Что значит стиль текста
Какие бывают стили текста, примеры
Основной элемент речи — это стиль. Он служит оформлением текста, своего рода его «одеждой». А одежка, как знаем, говорит о многом.
Для написания любого материала могут применяться разные стили текста (или речи — это одно и то же). Тут главное сделать правильный выбор, так как различные типы и стили текста подходят для определенной сферы общения (научная, официально-деловая, СМИ, быт, интернет и т. д.).
Результат диалога напрямую зависит от правильно подобранного стиля. Особо важно правильно подавать информацию для читателей, поскольку вербальные данные отсутствуют. Они, к сожалению, не могут увидеть ваши жесты, взгляд и мимику.
Из статьи вы узнаете, какие бывают стили текста + получите готовые примеры.
Какие бывают стили текста
В настоящее время различают 5 видов текста:
Каждый из них отличается определенным сочетанием таких элементов, как структура текста, слова и предложения (синтаксическая конструкция).
Обзор стилей речи, как определить стиль текста
Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:
Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.
Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.
Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.
Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.
Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.
Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.
Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.
Стили текста, примеры
Примеры научного стиля
Эксперимент Галилео Галилея получил следующий результат: следствие закона всемирного тяготения и закона, в соответствии с которым ускорение, испытываемое телом, прямо пропорционально силе, действующей на него, и обратно пропорционально массе.
Археологи уверяют, что недавно обнаруженный при раскопках артефакт, получивший название «Глаз змеи», создан народами древней Месопотамии. Открытие ученых опровергает раннюю теорию.
Примеры официально-делового стиля
По итогам 2018 года, эксперты несколько ухудшили прогноз роста реального ВВП Украины до 3,447 % против 3,5 %, прогнозируемых Фондом в октябре в обзоре «Перспективы мировой экономики».
Принять на работу уборщицей Зайцеву Марию Александровну, на условиях трудового договора №65 от 27 апреля 2018 года без установления испытательного срока, с оплатой согласно штатному расписанию с 27 апреля 2018 года.
ОСНОВАНИЕ: Трудовой договор № 65 от 27.04.2018 года.
Примеры публицистического стиля
На YouTube набирает популярность видеоролик, в котором щенок подружился с ротвейлером. Собака ласково облизывает своего друга, который бодро мурлычет и облизывает ее в ответ.
В начальной школе села Серая Кобыла учительница младших классов надругалась над ребенком и в порыве страсти надорвала ему ухо. Об этом сообщают местные новости. Более того злосчастный педагог объявил на камеру, что ребенок его якобы спровоцировал. Оказывается, на учительницу ранее уже поступали жалобы со стороны родителей. Но до этого конфликты удавалось «замять». Руководитель начальной школы Зубар Алена Петровна заявила, что она «обеспокоена этим инцидентом».
Примеры художественного стиля
Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофером в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим, какой в песке играется.
Да такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали- и они родились. Я был скромен, меня обвинили в лукавстве, я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло, никто меня не ласкал, все оскорбляли, я стал злопамятен, я был угрюм- другие дети- веселы и болтливы, я чувствовал себя выше их, а меня ставили ниже, я стал завистлив! Я был готов любить весь мир- меня никто не понял, я выучился ненавидеть.
Я говорил правду мне не верили- я начал обманывать.
Примеры разговорного стиля
Алоха! Если ты жадно глотаешь эти строки скорее всего ты безработный. Мы предлагаем тебе удобное кресло, уютный офис и бесплатное кофе. Не убедили? Чтобы посчитать все плюшки, загибай пальцы: деньги, драйв, фан, красивые девчонки, и уйма экспериментов. В общем, скучно не будет — это точно! Смысл ждать? Подавай заявку прямо сейчас.
Вчера посчастливилось побывать на концерте новой «талантливой» поп-дивы, которую продвигает Лепс. Это жесть! Прокуренный голос, мальчишеская фигура, рябое личико, и он еще хочет отправить ее на «Новую Волну», наивный тунгусский предприниматель.
Чтобы не остаться без читателя, каждый копирайтер обязан знать, какие бывают стили текста. При создании каждого материала уделяйте внимание аудитории. Очень важно подобрать стилистику, которая будет для нее понятной. Читатель не должен спотыкаться об утесы словосочетаний и тонуть в переизбытке непонятных фраз.
Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter
Что такое стили текста
Стиль – это основной элемент речи. По сути, это «одежда» текста, его оформление. А одежда людей говорит о многом.
Человек в строгом костюме – это наверняка работник деловой сферы, а парень в кроссовках и вытянутых трениках – либо за хлебом вышел, либо все же спортсмен.
Так и по стилистической «одежде» текста можно понять, в какой сфере он «работает» – функционирует.
Читай больше о каждом из стилей в этих статьях
Если же говорить научно, стиль — это система различных языковых средств и способов, которыми они организуются, сложившаяся за весь исторический период развития языка. Использование каждой из сложившихся систем характерно для строго определенной сферы общения людей: например, научной сферы, официально-деловой, сферы деятельности средств массовой информации, художественной литературы или сферы общения в быту или Интернете.
Кстати, обратите внимание: в некоторых источниках стили текста называют стилями речи. Оба словосочетания — это одно и то же.
Виды стилей текста (речи)
В русском языке исторически сложилось четыре функциональных стиля. Позже из публицистического выделился стиль художественной литературы.
Таким образом, в настоящее время выделяются пять стилей речи:
Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?
Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.
Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.
А что с качеством?
Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?
Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉
Как отличить один стиль от другого? Например, мужской деловой костюм – это сочетание брюк, рубашки, галстука, пиджака и туфель. И стиль — тоже сочетание определенных «предметов» — элементов: слов, предложений (синтаксических конструкций) и структуры текста.
Характеристики стилей речи
Итак, как по «одежке» опознать научный стиль?
Научным стилем написаны статьи, монографии, диссертации и прочее. Каковы его яркие черты? Обильная и часто незнакомая терминология. Громоздкие предложения и объемные абзацы на пол-страницы. Максимум существительных и минимум глаголов. Безличное «мы» вместо «я».
Как опознать официально-деловой стиль?
Как опознать публицистический стиль?
Богатая экспрессивно-эмоциональная лексика. Метафоры и сравнения на каждом шагу. «Оттеночные» слова – жаргонные, ругательные, устаревшие. Конструкции предложений, легкие для восприятия (« Смеркалось »). Яркая авторская позиция.
Как опознать разговорный стиль?
В первую очередь, это стиль для повседневного живого общения между людьми. В письменной речи он используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт. В разговорном стиле часто написаны личные заметки в блоге, продающие тексты, заметки с социальный сетях и т. д. Для него характерны живая речь, ярко выраженная экспрессия, разговорные и просторечные слова и обороты, красочность, высокая субъективность и оценочность, повторы, неполные предложения. Иногда используется и обсценная лексика.
Таким образом, в работе над текстом важно соблюдать правила — сочетания стилистических элементов. Иначе вы рискуете остаться без читателя, а рукопись – закрыть в столе. Почему? А вы пойдете устраиваться на работу в офис в драных джинсах и вытянутой футболке? Думается, что нет.
Так и роман не стоит писать научным стилем. Однако в художественном стиле вы можете использовать элементы каждого — научного, разговорного, публицистического… Главное, понимать — зачем вы это делаете, с какой целью, какого эффекта хотите добиться.
Поэтому, чтобы не выглядеть глупо, узнайте особенности разных стилей, их элементы и – научитесь с ними работать.
И не забывайте — встречают по одежке. И не только людей, но и тексты.
Стили текста и типы речи в русском языке с примерами
В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.
Что такое стиль текста
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.
Его применение зависит от:
Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:
В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.
Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.
Для публицистического стиля характерны:
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.
Как определить стили текста
Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:
Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.
В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:
Примеры текстов разных стилей
Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.
Научный
Вот небольшой текст из учебника физики:
Здесь мы видим специальную лексику:
Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».
Официально-деловой
Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:
Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.
Художественный
Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:
В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.
Публицистический
Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:
Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.
Разговорный
В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:
Типы речи
Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
Выделяют три типа речи:
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование
Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.
Описание
Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.
Рассуждение
Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.
Сравнительные таблицы стилей и типов речи
Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная. | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники. |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная. | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная | Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки. |
4. Художественный стиль | Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая. | Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная | Диалоги, личный блог |
Тип речи | Описание типа | В каком стиле используется | Примеры |
1. Описание | Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. | Во всех стилях | 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель. 2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого. |
2. Повествование | Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. | Художественный, особенно мемуары, воспоминания. Разговорный | В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут. |
3. Рассуждение | Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. | Научный Публицистический | Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка. |
Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.
Стили текста: виды, описание, признаки, примеры и советы для начинающих
Рада приветствовать вас на сайте, посвященном заработку в интернете! Тема сегодняшней беседы, возможно, покажется вам странной: ну какое отношение могут иметь стили текста к заработку онлайн?
Уверяю вас, самое непосредственное: если вы займетесь написанием статей на заказ или для собственного ресурса, без элементарного понятия о стилистике не обойтись. Пренебрежением к этому моменту грешат многие начинающие райтеры, употребляя неоправданные синтаксические конструкции и лексемы (слова), выглядящие в конкретной статье чужеродно.
Более того: неумение выбрать правильный стиль и соблюдать его чистоту негативно сказывается даже на повседневном общении в быту и на работе.
Стилистика как раздел языкознания
Не буду утомлять вас научной терминологией, хотя и сложно обойтись совсем без нее: языкознание – столь же точная наука, как, к примеру, математика. А стилистика – один из ее разделов, посвященный возможностям и средствам языка, а также закономерности их употребления в той или иной ситуации.
Человек, хорошо владеющий речью (как устной, так и письменной) редко задумывается о том, в каком именно стиле он в данный момент излагает мысли и присуще ли ему то или иное выражение. Он на подсознательном уровне дифференцирует лексику и построение фраз, отсекая чужеродные для данной ситуации. Однако таким даром обладают далеко не все, а в школьной программе этой теме уделяется катастрофически мало времени. Так что давайте постараемся ликвидировать и этот пробел, уделяя внимание не только теории, но и примерам.
Функциональные стили текста
Начнем с того, какие бывают стили. В соответствии с академической точкой зрения (а ей нет оснований не доверять), выделяется всего пять «чистых» видов: четыре книжных стиля и один разговорный. Общепринятая классификация выглядит так (с примерами жанров):
Внутри каждого из стилей имеется несколько подстилей. Более того, они могут перемешиваться настолько прихотливо, что стилистическую принадлежность определить затруднительно. Это понятно, ведь речь живая, и тексты (особенно для сети) зачастую преследуют несколько целей одновременно. Поэтому смешивать стили можно и нужно, если это позволит добиться поставленных его автором целей. Главное, чтобы это было органично, читабельно и «слушабельно».
Хочу предупредить, что всяческих «убедительно-позитивных», «провокационных» и «ироничных» стилей в русском языке не существует (да простят меня выдумавшие эти понятия в маркетинговых целях коллеги). Это всего лишь манеры подачи материла, вполне укладывающиеся в рамки обозначенных выше стилей или представляющих собой их микст. Поверьте, хороший райтер может придать оттенок провокационности тексту абсолютно любого стиля, от художественного до научного.
Научный
Начнем с самого сухого и конкретного стиля – научного. Его главные признаки – абсолютная безэмоциональность и максимальная свобода от оценочных суждений – одни факты, в крайнем случае, гипотезы. Главная цель научного текста – донести до аудитории точную информацию.
Среди прочих примет этого стиля следует отметить:
Иными словами, персона автора за текстом практически не просматривается, так как соответствие научной стилистике предусматривает максимальную обезличенность (отсюда безличные и пассивные конструкции типа «открытие сделано», «проводились наблюдения», «следует вывод»). Предполагается, что аудитория уже имеет некоторые знания в соответствующей области, поэтому автор не стесняется употреблять сложные для восприятия конструкции и специфическую терминологию.
Конвективной зоной принято именовать внешнюю область Солнца. В ней наблюдается движение плазмы за счет конвекции (теплые массы устремляются вверх и остывают, холодные поступают вниз и нагреваются). Это способствует образованию тахоклина с присущим ему магнитным полем.
Научные тексты в чистом виде публикуются преимущественно в узкоспециальных изданиях, используются для защиты диссертаций, написания отчетов об исследованиях и монографий. В интернете их можно встретить разве что на узкотематических ресурсах.
Зато научно-популярный стиль очень распространен, ведь рассчитан он на куда более широкую аудиторию. Автор старается сделать текст максимально понятным, не греша против истины и фактов: если он и вводит в статью малопонятные термины, то разъясняет их значение, старается избегать сложных для восприятия конструкций, излагает мысли более живым языком, приближающимся к разговорному.
В интернете можно найти массу примеров текстов, написанных в научно-популярном стиле: это большинство статей на медицинскую тему, а также множество публикаций в известной всем «Википедии». А с научно-учебным стилем (это официальный термин) мы все знакомы с детства – его используют при создании учебников.
Публицистический
Этот стиль обязан возникновением развитию СМИ. Это стиль газет и журналов, радио и телевидения. В классическом варианте он преследует три цели: информирование, просвещение, воздействие на читателя. То есть, в отличие от научного, публицистический стиль включает не только разум, но и эмоции аудитории, склоняя его мнение в нужную автору сторону или вызывая иные прогнозируемые реакции. По сути, это стиль пропаганды, причем не только политической. Сейчас приемы, присущие публицистическому стилю, активно используются в маркетинге.
Исследователи-теоретики в один голос утверждают, что основной приметой публицистического стиля является точность и непредвзятость. Однако это чистой воды теория, ведь основной задачей журналиста является «зацепка» читателя, вывод его на некую эмоцию. Поэтому точность и логичность изложения часто приносятся в жертву возможному воздействию на читателя: ненужное замалчивается или приукрашивается, нужное – выносится на первый план.
Публицистические тексты решают самые разные задачи, поэтому сложно унифицировать средства, присущие этому стилю – слишком он многоплановый. Попробую выделить лишь основные:
Ученые обеспокоены увеличением солнечной активности, ставшим причиной небывало теплой зимы. Как это скажется на будущем урожае? Журналистское расследование показало: не все аграрии оказались готовы к температурной аномалии. Однако фермерское хозяйство N блестяще справилось с возникшей проблемой.
Как говорилось выше, в основе публицистического текста, как правило, лежат факты. А вот окрасить их можно по-разному, в зависимости от поставленных задач и мастерства автора. Поэтому черты, присущие публицистике, активно используются при создании продающих текстов. И знаменитый, пропагандируемый многими топовыми райтерами инфостиль по многим параметрам – из той же оперы.
Официально-деловой
Еще один сухой и максимально обезличенный стиль – официально-деловой. Вот тут уж точно не должно быть места разночтениям и домыслам. Именно он обслуживает правовую и административно-хозяйственную деятельность, в соответствии с ним пишутся законы, создаются приказы, заключаются договоры.
Среди основных особенностей текста, написанного в официально-деловом стиле, можно отметить:
В связи с невыполнением служебных обязанностей и регулярными нарушениями трудовой дисциплины приказываю наложить на Сидорова С.С. взыскание в виде штрафа в размере 1 (одной) базовой величины.
В чистом виде этот стиль в сети практически не встречается, но черты, присущие ему, можно легко найти в любом хорошем коммерческом предложении для рассылки, а зачастую – и в резюме. Да и текстов по юридической тематике без его использования не напишешь.
Художественный
О художественном стиле говорить сложнее всего: он настолько многообразен, что не поддается краткому описанию и унификации в принципе. Ведь создание литературного произведения – это некая магия, хоть и свои законы для нее существуют. Главное, чтобы читатель получил эстетическое удовольствие, включил эмоции и переживал события и чувства вместе с автором.
Тексты, созданные в хорошем литературном стиле, всегда яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся. Это достигается самыми различными приемами:
Овладеть литературным стилем непросто: многие писатели всю жизнь идут к этому, но чтобы создавать истинные шедевры, требуется не только трудолюбие, но и талант. Благо, от веб-райтера выдающихся талантов не требуется, достаточно умения «загипнотизировать» читателя, дабы вывести его на нужные эмоции и совершить желаемое действие. А для этого художественный стиль во многих случаях подходит, как нельзя лучше.
Песчаный пляж, солнце, нежно ласкающее кожу, но не обжигающее ее, удобный шезлонг, чайкой белеющий на фоне морской лазури парус… Прохладная радуга освежающего коктейля, истекающий соком ананас, малахитовые листья пальм… И две недели – только вы вдвоем!
Приведенный выше пример отлично подойдет в качестве лида (вводного абзаца) к продающему тексту для турагентства (продаем тур на какие-нибудь экзотические острова). Далее следует несколько сбавить накал страстей, ибо читатель уже вовлечен и желает конкретики. Неплохо литературный стиль иногда заходит и в сторителлинге, но использовать в коммерческих текстах его нужно крайне осторожно, не забывая об основных задачах, иначе можно запутать читателя в джунглях словесных эффектов.
Разговорный
Ранее разговорный стиль считался исключительно бытовым и исполнял преимущественно утилитарную функцию – общения. Люди при помощи его выражали собственные потребности, пожелания, обменивались информацией, словом, применяли в качестве сигнальной системы. Существовали только две формы: монолог и диалог. Затем разговорный стиль стали применять для дневниковых записей, но истинный бум он переживает только сейчас, с развитием интернета. Веб-райтеры вынуждены отдавать предпочтение именно ему, дабы быть понятыми целевой аудиторией.
Для разговорного стиля характерны:
Большинство текстов в интернете предназначено для широкой аудитории, посему разговорный стиль закономерно получил широчайшее распространение. Он используется не только в соцсетях и мессенджерах, но и информационных и коммерческих текстах. В зависимости от целей, он может приближаться к любому из книжных стилей, с присущей им лексикой и синтаксисом.
Снова утро, снова на работу. Что поделать, будний день! И тут я вспоминаю, что уже пять лет не работаю на «дядю», так что могу спать, сколько душеньке угодно. Окончательно просыпаюсь и вспоминаю: сегодня же дедлайн, а не написано ни строчки! Самодисциплина мое все… Твержу себе, наливая кофе и усаживаясь за компьютер.
Типы речи
Вскользь упомяну и о типах речи, которые широко используются при написании статей для Интернета. Многие из вас помнят их еще со школы, но любые знания всегда невредно освежить. Итак, существуют три функциональных типа речи:
В одном тексте может наблюдаться смешение не только стилей, но и типов речи. Что ж, это все закономерно: опытный веб-райтер должен уметь использовать все языковые средства, дабы решить поставленную перед ним задачу.
Стиль в копирайтинге
Как я уже говорила, в Интернете крайне сложно найти публикации, написанные в рамках одного стиля. И это вполне закономерно: речь – явление пластичное, и при хорошем владении ею можно ненавязчиво включить в один и тот же текст слова типа «несмышленыш» и «синхрофазотрон». Да, рядом они смотрятся очень чужеродно, но их можно скомпоновать в единое целое настолько органично, что читатель воспримет это абсолютно нормально.
Наборы «Юный физик» – это первый шаг в увлекательный мир опытов и открытий. Быть может, в вашем несмышленыше дремлет изобретатель синхротрона нового поколения? Давайте будить его вместе?
И еще раз повторюсь. Никаких других стилей текста, кроме упомянутых мной, не существует. Вся эта терминологическая эквилибристика в исполнении некоторых копирайтеров служит лишь одной цели – подчеркиванию собственной уникальности и отстройке от конкурентов. Что ж, каждый продвигает себя как может, пожелаем удачи. Хотя нет, я немного оговорилась, существует еще один стиль, авторский, но это совершенно из другой оперы.
Выбор стиля в зависимости от задачи
И вот мы подошли к краеугольному камню копирайтинга: как определить стиль, который оптимально подойдет для реализации конкретных целей?
Да, выбрать адекватный стиль на первых порах порой сложновато. Да и не на первых тоже, особенно если представления автора диаметрально расходятся с мнением заказчика. Именно поэтому я практикую долгосрочное сотрудничество, причем только с заказчиками, чьи представления о хорошем тексте совпадают с моими.
При выборе стиля текста следует учитывать:
Советы начинающим
Ну как, знания более-менее разложились по полочкам? Не волнуйтесь, остальное придет в ходе практики, да и редкий заказчик будет интересоваться у вас владением аспектами языкознания. Главное – эффективность, выражающаяся в подъеме позиций сайта и повышении конверсии. И на сладкое – парочка советов начинающим:
В ходе написания этой статьи я придерживалась преимущественно разговорного стиля с элементами научного и публицистического. Если вы это заметили, значит, я старалась не зря!
Привет! Я дипломированный педагог-филолог, с 2013 года ушедший во фриланс. Хочу поделиться с начинающими копирайтерами секретами мастерства, основанными на собственном опыте. Учимся писать статьи и посты, постигаем тайны интернет-терминологии и секреты русского языка, начинаем зарабатывать деньги и искать хороших заказчиков!