Что значит страсти великие
Что такое страсти
С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).
Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.
Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!
Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.
Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.
Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.
Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.
Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.
Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».
Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.
Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.
Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.
Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.
Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.
8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.
2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).
3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).
4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).
5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).
6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).
7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).
Читайте также:
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
На заставке фрагмент картины: Иероним Босх. Чревоугодие (фрагмент картины «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», 1475-1480)
Михаил, для Вас слова свт. Игнатия Брянчанинова о Антонии Великом из «Отечника».
196. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям[153].
Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставившие неумеренный подвиг, обыкновенно оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. «Безмерному деланию, говорит святой Исаак Сирский, последует уныние; унынию — исступление», т.е. расстройство![154] — Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, — это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач — жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его — в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.
Владимир, а прп. Антоний Великий считал по-другому 🙂
lonelier
Здесь по сути все основное, на что должны обращать верующие при подготовке к исповеди и исповедовать, от чего желать избавится. А не программа минимум для начинающего. Как я понимаю нужно по силам стараться избегать греха и страстей, каяться и причащаться (это будет давать силы и помощь от Бога), осознать свою немощь справится с ними самостоятельно, просить у Бога помощи, снова исповедовать и смирятся.
Святые тоже нуждались в исповеди и причащались как мирские люди и монахи.
Я ещё совсем ребёнок и особо ничего не смыслю в этом, особо не углублялся в это, хотя должен был, но свои пять копеек вставлю.
По правде я не особо понимаю, это каким же надо быть существом, как надо вести себя чтобы быть «чистым». Во всех этих 8-и страстях перечислено много того, что присутствует даже у религиозного человека в обыденной жизни.. Мне кажется, что человек, без какого либо греха, и не человек вовсе.
Без греха не было бы жизни, как мне кажется.
Я юн, в моей голове ветер и я мало что понимаю во всём этом, всё написанное мной можно оспорить, но я уверен в своих словах.
Надо жить в новом завете а не ветхом
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Страсти великие лексическое значение
Что такое страсти
С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).
Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.
Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!
Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.
Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.
Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.
Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.
Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.
Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.
Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».
Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.
Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.
Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.
Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.
Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.
Значение слова « Страсть »
В словаре Даля
В словаре Фасмера Макса
В словаре Д.Н. Ушакова
СТРАСТЬ, страсти, мн. страсти, страстей, ·жен.
1. Сильное чувство, влечение»>увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что-нибудь такое достигло до той степени, где уж перестает действовать рассудок?» Гончаров. «Давно ли народ твой игрушкой служил позорным страстям господина?» Некрасов. «Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям.» Тютчев.
| к чему, с ·инф. и ·без·доп. Сильное влечение к чему-нибудь, постоянная склонность. «В Маврушке ловкой зачем к пирожному припала страсть?» Пушкин. «Меня огорчает только твоя несчастная страсть к игре.» Л.Толстой. «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть?» Крылов. «Мало-помалу новое занятие обращается у него в страсть.» Кокорев. «У ней (собаки) была такая страсть: что из мясного ни достанет, в минуту стянет.» Крылов.
2. Сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения. «Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.» Пушкин. «Наука страсти нежной, которую воспел Назон.» Пушкин. «Ты ему отдаешься со страстию.» А.Блок.
3. преим. мн. Страдание, мучение (·книж. ·старин. ). Страсти христовы ( церк. ).
4. Страх, ужас, нечто страшное (·прост. ). — Развоевался так, что на поди. «Страсти, да и только! Посуду колотит.» А.Островский. «Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол.» А.Н.Толстой.
• До страсти (·прост.) — крайне, очень. «Он до страсти любил карты.» А.Тургенев. «Любит до страсти свой низменный край.» Некрасов.
II. СТРАСТЬ, нареч. (·прост. ). Очень, крайне, весьма. «Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею.» Гончаров.
В словаре Синонимов
влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность, склонность; горячность, любовь, очень; страстность, жар, пыл, зазноба, зазнобушка; парадоксомания, интерес, темпераментность, исступление, ужас, вдохновение, увлеченность, охота, взлет, панегиризм, пропагандизм, слабость, ужасть, чувство, горение, воодушевленность, пунктик, страстишка, вкус, пафос, прыть, подъем, пылкость, энтузиазм, бзик, авантюризм, душевный подъем, задор, огонек, комплекс, пункт, венера, мания, воодушевление, подъем духа, эрос, сердечная склонность, желание, влюбленность, любимое занятие, вожделение, азартность, жуть, трепет, живинка, конек, нежная страсть, эмоция, меломания, метромания, клептомания, слабая струна, нежное чувство, азарт, пиромания, дромомания, патетика, пламя, запал, увлечение, приверженность, любовь-морковь, огонь, хобби, влечение — род недуга, пристрастие, одержимость, страх, темперамент
В словаре Синонимов 2
сущ1. влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность2. конек, увлечение, слабость, хобби, любимое занятие3. любовь, приверженность, пристрастие, слабость, страстишка4. любовь, влюбленность, увлечение5. страстность, жар, пыл6. страх, ужас, боязнь, трепет, жуть, ужасть7. увлечение, пристрастие, конек, хобби8. увлечение, интерес, пристрастие
В словаре Синонимы 4
авантюризм, азарт, азартность, венера, влечение, влюбленность, вожделение, воодушевленность, горение, горячность, дромомания, жар, желание, жуть, интерес, исступление, клептомания, конек, любовь, мания, меломания, метромания, наклонность, огонь, панегиризм, парадоксомания, патетика, пафос, пиромания, приверженность, пристрастие, пропагандизм, прыть, пыл, пылкость, склонность, слабость, страстишка, страстность, страх, стремление, трепет, тяга, тяготение, увлечение, ужас, ужасть, хобби, чувство, эмоция
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
1. стра́сть,
стра́сти,
стра́сти,
страсте́й,
стра́сти,
страстя́м,
стра́сть,
стра́сти,
стра́стью,
страстя́ми,
стра́сти,
страстя́х
2. страсть
Значение слова «страсть»
1. Сильное чувство, с трудом управляемое рассудком. Обуздывать страсти. Разжигать страсти. □ Чем отличается страсть от простого чувства? Силою. Чернышевский, Что делать? — Хочется поскорей на биржу попасть, поглядеть, какие там страсти кипят. Саянов, Лена.
2. Сильная увлеченность чем-л., отдача всех своих душевных сил какому-л. делу, занятию; страстность, пыл. — [Вронский] не только не скучает, но он со страстью занимается. Л. Толстой, Анна Каренина. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И. П. Павлов, Письмо к молодежи. || Сильное влечение к чему-л., пристрастие к какому-л. делу, занятию. Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить. Лермонтов, Княжна Мери. С ранних лет я охвачен страстью к книге, и эта страсть будет гореть во мне до конца моих дней. Гладков, Клятва. || О том, что является предметом сильного увлечения, постоянной склонности. — А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. Тургенев, Отцы и дети. [Абуладзе:] У вас всюду так уютно. И много цветов. [Евдокия Федоровна:] Цветы — моя страсть. Ромашов, Великая сила.
3. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения. Она возбудила во мне не мгновенную страсть, но глубокое, искреннее чувство, в котором дружба слилась с любовью. Тургенев, Бретер. Нет, это не любовь, это страсть безумная, это пожар, в котором я весь горю. Гаршин, Надежда Николаевна.
1. Ужас, страх. [Павлик:] Я влез в беду такую, Того и жди в застенок поведут. Ты не бывал, так страсти-то не знаешь. А. Островский, Козьма Захарьич Минин, Сухорук (2-я редакция). — Натерпелась я страсти. Не дай и не приведи… — начала причитать Лукерья. Шолохов, Тихий Дон. || обычно мн. ч. (стра́сти, —е́й). То, что вызывает чувство страха, ужаса. Она подошла к обрыву шага на два, робко заглянула туда —. — Страсть какая! — с дрожью сказала она. И. Гончаров, Обрыв. Про эти места рассказывали страсти. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. в знач. сказ. О большом количестве, множестве чего-л. Большой здесь город, народу на базаре, барок на реке — страсть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Метель, снегу намело — страсть. Чехов, По делам службы. || О сильной степени проявления чего-л. [Андреев] говорил: — И вот не далее как сегодня сижу на зорьке, а спать хочется — страсть. Только прикорнул, вдруг будто под руку толкнуло. Нагибин, Подсадная утка.
3. в знач. нареч. Очень, крайне, чрезвычайно. [Проезжий:] Да, брат, плоха крестьянская жизнь, страсть плоха, и говорить нечего. Л. Толстой, Проезжий и крестьянин. — А я, дядя Карп, страсть по тебе соскучился! Гладков, Вольница. — Нет нигде такой малины, как у нас на свежих вырубках. Жирная растет ягода. Ее и медведи страсть любят. С. Антонов, Лена. | В сочетании со словами „как“, „какой“ (страсть как, страсть какой). — По субботам страсть как тяжело работать! Скиталец, Огарки. — Вишь, испужался, — робко оправдывалась Матрена. — А то он — страсть какой ласковый. Новиков-Прибой, Порченый. — Оно, слышь, ветрено поначалу в тайге было. Зверь такую погоду страсть как не любит. Марков, Сибирь. || (в сочетании со словами „как“, „какой“, „сколько“: страсть как, страсть какой, страсть сколько). Очень много, сильно или очень большой, сильный. — У нашего Абдул-хана страсть сколько золота. Гл. Успенский, Про счастливых людей. Дело это требовало страсть какого умения. В. Смирнов, Открытие мира.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Страсть — одно из чувств человека.
Страсть — в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих.
Страсть — сочинение для женского джазового вокала, солирующей скрипки и ансамбля нидерландского композитора Луи Андриссена, написанное в 2002 году.
Пушкин. Ты ему отдаешься со страстию. Блок. 3. преимущ. мн. Страдание, мучение (книжн. старин.). Страсти Христовы (церк.). 4. Страх, ужас, нечто страшное (простореч.). — Развоевался так, что на́ поди. Страсти, да и только! Посуду колотит. А. Островский. Про эти места рассказывали страсти: проезжих разбивал атаман Есмень Сокол. А. Н. Толстой. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
страсть (существительное)
1. сильная, безудержная любовь с крайним преобладанием чувственного, физического влечения ◆ Сердце Волынского не знало постоянной страсти, а после мгновенной ветрености он возвращался всегда пламенным любовником к ногам супруги. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. ◆ Люблю тебя нездешней страстью, // Как полюбить не можешь ты Лермонтов, «Демон», 1841 г. ◆ Он воспылал страстью к моей соседке, 20-летней девчушке, и приставал к ней невероятно ― просил свидания, обещал осыпать золотом и т. д. Нина Катерли, «Сквозь сумрак бытия», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта ◆ Всю жизнь в толпе людей затерян, // Порой доступен их страстям Тютчев, «Живым сочувствием привета…», 1840 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Давно ли народ твой игрушкой служил // Позорным страстям господина? Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 г. ◆ Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть // Кур красть? Крылов, «Крестьянин и лисица», 1811 г.
3. сильное влечение к чему-нибудь; постоянная склонность к какой-либо деятельности, занятию ◆ У меня в детстве была страсть к живописи, но как отец мой был настоящий суворовский солдат, то он о живописи и вообще о изящных искусствах имел самое грубое понятие или, лучше сказать, никакого. Тарас Шевченко, «Капитанша», 1855 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Моя страсть к чтению усилилась после театра. Паустовский, «Книга о жизни. Далекие годы», 1946 г. (цитата из НКРЯ)
4. предмет (предметы) чьего-либо сильного увлечения ◆ Она занимается переводами австралийской поэзии, Австралия ― её страсть. Гранин, «Месяц вверх ногами», 1966 г. (цитата из НКРЯ)
5. книжн. церк. мн. ч. страдание, мучение ◆ Страсти Христовы. ◆ Страсти по Матфею.
6. прост. часто мн. ч. страх, ужас, нечто страшное, пугающее (см. также страсти-мордасти). ◆ Что за страсти ты рассказываешь! ◆ Вот на прошлой неделе, ночью, пьяный приехал: развоевался так, что на́ поди. Страсти да и только: посуду колотит. А. Н. Островский, «Свои люди — сочтёмся», 1850 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
страсть (наречие)
1. прост. очень, крайне, весьма ◆ Он страсть как хочет поговорить с вами. ◆ Только и твердит, чтоб пенок как можно больше, потому барышня страсть их любят. А. Островский.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мазут — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?