Что значит стечение гласных
стечение гласных
Смотреть что такое «стечение гласных» в других словарях:
зияние — Стечение гласных в составе слова (внутреннее зияние) или на стыке слов (внешнее зияние). Радиоузел; а у аэропорта; у отца. Внешнее зияние становится недостатком устной речи, если не используется со стилистическим заданием … Словарь лингвистических терминов
Муюв (язык) — Муюв Самоназвание: Muyuw Страны: Папуа Новая Гвинея … Википедия
ХИАТУС — [лат. hiatus отверстие] лингв. зияние стык гласных; неблагозвучное сочетание нескольких гласных, особенно одинаковых [напр., «о оазис!» или «И у Ии и у ее Иоанна» (И. Сельвинский)]. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. хиатус (лат. hiatus … Словарь иностранных слов русского языка
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия
ХИАТУС — ХИАТУС, хиатуса, муж. (лат. hiatus, букв. зев, зияние) (филол.). Неприятное для слуха стечение гласных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Луганда — Самоназвание: Luganda Страны: Уганда … Википедия
Луганда язык — Луганда Самоназвание: Luganda Страны: Уганда Регионы: Буганда Общее число носителей: 3,01 млн (1991, перепись) Классификация … Википедия
Стечение гласных
Стечение согласных
Повторы звуковые
повторение сходных звуков в небольшом отрезке речи (чаще в стихе). Благодаря звуковым повторам (важнейший из них – рифма) поэт выделяет слова, наиболее важные для него по смыслу. Слова, содержащие сходные звуки, сближаются, строки с П.з выделяются на общем фоне стихотворения. Поэтому П.з. связаны со смыслом произведения. Если П.з. системны, этот прием называют звукописью. Иногда поэты придают особенное значение тому или иному звуку. Н всегда имеет смысл связывать звук с каким-то значением, важнее учитывать благозвучность сочетаний, затрудняют они произнесение или облегчают.
Перенос строфный
перенос слова или его части не просто из одного стиха в другой, но из одной строфы в другую. По сравнению с межстиховым переносом обладает большей эмоциональной выразительностью.
Рефрен
стих или несколько стихов, повторяющихся в каждой строфе, после нескольких строф, без изменений или с незначительными изменениями.
Цезура
13) рифма: стилевые тенденции в связи с проблемой рифмы
РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках (16—18 вв.) этот повтор назывался «краесогласием». Определение Р. как концевого созвучия не совсем точно, так как известны случаи начальных и внутренних Р. На протяжении истории поэтического искусства структура Р. менялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение стиха, Р. тем не менее играет исключительную эвфоническую и организующую роль в стихе, особенно при строфической композиции стихотворения. В античной поэзии рифмовка стиха как система не применялась; рифмы в античных стихах — явление случайное, чаще в середине и в конце одного и того же стиха. В европейской поэзии Р., как обязательный эвфонический и мнемонический прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в литературах всех народов. В русской народной поэзии система рифмовки — также сравнительно позднее явление, хотя отдельные случаи Р. наблюдаются уже в древнерусских литературных произведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии»). Русские т. н. досиллабические вирши были свободной, не стопной формацией со смежными Р.; по своей структуре они имеют много общего с раёшным стихом и, очевидно, вышли из народной поэзии. Теория Р. русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Р. можно разделить в основном на следующие группы.
По слоговому объему Р. делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.
По характеру звучания различаются Р.: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.
По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние; по положению в строфе — смежные, перекрестные и охватные (или опоясанные).
В отношении кратности повторов различаются Р. парные, тройные, четверные и многократные.
Стихи без Р. называются белыми, неточные Р. — «рифмоидами».
Особое место в технике русского стиха занимает рифма Маяковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующей строю его ораторского стиха. В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоминать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».
Рифма пришла в европейскую поэзию пришла через посредство арабской поэзии (мавры в Испании).
Первыми откликнулись провансальские трубадуры. Началось распространение силлабо-тонического стиха и рифмы.
В итальянская поэзии Данте стоял у истоков нового стиля. В Англии – Чосер. В Германии – Мартин Опец.
Рифма – постоянные, регламентированные звуковые повторы. Если они очень далеко друг от друга, мы обычно не улавливаем.
Пр. у Джойса в «Улиссе» каждая глава начинается с буквы по имени главного персонажа данной главы.
Нужна некая близость для исп-я звуковых повтором.
Ритмос (ритм) и рифма – созвучие, соразмерность, подчиненность принципу повторения.
Хотя у нас есть свое понятие вместо рифмы – «краесогласие». Но рифма понятие более широкое, чем окончательное созвучие на концах строки (есть начальная, внутренняя рифма и т.д.).
В основе любого созвучия лежит ударный гласный корень, а не рифма.
Пушкин говорит, что созвучий полноценных не так уж много (а рифма тогда, считалось, должна быть точной).
В античности рифмы практически не было, хотя нек-е эл-ты краеслогласия предпренимались, но это не считалось чем-то нужным. А вот в западной поэзии возникла такая необходимость. Тут помогли мавры – рифма пришла из средней Азии, из арабской поэзии, еврейской и т.д.
Они привнесли сладкозвучие и Пушкин в одном из замечаний говорит, что провонсальская поэзия отозвалась на эту арабскую лиру. Началось с Прованса, там появляются первые ростки рифмы. Сперва она скушна, однообразна, в классической секстине на протяжении всех 36 строчек всего две рифмы.
В русской традиции нек-е эл-ты рифмы присутствуют в былинах, в «Слове о полку…» и др. Но настоящая пришла позже.
Ревет ли зверь в лесу глухом…
Когда звукопись превалирует над содержанием, стих-е превращается в карикатуру.
Пр. Илья Сельдинский «Казачья походная»
Ехали казаки да ехали казаки
Милиция, улица, лица…
Мелькали в цвету фонаря
Мы чувствуем движение – быстро. А как приехал в больницу:
К палатам, полам и халатам…
Здесь уже неторопливость.
Но у Пушкина рифма никогда не бывает самоцелью. Их вообще не так уж много, созвучие не было основной целью. Он мог даже обыграть рифму с иронией (пр. в «Е.Онегине»).
Другое отношение к рифме у Маяковского – у него поиск рифмы – значительная часть произв-я. Пр. «Разговор с фининспектором о поэзии»?
Труд мой любому труда родствен…
Много приходится корпеть над отделкой.
Вам конечно известно явление рифмы
Скажем строчка окончилась слово «отца»…
Говоря по-вашему, рифма- вексель.
Нельзя сказать, что все можно срифмовать.
Начнешь это слово в строчку всовывать,
Свои мысли Маяковский изложил в статье «Как делать стихи». Он предлагает некое ремесленное отношение, нужно над ними работать.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 34 ; Нарушение авторских прав
Сочетание гласных
Благозвучие
Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат), иногда трехчленны (взрыв, строй); сочетание четырех и более согласных, которое может появиться на стыке двух слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых…).
Существует мнение, что чем больше в речи гласных, тем она благозвучнее. Это неверно. Благозвучие поддерживается наиболее характерным для языка соотношением в тексте гласных и согласных. В русской речи гласные в среднем составляют 42,35%, согласные — 53,53%, звук й — 4,12%. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, стечение же нескольких гласных, или зияние, искажает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию (вспомним придуманное В. Хлебниковым слово эуы). Зияние может быть внутренним — когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел, пунктуационный, аудиоанестезия), и внешним — когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Тани и у Оли). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии. (Еще Ломоносов в качестве примера плохой звуковой организации речи приводил фразу плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга.)
Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.
Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.
ІІ. ВТОРИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Вторичные ФП представляют собой следствие тех или иных первичных ФП и чаще всего происходят на ассимилятивной или на диссимилятивной основе.
1. Появление лишних звуков:
А. Протеза — появление лишнего звука в начале слова. Такие звуки называются протетическими.
укр. | Анна > | Ганна |
огонь > | вогонь | |
ухо > | вухо | |
умний > | вумний | |
улиця > | вулиця | |
острий > | гострий | |
ржа > | іржа | |
мла > | імла | |
белорусск. | осень > | восень |
окно > | вакно | |
русск. | осьмь > | восемь (ср. болг. осьм, лат. octo) |
отчина > | вотчина (ср. отчизна, отец) | |
русск. диал. | льняной > | альняной |
ржаной > | аржаной | |
лгать > | илгать | |
рвать > | ирвать | |
Львовна > | Ильвовна | |
Льгов > | Ильгов | |
испан. | Stella > | estrella |
studens > | estudiante | |
башкир. | стакан > | ыстакан |
штаны > | ыштан |
Б. Эпентеза — появление лишнего звука в середине слова. Такие звуки называются эпентическими.
укр. | паук > | павук |
срок > | строк | |
верста > | верства | |
христианство > | християнство [иjа] | |
русск. | ветр > | ветер |
белорусск. | наука > | навука |
укр. прост. | констатувати > | константувати |
прост. | библиотека > | библивотека |
биолог > | биволог | |
радио > | радиво | |
какао > | какаво | |
Ларион > | Ларивон | |
Леонтий > | Левонтий | |
Родион > | Родивон | |
констатировать > | константировать | |
театр > | театер | |
рубль > | рубель | |
нрав > | ндрав | |
разуваться > | разбуваться | |
океан > | окиян [иjа] | |
шпион > | шпиён [иjо] | |
скорпион > | скорпиён [иjо] | |
миллион > | милиён [иjо] | |
олимиада > | олимпияда [иjа] | |
фиалка > | фиялка [иjа] | |
заимствованные слова | лат. Sicilia > | Сицилия [иjа] |
лат. Italia > | Італия [иjа] | |
лат. Valeria > | Валерия [иjа] | |
лат. cancellaria > | канцелярия [иjа] | |
итал. cavalleria > | кавалерия [иjа] | |
лат. familia > | фамилия [иjа] | |
греч. orgia > | оргия [иjа] | |
итал. aria > | ария [иjа] |
В славянских языках появление эпентических звуков типа [j], [в] чаще всего связано с устранением зияния в заимствованных, иноязычных словах. Зияние, или хиатус, гиатус (
В. Эпитеза(
А. Афереза — випадение звука в начале слова.
укр. | играти > | грати |
иголка > | голка | |
исчезнути > | щезнути | |
русск. прост. | смотри > | мотри |
Б. Синкопа — выпадение гласного или целого слога в середине слова. Синкопа является крайним проявлением качественной редукции.
Иногда примеры типа англ. I’m
В. Диереза — выпадение одного из согласных в середине слова, т. е. упрощение групп согласных.
давньоруськ. | сълньце > | солнце > | укр. сонце |
сьрдьце > | сердце > | укр. серце | |
чьстьный > | честный > | укр. чесний | |
русск. | солнце > | [сóнцъ] | |
сердце > | [с’éрцъ] | ||
честный > | [чéсныĭ] | ||
укр. | користний > | корисний | |
обвласть > | область | ||
згибнути > | згинути | ||
гляднути > | глянути | ||
киднути > | кинути | ||
русск. | обвращение > | обращение | |
обвоз > | обоз | ||
обвязать > | обязать | ||
обвлако > | облако | ||
нуждный > | нужный |
В севернорусских говорах происходит устранение [j] между гласными с последующей ассимиляцией и стяжением гласных:
бывает > | быват |
знает > | знат |
читает > | читат |
Г. Апокопа (
Как особую разновидность апокопы иногда рассматривают элизию ( (кърнъ ‘короткий’)
Существуют исключения из процесса гаплологии: орденоносец, металлолом, противовоздушная и т. п.
Возникает также вполне закономерный вопрос о том, почему же в слове гаплология не произошло гаплологии? Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что слово гаплология является недавним и книжным, а в современном литературном языке явление гаплологии наблюдается уже далеко не всегда (ср. прилагательное противовоздушная с двумя во). Во-вторых, тем, что это слово появилось как термин и в среде лингвистов, для которых правильное *гаплогия было бы все же недостаточно точным и ясным с точки зрения своей терминологической структуры (ср. филология и под.).
3. Перераспределение звуков:
Метатеза — взаимная перестановка звуков или слогов в рамках слова. Метатеза распространена во многих языках. Часто возникает во время фонетической адаптации заимствованных слов, также этот процесс распространен в просторечии, диалектной и детской речи.
По данным психологии, количество и качество элементов, составляющих определенное целое, усваивается гораздо быстрее и легче, чем их последовательность
нем. | Teller > talerz > | русск. тарелка, укр. тарілка (ср. пол. talerz, белорусск. талерка) |
нем. | Futteral > | русск. и укр. футляр |
лат. | marmor > | русск. мрамор (ср. укр. мармур, литов. marmuras) |
лат. | Flor(is) ‘цветок’ > | русск. и укр. Фрол |
лат. | silvester ‘лесной’ > | Селиверст |
греч. | karkodilos > | крокодил |
укр. | суровий > | суворий |
монисто > | намисто | |
боднар > | бондар | |
русск. | почтевать > | потчевать |
творушка > | ватрушка | |
сыроватка > | сыворотка (ср. укр. сироватка) | |
долонь > | ладонь (ср. укр. долоня) | |
серб. | могила > | гомила |
чешск. | mhla > | mlha ‘мгла’ |
польск. | bolto > | bloto ‘болото’ |
прост., диалект. речь | универмаг > | увернимаг |
дуршлаг > | друшлаг (ср. нем. Durchschlag) | |
невропатолог > | нервопатолог | |
магазин > | гамазин | |
Таджикистан > | Таждикистан | |
Азербайджан > | Арзебажан | |
лаборатория > | раболатория | |
ларёк > | ралёк | |
сигнал > | сингал | |
пакость > | капость | |
медведь > | ведьмедь (ср. укр. ведмідь) | |
характер > | карахтер | |
клирос > | крилос | |
купол > | копул | |
мозолистый > | молозистый | |
завалина > | залавина | |
храпеть > | харпеть | |
рецепт > | церепт | |
детская речь | скамейка > камейка > | макейка |
лошадка > ласатка > | салатка |
Метатеза может быть контактной (иначе — метатеза по смежности) и дистактной (иначе — метатеза на расстоянии). В русском языке преобладает дистактная метатеза: ведьмедь, залавина, карахтер, крилос, леригия, раболатория и др. Значительно реже встречаются случаи контактной метатезы: друшлаг, мармор, сингал, рнавиться, харпеть и др.
А. Субституция (
В исконных словах звукосочетание хв по аналогии с иноязычными, заимствованными словами замещается звуком ф, вследствие чего допускается ошибка в произношении собственных (не заимствовнных) слов.