Что значит стерео звук
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Кто придумал стерео запись звука?
Эту статью я уже публиковал на другом ресурсе, но надеюсь и читателям Хабра также будет интересно.
Стерео звук полвека с момента изобретения никому не был нужен, а теперь мы даже не представляем моно музыку. Как же такое могло произойти?
В 1881 году в Париже проводилась электротехническая выставка. Организаторам нужна была сенсационная изюминка для посетителей. Инженер Клеман Адер предложил кабинки для прослушивания оперы, способные передать пространственную акустику настоящего театра. Для этого на сцене Парижской национальной оперы установил два микрофона и сигнал по проводам передал на территорию выставки. Для каждого посетителя было два наушника. Практически это был первый прообраз стереофонии.
Сенсация удалась и посетители были впечатлены. Вскоре во Франции и Англии начали предоставлять услугу прослушивания постановок через «Театрофон». В аппарате стоял таймер, ограничивающий время прослушивания, в зависимости от номинала брошенной монеты.
Правда звук в «Театрофоне» уже был не стерео-тянуть две отдельные линии к каждому аппарату было очень дорого.
С развитием индустрии звукозаписи, начались эксперименты по записи стерео звука на грампластинки. Наибольших успехов в этом направлении удалось достигнуть талантливому британскому инженеру Алану Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein).
За два года работы в звукозаписывающей компании The Gramophone Company, Алан полностью разработал заново и запатентовал все устройства для записи грампластинок, заметно улучшив качество записи и освободив компанию от патентных отчислений.
Алана не устраивает моно звучание и он ставит цель максимально точно записать объемный звук. Он математически рассчитал оптимальный тип микрофонов, необходимые характеристики и их взаимное расположение. Он первым предлагает преобразовать сдвиг фаз между каналами в разницу амплитуд для увеличения стереоэффекта.
Через 50 лет эти расчеты очень помогут создателям Dolby Surround.
Так же он нашел блестящее решение по записи стереозвука на грампластинки. Алан предложил записывать левый и правый канал на разные стенки звуковой канавки грампластинки по формуле +45/-45. Это стало всемирным стандартом стерео грамзаписи. Другие фирмы предлагали двухканавочную запись или записывать по формуле 0/90.
Разработанная технология стереозаписи опередила время. В 1933 году еще не было материала для долгоиграющих грампластинок.
С началом Второй мировой войны переключается на создание радаров для ночных бомбардировщиков. Алан Блюмлейн погиб в авиакатастрофе во время испытания радара в 1942 году. Ему было всего 38 лет.
За короткую жизнь успел получить 128 патентов на изобретения, многими из которых мир пользуется до сих пор. Подробности его работы по военной тематике засекречены до сих пор.
В 2017 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи США посмертно наградила Блюмлейна « Грэмми » как создателя стереофонической звукозаписи
Первая стерео грампластинка была изготовлена только в 1958 году на аппарате Westrex (США).
Электрофон имел оригинальный корпус в виде двух чемоданов: в одном сам проигрыватель, а второй чемодан разделяется пополам на две звуковые колонки.
Стерео усилитель электрофона, за счет выходного каскада на лампах 6П18П, выдавала мощность 2х12 Вт. Двухполосные акустические колонки, по 4 динамика каждая, имели полосу 70. 12000 Гц, что очень прилично для тех лет. К сожалению, вскоре схему упростили для снижения себестоимости.
1961 году начали выпускать первый советский стереофонический магнитофон модель «Яуза-10». Конструктивно магнитофон получился так же «двухчемоданный»
Интересное распределение акустики: в магнитофоне два динамика 1ГД-9-150, а на выносных колонках используются 5ГД-1-РРЗ. Практически формат 2.1. образца 61 года.)))
Первым кассетным стереомагнитофоном стала модель «Вильма-Стерео» 1972 года.
Даже сегодня, несмотря на обилие форматов звукозаписи, многие из нас продолжают слушать музыку в формате, придуманном Алан Блюмлейн 90 лет тому назад-стереофонии.
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Что такое стерео?
Что такое стерео?
Мы все слышали термин стерео, но что это такое? Что позволяет слушать музыку в стерео, объединяя два канала вместе и создавая звуковую сцену. Однако, когда у вас есть только один динамик, вы будете слушать в моно.
Левчук Александр Николаевич ©
Что такое стерео?
Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. В случае стерео, это относится к двум направлениям, которые обычно называются «правыми» и «левыми».
Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. Во время записи дорожки могут быть отрегулированы так, чтобы определенные треки воспроизводились только из одного или из двух источников, или обоих, или в любой комбинации источников, включая воспроизведение одного и того же трека на разных уровнях громкости через каждый канал («источник»). Основной целью стерео-записи является создание высокой точности, реалистичной звуковой сцены, которую нужно прослушивать с помощью высокого качества техники.
звуковая_сцена
Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Моно использует один, стерео использует более одного.
В монофоническом звуке используется один единственный канал. Его можно воспроизвести через несколько динамиков, но все динамики все еще воспроизводят одну и ту же копию сигнала.
В стереофоническом звуке используются больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и сделать один канал одним динамиком (акустикой), а второй канал — вторым громкоговорителем (который является наиболее распространенной стереофонической настройкой). Это используется для создания направленности, перспективы, пространства, сцены.
Ниже приведен пример использования двух колонок.
моно сигнал
Стерео
стерео
С технической точки зрения, истинное стерео означает звукозапись и воспроизведение звука, которое использует стереографическую проекцию для кодирования относительных положений объектов и записанных событий- звуковая сцена.
В общей стереофонической настройке двух каналов: влево и вправо, один канал отправляется на левый громкоговоритель, а другой канал отправляется в правый громкоговоритель. Теперь, контролируя, на какой канал вы посылаете сигнал, вы можете управлять положением звука. Вы услышите звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, на какой громкоговоритель вы посылаете сигнал, или в какой пропорции (вы можете отправить чуть больше на правую акустику, и звук будет расположен чуть правее). Звуки с равными пропорциями на обоих громкоговорителях будут поступать из центра.
Другими словами, стерео открывает уникальную возможность воспроизведения со звуковой локализацией.
Хотя мы используем термин «стерео» для обозначения многих вещей (например, стерео-картинка), на самом деле стерео относится к способу создания и прослушивания музыки. Для стереофонических сигналов требуется 2 динамика или 2 шт. акустики или наушники, чтобы воспроизводить их правильно, а для сигналов моно нужен только один динамик.
Когда было изобретено стерео?
Стерео было изобретено в 1930-х годах, но не получило широкого распространения аж до 1960-х годов.
Фонокорректор №6
До этого все слушали в моно (один). Стерео — это действительно простой термин, но на самом деле он скрывает довольно много технического материала, чтобы оно работало хорошо.
Как сделать стерео звук?
По сути, стерео запись позволяет вам создавать 3D-виртуальную звуковую сцену в вашей комнате с двумя динамиками. Под 3D я имею в виду, хорошие колонки + хорошая не дешевая техника, на которых вы можете слышать певцов, или звуковые инструменты, расположенные вокруг динамиков, горизонтально и вертикально, и даже спереди или сзади.
Впрочем, большинство современных дешевых акустических систем просто представляют плоскую звуковую сцену (инструменты и вокал расположены горизонтально между динамиками), и это считается нормально, но если у вас есть хорошая акустика + хороший источник (внешний ЦАП) + хороший усилитель вы получаете превосходного качества звуковую сцену, вы начнете слышать полную 3D сцену.
Если есть только один динамик, то стереосигналы могут быть легко преобразованы в моно, чтобы воспроизводить их идеально, но без каких-либо особых аспектов позиционирования. И наоборот, если вы поместите монофонический сигнал в 2 динамика, то вы не получите стереосигнал, а только монофонический сигнал, но в два раза громче!
Эта трехмерная звуковая сцена выполняется в процессе записи, когда записывают музыку с информацией о уровне и фазе, а также записывая или добавляя реверберацию, чтобы дать ощущение глубины. Результаты сильно отличаются, но оркестровая работа регулярно записывается в стерео, с большим реализмом.
усилитель для наушников
Всё сделано в стерео?
Люди слушают моно в основном. Это связано с тем, что нам сложно слушать набор стереодинамиков, акустики на ходу — стерео работает только если вы сидите и слушаете акустику или динамики с каждой стороны. Таким образом, большая часть музыки, которая играет в отелях, супермаркетах, телефонах, док-станциях, телевизорах, радио и т. д., преобразуется в/или фактически играет в моно.
Можете ли вы получить стереозвук из одного динамика?
На самом деле, нет. Есть довольно много динамиков в одной акустике, слушая которые вы думаете, что вы слушаете стерео, и могут действительно иметь в себе 2, 3, 4 динамика, но это не делает её стереосистемой! Как правило, хорошее моно звучит лучше, чем плохое стерео.
Акустика Амфитон 25АС — 207
Чтобы создать стерео звуковую сцену, вам нужно услышать разные сигналы в каждом из двух ушей. Для этого вам требуется смесь прямого звука от динамика, и амплитуда, когерентный отраженный звук от стен комнаты, полов, потолка и т. д. Это может произойти только в том случае, если расстояние между громкоговорителями составляет, то же расстояние, что и динамики, акустика.
Поэтому, если вы находитесь на некотором расстоянии, то и динамики (акустика) должны быть примерно на некотором расстоянии друг от друга. Компьютерные колонки к примеру, должны быть примерно на 50-60 см друг от друга и так далее.
Bluetooth стерео
Недавно чипы Bluetooth позволили производителям предложить стерео Bluetooth (CSR True Stereo) APTX. Теперь их устанавливают не только на наушниках.
Bluetooth стерео хорошо работает для случайного прослушивания или для новичков, и не соответствует качественным звуковым стандартам Hi-Fi. Это связано с тем, что Bluetooth не может отправлять данные на два динамика одновременно, поэтому он отправляет данные одному громкоговорителю, которые затем повторно передает его на другой. Сетевой эффект заключается в том, что между звуком, идущим слева и справа, происходит задержка. Несмотря на небольшую задержку, эта задержка может повредить звуковой сцене, поэтому вы не получите лучшую визуализацию.
Поскольку у нас есть два уха, на противоположных сторонах нашей головы, мы слышим звук из двух направлений. Чтобы записать этот стереозвук, используются два микрофона (по крайней мере). Фактически, лучшая теоретическая позиция для этих двух микрофонов находится на расстоянии 180 градусов друг от друга — точно так же, как наши уши.
Plantronics 505 наушники
В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет поступать из разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в микшировании — панорамирование можно перемещать с помощью записывающего стола. Когда вы слушаете что-то в стерео с наушниками, вы можете себе представить, где играет пианист, внутри вашей головы.
С моно, нет ничего сложного. Звук в каждом ухе идентичен. Его можно записать всего одним микрофоном.
Идея возникла, когда кто-то прослушал записи, которые были сделаны с микрофоном в разных местах, и он понял, что два микрофона будут «слышать» два разных микса.
Лучший способ проверить, является ли запись стереофоническим, — это слышать аплодисменты. Это очень очевидно, моно или стерео.
Окружающий звук в кино продолжает эту идею. В основном он использует задержку, чтобы заставить звук появляться издалека, но он достигнут с использованием 7 различных положений для микрофонов и более, которые усиливаются с 7 различными усилителями и динамиками, установленными по комнате.
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/id104002989 или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб, Одноклассники, FK
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Стерео
Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Стереофони́я или Стереозву́к (от древнегр. слов «стереорос» — твёрдый, пространственный и «фоне» — звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала. В монозвучании аудиосигнал поступает из одного канала.
В основе стерефонии лежит способность человека определять расположение источника по разнице фаз звуковых колебаний между ушами, достигаемой из-за конечности скорости звука. При стереофонической записи запись ведется с двух разнесённых на некоторое расстояние микрофонов, для каждого используется отдельный (правый или левый) канал. В результате получается т.н. «панорамное звучание». Существуют также системы с использованием бо́льшего числа каналов. Системы с четырьмя каналами называются квадрофоническими.
Развитие формата стерео [ править ]
Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в Париже Клементом Адером]]. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных передатчиков, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха). Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.
В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения скрябинского «Прометея») является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала.
При этом стоит отметить, что в те годы при записи в студиях использовалось множество микрофонов, с которых одновременно шла запись на раздельные аппараты. Из нескольких записей одного и того же исполнения выбиралась наилучшая и шла на изготовление пластинок. В редких случаях одновременно штамповались пластинки с разных записывающих аппаратов, то есть таким образом, с разных точек получения сигнала в пространстве студии: в итоге если поставить две таких пластинки с разными источниками одной и той же записи получается стереоэффект, не запланированный, разумеется, изначально студией звукозаписи. Однако несмотря на простоту принципа стереофонии долгое время стереозапись оставалась весьма дорогостоящим процессом.
В феврале[1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в 1955, появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.
В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «стерео», «стереофонический» в области звукозаписи). Первая коммерческая стереопластинка вышла в 1958 году. Однако вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании несмотря на студийную стереозапись.
Псевдостерео [ править ]
В 1960-е гг. в США практиковался выпуск так называемых «дуофонических» грампластинок, в которых изначально монофоническим записям придавался эффект стерео. Псевдостереофония добивалась с помощью манипуляций с частотами и эхом. Монозапись разбивалась на два канала, затем в первом канале через фильтры заглушались низкие частоты, и на передний план выводились высокие; во втором канале процедура осуществлялась противоположным образом, то есть с усилением баса и подавлением высоких частот. После этого звук подвергался задержке на долю секунды, создавая, таким образом, эффект ложного эха, который усиливался на одном из каналов. Звукозаписывающие компании поступали так с записями, сделанными либо перед внедрением стереотехнологии (пластинки Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры), либо, в силу каких-либо технических причин, записанных в моно, несмотря на возможность стереофонии (The Beatles, The Beach Boys).