Что значит структурировать текст
Правильная структура текста
Зачем тексту скелет и как он выглядит
Приветствую читателей блога! Тема статьи – правильная структура текста: что это такое, для чего нужно и как ее создавать.
Чем плох неструктурированный текст? Его сложно и читать, и понимать. Автор вначале описывает одно, потом резко, без какой-либо логической связки перескакивает на другое. Потом снова возвращается к первому. В итоге читатель теряет нить повествования. Конечно, если напрячься, то можно понять, о чем речь. Но фокус в том, что наше подсознание отказывается воспринимать такую писанину и придется вчитываться, вдумываться в смысл. У людей просто нет времени и желания на расшифровку непонятного текста.
Структура текста – логическая упорядоченность информации
Ее можно образно назвать скелетом текста. Когда мы составляем план статьи, то вначале намечаем себе ключевые моменты: о чем хотим рассказать и в какой последовательности. Это и есть наш скелет и на него мы потом нарастим мясо – подробности, выводы, мнения экспертов и т.д.
Структура, если говорить просто – это правильное разбиение текста на логические блоки. Но это только поверхностное определение. Нужно еще правильно выделять абзацы – не прихватить лишнего с другого логического блока. Грамотно делить текст на предложения и связывать предложения между собой внутри абзаца. И обязательно придерживаться одного времени внутри логического блока: то есть все, что вы описываете в абзаце, должно происходить в одно и то же время.
Вот основные требования. Но начинающие авторы не знакомы с этими правилами и часто допускают ошибки. Давайте подробно разберем пример из Интернета:
Первое предложение выпадает из общей картины:
И это, обратите внимание, только первый абзац! А в тексте их три.
Как структурировать текст
Всю информацию рассортируем по разным абзацам, потому что здесь нет единой канвы, все предложения из разных опер.
Если первое предложение – истоки компании, то логично продолжать про компанию: история началась тогда-то с таких-то событий. И коротко описать, что, например, это был небольшой цех по изготовлению столярки. Со временем стал расширяться, когда возник спрос и на рынок пришли стеклопакеты. Это в порядке бреда, но уловите суть. Коль начали с истории, то надо ее рассказать. И закончить абзац можно предложением, что занимаемся этим уже 15 лет.
Следующий абзац: за эти годы накопили опыт, оснастили производство оборудованием, контроль качества и отсюда – отличная продукция. И завершить фразой о том, что мы знаем толк. Резюмировать все сказанное. Вот вам логическая связка двух абзацев. Их можно объединить в один блок под условным подзаголовком «Коротко о нас» и поместить ближе к середине или концу текста.
Следующий абзац – обращение к покупателям: хотите то или это – все что угодно за ваши деньги. Этот блок можно дополнить выводами и сделать его завершающим.
Вот как можно было структурировать этот текст.
Создать скелет информационной статьи можно, опираясь на эти ключевые точки:
Сюда добавляем заголовок и вводный абзац, который кратко анонсирует суть статьи – и готово!
Вывод
Теперь Вы знаете, что такое структура текста, как соблюдать логику в повествовании и почему неструктурированный текст – это плохо. Если все это пока не слишком понятно, приходите в бесплатный email-курс для начинающих рерайтеров. Там получите навыки работы с текстом и освоите много тонкостей.
Наш пример – это не жесткий шаблон. В каждом отдельном случае ключевые моменты будут свои. Ваша задача – связать их логически правильно подобранными деталями, чтобы каждый последующий блок закономерно вытекал из предыдущего или был связан с ним по смыслу. Ну и соблюдать логическую последовательность внутри абзацев по принципу разобранного примера. Если есть мысли – комментируйте, вопросы тоже задавайте в комментариях. Отвечу на все.
Как и зачем структурировать статьи
Всем привет, на связи Юлия! Тема этой пятницы – структура текста.
Правильно продуманная структура текста позволит вашему читателю быстро в нем сориентироваться, найти нужную информацию, поблагодарить вас за то, что всё ясно-понятно.
Что за структура и зачем она нужна
Представьте себе текст, где автор пишет сначала первое, потом второе, потом снова первое, третье и опять второе. Что-то повторяется, что-то не раскрыто, еще и написано сплошной “простыней”. Долго мы будем пробираться сквозь дебри авторского сознания? От силы одну-две минуты. Потому что наш мозг – ленивый.
Перед тем как писать текст, нужно примерно прикинуть: о чем расскажем, как расскажем, как заинтересуем. То есть определиться, какой будет главная мысль. Если статья о выборе чего-то – то нужно грамотно преподнести информацию, которая поможет выбрать. Если статья продающая – продумать, чем будем завлекать. Если информационная – продумать, что именно будет самым важным и интересным. Так мы создаем костяк статьи. А далее с помощью описанных ниже приемов улучшаем восприятие текста.
Как структурировать текст: приемы
Наверное, вы уже читали о том, что когда мы открываем текст, то прочитываем сначала первый-второй абзац, потом первую строчку следующего, потом первую строчку следующего и т. д. Наш взгляд вырисовывает букву F:
Так мы ищем сразу нужное для себя. Поэтому нужно заинтересовать читателя в начале и не отпускать до самого конца.
Цепляющее введение
Начало статьи, наполненное “водой” и очевидной информацией, сразу сигнализирует, что все плохо. Пусть это будет 2-3 предложения, но цепляющие, интересные, без всяких “в наше время”, “в современном мире”, “ни для кого не секрет”. Точно направленные на вашу целевую аудиторию, предугадывающие ее боль и проблемы.
Например, одну свою статью я начала так, предполагая, что те, кто пишут “5-ти этажный”, заинтересуются:
Заголовки – это обязательно
Позволят “просканировать” ваш текст и остановиться сразу на нужной части. Заголовки всегда читают. А значит, их можно эффективно использовать: поместить туда интересную информацию, заставляющую на ней остановиться. Но главное – не нарушать их иерархию.
Не заставляйте блуждать
Если что-то вспомнилось по ходу написания, не нужно делать нелогичные переходы с “кстати” или “а вот в давние времена…” Каждая мысль должна быть на своем месте. Мозгу неудобно переключаться на что-то, а потом возвращаться к предыдущему повествованию. Так же как неудобно, когда в тексте идёт отсылка к написанному выше (“в самом начале статьи мы сказали что-то, вернитесь и перечитайте”).
Можно писать все, пока пишется, чтобы ничего не забыть и не прерываться. Но потом нужно обязательно пройтись по тексту и перенести блоки на свои места, по логике и смыслу, иногда отделить новыми подзаголовками, иногда просто оформить как цитату.
Абзацы – это не так просто
Есть универсальное правило: одна мысль – один абзац. Он не должен быть огромным, чтобы не перегружать информацией. Но и делать абзац из одного предложения тоже не стоит. Оптимальная длина – 5 строк. Но все 5 строк не должно занимать одно длииииииинное сложное предложение.
Сейчас наши филиалы есть в 15 городах страны. Производим качественную мебель и доставляем по всей России.
Списки. Маркированный и нумерованный
Я люблю списки и любое перечисление стараюсь оформить именно так. Они намного облегчают восприятие информации, их охотнее читают. Особенно хороши, если нужно перечислить преимущества товара, ассортимент – то, чего много.
Маркированный список – это обычный список перечисления с маркерами, точками. В перечне элементы не упорядочены между собой. От их перестановки местами смысл не поменяется.
Например. Для приготовления яблочного пирога понадобятся продукты:
Нумерованный список уместно использовать, если вы перечисляете этапы чего-то. Если элементы поменять местами, нарушится смысл.
Например. Как приготовить яблочный пирог.
Больше информации по оформлению списков и пунктуации в них – в этой статье.
Иллюстрации – не только картинки
Примеры иллюстраций вы видите в каждой моей статье.
Словом, все то, что помогает вам лучше пояснить свои мысли, – это и есть иллюстрации. Даже если это просто текст, сравнение “хорошо” и “плохо”.
Выделения в тексте
Еще один вариант структурирования – выделение жирным, курсивом, цитатами важной информации. Я понимаю, что не каждый человек прочитает все слова в моей статье – поэтому выделяю жирным то, на чем хочу сделать акцент. А если читатель захочет, то прочитает абзац внимательнее, как делаете сейчас вы.
Равные отступы
Между абзацами не нужно ставить несколько пустых строк. Редактор их всегда удаляет. Зачем заставлять читателя больше времени крутить колесико мышки?
Расстояние между абзацами должно быть в одну пустую строку, и так по всему тексту.
Выводы в конце статьи
Какой бы интересной ни получилась ваша статья, всю полностью ее вряд ли прочтут. Пролистают, прочитают заголовки, обратят внимание на выделения и картинки. И глянут последний абзац.
В последнем абзаце нужно подытожить и еще раз кратко перечислить, о чем же была статья. Если вы писали продающий текст, то последним абзацем можно и нужно окончательно убедить человека совершить целевое действие. Последний абзац – это мощь. Закройте читателю “гештальт”, и пусть он уйдет удовлетворенным тем, что нашел в вашей статье ответ на свой вопрос. Все, к чему вы подводили его, нужно красиво подытожить.
Что будет, если пренебречь структурой
А вот какую иллюстрацию я нашла, чтобы показать, что такое “плохо”. Это статья по моему запросу “как выбрать манго”.
Если вам было лень читать, краткие итоги здесь
Любой текст обязательно нужно грамотно структурировать. Продумайте вашу статью, логическую взаимосвязь абзацев, заголовков. Создайте костяк (главную мысль), который далее будет обрастать подробностями, советами, фактами.
Используйте для этого заголовки, абзацы, списки, выделение шрифтом, иллюстрации. Не заставляйте читателя “прыгать” по статье и перечитывать то, что было написано где-то выше.
Все эти приемы есть в статье, которую вы сейчас читаете. Так я постаралась наглядно и сразу показать, как важно грамотное структурирование.
А если в тексте нет структуры – это полная халтура! Согласны? Вы всегда продумываете структуру, или начинаете писать, а потом она вырисовывается сама собой?
Структурированный текст
Структурированные тексты – что это?
Когда статьи приятно оформлены визуально, легко воспринимаются, с интересом читаются, в них явно прослеживается определённая структура. То есть, продумана внутренняя организация текста и взаимоотношение между частями.
Структурированный текст имеет определённое внутреннее устройство, плюс правильное сочетание всех частей. Оно зависит от стиля и жанра статьи. Наиболее распространённый вариант — трёхчастный вид структуры: введение, основная часть, заключение. Отсутствие любой составляющей делает текст неполноценным.
Чтобы читатели легко воспринимали материал, написанный копирайтером, следует его правильно подать, выдержав структуру написания статьи:
Примечание: выделением слов и предложений злоупотреблять нельзя, но важные части полезно отображать полужирным начертанием, реже цветом, курсивом, подчёркиванием.
Структура контента сайта влияет на результат продвижения. В ТОПе нет текстов с неявно выраженной структурой.
На этот счёт Яндекс и Гугл дают ясные рекомендации:
«Разбить на логические части, снабдить подзаголовками».
Получить полное представление о структуре написания статьи поможет схема от известного копирайтера Юлии Волкодав:
Схема всесторонне охватывает работу над текстом, от этапа планирования до заключительной части.
Структура контента сайта
Если копирайтер заинтересован в написании востребованных текстов, ему придётся работать над качеством:
Признаки качественного текста:
Основная задача копирайтера — написать статью, которую любой читатель, заглянув на сайт, с лёгкостью «одолевает», прочитывает до конца. Этому способствует грамотное построение структуры и визуальное оформление.
Структура написания статьи
Чтобы текст ранжировался выше, необходимо выделить одно общее понятие (с учётом запроса, под который пишется статья), разбить на разделы (категории), которые также подразделить на подразделы (подкатегории).
Статьи, в которых не выделены смысловые части, тесно связанные с основным запросом, ранжируется чрезмерно низко. Их придётся переделывать. Изменив структуру текста, легко добиться роста позиций в ТОПе по ключевым словам.
В статьях любой тематики уместно распределение близких по смыслу запросов в одном тексте: написание под каждый запрос своего подраздела с выделенным подзаголовком. Тема начинается с освещения общего ключа/запроса (наиболее частотного), затем плавно переходит к трактовке менее частотных запросов. Это наиболее оптимальная структура подачи текста.
Важно в статье наличие ссылок, помогающих посетителю ресурса дополнительно получить полезные материалы по смежным темам и вопросам.
Выводы
Выдавая тексты, полезные заказчику (быстро выходящие в ТОП), копирайтер стремительно поднимается по карьерной лесенке, становится востребованным специалистом.
Зачем структурировать текст
Структура — невидимый каркас статьи. Наличие структуры превращает поток сознания в полезный инфопродукт, который решает проблемы читателя и помогает автору достичь поставленной цели.
Невозможно структурировать текст, у которого нет цели. Вспомним, как пишется введение. Сначала автор определяет, чего хочет добиться. Затем расписывает список задач. Обычно задачи перекликаются с содержанием курсовой или дипломной работы, а параграфы можно сравнить со ступенями на пути к цели.
Цель: научить писать статьи
объяснить причины возникновения прокрастинации
рассказать, как бороться с творческим ступором
объяснить, как определить целевую аудиторию
Зачем писать статьи (обсуждаем вопросы мотивации, лени, выгод для автора)
Проблема чистого листа (рассказываем, что делать, если мотивация есть, но статья не пишется)
Структура (обсуждаем, как выбрать тему и структурировать статью)
В статье (как и в курсовой, и в дипломной работе) не должно быть случайных мыслей и фактов. Центральная идея должна красной нитью проходить через текст публикации, разъясняя целевой аудитории авторскую точку зрения. Хорошая структура отсекает лишнее, экономит время на написание статьи и помогает читателю быстрее разобраться в теме.
Отсечь лишнее
Выкинуть лишние мысли — не значит сделать текст коротким и навсегда отказаться от захватывающих сердца читателей лонгридов. Лишние мысли — те, что уводят в сторону и мешают углубиться в смысл текста.
Представьте, что вам нужно срочно добраться из Петербурга в Москву, но водитель решил сделать крюк и заскочил в Ярославль. Город, конечно, красивый, но вы торопитесь, и путешествия не входили в ваши планы. Тоже самое с текстом: интересные факты не сделают статью лучше, если их присутствие ничем не оправдано.
Не уничтожайте второстепенные идеи — они могут стать фундаментом для будущих статей. Если вам приходится часто писать тексты (например, вы пишете посты в Инстаграм или ведёте канал в Телеграме), можно разбить наработки по темам. В будущем это поможет бороться с прокрастинацией: лист уже не будет пустым и появится ощущение, что часть работы уже сделана
Смысловые блоки текста
Есть два типа читателей. Одни читают статью от первого до последнего символа, наслаждаются процессом и ставят лайки за прикольные отсылки. Другие бегло оценивают публикацию и выхватывают важные куски текста. Нужно писать так, чтобы статья была полезной и удобной для всех.
Урок 4. Логичность и структура текста
Мы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.
Содержание
Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.
План текста
В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.
Первый тип плана – диалектический.
Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.
Второй тип плана – аналитический.
Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.
Третий тип плана – исторический.
Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.
Последний тип плана – тематический.
Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.
Структура текста
Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.
Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.
Введение
Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.
Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».
Основная часть
В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.
Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.
Заключение
Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.
Названия и заголовки
Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая. Многие читатели при выборе книги ориентируются именно на заголовок и названия глав. Соответственно, если название является скучным или непонятным, а главы вообще не имеют названия, то велик шанс, что читатель пройдёт мимо такого текста. При составлении заголовков важно помнить, что они должны отражать основное содержание вашего текста, главы или параграфа. Читателю должно быть понятно, о чём вы собираетесь писать. Помимо этого заголовки показывают структуру текста и логику изложения. Они позволяют и самому автору, и читателю оценить, как части текста соотносятся между собой, следуют ли они одна из другой или нет.
Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.
Связность текста
Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.
1. Порядок слов в предложении
В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.
2. Простые и сложные предложения
Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.
3. Слова и обороты связи
Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.
Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.
Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза
Причина и следствие
Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы
Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов
Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда
Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…
В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию
Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути
Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.