Что значит статус ученика
Что значит статус ученика
Статус ученика в классе
Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены не конфликтовали друг с другом, чтобы были здоровы, чтобы каждый трудился и вносил свой вклад в процветание всего общества. Для решения этой задачи очень важно воспитание и обучение подрастающих поколений. Но чтобы сделать это наиболее эффективно, необходимо знать социально-психологические закономерности развития личности в коллективе.
В любом коллективе возникают деловые и личные отношения. Деловые отношения связывают людей как исполнителей каких-то функций в группе. Личные отношения определяются взаимными симпатиями и антипатиями. Личные взаимоотношения складываются стихийно и оказывают сильное воздействие на каждого индивида и на группу в целом.
Дети, имеющие благоприятный статус в группе, уверены в себе, испытывают положительные эмоции, полноценно развиваются. Дети, оказавшиеся в изоляции, испытывают отрицательные эмоции, становятся неуверенными в себе или агрессивными, пополняют ряды «трудных».
Определяя положение каждого ребенка в коллективе, мы стараемся найти пути улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. В детском коллективе не только учитель воспитывает своих учеников, но и сами учащиеся воздействуют друг на друга. Поэтому педагог должен знать, как коллектив влияет на своих членов и руководить этим влиянием в нужном направлении.
Чтобы уменьшить количество детей с асоциальным поведением, необходимо изучать группы детей, определять статус каждого ребёнка в группе и заниматься коррекцией поведения изолированных детей, коррекцией отношения к ним сверстников.
Если ребёнок не имеет возможности самоутвердиться, удовлетворить свою потребность в общении в школьном классе, он ищет другую группу, где мог бы удовлетворить эти потребности. Этими группами могут оказаться спортивные секции, кружки внешкольных учреждений или дворовые компании.
Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками толкает школьника на поиск другой группы, где он мог бы привлечь к себе внимание, заинтересовать сверстников. Подросток, стремиться любыми способами, завоевать высокий статус в группе: он согласен на роль шута, эрудита, нарушителя дисциплины.
Один и тот же ученик в разных группах может иметь различный статус. Ребёнок, имеющий большое количество выборов в школьном классе, получает мало выборов в дворовой компании, потому что в дворовой компании ценятся сила, хитрость, негативное отношение к взрослым, жестокость, изворотливость и т.п., а в классе – доброжелательность, эрудиция, справедливость, трудолюбие, способности.
Каждый человек испытывает потребность во внимании окружающих, в их уважении. В подростковом возрасте особенно важным становится общение со сверстниками. Неблагополучие в отношениях со сверстниками очень тяжело переживается подростком. Поэтому оказавшийся изолированным в классе ученик, ищет другую группу, в которой мог бы общаться со сверстниками, мог бы самоутвердиться.
Интересы ребят не ограничиваются школьной учёбой, общением со сверстниками. Внешкольные учреждения – это учреждения дополнительного образования и воспитания. Здесь дети могут развить свои способности, удовлетворить те потребности, которые они не могут удовлетворить в школе.
В отличие от школьных классов в группах внешкольных учреждений на много меньше учащихся: в кружках обычно 15-20 человек. Кроме этого, в отличие от школьного класса посещение кружков внешкольных учреждений не является обязательным. Поэтому на занятиях может присутствовать и меньше учащихся.
Если состав школьных классов часто формируется случайно, то группы внешкольных учреждений складываются на основе добровольного объединения учащихся в зависимости от их интересов. Школьный класс детям сложно поменять, не посещать уроки без уважительных причин они также не имеют права. Если у ребёнка не складываются отношения с учителем или одноклассниками, он не может без помощи родителей перейти в другую школу или класс. Если же такая ситуация возникает в кружке, дети могут уйти из него в любой момент. Поэтому можно предположить, что “изолированных” в группах внешкольных учреждений должно быть очень мало или не должно быть вообще – оказавшись в таком положении, дети просто уйдут из кружка.
Сравнивая кружки со школьными классами, можно сделать вывод, что в кружках дети находятся в более благоприятном положении.
Количество взаимных выборов, как правило, в кружке больше, чем в классе.
Значит для коррекции “изолированного” положение учащихся в школе, для улучшения их эмоционального состояния можно рекомендовать им посещение кружков внешкольных учреждений в соответствии с их интересами.
Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной школе
Дата публикации: 06.06.2015 2015-06-06
Статья просмотрена: 269 раз
Библиографическое описание:
Вебер, Е. П. Значение формирования и развития статуса «ученик» в начальной школе / Е. П. Вебер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1289-1294. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19269/ (дата обращения: 23.12.2021).
Детство — многогранный, своеобразный период жизнедеятельности человека. Судя по высказываниям Толстого, это и состояние души, ее свойство. Наверное, такой взгляд является правомерным. Да и как иначе, если одни люди повторяют за Горьким: «В детстве у меня не было детства», а другие— за Сент-Экзюпери: «Я пришел из детства, как из страны».
Удивительное это состояние, что может длиться годы, а может потрясти душу однажды, но запомниться навсегда. В первой повести Толстого в главе, давшей название книге, «детство» это чувство передано так верно, почти до физического осязания, что у читателя невольно возникает острое воспоминание некогда пережитого беспричинного восторга, душевной ясности и покоя.
Современный глубокий и тонкий писатель Виктор Астафьев в автобиографической повести «Последний поклон» рассказывает тоже о детстве, почти сиротском, голодном, босоногом, которое, естественно, отличается от того, что прожил и пережил Лев Толстой и его герой. Вот уж воистину: у одного похлебка жидкая, у другого — жемчуг мелкий, а страсти вроде одинаковые. Та же наполненность, чувство слияния со всем миром, неодолимая жажда впечатлений. Детство — яркий период развития чувств и переживаний.
Взрослых часто удивляют, ставят в тупик резкие переходы в поведении детей, перепады в их настроении. Это оттого, что мы для себя все решили: вот это — вещи первостепенной важности, это— третьестепенной, а этим можно и вовсе пренебречь. Ребенку неведома подобная жесткая классификация. Он может горько заплакать оттого, что исчез солнечный зайчик, и счастливо засмеяться тому, как красиво выглядит ловко подстриженная им мамина чернобурка. А в другой раз реакция может быть обратной, потому что в тот момент у него будут иные желания и интересы, и солнечный луч в темной комнате может, казаться совсем некстати, если идет игра в «тайну», в «ужасную опасность». Значит, еще одна особенность детства: отсутствие «нормативного» отношения к миру. И еще неумение отличить мир реальный от выдуманного.
Наверное, каждый из нас наблюдал, как занятно знакомятся дети. Они открыто или, прячась за взрослого, разглядывают друг друга, потом вдруг доверчиво протягивают ладошки и говорят: «Давай играть», если только не отвергнут навязываемое знакомство решительно и бесповоротно. Что они такое узнают в тот краткий миг взаимоизучения, по какому признаку, по каким критериям оценивают незнакомца, нам неведомо. Мы, вырастая, забываем многое из того, что умели и знали в детстве. В том числе и это умение безанкетного выбора напарника в деле. Какое-то природное чутье подсказывает им, руководит ими в отношениях и со взрослыми: к кому-то они доверчиво кидаются, предаются целиком; кого-то отвергают, несмотря на соблазны. Если это чутье им изменяет—значит», гирокомпас» уже испорчен, разрушен наставлениями взрослых: определять «качество» людей не по тому, лежит к ним сердце или не лежит, а по тому, отвечают ли они нормам «приличия» [4,92].
«Ребенок не разбирает звания людей, а всей душой чувствует, что в каждом человеке живет то, что одно и то же и в нем и во всех людях» («Путь жизни») (6,85).
Детская незлопамятность, умение прощать. Нас это часто и умиляет и раздражает. Наблюдая за играми детей, мы видим: сейчас они — друзья, не разольешь водой. Через минуту поссорились, подрались даже. Но вот прошли, высохли слезы — и снова вместе. Такое впечатление, что в их отношениях отсутствует память о прошлом, совсем недавнем, как отсутствует и прогноз отношений. Будто они живут ощущением сей минуты. Но это нам так только кажется. Просто у них своя система оценки зла и добра. В рассказе, названном по-толстовски задиристо «Девочки умнее стариков», живописуется как раз такая ситуация. На деревенской улице повздорили две девчушки, обрызгали друг друга грязью и запачкали новые наряды. Матери их сцепились между собой, вмешались мужчины, затеялась большая уличная свара, остановить которую, казалось, уже будет невозможно. Но увидела старая женщина, что те, из-за кого разгорелся сыр-бор, давно мирно играют, забыв обиду и урон, причиненный друг другу, и пристыдила старушка скандалистов: «Умней они вас». А Толстой завершает рассказ излюбленной сентенцией: не будет вам счастья, если не будете, как дети. (Примечательно: последняя статья, над которой трудился писатель, называлась «Детская мудрость».)
Ведь «осердясь надолго», отказываясь от общения, они потеряют гораздо больше — напарника своих занятий, а приобретают надутую скуку и спесь. Дети не умеют делать себе «на зло», лишь бы другому досадить, не умеют извлекать радость из отчуждения, противостояния. Как писала Крупская, детям не свойственна природная злонамеренность. Если и появляются среди них «злые мальчики», вроде героя одноименного рассказа Чехова, то можно с уверенностью сказать, что здесь мы столкнулись с тем случаем, когда взрослые постарались лишить ребенка ценнейшего из детских свойств и весьма в этом преуспели. Потому что отсутствие гордыни, коварства злоумышления — верный признак детства. Впрочем, это отнюдь не означает, что в их характерах нет самолюбия, самоуважения, желания постоять за себя. Но здесь часто срабатывает мудрое правило: наказан — значит, прощен. Нет долгого преследования за один и тот же грех. Гордыня же и коварство— это не поступок, это уже система отношений и поведения.
Проблема детства заключается в том, что от того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в детстве, насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями, воспитателями и учителями зависит весь дальнейший жизненный путь личности. Поэтому во все времена вопрос о социализации детей звучал злободневно и занимал умы видных людей человечества. Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в социальный взаимодействия. Под социализацией принято понимать процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. В педагогике в качестве устойчивой тенденции образовательного процесса В. А. Сластенин, Н. Ф. Исаев, А. М. Мищенко, Е. Н. Шиянова выделяют следующую: обязательное присвоение подрастающим поколением социального опыта старших. () При этом социальный вектор развития задается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Объективной реальностью выступает начальное образование, которое выполняет свое главное социальное назначение: обеспечивает подготовку детей, способных включиться в жизнедеятельность на новом, более взрослом уровне социального реагирования. Ориентация такого плана принципиальна значима, так как от характера прохождения начальной ступени обучения зависит понимание (непонимание) и принятие(непринятие) субъектом грядущих изменений.
Младший школьный возраст — возрастной период, который отражает очередной этап целенаправленного развития личности, его социализации, когда ребенок приобретает и осознает свое статусное положение, свой статус (или инстинктивно его чувствует), как положение в социуме, когда формируется его личное отношение к своему статусу, идет его принятие (непринятие). Идет процесс само-актуализации (А. Маслоу) с одновременным повышением интереса к самому себе (А. Эллис). От статусного положения и отношения к нему формируется отношение к себе и окружающему миру, формируется и развивается личность ребенка. Развитие при этом может быть благоприятным — соответствовать психологической норме при условии внутреннего комфорта принятия своего статуса и адекватного отношения к нему, или может быть неблагоприятным, — психологически неадекватным («психологический синдром») при условии непринятия своего статуса, неадекватного отношения к нему. Данные выводы базируются на двух подходах теоретического изучения развития личности — биогенетическом и социогенетическом, хорошо раскрытых академиком Асмоловым.
В основе биогенетического подхода находиться проблема развития человека как индивида, обладающего антропогенетическими свойствами, которые проходят различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе; социогенетический подход делает акцент на изменении процессов социализации, где в основе лежат социальные нормы, роли, приобретенные социальные установки) раскрывают основные элементы механизма развития личности. Развитие статуса (статус — изменяемый процесс во времени) идет вместе с развитием личности ребенка (психическим развитием), его сознания, с изменениями восприятия своего статуса. Как полагают в психологии в основе развития лежат: 1.социальная ситуация (особенности социума, социумного взаимоотношения); 2.вид деятельности; 3..психические новообразования (уровень восприятия, память, речь, мыслительные процессы); 4. периоды кризисного и стабильного развития (изучен, раскрыт Л. Выготским). При этом в процессе развития принято выделять внутренние и внешние изменения. Хорошо изучены в педагогике, психологии процессы «скачкообразного» развития — кризисы развития, когда «внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и происходит перелом сущности» (), где по сущностью подразумевается перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка к среде, социуму. То есть меняется одна из содержательных составляющих процесса — статуса ребенка — отношение к своему положению в обществе, социуме. Как рассматривает Л. И. Божович, кризис характеризуется изменением потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка, значит можно говорить об изменении ролевого поведения ребенка, которое становиться «взрослее», базируется на определенных правилах, установках. В педагогике принято считать, что одной из главных причин кризиса младшего школьного возраста является неудовлетворенность новых потребностей. Значит, в основе развития статуса младшего школьника лежит — неудовлетворенность статусным положением или комфортность личностного самочувствия в статусе, то есть внутренний конфликт, который играет в онтогенезе ребенка большую роль. (А.Маслоу.) Мы полагаем, что как и этап кризиса, этап изменения статуса
(период принятия нового статуса) сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в обучении, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей, поэтому необходимо изучить механизм процесса формирования и развития статуса с целью выявления педагогических условий, способствующих минимизации негативного влияние периода вхождения в новый статус, а также условия, корректирующие статусное положение ребенка с целью его повышения, ибо низкий статус ребенка в социуме — это регрессия развития, психологическая неустойчивость восприятия действительности, тревожность.
Тревожность рассматривается нами как один из главных факторов регрессивного развития, асоциализации. (Теоретической разработкой проблемы тревожности занимались Л. И. Бонсович, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей, Е. С. Новикова, Ч. Спилгерг, Ю.Ханин, А. М. Прихожан, А. Фрейд, А. И. Захаров, К. Хорни, Т. А. Нежнова, Б. Филипс, А. В. Спиваковская и др.) Проблему вывода ребенка из низкого статуса педагогическая. Нами изучается период «вхождения» в новый социум- период начала школьного обучения, который по временным рамкам совпадает с кризисом развитии шести-семи лет. Поэтому, следует причинную сторону процессов кризисного развития и принятия нового статуса рассматривать как смежную, имеющую много общих факторов и следствий.
Одна из актуальная проблема в педагогическом процессе — «несоциализованные дети», дети-изгои школьного социуме, такие дети одиноки, с заниженной или низкой самооценкой, часто замкнутые или, озлобленные и агрессивные, часто это дети-инвалиды или дети с теми или иными физическими дефектами, либо они из неблагополучных семей, педагогически запущенные, а значит испытывающие дефицит общения в семье — и, вследствие с этим, это дети — не умеющие устанавливать правильные коммуникативные связи в социуме. Необходимо развивать статус у данной категории детей с целью его повышения, таким образом решать задачу их правильной социализации.
Другая педагогическая проблема, такая как трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети. Эта проблема возникает вследствие того, «что изменения педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Л. С. Выготсткий) на наш взгляд, стоит на повестке дня в образовательной системе из-за необоснованности педагогических условий организации процесса «принятия» нового статуса (школьного статуса) детьми, условий его изменения (повышения); приемов и способов ролевого вхождения в новый статус.
Итак, делаем выводы:
1. В период детства закладывается фундамент личности и основа статусного положения в обществе во взрослой жизни. Нахождение своего статуса в детстве, адекватное понимание статусного ранжирования общественных отношений в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшей правильной социализации в средней и старшей школе и во взрослой жизни. Это будет формировать поколение людей, имеющих личностный смысл жизни (не потерянное поколение).
2. Статус детства — стартовая площадка к формированию личности.
3. Правильное статусное принятие минимизирует кризисные последствия развития ребенка.
4. Принятие статуса помогает формировать самосознание, адекватное принятия себя в мире.
5. Педагогическая работа по формированию статуса поможет детям следующих категорий: трудновоспитуемым, трудно обучаемым (не желающие учиться), детям из неблагополучных семей, детям- инвалидам, детям с нарушением психического здоровья.
В педагогической практике мы апробировали приемы формирования и развития статуса «ученик» на двух выпусках учащихся начальной школы. Использованные приемы:
1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.
Познавательная активность проявляется в стремлении ребенка успешно выполнить устные и письменные задания, подготовить реферат, прочитать и узнать новое по изучаемой теме. Каждый ученик за ответы на уроках получает устные и балловые поощрения. В конце дня набранные баллы фиксируются ребенком в таблице самооценки. В конце четверти выстраивается рейтинг познавательной активности. Каждый ученик видит свой рейтинговый номер в общем списке (в нем указаны общее количество баллов, занимаемое место в рейтинге).
У ребенка формируется четкое представление, что статус «ученик» зависит от собственной активности ученика в познавательной деятельности, а не только от результативности, но, главное, ученик начинает понимать, что познавательная активность повышает уровень знаний, а значит успеваемость.
Творческая активность тоже фиксируется в листах самооценки. Эта форма активности оценивается степенью участия и эффективности в исследовательской, проектной работе, а также участием в творческих конкурсах. Важно, чтобы педагог показал «огромные пространства» применения своего творчества, а также, зная особенности, способности и интересы детей, рекомендовал разные виды творчества.
Так, результатом нашего литературного творчества, стал наш Школярик, помощник и друг всех ребят класса. Дети придумали его, создали вместе с учителем альбом историй из жизни класса, где Школярик существует наравне с реальными учениками.
Также благодаря творческой групповой работе восьми ребят появился макет школы детской мечты, затем дети составили расписание уроков новой школы, придумали систему оценок в виде накопленных баллов на карточке, которые можно использовать как оплату культурно –массовых мероприятий и посещений музеев, театров и других заведений сферы культуры.
2. Открытое информационное пространство формирования и развития статуса «ученик».
Рейтинги познавательной и творческой активности открыты для обзора учащимся. Они помещаются в классном уголке, меняются каждую четверть. При этом статусное формирование в виде рейтинговых результатов фиксируются с листе личных достижений учащихся и помещаются в портфолио ученика.
Что значит статус ученика
О статусе учащегося
Настоящие Рекомендации устанавливают совокупность прав и обязанностей граждан, имеющих статус учащегося. Концептуальную основу Рекомендаций составляют идеи и положения теории непрерывного образования, рассматривающей учебную деятельность человека как составную часть его образа жизни на всех стадиях жизненного цикла. Рекомендации разработаны в целях расширения государственно-правовых гарантий реализации права граждан государств СНГ на образование в любом возрасте.
1. Основные понятия. Перечисленные ниже понятия используются в тексте Рекомендаций в соответствии с их заданным основным значением. Это не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых на основе и в развитие данных Рекомендаций:
— образование: процесс передачи и освоения социально-культурного опыта и научных знаний;
— учащийся: лицо, вовлеченное в систематическую учебную деятельность;
— взрослый учащийся: лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда;
— статус учащегося: правовое положение гражданина как субъекта учебной деятельности, его юридически закрепленное положение в определенной системе прав и обязанностей;
— непрерывное образование: пожизненный стадиальный процесс, обеспечивающий поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: детское образование, юношеское образование, образование взрослых;
— детское образование: педагогически организованная социализация;
— юношеское образование: подготовка к трудовой и иным видам социально значимой деятельности;
— образование взрослых: учебная деятельность, направленная на профессиональный рост и личностное развитие человека в период его профессионально-трудовой деятельности;
— субъект учебной деятельности: лицо, осваивающее новые знания и умения, новые подходы к разрешению проблем и способы выполнения задач;
— право на образование: гарантированная государством возможность получать качественное образование до вступления в сферу трудовой занятости и преемственно продолжить учебу в период взрослой жизни;
— правоотношения учащегося: регулируемые нормами права общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан на образование.
2. Основные принципы государственной политики по реализации прав граждан на образование:
— признание права на образование в любом возрасте как одного из основных прав человека;
— обеспечение доступности образования для всех категорий граждан;
— обеспечение всеобщности и неотъемлемости права на образование.
3. Цель настоящих Рекомендаций: создать правовые стимулы, побуждающие органы государственной власти и органы местного самоуправления к разработке и реализации мер, направленных на обеспечение права граждан на образование в любом возрасте.
4. Предмет правового регулирования: общественные отношения, определяющие совокупность прав и обязанностей субъекта учебной деятельности.
5. Основные категории учащихся: социально-демографические группы населения, подразделяемые по критерию их участия в программах общего и профессионального образования. Статусом учащегося обладают:
— ученики общеобразовательной школы;
— лица, проходящие курс обучения в учебных заведениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
— взрослые граждане, сочетающие учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда.
6. Основные права учащегося: законодательно установленные условия, обеспечивающие успешность учебной деятельности, наиболее существенные предпосылки, способствующие достижению целей, предусмотренных образовательными программами. К этой категории прав прежде всего относятся:
— право на квалифицированное преподавание и компетентное руководство учебной деятельностью;
— право на комфортные условия обучения;
— право на свободный доступ к источникам информации;
— право на создание и участие в деятельности органов самоуправления (школьного, вузовского и т.п.);
— право на моральную и материальную поддержку со стороны государства и общества.
7. Статус учащегося общеобразовательной школы: правовое положение граждан детского и юношеского возраста, проходящих курс обучения по программам, предусматривающим освоение знаний и умений, необходимых всем членам общества. К основным правам ученика общеобразовательной школы, наряду с названными в пункте 6, относятся:
— право на всестороннее развитие задатков и способностей;
— право на освоение основ современной науки;
— право на подготовку к жизни в условиях современного развивающегося общества;
— право на участие в образовательных программах, дополняющих обязательный курс начальной и средней школы;
— право на консультативную помощь и профессиональную ориентацию при выборе учебного заведения профессионального образования.
8. Статус обучающихся в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования: совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с подготовкой к трудовой занятости в сфере профессионального (оплачиваемого) труда. К основным правам обучающегося будущей профессии, наряду с названными в пункте 6, относятся:
— право на выбор учебного заведения профессионального образования в соответствии со склонностями и уровнем готовности освоить его программу;
— право на освоение опыта и последних достижений в избранной сфере трудовой занятости;
— право на стипендию и иные формы материальной поддержки;
— право на гарантированное трудоустройство в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.
9. Статус взрослого учащегося: правовое положение граждан, достигших возраста полной гражданской дееспособности, учебная деятельность которых сочетается с занятостью в сфере оплачиваемого труда. В эту категорию учащихся входят:
— обучающиеся по вечерней и заочной форме в учебных заведениях так называемого регулярного образования;
— слушатели отраслевых и межотраслевых учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
— обучающиеся в учреждениях внутрифирменного образования (обучение на предприятиях и в организациях);
— слушатели полифункциональных центров образования взрослых при органах местного самоуправления;
— участники различных программ и курсов неформального образования.
Различия между названными субъектами учебной деятельности определяют различия в их правовом статусе. Правовые и иные средства, обеспечивающие эффективность учебной деятельности взрослых, дифференцируются в зависимости от специфики перечисленных выше направлений.
10. Поощрение учебной деятельности взрослых: предпринимаемые государством и обществом меры, направленные на вовлечение взрослых в различные виды учебной деятельности, на активизацию этой деятельности и на более полное достижение предусмотренных образовательными программами результатов. К мерам поощрения относятся: меры одобрения, меры поддержки взрослого учащегося, меры содействия успешной учебе, меры социально-экономического стимулирования учебной деятельности.
11. Права взрослого учащегося: льготы, предоставляемые в целях содействия учебной деятельности. Взрослые граждане, продолжающие учебную деятельность после окончания учебного заведения, наделяются правами двоякого рода:
— право на особую организацию учебного процесса, обусловленное фактом вовлеченности учащегося в сферу трудовой деятельности;
— право работника на особую организацию трудового процесса, порожденное фактом его участия в определенной образовательной программе.
Права работающего учащегося в сфере образования:
— право на содействие и поддержку при формировании и осуществлении жизненных планов, связанных с участием в учебной деятельности;
— право на благоприятные условия обучения, создаваемые с учетом режима жизнедеятельности взрослого человека;
— право на официальное признание трудовой квалификации, приобретенной в процессе повседневной профессиональной деятельности;
— право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ, учитывающих специфику образовательных потребностей взрослого человека.
Права учащегося работника в сфере трудовой занятости:
— право на сокращенную рабочую неделю и на дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемое в зависимости от типа и содержания образовательных программ;
— право на сохранение рабочего места на весь период учебы;
— право на профессиональный рост и служебное продвижение после прохождения очередной ступени повышения квалификации;
— право на компенсацию за потерянные в период обучения заработки;
— право на оплату предприятием полной или частичной суммы расходов на обучение.
Стороной, обеспечивающей названные права, является работодатель, по отношению к которому действуют правовые нормы обязывающего и запрещающего характера. К числу последних относится недопустимость увольнения работника с упразднением рабочего места до тех пор, пока не исчерпаны возможности его переподготовки на новые виды труда.
12. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) имеют право на особую организацию учебного процесса, а также на особые условия прохождения ступеней образовательного процесса.
13. Права лиц без гражданства. Каждое государство Содружества обеспечивает возможности лицам без гражданства, проживающим на его территории, для получения и продолжения образования в его образовательных учреждениях и организациях на тех же условиях, на которых получают образование граждане данного государства.
— государственное и общественное признание права граждан на непрерывное образование;
— сопоставимость стандартов в области общего и профессионального образования;
— эквивалентность сертификатов: документ об образовании, выданный в какой-либо из стран Содружества, дает право на трудоустройство или продолжение образования во всех других странах Содружества.