Что значит субъективное время
Психология времени: есть ли жизнь между спешкой и скукой
Времени плевать на часы: иногда оно бежит, а иногда мучительно тянется. От чего зависит скорость проживания времени и можем ли мы получить контроль над его течением?
Все мы знаем, что время делится на минуты, часы, дни и месяцы: это время, которое кажется нам объективным измерением жизни, дополнением к трём измерениям пространства. Но есть и другое, субъективное время. Скучный рабочий день, ожидание в очереди или приём в кабинете дантиста порой длятся целую вечность, а выходные проносятся так быстро, что мы не успеваем заметить. Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но в счастье ли тут дело?
Благодаря теории Эйнштейна об относительности мы знаем, что единого и абсолютного времени нет: оно может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в какой системе отсчёта мы находимся. В зоне притяжения массивной звезды время течёт медленнее, чем в открытом космосе, а за горизонтом событий чёрной дыры практически останавливается. Пространство не отделено от времени. Это разные измерения одной и той же реальности.
Читайте также :
Почему в одних ситуациях время мучительно тянется, а в других пролетает с головокружительной скоростью? Очевидно, здесь нам понадобится иная, психологическая теория относительности.
Благодаря такой теории мы могли бы сознательно воздействовать на своё переживание времени и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, не прибегая к помощи медицины или фармакологии. Ведь «внутреннее» измерение времени для нас гораздо важнее того, что показывают часы и календари. Именно в нём мы обитаем, а с календарями лишь соотносим свою жизнь, чтобы не потеряться в обманчивых ощущениях.
Набросок теории субъективного времени попытался предложить психолог Стив Тейлор в работе «Покорение времени». Его теория сводится к двум основным принципам:
Дети перерабатывают чудовищное количество информации. Всё для них кажется новым и заслуживающим внимания. С возрастом внимание ослабевает: ощущение собственного тела, контуры предметов и текстуры поверхностей всё реже задерживаются в нашем сознании. Вспомните, когда вы в последний раз по-настоящему «видели» дома и прохожих по дороге на работу? Если что-либо становится привычным, мы перестаём обращать на это внимание. Как писал Уильям Джеймс, «каждый прожитый год превращает часть нашего опыта в рутину».
Читайте также :
Способность свежим взглядом смотреть на окружающий мир иногда пробуждается и у взрослых — например, во время путешествий. Поэтому, когда мы возвращаемся из поездки в другую страну, нам кажется, что прошло гораздо больше времени, чем на самом деле, и мы удивляемся, что вокруг по-прежнему ничего не изменилось. Для нас прошли месяцы, а для окружающих мы отсутствовали всего пару недель.
Дело тут именно в количестве информации, которую нам приходится впитывать. Другие запахи, цвета, правила поведения, другая манера разговаривать — всё это выбивается из привычных ходов мышления и потому задерживает на себе наше внимание. Мы уже не погружены в себя, а открыты новым впечатлениям. Время замедляется. День вмещает в себя столько событий, сколько, казалось раньше, он не может в себя вместить.
Эту закономерность можно продемонстрировать с помощью несложных экспериментов. Психолог Роберт Орнштейн ещё в 1960-е годы обнаружил взаимосвязь между временем и воспринимаемой информацией. Он показывал студентам различные изображения и рисунки, а затем просил оценить количество времени, которое занял процесс рассматривания. Участники, которым доставались самые сложные изображения, почти всегда завышали временной интервал.
Те, чьи рисунки располагались в случайном порядке, а не выстраивались в связную историю или логическую последовательность, тоже увеличивали оценку пройденного времени. Логика ускоряет восприятие, поэтому ускоряется и время. Отрывок из фортепианного концерта Рахманинова, скорее всего, покажется вам длиннее аналогичного отрывка из «Музыки для аэропортов» Брайана Ино. Даже если он идёт одинаковое количество времени, информации в нём будет гораздо больше.
Читайте также :
Поэтому многие склонны «убивать время» за просмотром телепередач, листанием ленты новостей или чтением романов. Казалось бы, во время чтения мы воспринимаем много информации — значит, время должно идти медленнее. На самом деле информационную насыщенность книги невозможно сравнить с насыщенностью даже получасовой прогулки. Во время чтения работает лишь малая часть нашего сознания. Прогулка (если мы внимательны к тому, что происходит), задействует гораздо больше наших чувств и ощущений, чем восприятие текста.
То же самое можно сказать о фильмах и телепрограммах. В состоянии пассивной сосредоточенности время бежит быстро, потому что мы не совершаем собственных действий и не получаем обратной связи от мира. Но сосредоточенность может быть и активной. Михай Чиксентмихайи назвал это состоянием потока или «оптимального переживания». Когда мы полностью погружены в своё дело, время перестаёт иметь значение. Оно будто бы растворяется.
Дело в том, что в состоянии потока растворяется не только время, но и эго. Каждому, вероятно, удавалось пережить моменты предельной сосредоточенности, когда ты есть то, что ты делаешь, и ничего больше. В эти моменты затихает привычная мысленная болтовня, которая обычно сопровождает любое наше действие. Эго — это и есть источник этой болтовни и хаотичной смены внутренних образов. Эго — рассказчик историй, который объясняет, кто мы такие и что здесь делаем, непрерывно судит вас и всех окружающих.
Читайте также :
Поэтому мы прокручиваем в голове ту резкую фразу, которую сказали вчера подруге, и думаем о том, что съедим сегодня на ужин. Именно эго виновато в том, о чём ещё в XVII веке сетовал философ Блез Паскаль: «Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам». Моменты растворения эго — это моменты, когда время уже не имеет значения. Всё, что у нас остаётся — это настоящее, которое находится в нашем распоряжении.
Некоторые мыслители уже давно обвиняют эго во всех смертных грехах и называют его патологической формой сознания. С этим трудно согласиться — совсем без эго мы жить всё-таки не можем. Без него мы бы превратились в психотиков, переживающих разрозненные мгновения и не знающих, как связать их в одну жизненную историю.
Эго лучше не уничтожить, а обуздать. Время от времени избавляться от мысленной болтовни и переживать опыт настоящего — значит сохранять контроль над собой и своим временем. Способов этого контроля множество: от ведения дневника до медитации.
Норвежский антрополог Томас Эриксен в книге «Тирания момента», посвящённой ускоренному темпу современности, перечислил некоторые формы дефицита, характерные для нашей эпохи, которая кажется временем изобилия. Эриксен считает, что сегодня нам особенно недостаёт следующих вещей:
С середины XX века экономический рост и новые технологии сделали работу гораздо более эффективной. Но, вопреки всему, у нас стало не больше, а меньше свободного времени. То, что остаётся от работы, заполняют развлечения и вездесущая информация. Как пишет Эриксен, «налицо все признаки того, что в эпоху информации невозможно додумать до конца ни одной мысли».
Читайте также :
Именно эго обеспечивает уверенность, предсказуемость и понимание того, кто ты в этом мире. И если сегодня нам недостаёт этих вещей, то наше эго не усилено, а ослаблено.
Выходит, что у нас не получится обрести контроль над своим временем только благодаря постоянным путешествиям или мечтам о возврате в невинное детство. Из теории психологической относительности следует, что восприятие времени зависит от количества воспринимаемой информации. Чем больше информации, тем больше времени — но при условии, что восприятие должно быть активным, а не пассивным.
Эта теория также утверждает, что источником субъективного времени является наше эго. Получив контроль над собственным эго, мы получим контроль над временем. И тогда, может быть, наконец перестанем метаться между спешкой и скукой. Оба эти состояния воспринимаются как негативные. Избавившись от них, можно подойти к оптимальному проживанию времени, когда часы тебя не подгоняют, но и не тяготят своей медлительностью.
ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ
Смотреть что такое «ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:
ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ — англ. time, subjective; нем. Zeit, subjektive. Специфика восприятия времени различными индивидами и группами, проявляющаяся в переживании темпа и ритма событий. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ВРЕМЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи. Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые… … Толковый словарь по психологии
Время психологическое — переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое внутреннее достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С.… … Философская энциклопедия
Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние. Содержание 1… … Википедия
ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Для культурологич.… … Энциклопедия культурологии
время — ВРЕМЯ как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным временем понимается последовательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… … Философская энциклопедия
Время (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Время (значения). Время (философское представление) анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном… … Википедия
Время (философское представление) — анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего». Время также можно представить в… … Википедия
ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ
Смотреть что такое «ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ» в других словарях:
ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ — англ. time, subjective; нем. Zeit, subjektive. Специфика восприятия времени различными индивидами и группами, проявляющаяся в переживании темпа и ритма событий. ВЫБОР англ. choice; нем. Wahl. Отдача предпочтения ч. л. или к. л … Толковый словарь по социологии
ВРЕМЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — Переживаемое время, субъективное время. Ощущение продолжительности, не зависящее от внешних маркеров, таких как часы, календари, циклы дня/ночи. Кажется ясным, что это ощущение времени должно зависеть от внутренних, эндогенных событий. Некоторые… … Толковый словарь по психологии
Время психологическое — переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СУБЪЕКТИВНОЕ — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое внутреннее достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С.… … Философская энциклопедия
Субъективное вменение — принцип уголовного права, содержание которого заключается в том, что юридически значимыми и способными повлечь применение мер ответственности являются лишь те обстоятельства деяния, которые осознавались лицом, совершившим деяние. Содержание 1… … Википедия
ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а также их смысловой наполненности для человека. Для культурологич.… … Энциклопедия культурологии
время — ВРЕМЯ как понятие выражает собой объективную длительность, порядок и направление событий, а также субъективное отношение к изменениям и жизненное ощущение (временность). Обычно под объективным временем понимается последовательность… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… … Философская энциклопедия
Время (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Время (значения). Время (философское представление) анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном… … Википедия
Время (философское представление) — анизотропическое условие смены состояний в материальной действительности, в онтологии аналогичное физическому времени, в экзистенциальном представлении экзистенциальным идеям «прошлого», «настоящего», «будущего». Время также можно представить в… … Википедия
Объективное и субъективное время
Субъективный аспект социального времени интенсивно изучается психологами в целом ряде направлений в рамках общей темы «психологическое время личности» (восприятие времени; переживание времени; изучение временной перспективы (1) и др.), хотя, как отмечают эксперты, эти направления «мало связаны друг с другом» (1).
Изучение психологического времени личности включает в себя понимание времени жизни личности как единство прошлого, настоящего и будущего, рассмотрения ритмов, интенсивности протекания таких процессов, как проявление самосознания, способностей, потребностей и в целом осуществления индивидуальной жизни и деятельности. 78
Субъективное восприятие, ощущение социального времени лежит в основе создания всевозможных культурно-исторических концепций (подробнее об этом в следующем параграфе), в которых время является одним из инструментов понимания сущности социальных явлений. Данное ощущение социального времени может удаляться или приближаться к объективной ритмике протекания социальных явлений и лежит в основе (наряду с другими факторами) адекватности, истщности выдвигаемых социальных теорий:
смены лунных фаз__месяц. Сутки связаны с циклом смены светлого и
темного времени. Время измеряется также секундами, минутами, часами, неделями, десятилетиями, столетиями, тысячелетиями.
Своеобразным синтезом искусственных и естественных эталонов измерения социального времени являются попытки создания объяснительных моделей, которым приписывается статус природных, естественных. В частности модель маятника как символ периодического повторения и смены определенных природных и социальных состояний или естественная смена физиологических состояний организма (рождение, расцвет, увядание, смерть).
Так Н. Макиавелли принял за основу политического времени, по его мнению, естественный ритм укрепления и ослабления государства. В. Парето измерял социально-политическое время периодической сменой управленческой практики «львов» и «лисиц». При этом царствование «львов» ассоциировалось у него с социальным динамизмом, а «лисиц» со стабилизацией и экономическим упадком. Историк Г. Адаме выявил 12-летний период чередования тенденций централизации и распыления энергии нации.
Следует отметить, что разделение социального времени на объективное и субъективное не..абсолютно. Поскольку, как мы
уже отмечали выше, влияние субъективного фактора на развитие социальных процессов огромно: человек понимает и отражает временные интервалы существования тех или иных социальных явлений (в том числе и собственного внутреннего мира) исходя из своего личного опыта, ощущения социального времени.
В то же время скорость, качество, объем, ассортимент, нормативы (в том числе и временные) выполнения тех или иных видов социальной деятельности разнятся в зависимости от места, времени, традиций, уровня культуры человека и общества. Поэтому имеет место множественность социальных времен, когда мы говорим о предметной специфике социальных явлений: развитие нравственных, политических, научных процессов применительно к отдельной личности, организации, стране, культуре, эпохе и т.д. Например, в восточной (традиционной) культуре принято временную ритмику социальных явлений подстраивать под ритмику совершенных природных процессов (в частности ритмы инь и ян в китайской культуре). Поэтому ценность быстрых социальных изменений невысока, имеет место опора на традиции, привычки, устоявшиеся образцы.
В случае же западной (техногенной) культуры ценность новаций высока, отсюда высока и ценность временных показателей степени обновления любых социальных явлений (экономических, политических, научных и т.д.).
Конкретными показателями объективации социальных процессов являются даты, имена, количественные показатели, характеризующие скорость и качество их протекания (например, такой показатель, как производительность труда).
При этом предполагается, что есть какие-то критерии, идеалы (о них мы говорили в теме 4), по отношению к которым происходит оценка социальных явлений.
В социологии, социальной психологии введен термин «общественно необходимое время» для нормативной характеристики на-
пример времени, которое должно быть потрачено на труд, создание политических партий и др.
Наконец объективное социальное время характеризует «возможности и резервы, заключенные в культуре, науке, технике, в научении и социальном опыте» (1).
Разговор о различных вариантах понимания объективного социального времени будет продолжен нами в следующем параграфе, здесь же остановимся подробнее на сущности субъективного социального времени.
Субъективное (личностное) время слагается из ряда составляющих (автором далее используется структура личности, предложенная психологом К.К. Платоновым (51.С. 196):
естественно текущие нейрофизиологические ритмы, также процессы отражения на
темпы и качество социализации: отражение внешнего мира через призму мировоззрения личности, построение модели мира, выстраивание ценностной иерархии элементов мира с учетом их темпоральных характеристик, т.е. ощущения социального объективного времени.
В результате возникает ансамбль времен, который требует интеграции и согласования в ситуации построения и осуществления деятельности (кстати, интегральной теории данного процесса, по мнению экспертов (1) пока не существует).
В то же время известно, что осуществляет данную интеграцию времен сознание, оно согласует время «своих психических процессов (мышления, памяти), состояний (сна, бодрствования, усталости, работоспособности и т.д.), своей темпераментальной природы, возраста (специфика времени юности или старости), с уровнем личностных целей и притязаний, уровнем идеальных моделей и программ» (1).
В результате в осуществляемой личностью деятельности, которая имеет свой временной ритм и организацию, происходит увязывание внешних социальных требований-ритмов с присущими только данной личности особенностями телесной, психологической организации, ее установками, целями и интересами: Например нормативами трудовой деятельности и индивидуальными возможностями и желаниями их выполнять.
При этом возможно возникновение противоречия между объективным, социально требуемым, нормативным временем и субъективным временем. Например, многочисленные исследования промышленных социологов и социальных психологов, проводимые с целью повышения производительности труда на конвейерных производствах, показывают, что есть люди, которые в силу специфики их психофизиологической организации не могут продуктивно работать на конвейере (даже при наличии желания).
При этом следует отметить, что личность с помощью, прежде всего своего сознания, осуществляет построение последовательности и длительности не только оперативных (кратковременных) действий, но и довольно длительных временных отрезков своей жизни и даже всей жизни в целом (жизненного пути).
Выстраивание ряда последовательных действий с соответствующей их длительностью осуществляется личностью при прямом или косвенном осознании необратимости социального времени, разной ценностной значимости того или иного действия, при наличии общей цели действия, жизни (см. материал о смысле жизни на С. 64-66), связанной с потребностью самовыражения и самореализации.
В связи с этим эксперты вводят даже термин «структурирование жизненного пути» (1) как способности человека размещать во времени последовательность и длительность своих жизненных этапов (ускорять, замедлять, насыщать), отдельные акты своей деятельности.
При отсутствии общей теории согласования комбинации времен на уровне отдельного индивида существуют продуктивные общие предпосылочные суждения на этот счет, а также устоявшиеся концепции, описывающие во временном режиме становление и функционирование тех или иных отдельных элементов структуры личности.
Например, социологами и социальными психологами достаточно хорошо изучена процедура социализации (усвоение индивидом социального опыта), в результате чего происходит становление и развитие личности. Однако по поводу стадий социализации есть несколько точек зрения.
Существует традиция в психологии рассматривать социализацию на стадии раннего детства, отрочества, юности. Однако ряд специалистов (в частности Г. М. Андреева. Социальная психология. М, 1996., С. 343-347) понимают процесс социализации более широко, считая, что социализация охватывает весь период жизни человека и выделяют дотрудовую, трудовую, послетрудовую стадии.
В социальной философии, социологии, психологии существуют также теории, квантующие жизненный путь индивида по тем или иным основаниям. Так в древнеиндийской философской школе веданта жизненный путь человека, вставшего на путь совершенствования, включает в себя четыре временные последовательные стадии: ученик, домохозяин, отшельник и нищенствующий аскет, отрешившийся от благ мира.
А также четыре цели поведения: удовольствие, польза, должное, освобождение.
Хорошо известна также трехстадиальная теория становления мышления (интеллекта) Ж Пиаже:
— формирование сенсомоторных структур (0-2 года);
— стадия конкретных операций (3-11 лет);
— стадия формальных операций (12-15 лет). Хотя первая стадия является ДОречевой, тем не менее, здесь
происходит становление познавательных структур за счет координации восприятия и движения. В этот период «происходит не только практическое освоение мира, окружающего ребенка, но совершается подлинная революция в умственном развитии: ребенок начинает воспринимать мир как внешний и объективный для него» (45. С. 65).
На втором этапе формируется сенсомотрглный..интеллект, позволяющий устанавливать практические отношения между ребенком и вещами, ребенком и другими людьми.
Наконец на третьей стадии ребенок освобождается от конкретных привязанностей. Он начинает создавать теории (пусть
иногда неадекватные), строить программу жизни и формируется при этом как личность. И этому способствует, прежде всего, ги-потетико-дедуктивное мышление, появляющееся, согласно Пиаже, в возрасте (12-15 лет) и позволяющее строить представления о мире с помощью абстрактных моделей.
Последующее развитие личности, по мнению Пиаже, связано с усовершенствованием интеллекта, сформировавшегося к пятнадцати годам и являющегося стержнем личности.
Интересна также восьмистадиальная теория жизненного, психо-социального развития Э. Эриксона (1902). На каждой стадии человек, решая определенные задачи, углубляет знания о себе и мире. Каждая стадия актуализирует свои задачи и на их решение отводится определенный возрастной отрезок. Нерешение или неуспешное решение задач своего возрастного отрезка вызывает чувство неуверенности и неудовлетворения и пагубно сказывается на успешности решения задач последующих жизненных циклов.
На второй стадии (2-3 года) при освоении различных движений вырабатывается самостоятельность, в случае, когда воспитатели спешат и делают за ребенка то, на что он способен, вырабатывается стыдливость и нерешительность.
Трр.тья.стадия (4-5 лет): дошкольник придумывает себе занятия, проявляет изобретательность, фантазирует. В результате формируется предприимчивость. В случае, когда, как отмечает Эриксон, родители все время показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, формируется чувство вины.
Четвертая стадия (6-11 лет): годы начальной школы. Формируется способность к регламентируемым занятиям, возникает интерес к тому, как устроены вещи. В результате формируются трудолюбие, умение и навыки.
В случае, когда, как отмечает Эриксон, детей не поощряют мастерить, варить, готовить, рукодельничать вырабатывается чувство неполноценности.
Пятая, стадия (12-18 лет). Здесь решается трудная и важная задача идентификации своего «Я» в условиях выполнения множества ролей: школьника, сына, спортсмена, любящего и любимого и т.д. В
случае нерешения этой задачи имеет место путаница ролей, что часто приводит к асоциальному поведению.
Восьмая, стадия (пенсионный возраст). Время, по терминологии Эриксона, размышлений и забав с внуками. Тем, кому прожитая жизнь представляется удачной, ощущают чувство цельности, тот, кто рассматривает жизнь как череду упущенных возможностей и досадных промахов, склонен испытывать чувство отчаяния.
Итак, как мы видим, существует множество концепций моделирования внутреннего, субъективного социального времени, начиная от отдельных психических процессов (например мышления) и заканчивая стадиями жизненного пути, как комплекса физиологического, психического и социального в человеке.
2. Культурно-историческое время
Своеобразным симбиозом объективного и субъективного социальных времен является культурно-историческое время. Пытаясь понять сущность тех или иных социальных закономерностей по частям и в совокупности, ритмы развития общества и культуры, мыслители строили и строят свои культурно исторические модели объяснения социальных явлений, по-разному оперируя временными показателями, усматривая в тех или иных социальных закономерностях разную временную ритмику и временную устремленность.
При этом та или иная предлагаемая временная ритмика в значительной степени зависит от того, какая социальная переменная закладывается в основание сущности той или иной исторической закономерности.
В четырех стадиальной (восточный, греческий, римский, германский миры) культурно-исторической концепции Г. Гегеля временные параметры существования каждой стадии и в целом всей истории человечества задаются таким критерием, как степень развитости коллективного сознания (народного духа), осознание им (народным духом) свободы. Это ощущение, по мнению Гегеля, присутствует во всех элементах общества и особенно в искусстве.
Так, в восточном мире человек еще не осознает того, что свобода составляет его сущность, он раб. В искусстве чувственный материал довлеет над идеей, имеет место символизм, преобладает архитектура.
В греческом мире, в его искусстве, доминирует скульптура. Здесь идея уже имеет «свободную духовность», находящую выражение в форме человеческого тела, скульптуре. Гегель определяет историю Греции как историю развития прекрасной индивидуальности. После Греции дух переходит в Рим (римский этап). Здесь впервые возникает внутреннее противоречие, способствующее самосознанию духа, нашедшее выражение в создании права.
Процесс развития человечества получает здесь свое завершение. Человечество уже не нуждается в изменении политических 86
форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь самопознания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуществляет, поэтому дальнейшее развитие истории не имеет смысла.
В теории «стадии роста» У. Ростоу временная темпоральность развивается по принципу от большего к меньшему и опять к большему: история у него прошла в своем развитии следующие.этапы:
3) стадия «сдвига» («взлета»)
Особый тип осознания культурно-исторического времени представлен в так называемых волновых и циклических концепциях истории. Данные концепции построены на идее периодического.повторения жизненных событий с различной амплитудой и периодичностью, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму исторического процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а обратимость культурно-исторических процессов; не цельность истории, а совокупность различных по своим основаниям исторических культур и цивилизаций.
В общественной жизни широко распространены циклические пр.рдессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Так, есть исторические..циклы существования культур, где общество, как и любое материальное образование, имеет определенный ^.РШ..ЖШШ, по истечении которого оно прекращает свое существование. Кроме того, развитие общества в рамках CQ^мkЦ9.:^УШШЯH^ЬJШ7^.ШШ9.fi свидетельствует о его относительностабильном существовании.
Однако из этого не. следует, что все процессы в обществе носят обратимый, повторный характер, что общество, культура, пройдя свой цикл, исчезают.безвозвратно^ как это явствует из теории исторического развития Н.Я. Данилевского (1822-1885).
Согласно его представлениям период существования той или иной цивилизации, культуры недолог, основные принципы цивили-88
| зации одного культурно-исторического развития не передаются другим. ■Каждый тип цивилизации создает свою собственную культуру, которая Щуходит с исторической сцены вместе с исчезновением цивилизации.
Российский ученый Ю. Яковец выделяет четыре основных вида исторических циклов:
1) среднесрочные с примерно 10-летней амплитудой колебаний, \ совпадающие с хорошо исследованными экономическими циклами;
2) полувековые циклы (наподобие экономических циклов Кондратьева), связанные со сменой поколений людей;
3) вековые, отражающиеся в периодической (иногда в несколько столетий) смене мировых цивилизаций;
4) тысячелетние суперциклы, охватывающие несколько родст-
! венных цивилизаций. По его мнению, «каждый из исследованных циклов не действует изолированно, все они непрерывно взаимодействуют, образуя \ сложный ритм, пульсацию человеческой истории» (78).
Накладь.таясь друг на друга, они «резонируют, формируя обще-
[ исторический ритм, который учащается. каждая последующая циви-
| лизация в 1,5 раза короче предыдущей». «Но и внутри каждого цикла
движение неравномерно: течение времени ускоряется в периоды кризи-
\ сов и революций и замедляется в фазах зрелости и застоя» (там же).
Познание закономерностей циклический динамики, отмечает автор, позволяет достигать «историческое предвидение», «прогнозировать ход исторических циклов, смену их фаз, смягчать и сокращать I длительность кризисных, переходных фаз, способствовать становлению нового общества» (78).
Междисциплинарный, комплексный характер имеет и циклическая теория Л. Чижевского. Пытаясь выявить связь между солнечной активностью и интенсивностью общественных изменений, он приходит к выводу, что течение исторического процесса складывается из ряда циклов периодичностью 11 лет, совпадаю-
шиХ с циклами активности Солнца такой же соразмерности. В результате цифра 11 приобретает у Чижевского символ временного «метра» социально-психологических процессов.
3. Категория пространства в гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп»
Не меньшую важность в социальной жизни, в познании сущности социальных процессов играет понятие «пространства», где под пространством будем понимать форму существования в нашем случае социальных объектов посредством их координации относительно друг друга через расстояние и ориентацию.
Точно так же, как и время, пространство с одной стороны является вместилищем социальных объектов и процессов и в то же время ощущение социального пространства, рефлексия над этим понятием является мощным инструментом социального познания, в целом мироощущения и миропредставления.
Отмечая определенные отличия социального и географического (а шире природного пространства), необходимо при этом констатировать их тесную взаимосвязь, порождающую большой круг проблем, традиционно обсуждаемых в вопросе взаимоотношения общество и природы (отдельная тема разговора).
Социальное пространство, конституируемое общественными отношениями, будучи формой существования бытия человека, 90
подвержено управлению со стороны человека, является создаваемым феноменом. Поэтому степень упорядоченности социального пространства является одновременно и показателем степени зрелости, развитости человека и общества.
Наряду с объективным измерением социального пространства существует и субъективная его трактовка. В частности философы, психологи, социологи оперируют понятием идеального пространства, для характеристики внутреннего, ментального мира человека, которое имеет свои законы генезиса, развития и функционирования.
Основой идеального (внутриличностного) пространства являются человеческий опыт, представления человека о мире. Индивидуальные ощущение социального пространства, формируемое с помощью социализации, является одной из важнейших основ мироощущения и миропредставления, а также важнейшим инструментом социального познания.
Иначе говоря, в направлении рефлексии над сущностью социального пространства просматривается тенденция на усиление адекватности его понимания, а значит, растет продуктивность использования данного понятия в изучении социального мира.
В существующей научной литературе предпринимаются попытки выдвижения типологии социального пространства. Так известный эксперт в области изучения категории времени вообще и социального времени в частности Г.Е. Зборовский предлагает структуру социального пространства, основанную на тех или иных видах деятельности.
В социальном пространстве он выделяет производственную зону, зону отдыха, зону поселения (53). Можно также выделить пространство города и деревни, престижных или не престижных районов внутри города и т.д. Если за основу классификации социального пространства брать характер деятельности, то можно говорить о социально-экономическом, социально-политическом пространстве, пространстве научных контактов и взаимоотношений и т.д.
В научной терминологии, а также в обиходной речи встречаются понятия «историческое пространство», «жизненное про-
странство», которые, на наш взгляд, детализируют некоторые грани социального пространства.
Что касается степени.изученности социального пространства в современной научной литературе, то, как считают эксперты, «вопрос о выделении социального пространства гораздо сложнее, чем вопрос о выделении социального времени. если социальное время уже получило определенную философскую интерпретацию, то проблема выделения социального пространства еще не нашла своего решения» (53).
Хотя термин «хронотоп» ввел в употребление русский физиолог А. А. Ухтомский (1875-1942), а приоритет в использовании этого термина в социально-гуманитарных науках прочно утвердился за М.М. Бахтиным, тем не менее использование идеи целостности и взаимосвязи пространства и времени во взглядах на мир и социальный мир в частности имеет более глубокие исторические корни, которые можно усматривать уже в мифологическом мировоззрении. 92
По мере дальнейшего развития культуры пространственно-временное, целостное мировоззрение продолжало развиваться: так на древнем Востоке и в античности одушевленное пространство функционировало по циклической (замкнутой) временной орбите. В средние века вертикальное, иерархизированное понимание пространства соседствовало с идеей линейного, необратимого максимально обобщенного времени (шесть стадий развития человечества по Августину Аврелию).
Исходя из этого создавалась, в частности, архитектурная модель средневекового города, которая включала в себя правильной формы крепость, в центре которой находился высокий храм или светское сооружение с часовой башней, олицетворявшей власть и центр социальных связей и сил. При этом правильной формы центр мог иметь вид круга, квадрата, лучевого многогранника.
В эпоху Возрождения бесконечное пространство приобретает глубинную метрику, вместо максимально обобщенного понятия времени возникает представление о конкретном, текущем момен-е. А в Новое время появляется необходимость точного, количественного измерения времени.
Что касается специального применения понятия «хронотоп», то здесь вклад М.М. Бахтина велик и неоспорим. Он детально (можно сказать виртуозно) обыграл многие возможные нюансы применения хронотопа в создании и функционировании художественного произведения.
По мнению Бахтина, передать смысл художественного произведения, наладить диалог между творцом (писателем) и читателем (потребителем) можно только при пространственно-временной объективации сюжетов произведения (отсюда смысловая многослой-ность в содержании произведения), при наличии соответствующего пространственно-временного мироощущения у писателя и читателя.
В современной культуре с ее многообразием и сложностью социальных отношений, обилием всевозможных направлений в искусстве налицо множество возможностей применения понятия «хронотоп» для анализа данных процессов и явлений.