Что значит страждущий человек в православии
Значение слова «страждущий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СТРА’ЖДУЩИЙ, ая, ее (книжн. устар.). Прич. действ. наст. вр. от страдать. Страждущее человечество.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стра́ждущий
1. книжн. устар. прич. наст. вр. от страждать ◆ Доселе уста его не испускали жалобнаго стона, но скорбь одолев сопротивлением, страждущий вскричал содрагающимися гласом. А. Н. Радищев, «Житие Федора Васильевича Ушакова, с приобщением некоторых его сочинений», 1789 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Здесь-то надобно собирать черты для картин страждущего человечества, прибирая тени к теням. Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сия мысль служит бальзамом для моего страждущего сердца. И. А. Гончаров, «Обыкновенная история», 1847 г. ◆ Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова термопара (существительное):
страждущий
Смотреть что такое «страждущий» в других словарях:
страждущий — См … Словарь синонимов
СТРАЖДУЩИЙ — СТРАЖДУЩИЙ, страждущая, страждущее (книжн. устар.). прич. действ. наст. вр. от страдать. Страждущее человечество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
страждущий — I см. страждущий; его; м. II ая, ее.; книжн. см. тж. страждущий, страждущая Испытывающий страдание. С ее человечество … Словарь многих выражений
страждущий — страждущий, страждущая, страждущее, страждущие, страждущего, страждущей, страждущего, страждущих, страждущему, страждущей, страждущему, страждущим, страждущий, страждущую, страждущее, страждущие, страждущего, страждущую, страждущее, страждущих,… … Формы слов
страждущий — стр аждущий … Русский орфографический словарь
страждущий — Тв. стра/ждущим, Пр. о стра/ждущем … Орфографический словарь русского языка
страждущий — стражд/ущ/ий … Морфемно-орфографический словарь
Христос страждущий — (Χριστός πάσχων, Christus patiens) греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя при помощи средств античной драмы, в 2640 стихах (по большей части ямбических триметрах). Прежде эта трагедия приписывалась св. Григорию Назианзину,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ» — «ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ», памятник византийской и христианской литературы, стихотворная драма (написанная византийским 12 сложником 2602 стиха), в которой перелагается евангельский сюжет от восшествия Христа на Голгофу до его воскресения.… … Литературный энциклопедический словарь
Христос страждущий — греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя, в 2640 стихах, по большей части ямбических триметрах. Прежде трагедию приписывали св. Григорию Назианзину, но в новейшее время с очевидностью доказано, что пьеса составлена в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Зачем мы страдаем
Телесная, душевная и даже духовная боль появилась в жизни человека по попущению Божиему. Но приносит она не только страдания. Очень часто она положительно влияет на нашу жизнь, изменяя и наше поведение.
Конечно, философствовать и богословствовать о страдании легко. Несравненно тяжелее претерпевать его, правильно переносить боль, если приходится каждодневно испытывать ее. И человеку, самому не познавшему, что такое боль, говорить о боли очень дерзновенно. Но я думаю сейчас о наших братьях, во всех уголках земли страдающих телесно, душевно и духовно.
Обычно телесно страдают от различных болезней, голода и злоключений. Душевно же страдают от гонений и клеветы, от недостатка любви и когда на нашу любовь не отвечают те, кого мы любим, от не исполненных желаний, от болезней и смерти любимых нами, да и по множеству иных причин. Духовно страдают христиане, любящие Бога и человека, когда они с сожалением видят, как люди своими грехами «огорчают» Бога и уничижают Его образ и подобие – человека.
Почему же боль и страдание появились в жизни людей?
Конечно же, не по благоволению Божиему! Но по попущению Его, когда человек из-за своего эгоистического преслушания оказался вдали от Источника Жизни и своего Создателя. Потеряв радость и безболезненность существования в Царствии Божием, человек оказался в ином состоянии: истинная Жизнь сменилась жизнью, подверженной тлению, покрытой плотными облаками смерти, греха и страстей, не пропускающими света.
Но вот вопрос: а благотворно ли страдание?
Боль помогает нам обрести чувство нашей тленности, которое избавляет нас от любого вида самообожения
Боль телесная сообщает, что тело человека одолевает какая-то болезнь и нужно предпринять соответствующее лечение. Врачи знают, насколько действие боли – благо. К тому же боли различного происхождения помогают нам обрести чувство нашей тленности, дающее нам познание нашей ограниченности, которое избавляет нас от любого вида самообожения. Боль подталкивает к размышлениям о том, как идет наша жизнь, помогает направить ее к ее правильному центру – Богу-Троице. Боль очищает от «примесей» нашу любовь к Богу, помогает любить Его бескорыстно, любить не за какие-либо Его дары (например, здоровье, семейное счастье и т.д.), а именно Его Самого. Вспомните Иова: многострадальный, но обладавший терпением, крепким, как алмаз, он безропотно переносил болезни и другие тяжкие страдания – и доказал этим, что любит Бога как Личность, а не Его дары и благодеяния. Он любил Бога равно горячо и в благоденствии своем, и когда, покрытый язвами, оказался на гноище, и когда были убиты все десять детей его.
Нередко боль научает нас правильно относиться к нашим ближним, которых в благоденствии своем мы порой гнушаемся или же обижаем, заставляя их страдать от нашего эгоистичного поведения. Ведь часто только когда разражается катастрофа – следствие нашего бездумного погружения в греховные наслаждения, которое мучительно переживается нашими ближними, – мы наконец-то понимаем всю зловредность греха.
Очень часто люди, страдая от тяжкой болезни, очищаются ею, подобно золоту в горниле, обретают свое подлинное лицо, отбросив все ложные маски, славословят Бога за целительный дар боли, даже если их недуг неисцелим. Людям же духовно зрелым страдания помогают достичь высших духовных состояний, и, пребывая на этой высоте, они способны утешать и поддерживать множество страждущих душ. В пример я приведу вам блаженного старца Паисия, который с радостью принял тяжкую болезнь – рак, мысля, что миряне получают утешение, когда видят, как монахи болеют. И эта ужасная болезнь стала для старца благословением.
А что же такое болезнь с богословской точки зрения?
Мирского ответа на это “Почему?!” нет. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашем страдании
Однако следует иметь в виду, что сопереживание святых всему созданию не похоже на буддийскую инертную симпатию – оно было деятельным участием в страдании брата. Так, авва Агафон желал найти какого-нибудь прокаженного, чтобы отдать ему свое здоровое тело, а самому облечься в его больную плоть.
Но всё же боль и страдание остаются для нас некоей тайной, «погруженной» в неизмеримую глубину человеческой свободы. В этой жизни нам только лишь «отчасти» приоткрывается эта тайна. Когда же наши очи очистятся, тогда уже все ясно «узрим». А пока давайте с уважением, вниманием, пониманием и братской любовью войдем в положение каждого страждущего брата и помолимся Распятому Господу нашему, чтобы Он ниспослал Свою благодать, силу и научение правильно и с достоинством переносить все скорби и болезни, которые попустит любовь Божия в этой временной жизни – на нашем пути на небо.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Пет. 4:19
Блж. Феофилакт Болгарский
Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро
По воле Божией. Словом воля Божия апостол показывает или то, что страдания наши бывают не без промысла Божия, но посылаются от Него в качестве испытания, или то, что, страдая за волю Его, мы Ему же должны предоставлять и окончание страданий. Ибо Он верен и неложен в обещаниях Своих, и не попустит нам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13). Как же должно предавать самого себя Богу? Делая добро, говорит. Что же значит это? Значит полагаться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страждет, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: праведен Ты во всем, что соделал с нами (Дан. 3, 27). Нечестивый и грешный разнятся между собой тем, что нечестивый вовсе не признает Бога, а грешный, имея веру в Бога, презирает закон Его. Впрочем, и один и тот же человек может быть нечестивым и грешным. Ибо, совершая беззаконие, он, без сомнения, нечествует, не помышляя, во время греха, о бытии Божием (Пс. 9,25).
Экумений
Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро
Сказав по воле Божией, [апостол] имел в виду либо то, что мы терпим страдания не вопреки Божию промыслу, а Он ниспосылает их нам как испытание; либо то, что, пострадав по воле Божией, мы вверим Ему и наше спасение. Ведь Он верен, то есть надежен и правдив в своих обещаниях: Он не позволит, чтобы мы подверглись испытаниям выше наших сил.
Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.
Лопухин А.П.
Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро
Как нравоучительный вывод из всего отдела, ст. 12-13, Апостол дает читателям наставление предавать себя при страданиях благой и премудрой воле Божией (ср. ст. 17), взирая на образец всецелой преданности Богу, явленный Господом Иисусом Христом на кресте (Лк 23:46). Как же должно предавать самого себя Богу? «В благотворении». Что же значит это? Значит положиться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страдает, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: Ты праведен во всем, что сделал нам« (Дан 3:27) (блаж. Феофил.).
страждущий
Смотреть что такое «страждущий» в других словарях:
страждущий — См … Словарь синонимов
СТРАЖДУЩИЙ — СТРАЖДУЩИЙ, страждущая, страждущее (книжн. устар.). прич. действ. наст. вр. от страдать. Страждущее человечество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
страждущий — страждущий, страждущая, страждущее, страждущие, страждущего, страждущей, страждущего, страждущих, страждущему, страждущей, страждущему, страждущим, страждущий, страждущую, страждущее, страждущие, страждущего, страждущую, страждущее, страждущих,… … Формы слов
страждущий — стр аждущий … Русский орфографический словарь
страждущий — Тв. стра/ждущим, Пр. о стра/ждущем … Орфографический словарь русского языка
страждущий — ая, ее. Книжн. Испытывающий страдание. С ее человечество. ◁ Страждущий, его; м. Страждущая, ей; ж. Исцеление страждущих. Мольба страждущей. Взгляд страждущего … Энциклопедический словарь
страждущий — стражд/ущ/ий … Морфемно-орфографический словарь
Христос страждущий — (Χριστός πάσχων, Christus patiens) греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя при помощи средств античной драмы, в 2640 стихах (по большей части ямбических триметрах). Прежде эта трагедия приписывалась св. Григорию Назианзину,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ» — «ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ», памятник византийской и христианской литературы, стихотворная драма (написанная византийским 12 сложником 2602 стиха), в которой перелагается евангельский сюжет от восшествия Христа на Голгофу до его воскресения.… … Литературный энциклопедический словарь
Христос страждущий — греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя, в 2640 стихах, по большей части ямбических триметрах. Прежде трагедию приписывали св. Григорию Назианзину, но в новейшее время с очевидностью доказано, что пьеса составлена в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь