?

Все мы знаем, что время делится на минуты, часы, дни и месяцы: это время, которое кажется нам объективным измерением жизни, дополнением к трём измерениям пространства. Но есть и другое, субъективное время. Скучный рабочий день, ожидание в очереди или приём в кабинете дантиста порой длятся целую вечность, а выходные проносятся так быстро, что мы не успеваем заметить. Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но в счастье ли тут дело?

Благодаря теории Эйнштейна об относительности мы знаем, что единого и абсолютного времени нет: оно может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в какой системе отсчёта мы находимся. В зоне притяжения массивной звезды время течёт медленнее, чем в открытом космосе, а за горизонтом событий чёрной дыры практически останавливается. Пространство не отделено от времени. Это разные измерения одной и той же реальности.

Читайте также :

Почему в одних ситуациях время мучительно тянется, а в других пролетает с головокружительной скоростью? Очевидно, здесь нам понадобится иная, психологическая теория относительности.

Благодаря такой теории мы могли бы сознательно воздействовать на своё переживание времени и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, не прибегая к помощи медицины или фармакологии. Ведь «внутреннее» измерение времени для нас гораздо важнее того, что показывают часы и календари. Именно в нём мы обитаем, а с календарями лишь соотносим свою жизнь, чтобы не потеряться в обманчивых ощущениях.

Что значит субъективное время

Набросок теории субъективного времени попытался предложить психолог Стив Тейлор в работе «Покорение времени». Его теория сводится к двум основным принципам:

Дети перерабатывают чудовищное количество информации. Всё для них кажется новым и заслуживающим внимания. С возрастом внимание ослабевает: ощущение собственного тела, контуры предметов и текстуры поверхностей всё реже задерживаются в нашем сознании. Вспомните, когда вы в последний раз по-настоящему «видели» дома и прохожих по дороге на работу? Если что-либо становится привычным, мы перестаём обращать на это внимание. Как писал Уильям Джеймс, «каждый прожитый год превращает часть нашего опыта в рутину».

Читайте также :

Способность свежим взглядом смотреть на окружающий мир иногда пробуждается и у взрослых — например, во время путешествий. Поэтому, когда мы возвращаемся из поездки в другую страну, нам кажется, что прошло гораздо больше времени, чем на самом деле, и мы удивляемся, что вокруг по-прежнему ничего не изменилось. Для нас прошли месяцы, а для окружающих мы отсутствовали всего пару недель.

Дело тут именно в количестве информации, которую нам приходится впитывать. Другие запахи, цвета, правила поведения, другая манера разговаривать — всё это выбивается из привычных ходов мышления и потому задерживает на себе наше внимание. Мы уже не погружены в себя, а открыты новым впечатлениям. Время замедляется. День вмещает в себя столько событий, сколько, казалось раньше, он не может в себя вместить.

Эту закономерность можно продемонстрировать с помощью несложных экспериментов. Психолог Роберт Орнштейн ещё в 1960-е годы обнаружил взаимосвязь между временем и воспринимаемой информацией. Он показывал студентам различные изображения и рисунки, а затем просил оценить количество времени, которое занял процесс рассматривания. Участники, которым доставались самые сложные изображения, почти всегда завышали временной интервал.

Те, чьи рисунки располагались в случайном порядке, а не выстраивались в связную историю или логическую последовательность, тоже увеличивали оценку пройденного времени. Логика ускоряет восприятие, поэтому ускоряется и время. Отрывок из фортепианного концерта Рахманинова, скорее всего, покажется вам длиннее аналогичного отрывка из «Музыки для аэропортов» Брайана Ино. Даже если он идёт одинаковое количество времени, информации в нём будет гораздо больше.

Читайте также :

Поэтому многие склонны «убивать время» за просмотром телепередач, листанием ленты новостей или чтением романов. Казалось бы, во время чтения мы воспринимаем много информации — значит, время должно идти медленнее. На самом деле информационную насыщенность книги невозможно сравнить с насыщенностью даже получасовой прогулки. Во время чтения работает лишь малая часть нашего сознания. Прогулка (если мы внимательны к тому, что происходит), задействует гораздо больше наших чувств и ощущений, чем восприятие текста.

То же самое можно сказать о фильмах и телепрограммах. В состоянии пассивной сосредоточенности время бежит быстро, потому что мы не совершаем собственных действий и не получаем обратной связи от мира. Но сосредоточенность может быть и активной. Михай Чиксентмихайи назвал это состоянием потока или «оптимального переживания». Когда мы полностью погружены в своё дело, время перестаёт иметь значение. Оно будто бы растворяется.

Дело в том, что в состоянии потока растворяется не только время, но и эго. Каждому, вероятно, удавалось пережить моменты предельной сосредоточенности, когда ты есть то, что ты делаешь, и ничего больше. В эти моменты затихает привычная мысленная болтовня, которая обычно сопровождает любое наше действие. Эго — это и есть источник этой болтовни и хаотичной смены внутренних образов. Эго — рассказчик историй, который объясняет, кто мы такие и что здесь делаем, непрерывно судит вас и всех окружающих.

Читайте также :

Поэтому мы прокручиваем в голове ту резкую фразу, которую сказали вчера подруге, и думаем о том, что съедим сегодня на ужин. Именно эго виновато в том, о чём ещё в XVII веке сетовал философ Блез Паскаль: «Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам». Моменты растворения эго — это моменты, когда время уже не имеет значения. Всё, что у нас остаётся — это настоящее, которое находится в нашем распоряжении.

Некоторые мыслители уже давно обвиняют эго во всех смертных грехах и называют его патологической формой сознания. С этим трудно согласиться — совсем без эго мы жить всё-таки не можем. Без него мы бы превратились в психотиков, переживающих разрозненные мгновения и не знающих, как связать их в одну жизненную историю.

Эго лучше не уничтожить, а обуздать. Время от времени избавляться от мысленной болтовни и переживать опыт настоящего — значит сохранять контроль над собой и своим временем. Способов этого контроля множество: от ведения дневника до медитации.

Что значит субъективное время

Норвежский антрополог Томас Эриксен в книге «Тирания момента», посвящённой ускоренному темпу современности, перечислил некоторые формы дефицита, характерные для нашей эпохи, которая кажется временем изобилия. Эриксен считает, что сегодня нам особенно недостаёт следующих вещей:

С середины XX века экономический рост и новые технологии сделали работу гораздо более эффективной. Но, вопреки всему, у нас стало не больше, а меньше свободного времени. То, что остаётся от работы, заполняют развлечения и вездесущая информация. Как пишет Эриксен, «налицо все признаки того, что в эпоху информации невозможно додумать до конца ни одной мысли».

Читайте также :

Именно эго обеспечивает уверенность, предсказуемость и понимание того, кто ты в этом мире. И если сегодня нам недостаёт этих вещей, то наше эго не усилено, а ослаблено.

Выходит, что у нас не получится обрести контроль над своим временем только благодаря постоянным путешествиям или мечтам о возврате в невинное детство. Из теории психологической относительности следует, что восприятие времени зависит от количества воспринимаемой информации. Чем больше информации, тем больше времени — но при условии, что восприятие должно быть активным, а не пассивным.

Эта теория также утверждает, что источником субъективного времени является наше эго. Получив контроль над собственным эго, мы получим контроль над временем. И тогда, может быть, наконец перестанем метаться между спешкой и скукой. Оба эти состояния воспринимаются как негативные. Избавившись от них, можно подойти к оптимальному проживанию времени, когда часы тебя не подгоняют, но и не тяготят своей медлительностью.

Источник

ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ

Смотреть что такое «ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:

ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ — англ. time, subjective; нем. Zeit, subjektive. Специфика восприятия времени различными индивидами и группами, проявляющаяся в переживании темпа и ритма событий. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ВРЕМЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи. Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые… … Толковый словарь по психологии

Время психологическое — переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое внутреннее достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С.… … Философская энциклопедия

Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние. Содержание 1… … Википедия

ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Для культурологич.… … Энциклопедия культурологии

время — ВРЕМЯ как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным временем понимается последовательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… … Философская энциклопедия

Время (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Время (значения). Время (философское представление) анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном… … Википедия

Время (философское представление) — анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего». Время также можно представить в… … Википедия

Источник

ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ

Смотреть что такое «ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:

ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ — англ. time, subjective; нем. Zeit, subjektive. Специфика восприятия времени различными индивидами и группами, проявляющаяся в переживании темпа и ритма событий. ВЫБОР англ. choice; нем. Wahl. Отдача предпочтения ч. л. или к. л … Толковый словарь по социологии

ВРЕМЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи. Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые… … Толковый словарь по психологии

Время психологическое — переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое внутреннее достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С.… … Философская энциклопедия

Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние. Содержание 1… … Википедия

ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Для культурологич.… … Энциклопедия культурологии

время — ВРЕМЯ как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным временем понимается последовательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… … Философская энциклопедия

Время (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Время (значения). Время (философское представление) анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном… … Википедия

Время (философское представление) — анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего». Время также можно представить в… … Википедия

Источник

Объективное и субъективное время

Что значит субъективное время Что значит субъективное время Что значит субъективное время Что значит субъективное время

Что значит субъективное время

Что значит субъективное время

Субъективный аспект социального времени интенсивно изучает­ся психологами в целом ряде направлений в рамках общей темы «пси­хологическое время личности» (восприятие времени; переживание времени; изучение временной перспективы (1) и др.), хотя, как отме­чают эксперты, эти направления «мало связаны друг с другом» (1).

Изучение психологического времени личности включает в себя понимание времени жизни личности как единство прошлого, настояще­го и будущего, рассмотрения ритмов, интенсивности протекания таких процессов, как проявление самосознания, способностей, потребностей и в целом осуществления индивидуальной жизни и деятельности. 78

Субъективное восприятие, ощущение социального времени лежит в основе создания всевозможных культурно-исторических концепций (подробнее об этом в следующем параграфе), в которых время является одним из инструментов понимания сущности социальных явлений. Данное ощущение социального времени может удаляться или прибли­жаться к объективной ритмике протекания социальных явлений и лежит в основе (наряду с другими факторами) адекватности, истщности вы­двигаемых социальных теорий:

смены лунных фаз__месяц. Сутки связаны с циклом смены светлого и

темного времени. Время измеряется также секундами, минутами, часа­ми, неделями, десятилетиями, столетиями, тысячелетиями.

Своеобразным синтезом искусственных и естественных эта­лонов измерения социального времени являются попытки создания объяснительных моделей, которым приписывается статус природ­ных, естественных. В частности модель маятника как символ пе­риодического повторения и смены определенных природных и со­циальных состояний или естественная смена физиологических со­стояний организма (рождение, расцвет, увядание, смерть).

Так Н. Макиавелли принял за основу политического времени, по его мнению, естественный ритм укрепления и ослабления госу­дарства. В. Парето измерял социально-политическое время перио­дической сменой управленческой практики «львов» и «лисиц». При этом царствование «львов» ассоциировалось у него с социальным динамизмом, а «лисиц» со стабилизацией и экономическим упадком. Историк Г. Адаме выявил 12-летний период чередования тен­денций централизации и распыления энергии нации.

Что значит субъективное время

Следует отметить, что разделение социального времени на объективное и субъективное не..абсолютно. Поскольку, как мы

уже отмечали выше, влияние субъективного фактора на развитие социальных процессов огромно: человек понимает и отражает вре­менные интервалы существования тех или иных социальных явле­ний (в том числе и собственного внутреннего мира) исходя из сво­его личного опыта, ощущения социального времени.

В то же время скорость, качество, объем, ассортимент, нор­мативы (в том числе и временные) выполнения тех или иных ви­дов социальной деятельности разнятся в зависимости от места, времени, традиций, уровня культуры человека и общества. Поэто­му имеет место множественность социальных времен, когда мы говорим о предметной специфике социальных явлений: развитие нравственных, политических, научных процессов применительно к отдельной личности, организации, стране, культуре, эпохе и т.д. Например, в восточной (традиционной) культуре принято временную ритмику социальных явлений подстраивать под рит­мику совершенных природных процессов (в частности ритмы инь и ян в китайской культуре). Поэтому ценность быстрых социаль­ных изменений невысока, имеет место опора на традиции, при­вычки, устоявшиеся образцы.

В случае же западной (техногенной) культуры ценность но­ваций высока, отсюда высока и ценность временных показателей степени обновления любых социальных явлений (экономических, политических, научных и т.д.).

Конкретными показателями объективации социальных про­цессов являются даты, имена, количественные показатели, характе­ризующие скорость и качество их протекания (например, такой пока­затель, как производительность труда).

При этом предполагается, что есть какие-то критерии, идеалы (о них мы говорили в теме 4), по отношению к которым происходит оценка социальных явлений.

В социологии, социальной психологии введен термин «обще­ственно необходимое время» для нормативной характеристики на-

пример времени, которое должно быть потрачено на труд, создание политических партий и др.

Наконец объективное социальное время характеризует «воз­можности и резервы, заключенные в культуре, науке, технике, в нау­чении и социальном опыте» (1).

Разговор о различных вариантах понимания объективного социального времени будет продолжен нами в следующем пара­графе, здесь же остановимся подробнее на сущности субъективно­го социального времени.

Субъективное (личностное) время слагается из ряда состав­ляющих (автором далее используется структура личности, предло­женная психологом К.К. Платоновым (51.С. 196):

естественно те­кущие нейрофизиологические ритмы, также процессы отражения на

темпы и качество социализации: отражение внешнего мира через призму ми­ровоззрения личности, построение модели мира, выстраивание цен­ностной иерархии элементов мира с учетом их темпоральных харак­теристик, т.е. ощущения социального объективного времени.

В результате возникает ансамбль времен, который требует ин­теграции и согласования в ситуации построения и осуществления деятельности (кстати, интегральной теории данного процесса, по мнению экспертов (1) пока не существует).

В то же время известно, что осуществляет данную интеграцию времен сознание, оно согласует время «своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, ра­ботоспособности и т.д.), своей темпераментальной природы, возраста (специфика времени юности или старости), с уровнем личностных целей и притязаний, уровнем идеальных моделей и программ» (1).

В результате в осуществляемой личностью деятельности, ко­торая имеет свой временной ритм и организацию, происходит увя­зывание внешних социальных требований-ритмов с присущими только данной личности особенностями телесной, психологической организации, ее установками, целями и интересами: Например нор­мативами трудовой деятельности и индивидуальными возможностя­ми и желаниями их выполнять.

При этом возможно возникновение противоречия между объективным, социально требуемым, нормативным временем и субъективным временем. Например, многочисленные исследова­ния промышленных социологов и социальных психологов, прово­димые с целью повышения производительности труда на конвей­ерных производствах, показывают, что есть люди, которые в силу специфики их психофизиологической организации не могут про­дуктивно работать на конвейере (даже при наличии желания).

При этом следует отметить, что личность с помощью, прежде всего своего сознания, осуществляет построение последовательности и длительности не только оперативных (кратковременных) действий, но и довольно длительных временных отрезков своей жизни и даже всей жизни в целом (жизненного пути).

Выстраивание ряда последовательных действий с соответст­вующей их длительностью осуществляется личностью при прямом или косвенном осознании необратимости социального времени, раз­ной ценностной значимости того или иного действия, при наличии общей цели действия, жизни (см. материал о смысле жизни на С. 64-66), связанной с потребностью самовыражения и самореализации.

В связи с этим эксперты вводят даже термин «структурирова­ние жизненного пути» (1) как способности человека размещать во времени последовательность и длительность своих жизненных этапов (ускорять, замедлять, насыщать), отдельные акты своей деятельности.

При отсутствии общей теории согласования комбинации времен на уровне отдельного индивида существуют продуктивные общие предпосылочные суждения на этот счет, а также устоявшиеся концеп­ции, описывающие во временном режиме становление и функциониро­вание тех или иных отдельных элементов структуры личности.

Например, социологами и социальными психологами доста­точно хорошо изучена процедура социализации (усвоение индиви­дом социального опыта), в результате чего происходит становле­ние и развитие личности. Однако по поводу стадий социализации есть несколько точек зрения.

Существует традиция в психологии рассматривать социализа­цию на стадии раннего детства, отрочества, юности. Однако ряд специалистов (в частности Г. М. Андреева. Социальная психология. М, 1996., С. 343-347) понимают процесс социализации более широ­ко, считая, что социализация охватывает весь период жизни человека и выделяют дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии.

В социальной философии, социологии, психологии существу­ют также теории, квантующие жизненный путь индивида по тем или иным основаниям. Так в древнеиндийской философской школе ве­данта жизненный путь человека, вставшего на путь совершенство­вания, включает в себя четыре временные последовательные стадии: ученик, домохозяин, отшельник и нищенствующий аскет, отрешив­шийся от благ мира.

А также четыре цели поведения: удовольствие, польза, долж­ное, освобождение.

Хорошо известна также трехстадиальная теория становления мышления (интеллекта) Ж Пиаже:

— формирование сенсомоторных структур (0-2 года);

— стадия конкретных операций (3-11 лет);

— стадия формальных операций (12-15 лет). Хотя первая стадия является ДОречевой, тем не менее, здесь

происходит становление познавательных структур за счет координа­ции восприятия и движения. В этот период «происходит не только практическое освоение мира, окружающего ребенка, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него» (45. С. 65).

На втором этапе формируется сенсомотрглный..интеллект, позволяющий устанавливать практические отношения между ре­бенком и вещами, ребенком и другими людьми.

Наконец на третьей стадии ребенок освобождается от кон­кретных привязанностей. Он начинает создавать теории (пусть

иногда неадекватные), строить программу жизни и формируется при этом как личность. И этому способствует, прежде всего, ги-потетико-дедуктивное мышление, появляющееся, согласно Пиа­же, в возрасте (12-15 лет) и позволяющее строить представления о мире с помощью абстрактных моделей.

Последующее развитие личности, по мнению Пиаже, связа­но с усовершенствованием интеллекта, сформировавшегося к пятнадцати годам и являющегося стержнем личности.

Интересна также восьмистадиальная теория жизненного, психо-социального развития Э. Эриксона (1902). На каждой ста­дии человек, решая определенные задачи, углубляет знания о себе и мире. Каждая стадия актуализирует свои задачи и на их решение отводится определенный возрастной отрезок. Нерешение или не­успешное решение задач своего возрастного отрезка вызывает чувство неуверенности и неудовлетворения и пагубно сказывается на успешности решения задач последующих жизненных циклов.

На второй стадии (2-3 года) при освоении различных движе­ний вырабатывается самостоятельность, в случае, когда воспита­тели спешат и делают за ребенка то, на что он способен, выраба­тывается стыдливость и нерешительность.

Трр.тья.стадия (4-5 лет): дошкольник придумывает себе заня­тия, проявляет изобретательность, фантазирует. В результате форми­руется предприимчивость. В случае, когда, как отмечает Эриксон, родители все время показывают ребенку, что его деятельность вред­на и нежелательна, формируется чувство вины.

Четвертая стадия (6-11 лет): годы начальной школы. Фор­мируется способность к регламентируемым занятиям, возникает интерес к тому, как устроены вещи. В результате формируются трудолюбие, умение и навыки.

В случае, когда, как отмечает Эриксон, детей не поощряют мастерить, варить, готовить, рукодельничать вырабатывается чувст­во неполноценности.

Пятая, стадия (12-18 лет). Здесь решается трудная и важная за­дача идентификации своего «Я» в условиях выполнения множества ролей: школьника, сына, спортсмена, любящего и любимого и т.д. В

случае нерешения этой задачи имеет место путаница ролей, что часто приводит к асоциальному поведению.

Восьмая, стадия (пенсионный возраст). Время, по терминоло­гии Эриксона, размышлений и забав с внуками. Тем, кому прожитая жизнь представляется удачной, ощущают чувство цельности, тот, кто рассматривает жизнь как череду упущенных возможностей и досадных промахов, склонен испытывать чувство отчаяния.

Итак, как мы видим, существует множество концепций моде­лирования внутреннего, субъективного социального времени, начи­ная от отдельных психических процессов (например мышления) и заканчивая стадиями жизненного пути, как комплекса физиологи­ческого, психического и социального в человеке.

2. Культурно-историческое время

Своеобразным симбиозом объективного и субъективного со­циальных времен является культурно-историческое время. Пытаясь понять сущность тех или иных социальных закономерностей по частям и в совокупности, ритмы развития общества и культуры, мыслители строили и строят свои культурно исторические модели объяснения социальных явлений, по-разному оперируя временными показателями, усматривая в тех или иных социальных закономер­ностях разную временную ритмику и временную устремленность.

При этом та или иная предлагаемая временная ритмика в значительной степени зависит от того, какая социальная перемен­ная закладывается в основание сущности той или иной историче­ской закономерности.

В четырех стадиальной (восточный, греческий, римский, гер­манский миры) культурно-исторической концепции Г. Гегеля времен­ные параметры существования каждой стадии и в целом всей истории человечества задаются таким критерием, как степень развитости кол­лективного сознания (народного духа), осознание им (народным ду­хом) свободы. Это ощущение, по мнению Гегеля, присутствует во всех элементах общества и особенно в искусстве.

Так, в восточном мире человек еще не осознает того, что свобода составляет его сущность, он раб. В искусстве чувственный материал довлеет над идеей, имеет место символизм, преобладает архитектура.

В греческом мире, в его искусстве, доминирует скульптура. Здесь идея уже имеет «свободную духовность», находящую выраже­ние в форме человеческого тела, скульптуре. Гегель определяет ис­торию Греции как историю развития прекрасной индивидуальности. После Греции дух переходит в Рим (римский этап). Здесь впервые возникает внутреннее противоречие, способствующее са­мосознанию духа, нашедшее выражение в создании права.

Процесс развития человечества получает здесь свое заверше­ние. Человечество уже не нуждается в изменении политических 86

форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь само­познания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуще­ствляет, поэтому дальнейшее развитие истории не имеет смысла.

В теории «стадии роста» У. Ростоу временная темпоральность развивается по принципу от большего к меньшему и опять к больше­му: история у него прошла в своем развитии следующие.этапы:

3) стадия «сдвига» («взлета»)

Особый тип осознания культурно-исторического времени пред­ставлен в так называемых волновых и циклических концепциях исто­рии. Данные концепции построены на идее периодического.повторе­ния жизненных событий с различной амплитудой и периодичностью, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму историче­ского процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а обратимость культурно-исторических процессов; не цельность истории, а совокупность различных по своим основаниям исторических культур и цивилизаций.

В общественной жизни широко распространены цикличе­ские пр.рдессы, имеющие собственную логику развития и специ­фические формы реализации. Так, есть исторические..циклы суще­ствования культур, где общество, как и любое материальное обра­зование, имеет определенный ^.РШ..ЖШШ, по истечении которого оно прекращает свое существование. Кроме того, развитие обще­ства в рамках CQ^мkЦ9.:^УШШЯH^ЬJШ7^.ШШ9.fi свидетельствует о его относительностабильном существовании.

Однако из этого не. следует, что все процессы в обществе носят обратимый, повторный характер, что общество, культура, пройдя свой цикл, исчезают.безвозвратно^ как это явствует из тео­рии исторического развития Н.Я. Данилевского (1822-1885).

Согласно его представлениям период существования той или иной цивилизации, культуры недолог, основные принципы цивили-88

| зации одного культурно-исторического развития не передаются другим. ■Каждый тип цивилизации создает свою собственную культуру, которая Щуходит с исторической сцены вместе с исчезновением цивилизации.

Российский ученый Ю. Яковец выделяет четыре основных ви­да исторических циклов:

1) среднесрочные с примерно 10-летней амплитудой колебаний, \ совпадающие с хорошо исследованными экономическими циклами;

2) полувековые циклы (наподобие экономических циклов Кон­дратьева), связанные со сменой поколений людей;

3) вековые, отражающиеся в периодической (иногда в несколь­ко столетий) смене мировых цивилизаций;

4) тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родст-

! венных цивилизаций. По его мнению, «каждый из исследованных циклов не дейст­вует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя \ сложный ритм, пульсацию человеческой истории» (78).

Накладь.таясь друг на друга, они «резонируют, формируя обще-

[ исторический ритм, который учащается. каждая последующая циви-

| лизация в 1,5 раза короче предыдущей». «Но и внутри каждого цикла

движение неравномерно: течение времени ускоряется в периоды кризи-

\ сов и революций и замедляется в фазах зрелости и застоя» (там же).

Познание закономерностей циклический динамики, отмечает автор, позволяет достигать «историческое предвидение», «прогнози­ровать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать I длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становле­нию нового общества» (78).

Междисциплинарный, комплексный характер имеет и цик­лическая теория Л. Чижевского. Пытаясь выявить связь между солнечной активностью и интенсивностью общественных измене­ний, он приходит к выводу, что течение исторического процесса складывается из ряда циклов периодичностью 11 лет, совпадаю-

шиХ с циклами активности Солнца такой же соразмерности. В ре­зультате цифра 11 приобретает у Чижевского символ временного «метра» социально-психологических процессов.

3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп»

Не меньшую важность в социальной жизни, в познании сущно­сти социальных процессов играет понятие «пространства», где под пространством будем понимать форму существования в нашем слу­чае социальных объектов посредством их координации относительно друг друга через расстояние и ориентацию.

Точно так же, как и время, пространство с одной стороны яв­ляется вместилищем социальных объектов и процессов и в то же вре­мя ощущение социального пространства, рефлексия над этим поня­тием является мощным инструментом социального познания, в це­лом мироощущения и миропредставления.

Отмечая определенные отличия социального и географиче­ского (а шире природного пространства), необходимо при этом констатировать их тесную взаимосвязь, порождающую большой круг проблем, традиционно обсуждаемых в вопросе взаимоотно­шения общество и природы (отдельная тема разговора).

Социальное пространство, конституируемое общественны­ми отношениями, будучи формой существования бытия человека, 90

подвержено управлению со стороны человека, является создавае­мым феноменом. Поэтому степень упорядоченности социального пространства является одновременно и показателем степени зре­лости, развитости человека и общества.

Наряду с объективным измерением социального пространства существует и субъективная его трактовка. В частности философы, психологи, социологи оперируют понятием идеального пространст­ва, для характеристики внутреннего, ментального мира человека, ко­торое имеет свои законы генезиса, развития и функционирования.

Основой идеального (внутриличностного) пространства яв­ляются человеческий опыт, представления человека о мире. Инди­видуальные ощущение социального пространства, формируемое с помощью социализации, является одной из важнейших основ ми­роощущения и миропредставления, а также важнейшим инстру­ментом социального познания.

Иначе говоря, в направлении рефлексии над сущностью соци­ального пространства просматривается тенденция на усиление адек­ватности его понимания, а значит, растет продуктивность использо­вания данного понятия в изучении социального мира.

В существующей научной литературе предпринимаются попытки выдвижения типологии социального пространства. Так известный экс­перт в области изучения категории времени вообще и социального вре­мени в частности Г.Е. Зборовский предлагает структуру социального пространства, основанную на тех или иных видах деятельности.

В социальном пространстве он выделяет производственную зону, зону отдыха, зону поселения (53). Можно также выделить про­странство города и деревни, престижных или не престижных рай­онов внутри города и т.д. Если за основу классификации социального пространства брать характер деятельности, то можно говорить о со­циально-экономическом, социально-политическом пространстве, пространстве научных контактов и взаимоотношений и т.д.

В научной терминологии, а также в обиходной речи встреча­ются понятия «историческое пространство», «жизненное про-

странство», которые, на наш взгляд, детализируют некоторые грани социального пространства.

Что касается степени.изученности социального пространства в современной научной литературе, то, как считают эксперты, «вопрос о выделении социального пространства гораздо сложнее, чем вопрос о выделении социального времени. если социальное время уже полу­чило определенную философскую интерпретацию, то проблема выде­ления социального пространства еще не нашла своего решения» (53).

Хотя термин «хронотоп» ввел в употребление русский физио­лог А. А. Ухтомский (1875-1942), а приоритет в использовании этого термина в социально-гуманитарных науках прочно утвердился за М.М. Бахтиным, тем не менее использование идеи целостности и взаимосвязи пространства и времени во взглядах на мир и социаль­ный мир в частности имеет более глубокие исторические корни, ко­торые можно усматривать уже в мифологическом мировоззрении. 92

По мере дальнейшего развития культуры пространственно-временное, целостное мировоззрение продолжало развиваться: так на древнем Востоке и в античности одушевленное пространство функцио­нировало по циклической (замкнутой) временной орбите. В средние века вертикальное, иерархизированное понимание пространства соседство­вало с идеей линейного, необратимого максимально обобщенного вре­мени (шесть стадий развития человечества по Августину Аврелию).

Исходя из этого создавалась, в частности, архитектурная мо­дель средневекового города, которая включала в себя правильной формы крепость, в центре которой находился высокий храм или светское сооружение с часовой башней, олицетворявшей власть и центр социальных связей и сил. При этом правильной формы центр мог иметь вид круга, квадрата, лучевого многогранника.

В эпоху Возрождения бесконечное пространство приобрета­ет глубинную метрику, вместо максимально обобщенного понятия времени возникает представление о конкретном, текущем момен-е. А в Новое время появляется необходимость точного, количест­венного измерения времени.

Что касается специального применения понятия «хроно­топ», то здесь вклад М.М. Бахтина велик и неоспорим. Он де­тально (можно сказать виртуозно) обыграл многие возможные нюансы применения хронотопа в создании и функционировании художественного произведения.

По мнению Бахтина, передать смысл художественного произ­ведения, наладить диалог между творцом (писателем) и читателем (потребителем) можно только при пространственно-временной объ­ективации сюжетов произведения (отсюда смысловая многослой-ность в содержании произведения), при наличии соответствующего пространственно-временного мироощущения у писателя и читателя.

В современной культуре с ее многообразием и сложностью социальных отношений, обилием всевозможных направлений в искусстве налицо множество возможностей применения понятия «хронотоп» для анализа данных процессов и явлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *