Что значит стиль работы
Стиль работы и личные качества руководителя
-порядок распределения обязанностей между людьми;
— методы подготовки, принятия и исполнения решений;
— форма контактов с исполнителями и контроль за их деятельностью.
Специалисты по этим признакам выделяют до 20 стилей. Однако в чистом виде классифицируемые стили практически не встречаются, у каждого руководителя присутствуют элементы различных стилей в разных соотношениях, именно это и придает индивидуальность работе отдельных руководителей.
Демократический (коллегиальный) стиль. Характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности (в пределах служебных обязанностей), привлечением подчиненных к выработке целей, оценке работы, подготовке решений. К людям отношение уважительное, заботливое. Руководитель лично решает только наиболее сложные и ответственные вопросы, обладает разумной реакцией на критику. Поведение руководителя гибкое, он не склонен к догматизму и стереотипам. Тактичен, поощряет творческую инициативу. Не исключает единоначалия и не ослабляет власть руководства, но не подчеркивает это, а старается делать незаметно и тактично. Как правило, в отношениях с людьми объективен, старается опираться на способности людей и выявлять их. Как видим, в целом идеальная картина руководителя, который нужен в любом деле. К сожалению, полный набор таких качеств встречается весьма редко.
В 60-е годы в Латвии проводилось исследование работы более чем полутора тысяч руководителей. При этом были выявлены любопытные закономерности, которые вкратце сводятся к следующему:
3. Среди руководителей с высшим образованием более 25% предпочитают либеральный стиль. Можно с уверенностью сказать, что если бы руководители проходили специальную подготовку, этот процент был бы значительно меньше.
4. Руководители со стажем работы более 10 лет редко авторитарны, с небольшим стажем (до 5 лет) значительно чаще.
Следовательно, стиль работы руководителя зависит от его образования, опыта работы, общей культуры, темперамента.
Полный набор требований к стилю работы руководителя при демократии включает:
— научный подход к объяснению и анализу процессов, который не терпит догматизма, волюнтаризма и субъективизма;
— высокая идейность, нетерпимость к косности, бюрократизму, очковтирательству, искажению информации;
— сочетание коллегиального руководства с индивидуальной ответственностью, обсуждение даже самых важных вопросов должно быть кратким;
— гласность и опора на массы;
-деловитость и конкретность, единство слова и дела, меньше лозунгов;
-конструктивная критика и самокритика;
— скромность и простота, доступность, прямота и правдивость;
— умение привлекать симпатии людей, культура общения;
— подбор кадров только по деловым качествам;
— информационная обеспеченность процесса управления (полная и правдивая информация не зависит от того, кому она служит).
Представляется, что такой набор требований к стилю работы руководителя в полной мере действителен в любое время при любом социальном строе.
О последнем качестве (доброжелательность) мы раньше не упоминали, но оно совершенно необходимо для того, чтобы руководитель мог обеспечить высокий уровень морально-психологического климата в коллективе.
Нет абсолютных критериев, которыми следовало бы руководствоваться, выбирая (назначая) руководителя. Существует ряд тестов, которые помогают установить в человеке наличие тех или иных качеств или их отсутствие. В какой-то мере эти тесты могут облегчить задачу. Но полагаться только на них дело весьма ненадежное. При тестировании человек может быть недостаточно объективен к самому себе, завышать (чаще) или занижать свои сильные стороны и наоборот. Отсюда важнейшая задача руководства на высшем уровне изучать, подбирать, обучать и испытывать кандидатов на выдвижение.
Авторитет руководителя
Источники авторитета руководителя. Действуют главным образом два фактора:
1) должностной статус (объективный фактор), т.е. предполагается, что назначенный руководитель уже потому авторитетен, что его назначили на эту должность. Справедливо считают, что неавторитетного человека не должны назначать на руководящую работу;
Иногда отождествляют авторитет со страхом. Другими словами авторитетен тот руководитель, которого боятся. Но такие, как раз, чаще всего и являются малоавторитетными. Руководство, основанное только на страхе, рано или поздно окажется несостоятельным. И плох тот руководитель, который недостаток авторитета пытается заменить страхом. К сожалению, такой вариант плохо различим сверху и руководитель, чье руководство основано только на силовом давлении долго ходит в числе хороших. Гипноз служебного положения действует в большей мере на вышестоящих руководителей, нежели на самих подчиненных. Настоящему руководителю нужен не авторитет мундира, а авторитет, заработанный своим трудом, своими качествами. Если авторитет не завоеван, возникает сопротивление коллектива руководителю. Сам же руководитель не в состоянии сразу (и даже иногда потом) понять, что ему отказано в авторитете. Здесь влияют три фактора: самогипноз (меня же назначили); наличие, к сожалению, подхалимов в большинстве коллективов; длительное пребывание у власти, которое портит человека.
Авторитет руководителя в коллективе зависит от стиля работы и отношений с людьми. 0 стиле работы мы говорили. Сюда следует добавить только то, что взаимоотношение с вышестоящими руководителями тоже относится к стилю работы. И здесь существуют некоторые правила:
1. Нельзя поддерживать свой авторитет в коллективе, все время прибегая к поддержке и к помощи вышестоящих руководителей. Это значит, что защита руководителя сверху может оказать на коллектив обратное воздействие.
3. В коллективе скорее будет авторитетен руководитель, который не поддается нажиму сверху, умеет отстаивать свою точку зрения и защищает своих подчиненных на любом уровне.
4. Нельзя подчеркивать свою близость (фактическую или мнимую) к большому начальству.
6. Наконец, вполне может быть, что в руководимом коллективе есть люди, находящиеся в родственных отношениях или просто в близости к высокому начальству. Ни в коем случае таких людей ничем выделять нельзя. Отношение к ним должно быть как ко всем.
Какое поведение руководителя больше нравится подчиненным? Казалось бы, мягкий и вежливый руководитель будет иметь в их глазах преимущество. Однако это далеко не всегда так. Самый хороший и порядочный человек может оказаться плохим руководителем и не иметь никакого авторитета у подчиненных. Поэтому оценивать руководителя можно только по сумме всех его качеств, выделяя при этом приоритетные.
Стили руководства – что это в психологии управления. Их виды и влияние
Стиль руководства – это характерные для конкретного руководителя особенности взаимодействия с коллективом. Формируется стиль руководства под влиянием индивидуально-личностных особенностей руководителя и объективных условий.
Все руководители выполняют одни и те же функции: организация группы, принятие решений и распределение обязанностей, разработка плана и задач, контроль над коллективом, организация обратной связи и взаимоотношений с внешними партнерами, многое другое. Но вот выполнять эти функции можно по-разному, что и говорит о стиле управления (руководства).
Что такое стиль руководства
Идея рационального распределения человеческих ресурсов возникла еще на этапе родовых общин. Тогда и зародились основы управления. Сегодня наука управления, конечно, сильно отличается от распределения ресурсов того времени. Постепенно выделилась еще одна наука – психология управления, которая изучает стили и особенности руководства и лидерства, их влияние на коллектив.
Стиль руководства – это индивидуально-личностные особенности системы методов, приемов и средств влияния руководителя на коллектив ради обеспечения эффективности его работы. Это и стиль общения руководителя, и нормы поведения, и характер выполнения деятельности.
К основным характеристикам стиля руководства относится:
Возможен смешанный стиль руководства или преобладание одного над остальными. Тогда встречаются сразу несколько противоречивых особенностей.
Стиль руководства вбирает в себя особенности руководителя как человека и личности (темперамент, характер), специфику данной конкретной деятельности (сферы труда), особенности взаимоотношений с каждым участником коллектива.
Виды стилей руководства
Самой популярной классификацией является та, в которой принято выделять авторитарный, демократический и попустительский стиль руководства.
Авторитарный стиль
Это жесткий стиль, в котором преобладают приказы, распоряжения, требования. За коллектив все решает руководитель. Он пресекают любую инициативу работников, сам прописывает технические вопросы и особенности деятельности, не приемлет мнения, противоречащие его мнению. Приказы отдаются энергичным резким тоном, четко ставятся цели.
При этом участники коллектива всегда живут в неведение о своем будущем, так как задачи имеют частный и недалекий характер. Остается только ждать и догадываться, что удумает руководитель. Отношения между участниками коллектива тоже строго контролируются руководителем или вовсе пресекаются. Если нужно вести работу в группах, то руководитель по собственному усмотрению распределяет участников.
Авторитарный руководитель не настроен враждебно, но он отстранен, отчужден от коллектива, а их взаимоотношения обезличены. Однако можно в рамках этого стиля выделить 3 его подвида: жесткий, хозяйский, непоследовательный.
Жесткий
Это строгий, но справедливый руководитель. Хорошо относится к подчиненным, но строго соблюдает субординацию и требует того же от подчиненных. Сложившиеся в коллективе взаимоотношения старается сохранить, как бы ни менялись обстоятельства. Такой стиль пресекает самостоятельность, но некоторым работникам он нравится, так как избавляет их от ответственности.
Хозяйский
Руководитель занимает позицию заботливого отца. Он чрезмерно интересуется жизнью своих подчиненных, старается участвовать даже в личных делах. Заинтересован в повышении материального, психического и физического благополучия своей команды. Чаще всего такой стиль встречается именно в командах, например, тренеры нередко придерживаются этого стиля.
Опасность в том, что чрезмерная забота может вызвать сопротивление и агрессию со стороны подчиненных, ведь руководитель «не дает дышать». Но другие участники коллектива бывают вполне не против такого характера взаимоотношений, ведь все их желания и действия заранее прописаны. То есть снимаются риски и ответственность, не требуется самостоятельность и активность.
Непоследовательный
Авторитарный стиль сродни деспотизму, свойственный неумелым руководителям. Такой управленец не уверен в себе, но не хочет этого показывать, всем видом создает иллюзию могущества. Среди подчиненных отдает предпочтение слабым, но покорным, нежели компетентным и самостоятельным. Непоследовательный руководитель старается избегать неудач и ответственности за них. Ради этого готов идти на компромиссы. Придирчив к мелочам.
Демократический стиль
Коллектив всегда в какой-то степени задействован в организации деятельности. Руководитель поощряет инициативу, сам спрашивает мнение коллектива, налаживает отношения между участниками, распределяет ответственность, избегает приказов. Заинтересован в создании благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, товарищества и сотрудничества; предотвращает и снимает напряжение во взаимоотношениях участников; объективен в похвале и критике; последователен, настойчив и тактичен.
Каждый работник осведомлен об этапах достижения цели, может обратиться к руководителю за советом. Руководитель в свою очередь всегда предлагает несколько вариантов выполнения работы. При групповой работе участники сами разбиваются на группы.
Демократичный стиль предполагает доступность руководителя. Подчиненным легко с ним общаться. Эти роли скорее носят условный характер. Такие отношения способствуют личностному росту участников коллектива, так как позволяют проявлять самостоятельность и инициативность.
Попустительский стиль
Руководитель совершенно не интересуется деятельностью коллектива, процессом работы и его результатом, характером взаимоотношений в коллективе. То же касается информации по работе, материалов и инструкций. Если попросят – даст. Руководитель готов вмешаться, только если к нему обратится кто-то из подчиненных. Предпочитает пользоваться советам и объяснениями, не делает замечаний. Вся ответственность за принятие решений, выполнение задач и их результаты ложится на плечи коллектива.
Существует и более широкая классификация, в которой кроме названных выделены еще 7 стилей:
Влияние стиля на климат
Каждый стиль руководства по-своему влияет на психологический климат в коллективе. Предлагаю рассмотреть влияние 3 основных стилей (демократический, попустительский, авторитарный).
Авторитарный
Подавление инициативы и творчества работников, высокомерие и неуважение личности подчиненных создает неблагоприятный психологический климат:
Сотрудники негативно относятся к авторитарному руководителю, пребывают в напряжении, вспыльчивы. Часто возникают конфликты. Из-за неадекватной и жесткой дисциплины в сотрудниках зарождается злость, страх, отрицательная трудовая мотивация.
Снижается продуктивность, так как сотрудники боятся задавать вопросы руководителю и стараются избежать труда либо выполняют его нехотя. Обязанности выполняются по принуждению и под строгим контролем.
Демократический
Создается благоприятный психологический климат, основанный на доверии, взаимопомощи, взаимоуважении и чувстве товарищества. Руководитель поощряет инициативу сотрудников, сотрудники отвечают активностью и хорошим исполнением своих обязанностей. Сотрудники удовлетворены своим трудом и положением. Им открыто поле для творчества. Растет производительность. Сводится к минимуму текучка кадров, растет безопасность на производстве. Взаимоотношения хорошие, конфликты сведены к минимуму и носят продуктивный характер.
Попустительский
В большинстве случаев возникает благоприятный психологический климат, так как люди полностью предоставлены самоуправлению. Каждый может проявить себя, договориться. Это и хорошо, и плохо одновременно. Зависит от психологической совместимости сотрудников. Если они совместимы, то полная свобода действий скажется хорошо, в противном случае – вероятны частые конфликты.
В целом на психологический климат лучше влияет убеждение, доверие, сотрудничество и кооперация как основы стиля руководства.
Направленность и функции руководства
Кроме стиля руководства принято выделять направленность. Она отражает приоритеты руководителя в исполнении общих функций. Согласно этому можно выделить ориентацию:
К основным функциям руководителя в свою очередь относится целеполагание (выдвижение целей, сравнение их с реальными условиями, изменение тактики при необходимости), планирование и прогнозирование (подбор оптимальных путей достижения цели), организация (создание гибкой, экономичной, саморегулирующейся, надежной и оперативной системы одного целого, координирование и регулирование (подстройка, шлифовка организованной системы), стимулирование, контроль, учет и анализ.
Какой стиль лучше
Нельзя однозначно сказать, какой стиль руководства лучше. Дело в том, что каждый имеет свои преимущества при определенных условиях:
Таким образом, важно учитывать способность коллектива к самоуправлению и особенность самой деятельности. В отдельных случаях целесообразно обозначить лидера и передать управление в его руки.
Эффективность стиля руководства зависит от соответствия его ситуации и особенностям руководителя. Что проще: изменить стиль руководства или изменить условия руководства? Однозначного ответа дать нельзя:
В психологии управления оптимальным вариантом считается руководство в форме лидерства, сочетание лидера и руководителя в одном лице. Но так бывает не всегда. Подробнее о лидерстве читайте в статье «Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя».
Что такое стили управления руководителя, как выбрать эффективный стиль руководства организацией
Над стилем управления руководителя в организации задумываются немногие менеджеры. Попытка определить свойственную модель и усовершенствовать её часто кажется ненужным усложнением. Зачем, если дела делаются, подчиненные работают, а бизнес остаётся на плаву? Однако, именно стиль поведения руководителя обычно определяет такие важные для каждой компании вещи, как уровень мотивации сотрудников, их лояльность компании, а также способность генерировать новые идеи. О том, как правильно выбрать свой стиль управления написан не один увесистый научный труд, а на изучение всех существующих теорий может уйти несколько лет. Время можно сэкономить, прочитав основную информацию в этой статье.
Что такое стиль руководства руководителя
Стиль управления — это привычная для руководителя модель взаимодействия с подчиненными. На её основе принимаются решения, делегируются задачи и определяются ответственные лица.
Даже если руководитель не отдаёт себе отчета в том, какой именно стиль управления ему свойственен, всё равно у него есть сложившаяся модель поведения. Её выбор осуществляется в силу природных особенностей характера, текущей ситуации в компании и других факторов.
Важно понимать, что идеального стиля управления коллективом не существует. У каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Ключевым умением эффективного руководителя будет способность адаптировать свои управленческие стили в зависимости от текущей ситуации и типа личности конкретного сотрудника.
Классификации стилей в управлении
Стили руководства в организации интересуют психологов и менеджеров уже не одно десятилетие. За это время их не пытался классифицировать только ленивый. Приведём наиболее известные и признанные классификации этого явления.
Стили управления по теории Дугласа МакГрегора
Дуглас МакГергор создал две управленческих теории в 1960-х. Их основные идеи опубликованы в книге “Человеческая сторона предприятия”. Для того времени данная классификация считалась новаторской, а потому быстро завоевала широкое признание у менеджеров.
Основные положения Теории X:
И по сей день такой теории придерживаются многие так называемые жесткие управленцы. Хорошо иллюстрирует работу организации при таком стиле управления руководителя народная мудрость “Я — начальник, ты — дурак”.
Основные положения теории Y:
Здесь можно без труда увидеть базу для демократического стиля управления, когда руководитель делегирует полномочия и контролирует только результат, а также прислушивается к мнению сотрудников. В момент издания книги так поступали сравнительно немногие менеджеры, однако постепенно количество приверженцев увеличивается.
Стили управления по принципу Лайкерта
Продолжение идея МакГергора получила в трудах Ренсиса Лайкерта. Он выделил стиль лидерства, ориентированный на работу или задачу, а также направленный на сотрудников. Эти две противоположности Лайкерт разместил на разных концах одной оси. В зависимости от того, в каком месте находятся показатель для стиля руководства в управлении конкретной организацией, получилось четыре типа.
Стили лидерства по Лайкерту:
От первого стиля к четвертому постепенно осуществляется движение от авторитаризма к полной демократичности. Таким образом Лайкерту удалось описать практически все существующие стили управления в компаниях в чистом виде.
Классификация Курта Левина
Курт Левин занимался изучением лидерства с 1939 года. Участниками его опытов были школьники, которые занимались искусством и рукоделием. Их разделили на три группы и к каждой приставили руководителя, который по-разному организовывал индивидуальную и командную работу.
На основе эксперимента Левин выделил три основных стиля управления:
Значительно легче перейти от демократического стиля управления к авторитарному, чем в обратном направлении, так как утрачивается привычка доверять сотрудникам Это один из важных выводов исследования Курта Левина.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Обобщили все вышеперечисленные сведения ученые Блейк и Моутон, которые разместили на двух шкалах заботу о процессе производства и заботу о людях. На каждой из них девять делений, то есть за выраженность той или иной стратегии руководитель может получить оценку от 1 до 9.
Таким образом составляется так называемая управленческая решетка, на которой выделяют следующие стили:
Естественно, что самым лучшим стилем руководства Блейк и Моутон посчитали вариант 9.9. Он встречается нечасто, однако менеджерам стоит стремиться к достижению этого стиля, путем профессионального самосовершенствования.
Выбор стиля управления
Основные стили управления описаны выше, однако в реальной ситуации ежедневного менеджмента предприятий не всё так просто. Слишком много переменных и внешних факторов “вмешивается” в процесс руководства.
Постепенно стало ясно, что стратегия выбора одного стиля управления “на все времена” обречена на провал. Исследовали пришли к необходимости комбинации различных стилей для достижения наибольшего эффекта.
Так возникла следующая классификация управленческих стилей:
Для иллюстрации одномерного стиля управления хорошо подойдёт модель Курта Левина с её безапелляционным делением на авторитарный, демократически и попустительский стили. Кстати, позднее ученый сам отказался от такой упрощенной схемы классификации и ввёл дополнительные стили.
Многомерный стиль управления иначе характеризуется как ситуационный, то есть изменяющийся в зависимости от текущей ситуации. Одной из первых систем, соответствующих этой концепции, стал вариант Т.Митчела и Р.Хоуса, предложенный в 1970-х годах.
Ими было предложено четыре стиля ситуационного управления:
Комбинируя эти четыре управленческих стиля руководитель действует эффективно в любой ситуации. Однако в большей степени ему всё же остаётся присущ природный стиль руководства. Разберём основные преимущества и недостатки трёх важнейших.
Для жесткого авторитарного стиля наравне с диктатурой характерны следующие плюсы:
Недостатков у стиля управления также немало:
Демократический стиль, являясь полной противоположностью предыдущему, имеет следующие достоинства:
Это может показаться идиллией, но недостатки у такого стиля управления тоже есть:
Индивидуальный или личностно-ориентированный стиль подразумевает что-то среднее между производственно-социальным и командным по решётке Блейка-Моутона или является многомерным, изменяясь в каждой конкретной ситуации. Такого руководителя подчиненные за глаза иногда называют “папочка”, но чаще всё же “мамочка”, так как он свойственен многим женщинам.
Минус в том, что часто руководители проявляют излишнюю мягкость, старясь до последнего увещевать нерадивых сотрудников душеспасительными беседами и поиском мотивации. Иногда промедления могут стоить компании не только прибыли, но и самого существования, ведь “мягкотелого” начальника быстро “съедают” сослуживцы.
Многие руководители могут с утра авторитарно выступить на планёрке, мобилизовав отдел продаж на выполнение плана. Затем найти индивидуальный подход к подчинённому, у которого вдруг резко упала производительность труда, хотя в лени он замечен не был. А ближе к вечеру устроить мозговой штурм для поиска решений на тему “как поднять уровень сервиса”. Более того, у многих именно так и выглядит типичная смена стилей управления в течение дня.
На выбор конкретного стиля управления оказывают влияние следующие факторы:
Не стоит пытаться в корне переделать свойственную руководителю от природы манеру лидерства. Но разнообразить её техниками из других стилей управления будет очень полезно.
Последствия ошибочно выбранного стиля
Все люди совершают ошибки, без этого невозможно движение вперёд. Однако, если речь идёт о выборе стиля руководства, такая неудача может во всех смыслах дорого стоить компании.
От выбранного стиля руководства зависит:
Заключение
Стиль управления есть у каждого руководителя, но не все это осознают и не многие стремятся изменять его для достижения результатов. Несмотря на большое количество классификаций, чаще всего можно встретить разделение на авторитарный, демократический и индивидуальный.
Кажется, что последние два значительно превосходят первый, однако всё зависит от ситуации, в которой они применяются. Где-то лучшие результаты даст именно жесткое руководство, в других случаях будет уместен только более мягкий подход.
Руководителю остаётся подбирать оптимальный стиль управления методом проб и ошибок, ориентируясь, однако, на свои природные склонности. Резкая смена управленческой стратегии вопреки свойствам характера, принесёт мало пользы. Но если в компании что-то идёт не так, часто именно пересмотр стиля менеджмента позволяет достичь новых высот.