Что значит статус разнесена в кабинете налогоплательщика
Как указывается статус налогоплательщика
Иногда бухгалтеры путают два звучащих похоже понятия: «правовой статус налогоплательщиков» и «показатель статуса налогоплательщика». Первый не имеет никакого отношения к заполнению платежного поручения. Второй же — это установленный российским законодательством двузначный код для заполнения платежного поручения, налоговой декларации и другой документации, который содержит информацию для налоговой о плательщике налога. То есть это данные о плательщике в бюджет.
Значение в платежке
Для верного зачисления в бюджет необходимо правильно указать значение в соответствующем поле. Если специалистом или бухгалтером будут допущены ошибки, Казначейство обозначит платеж как «невыясненный», что не поспособствует своевременному исполнению денежного обязательства, так как на уточнение данных платежки уйдет время.
Всего значений, в соответствии с нормативной документацией, 28. Основными являются:
14 пункт на настоящий момент исключен.
Где взять данные для точного заполнения платежного поручения в поле 101? Все значения указаны в Приложении № 5 к Приказу Министерства РФ от 12.11.2013 № 107н. Последние изменения в него были внесены 05.04.2017, часть из которых вступила в силу с 02.10.2017. Этим документом и следует руководствоваться при заполнении бланка платежного поручения. Далее приведем примеры наиболее распространенных значений на практике.
Где указывать статус налогоплательщика в платежке
Предусмотренное нормативным актом значение вносится в 101 поле, которое находится в правом верхнем углу бланка рядом с графой «Вид платежа». Найти эту позицию достаточно просто, хотя бланк не содержит ее отдельного наименования.
Подробнее о заполнении платежки можно прочитать в статье на нашем портале.
Правила указания информации
Остановимся подробнее на содержании двузначных кодов, которые чаще всего применяются плательщиками. Таблица поможет разобраться, как определить статус налогоплательщика.
Статус налогоплательщика 1
Таким образом обозначается плательщик — юридическое лицо в части уплаты сборов, налогов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых органами налоговой инспекции.
Примечание: иначе говоря, так обозначается исполнение денежной повинности в виде сборов, страховых взносов юридическим лицом — фирмой или организацией.
Статус налогоплательщика 02
По этим цифрам Казначейство определяет налоговых агентов (которыми могут быть как организации, компании, так и индивидуальные предприниматели).
Примечание: например, этот код применяется при перечислении НДФЛ за сотрудников.
Агенту следует обратить внимание на особенности уплаты таких взносов.
Статус налогоплательщика 08
Этот код используется при перечислении взносов на травматизм, которые не переданы в администрирование ФНС РФ, в отличие от всех других страховых взносов.
Статус налогоплательщика 09
Исполнение обязанности ИП по перечислению платежей, администрированием которых занимается ФНС РФ.
Уточнение данных в платежке, если это будет нужно, производится в соответствии с нормами ст. 45 Налогового кодекса РФ.
Исправление ошибок
При обнаружении ошибок нужно составить заявление об уточнении платежа и направить его в соответствующий орган, приложив копию ошибочного документа.
Особенно внимательными нужно быть при заполнении платежек на перечисление НДС и НДФЛ, так как в случае ошибок могут возникнуть недоимки, а значит — пени и штрафы.
Статус налогоплательщика в справке 2-НДФЛ
Справки 2-НДФЛ ежегодно заполняют налоговые агенты в отношении физических лиц, получивших от них доход. Какой необходимо ставить статус в каждом конкретном случае?
В 2020 году форма справки применяется новая, таким образом, за 2018 год до 1 марта или 1 апреля (в зависимости от того, был удержан НДФЛ работодателем или нет в соответствии со ст. 230 НК РФ) необходимо было сдать отчетность на бланке, утвержденном Приказом ФНС России 02.10.2018. Форма справки меняется достаточно часто, будут ли внесены в бланк изменения на следующий год, неизвестно, этот вопрос пока ФНС не обсуждался, разъяснений на этот счет от надзорного органа также пока не поступало. Скорее всего, ждать поправок пока не стоит, утверждение новой формы было связано с внесением изменений в НК РФ.
Приказом также утвержден порядок заполнения справки, которого нужно придерживаться. Поле со статусом заполняется обязательно и в полном соответствии с установленным порядком.
В действующей в настоящий момент форме утверждено 6 статусов:
В специальных программах для ведения бухгалтерского учета обновление информации производится автоматически, кроме того, при их помощи можно заполнить справку 2-НДФЛ онлайн.
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически в него вносят изменения.
Так, с 01.10.2021 приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н упразднены коды:
Данные лица будут указывать единый код 13, который сейчас используют обычные «физики».
Также с 01.10.2021 исключены следующие статусы:
При этом появились новые статусы:
Ранее приказом Минфина от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 были обновлены 2 статуса плательщика:
Также иногда появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
Как оформить платежное поручение на уплату пени или штрафа, наглядно показали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Статус в платежках по земельному налогу: нюансы
То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:
Физлицам рекомендуется фиксировать статус:
У юрлиц статус может быть таким:
Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107н. С 2017 года этот статус используется только для взносов на травматизм. При уплате взносов, администрируемых ФНС, ставятся «налоговые» статусы.
Итоги
В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов на травматизм в поле 101 проставляется код 08.
Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки
Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Как работают налоговики с невыясненными платежами?
– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);
– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:
– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;
– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;
– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.
Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!
Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.
Обратная связь с налоговиками
Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:
– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
– несоответствие ИНН наименованию плательщика;
– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
– уплата налога производится за третьих лиц;
– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.
После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.
При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».
Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам
О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.
Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов
Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.
Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.
Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.
Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.
Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.
Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Статус плательщика в платежном поручении в 2021 году
Один из важных реквизитов платежки при переводе денег в бюджет — это статус плательщика. В нем проставляется код, который дает налоговикам информацию о лице, составившем платежное поручение. В статье вы найдете актуальные коды статуса плательщика на 2021 год. Они помогут избежать ошибок и предотвратить появление невыясненных платежей.
Что значит статус налогоплательщика?
Он показывает, кто делает перечисление в бюджет: организация при уплате налогов по своей деятельности, налоговый агент при уплате НДФЛ, индивидуальный предприниматель и проч.
Коды статусов плательщика на 2021 год
По сентябрь 2021 года включительно действуют следующие значения:
Начиная с 1 октября 2021 года, значения «09», «10», «11» и «12» использовать нельзя. Для всех физических лиц (включая ИП, адвокатов и проч.) останется единое значение — «13» (см. «Как заполнять платежки по налогам и взносам в 2021 году: не пропустите важные новшества»).
Где указывать статус налогоплательщика в платежном поручении
Статус проставляется в поле 101 платежки. Ее форма приведена в приложении № 3 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П.
ВНИМАНИЕ. Если заполнить поле 101 неправильно, деньги попадут в разряд невыясненных платежей, а у организации или ИП появится задолженность. Тогда придется делать уточнение. Для этого надо подать заявление в налоговую инспекцию, указать в нем реквизиты платежки и сообщить, что в поле 101 допущена ошибка. ИФНС проведет сверку и зачтет средства в счет недоимки по нужному налогу, сбору или страховым взносам.
Особенности статуса плательщика для ИП
В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:
Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:
Образец платежного поручения со статусом плательщика
ИП Феофанов применяет упрощенную систему налогообложения. У него трудятся два работника.
В феврале Феофанов перечислил пенсионные взносы с зарплаты своих сотрудников за январь 2021 года. В поле 101 платежки он проставил «09».
Взносы «за себя» Феофанов перечислил в марте 2021 года. При этом в поле 101 он поставил код «09». Это же значение указано в платежном поручении на уплату единого «упрощенного» налога за 2020 год. А при перечислении НДФЛ с зарплаты сотрудников ИП отражает статус плательщика «02».
Ошибка в статусе плательщика платежки по НДФЛ: что делать?
Платежное поручение по НДФЛ обязательно заполняется всеми налоговыми агентами. Чтобы денежные средства попали по назначению, необходимо правильно заполнить все поля платежного поручения на перечисление.
Для платежного поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Поле «Статус налогоплательщика»
В поле «Статус налогоплательщика» может быть проставлен один из двух кодов:
Вот какой вопрос задал подписчик в нашей группе Вконтакте:
Здравствуйте, коллеги! Я накосячила в платёжке на оплату НДФЛ за работников за февраль, неправильно указала статус вместо 02, поставила статус 09. В сверке с Налоговой недоимки по НДФЛ нет, налоговая правильно разнесла оплату и зачла оплату НДФЛ за февраль в срок. Что делать, надо ли писать заявление на уточнение платежа, если в платёжке неверный статус, но оплата прошла верно?
Есть два варианта обнаружения ошибки.
Первый – когда ошибку находит налоговый орган и присылает уведомление об ошибочной информации, содержащейся в платежных документах при перечислении налогов и иных платежей, в котором указаны реквизиты платежного поручения, требующие уточнения.
Второй – когда ошибку находит сам налоговый агент при сверке расчетов с налоговым органом.
Данная ошибка в статусе плательщика не является критической. Это значит, что деньги будут перечислены по назначению. Однако плательщику нужно будет подать заявление в ИФНС об уточнении платежа.
Всегда есть, что обсудить. Решаем проблемы вместе. Присоединяйтесь к группе ВК Бухгалтерия.ру
Как уточнить налоговый платеж
Если ошибка в платежке не привела к неуплате налога в бюджет, то недоимка не возникает. Такое может случиться, если, например, указан неверный налоговый период, статус плательщика. В этом случае платеж можно уточнить, подав в ИФНС заявление о допущенной ошибке.
Инспекция вынесет решение об уточнении платежа в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления. Уведомить плательщика о принятом решении об уточнении платежа инспекция должна в течение 5 дней со дня его принятия.
Если ошибку в платежке обнаружат налоговики, они должны сами уведомить вас об этом. Получив уведомление, вы также должны написать заявление в ИФНС об уточнении платежа. Решение уточнить платеж инспекторы вынесут не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование