Что значит структура текста

Лекция 4 Текст. Структура текста.

Что значит структура текста

Описание презентации по отдельным слайдам:

Текст. Структура текста Логичность и структура текста Королева О.О., учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 «Вектор» г. Москва http://linda6035.ucoz.ru/

Основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи http://linda6035.ucoz.ru/

Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности. Важно посмотреть на свой текст глазами читателя, полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. http://linda6035.ucoz.ru/

Совет! После того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части. http://linda6035.ucoz.ru/

Структура текста Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. Трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным http://linda6035.ucoz.ru/

Введение Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. http://linda6035.ucoz.ru/

Четыре компонента ВВЕДЕНИЯ вы должны включить во введение «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы план работы. http://linda6035.ucoz.ru/

«Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. http://linda6035.ucoz.ru/

Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. http://linda6035.ucoz.ru/

Основная часть В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. http://linda6035.ucoz.ru/

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Наконец, главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». http://linda6035.ucoz.ru/

Заключение Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. http://linda6035.ucoz.ru/

Заключение состоит из нескольких этапов: резюмировать и обобщить промежуточные выводы, на основе этого обобщения сделать общий вывод, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. http://linda6035.ucoz.ru/

Смысловая структура текста. Смысловая структура текста – это его логичный каркас. Основные элементы: I. Главная мысль II. Элементы общего содержания текста a. Основные: 1)Основной констатирующий тезис (КТ). 2)Развивающий тезис (РТ). 3)Аналитическая оценка ситуации (АОС). b. Второстепенные: 1)Иллюстрации к тезисам. 2)Общий фон к цели сообщения. http://linda6035.ucoz.ru/

Типы логической схемы текста Событийный В центре события (т.к.; потому что) Описательный Предмет или явления описывающая (как то:… ) Обобщающий Проблемы или закономерность (т.к.; потому что, поэтому) http://linda6035.ucoz.ru/

План текста Первый тип плана – диалектический. Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей http://linda6035.ucoz.ru/

Второй тип плана – аналитический. Аналитический план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным http://linda6035.ucoz.ru/

Третий тип плана – исторический. Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. http://linda6035.ucoz.ru/

Последний тип плана – тематический. Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы. http://linda6035.ucoz.ru/

Названия и заголовки Должны отражать основное содержание вашего текста, главы или параграфа. Заголовки должны быть лаконичными. Можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. http://linda6035.ucoz.ru/

Связность текста 1. Порядок слов в предложении 2. Простые и сложные предложения 3. Слова и обороты связи http://linda6035.ucoz.ru/

ОБОРОТЫ СВЯЗИ Противопоставление Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, Причина и следствие Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, Цель Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, стой целью что, ради того чтобы Перечисление Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, Условие Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда Дополнение Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверхтого Пример В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, Выделение Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно,действительно Сравнение Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто http://linda6035.ucoz.ru/

https://4brain.ru/pismo/logichnost.php https://studfiles.net/preview/3195655/page:6/ https://studfiles.net/preview/6149398/ https://lektsii.org/6-45646.html http://linda6035.ucoz.ru/

Что значит структура текста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит структура текста

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит структура текста

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит структура текста

Текст. Структура текста.

Логичность и структура текста

Мы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Источник

Структура текста

СТРУКТУРА ТЕКСТА — составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение.

Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз (сверхфразовые единства 1-й ступени); 5) сверхфразовые единства 2-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 1-й ступени более общей темой); 6) сверхфразовые единства 3-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 2-й ступени еще более общей темой) и т. д.; 7) рубрика (подраздел низшей ступени — напр., параграф), выделяемая заголовком и являющаяся сверхфразовым единством следующей ступени (объединяющая, напр., сверхфразовые единства 3-й ступени); 8) рубрика следующей ступени (напр., глава), выделяемая своим заголовком и объединяющая несколько рубрик низшей ступени, и т. д. Некоторые сверхфразовые единства выделены еще и графически как абзац.

Смотреть что такое «Структура текста» в других словарях:

структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Структура текста — внутренняя организация текста, характер взаимоотношений между его частями. При употреблении слова структура осмысление объекта идет в направлении от целостности объекта к его частям. Выявить С. т. значит выделить его части и определить способы, с … Педагогическое речеведение

структура текста как объект исследования — Структура текста дает ключ к его смысловой интерпретации. В процессе изучения структуры текста сменилось несколько научных парадигм, прошедших путь от системно структурного подхода к коммуникативно деятельностному: 1) русский формализм 20–30 х гг … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

структура текста как объект исследования — Структура текста дает ключ к его смысловой интерпретации. В процессе изучения структуры текста сменилось несколько научных парадигм, прошедших путь от системно структурного подхода к коммуникативно деятельностному: 1) русский формализм 20–30… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

структура текста регулятивная — Структура текста, нацеленная на управление познавательной деятельностью читателя. Регулятивная макроструктура текста связана с системой его различных кодов … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

структура текста регулятивная — Структура текста, нацеленная на управление познавательной деятельностью читателя. Регулятивная макроструктура текста связана с системой его различных кодов … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

семантическая структура текста — Ассоциативно семантическая сеть, отражающая связи и отношения между реализованными в тексте лексическими и грамматическими значениями слов, фразеологизмов, предложений. Семантическая структура текста основана на правилах языкового кодирования и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

семантическая структура текста — Ассоциативно семантическая сеть, отражающая связи и отношения между реализованными в тексте лексическими и грамматическими значениями слов, фразеологизмов, предложений. Семантическая структура текста основана на правилах языкового кодирования и … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

глубинная семантическая структура текста — Соотнесенность значений его элементов (слов, высказываний) по горизонтали и по вертикали в сложной и глубокой перспективе целого текста в соответствии с его концептуальной заданностью … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Источник

Структура текста. Текст, его признаки, особенности. Структура текста.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Текст имеет свою микро- и макросемангику, микро- и макроструктуру. Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации; структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках текста как цельного сообщения.

Следует различать:
— внешнюю (композиционную) структуру текста,
— внутреннюю структуру текста.

На композиционном уровне выделяются:
— предложения,
— абзацы,
— параграфы,
— разделы,
— главы,
— подглавы,
— страницы и др.

Все композиционные элементы, кроме предложения, лишь косвенно связаны с внутренней структурой. Предложения задают границы действия знаков препинания, анафорических и катафорических ссылок.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики.

Каждый текст обнаруживает определенную более или менее ярко выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др. ) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

Прочтем еще один фрагмент.

Этот отрывок не является текстом:

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Отличительные черты текста

Давайте ответим на несколько вопросов Васи Непоседкина.

Что значит структура текста

Чтобы распознать текст нужно знать несколько правил.

Текст существует не только в письменной (для чтения), но и в устной форме, русской речи.

Тема текста

Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе с ним урок развития речи.

Что значит структура текста

Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.

1. Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.

Ответьте на вопросы.

1. О чем говорится в каждом тексте?

(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)

2. Как вы догадались, какая тема является главной?

(Ответ: по ключевым словам.)

Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте.

В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.

Задание: определите тему текста.

На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.

Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?

Что значит структура текста

Мы обязательно ответим любознательным ученикам!

Структура текста

Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура текста

Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.

Внутренняя структура текста

У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:

Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.

Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.

Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.

Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.

Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».

Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.

Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).

В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:

Виды текстов

Уважаемые ребята, мы узнали много интересного о том, как устроен текст. Но у нашего Васи есть новый вопрос.

Что значит структура текста

Какой интересный подход! С радостью расскажем об этом Непоседкину и нашим ребятам. Конечно же, все тексты разные! Во-первых, тексты могут быть записаны или напечатаны, они называются письменными. Например, рассказы, повести, романы являются письменными текстами. Во-вторых, текст может быть рассказан устно, он будет называться устным. Например, приветственная речь перед спортивными соревнованиями с пожеланиями побед. О видах речи мы уже говорили на предыдущем уроке. Давайте вспомним и взглянем на схему.

Можно говорить по-разному: устная речь или устный текст.

Задание: определите вид текста.

1. Поздравительная речь на митинге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *