Что значит статус родителя
Социальный статус
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение социального статуса
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры. Высокий статус дает возможность влиять на ход общественного и исторического развития, пользоваться привилегиями, особым расположением.
Критерии социального статуса:
Отношения между людьми в системе общественного разделения труда;
Отношения по потреблению;
Место человека в иерархии политической системы;
Виды социальных статусов
Социальный статус— это неисчерпаемый человеческий ресурс, который дает человеку возможность влиять на общество и получать особые позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает определенные права и обязанности.
Чаще всего человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами.
Различают такие виды социальных статусов:
Определяются положением индивида в группе — личный и социальный.
Личный статус — это положение человека, которое он занимает в малой группе, в зависимости от оценки его индивидуальных качеств.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Определяются временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего связан с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодический статус влияет на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент, читатель, слушатель).
Приобретаются в результате свободного выбора или нет.
Предписанный статус — это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг (национальность, место рождения, социальное происхождение).
Достигаемый (приобретенный) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание олимпийского чемпиона).
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Примеры социальных статусов
Рассмотрим примеры каждого вида социального статуса.
Самый главный, присущий всем людям статус — это человек. Он настолько обобщен и размыт, что его даже редко учитывают.
Примеры врожденных статусов: национальность, гражданство. Пол также дает определенный социальный статус и роль (дочь или сын, внук, сирота).
На приобретенные статусы человек может повлиять своим выбором. Так, например, расширяются родственные роли — когда-то незнакомые люди становятся мужем и женой при создании новой семьи, а их родственники приобретают новые социальные статусы (свекровь, золовка, свояченица, кум).
Эпизодические статусы: участники забастовок, посетители кинотеатра или кафе, пассажир такси или поезда. Эти статусы могут повторяться в жизни одного человека либо меняться на другие статусы.
Достигаемые статусы касаются профессиональных и статусных положений: профессия (врач, юрист, геолог), занимаемая должность (президент, руководитель), жизненная позиция (дауншифтер, бродяга). Достигаемые социальные статусы включают такие категории, как воры, убийцы, люди без определенного места жительства. Это обратная сторона медали, которая отражает неправильно приложенные усилия или отсутствие стремления к развитию.
Любое проявление социального статуса не может постоянно соответствовать ожиданиям общества, выдерживать и поведенческую линию, и внешнее соответствие.
Как повысить социальный статус
Социальный статус не является постоянным и естественным. У человека может быть стремление к его повышению.
Всегда есть более престижные профессии, места проживания, более высокие заработки. Правда, есть категории, на которые человек повлиять не может — например, изменить биологических родителей или национальность. Но большинство вещей можно изменить и повысить свой социальный статус.
Повышению социального статуса способствует мотивация и амбиции. Если не стремиться улучшать свою жизнь и выбирать лучшее, то прогресс не случится. Это касается всего — от выбора работы до построения отношений.
Повышение социального статуса всегда связано с быстрой и адекватной адаптацией к изменившимся условиям, и чем быстрее это произойдет, тем больше шансов закрепиться на достигнутом.
Социальный статус и роль
В каждом обществе есть некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Это значит, что определенные статусы считаются престижными, а другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
Если престиж статуса необоснованно завышен или, наоборот, занижен, то возможна утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, не способно обеспечить нормальное функционирование. При этом важно различать престиж и авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, которая закреплена в культуре и общественном мнении.
Авторитет — степень признания обществом достоинства конкретного человека.
Социальный статус личности может влиять на поведение человека. Зная социальный статус человека, можно определить некоторые качества, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он может совершить. Такое ожидаемое поведение человека, которое ассоциируется с его статусом, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это образец поведения, который признан для людей контрактного статуса в определенном обществе.
Другими словами, социальный статус — это положение, а роль — это модель поведения, которая связана со статусом.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворить требования двух или более несовместимых ролей.
Рассмотрим три вида ролевых конфликтов в таблице.
Суть ролевого конфликта
Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу.
Например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но также требовательность, строгость.
Конфликт, который возникает в ситуациях, когда требования одной роли противоречат другой.
Например, требования работы могут противоречить религиозным верованиям.
Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности.
Например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.
История социальных статусов в России
В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:
В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:
При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.
Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения. П. Блау
Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения. Действительно, в своем высказывании П. Блау отмечает, что человек сам является кудесником своей судьбы, в какой семье он бы не родился и воспитывался. И хоть мы знаем много историй, когда происхождение человека, его социальный статус, многое определяло в его жизни (особенно в древние времена или в средневековье), границы современного мира чрезмерно широки, а потому не важно, откуда ты, кто твои родители и т.д. Если индивид может много дать обществу, может ему служить и приносить пользу, то общество несомненно его за это вознаградит.
Я согласна с высказыванием автора. В современном постиндустриальном обществе существуют миллионы способов профессиональной и образовательной самореализации человека. Тот, кто хочет и готов много работать – обязательно получит шанс улучшить статус и реализовать свой потенциал.
Профессиональные достижения, как правило, в социологии взаимосвязаны с ростом социального статуса, который обозначает положение человека в обществе и связь с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Из курса обществознания мы знаем, что бывает статус приписанным (т. е. определяется по рождению, полу, возрасту, расе и т. п., что характерно главным образом для традиционного, «закрытого» общества), а может быть достигнутым, т.е. приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, «открытого» общества. В этом плане П. Блау косвенно отмечает, что сегодня наиболее важными и значимыми в обществе являются именно приписанные статусы, которые являются результатом многих «достижений» индивида.
Современная социология активно изучает сам процесс изменения социального статуса, изменения индивидом своей социальной позиции. В науке этот процесс обозначается понятием социальная мобильность, которая может быть различной. Наука описывает немало социальных лифтов, которые обеспечивают эту мобильность (особенно вертикальную мобильность). Таковыми, например, является образование, брак и т.д.
Успешная карьера индивида, о которой упоминает Блау, определяется сегодня личными компетенциями, знаниями и навыками индивида. И хоть есть немало пережитков «кумовства» в современных обществах, тем не менее, важными факторами по-прежнему остаются личные заслуги человека. Какой толк, кто твои родители, если ты не понимаешь азы математики и физики? Как может такой человек стать успешным конструктором или инженером-разработчиком? Даже если родители обеспечат его финансовыми ресурсами, помогут устроиться в престижную компанию на работу, вряд ли такой специалист сможет завоевать авторитет коллег и достигнуть профессиональных высот…
Современная экономика высококонкурентна, а потому сегодня от специалистов, предпринимателей, ученых и управленцев требуют все больших навыков, умений и знаний. Пример правоты Блау может продемонстрировать пример известного российского программиста, молодого гения и предпринимателя Павла Дурова, родители которого много сил вложили в сына, обеспечили ему хорошое обширное образование (в этом как раз и заключается та «незначительная» роль, о которой говорит Блау), но никакого отношения к информатике не имели, хоть и были весьма уважаемы в узких кругах петербургской интеллигенции, но свой путь Павел проходил полностью сам. Не имея масштабных богатств, какими располагали многие русские олигархи, влиятельные чиновники, парень с филологическим образованием и интересом ко всему новому разработал несколько крупных социальных сетей. Проекты «Вконтакте» и «телеграм» пользуются большой популярностью не только в России, но и за рубежом, помогают учиться, обеспечивают доступ к независимой информации и обеспечивают прочные социальные связи людей со своими одноклассниками, одногруппниками и коллегами по работе. Пример Дурова – пример человека, сделавшего себя самостоятельно.
История также знает немало отличных примеров, где дети небогатых, неизвестных и невлиятельных родителей хватали «лавры» науки, искусства и управления. Таковыми были выдающиеся ученые, изобретатели, общественные деятели Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, А.С. Попов, К.Э. Циолковский, М.Т. Калашников и многие другие. К примеру, М.В. Ломоносов — сын простых крестьян — с раннего детства проявил тягу к знаниям, и, несмотря на социальный статус своих родителей, смог стать одной из самых значимых фигур своего времени, и сейчас Московский государственный университет носит имя великого ученого.
Таким образом, мы понимаем, что влияние семьи на жизнь индивидов, безусловна, значима, но не стоит преувеличивать ее роль. Каждый сам кузнец своего счастья. И П. Блау как специалист социологии это прекрасно понимал.
Что такое статус семьи в анкете для школы: информация с разъяснениями
Социальный статус семьи — что это? Социальный статус семьи: примеры
Семья — это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.
Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.
Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.
Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.
Что это?
Социальный статус – это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Определение статуса семьи
Как заполнить анкету для школы и детсада
Затем следует описать жилищные условия. Укажите, какими вы их считаете — средними, неблагоприятными или вы живете в достатке. Конкретизируйте — это квартира, дом, съемное жилье и др. Немаловажный раздел касается здоровья родителей и ребенка, здесь обычно пишут, есть ли вредные привычки, особенно алкоголизм, наркомания и т. д. Если у ребенка есть аллергические реакции, травмы, другие проблемы со здоровьем, их необходимо внести. Это поможет составить правильный рацион питания в школе, физическую нагрузку.
Конечно, не стоит ждать, что неблагополучный человек, страдающий, например, алкоголизмом, признается в своем недостатке. Этот факт педагог увидит сам и укажет в соцпаспорте. Анкета для родителей лишь помогает заполнить дополнительную информацию и установить контакт. Спорные вопросы педработники отметят самостоятельно.
По поводу персональных данных паспорта. вопрос рассматривается отдельно в каждом учебном заведении. Необходимы ли они в анкете, ответит руководство ДОУ. Иногда родители опасаются, что подобный опрос поставит в неравные условия детей. Чтобы анкетирование не навредило малышам, учитель обязан указать письменно, желательно прямо на бланке, что обязуется не передавать личную информацию третьим лицам.
Образцы
Вот пример анкеты для социального паспорта в ДОУ, заполненный для малоимущих семей. Обратите внимание на последовательность заполнения соцпаспорта — сначала данные о ребенке, потом о родителях. В конце обязательно указываем контактную информацию родителей.
Для заполнения ознакомьтесь с примерным анкетным бланком соцпаспорта.
1. Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________ 2. Дата рождения ________________________________________________ 3. Место рождения ______________________________________________ 4. Национальность ________________________________________________ 5. Домашний адрес, телефон _________________________________________ 6. Жилищно-бытовые и материальные условия: средние, неблагоприятные, достаток А) отдельная квартира из ___комнат, Б) отдельный дом, В) комната в коммунальной квартире, Г) снимают жилье. 7. Здоровье родителей А) сердечно-сосудистые заболевания, Б) психические болезни, В) алкоголизм, Г) другое. 8. Здоровье ребенка А) здоров Б) имеет нарушения в физическом развитии (рост, вес) В) состоит на диспансерном учете по поводу___________________ Г) частые простудные заболевания, Д) другое. 9. Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний ребенка? А) неудовлетворительное медицинское обслуживание; Б) плохое материальное положение; В) неблагоприятные экологические условия; Г) другое ____________________________________________. 10. Состав семьи А) полная Б) неполная В) многодетная Г) опека 11. Если семь неполная, назовите причину А) потеря кормильца Б) развод В) мать-одиночка 12. Если многодетная, укажите данные других детей (Ф.И.О. и дата рождения) _______________________________________________________ 13. Стоит ли семья на учете, как нуждающаяся в получении адресной социальной помощи _______________________________________________ 14. Посещает ли ребенок кружки, секции, клубы вне образовательного учреждения? (если да, то какие и где) _________________________________ Родители: Отец Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы _____________________ Телефон рабочий и сотовый _________________________________________ Мать Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы ______________________ Телефон рабочий и сотовый __________________________________________ |
Статус семьи какие бывают для школы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус семьи какие бывают для школы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Семья – это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.
Взрослые люди тоже нуждаются в психологической и педагогической поддержке со стороны коллектива и руководства.
Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.
Как ответить на вопрос социальное положение семьи
В ней есть такая графа »Социальный статус семьи». Это что значит в данном случае? Что конкретно интересует?
Ранее для того, чтобы приступить к обучению, необходимо было распечатать документы, заполнить их и отправить нам через почтовое отделение. Теперь же с момента подачи заявки до конца обучения не нужно выходить из дома. Сейчас Вам нужно всего лишь подать заявку, прикрепить фото вашего диплома и паспорта прямо в заявке. И сразу после оплаты Вы сможете приступить к обучению.
Традиционные представления о значимом влиянии материального положения семьи на образовательные достижения ребенка не отражают реальную ситуацию проблем обучения в школе с социально неоднородным контингентом.
Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.
Социальный статус — это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.
Типы семей
Хотя будущий союз начинает формироваться на этапах ухаживания, нельзя назвать это началом жизненного цикла семьи. Но уже формируется определенный тип, который будет влиять на всех ее членов. Социологи отмечают некоторые общие принципы семейных организаций и выделяют определенные типы данных социальных структур.В зависимости от положения субъекта в семье определяют такие типы семей:
По форме и по количеству старших членов семьи выделяют такие виды:
Исторически сложилось, что выбор семейного партнера зависит от одобрения или неприятия социальной группы, в которой находятся брачующиеся.В зависимости от традиций и влияния социума, различают следующие типы семей:
Социологи различают типы семей по структуре и количеству родственных связей:
Важно! Традиционно в России были полные многодетные семьи. Сейчас по статистике на одну женщину в среднем приходится по одному ребенку. Это связано с разными факторами, куда входят трудности в поиске подходящего партнера.
В зависимости от количества детей, семья бывает:
Важно! Специалисты отмечают, что в неполных семьях и у пары с одним ребенком чаще всего проявляется такое явление, как детоцентризм, когда интересы и потребности чада ставятся выше других членов семьи.
Воспроизводство и забота о потомках — главная функция семьи. Воспитание формирует личность. В главной степени от родителей зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка, его нравственная, моральная и жизненная позиция, физическое и психическое здоровье.
По типу воспитания детей социологи выделяют такие виды семей:
В каждой семье формируется так называемый лидер или ответственное лицо. Социологи различают типы семьи по критерию властности:
Важно! В наше время часто встречается именно демократический тип семейных отношений. В таких семьях совместно устанавливаются обязанности, при этом они могут отличаться от традиционных представлений. Жена вполне успешно может зарабатывать на жизнь, муж — воспитывать детей.
Отсюда возникает еще одна типология семьи — по характеру разделения домашних обязанностей:
Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:
Важно! Большинство молодоженов отмечают важность проживания отдельно от родительских семей, без непосредственного гипер влияния с их стороны. Это позволяет строить свою уникальную ячейку. Супруги отмечают, что сам факт наставлений и советов воспринимается более внимательно и лояльно.
Создавая семью, человек рассчитывает получить от нее все положительные аспекты, включая жизнь с любимым человеком. Однако отношения — это труд, и от того, с какой ответственностью люди приступают к выполнению своих обязанностей, зависит благополучие всех членов этой малой группы.
По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:
Функциональная структура
Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:
Понятие полноценной семьи
Полная семья – это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей). Полагается считать, что понятия «полноценной семьи» и «нормальной» синонимичны, однако принятые в социуме факторы нормы, как то: материальная обеспеченность, достойное воспитание и здоровый микроклимат в доме, часто присутствуют в полных и неполных семьях одинаково.
Целью создания брачного союза является продолжение рода, а значит, вся система построения супружеских отношений в норме основывается на любви двух человек и их желании провести вместе остаток жизни. Только при таких условиях решение дать жизнь новому человеку можно считать ответственным, а внутреннюю атмосферу семьи – подходящей для появления малыша.
Социальный психолог Э. Арутюнянц называет 3 вида положительных взаимоотношений, наблюдаемых в современном обществе, когда состав семьи — полный.
Традиционная модель семейного поведения
Специалист по социальной психологии, доктор М. С. Мацковский, проведя исследования среди множества полных семей, пришел к мнению, что наилучшим вариантом для сохранения внутрисемейного комфорта является привитие домочадцам традиционной модели поведения. К таковой Мацковский относит следующие характерные особенности классических семейных устоев:
По утверждению психолога Мацковского, норма в семейных отношениях всегда определялась именно положением отца как абсолютной доминанты, а наглядной ролью женщины было служение супругу и хранение традиций.
Особенности полных многодетных семей
Плюсов у многодетных семей, обусловленных полным родительским составом, тоже немало:
Но даже полная семья с несколькими детьми может столкнуться со сложностями воспитания, что особенно ярко проявляется, когда оба родителя вынуждены работать. Подростки, зная о невозможности осуществления за ними достаточного контроля, часто прогуливают или бросают школу. У подростков из многодетных семей раньше, чем у одногодок, развиваются такие вредные привычки: курение, наркомания, бродяжничество.
Ребенок в многодетной семье редко имеет возможность похвастаться какой-либо собственностью, и это вырабатывает у него отсутствие уважения к чужому имуществу. Нередко в борьбе за личное пространство дети утрачивают чувство меры и становятся провокаторами затяжных конфликтов, разрешить которые удается только посредством вмешательства психологов.
Какая семья считается неполной?
Семья считается неполной, если родитель один живёт с одним ребёнком или несколькими детьми, самостоятельно содержит и воспитывает их.
Семья может стать неполной, если:
Неполной не считается семья, в которой муж и жена не живут вместе, но не оформили развод.
Неполная семья – предрассудок неполноценности
Неполная семья должна называться неполноценной только в юридическом плане. Даже один родитель способен дать ребёнку правильное воспитание. Дети из неполных семей способны быть полноценными личностями и добиваться успеха, стоять на ровне с детьми из полных семей. Одним предложением: «неполная семья – это лишь предрассудок неполноценности, а не его проявление».
Типы неполных семей
Традиционно считается, что неполная семья состоит из родителя и одного и более детей. В психологии существует понятие функционально неполной семьи. В этом случае семья номинально состоит из двух родителей и детей, но воспитанием и обучением которых занимается только один из родителей.
В понимании обывателей неполная семья состоит из мамы и детей, но психологи считают, что это понятие включает в себя несколько типов. Основой для этой классификации является способ их образования. Выделяют следующие типы:
Также выделяют отцовские и материнские ячейки общества. В последние годы довольно широкое распространение получили нетипичные неполные семейства, состоящие из одинокого усыновителя и приёмного малыша.
Семейные отношения после развода
Основной причиной появления в нашей стране неполных ячеек общества является развод. Этот процесс оказывает негативное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние всех членов семьи. Но самые тяжёлые последствия касаются детей.
Переживая разрыв отношений родителей, дети в любом возрасте испытывают сильнейшую психологическую травму, последствия которой проявляются как в детстве, так и во взрослой жизни. Часто взрослые люди, пережившие в детском возрасте развод родителей, не могут создать и сохранить прочных отношений, испытывают определённые трудности в общении с противоположным полом.
В детском возрасте у детей, воспитывающихся одним родителем, часто наблюдаются проблемы с обучением и дисциплиной (в школе и дома), возникновение конфликтных ситуаций с родителями и сверстниками. Помимо проблем психологического характера, у этих детей возникают проблемы со здоровьем (неврозы, обострение хронических заболеваний, ослабление иммунной системы).
Проявления переживаний из-за развода родителей в разных возрастных категориях носят специфический характер.
Грудные дети, эмоциональная и психологическая связь которых с матерью очень сильна, испытывают те же переживания, что и женщина. Но если для взрослого человека эта стрессовая ситуация становится тяжёлым испытанием, то для младенца её последствия могут оказаться фатальными.
Малыши дошкольного возраста реагируют на развод следующим образом:
Эти проявления сглаживаются или исчезают в случае восстановления семейных отношений между мамой и папой или вследствие активного участия проживающего отдельно родителя в жизни и воспитании малыша.
Особенности подросткового возраста делают детей этой возрастной группы особо восприимчивыми ко всем внутрисемейным конфликтам. Подростки женского и мужского пола реагируют на развод родителей по-разному.
У девушек переживания почти не влияют на поведение, но оказывают сильнейшее воздействие на психологическое состояние. Это проявляется в повышении плаксивости и раздражительности, появлении проблем с работоспособностью, концентрацией и вниманием. Очень часто девочки-подростки пытаются манипулировать родителями путём жалоб на физическое здоровье.
У подростков мужского пола переживания проявляются в виде агрессивности и озлобленности. От их последствий страдает не только сам юноша, но и окружающие люди.
Психологическая травма обостряется, если подрастающий человек вынужден скрывать чувство привязанности к отдельно живущему родителю.
Принимая решение о разрыве брачных отношений супруги должны чётко понимать последствия этого решения не только для себя, но и для своих детей. В то же время не следует сохранять видимость полной семьи ради их благополучия. Так как психологический климат в таких условиях оказывает гораздо больше пагубного воздействия, чем проживание с одним из родителей.
Осиротевшее семейство
Проблемы неполных ячеек общества, появившихся в результате смерти одного из родителей, немного отличаются от трудностей, с которыми сталкиваются разведённые семьи. Уход из жизни близкого человека становится источником психологического потрясения для всех членов семейства, но особенно остро его переживают дети.
Интенсивность воздействия на психику и развитие ребёнка, проживающего в осиротевшей семье, зависит от его биологических и психологических особенностей, наличия поддержки близких и развития способностей к адаптации.
В раннем возрасте, когда закладываются основы половой идентификации и соответствующего поведения, дети особо тяжело переживают потерю родителя своего пола.
Самым тяжёлым для осиротевшей семьи считается первый год после смерти близкого человека. Основная задача оставшегося с детьми родителя — поддержать их, помочь им пережить потерю отца или матери и не допустить развитие тяжёлых неврологических состояний.
Сразу после смерти родителя ребёнок впадает в шоковое состояние, которое выражается в слезах или молчании. На общую траурную атмосферу в доме реагируют даже грудные дети. Следующей стадией переживаний становится отрицание трагического факта.
Особое внимание необходимо уделить чаду на стадии поиска умершего родителя, когда развиваются страхи и уход в вымышленный мир. Удержать сына или дочь в реальном мире и не допустить развития неврозов поможет понимание и поддержка со стороны главы семьи и взрослого окружения.
В итоге наступает период отчаяния, который проявляется в слезах, криках, отталкивании живого родителя, а также злобы и обиды на умершего.
Все эти стадии являются абсолютно нормальными и требуют лишь внимательного отношения и терпения со стороны взрослых людей.
Обратиться к помощи специалиста следует в следующих случаях:
Овдовевшему супругу довольно тяжело наладить быт своего семейства и помочь преодолеть детям возникающие трудности. Но от его правильного поведения зависит формирование личности детей и их благополучие.
Одинокие родители
Неполные семейства разделяют на материнские и отцовские. Преобладающим является материнский вид. Широкое распространение получили внебрачные образования, состоящие из незамужней женщины и её ребёнка. Психологи считают, что дети, рождённые и воспитанные в таких семьях, чаще являются объектами социальной дискриминации, чем их сверстники из семей других типов.
Решение женщины родить ребёнка и воспитывать его в одиночку оказывает влияние не только на её будущую жизнь, но и на жизнь малыша. Как правило, мать-одиночка считает себя полновластной собственницей своего ребёнка и не желает его с кем-либо делить. Это приводит к отсутствию личной жизни у чада в будущем. Даже если сыну или дочери одинокой мамы удаётся создать собственную ячейку общества, мать старается стать не только её членом, но и главой.
Остро переживают факт своего внебрачного рождения и мальчики, и девочки. У мальчика и матери во многих случаях формируется двоякая психологическая связь: материнско-детская и женско-мужская. Это мешает формировать адекватную мужскую модель поведения и общаться с противоположным полом.
Отсутствие отца отрицательно сказывается на эмоционально-психологическом развитии девочек. Не имея образца мужского поведения и отношений между полами, девочки впадают в крайности. Некоторые слишком тщательно и придирчиво выбирают партнёра, ориентируясь на выдуманные идеальный образ. Другие слишком легкомысленно относятся к этому вопросу, не думая о последствиях своего поведения.
Семейства, которые возглавляются отцом-одиночкой, составляют всего 6% от общего числа неполных ячеек общества. Основной проблемой в них является недостаток ласки и женской нежности, которые играют такую же важную роль в воспитании и формировании личности, как и оценочная любовь, свойственная родителям мужского пола. Наличие только мужского примера поведения имеет такие же отрицательные последствия, как и материнское воспитание.
Особенности неполных семей
Для всесторонней характеристики неполных семей необходимо осветить проблемы, с которыми сталкивается эта ячейка общества. Их преодоление является тяжёлым испытанием для всех членов семейства. Но основная роль в этом процессе отводится родителю.
Основные проблемы
У неполных семейств возникает множество проблем различного характера. Кратко их можно описать следующим образом:
Рекомендации по общению с детьми
Воспитание детей без участия второго родителя — довольно трудный процесс. Облегчить его помогут простые рекомендации.
Родитель должен находить время на ежедневное общение с детьми, чтобы быть в курсе событий, происходящих в их жизни, мыслей и чувств.
Похвала важна для всех детей. Но у детей, воспитывающихся одним родителем, она будет способствовать формированию благоприятной эмоциональной обстановки, адекватной самооценки и уверенности в себе.
Для ребёнка из разведённой семьи важно общение с обоими родителями. Нельзя препятствовать встречам с отдельно живущим родным человеком и создавать его негативный образ.
Дети должны быть помощниками в бытовых делах, воспитании и уходе за младшим членами семейства. Они не должны выполнять роль отсутствующего родителя. Родители должны помогать ребёнку в освоении навыков поведения и общения, соответствующих его полу.
Развитие социальных связей, общение с родственниками и друзьями будут способствовать гармоничному развитию личности детей.
Большинство обывателей не может чётко сказать, какая семья считается неполной, путая её с неполноценной. Но понятия неполная и неполноценная семья не являются тождественными. В силу некоторых особенностей, неполные семейства имеют ряд проблем. Но их главы способны выполнять свои обязанности по воспитанию, содержанию и развитию детей в полном объёме.
Официальный статус
Официально полной признается семья, в которой совместно проживают и занимаются воспитанием детей оба родителя или лица, их заменяющие. Это значит, что полной семьей смело можно назвать следующие типы семей:
Неполной называют семью, состоящую из матери и ее ребенка (детей). Причем, если отец официально отсутствует (в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк), женщина признается матерью-одиночкой. Если же отец официально признал своего ребенка (имеется свидетельство об установлении отцовства), но не проживает совместно с его матерью, женщина не имеет статуса матери-одиночки, однако воспитывает ребенка в неполной семье.
Условия получения выплаты неполным семьям в 2021 году от Путина
Перечислять пособие начнут с 1-ого июля. Еще не ясно, какое ведомство назначат ответственным за рассмотрение заявлений и за счет какого источника будут выплачивать средства. Исходя из других видов детских пособий, новую выплаты отдадут под контроль ПФР или ФСС.
Подавать заявление для подтверждения уровня своего дохода и назначения меры поддержки семьям с детьми 8-16 лет придется самостоятельно. Сейчас в России взят курс на внедрение принципов «социального казначейства», поэтому оформить пособие можно будет и дистанционно, через портал Госуслуг. Об этом сообщил министр труда и соцзащиты Антон Котяков.
Он отметил, что ведомство уже занялось разработкой необходимых документов для назначения пособия и подготавливает возможность для принятия от семей заявлений. Это избавит граждан от беготни по инстанциям и позволит оформить выплаты упрощенно, в режиме «одного окна».
Льготные условия и преимущества для неполных семей – что положено, как оформить
Количество неполных семей возрастает с каждым годом. Эта ситуация возникла вследствие распространенности разводов среди пар когда-то заключивших брак, высокого уровня смертности, что не дает возможности полноценно воспитывать ребенка.
Законодательством предусмотрены способы поддержки детей и родителей, нуждающихся в помощи. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими получение преимуществ неполным семьям, являются Конституция, Семейный кодекс, Закон под номером 1032-1, действующий с 19 апреля 1991 года – «О занятости в РФ», другие документы, установленные на уровне регионов, изданные административными органами.