Что значит статус ребенка
Что такое статус ребенка?
Что такое статус ребенка?
Что такое статус ребенка?
Что такое «статус ребенка на семейное устройство»? Где его можно уточнить?
Кто может быть усыновлен Ст. 124 Семейного кодекса РФ п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 000
Усыновлению (удочерению)подлежит несовершеннолетний ребенок (дети), родители которого:
· умерли;
· неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел, а усыновление ребенка, оставленного в родильном доме возможно при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения ;
· признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
· признаны судом недееспособными;
· лишены судом родительских прав (усыновление возможно через 6 месяцев после вступления в силу решения о лишении прав);
· дали в установленном порядке согласие на усыновление;
· по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.
Кто может быть передан под опеку .ст. 121 и ст.145 Семейного кодекса РФ
Под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:
Кто может быть передан на воспитание в приемную (замещающую) семью Ст. 154 Семейного кодекса РФ
На воспитание в приемную семью передаются:
· дети-сироты;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
· дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. При этой форме семейного устройства требования к статусу ребенка минимальны, поскольку приемная семья фактически выполняет роль воспитателей государственного учреждения, в котором находится ребенок.
Обратите внимание, что вопросами статуса ребенка заведует ООП или оператор банка данных, обсуждать их с администрацией учреждения просто бессмысленно с правовой точки зрения, поскольку первичное дело ребенка и его анкета хранятся именно и только в ООП и у оператора банка данных. Более того, даже если ООП или оператор банка данных сообщают вам о «проблемах со статусом», вы, как кандидат, имеете право изучить документы самостоятельно и в дальнейшем самостоятельно же оценить значительность этих проблем (не без помощи независимого юриста, если необходимо).
«Статус» ребёнка
«У этого ребёнка нет статуса!», «Без статуса нельзя забрать ребёнка в семью!» — огромное количество мифов складывается вокруг загадочного слова «СТАТУС», хотя, на самом деле, взять в семью можно любого ребёнка, оставшегося без родительского попечения.
— У ребёнка нет статуса!
— Подождите, мы определяем статус ребёнка!
— Вот получим статус тогда и будем заниматься устройством ребёнка!
— Что вы хотите? Эти дети бестатусные!
Вы что-то слышали подобное в органе опеки? Конечно, слышали.
Всё это может означать, что у ребёнка нет «статуса».
Что делать в этой ситуации?
Нужно спросить, что означает, что у ребёнка нет «статуса». Пусть объяснят, что у ребёнка «не выросло». Понятно, когда нет ушка, нет ножки, нет волос или что-то ещё, но что значит нет статуса?
Ответ органа опеки начинается со слов «Нуу, это вот…». Вот пусть «это вот» и объясняют, что с ребёнком конкретно происходит. Происходить может все что угодно, начиная с того, что ребёнку просто не подготовлены документы, заканчивая тем, что продолжаются поиски родителей, или наоборот установлено, что эти родители иностранцы и с этим связаны большие проблемы. Поэтому всегда прежде чем уйти после слов « у ребёнка нет статуса», задайте вопрос: «В чем нету? Чего нету? Чего вам не хватает? Каких документов? Каких решений? Что сейчас происходит? Расскажите, что с ребёнком». Просто выражение «нет статуса» не несет никакой информационной составляющей. Это все равно что вам скажут, что собираемся выходить замуж, а этот жених плохой. Чем плохой? Или не советуют вам покупать вот этот автомобиль, а он вам нравится. Почему не советуют?
Ведь сама проблема, от которой идет выражение «нет статуса» может быть совсем маленькой, например, вроде того что начальница приедет на следующей недели, или глобальной, которая требует детальной проработки вместе с вашим юристом и органами опеки. Но нужно понимать что скрывается за этим мифическим «нет статуса».
Еще раз — такого термина в законодательстве нет. Если вам кто- то говорит, что нет статуса, то вам, как минимум, не договаривают, а может быть и обманывают. Интересуйтесь, что именно скрывается за этим выражением, пусть объясняют, пусть расскажут конкретно, чего именно не хватает у этого ребёнка. Разобравшись в
этих моментах, вы поймете что с этим ребёнком, и дальше вместе с вашим юристом или самостоятельно разберётесь, стоит ли заниматься усыновлением или опекой этого ребёнка, или подождать, поискать ещё. Но само по себе выражение «нет статуса» вас останавливать не должно.
Дети без статуса: как помочь им жить в семье?
Читайте также
«Нас не испугало отсутствие статуса у детей»
Выход из сиротского круга. Почему спасать детей нужно вместе с родителями
Кровная мать забрала ребенка из приемной семьи в день своего освобождения из тюрьмы
«Вы, правда, верите, что все дети из детдомов — от алкоголичек и наркоманок?»
Дети «по заявлению»: как вызволить их из детдомов и домов ребенка
Читайте также
Если вы давно думаете о том, чтобы взять ребенка из детского дома, и не знаете, с чего начать
Как взять ребенка из детского дома под опеку
«Кто брал ребенка без статуса? Что делать, если у ребенка нет статуса?» — подобные вопросы часто встречаются на форумах приемных родителей. Речь идет о детях, которые живут в учреждениях по заявлению родителей «в связи со сложной жизненной ситуацией». Эксперты в сфере социального сиротства и приемного родительства рассказали корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» о том, почему детей без статуса очень много, и что необходимо для того, чтобы они могли жить в семьях.
«Размещая ребенка по заявлению, надо помнить и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка»
Яна Леонова, директор фонда «Измени одну жизнь»:
«Дети, находящиеся по заявлению родителей в системе государственных учреждений, — это, действительно, проблема. В некоторых регионах их количество достигает 80 процентов от общего числа в организациях для детей-сирот. Надо понимать, что это — дети, которые не считаются нуждающимися в семейном устройстве, так как они ждут, пока сложные обстоятельства в их семье как-то разрешатся. Некоторые ждут очень и очень долго.
Безусловно, ситуации в семье бывают разные, но такая государственная услуга должна предоставляться с учетом всех нюансов ситуации в семье, и только после того, когда все возможные способы помочь семье в кризисной ситуации были использованы.
При этом необходимо, исходя из потребностей ребенка, а не возможностей учреждения, обеспечивать встречи с родителями, профессионально и деликатно поддерживать ребенка, переживающего сильнейший стресс от разлучения с родителями и домом. Размещая ребенка по заявлению, надо помнить не только о сложных ситуациях взрослых, но и о том, какие последствия это будет иметь для ребенка».
«Мы добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье»
Елена Альшанская, глава БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:
«Количество детей, находящихся в интернатах по заявлению родителей, составляет 30% от общего числа сирот в России, согласно официальной статистике. Причины самые разные. К примеру, в ДДИ для детей с нарушениями развития количество сирот без статуса достигает 70-80%. Иногда родители просто не имеют возможности отдать ребенка в садик или школу, чтобы выйти, например, на работу, в пределах доступности, и для ребенка с интеллектуальными или множественными нарушениями единственное, что могут предложить родителям – отдать ребенка в ДДИ. Элементарно нет образовательных организаций, где примут такого ребенка.
К сожалению, большинство ДДИ не формируют группы дневного пребывания по принципу детского сада или школы, чтобы родители могли вечером забирать детей, и такие дети фактически живут там, как сироты. Родители продляют нахождение ребенка на полгода и забирают только на время каникул.
Мы сейчас активно рекомендуем подобным учреждениям организовать дневной формат для того, чтобы дети не находились там круглосуточно. Хотя бы пятидневки, чтобы ребенок мог в субботу и воскресенье видеть родителей. Родители редко видят своих детей, в связи с чем утрачивается связь, привязанность. Некоторые родители оставляют ребенка там навсегда.
Выход может быть только один: создание условий для приема для образования, присмотра и развития любого ребенка рядом с домом. Задача непростая, поскольку инфраструктура для детей с особенностями до сих пор не создана.
Если мы говорим о детях без нарушения развития, то в домах ребенка тоже высокий процент таких детей, оставленных по заявлению. Как правило, эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. Государство в лице социальных служб предлагает такую форму, как размещение в доме ребенка на период решения материальных или иных проблем. Нужно понять одну вещь: если семья оказалась в ситуации, при которой она вынуждена отдать ребенка по заявлению, то вероятность, что они смогут справиться и изменить ситуацию самостоятельно, без посторонней помощи — невысок. Это не самая лучшая форма поддержки семей, при этом самая распространенная. Социальные органы часто используют этот вид «помощи».
Бывают ситуации, когда вместо изъятия ребенка из семьи, специалисты органов опеки заставляют родителей написать заявление на временное размещение ребенка в детдоме. Сотрудникам опеки такой путь кажется более простым, чем официальное изъятие ребенка с использованием прокуратуры, судов. Или, к примеру, для ребенка существовала какая-то угроза, его временно отдали в учреждение. Пока он находится там, органы опеки договариваются с родителями о заявлении.
А бывает, родители не хотят растить ребенка, но опять же, договариваются о написании заявления. Ситуация зачастую устраивает всех. И родители не лишаются прав, а зачастую сохраняют пособия и льготы, хотя ребенок с ними вообще не проживает, и органам опеки не надо лишних действий по оформлению отобрания, лишению прав, семейному устройству ребенка
Мы пытаемся активно бороться с этим и добиваемся того, чтобы с момента подачи заявления начиналась активная социальная работа по изменению трудных жизненных обстоятельств в семье. Чтобы возникали формы дневного и пятидневного пребывания в тех ситуациях, когда у родителей нет другой возможности, чтобы отсутствие родительского попечения не маскировалось заявлением там, где родители отказываются растить своих детей».
«Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств»
Алексей Рудов, эксперт в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преподаватель курсов подготовки усыновителей и опекунов, создатель системы «Школа приемных родителей»:
«Не все дети, воспитывающиеся в детских организациях, могут быть переданы на воспитание в семью. Так, из 9,5 тыс. детей до 4 лет, воспитывающихся, преимущественно, в домах ребенка, около 4 тыс. помещены в эти учреждения матерями временно по заявлению.
Считается, что это вид помощи матерям, которые в силу разных временных обстоятельств не могут самостоятельно воспитывать детей. Государство позволяет поместить ребенка в учреждение на 6 месяцев, а в случае необходимости — продлить строк.
Подобный вид помощи возник в 1944 году в силу понятных обстоятельств, но им до сих пор пользуются. Передать такого ребенка на воспитание в семью невозможно, считается, что он не является оставшимся без попечения родителей.
Когда детей в учреждениях было много, никто особо не обращал внимания на временно помещенных детей. Сейчас, когда детей стало намного меньше, временно помещенные стали очень ценны для организаций, на них точно так же, как и на оставшихся без попечения родителей выплачивают средства на содержание, для их обслуживания и содержания требуется персонал.
Постепенно эти дети превратились в главный способ дохода и самосохранения организаций. Система проста – нет детей, нет выплат на содержание, и организация будет закрыта или реформирована, а это не в интересах руководителей и сотрудников. Организации конкурируют за детей, предлагают развивать эту медвежью услугу и помещать туда детей временно.
Пора с этой системой прощаться так как она явно не в интересах детей. Матерям нужно помогать на дому. Тех, кто не имеет жилья, — селить с ребенком в реабилитационных центрах, а если невозможно, то передавать детей на воспитание в семью, пусть даже и временно».
«Подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком»
Александра Марова, генеральный директор Фонда профилактики социального сиротства:
«Система временного размещения детей в учреждениях нуждается в модернизации. Во-первых, необходимо выработать подход, при котором становится возможным размещение ребенка в отрыве от семьи. Как только в поле зрения опеки появляется мать, которая говорит, что хочет временно поместить ребенка, органы опеки должны немедленно привлечь специалистов служб помощи. Их работа, возможно, будет являться альтернативой помещению ребенка в учреждение.
В большинстве случаев, я убеждена, подобных мер можно избежать вообще с помощью внедрения новых услуг для семей с детьми, при которых семья может не разлучаться с ребенком. Например, на базе учреждений для детей-сирот возможно оказание реабилитационных услуг, создание приютов для матерей с детьми, в промежутке с группой пребывания для детей, которые не могут получить место в детсаду, но чьим матерям надо работать. На базе тех же домов ребенка создана хорошая реабилитационная база, которая могла бы помогать всем нуждающимся детям с ОВЗ.
Кроме того, необходимо изменить способ размещения ребенка по заявлению. Сейчас этот способ является инструментом, позволяющим опеке не вносить ребенка в журнал первично выявленных (то есть не портить статистику), и при этом обеспечить физическую безопасность ребенка, если его родители могут нанести ему вред.
И это тоже необходимо менять, внедряя подходы обеспечения безопасности не в формате «забрать ребенка у родителей», а в формате «поиска альтернативного размещения ребенка», например, у родственников или близких, или же удаления из квартиры виновника плохого обращения с ребенком, оставляя его тем самым в относительно привычном окружении, не травмируя стационаром, где он один и у него никого нет».
Как понять статус ребенка
Объясните пожалуйста, что такое статус ребенка, несовершеннолетнего, недостигшего 18 лет? Каким законодательным актом это определено в Российской Федерации. В 159 законе РФ о защите прав детей в применяемых понятиях о дететях-сиротах, детях, оставшихся бес попечения родителей ничего не говорится о статусе, т.е. слово статус в отношении положения этих детей не применяется. Большая просьба разъясните данное слово статус, как его применять и в тношении кого?
С уважением Михаил.
Ответы на вопрос:
Определена Гражданским кодексом ( ст.26 ГК РФ).
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.
Статья 21. Дееспособность гражданина ГК РФ
1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
СЕМЕЙНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА
В системе семейных отношений дети могут выполнять различные роли:
1. «Кумир семьи». В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Тот из взрослых, кто этого не делает, осуждается остальными родственниками. Жизнь семьи полностью посвящена ребенку, на первый взгляд. И все же иногда такая всеобщая любовь не бескорыстна. Не исключено, что это – отражение соперничества взрослых. Каждый старается показать, кто здесь главный, демонстрируя эту привязанность и свой большой вклад в нее. Или возможна др. причина такого поведения членов семьи – их объединяет только ребенок. Истинного единства нет, но видимость благополучия поддерживается общей заботой.
Результат: в такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.
2. «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище». В данном случае ребенок – не всеобщий, а чей-то личный кумир. Часто такое происходит, если кто-то из взрослых не удовлетворен отношениями в семье и изливает свою потребность в любви на ребенка. А он попадает в нелегкое положение: чувствуя особое отношение одного из родных, так же остро он ощущает холодность другого. «Маменькину сынку» достаются насмешки в семье и среди сверстников. «Бабушкино сокровище» часто вообще воспринимается как нечто чуждое – «Вот оно, бабушкино влияние!» Иногда ребенка используют как союзника в соперничестве между взрослыми, провоцируя его на непослушание другому, «недостаточно любящему» родителю.
Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка – традиционную женскую (если она – «папенькина дочка»).
3. «Паинька». Внешне очень послушный, воспитанный, примерный ребенок. В семье от него ждут прежде всего соблюдения приличий. За это награждают и одобряют. До настоящих чувств ребенка никому нет дела.
Результат: нередко таким образом воспитывается лицемерие, к-рое закрепляется на всю оставшуюся жизнь. Бывают случаи, когда такие дети совершают противоправные действия. Др. результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.
4. «Болезненный». Разумеется, болеют все дети. Но бывает и так: долго болевший ребенок выздоровел, а кто – то в семье упорно продолжает считать его слабым, беспомощным и требует от остальных такого же отношения. Не исключено, что такая позиция просто выгодна этому члену семьи – чтобы окружающие считали его постоянно загруженным заботами о ребенке. Или, напр., это повод удержать мужа в семье. А иногда просто не хочется ломать установившийся стереотип отношения к ребенку – так всем удобнее.
Результат: ребенок может вырасти мнительным, пассивным, избегающим любого напряжения, привыкшим к постоянной заботе о себе.
5. «Ужасный ребенок» в семье воспринимается только как источник напряжения, хлопот, отрицательных эмоций. Все в семье только и делают, что призывают его к порядку. Неизвестно, что тут первично – непослушание ребенка, а потом реакция взрослых, или наоборот – на бесконечные выговоры и наказания он реагирует ухудшением поведения. Если никакого эффекта от «воспитания» нет, «ужасный ребенок» превращается в глазах семьи в «мучителя». В таком случае это иногда бывает поводом для кого-то из родителей устраниться: вы его распустили, вы и отвечайте. Еще более острая ситуация: навязывание роли «мучителя» – это способ изолировать от семьи самого ребенка. Напр., это ребенок от первого брака, а в семье родился др. малыш. Старший реагирует ревностью, непослушанием, а родители используют это как повод объявить его «ужасным» и лишить своей любви. Иногда «ужасный ребенок» выступает в роли «козла отпущения» для всей семьи.
Результаты такого распределения ролей: ребенок может полностью лишиться к.-л. ограничителей в своих поступках. Зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным. Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут. Другой приучается хитрить, изворачиваться.
6. «Золушка» в современных семьях встречается все реже. Из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее, в т.ч. и поощрения, достаются взрослым или др. ребенку в семье.
Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.
Все сказанное о ролях ребенка в семье вовсе не означает, что его сознательно и злонамеренно обрекают на такие амплуа. Чаще всего, если не считать «козла отпущения», родители уверены, что они желают добра ребенку. И все же очевидно, что любые навязанные роли ограничивают возможности свободного развития ребенка, а часто закрепляют в нем нежелательные черты.