Что значит структурно неполное предложение
I. Структурно и семантически неполные предложения.
Тема 13. Неполные предложения
Общая характеристика неполных предложений
Существование в русском языке неполных предложений сомнения не вызывает. Однако сущность данного грамматического явления и то, какие именно предложения следует считать неполными, – вопросы, решаемые в истории отечественного языкознания неоднозначно.
Очень важным для разработки вопроса о полных / неполных предложениях явилось учение А.А. Шахматова об односоставных предложениях. Признание факта существования в русском языке таких предложений как самостоятельного типа позволило существенно сузить круг предложений, считавшихся неполными.
Долгое время полнота / неполнота предложения связывалась с полнотой / неполнотой входящих в него словосочетаний: для каждой зависимой словоформы должно быть главное слово; если же такого слова нет, предложение неполное. На этом основании к неполным относились различные в структурном отношении предложения с каким-либо пропущенным членом, который может быть введен по принципу «подразумевания». Вопрос о том, нуждается ли предложение во вставке, домысливании «недостающего» члена, не поднимался.
Велик вклад в учение о полноте / неполноте предложения В.В. Виноградова. Он поставил под сомнение существовавший к тому времени критерий отнесения предложения к неполным, заключавшийся в том, что за норму принималось идеальное предложение, а все отклонения от нормы объяснялись «сокращениями» и «опущениями». Он указал, что значительная часть предложений, относимых к неполным, в речи адекватно выполняет коммуникативную функцию.
Противоречия традиционного учения становятся всё более заметными: если следовать ему, то числу неполных приходится относить предложения, в которых нельзя «восстановить» якобы опущенные члены (Медведь – в лес; У меня жар и т.п.).
Современный синтаксис всё больше опирается не на отвлеченные схемы, а на живой речевой материал. Это приводит к необходимости уточнить критерии отнесения предложений к числу неполных. Мы принимаем точку зрения П.А. Леканта, согласно которой наличие в предложении зависимой формы, непосредственно не подчиненной какому-либо слову, не является непременным показателем пропуска члена предложения и, следовательно, признаком грамматической неполноты предложения.
П.А. Лекант пишет: «О пропуске того или иного члена можно говорить лишь в том случае, если он словесно выражен в контексте или ясен из ситуации речи. В предложении с пропущенным членом не только отсутствует непрерывность синтаксических связей, но и нарушена система синтаксических отношений (синтаксические отношения не полностью реализуются в пределах данного предложения)»[1]. См.: От оазиса к оазису перебегают дикие кони. Останавливаются при встрече (Пришвин). Неполнота второго их этих предложений подтверждается не только отсутствием в нем подлежащего, с которым должна быть скоординирована форма глагола-сказуемого, но и нарушением предикативных отношений между действием и деятелем, который не назван в этом предложении, но указан в предыдущем и потому однозначно восстанавливается из контекста.
Таким образом, неполными являются предложения, в которых отсутствует структурно необходимый член предложения; причем отсутствующий член может быть восстановлен из контекста или ситуации речи. Здесь принципиально важны два момента: 1) необходимость отсутствующего члена и 2) возможность его однозначного восстановления из контекста или ситуации, а не домысливания.
Специальных моделей, по которым бы строились неполные предложения, в русском языке нет. Неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения. В них может отсутствовать любой обязательный член, но только такой, который входит в тему (см. тему 16).
Подчеркнем: наличие в односоставных предложениях только одного главного члена признаком их неполноты не является! Так, предложения До зари потом всю ночь проплачу (Фет); Привезли новых раненых, вносили их в особняк (А.Н. Толстой) и т.п. – полные.
В то же время неполными могут быть предложения, где представлены два главных члена. См., например, вторую часть предложения Все получали письма, а я не получал (Паустовский), в которой отсутствует прямое дополнение, обязательное при сказуемом, выраженным переходным глаголом.
Типы неполных предложений
Неполные предложения классифицируются с разных точек зрения. Рассмотрим две их классификации.
I. Структурно и семантически неполные предложения.
В.В. Бабайцева предлагает различать структурную и семантическую неполноту предложений. Исходя из этого, она делит все неполные предложения на 3 группы:
1) структурно полные, но семантически неполные;
2) структурно и семантически неполные;
3) структурно неполные, но семантически полные.
1. К первой группе относятся предложения, один из членов которых выражен синсемантичным местоимением или местоименным наречием (т.е. местоимением или наречием, не имеющим вне контекста или ситуации конкретного значения). Чаще это указательные местоимения и наречия этот, такой, там, тогда, лично-указательное он и др.: [Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем…] И вот от него эти искры. Я расскажу тебепро это… (Горький); Почему так страшны были эти совершенно для меня новые слова? Значит, я их уже знал когда-то? (Бунин); Не бывало еще так никогда (Белов). Эту группу неполных предложений выделяют не все авторы.
Обратите внимание: наличие в предложении автосемантичных местоименных слов, значение которых ясно вне контекста: каждый, никто, что-то, всюду, где-нибудь и т.п., – не свидетельствует о его неполноте. Предложения У меня праздник каждый день, от утра до вечера (Чехов); Все с удовольствием ждали соблазнительного скандала (Куприн); На вокзале, метелью подернутом, Где-то плачет далекая женщина (Симонов) и т.п. – полные!
2. Предложения второй группы составляют ядро неполных предложений и находятся в центре внимания при изучении данной темы. Основная их особенность – структурная неполнота, следствием которой является неполнота семантическая.
Неполнота предложений этой группы создается:
а) за счет неполной реализации структурной схемы предложения. В этом случае отсутствует главный член (один или оба):
Итак, профессор зажег шар и огляделся. Зажег рефлектор на длинном экспериментальном столе, надел белый халат, позвенел какими-то инструментами на столе… (Булгаков) – во втором предложении отсутствует структурно необходимое подлежащее профессор, восстанавливаемое из первого предложения;
За кого он меня мог считать? Уж, конечно, за барина, имеющего отношение к лесному, межевому или полицейскому делу (Пришвин) – во втором предложении отсутствуют оба главных члена, восстанавливаемые из предыдущего предложения;
б) за счет отсутствия обязательного детерминанта. См.: Приходится вставать с постели и зажигать лампу (Чехов); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бунин) – в первом предложении недостает детерминанта с субъектным значением, во втором – с пространственным;
в) за счет неполной реализации схемы словосочетания. Здесь возможно два варианта.
Во-первых, отсутствие одного из компонентов свободного словосочетания, а следовательно, члена предложения: Красавец тяпнутый – он был уже без халата, в приличном черном костюме – передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся и налил прозрачной (Булгаков) – нет главного слова для прилагательного прозрачной; Я ужасно хотела бы побывать в Миргороде. Непременно надо как-нибудь поехать. Правда? (Бунин) – во втором предложении недостает обстоятельства места, обязательного при сказуемом – глаголе движения.
Во-вторых, возможно отсутствие одного из компонентов синтаксически неделимого словосочетания. В этом случае все обязательные члены в предложении есть, но один из них неполный:
Было и шумно и весело, дедушке – веселее всех (Бунин) – в главном члене второй предикативной части недостает глагола-связки;
И молиться не учи меня. Не надо! (Есенин) – в главном члене второй части недостает обязательного инфинитива;
Низ окна был черен; верх просветлел (Грин) – в подлежащем второй предикативной части отсутствует необходимая форма родительного падежа.
Примечание. В двусоставных предложениях, обозначающих состояние конкретного лица, конкретного обладателя чем-либо, субъект состояния или обладания должен быть назван обязательно. Он может обозначаться либо детерминантом (У меня сердце бьется сильнее, В его душе поселилась тревога, У Ольги глаза зеленые), либо определением (Мое сердце бьется сильнее, Глаза Ольги / Ольгины глаза зеленые). Предложения типа Голова болит, С утра настроение было скверным, где субъект не обозначен, неполные. Если же предложение имеет значение обобщенного лица, то в нем член предложения с субъектным значением обязательным не является. При этом условии предложения Жить здесь невесело, На берегу моря хорошо дышится и т.п. – полные.
3. Своеобразие третьей группы неполных предложений составляет то, что они понятны вне контекста и вне ситуации, хотя в них отсутствует сказуемое: Последний воз к дому! (А.Н. Толстой); Бойцы, из кузова на землю! (Симонов). Такие предложения называют эллиптическими.
Неполные предложения. Отличия от назывных предложений
Неполные простые предложения — это предложения с пропущенным одним или несколькими членами, необходимыми для полноты его строения и смыслового содержания.
В русском языке по наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные предложения
Полными являются простые двусоставные и односоставные предложения, в которых все его члены как главные, так и второстепенные, имеются налицо, например:
Каждую осень я приезжал в лесную деревню и шел от нее к озеру (К. Паустовский).
Только не порвите серебряные струны (В. Высоцкий).
Весело жить в такой земле! (М. Лермонтов).
Не нагнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов).
Приведенные двусоставное и односоставные предложения характеризуются наличием всех членов, необходимых по их структуре. Смысл каждого из них ясен и не нуждается в опоре на предыдущий контекст, то есть их можно цитировать в одиночку.
Признаки неполных предложений
В неполном предложении пропущенный член легко восстанавливается из предыдущего контекста, например:
В непролазной траве весь день копошились и гудели шмели. Иногда вырывались из травы, с размаху налетали на Машу, с треском ударялись в лицо и со звоном подымались вверх, выше скворечни (К. Паустовский).
Второе предложение является неполным. В нем пропущено подлежащее «шмели», которое легко восстанавливается из содержания первого предложения. А если прочитать только второе предложение, то будет неясно, о чём идет речь: кто или что поднималось из травы?
Значит, неполное предложение является по смыслу несамостоятельным. Его выдергивать из контекста нельзя. Неполные предложения часто используются в сложных предложениях:
Труд побуждает поле, а поле — человека (пословица).
Золото испытывают огнём, человека — трудом (пословица).
В первом сложном предложении вторая двусоставная часть является неполной, так как в ней пропущено сказуемое «пробуждает». Во следующем примере вторая неопределенно-личная часть также характеризуется неполнотой из-за отсутствующего сказуемого «испытывают», которое легко восстанавливается из первой части сложного бессоюзного предложения.
Нераспространённость неполных предложений чаще всего наблюдается во время диалога в разговорной речи.
-Ты где купался утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюшка (И. Тургенев).
Примеры неполных предложений
При отсутствии в предложении сказуемого или дополнения на их месте ставится тире, если эта неполнота подчеркивается интонационно паузой.
С утра в поле косили. Вечером тоже.
Тёркин мой — к огню поближе, отгибает воротник (А. Твардовский).
Сколько в жизни всяких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).
Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои — всё хуже (М. Горький).
Алеша смотрел на них, а они на него (Ф. Достоевский).
Из пафоса у него выходил крик, из нежных слов — сладкая тянучка, из-за повелительных реплик римского воина-патриция выглядывал русский брандмайор (А. Куприн).
Багровые листья клена и жёлтые берез лежали у ног женщины (М. Горький).
Эллиптические предложения
В русском языке существует одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается из ситуации и не подсказывается контекстом. Смысл таких предложения понятен вне контекста, например:
А за самым дальним лугом — поле, вспаханное плугом (С. Маршак).
В этом примере пропущено сказуемое (расстилается, находится, есть), которое можно легко восстановить по смыслу самого предложения. Это разновидность неполных предложений, которые называются эллиптическими. Это обозначение восходит к термину «эллипсис» (греческое слово elleipsis), которым называется стилистическая фигура художественной речи, суть которой состоит в намеренном пропуске слов или фактов для придания тексту большей выразительности и динамичности.
В синтаксисе русского языка эллиптические высказывания связаны с речевой ситуацией, которая часто сопровождается мимикой, жестами — невербальными способами коммуникации. Синтаксический эллипсис находит свое отражение в некоторой свёрнутости конструкций, их неполноте.
Она за дверь. А мать — ни слова вслед.
Тем не менее такие высказывания вполне ясны и не требуют дополнительного контекста или разъяснения.
Неполные и назывные предложения (отличия)
Неполные двусоставные предложения не следует путать с односоставными назывными. Особенно такая опасность ошибки существует тогда, когда назывное предложение является распространенным, а неполное двусоставное предложение не имеет сказуемого. В нем осталось только подлежащее, выраженное существительным, и обстоятельство или дополнение, обозначенное также существительным в падежной форме, которое, не задумываясь, относят к подлежащему.
На базаре обычная толчея (неполное двусоставное предложение).
Основное отличие состоит в том, что в назывном предложении может быть подлежащее и целый каскад согласованных и несогласованных определений, а в неполном двусоставном предложении может отсутствовать сказуемое, но имеется дополнение или обстоятельство — группа сказуемого, например:
В этом предложении присутствует подлежащее (квартира) и обстоятельство (неделимое словосочетание «на третьем этаже»), которое указывает на отсутствующее сказуемое. Значит, это неполное двусоставное предложение.
Видеоурок
Русский язык
План урока:
Полные предложения: определение и признаки
Определение термина звучит следующим образом:
Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:
Они завтра едут на рынок.
Анна мечтала отдохнуть в Египте.
Дети играли в домино и весело смеялись.
Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.
Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.
— Какой фильм вы смотрите?
— Мы смотрим интересный художественный фильм.
В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.
В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».
Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».
Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.
Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:
Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.
Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.
Неполные предложения
Дадим определение термину:
Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:
Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.
Обратите внимание на текст.
Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.
Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.
Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.
Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.
В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:
Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.
Неполные предложения разделяют на нескольких видов.
Поговорим о каждом подробнее.
Структурно полные, но семантически неполные предложения
Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:
Кто-то вошел в аудиторию.
Вдруг ему что-то вспомнилось.
Кто же это мог быть?
Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.
Структурно и семантически неполные предложения
Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.
Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:
Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).
Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).
Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:
Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:
Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.
Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.
Семантически полные, но структурно неполные предложения
Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:
За магазином – сосновый бор.
По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.
Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».
Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.
Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.
Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.
Неполные предложения
Всего получено оценок: 680.
Всего получено оценок: 680.
В русском языке существуют разные принципы классификации предложений, и один из них – по полноте и неполноте данной синтаксической единицы. Что именно это означает, разъясняется на уроках русского языка в 8 классе. Данная тема очень важна для понимания принципов составления предложений и синтаксиса в целом.
Неполные предложения: что это такое и их разновидности
Неполными называются такие предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые необходимы для того, чтобы синтаксическая единица была полной с точки зрения значения и строения. Восстановить пропущенные члены предложения можно, исходя из окружающего контекста или знания ситуации, о которой идет речь, если это устное общение.
Лучше понять, что имеется в виду, помогут примеры неполных предложений.
Ваш класс завтра дежурит по школе? – Наш. – в этом диалоге ответная реплика и будет неполным предложением, полное значение которого (да, наш класс завтра дежурит по школе) ясно из контекста.
Чаще всего неполные предложения используются именно в диалоговой речи, также нередко неполным предложением будет одна из частей сложной синтаксической единицы.
Вот пример такого предложения: Все мне подвластны, я – никому (вторая часть в полном виде звучала бы как “я не подвластен никому”).
Главной особенностью неполного предложения является то, что вне контекста или ситуации общения его значение непонятно. По принципу того, откуда слушатель или читатель узнает недостающую информацию, они делятся на следующие виды:
Если неполное предложение состоит более чем из одного слова, то на месте пропущенного слова или слов как правило ставится тире. В устной речи на этом месте делается небольшая пауза для выделения пропуска.
Нужно отличать неполные предложения от односоставных, поскольку это разные явления. Так, в односоставном предложении, несмотря на отсутствие одного из главных членов, смысл понятен и без него.
Эллиптическое предложение как особый вид неполных предложений
В русском языке, однако, есть такие неполные предложения, которые понятны вне ситуации общения или контекста, кроме того, в них пропущен всегда только один член предложения – сказуемое, выраженное глаголом. Такие синтаксические единицы называются эллиптическими. Они также отличаются тем, что тире на месте пропуска такого сказуемого не ставится. Как правило, стандартная структура такого предложения – это подлежащее + дополнение или обстоятельство.
Например: Обед на столе – это эллиптическое предложение, в котором пропущен глагол-сказуемое “стоит”. Обычно восстановить такой глагол не составляет труда.
Что мы узнали?
В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные. то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов. В зависимости от того, откуда можно восстановить смысл предложения, они делятся на контекстуально-неполные и ситуативно-неполные. При этом их следует отличать от односоставных предложений. Особым типом неполного предложения является эллиптическое. в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире, то в эллиптическом оно обычно не требуется.