Что значит стимулирующие влияние на экономику
Роль государства в стимулировании экономического роста
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теории экономического роста
Экономический рост представляет собой комплексное явление в экономике, предполагающее повышение объемов национального производства и рост уровня жизни населения. Экономический рост является неотъемлемой составляющей экономического развития страны, и поскольку он способствует решению важнейших социально-экономических задач, требует проведения активной и грамотной государственной политики.
Выделяют три основных направления экономической мысли по поводу экономического роста:
Государственное стимулирование экономического роста
Достижение высоких, стабильных и устойчивых темпов экономического роста является одной из важнейших задач государственной политики. При стимулировании экономического роста государство может использовать следующие инструменты:
Политика государства, направленная на стимулирование экономического роста, в первую очередь должна включать в себя:
Готовые работы на аналогичную тему
Современные экономисты выделяют несколько направлений государственного стимулирования экономического роста, рассмотрим их подробнее.
Тщательный контроль со стороны государства над спекулятивным капиталом во избежании возникновения «финансового пузыря». Такой контроль предполагает собой меры по регулированию и надзору за биржевым и банковским секторами экономики. Увеличение инвестиций в ценные бумаги в сравнении с инвестициями в реальный сектор экономики связано в первую очередь с высокой их доходностью. Эксперты предполагают, что увеличение ставки налогообложения на получение дивидендных выплат способно снизить инвестиции в финансовый сектор и предупредить крах экономики.
Изменение структуры ВВП, снижение экспортных поставок энергоносителей. Цены на нефть и другие важнейшие ресурсы, экспортируемые нашей страной заметно упали, поэтому торговля ими стала менее выгодной. Для обеспечения экономического развития необходим поиск других источников роста.
Стимулирование инновационного развития. Прямые государственные инвестиции в инновации являются неэффективной мерой, необходимо применение инструментов налоговой политики.
Границы государственного вмешательства в экономику
Рыночный механизм не всегда способен обеспечить эффективное функционирование экономики, и в некоторых сферах деятельности необходим контроль и регулирование со стороны государственных органов. В первую очередь, это денежно-кредитная система, включающая в себя меры по обеспечению доступности кредитных ресурсов для различных субъектов экономики, а также проведение антиинфляционной политики. Во-вторых, существуют некоторые коллективные блага, которые должны распределяться с помощью государства: энергетическая система, национальная оборона, государственное управление, национальные коммуникации, обработка питьевой воды, вакцинация и пр. В-третьих, регулирование международной торговли не может обойтись без вмешательства на государственном уровне.
Стимулирование экономики
Финансовые методы стимулирования экономики в условиях рынка
Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики, повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики
Содержание
Стимулирование экономики – это меры по стимулированию экономического роста страны, с целью обеспечения финансовой устойчивости, сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов, а также повышения конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, в том числе и стимулирования экономики.
Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополиста; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.
Проблема государственного стимулирования экономики является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Финансовые методы стимулирования экономики предполагают создание государством таких условий, при которых все экономические институты стабильно функционируют и развиваются. В целях реализации данных направлений стимулирующей политики государство разрабатывает и претворяет в жизнь различные программы: антиинфляционную, антимонопольную, содействует развитию предпринимательского сектора, способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.
Антиинфляционная политика Российской Федерации как средство стимулирования экономики.
В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства России от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) разрабатываются следующие антиинфляционные меры:
1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен. Предлагается уточнить порядок установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития совместно с Минпроэнерго Российской Федерации рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизных налогов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.
Банк России предлагает повышение ставок экспортных пошлин на бензин и дизтопливо на 10%, но Министерство экономического развития не поддерживает это предложение.
Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена компания торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.
Рост предложения продовольственных товаров:
Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:
Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Во исполнение этого пункта Минсельхозом Российской Федерации совместно с субъектами РФ проведена работа по компании выездных ярмарок, выставок.
Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы, (п.8). Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.
Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополистов, в том числе для населения:
Снижение затрат субъектов естественных монополистов на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, (пункт 3 плана) – срок разработки 4 квартал 2005 г.). На заседании Правительства России 6 октября 2005 года был рассмотрен подготовленный Минпромэнерго Российской Федерации совместно с Министерство экономического развития России и ФСТ Российской Федерации доклад «Об инвестиционных программах и финансовых планах ОАО РАО «ЕЭС Российской Федерации», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и концерна «Росэнергоатом» (Протокол заседания Правительства России от 6 октября 2005 г. № 39). Подготовлен для рассмотрения на заседании Правительства проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года. Вместе с тем предложенные инвестиционные программы естественных монополистов не вскрывают в полной мере резервы снижения расходов.
Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения, (пункт 4 плана, законопроект будет принят до конца 2005 года).
Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством России принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.
Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Данными изменениями устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания России в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса на основе предельных индексов изменения указанных цен (тарифов) по Российской Федерации, с разбивкой по субъектам России; субъекты России устанавливают на очередной фискальный год до принятия закона субъекта России о бюджете субъекта России предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов) с разбивкой по муниципальным образованиям. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за издержками предприятий жилищно-коммунального хозяйства и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», в увязке с активизацией процесса реформирования в сфере ЖКХ и усилением начал конкуренции.
Предлагаются также и дополнительные антиинфляционные меры, среди которых можно выделить следующие:
1. Обеспечение финансовой устойчивости.
Правительству России не допустить роста социальных издержек выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.
Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.
По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, необходимо не допустить превышения непроцентных затрат федерального бюджета уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане.
По мнению министерства финансов Российской Федерации и Банка России, нельзя допустить повышения цены отсечения для формирования стабилизационного фонда (выше уровня 27 долл. за барр.) и целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. Для увеличения стабилизационного фонда предлагается с 1 января 2007 года зачислять в стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Средства стабилизационного фонда сверх базового объема в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры направлять исключительно на досрочное погашепошлинышнего государственного долга.
По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.
2. Меры по стимулированию экономического роста
Министерство экономического развития Российской Федерации, мин фину Российской Федерации и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства России от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.
Утверждение Среднесрочной программы Правительства России.
3. Меры по сдерживанию инфляции в краткосрочной перспективе
Для сдерживания роста цен на ГСМ и продовольственных товаров
Министерство экономического развития РФ по согласованию с Минфином Российской Федерации Минпромэнерго Российской Федерации внести предложения: по уточнению шкалы ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставкам акцизных сборов и экспортным пошлинам на нефтепродукты.
Подготовить нормативные акты для фирмы торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок нпошлинамдля отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках подготовить нормативные акты о перечне товаров, работ и услуг, размещении заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.
Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства
Принять изменения и дополнения к Федеральному закону № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г. Определить перечень услуг, на которые устанавливаются предельные тарифы.
Поручить ФСТ Российской Федерации вместе с субъектами федерации создать механизм мониторинга и контроля за изменением цен и нормативов потребления коммунальных услуг.
С целью сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов
Правительству России рассмотреть программы естественных монополистов по сокращению расходов
Разработать перечень видов услуг субъектов естественных монополистов, которые оказываются ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и при необходимости, ограничения роста этих тарифов.
Проведение консервативной денежной политики
Банку России ограничить в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» и проектом бюджета на 2006 год рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20% и повышения реального курса рубля не более 4-4,5 процента. При стабилизации мировых цен на уровне не ниже 45-50 долл. за барр. может стать необходимым более сильное укрепление курса рубля.
4. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.
Банку России, ФСФР Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации Министерством эконом необходимо разработать комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием). К такого рода мерам можно, в частности, отнести следующие:
В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.
Кредитным организациям следует предоставить право определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.
В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и обеспечении долга и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».
Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.
В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.
С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.
Разработать и реализовать программу повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования.
Минэкономразвития Российской Федерации, Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на стимулирование участия граждан в различного рода добровольных страховых системах (медицинских и пенсионных), основанных на накопительных принципах, а также финансировании отложенных издержек, связанных с образованием, приобретением жилья.
Повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.
Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины.
Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% составляет устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.
Важную роль в деле повышения конкурентоспособности отечественной продукции играет государство.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения субъектов рыночных отношений.
От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет и стимулирует развитие экономики.
В целом трудно переоценить стимулирующую роль государства в экономике. Методы стимулирования экономики весьма различны: здесь можно выделить и создание благоприятных условий для деятельности отечественных производителей, и государственные заказы, и формирование антимонопольной и антиинфляционной базы и т.д.
Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане (т.е. для смещения кривой LRAS вправо). Правительство любой страны может стимулировать долгосрочный экономический рост, увеличивая бюджетные расходы на образование, инфраструктуру, на фундаментальные научные исследования, или улучшая работу рынков. С целью стимулирования долгосрочного экономического роста правительство также может использовать налоговые послабления и снижение долгосрочных процентных ставок, делая нх привлекательными для частных инвесторов.
Необходимо заметить, что процесс экономического роста в долгосрочном плане еще недостаточно изучен. Однако в той мере, в которой удаются попытки стимулировать долгосрочный экономический рост, кривая LRAS смещается вправо. В долгосрочном плане это означает рост занятости, увеличение доходов, снижение цен и, возможно, повышение курса национальной валюты.
Кто выиграет от сворачивания стимулов?
Кто выиграет от сворачивания стимулов?
На днях у нас выходило видео о количественном смягчении. Там мы затронули тему тейперинга. Проще говоря, тейперинг это сокращение выкупа активов, то есть отмена количественного смягчения. Сейчас многие твердят, что сворачивание стимулов обвалит рынки, мы же хотим разобраться, какие сектора и компании от этого выиграют.
Немного о ДКП
Подробно, как работает ДКП, мы рассматривали в ролике, но сейчас немного напомним.
Существует 4 канала влияния на рынки, но мы рассмотрим только 2:
Как только желаемые цели будут достигнуты, Федрезерв начнет сокращать приобретение активов.
Tapering vs tightening
Но не стоит путать “Tapering” — сокращение/сужение — с “Tightening” — ужесточением.
Сокращение вводится после того, как политика QE достигла желаемого эффекта по стимулированию и стабилизации экономики. Тогда ЦБ сокращает свою программу QE, снижая сумму активов, которые он покупает каждый месяц.
А когда ЦБ ужесточает свою программу QE, он больше не будет покупать какие-либо активы на свой баланс, вместо этого будет продавать активы, которыми владеет.
Какое влияние оказывает сокращение?
Политика QE предусматривает снижение процентной ставки и одновременно запуск покупки активов. Поэтому, когда программа закупок сокращается, это значит, что скоро процентные ставки снова вырастут.
Снижение объемов покупок приводит к уменьшению вливания денег, а следовательно, к замедлению инфляции, вымыванию денег из системы и повышению стоимости жизни. При этом оно увеличивает безработицу.
Когда денежная масса ограничена, банки, как правило, думают, кому давать деньги, и выбирают тех, кто берёт кредиты под самые высокие процентные ставки. Это избирательное заимствование и ограниченность ликвидности ведет к конкуренции, которая может привести к росту процентных ставок.
Истерика сужения часто бывает из-за цен на облигации. Когда цены на облигации падают, доходность облигаций растет. При росте дохода по облигациям инвесторы не видят смысла платить за риск и выходят из акций.
Однако, на практике как такового обвала из-за этого никогда не происходило.
Как пример, можно вспомнить ужесточение ДКП в 2013 году. Эта стимулирующая политики была запущена после кризиса 2008 года и проработала 5 лет.
В 2013 заявления ФРС вызвали волну беспокойства на финансовых рынках, поскольку ожидалось, что сокращение количественного смягчения будет неблагоприятным как для акций, так и для облигаций. Рынки облигаций действительно быстро распродались после комментариев о сокращении, а акции начали показывать волатильность, но затем они быстро стабилизировались.
Мнение аналитиков InvestFuture
Чем быстрее восстанавливается экономика США, снижается количество заболевших COVID, рост рабочих мест, тем быстрее будут сворачивать QE.
Сокращение покупок повлияет не только на экономику США, но и на другие страны, особенно развивающиеся.
Выиграть от этого могут банки, так как в будущем будет увеличиваться спред между ставками.
При удорожании жизни могут выиграть товары ежедневного потребления.
Что значит стимулирующие влияние на экономику
Стимулирующая экономическая политика
В соответствии с принципами дискреционной политики, в ситуации экономического спада, государство, в целях стабилизации экономики, проводит стимулирующую экономическую политику, в том числе освобождает от налога часть прибыли идущей на инвестиции, стимулируя инвестиционные расходы и совокупный спрос, что увеличивает равновесный объем национального дохода и обеспечивает экономический рост. [c.670]
И все же инвестиционный климат в стране остается в целом неблагоприятным. Иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата таковы. Во-первых, это значительный внешний долг, составляющий более 150 млрд. долл., т. е. его объем ныне сравнялся с объемом ВВП. В результате в ближайшие десять лет страна должна ежегодно выплачивать своим кредиторам от 15 до 20 млрд. долл. (без учета соглашения о реструктуризации задолженности Лондонскому клубу) — задача, явно непосильная для российской экономики. Все это дает огромную нагрузку на бюджет, в котором после погашения годовых платежей по существу не остается средств на инвестиции. Отсюда и очевидно отсутствие результативной государственной политики, мизерность государственных гарантий. Недостойное участие государства в инвестиционном процессе слабо стимулирует частного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики. Во-вторых, это поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора. Решение этой задачи помогло бы последним обрести дополнительные источники накопления. Но некоторые естественные монополии блокируют не только чужую, но и собственную инвестиционную политику. Так, налицо тенденция спада инвестиционной деятельности в электроэнергетике в 1999 г. доля в этой отрасли в объеме инвестиций в промышленность сократилась по сравнению с 1998 г. с 7,6 до 5,2%. По сравнению же с 1990 г. инвестиции в электроэнергетику уменьшилась в 2,2 раза. В результате недофинансирования продолжают функционировать физически и морально устаревшие основные фонды в конце 1998 г. их износ в электроэнергетике составил 48,3%. Их вывод из эксплуатации не может быть компенсирован соответствующим вводом новых мощностей. Для замены устаревшего оборудования необходимо в 1999-2001 гг. ежегодно вводить в действие мощности в размере 7-8 млн. кВт, тогда как средний фактический ввод в эксплуатацию энергетических мощностей за последние годы составлял лишь 0,3—0,4 млн. кВт. [c.238]
Одним из основных приоритетов экономической политики страны должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала России. Для этого необходимо стимулировать развитие высоко технологических производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу. Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда. [c.281]
Социальная политика ориентирована на человека и реализуется в сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства, однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики. [c.671]
Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, обслуживает бюджетную политику. Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, (а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм (б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики (в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период. [c.135]
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления крыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. [c.3]
МОНЕТАРИЗМ — школа, полагающая, что рост денежной массы определяет инфляцию и поэтому экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на ограничение и стабилизацию денежных знаков (его сторонником является М. Фридман). М. — экономическая теория, согласно которой количество денег г обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального дохода. Монетаристы — наиболее влиятельная сейчас среди сторонников свободного нерегулируемого рынка школа экономической мысли — считают, что государство должно ограничить свое вмешательство в хозяйственную жизнь (наряду с выполнением традиционных функций) только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. По их мнению, в долгосрочном плане финансовая экспансия веде г только к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций, тогда как кредитно-денежная экспансия стимулирует только инфляцию, но не расширение объема производства. [c.136]
Налоговые льготы являются факультативным, но очень важным элементом налога, при помощи которого государство решает вопросы своей экономической политики. Оперируя налоговыми льготами, государство воздействует на участников экономических отношений таким образом, чтобы стимулировать те виды экономической деятельности и в тех секторах экономической жизни, которые с точки зрения государства нуждаются в дополнительных инвестициях. [c.474]
В период спада возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, то есть политике, направленной на экономический рост. Рассмотрим рис. 12-1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от ADl до AD2. (Пока не обращайте внимание на стрелки и нисходящую пунктирную линию.) Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд дол. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд дол. Это падение реального производства на 20 млрд дол. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая [c.252]
Принятие и последующая реализация соответствующей фискальной политики сопряжены с некоторыми вопросами и проблемами. Вот наиболее важные из них. а. Возможно ли сделать выработку и реализацию фискальной политики более своевременными, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность в сглаживании экономических колебаний б. Может ли общество рассчитывать на то, что Конгресс принимает именно такую фискальную политику, которая соответствует экономической ситуации в. Стимулирующий эффект фискальной политики может быть значительно ослаблен, если она вытесняет долю частных инвестиций, г. Действительно ли люди увеличивают свои сбережения в преддверии будущего повышения налогов, которое, по их мнению, последует за расходами дефицитного бюджета д. Положительное воздействие стимулирующей фискальной политики может быть отчасти поглощено инфляцией, е. Фискальная политика может оказаться неэффективной или неподходящей в результате непредвиденных событий в мировой экономике. Кроме того, фискальная политика может ускорить изменения валютных курсов, что ослабляет эффект этой политики, ж. Сторонники экономики предложения утверждают, что традиционная фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменения налогов на совокупное предложение. [c.267]
Хотя дискуссии вокруг политики, стимулирующей экономический рост, имеют довольно длительную и многообразную историю, большинство экономистов согласны в одном повысить темпы экономического роста страны — чрезвычайно сложная задача. [c.429]
Политика централизации ресурсов. Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств — необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост. [c.233]
Суть концепции сторонников экономики предложения — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название экономика предложения происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью. [c.141]
На экономический рост большое влияние оказывает экономическая политика государства, стимулирующая его или фактически мешающая ему. Немаловажное значение имеют внешние аспекты, в том числе участие в международном разделении труда и экономической интеграции, степень открытости экономики мировому хозяйству. [c.404]
Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок. [c.413]
Кривая Филлипса в представленном виде отражает связь безработицы и инфляции только в краткосрочном периоде. Она, как было позднее доказано экономистами, не может быть использована для оценки долгосрочных последствий безработицы. Экономическая политика по регулированию уровня безработицы, включающая кривую Филлипса, эффективна только тогда, когда субъекты общества не меняют своих инфляционных ожиданий, не требуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующей политикой государства [c.104]
До Первой мировой войны центральные банки были обязаны обращать банкноты в золото. В настоящее время деньги из драгоценных металлов фактически больше не существуют, а банкноты, выданные центральным банком, уже не обратимы в золото. В системе необратимых бумажных денег финансовые власти определяют количество денег, которое должно быть выпущено, не в соответствии с золотыми резервами, а согласно целям экономической политики. Если, например, имеется опасность инфляции, власти уменьшают предложение денег. Если растет безработица, центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы временно стимулировать рост производства через рост совокупности спроса и таким образом снизить безработицу. [c.128]
Во-вторых, для сохранения устойчивости лидерства США важное значение имеет быстрое становление стратегического подхода к социально-экономической политике, которое в деятельности американского правительства четко оформилось в 90-х годах. В деятельности американского государственного аппарата центр тяжести постоянно смещается в пользу программ, стимулирующих взаимодействие участников, их взаимные обязательства, растет роль целевых качественных [c.369]
В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы. [c.180]
Безусловно, состояние международного экономического сотрудничества страны не будет определено достаточно полно без данных об уровне внутренних цен, издержек производства, банковского процента, экономической политики государства. Все указанные данные в совокупности характеризуют конкурентоспособность товаров и услуг предприятий страны на мировом рынке. Предпосылками к эффективному международному экономическому сотрудничеству выступают общее понимание сторонами целей сотрудничества гармоничное сочетание национальных народных хозяйств благоприятная ситуация конъюнктуры мирового рынка определенных товаров законодательства сторон, стимулирующие экономическое сотрудничество в данной отрасли. [c.85]
Реализация экономической стратегии развития России до 2010 г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка. [c.595]
Строгий контроль осуществляется за соблюдением запланированных по проекту сроков освоения инвестиционных ресурсов. Специфическая особенность инвестиционного кредита состоит в том, что он не может быть использован как дополнительный, недостающий ресурс. Поэтому погашение данного кредита может отклоняться от срока эффективности (окупаемости) только при условии, что денежный поток от данных инвестиций оказался выше предполагаемого по проекту. В противном случае кредит будет использоваться как недостающий ресурс и потеряет свойства инвестиционного (стимулирующего экономический рост). Поэтому глубокая экономическая обоснованность срока кредита и платы за него является важнейшим элементом инвестиционной политики банка. [c.311]
Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть. [c.261]
Что касается западных стран, в том числе США, то налоги, как показано в главе 12 данной книги, служат там не только для фискальных целей, но являются эффективным инструментом проведения государственной экономической политики. Введение налогов, отмена налогов, передача их из федерального ведения в региональное, и наоборот, установление и ликвидация налоговых льгот — все это оказывает стимулирующее или ограничивающее действие, ориентирующее развитие экономики. [c.319]
Рынки факторов производства регулируются экономической политикой государства. Особенно важным и необходимым является законодательное регулирование рыночного оборота земли и труда, представляющих особую социальную ценность. Рынки земли и труда не должны истощать богатство нации. Наоборот, развитие рыночного оборота первичных ресурсов должно способствовать их сохранности и приумножению для будущего. Государство, стимулируя развитие производства, должно законодательно и экономически смягчать и снимать негативные тенденции рыночного оборота товаров производственного назначения. [c.115]
В спорах об экономической политике одних суждений о должном или желательном было уже недостаточно, и это стимулировало интерес к аргументам, опирающимся на знание того, что реально и возможно. Так было положено начало накоплению нового вида экономических знаний — позитивных, обобщающих факты экономической жизни и выявляющих устойчивые, закономерные связи между ними. Поворот к позитивному знанию стал решающей предпосылкой перехода от восприятия экономических явлений только на уровне здравого смысла к их научному осмыслению и анализу. [c.29]
В США политика фирмы часто бывает гласной, но деловое кредо не всегда формулируется в явном виде, здесь используется гораздо меньше возможностей для широкого ознакомления с деловой философией фирмы. Чувство самоотождествления у работников гораздо слабее. Они стимулируются экономическими выгодами. Они выполняют только предписанную работу, и, поскольку текучесть а, необходимо иметь подробные должностные План компании должен быть доведен до работника посредством управления по целям. Это похоже на Gesells haft. [c.99]
К тому времени относительные масштабы перенакопления денежного капитала обоими государствами примерно сравнялись, но их абсолютная величина у Ливии была значительнее. Продолжая стимулировать приток в страну иностранного предпринимательского капитала, который полностью монополизировал нефтяной сектор экономики и чья доля в целом достигала половины валовых внутренних инвестиций, ливийский монархический режим весьма слабо использовал даже наличные возможности для производительного освоения нефтеденег, не говоря уже о расширении этих возможностей. В финансово-экономической политике был сделан акцент на размещении основной массы национальных денежных накоплений за рубежом преимущественно в форме валютных авуаров. Подобная тенденция превращения в государство-рантье рассматривается рядом советских исследователей как один из основных признаков кувейтской модели хозяйственного развития, характерной и для некоторых других нефтяных монархий Аравии [126, с. 7, 74 148, с. 202]. [c.183]
Дискреционная фискальная политика (dis retionary fis al poli y) — осуществляемое Конгрессом США преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВВП при полной занятости и стимулировать экономический рост. [c.938]
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ [ma roe onomi instruments] — 1. Управляемые переменные, используемые в моделях экономической политики рыночных государств для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий неэкономическую систему. [c.179]
Цель маркетинговой программы по продукту — разработка на ос-v нове маркетинговой информации и многовариантного анализа с использованием ЭВМ оптимальных технико-экономических показателей продукции и эффективности ее производства и сбыта, принятие управленческих решений и планирование товарной, ценовой, сбытовой и стимулирующей сбыт политик. [c.538]
Однако лишь некоторые из развивающихся стран заявили о себе как экспортеры промышленной продукции. Речь идет об уже упомянутых выше государствах Азии, Латинской Америки и Южной Европы. В 1974 г. шесть из них обеспечивали около 70% всего экспорта одежды, обуви, электрической и электронной техники, металлов и транспортных средств из развивающихся стран55. Их успех был во многом обязан экономической политике правительств этих государств, стремившихся стимулировать экспорт, а не замещение импорта национальным производством. Передача технологий и помощь в развитии также сыграли свою роль. Существенным был вклад и Мирового банка, а также ЮНКТАД. Стоит отметить и деятельность частного промышленного сектора, а также ТНК. Последние уходили от высоких издержек производства в собственных странах, инвестируя средства в экономику новых индустриальных стран. Таким образом, они одним разом извлекали прибыль из низкого уровня заработной платы, сокращения транспортных издержек, систем коммуникаций, а также налоговых льгот, которые им предоставляли правительства тех стран, где размещалось производство. «Третичный сектор» извлек немалые выгоды из этих географических подвижек в распределении прямых инвестиций. С начала 70-х годов отчетливо растущий спрос на финансовые услуги, ноу-хау в промышленности и транспорте. Именно с начала 70-х годов доля услуг в совокупной мировой торговле увеличилась56. [c.169]