Что значит статус семьи деформированная
Дисфункциональные семьи. Статистика — Признаки асоциальной семьи
Дисфункциональная семья — это семья, в которой нарушено выполнение функций, что приводит к недостижению целей членов семьи и общества в целом в супружеской, родительской, материальной и других сферах жизнедеятельности. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самореализации.
Мотивами для вступления в брак в неблагополучных семьях являются:
— Сбежать от родителей;
— Долг (женитьба из чувства долга);
— Следование традициям (инициатива родителей);
— Престиж; поиск материальных благ;
Структура семьи — это состав семьи и количество ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.
Понятие структуры семьи включает в себя:
2. Системы разных уровней (семья в целом, родительская подсистема, детская подсистема, отдельные подсистемы);
3. Основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);
4. Характер структурных проблем (межпоколенческие коалиции, инверсия иерархии, природа дисбаланса семейной структуры).
Основными признаками, которые можно использовать для описания структуры семьи, являются понятия:
— отношения (это психологическая дистанция между членами семьи. Если она очень тесная (симбиоз) или, наоборот, очень большая (сепарация) — это может привести к семейной дисфункции);
— иерархия (характеризуется отношениями доминирования-подчинения в семье).
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
— Нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
— «Расширенная семья» — это расширенный союз — супружеская пара и их дети, танцующие родители других поколений, например, бабушки, дедушки, дяди, тети, все они живут вместе или в непосредственной близости друг от друга, образуя структуру семьи;
— «Смешанная семья» образуется в результате брака разведенных лиц и включает неродных родителей и неродных детей;
— «Неполная семья» — это семья, в которой есть только один родитель (мать или отец) по причине развода, отказа от ребенка, смерти супруга или потому, что брак так и не состоялся.
Общая классификация семейств (по Личко):
1. Структурный состав:
— Полная семья (есть мать и отец);
— Неполная семья (есть только мать или отец);
— Искаженная или деформированная семья (с отчимом вместо отца или мачехой вместо матери).
2. Функциональные характеристики:
Типы семейных систем по критерию власти делятся на:
— патриархальные семьи, в которых главой «семейного государства» является отец;
— матриархальные семьи, в которых мать является наиболее авторитарной и влиятельной;
— эгалитарные семьи, в которых нет четко определенного главы семьи и в которых преобладает ситуативное разделение власти между отцом и матерью.
Нарушение структуры семьи не позволяет семье выполнять свои функции.
Несбалансированные семейные структуры по шкалам близости и гибкости (иерархия):
1. Структуры, содержащие аутсайдеров, то есть лиц с низкими социометрическими оценками (например, один из детей считается нелюбимым родителями).
2. Структура, стабилизированная на основе дисфункции одного из членов семьи. Эти структуры часто поляризованы по линии «здоровый член семьи» — «козел отпущения» или «больной» член семьи.
3. Межпоколенческие коалиции:
— один из родителей формирует с ребенком устойчивую коалицию против другого, отдаленного родителя;
— бабушка (дедушка) формирует коалицию с ребенком против родителя. Распространенный вариант в разведенных семьях;
— родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему делать больше, чем другие дети, и вызывая их зависть;
— один из супругов объединяется со своим родителем против другого супруга.
Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют себя слабыми, найти общий язык с теми, кто кажется более сильным. Они позволяют своим членам справиться с низкой самооценкой, снизить тревожность и контролировать третью сторону.
4. Скрытая коалиция (существование коалиции между участниками может быть не признано членами семьи).
5. Перевернутая иерархия (по каким-то причинам статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей).
6. Несбалансированная иерархия в детской подсистеме (один из детей приобретает особый статус, например, становится чрезмерно ответственным за других детей и берет на себя функции родителя).
Признаки асоциальной семьи
Ведущие признаки асоциальной семьи:
— Аддиктивное поведение (зависимость);
— Плохие условия жизни;
— Вовлечение детей в незаконную деятельность;
— Конфликтные внутрисемейные отношения, усугубленные криминологическим характером;
— Социальная изоляция семьи.
Конфликты и нездоровые в воспитательном отношении семьи оказывают косвенное десоциализирующее воздействие на детей и подростков. Родители в таких семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но теряют свое влияние на детей из-за различных социально-психологических и психолого-педагогических трудностей внутрисемейного характера. В этих семьях мы можем наблюдать следующие негативные явления: Расхождение представлений членов семьи о важности ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительное отношение и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать трудности.
Современный ритм жизни искажает характер детско-родительских отношений в таких семьях:
— Общение сведено к минимуму, а его содержание — к контролю детей;
— не хватает совместной деятельности;
— Детям не хватает родительского внимания к их проблемам, и они эмоционально отдаляются от родителей.
Таким образом, эти семьи не могут выполнять социализирующие функции: — передавать социальный опыт и воспитывать детей. Наличие у родителей собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем, их повышенная тревожность и низкая самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительской роли. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной бесполезности и неполноценности, низкой самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи в данном случае является основной причиной нарушения личности ребенка.
Помощь социального педагога конфликтным и педагогически нездоровым семьям заключается в тщательном изучении и коррекции методов семейного воспитания.
Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основаны на:
1) к методическому сопровождению семьи (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);
2) принципы гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многомерности и междисциплинарного сотрудничества профессионалов из разных областей (учителей, психологов и социальных педагогов) путем координации их усилий.
Семьи, которые являются аморальными и антисоциальными, вызывают большую озабоченность у социальных педагогов. Они оказывают прямое десоциализирующее воздействие на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, непосредственно демонстрируют модели противоправного поведения, придерживаются норм и ценностей, противоречащих общественной морали. Наличие деградирующих личностей в семье часто приводит к возникновению открытой вражды, отчуждению, взаимному отталкиванию и отсутствию уважения человеческого достоинства в отношениях между взрослыми и детьми.
Такие семьи порождают подростков с делинквентным и аддиктивным поведением и способствуют формированию сексуальных отклонений. Такие семьи способствуют развитию у детей аддиктивного и агрессивного поведения, фобических расстройств и социальной аутсайдерности. Десоциализирующее влияние антисоциальных семей приводит к жестокости среди подростков, насилию, росту преступности, алкоголизму, наркомании, проституции и безнадзорности.
Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с целым рядом психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны низкая самооценка, замкнутость, отсутствие общения с другими людьми, повышенная тревожность, ощущение нестабильности, чувство незащищенности с близкими людьми, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей.
Психотерапевтический потенциал семьи.
Каждая семья имеет свой психотерапевтический потенциал, который определяет эффективность совладания со своими стрессами. Высокий потенциал характеризуется тем, что члены семьи помогают, поддерживают, утешают друг друга и т.д. При низком потенциале члены семьи обвиняют друг друга, критикуют друг друга, отдаляются друг от друга, тем самым усиливая вызывающий стресс эффект. С точки зрения сочетания факторов силы воздействия стресса и психотерапевтического потенциала или потенциала совладания в семье, в «жизни» и связанного с этим преодоления кризисов и трудных жизненных ситуаций, возможны следующие варианты:
— ситуация (кризис) не повлияла на семью («не пошатнула»), несмотря на изменения, она продолжает оптимально функционировать;
— она оказала незначительное влияние на функционирование семьи — семья проходит через фазу кризиса, но преодолевает его через некоторое время
— он не был разрешен семьей; когда нарушено обычное функционирование, внутренняя мобилизация для преодоления стресса невозможна, и семья не в состоянии справиться с ним
— семья находится в кризисном (дисфункциональном, экстремальном) состоянии в течение длительного периода времени, отрицая необходимость перемен, сопротивляясь переменам или испытывая подавленность от перемен.
В целом, эффективность семейного преодоления связана со следующими характеристиками семьи: Способность адекватно определить источник стресса; определение ситуации как семейной проблемы, а не только проблемы одного члена семьи; попытка выработать подход к решению проблемы; проявление терпимости друг к другу; выражение приверженности, привязанности и любви друг к другу; открытое и четкое общение между членами семьи; разумное и гибкое распределение семейных ролей, соответствующее возможностям их исполнителей; отсутствие открытого или скрытого насилия в семье; отсутствие устойчивых межпоколенческих коалиций; семья — его внешние границы достаточно открыты для внешних ресурсов.
Таким образом, семейная психология как наука в значительной степени основывалась на результатах, полученных в ходе практики семейных консультантов и психотерапевтов, а также исследований, основанных на различных теоретических подходах. Семейная психология — относительно молодая наука и имеет свою историю. Интерес к семье со стороны психологии долгое время был связан с изучением многочисленных семейных факторов и условий как развития, так и патологии индивидуальной психики и личности, проводимым в рамках психодинамических, поведенческих, гуманистических теорий (персонологическая модель исследования семьи). С распространением системного подхода в практике помощи семье сформировалась новая концептуальная и методологическая основа для изучения семьи как целостного организма, обладающего универсальными структурными, функциональными, динамическими и историческими характеристиками (системная модель изучения семьи).
Родительская семья созависимых людей
Зависимые родители происходят из семей, где имела место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) и где естественное выражение чувств было запрещено («не плачь», «тебе слишком весело, ты можешь заплакать», «мальчикам нельзя плакать»). Такие семьи называются дисфункциональными.
Взросление в неблагополучной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:
— Взрослые — хозяева ребенка;
— только взрослые определяют, что правильно, а что нет.
— Родители держат эмоциональную дистанцию;
— воля ребенка, рассматриваемая как упрямство, должна быть сломлена, и как можно скорее.
Воспитание в неблагополучной семье формирует те психологические черты, которые составляют основу созависимости. Было бы неправильно рассматривать созависимость только как реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из ее членов. Стресс действует как спусковой крючок для перемещения существующего грунта.
Как правило, созависимые происходят из неблагоприятных (дисфункциональных) семей, где эмоциональные потребности не были удовлетворены. У этих людей «замороженные потребности», то есть в детстве они были отвергнуты родителями, старшими братьями или сестрами. И снова они выбирают таких эмоционально недоступных людей, которых они пытаются изменить своей любовью. Созависимые помогают всем, их привлекают люди с безнадежными ситуациями, с нерешенными проблемами. И наоборот, добрые, устойчивые и надежные люди кажутся им скучными. Согласно мировой статистике, 80% девушек из алкогольных семей выходят замуж за мужчин с химической зависимостью (алкоголиков, наркоманов) или инвалидов, 60% выбирают профессии, где благотворительность востребована, но плохо оплачивается (медсестры, воспитатели детских садов). Дети из семей алкоголиков составляют группу риска по алкоголизму. 50% выздоравливающих членов А.А. выросли в семьях алкоголиков. В алкогольной (закрытой) семье действуют определенные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй. И некоторые другие правила и послания, усвоенные в семьях алкоголиков и других неблагополучных семьях. Негативные правила: делай, как я говорю, а не как я делаю; будь хорошим, совершенным; избегай разрешения конфликтов; следуй инструкциям; держи семейные секреты при себе; пьянство не является причиной наших проблем; каждый член семьи должен быть потакателем (enabler) болезни. Некоторые негативные сообщения: Тебе лучше не быть; поторопись и повзрослей; будь леди; большие мальчики не плачут; ты сама виновата; ты никогда ничего не добьешься; ты такая хорошая.
Дети в семьях алкоголиков, или «цветы на камнях», хронически нелюбимы. Они борются за ограниченные ресурсы (родительскую заботу) на поведенческом уровне и вырабатывают стили или модели поведения. Существует 4 основные поведенческие роли, которые также могут сочетаться, варьироваться в динамике семейного алкоголизма; а именно «герой», «клоун», «козел отпущения», «тихий тип».
1. герой, суперученик — ребенок, который за все отвечает, испытывает стыд, вину, старается сделать все, чтобы никто не узнал об алкоголизме его родственников. Такой ребенок хорошо учится в школе, заботится о матери, о самых младших в семье — сестрах, братьях. С детства занимается бытовыми проблемами: Приготовление пищи, уборка квартиры.
2. клоун, придворный шут, фокусник. Такой ребенок не берет на себя ответственность. Сигналом «В воздухе запахло скандалом» он привлекает к себе внимание. Но у шута есть и другая маска — печальная, очень тяжелая душевная боль.
3. козел отпущения — вечные враги отцов, для него взрослые — враги, никому не доверяют. Такой ребенок постоянно слышит в семье, что его отец не пил бы так много, если бы не был таким.
4. молчаливый, апатичный или потерянный ребенок. Сидит тихо, не вспоминает об этом, обычно привлекает к себе внимание или болезнью, или плохой учебой.
Отношения между детьми и родителями
В течение многих лет в психиатрии и психологии преобладала традиция изучения дисфункциональных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания как факторов развития различных психических расстройств у детей.
Известные российские психиатры и психотерапевты В.И. Гар, А.И. Захаров и Д. Н. Исаев, среди прочих, выделяют два крайне деструктивных стиля воспитания:
— эмоциональное отвержение, характеризующееся манипулятивной позицией родителя, настроенного «улучшить*, «сломать» врожденный способ реагирования, неприятие индивидуальных качеств ребенка, жесткий контроль, дисциплина, регламентация жизни ребенка, навязывание единственно верного, с точки зрения родителя, способа поведения;
— гиперсоциализирующее воспитание, характеризующееся тревожной и озабоченной сосредоточенностью родителей на всех социальных ценностях ребенка: успеваемость, спортивные успехи, статус среди сверстников. Такие родители в своих требованиях не учитывают реальные психофизические возможности детей.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Российский фонд социальных реформ
Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи. В исследовательской практике изучения семейных отношений типы семей в одних случаях располагают по шкале «нормальность — аномальность», в других — по шкале «идеальная — реальная семья». Основанием для классификации служат различия культур разных эпох, народов, стран. Данная классификация представляется следующей схемой.
Идеальная семья — это нормальная семья, порожденная культурой общества. В модели идеальной семьи общество, исходя из своих моральных ценностей, хотело бы видеть эталон семьи, к которому должна стремиться каждая реальная семья. В обыденной жизни возникают, существуют и распадаются не идеальные, а реальные семьи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от идеальной.
Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, как объект исследования.
Нормальная семья считается таковой, если она обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает достаточные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости. Нормальная семья не всегда может считаться идеальной с позиций социокультурных норм, следуя которым живет та или иная общность людей. С точки зрения общечеловеческого различия типов семей нормальной является такая семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не соблюдается, считаются аномальными. Если же в семье никого нет, кто несет за нее ответственность, — это псевдосемья.
Важнейшей функцией семьи, как социального института, является воспроизводство и воспитание молодого поколения. Главными факторами, скрепляющими семью и противодействующими ее распаду, выступают разнообразные формы взаимодействия и взаимоотношении в различных сферах совместной жизни: хозяйственно-бытовой, интимной, нравственно-воспитательной. При отсутствии совместной деятельности или при ее ослаблении семейные отношения деформируются.
Специфика современной семьи состоит в том, что большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения характеризуются с правовой точки зрения как равноправные. Однако, как замечает В. Н. Дружинин, подкрепляя свои взгляды высказываниями Н. Я. Бердяева, нет другого такого института общества более не свободного в смысле навязывания определенных правил жизни человека, более жесткого, чем семья.
Семья — это структура, состоящая из отношений «доминирования — подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно может быть положительный. Равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие. То есть семья — чрезвычайно сложное социально-психологическое образование, требующее комплексного рассмотрения в изучении всех ее сторон.
Для более глубокого понимания сущности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нас интересует реальная нормальная или аномальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.
Основными первоначальными мотивами создания семьи в большинстве своем выступает стремление молодых людей к обеспечению личного счастья, к удовлетворению потребности в психологической и физической близости к человеку другого пола.
В то же время цели создания семьи выходят далеко за рамки личных взаимоотношений и выступают как социально заданные и социально ценные.
Развитие семейных отношений во многом подчиняется общим закономерностям развития семьи. В начале супружеской жизни на первое место выступают чувственные влечения, а моральное и психологическое несоответствие зачастую недооценивается. Но проходит время, и на первый план выдвигаются более долговременные цели, встает вопрос о ценностях и средствах их достижения. Если супруги находятся на разных стадиях морального развития и эстетического восприятия действительности, то они начинают раздражать друг друга, создавая конфликтные ситуации. В таких семьях неудовлетворенность в браке, психическая и физическая несовместимость приводят к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д.
Выбирая тот или иной вариант поведения, каждый из супругов руководствуется сформировавшимися у него моральными принципами и установками. Их возникновение во многом обусловлено спецификой той семьи, в которой они воспитывались. В ходе изучения проблем семьи обнаружена важнейшая закономерность: существует неосознанная тенденция повторять модель отношений своих собственных родителей в собственной семье. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и наблюдения за его поведением по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Если, например, муж грубо обращался с женой, оскорблял ее, унижая личное достоинство, то не исключено, что сын в своей семье будет поступать аналогичным образом. По такой же схеме будет вести себя по отношению к мужу и дочь.
Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера, который осуществляется или по сходству, или по противоположности. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В противоположном случае может возникать борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и т.д.
Существенные изменения во взаимоотношения супругов вносит появление ребенка. Жена становится матерью, муж — отцом. С этого времени возникает новая и главнейшая функция семьи — забота о детях, их воспитании и подготовке к самостоятельной жизни. Чтобы успешно реализовать данную функцию, нужны как минимум два условия: создание нормальных материальных условий для жизни семьи и ребенка и обеспечение духовной, морально-психологической атмосферы, необходимой для развития психики и формирования личности ребенка.
В нашей российской действительности большинство молодых людей, планируя создание своей семьи, хотели бы жить отдельно от родителей. Однако по разным причинам это сделать удается не всем. Многие из них после установления брачных отношений продолжают жить с родителями мужа или жены. Кроме того, немало встречается случаев, когда на свет появляются так называемые внебрачные дети, многие бездетные семьи усыновляют или удочеряют детей, лишившихся попечительства родителей.
Все это порождает многообразие форм существования семей, складывающихся в них внутрисемейных отношений, подходов и стилей воспитания детей. С точки зрения наличия членов семьи социологи, например, различают следующие ее формы:
1. Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, которые от них зависят.
2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников: бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т. д.
Кроме названных понятий для определения типов семьи используются также:
— типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи;
— элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок. В настоящее время в российском обществе данный тип семьи является преобладающим.
Е. А. Личко в описание семьи включает следующие характеристики и варианты:
1. Структурный состав:
— полная семья (есть мать и отец);
— неполная семья (есть только мать или отец.);
— деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности:
Основными причинами дисгармонии в семье, по его мнению, являются:
отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);
распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода):
ригидная псевдосониальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).
Кроме названных классификаций типов семьи существуют и другие. В их числе представляет интерес классификация, предложенная Э. Арутюнянц, изучавшей психологические типы семьи. По ее мнению, существует три ее варианта: традиционная, детоцентрическая, супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально-организационную» структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственной семьи. Они не инициативны, робки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у него формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
В супружеской (демократической) семье учитываются взаимные интересы, принятие и автономность ее членов. Итогом воспитания в таких семьях является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Как недостаток называется возможность отсутствия у него навыков подчинения социальным требованиям, построенным по «вертикальному принципу».
В зависимости от сложившихся типов семьи в них устанавливаются соответствующие формы межличностных отношении, распределение обязанностей между ее членами, положение детей в семье и отношение к ним.
Семья не просто социальная группа, это прежде всего общественный институт, в котором каждый ее член выполняет социальную роль (роль отца, матери, ребенка, старшего товарища и т. д.) и занимает в ней соответствующее положение — статус, с вытекающими из него права-ми и обязанностями. Социальные роли каждый член семьи присваивает в ходе социализации, под влиянием окружающих людей, посредством подражания. Семья для ребенка — важнейшее условие социализации. В ходе взаимодействия с членами семьи ребенок присваивает социальные нормы и ценности, необходимые ему в жизни.
Семья, как подчеркивает В. Н. Дружинин, как и любой другой институт, скрепляется системой власти, взаимоответственности и психологической близости. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу; матриархальная семья — власть принадлежит жене; эголитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой. Члены семьи могут любить друг друга или ненавидеть, иметь собственных детей или приемных, но пока семья скрепляется системой доминирования подчинения и пока она выполняет задачу воспитания детей — она существует. Ответственность за социализацию и жизнеобеспечение семьи могут выполнять не только отец или мать, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, старшие братья и сестры и др.
В современной российской семье в большинстве своем ответственность за семью несет мать. По данным исследований, мать в 1,5—4 раза чаще контролирует учебу детей, посещает родительские собрания, водит ребенка в детский сад, ей дети отдают предпочтение в обсуждении учебных дел, взаимоотношений с товарищами, личных проблем и др.
Снижение роли отца в воспитании детей приводит зачастую к плачевным результатам. По данным клинических исследований, отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого его рождения. Он выступает в качестве первой модели при ранней идентификации ребенка с ним, отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации.
Особенно велика роль отца в воспитании сына. Лишь отец способен сформировать у него способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем он менее активно может противодействовать агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже его самооценка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей зачастую приводит к развитию у ребенка психопатологии.
Существенно изменяет всю систему отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания детей наличие в семье бабушек и дедушек. Нередки случаи несовпадения точек зрения на воспитание ребенка членов семьи старшего и среднего поколений. Бабушки и дедушки часто снисходительно относятся к поступкам детей, недооценивают их последствий, принимают во внимание лишь их сиюминутные интересы. Вместе с тем немало семей, где их позиции в воспитании детей совпадают с требованиями родителей. Несомненно, дедушки и бабушки, как и родители, имеют моральное право высказать свое несогласие с тактикой воспитания детей, но делать это надо в корректной форме, способствующей не разъединению взглядов, а выработке единого подхода в их воспитании.
Семье, как и любому другому общественному формированию, присущ весь спектр отношений, но ведущее место в нем занимают деловые и личностные отношения. Деловые отношения связываются с управлением семьей, с организацией семейного быта, воспитания детей, культурного досуга, с обеспечением материального благополучия и др. Духовные, личностные отношения неотделимы от первых, так как они проявляются в совместной деятельности членов семьи, но именно они играют решающую роль в формировании всей психологической атмосферы в семье. Они жизненно значимы для всех ее членов, так как затрагивают благополучие каждого из них.
Межличностные отношения в семье во многом зависят, во-первых, от характера сложившихся эмоционально-оценочных связей. Они строятся, как правило, по принципу «нравится — не нравится» и включают в себя представления супругов о свойствах характера и поведенческих поступках друг друга. Оценочные суждения не всегда бывают постоянными и зачастую очень сильно отличаются от первоначальных. Так, испытывая чувство влюбленности, многие действия супруги или супруга могут казаться милыми и безобидными. Через некоторое же время эти субъективные оценки могут подвергнуться коррекции, и те же самые свойства характера, манеры поведения и привычки уже вызывают противоположные чувства.
Во-вторых, от личностно-смысловых отношений, предполагающих ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого человека. Признаком наличия благоприятных смысловых отношений является полное взаимопонимание супругов, возникающее в результате психологической близости между ними. Такая близость, к сожалению, с годами меняется, причем неравномерно у мужчин и женщин. Установлено, что одной из главнейших причин семейных конфликтов является неверное истолкование супругами мотивов поведения друг друга и приписывание несуществующих намерений.
В-третьих, если они отвечают принципу гуманности. Чтобы в семье царил мир, единство, понимание и уважение друг друга, нужно относиться к своим близким как к самому себе, учитывать потребности и свойства каждого, уметь договариваться, убеждать и уступать, изменяя других и изменяться самому. В значительной степени характер проявления деловых и личностных отношений обусловлен направленностью и установками ее членов на понимание сущности семейных отношений.
В основе поведенческой направленности семьи лежит групповое семенное сознание. Особенность его состоит в том, что оно отражает весь комплекс забот семьи, поскольку семейный быт затрагивает все стороны ее жизни. В структуру семейного группового сознания входят мировоззренческие установки, различного рода потребности и способы их реализации, мотивы, переживания, настроения, привычки, традиции. Причем это не простая сумма социально-психологических особенностей, а качественно особое образование, сложившееся в результате совместной бытовой деятельности и взаимоотношений.
На семейном групповом сознании отражается весь неповторимый для каждой семьи уклад жизни, опыт, усвоенные традиции, характер ее членов, связь с внешним миром и многое другое. Поэтому групповое семейное сознание имеет свои специфические особенности для каждой семьи. Оно может быть негативным и позитивным, передовым и отсталым, консервативным и изменчивым. Но если оно сложилось, то оно становится важным опосредующим фактором, через который преломляются внесемейные влияния и от которого зависит уровень развития личности ребенка. В одном случае оно может быть положительным фактором, в другом — психологическим барьером на пути проявления самостоятельности и активности.
Семья не изолированная общность, где все определяется лишь половыми отношениями. Она является одним из звеньев социальной структуры общества, где в миниатюре отражаются все процессы, происходящие в нем. Члены семьи могут трудиться на производстве, в управленческих структурах, в торговле, заниматься предпринимательской деятельностью, состоять в различных общественных и политических партиях и движениях и т.д. Поэтому, несомненно, образовательная, профессиональная и общественная позиция родителей и других членов семьи скажется на ее направленности и воспитании детей.
На жизнь семьи большое влияние оказывают чисто местные, локальные факторы. Большинство населенных пунктов, городов, рабочих поселков, сел имеют свои, отличные от других традиции, свой комплекс предприятий, очагов культуры, природных условий. На направленность семьи влияет связь с местом работы, так как она является одним из источников благосостояния семьи, связь с учебными и другими учреждениями, где учатся дети. Имеются и другие типичные внесемейные влияния.
Итак, семья, как первичная ячейка общества, представляет собой сложное социально-психологическое образование. Цели ее создания и функционирования выходят далеко за рамки личностных отношений и выступают как социально заданные и социально ценные. Важнейшей функцией семьи является воспроизводство и воспитание подрастающих поколений, которой подчинены все другие функции.
Процесс развития семейных отношений подчиняется общим законам развития семьи. В зависимости от условий создания семьи и ее функционирования каждая семья имеет свой неповторимый облик, проявляющийся в ее структуре, функциональных особенностях, распределении социальных ролей, специфики доминирования — подчинения, ответственной зависимости, психологической близости, стилей воспитания детей. Конечной целью в развитии семейных отношений является создание нормальной семьи, способной обеспечивать полноценное физическое, психическое и личностное развитие детей.
8.2. РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ
Семья — ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то ребенок, родившийся с дефектом или получивший его после рождения, зачастую является для семьи горем, печалью, клеймом, а иногда и невыносимым позором. Родители переживают этот факт как жизненную катастрофу, причем независимо от того, какой у ребенка дефект: нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата или умственная отсталость. На этой почве часто возникают между супругами конфликты, немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.
С чувством горя, страха и тревоги встречают известие о появлении ребенка с дефектом развития и другие члены семьи. Братья и сестры также постепенно начинают понимать, что их брат или сестра отличается от них.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей по-разному, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого зачастую становится возникновение так называемого травматического невроза. Симптомы этого нервного расстройства могут быть разными, но суть его одна — нарушение функционирования психики в результате пережитого шока.
Многие родители постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий.
Выделяется несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:
1. Принятие ребенка и его дефекта.
Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет по отношению к нему настоящую преданность. У родителя не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуто как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придает родителю душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания.
Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что он дефективный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства.
Родители наполнены чрезмерным чувством жалости И сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, что может привести к тому, что родители будут стараться сделать все за него, и, таким образом, ребенок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. Забота о ребенке свидетельствует о привязанности любящего родителя и о его чрезмерном внимании к ребенку.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка.
Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошей матерью или отцом.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка.
Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Общество, врачи или учителя оказываются виноваты в возникновении предрассудков в отношении к дефекту и аномальному ребенку. Родитель на основе таких действий приобретает чувство обоснованности враждебности по отношению к своему ребенку и облегчение от огромного чувства вины.
Названные типы реакций родителей, по мнению Л. Пожар, неодинаково воздействуют на ребенка и создают разные условия для его личностного развития.
Например, сама по себе реакция отрицания может вызвать серьезные нарушения личности аномального ребенка, поскольку повышает нервное напряжение и ребенок постоянно живет, по существу, в состоянии стресса. Но если у него сильный тип нервной системы, то при такой реакции родителей на дефект действительно впоследствии можно добиться отличных результатов. Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое отречение — это однозначно негативные реакции родителя, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию.