Что значит субъективное ощущение
Психологическая энциклопедия
Вообще – любой сенсорный опыт, порожденный внутри, а не в результате воздействия физических энергий на рецепторы человека. Классический пример – шум в ушах.
Смотреть значение Субъективное Ощущение в других словарях
Ощущение Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: ощущать (1). // Результат такого действия. 2. Психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств.
Толковый словарь Ефремовой
Ощущение — ощущения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. ощутить-ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). Наши ощущения.
Толковый словарь Ушакова
Право Субъективное — право юридического или физического лица защищать свои интересы. П.с. предусматривает возможность требовать определенного поведения от должностных лиц в связи с исполнением.
Экономический словарь
Ощущение — психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Юридический словарь
Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Большой медицинский словарь
Ощущение — отражение свойств реальности, возникающее в результатевоздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головногомозга. Виды ощущений многообразны: осязательные.
Большой энциклопедический словарь
Субъективное — то, что свойственно субъекту или производно от егодеятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которыхзнание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.
Большой энциклопедический словарь
Субъективное Право — обеспеченная законом возможность физического илиюридического лица реализовать свое право путем совершения определенныхдействий или требуя определенного поведения от других лиц.
Большой энциклопедический словарь
Ощуще́ние — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
Медицинская энциклопедия
Ощущение (sensation) — чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения.
Медицинский словарь
Ощущение — (Слово, этимологически родственное словам очутиться», «очнуться».) Вбирание, связывание, скрепление конкретного среза бытия или отдельной грани этого среза, оживление.
Философский словарь
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ
Смотреть что такое «СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ» в других словарях:
Субъективное ощущение — – 1. любое ощущение, стимул которого исходит из источников внутри организма. Например, шум в ушах; 2. любое ощущение, поскольку оно всегда является индивидуализированным отображением неких объективно существующих стимулов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия
Ощущение оператора — Ощущение: элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение оператором в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный стандарт Российской Федерации.… … Официальная терминология
ощущение — 3.30 ощущение: Элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение оператором в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Цвет (зрительное ощущение) — Статья о цвете в обычном смысле. См. также цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и… … Википедия
Восприятие времени нарушения — – субъективное ощущение изменённости принимаемого за норму восприятия реального времени. Различаются следующие нарушения восприятия чувства времени (Ясперс, Сумбаев, Бухановский и др.): 1. брадихрония – субъективное ощущение значительного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пространство, нарушения восприятия — – субъективное ощущение изменённых свойств пространства. Наблюдаются следующие основные нарушения восприятия пространства: 1. ощущение альтернирующего пространства, когда пациенты чувствуют себя попеременно находящимися то в одном, то в другом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Жажда — Субъективное ощущение недостатка воды в организме. Может быть вызвано: объективными факторами, вызванными избыточной потерей воды организмом (например, при длительном пребывании в жаркой атмосфере с потерей большого количества пота, при… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
жажда — субъективное ощущение потребности пить воду … Большой медицинский словарь
Субъективное ощущение
Смотреть что такое «Субъективное ощущение» в других словарях:
СУБЪЕКТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ — Вообще – любой сенсорный опыт, порожденный внутри, а не в результате воздействия физических энергий на рецепторы человека. Классический пример – шум в ушах … Толковый словарь по психологии
ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия
Ощущение оператора — Ощущение: элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение оператором в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Источник: ГОСТ Р 43.0.5 2009. Национальный стандарт Российской Федерации.… … Официальная терминология
ощущение — 3.30 ощущение: Элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение оператором в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Цвет (зрительное ощущение) — Статья о цвете в обычном смысле. См. также цвет (значения). Закат Цвет качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и… … Википедия
Восприятие времени нарушения — – субъективное ощущение изменённости принимаемого за норму восприятия реального времени. Различаются следующие нарушения восприятия чувства времени (Ясперс, Сумбаев, Бухановский и др.): 1. брадихрония – субъективное ощущение значительного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Пространство, нарушения восприятия — – субъективное ощущение изменённых свойств пространства. Наблюдаются следующие основные нарушения восприятия пространства: 1. ощущение альтернирующего пространства, когда пациенты чувствуют себя попеременно находящимися то в одном, то в другом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Жажда — Субъективное ощущение недостатка воды в организме. Может быть вызвано: объективными факторами, вызванными избыточной потерей воды организмом (например, при длительном пребывании в жаркой атмосфере с потерей большого количества пота, при… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
жажда — субъективное ощущение потребности пить воду … Большой медицинский словарь
Почему наши чувства субъективны, и на самом ли деле их больше пяти
Наши ощущения кажутся нам чем-то упрямым и непоколебимым и мы не привыкли в них сомневаться. Это и логично, ведь если ты ударил руку и тебе больно, это сложно с чем-то перепутать, ровно как и момент, когда ешь что-то горькое и невкусное. Но наука все чаще ставит универсальность наших чувств под большой вопрос. И вот почему.
Пять чувств
Тому, что у человека именно пять чувств нас учат еще в детстве, и это является неоспоримой истиной. Именно поэтому говоря про «шестое чувство», мы подразумеваем нечто таинственное и отчасти мистическое. Но кто придумал, что чувств именно пять?
Основы изучения чувственного восприятия берут свое начало еще в Древней Греции. К примеру, Платон сравнивал чувства людей со стихиями: зрение – стихия огня, слух – стихия воздуха, обоняние – переходное состояние, при котором вода превращается в воздух.
Аристотель выделял три вида души у человека – растительную, животную и человеческую и каждая из них постигала мир своими способами. Растительная отвечает за самые базовые потребности в виде питания и размножения, а на уровне животных и человека к этим способностям присоединяются более сложные эмоции и реакции восприятия.
На основе теорий Платона и Аристотеля и сформировалась теория чувств человека, причем зрение и слух занимали в ней более высшие позиции в сравнении со вкусом, осязанием и обонянием. Именно с этих пор традиционный набор из пяти чувств и закрепился как «базовый» для каждого человека.
Наиболее интеллектуальным чувством считалось зрение. И вокруг него было немало споров, относительно восприятия цветов представителями разных национальностей и цивилизаций. Считалось даже, что зрение можно особым образом тренировать. Многие ученые и по сей день полагают, что зрение способно эволюционировать и, возможно, в ближайшем будущем человек даже сможет видеть в ультрафиолете.
Шестое чувство
Но помимо описанных выше пяти чувств, у нас есть еще множество других, которые вполне могли бы побороться за то, чтобы войти в эту пятерку. К примеру, кинестезия. Это ощущение себя и понимание того, как расположены твои органы и части тела. «Поймать» это чувство можно где-то на границе сна и реальности: в первые секунды после пробуждения человек не может понять, где именно лежит его тело. Еще один способ – погрузиться в бессознательное состояние (например, очень много выпить). В таком случае бессознательный контроль над телом уже не работает и человек вынужден тщательно продумывать каждый свой жест. Утрата кинестезия также может быть следствием серьезных заболеваний или повреждений мозга.
Кроме того, все люди обладают термоцепцией – чувством температуры. Еще мы способны ощущать боль – ноцицепция (ноциперцепция). Причем ни одно, ни второе нельзя присоединить к осязанию, потому что за это отвечают отдельные рецепторы.
И здесь и кроется ответ на вопрос об универсальности чувств. Достаточно лишь вспомнить летние «битвы» в общественном транспорте между теми, кому холодно и теми, кому жарко. То есть в одинаковых температурных условиях, личное восприятие нормальной температуры у каждого человека будет своим.
Научные исследования показали, что для мужчин наиболее комфортная температура в помещении – 22 градуса, а для женщин – 24,5. Причина в том, что мужчины обладают более быстрым метаболизмом, что и позволяет им вырабатывать больше тепла.
Ровно также принято считать, что у каждого человека свой болевой порог. На сегодня для оценки боли применяется шкала гримас Вонг-Бейкера, которая оценивает выражение лица человека или цифровая шкала (от 0 до 10). Еще существует специальный прибор – алгезиметр, его острие прикасается к коже, а на него давит груз (чем больше его вес, тем выше болевой порог).
Все описанные методы полагают, что боль можно легко измерить, но они не учитывают субъективность этого чувства. Ведь на него может влиять огромное количество самых разных факторов. Даже в традиционно гендерном воспитании принято разное восприятие боли (вспомните расхожую фразу о том, что мужчины не плачут, а значит автоматически должны учиться терпеть боль).
Также боль зависит и от того, как к ней относится сам человек, и это вполне доказанный научный факт. За эмоциональное восприятие боли отвечают передняя поясная кора и еще некоторые структуры мозга, помогающие нам ее осознать. Если человек будет воспринимать боль отдельно от негативных эмоций, связанных с ней, то ее интенсивность будет намного ниже. Один из способов научиться самостоятельно «регулировать» свою боль – медитации.
Новые чувства
Парадоксально, но многие из наших соседей по планете обладают чувствами, которые недоступны человеку, несмотря на то, что он является высшим по уровню развитию существом. К примеру, утконосам присуща электроцепция, змеи ловят грызунов с помощью инфракрасного зрения, а пчелы могут видеть в ультрафиолете.
В эпителии носа человека расположено около 10 млн обонятельных рецепторов, а у собаки их 200 млн. Именно поэтому мы не можем улавливать тончайшие оттенки запахов, в отличие от собак.
Но не исключено, что когда-нибудь мы сможем позаимствовать у окружающих нас существ их специфические чувства. Один из самых доступных способов – обучение у представителей других культур. Но сперва вам потребуются годы, чтобы полностью погрузиться в ту или иную культуру. Общение на других языках поможет вам понять, как воспринимают мир представители этой культуры, и изменить собственное ощущение мира.
К примеру, если вы выучите язык народов Крайнего Севера, то параллельно узнаете большое количество оттенков снега, о существовании которых сегодня вы даже не догадываетесь. Нет, ваше зрение при этом никак не изменится, просто вы сами постигнете новые смыслы.
Если же говорить непосредственно о самих сенсорных рецепторах, то ученые активно над этим работают. К примеру, большое количество людей сегодня пользуются ретинальными и кохлеарными имплантами, которые позволяют им обрести зрение и слух соответственно. Сам по себе наш мозг не обладает никакими чувствами, он ориентируется лишь на сигналы, поступающие от органов чувств, и ему неважно получены они естественным способом или с помощью технических средств. Вот и выходит, что «искусственные» чувства – это уже вполне реальные практики, но пока они используются лишь для сенсорного замещения. Но не исключено, что с развитием науки и медицины их можно будет использовать и для сенсорного дополнения.
Нейробиолог Дэвид Иглмен уже сегодня предлагает воспринимать наши органы чувств исключительно как периферийные устройства, которые можно специально подключать, отключать и даже заменять. В подтверждение своей теории он создал специальный сенсорный жилет, который способен переводить речь в вибрации. Этот гаджет помог ему буквально ощущать кожей разнообразный мир звуков. И это совершенно новый вид ощущений для человека.
Познай самого себя: Субъективные ощущения и уровни сознания
Самым сакраментальным и завораживающим свойством канала внимания, к которому подключаются наиболее актуальные моменты восприятия-действия, является наблюдение с заинтересованной стороны за всем, что воспринимается, что это значит в данных условиях и какие возможные варианты действий случались раньше. Именно на этом уровне абстракции от всего внешнего, интерпретируемого образами восприятия и значим ости, возникают чувства и переживания.
Те, кто стремится ограничивать себя только ощущениями «хорошо», избегая «негатива», оказываются в ловушке: увлекшись самоудовлетворением или иллюзией, что все в порядке, они легко прозевают важнейший сигнал опасности.
Вне осознания ничего не выдает связанную с образами их значим ость как эмоциональное переживание. Стоит отвлечься от даже сильной боли, как она на это время исчезает. Вот только эта боль бывает настолько значим а, что постоянно возвращает на себя сознание и отвлечь от нее можно только чем-то более значим ым ( fornit.ru/189).
Только в случае привлечения внимания можно говорить об эмоциональном восприятии. Все остальное просто протекает «рефлекторно» в контекст ах иерархии значим ости, определяющих стиль и направление реагирования. Но когда было придумано слово «‘эмоция» еще ничего не знали про систему регуляции гомеостаз а и переключение стилей поведения для ее обеспечения и, тем более про функциональность осознанного внимания. Зато проявления значим ости совершаемого в виде мимики и реакций были очевидны так, что люди сосчитали количество эмоций, и получилось несколько штук.
Потом, при более глубоких исследованиях психологи начали замечать большее количество эмоций в зависимости от особенностей ситуации так, что пришлось как-то условно различать эмоции от чувств и переживаний, но эта граница оказывалась на редкость неопределенной. При этом обнаружилось, что число выделяемых по характерным признакам отрицательных эмоций в несколько раз больше, чем положительных.
Важность сигнала об опасности несопоставимо больше, чем сигнала о том, что опасность преодолена и можно расслабиться в комфорте позитивных переживаний. Именно негатив заставляет корректировать существующие реакции, ведь если уже все хорошо, то и нет необходимости что-то менять, и это лишь укрепляет уверенность так, что в следующий раз можно будет даже не осознавать этот момент, а действовать привычно автоматически.
Для того, чтобы лучше понять суть сознания и его назначение, сначала рассмотрим общую концепцию функции сознания в кратком описательном плане, где самым важным будет сопоставление неосознаваемых поведенческих автоматизмов и осознанного внимания.
С одной стороны, есть наработанные автоматизмы в виде цепочек последовательности действий, каждая из которых совершаются в определённом привычном контекст е условий (признаков событий, ситуаций), способных запускаться и выполняться независимо одна от другой.
С другой стороны есть единственный на все это контроль выполнения автоматизмов, который подключается к наиболее актуальному для контроля звену (наиболее важному и, при этом, с признаками новых условий).
Очень часто привычный вариант выполняется удовлетворительно и больше не привлекает внимания, становясь так же привычным (что фиксируется долговременно).
Часто, заметив настораживающие новые признаки (которые по опыту обычно приводили к неудачам привычного), альтернативное решение возникает «на лету», без прерывания действий, без раз мышлени й из наработанной базы опыта: если на дороге оказался камень, обойти или перешагнуть (в зависимости от особенностей признаков нового).
Иногда же приходится останавливать действия для раз мышлени й.
Вот основная контролирующая функция привлечения сознательного внимания, без чего поведение окажется следующим только наиболее привычному (в сильном алкогольном опьянении шагают по лужам, натыкаются на не замечаемые препятствия).
Для выполнения контролирующей функции с вовремя подставляемыми коррекциями действий, которые часто подготавливаются исподволь (мы заметили далеко впереди канаву и думаем, как лучше перебраться, не останавливаясь пока что), осознанное внимание может перескакивать с одного критического места восприятия на другое, с одной цепочки действия на другую. Но мы осознаем в целом общую картину происходящего, не замечая скачков осознанного внимания. Мы удерживаем общую ситуацию и цель действий в осознании так, что это позволяет произвольно вмешиваться в автоматические действия в нужные моменты.
Это означает, что есть модели привычно-текущего состояния, с которыми сверяются моменты пиков контролирующей актуальности. Сколько видов привычных действий, столько и обобщенных моделей, которые строятся не там, где существуют цепочки последовательности автоматических (способных выполняться без сознания) действий, а в совершенно ином месте fornit.ru/5454, fornit.ru/7057. Так, в районе гиппокампа найдены элементы модели карты известной местности fornit.ru/6604. А гиппокамп как раз занимается подключением наиболее актуальных (новизна Х значим ость) звеньев цепочек автоматизма к каналу осознанного внимания.
Сознание выбирает и активирует ту из существующей моделей, которая обеспечивает понимание смысл а происходящего и свойств происходящего и в случае новизны, обновляет и дополняет модель.
Итак, обычно человек выполняет множество самых различных действий одновременно, не замечая их в силу привычности, но общая суть происходящего сохраняется, цель, которая достигается возможно очень многими последовательными действиями, не теряется.
Мы смотрим фильм, который состоит из множества быстро сменяющихся статичных кадров, неосознанно выхватывая смысл каждого из них из древнего уровня распознавания значим ости по состоянию признаков гомеостаз а fornit.ru/5196, но о смысл иваем виденное в соответствии с моделью общего вида текущего поведения, придавая уже свой, произвольный смысл fornit.ru/7146. Это воспринимается как нечто непрерывное даже если еще что-то отвлекает осознанное внимание на себя.
Когда человек задумывается о своих ощущениях, его застигает сложность и непознаваемость собственного субъективного мира. Философы давно задаются вопросом о том, что же такое субъективные ощущения? Почему воспринимаемое окрашивается в такие специфичные оттенки? Даже просто: почему мы именно вот так воспринимаем зеленое?
Но обычно, когда мы наблюдаем что-то зеленое в текущее мгновение нашего бытия, то в это время возникает немало прогностических опережающих картин, навевающих разные мысли, кроме того, что сам зеленый объект внимания дополнится определенной значим остью в контекст е текущего нашего состояния, в зависимости от окружающих и внутренних условий. Вот это все и создаст тот общий субъективный образ, который сделает этот момент нашим субъективным переживанием. Этот образ всегда связан с тем значением, которое соответствует текущим обстоятельствам, что придает определенный смысл воспринимаемому.
В случае, когда возникает новизна достаточной значим ости, этот образ подключается к каналу осознанного внимания, который для того, чтобы сориентироваться, в каком направлении выбирать возможные варианты нестандартных действий, выделяет это значим ость как негативную или позитивную, распознавая смысл своего мотивирующего отношения и вызывая запоминающееся переживание всякий раз, когда есть время это о смысл ить.
Когда же возникает ситуация о смысл ения? Для понимания этого более обстоятельно рассмотрим логику возможных видов реагирования потому, что это является ключевым в функционировании сознания. Эта логика, в силу своего универсального принципа, компактна в описании и рассмотрении, позволяя оценить ее полноту и ограничения для всех возможных случаев.
Эволюционно усложняющиеся уровни вовлечения сознания в процесс отслеживания событий в условиях значим ой новизны позволяют контролировать наиболее актуальные моменты происходящего и вырабатывать корректирующие действия для получения максимального позитивного эффекта. Описываемые уровни различаются по степени отвлечения реагирования от непосредственно автоматического и привычного процесса, который бы шел без участия сознания.
Частным случаем первого уровня сознания оказывается ситуация, когда в восприятии нет настолько значим ого и нового, чтобы представлять важность для отслеживания и возникает состояние ожидания событий. Само по себе ожидание событий может быть достаточно важным и тогда возникают последующие уровни функционирования сознания, когда нужно быть настороже и быть готовым вовремя среагировать. Это выделяется в отдельный стиль поведения, который развивается жизненным опытом. Но при полном отсутствии опасностей и монотонном окружении возникает торможение отслеживающей функции сознания с переходным периодом, схожим со сновидением. В специальной изолирующей камере, в которой помещались испытуемые так, что ничто не могло хоть как-то воздействовать на них, вскоре возникал период самопродуцированных видений и сон.
Если собаке протянуть одновременно кусок мяса и комок травы, то она, не раздумывая схватит кусок мяса. Если протянуть два куска мяса, то она схватит тот, что ближе или тот, что больше или тот, что более чем-то для нее привлекателен. В последнем случае она может несколько замедлить действие, выбирая.
Для второго уровня сознания характерны следующие случаи.
2. Прогно з не дает достаточно хорошего в последствиях результата. Нет достаточной уверенности в том, что то, действие, которое приходит в голову в такой ситуации, закончится позитивно, а не приведет к беде. Здесь возможны два обстоятельства:
1) Насущность немедленного реагирования настолько высока, что делать хоть что-то, но придется. Например, разливающаяся раскаленная лава заставляет отступить, но впереди ров, ширина которого превышает уверенный прогноз перепрыгивания. Каждый прыгнет наудачу в таких обстоятельствах, особенно когда начнет нестерпимо припекать. Но иногда риск от опасности меньше, чем риск от опрометчивых действий, и тогда от большего риска отказываются. Тут все очень индивидуально и напрямую зависит от уже имеющегося жизненного опыта.
Таким образом, произвольность о смысл ения значим ости ( смысл а) воспринятого оказывает обратное влияние, фильтрует восприятие в данном направлении, управляя направленностью внимания.
Все перечисленные случаи этого уровня легко моделируются схемотехнически, позволяя хорошо представить себе варианты их искусственной реализации.
Третий уровень эволюционного усложнения логики функционирования сознания обслуживает ситуацию уже после совершения действия выбранного прогностического варианта. Итак, вариант, отличный от привычного (в том числе и попытка действовать привычно) решительно выполнен волевым усилием, и возникла возможность оценки его успешности.
1. Прогно з полностью оправдывается, и в новых условиях получилось предполагаемое. Действие оказалось адекватн ым объективной реальности: предполагаемое соответствует получаемому. Для признаков новых условий, которые вызывали привлечение сознания, от данного звена автоматизма долговременно формируется ветвление на новый, испытанный вариант. В дальнейшем, уже может не потребоваться осознания, а сразу, в таком уже привычном случае будет совершено это ветвление. Или же эта привычка окончательно закрепится и перейдет в неосознаваемое за еще несколько эпизодов осознания.
2. Прогно з не оправдывается, и в результате в новых условиях получаются нежелательные последствия. Действие оказалось не адекватн ым реальности: предполагаемое не соответствует получаемому. В данном звене автоматизма, долговременно закрепится ветвление с негативной оценкой и в последующем такой вариант окажется исключен в прогностическом выборе. Впредь такое поведение будет избегаться.
Схемотехнически очень просто заблокировать его выполнение так, чтобы даже вне осознания такая реакция при таких обстоятельствах не выполнялась. Как именно механизм такой блокировки реализуется в мозге пока точно не выяснено, но принцип таков: в последующих сходных обстоятельствах ранее предполагаемый прогноз теперь имеет уверенно негативную оценку и не будет применен, а прерванное действие не завершится, что зафиксируется долговременно.
Если новизна условий оказалась невыделенной, нераспознанной еще на первом уровне, т.е. сознание не было привлечено до этапа действия, а только новизна негативного результата привлекла его, косвенно определяя, что вмешалось нечто, изменившее результат привычного действия. В таком случае вся привычная цепочка поведения станет неуверенной или даже вообще избегаемой. И только настоятельная необходимость все же попробовать опять действовать так же может это превысить. Если опять будет неудача, неуверенность станет еще большей. А если неудача оценивается слишком сильным негативом, то и вообще возникнет тупик полной блокировки дальнейших действий прежним способом.
4. Результат оказывается совершенно неожиданным, не таким, каков был образ конечного звена цепи выбранного варианта реагирования даже с учетом неудачности его реализации. Порождается образ нерешенной проблемы, описанный выше, требующий дополнительного понимания ситуации.
Перечисленные случаи не вызывают сложности в их схемотехнической реализации. Таким образом, проявляется иерархия алгоритм ов сознания по отношению к отслеживаемому наиболее актуальному образу автоматического реагирования.
Эти алгоритм ы сознания возникали как механизмы адаптивн ости к новому и последовательно усложнялись по уровням и ситуациям отслеживания происходящего.
Все перечисленные случаи, кроме первого, требуют понимания случившегося так, чтобы стало возможным каким-то методом придумать подходящий вариант реагирования для этих новых условий. Они задают нерешенную проблему, той или иной степени актуальности. Даже во втором случае неожиданной удачи это заставляет задуматься. Как правило, в результате одного из таких случаев дальнейшие действия прерываются для о смысл ения. Возникает нерешенная проблема, требующая понимания и поиска выхода.
Четвертый уровень сознания проявляется формируемыми навыками исследования проблемы и ее творческого решения. Подробнее логику и механизмы исследовательского поведения и творческого решения проблем (создание новых вариантов) рассмотрим позже.
Часто проблема не решается так просто и остается нерешенной долгое время, бывает годами. Активность образа проблемы поддерживается как методом самоподдержания и в виду большой силы актуальности, бывает, не гасится даже во сне, направляя сновидения в своем контекст е (об этом будет позже), но, даже если она окажется погашенной, легко восстанавливается при малейшей ассоциации со сходными элементами восприятия.
Каждый из перечисленных уровней осознанной коррекции происходящего требует последовательного развития дополнительных слоев мозга в зоне лобных долей для формирования все более сложных распознавателей на основе предыдущих более простых. Чем более долгим оказывается период формирования таких слоев, тем более «интеллектуальнее» будет поведение.
У человека наибольшая продолжительность формирования всех периодов развития мозга среди других животных.
Уровни лобных долей, соответствующие самостоятельному нахождению решений, у людей созревают в среднем к двенадцати годам, что так же подтверждается окончательным формированием структуры гиппокампа, переключающего доступ к лобным долям от образов восприятия- значим ости-действия. Это следует учитывать в программах обучения и воспитания.
Описанное условное подразделение уровней отвлечения осознанного внимания от автоматизмов проявляется так, что даже на втором уровне, в моменты времени, не требующие оперативного вмешательства в происходящее, могут возникать эпизоды третьего и четвертого уровня и, прогуливаясь по аллее и непринужденно перешагивая через трещины в асфальте и вылезшие корни деревьев, мы фокусируем внимание на текущем самоощущении, на эмоциональной оценке происходящего, воображая возможные варианты будущих событий в той или иной степени их осуществимости, т.е. мечтаем и фантазируем.
Множество как бы специализированных на запоминании отдельных элементов восприятия нейрон ов, обнаруженных в зоне гиппокампа, исследователи называли нейрон ами местности, направления головы, положения предметов, скорости, границ территории и т.п. При чем, в отличие от грызунов, у которых эти нейрон ы четко определялись именно в гиппокампе, у людей они еще представительствовали в ассоциативной коре. Все самоподдерживающиеся активности ассоциативной коры замыкаются переключателями гиппокапма и поэтому, конечно же, нейрон ы таких переключателей оказываются активными в поддержании образа и могут быть названы, например, нейрон ами карты местности. Но последовательность их активации сохраняет последовательность предшествовавшего осознанного внимания.
Итак, локализация цепочек эпизодов воспоминания оказывается в ассоциативной зоне коры больших полушарий, в зоне формирования субъективных образов восприятия. Мыслительные модели свойств объектов внимания образуются в виде мыслительных связей между образами восприятия, группируясь по контекст ам восприятия и по качеству главных признаков. Так формируются модели поведения себя и всех других наблюдаемых объектов. И в каждый момент мысленного воспоминания становится возможным дополнить ранее существующие цепи автоматизмов о смысл енными вариантами нового поведения. При этом могут выделяться наиболее общие свойства, касающиеся какого-то признака восприятия, например, свойство быть горячим, острым, мокрым и т.д. присущие совершенно разным объектам внимания, в точности, как и любые другие более примитивные элементы распознавания.
Но в случае, когда происходит не просто вспоминание произошедшего и их прогностическое о смысл ение, а творческая выработка новых методов оперирования самим ходом мышлени я для целей исследования, произвольной выборки, прогностических методов, творческих приемов решения и т.п. то возникают своеобразные образы восприятия в ассоциативной области префронтальной коры, на стороне сознания в виде мыслительных автоматизмов, которые используются и корректируются в точности теми же принципами, что моторные автоматизмы. Созревание новых нейрон ов было обнаружено не только в области гиппокампа (для обеспечения новых переключателей образов для новых контекст ов), но и в лобных долях, что и является основой для формирования новых звеньев цепей мыслительных автоматизмов.
На качество осознанного восприятия оказывает влияние не только связанная с образами эмоциональность в виде ассоциированных результатов реагирования, но и то, какой уровень абстрагирования элементов восприятия используется. Можно воспринимать происходящее очень непосредственно, в тех первичных элементах, которые формируются самыми начальными слоями распознавателей примитивов восприятия, воспринимая все во всех присущих деталях. Но чем позднее созрел слой используемых распознавателей, тем более отвлеченно (абстрактно), но с большей спецификой к данным условиям оказывается воспринимаемое.
Письменность так же стимулирует использование абстрактных символов, далеких от первичных образов так, что привычка образного мышлени я все в большей степени утрачивается.
Нечто, напоминающее такое восприятие окружающего бывает в детстве, когда приходится пролежать недельку с болезнью, а потом, выйдя на улицу, все воспринимается необыкновенно живо и красочно. Бывает и у тех, кто долго томил себя лечебным голоданием и потом начал нормально есть, или даже просто у тех, кто испытывал долгую жажду и прочувствовал заново яркий вкус воды. С возрастом это случается все реже потому, что слишком много остается в памяти, не давая новизне проявиться часто и сильно, тем более, затрагивая “образные” уровни распознавателей.