Что значит стать рефералом
Что такое рефералы и как их привлечь
Несомненно, что многим пользователям хоть раз, но приходили сообщения от друзей или знакомых, с просьбой зарегистрироваться на каком-либо сайте. В отличие от решения вопроса о том, как набрать ссылочную массу, получение пассивного дохода от размещения реферальных ссылок или баннеров дело не очень трудоёмкое.
Что такое реферал
Рассмотрим, что такое реферал, а точнее, кто это. Реферал – это человек, ставший участником партнёрской программы, путём регистрации на определённом ресурсе, полагаясь на рекомендацию другого участника. Всё это своеобразная маркетинговая система, предполагающая регистрацию на сайтах, которые предоставляют какие-либо услуги.
Перейдя по такой реферальной ссылке, приглашённый пользователь становится Вашим рефералом навсегда или на какой-то конкретный срок. В свою очередь, Вы получаете вознаграждение за привлечение новых пользователей. Целью реферального маркетинга является расширение клиентской базы по средствам поощрения клиентов за размещение рекомендаций.
Данная маркетинговая система используется компаниями, которые продают свои товары или услуги, такие как, СЕО раскрутку сайта, например, работающими в интернете. Данный способ является наименее затратным, нежели теле или радио-реклама.
Сами рефералы делятся на прямых и косвенных. Первые являются непосредственными спонсорами, т.е. люди, зарегистрировавшиеся по издательской ссылке. Косвенные – это простыми словами рефералы рефералов, т.е. те, кто зарегистрировался по ссылке таких же косвенных или прямых рефералов.
Как привлечь рефералов
Теперь рассмотрим вопрос о том, как привлечь рефералов и сделать это качественно и бесплатно. Способов существует масса, выбор остаётся только за Вами, можете так же их спокойно комбинировать. Во-первых, если у Вас существует собственный сайт, то там Вы можете разместить реферальные ссылки и подробно описать суть того сайта, куда приглашаете пользователей.
Следующий способ подойдёт тем, кто зарегистрирован на Ютубе и знает, что такое видеоблог непосредственно. Таким образом, Вы можете разместить мотивационный видеоролик с призывом к регистрации по Вашей реферальной ссылке.
Не менее выгодным и хорошим способом является создание групп в различных социальных сетях, где будет описана суть проекта с последующим приглашением для регистрации. Менее популярным станет способ размещения реферальных ссылок на форумах – это скорее вызовет ажиотаж и дискуссии со стороны недовольных пользователей, нежели желаемый переход по Вашей ссылке.
Одним из самых популярных вариантов, без сомнения, станет приглашение на регистрацию для своих родственников, друзей или коллег. Эффективно, конечно, но не настолько, чтобы начать зарабатывать. Вообще, выбор ресурса размещения приглашений основывается на его посещаемости. Если она достигает тысячи человек в день и даже больше, то это отличный вариант.
Как стать рефералом
Скорее всего, Вы уже сами без труда можете объяснить то, как стать рефералом и начать зарабатывать. Но, для закрепления материала, уточним ещё раз. Чтобы стать рефералом нужно всего лишь перейти по реферальной ссылке и зарегистрироваться на предлагаемом ресурсе.
Многие пользователи занимаются тем, что отрезают от ссылки поле «referrer», для того чтобы стать свободным участником. Мало того, что это никак не повлияет на то, что Вы не станете рефералом, ко всему прочему, Вы так же можете лишиться начисления дополнительных денежных поступлений.
Как заработать без рефералов
Большинству пользователей уже надоело заниматься такими приглашениями, поэтому они задаются вопросом, как заработать без рефералов и сделать это эффективно. Ниже рассмотрим несколько способов заработка в интернете, не требующих вложений и приглашений рефералов.
Во-первых, одним из самых популярных способов является копирайтинг или рерайтинг. Здесь всё напрямую зависит от Вашей грамотности, знаний, как повысить уникальность текста и в целом, способности работать с текстами. В данной сфере можно работать, как и на прямого работодателя, так и на специализированных биржах копирайтинга.
Для повышения репутации каких-либо ресурсов так же предлагается написание комментариев или отзывов за определённую плату. Это занятие может подойти для любого возрастного контингента и не требует каких-то специализированных знаний, лишь немного усидчивости и ответственности. Так же существует вариант создания собственного сайта и последующая с ним работа и получение дохода.
Помимо размещения реферальных ссылок существует множество иных эффективных способов для заработка. Узнать о некоторых из них, можно прочитав об основных принципах работы франшизы, возможно, такой способ получения прибыли покажется Вам наиболее привлекательным.
Реферал
Реферал – это в переводе с английского языка «направление», в рамках маркетинговой программы, пользователь, который зарегистрировался на проекте по чьей либо рекомендации (ссылке). Реферал такой же посетитель и пользователь сервиса, без каких либо ограничений. Единственно, человек, приведший нового участника в проект, будет получать комиссионные (реферальные) за совершаемые им действия. Соответственно чем больше человек перейдут по ссылке, тем больше будет пассивный заработок у реферера.
Кто такой реферер? Это владелец рефералов. Если вы приводите пользователей на ресурс по своей партнерской ссылке, то являетесь реферером по отношению к ним. Заработок такого «владельца» выражается в процентах от доходов рефералом на ресурсе. Обычно эти значения составляют 10-20% от прибыли. Выплачиваются комиссионные сервисом по партнерской программе.
Для чего нужны рефералы?
На любом коммерческом проекте, где предлагается оплата действий пользователей, приветствуется регистрация и активное участие новых участников. Приток посетителей помогает быстрее развивать ресурс, а вовлеченность юзеров повышает позиции сайта в выдаче. Одним из способов активной работы с трафиком является реферальная программа, по условиям которой партнерам выплачиваются комиссионные:
Большинство пользователей, почему то негативно относятся к таким видам пассивного заработка, хотя никто не ущемляется в своих правах и тем более в доходах. Обычная отговорка звучит так: «я сейчас перейду по ссылке, зарегистрируюсь и «этот» реферер будет на мне делать деньги в 2-3 раза больше, чем я!» Так говорят до первых заработков и первых «своих» рефералов. Никто не заберет ваши деньги и не отдаст их рефереру.
Рассмотрим еще несколько мифов, бытующих в этой сфере:
Виды рефералов
Классификация на самом деле не такая обширная, как может показаться. Реферал бывает прямым или косвенным. Прямой – это пользователь, который перешел на проект по ссылке, непосредственно от спонсора. То есть он является участником первого уровня. Ни один проект не будет ограничивать их количество, потому что – это их самый целевой трафик.
Реферал, как участник системы, может приглашать людей по своей ссылке и также зарабатывать на их активности. По отношению к первому рефереру, приглашенные участники будут считаться косвенными, то есть рефералами второго уровня. Их количество ограничивается, так же как и процент заработка с них ниже. Но это полный пассив. Рефереру с участниками второго и третьего уровня даже ничего делать не надо, чтобы получать комиссионные. Всю работу выполняют рефералы первого круга.
Заработок на рефералах
Доход образуется после того, как приглашенный по реферальной ссылке человек начинает зарабатывать на проекте или пользоваться его платными услугами. Комиссионные выплачиваются мастеру в виде процента от дохода/потраченной суммы реферала.
Пошаговый алгоритм заработка:
Какой доход реально получить в этой сфере. Несмотря на простоту подключения, в программах много нюансов. Что касается суммы заработка, то она зависит от условий ПП, процента выплат за рефералов 1, 2 и последующих уровней. Важна и репутация сайта. В сети много «лохотронов», куда люди не пойдут ни под каким «соусом».
Кто такие рефералы и как их правильно привлечь?
В первой части мы разобрались с понятием реферал и реферер. Во второй рассмотрим способы их привлечения на целевой проект. Используется две методики:
Существует множество площадок для размещения ссылки. Использовать желательно все, но можно выделить самые эффективные и работать только с ними:
Рекомендуется выбирать площадки с высокой посещаемостью. Чтобы понять «живой» ли сайт и насколько он популярен среди пользователей, достаточно посмотреть счетчик статистики. Если ресурсу есть, чем гордится, то метрика посещаемости будет в футере сайта. Работайте с площадками от 1000 посетителей в сутки.
Резюме
Мы изучили, кто такие рефералы и как их привлечь. Узнали, какие предлагаются варианты заработка, от чего зависит доход. Для бизнеса, рефералы – это простой способ пассивно увеличить базу подписчиков, поднять продажи, привлечь клиентуру. Сегодня реферальными программами пользуются как раскрученные проекты – Ozon, Uber, Nokia и другие, так и стартаперы.
Кто такие рефералы: суть реферальной программы и советы начинающим
Рад видеть вас среди посетителей моего блога, посвященного получению дохода от онлайн-деятельности! Сегодня мы поговорим о мечтах. Согласитесь, многие из нас спят и видят – не нужно рано вставать, ходить на работу, с нетерпением ждать зарплаты и при этом ни в чем не нуждаться. Хорошо получать пассивный доход, не правда ли?
Сегодня я расскажу вам, как сделать первый шаг в сторону пассивного дохода и финансовой независимости. Для этого нам придется разобраться, кто такие рефералы, для чего они нужны, каким образом их привлекать и что будет, если их наберется приличное количество. Сразу оговорюсь – поработать все равно придется, особенно вначале пути. Но результат того стоит!
Понятие реферальной программы
Каждый сайт крайне заинтересован в притоке новых пользователей. Если посетитель просто открыл сайт и провел там несколько минут – уже неплохо. Еще лучше, если он задержался там надолго. Это повышает вес интернет-ресурса и его значимость для поисковых систем, а значит – и позиции в выдаче. Владелец этого сайта получает больший доход и прочие финансовые плюшки.
Существуют интернет-площадки, чей доход напрямую зависит не только от количества посещений, но и реальной активности участников системы. Любая биржа фриланса, переводов или контента, сайт-отзовик, ресурс по заработку на кликах, площадка для опросов, тизерная сеть и так далее приносит доход благодаря выполнению участниками определенной работы или иных целевых действий. Чем больше участников, чем активнее они работают, тем выше доход владельца.
Какой-то умный человек придумал простейшую схему, выгодную всем сторонам. А почему бы не привлекать новых пользователей силами других участников системы? И эта схема успешно работает на тысячах интернет-площадок, так как количество участников растет подобно снежному кому.
Такие схемы именуются реферальными (или партнерскими) программами. Их устройство подобно организации финансовых пирамид или сетевому маркетингу, что может настораживать. Однако в данном случае не страдает ни один участник схемы, так как финансовые риски отсутствуют: обходится без вложений реальных денег и прочих проблемных моментов. Все абсолютно открыто, выгодно и гарантированно безопасно!
Вполне возможно, что и вы уже являетесь чьим-то рефералом. Перешли по сторонней ссылке, зарегистрировались где-то – вот и стали участником партнерской программы, сами того не зная. Но так как это не налагает на вас никаких финансовых и прочих обязательств, беспокоиться не о чем.
Рефералы и рефереры
Теперь давайте разбираться с терминологией. В данном случае она не столь сложна, как кажется на первый взгляд, и доступна для понимания даже школьнику или далекому от экономики пенсионеру.
Реферал (refferal) – это человек, пришедший на какой-нибудь ресурс по партнерской ссылке от действующего участника системы и зарегистрировавшийся в ней. Он осуществляет какие-либо целевые действия (работает, привлекает новых юзеров), за что получает вознаграждение. Также он может пользоваться услугами проекта.
Часть вознаграждения за деятельность пользователя идет проекту – это заложено самой сутью системы. В любом случае, денег у владельца ресурса становится больше, а это прямая выгода. И частью прибыли он делится с человеком, привлекшим соответствующего реферала.
Реферер – это человек, приведший новичка-реферала на проект. За это он получает разовый бонус за регистрацию нового пользователя либо отчисления из дохода платформы (либо то и другое). Самый распространенный и беспроигрышный для всех сторон вариант – отчисление определенного процента с реального дохода площадки.
То есть, в любом случае реферал не страдает: с его дохода привлекший его человек напрямую ничего не получает, ему платит платформа. Более того: могут существовать определенные бонусы для участников, пришедших на ресурсы в рамках партнерских программ. Иногда это единственная возможность попасть на закрытый ресурс, получить существенную скидку на некий продукт, да и самому развиваться никто не мешает – привлекай новых юзеров на здоровье.
Крупные торговые площадки также радуют развитыми реферальными программами. Как правило, к ним можно подключаться как напрямую, так и через CPA-сети (агрегаторы партнерок). Реферер разбрасывает партнерские ссылки, люди переходят по ним, что-то покупают и оплачивают. Рефереру отчисляется определенный процент от покупки – иногда фиксированный, иногда плавающий. Очень неплохие партнерки предлагает Ebay, Amazon, Ozon и прочие онлайн-гипермаркеты.
В результате все довольны: площадка получает новых активных участников, реферал – возможность работать и зарабатывать, реферер – прямой доход. И все без обмана!
За что платят деньги?
Как уже говорилось выше, реферер может получать доход различными способами, в зависимости от условий программы. Кстати говоря, даже в рамках одной площадки может существовать несколько программ с различными условиями и размером вознаграждения, но это уже детали, с которыми можно разобраться и позднее.
А денежки могут платить за:
Многие пользователи совмещают активную деятельность на ресурсе с привлечением новых участников. А некоторые становятся так называемыми «рефоводами», ориентирующимися исключительно на партнерки. У самых успешных из них «на балансе» тысячи привлеченных юзеров, а доход исчисляется десятками тысяч рублей в месяц.
Многоуровневые партнерские программы
Простейшая партнерская программа – одноуровневая, но некоторые ресурсы организуют многоуровневые партнерские программы, причем уровней может быть сколько угодно – зависит от политики системы.
Их суть заключается в принципе преемственности – реферер получает доходы от участников, привлеченных его рефералами. Часто рефералы I уровня называются прямыми, остальные – косвенными. Реферер вообще не имеет дела с косвенными рефералами, но получает с них определенный пассивный доход.
Рассмотрим устройство такой многоуровневой партнерки:
Допустим, комиссия системы равна 20%. При этом ровно половина ее уйдет на выплаты первоначальному участнику. Впрочем, существуют и еще более выгодные программы.
Привлечение новых участников
Каждому пользователю, зарегистрировавшемуся на ресурсе, где есть подобная партнерка, выдается соответствующая реферальная ссылка. Помимо адреса ресурса, она содержит уникальный идентификационный код.
Этот код генерируется под каждого участника системы: по нему она распознает, от кого пришел новый пользователь, к кому определить его в рефералы. Реферальная ссылка выглядит примерно так: https://vktarget.ru/?ref=494785. Как видите, она содержит адрес ресурса, а после знака равенства идет шестизначный номер. Это и есть тот самый персональный код.
Остается только одна проблема: где размещать эти партнерские ссылки, чтобы собирать максимум целевого трафика и найти рефералов, которые будут приносить реальные деньги. Вы же заинтересованы в том, чтобы человек не только перешел и зарегистрировался по вашей ссылке, но и активно работал?
Существуют как платные, так и бесплатные способы посева партнерских ссылок. К первым можно отнести тизерные сети, контекстную рекламу, платное размещение ссылок на сторонних ресурсах (в баннерах, статьях, нативке и так далее). Прибегать ли к ним – решать вам, но лично я выступаю за приоритет бесплатных вариантов распространения ссылок (не люблю рисковать деньгами, когда можно этого избежать).
Итак, абсолютно бесплатно можно привлекать пользователей через:
Подытожим: рефералов можно брать абсолютно везде, используя для этого посев ссылок. Но далеко не каждый привлеченный реферал будет продуктивно работать: дай бог, один из ста прочитавших пройдет по ссылке и зарегистрируется, и один из десяти зарегистрировавшихся действительно будет работать. И только один из сотен работающих рефералов способен стать «золотым», то есть, приносить рефереру весьма ощутимый доход.
С продажей товаров и услуг складывается несколько иная ситуация: рефералы там, по сути, одноразовые. А это значит что нужно постоянно находится в движении и рекламировать поставщика программы как можно активнее!
Советы начинающим
Настало время практических советов начинающим реферерам:
Надеюсь, что мой материал поможет вам превратиться в преуспевающих рефоводов и получать с деятельности рефералов солидный пассивный доход!
Как настроить реферальную программу: опыт онлайн-школы и маркетплейса
Первую версию реферальной программы наша онлайн-школа запустила восемь лет назад. Сейчас она приносит 8% клиентов в год.
Я занимаюсь разработкой платформенных решений, в том числе системой промокодов, подарочных сертификатов и реферальной программой в Skyeng.
Реферальная программа — это маркетинговый инструмент, который позволяет стимулировать процесс так называемого сарафанного радио. Упрощенно это выглядит как подарок клиенту за то, что он посоветует другу приобрести ваш продукт.
Необязательно привлекать с помощью реферальных программ только клиентов. Например, у нас есть программы, где сотрудники могут рекомендовать своих знакомых для работы у нас или где преподаватели приглашают в школу учеников. Но я расскажу про клиентскую программу, потому что многие бизнесы работают обычно с ней.
Косвенно с помощью реферальной программы мы следим за отношением клиентов и сотрудников к нашим продуктам. Если они не будут нами довольны, никакой бонус и скидки не помогут — никто не будет советовать друзьям продукт, который не нравится.
По данным компании Nielsen, 82% опрошенных доверяют рекомендациям людей, которых знают лично
Как устроена клиентская реферальная программа
Первая реферальная программа появилась в Skyeng еще в 2013 году. Тогда все было реализовано технически просто — во время регистрации в школе новый ученик говорил менеджеру, что его пригласил кто-то из тех, кто уже учится. Мы вручную находили этого человека, связывали их в нашей CRM и начисляли бонусы. Никакой автоматизации. Сейчас стало проще — разработчики написали автоматическую систему, руками ничего добавлять не нужно.
Уже тогда стало понятно, что реферальная программа выгодна. Она работает как сарафанное радио, распространяет информацию о сервисе с помощью тех, кто уже им пользуется, и приводит заинтересованную аудиторию.
Сейчас клиентская реферальная программа устроена так: любой ученик приглашает к нам другого человека, который ранее не обучался в Skyeng. Приглашать можно членов семьи, друзей, знакомых, кого угодно. Главное, чтобы это были физические лица, которые оплачивают обучение для самих себя, а не компании или ИП. Оба, и приглашающий, и приглашенный — он называется «реферал», получают по два бесплатных урока. Их начислят после того, как новый ученик оплачивает любой из наших продуктов. Пригласить можно неограниченное количество людей.
Схитрить и купить один урок, а потом получить еще два в подарок, не выйдет. Но это не ограничение реферальной программы, а в принципе формат работы компании — мы продаем уроки не поштучно, а пакетами. Для большинства продуктов минимальный пакет — это 4 урока. Есть пакеты и больше: из 8, 16, 32 и 64 уроков, но размер бонуса не зависит от суммы первой покупки и всегда равен двум урокам.
«Новым» учеником в системе считается пользователь, который оставил заявку на обучение с именем, имейлом и телефоном и совершил первую оплату в школе — разумеется, ранее в базе его не было.
Чтобы привести друга, клиент может использовать две механики.
Реферальная ссылка. Каждый ученик в личном кабинете на сайте видит уникальную реферальную ссылку. Ее можно скопировать и отправить другу. Или разместить, например, в аккаунте соцсети или в блоге.
Кликнув по этой ссылке, приглашенный попадет на специальную страницу. Если на ней заполнить форму регистрации и оставить контактные данные, наша система автоматически свяжет владельца ссылки и приглашенного.
Механика перехода по ссылке удобная, но в ней есть риск потери реферальных данных. Например, когда человек пригласил ученика, а тот потерял ссылку или забыл перейти по ней. Такое бывает, если приглашенный использует несколько устройств сразу — например, его позвали через мессенджер на телефоне, а он решил изучить сайт с компьютера. Соответственно, перехода по ссылке нет, и система никак не фиксирует нового реферала.
Реферальный промокод. Поэтому кроме реферальной ссылки наша система генерирует каждому ученику личный реферальный промокод — набор букв и цифр. Его можно распространять, как ссылку. Этот промокод можно ввести при регистрации или сообщить менеджеру во время бесплатного вводного урока. После ввода реферального кода система свяжет владельца кода и приглашенного.
Мы ведем полную историю реферальной активности: видим, сколько людей перешло по конкретной ссылке, сколько из них стали платить. Мы фиксируем статус всех учеников. Информация о рефералах есть и в личном кабинете приглашающего — он видит, сколько людей зарегистрировались в школе и совершили оплату по его приглашению.
Бонус начисляется только после оплаты деньгами. То есть если приглашенный при оплате применил подарочный сертификат, это не считается реферальным случаем и бонусы не начисляются. Потому что реферальная программа — это прежде всего канал привлечения, а этого ученика уже привлекли, подарив ему сертификат.
Также не получится совместить рефералку и участие в других маркетинговых акциях. Например, часто новые ученики хотят получить два урока за приглашение от друга и еще подарки по промокодам от блогеров — так не выйдет, нужно определиться, кто же все-таки позвал вас в школу.
Но есть нюанс. В 2019 году мы решили, что это правило не совсем честное по отношению к хозяину ссылки — он старался, звал друга, а тот выбрал такой же подарок от блогера и оставил хозяина без бесплатных уроков. Чтобы такой несправедливости не было, все работает так: если система зафиксировала реферальную связь с помощью перехода по ссылке, то хозяин этой ссылки в любом случае получит бонус. И неважно, по какому промокоду приглашенный оплатит пакет. По такой механике мы принимаем примерно 25% пришедших по рекомендации друзей.
Достаточно часто ученики вспоминают, что их кто-то пригласил, уже после того, как произвели оплату. В такой ситуации мы ничего не можем сделать. Только если оплата действительно произошла только что и ученик рассказал про это, мы идем навстречу и подключаем рефералку вручную задним числом.
Какие еще реферальные программы бывают
Бонусом в реферальной программе может быть что угодно, а не только продукт. Вот примеры того, что предлагают другие компании.
Скидки. Сервис «Клин» за регистрацию по ссылке обещает приглашенному 500 Р скидки на первый заказ. После его оплаты клиент тоже получит 500 Р скидки на любую уборку.
В онлайн-игре «Хартстоун» за приглашенного друга, который доберется до 20 уровня, хозяин ссылки получит уникального персонажа.
Деньги. Некоторые компании предлагают клиентам деньги за приведенных друзей. Такие реферальные программы называют партнерскими программами.
«М-видео» предлагает зарегистрироваться в системе, распространять ссылки на товары в их магазине и получать комиссию. Размер зависит от категории товаров — за продажу по вашей ссылке мобильной техники предлагают 2,1%, за кухонную — 2,9%. Зарегистрироваться в программе могут только юридические лица.
SEO-сервис «Серпстат» проводит программу с прогрессивной шкалой вознаграждений — чем больше оплат сделал реферал, тем больше денег получает хозяин ссылки. Заработать можно 10—30% от чека.
Сколько стоит создать реферальную программу
Конкретной суммы, которую потратили на техническую разработку, назвать не получится. Skyeng использует только продукты внутренней разработки: у нас своя CRM, биллинг, система аутентификации, личный кабинет ученика, платформа. Рефералка включена в систему, у нее нет отдельной команды разработчиков.
средняя стоимость запуска реферальной программы под ключ
Мы делали реферальную программу так, чтобы она могла гибко перестраиваться и покрывать все сегменты наших пользователей. Например, мы можем быстро добавить в рефералку новые продукты. Или запустить реферальную акцию с новыми условиями — технически все это есть в панели администратора в системе.
Привлечение одного реферала обходится примерно в 4 урока
Поддержкой реферальной системы занимается команда внутреннего маркетинга, отдельного продуктового бюджета на программу нет. План по привлечению формулируют аналитики. Опираясь на данные за предыдущие периоды, они делают прогноз: какое количество оплат может реализовать каждый из каналов привлечения. Рефералка — один из таких каналов.
Относительно этого плана мы формируем маркетинговый бюджет на период: стоимость привлечения одного ученика умножаем на количество учеников в плане. Если округлять, то привлечение одного реферала обходится нам примерно в четыре урока.
На деле все сложнее — план ставят не только по количеству привлеченных рефералов, но и по расходам на них. Для этого используются маркетинговые и финансовые показатели.
Вот как это работает — на примере апреля 2020 года.
CSC — Customer Sale Cost — стоимость «сейлз-сопровождения». Это оплата работы специалистов, которые помогают новому ученику решиться на оплату. Допустим, сейчас это первый разговор с менеджером по продажам и вводный урок. Плюс бонус-скидка, который даем ученику за оплату в течение 24 часов. Показатель может изменяться, если ученик проходит самостоятельное тестирование.
CAC — Customer Acquisition Cost — это сумма, которую можно потратить на привлечение нового ученика. Ее можно вычислить с помощью трех показателей, о которых мы писали выше — CMC, CSC и CPrC. Если их сложить, получится CAC. Показатель также вычисляется в двух видах: тот, который ставят аналитики, и какой получился реально.
CAC на апрель в планах был 6115 Р на одного реферала. В итоге вышло 4807 Р на одного человека. Мы молодцы, трат получилось меньше, чем было запланировано.
Нужно ли рекламировать реферальную программу
Специальных инструментов продвижения для рефералки у нас нет. Чаще всего клиент узнает о реферальной программе на вводном уроке — методист или менеджер рассказывают ему обо всех возможностях платформы, в том числе и о бонусах за приглашение друзей. Еще мы напоминаем о рефералке на сайте и в личном кабинете ученика.
Мы стараемся не перегружать ученика информацией об акциях и рефералке, поэтому лишь изредка рассылаем сообщения с напоминанием и призыв пригласить в нашу школу друзей. Судя по нашему опыту, взрослые проявляют интерес к сообщениям в почте, а дети лучше реагируют на рассылку в чат-боте личного кабинета.
Рефералка у нас выглядит ненавязчиво, но пользователи о ней знают. Они могут задать вопросы о ней в службу поддержки клиентов, которая рассказывает в том числе и об этой программе.
У нас было несколько специальных рекламных акций, посвященных реферальной программе. Например, в акции «Приведи класс» мы обращались к детям и их родителям и призывали их приглашать в нашу школу одноклассников детей и просто их друзей. В личном кабинете ребенка мы фиксировали эти реферальные связи, размещали большие яркие баннеры с фотографиями приглашенных учеников. Это напоминало виртуальный класс, где ученики могут видеть успехи друг друга. За каждого приглашенного новичка в рамках таких акций мы начисляли не два урока, как обычно, а три.
Еще была акция «Собери команду». Каждый новый ученик должен был приглашать следующего, чтобы образовывалось что-то вроде реферальной цепочки. Чем длиннее эта цепочка, тем больше бонус для каждого ее участника. Победители получали по три бонусных урока, подписку на наши разговорные клубы, мерч школы и билеты на мероприятия. В личном кабинете были видны эти цепочки с фотографиями участников, которые пригласили друг друга.
Если подытожить, что это нам дало, то такие акции вовлекают учеников, но не оказывают значительного эффекта на программу. Да, учеников повышенный бонус радует, а мы экспериментируем, но показатели не растут. Мы предполагаем, что эти же люди могли бы прийти к нам по обычной рефералке, без специальных акций. Просто немного попозже.
Стоит ли запускать реферальную программу
Данные по рефералке мы собираем с 2017 года. С тех пор к нам пришли примерно 22 500 взрослых учеников и 8500 детей. Это только те, кто кликнул по реферальной ссылке или использовал реферальный код при оплате. Еще 11 000 взрослых и 5000 детей пришли по другим каналам, но смогли подтвердить, что в школу их пригласили другие ученики.
Опыт компании показывает — при работе с любым другим каналом привлечения клиентов объем затрат будет выше.
Неважно, реклама это, работа с блогерами, организация рассылок и партнерских механик — средняя стоимость привлечения ученика будет выше, чем если бы мы привлекли его по рефералке.
Но нужно понимать, что в Skyeng над реферальной программой работает команда внутреннего маркетинга, которая и так занимается привлечением клиентов. Технически программа встроена в уже работающую систему, все делают наши разработчики. Наконец, она работает на уже существующей большой базе клиентов.
По реферальной программе к нам в год приходят около 7—8% от общего числа клиентов. Еще 6% — те, кто пришел по рефералке, но для регистрации выбрал другой маркетинговый бонус.
пользователей в год приходят по реферальной программе
Реферальную программу можно считать эффективной, если она привлекает клиентов без каких-то серьезных маркетинговых затрат. Если бы нам приходилось как-то дополнительно стимулировать реферальную программу, проводить маркетинговые акции, вливать в нее деньги и держать отдельную команду разработки, то быстро бы встал вопрос о ее эффективности.
А сейчас это недорогой и достаточно эффективный канал привлечения, который не требует каких-то значительных временных и трудовых затрат. Рефералка работает тогда, когда ученик доволен тем, что происходит.
Опыт работы с реферальной программой Ozon
Акция длилась 11 месяцев, мы привлекли 600 000 новых клиентов и затем решили модернизировать ее. Сделать так, чтобы она не только привлекала новичков, но и увеличивала объем продаж и стимулировала повторные покупки. Так появилась наша регулярная реферальная программа.
Баллы можно получать и за повторные покупки своего реферала. Точное их количество зависит от общего оборота всех рефералов менеджера. И от того, что конкретно купил реферал — мы делим товары на категории с низким и высоким спросом.
Для менеджеров мы готовим специальные задания — в их личном кабинете появляется список товаров, которые мы предлагаем продать в этом месяце. Например, зубные пасты — для друзей или, как мы их называем, клиентов менеджера, они будут со скидкой 18%, и за каждый товар можно получить по 20 баллов. Так мы помогаем увеличивать оборот партнерам маркетплейса — продавцам и брендам.
Заработанные баллы начисляются не сразу, а раз в месяц. Это время нужно, чтобы убедиться, что менеджер не нарушил правил и условий реферальной программы.
Мы не ограничиваем менеджера в количестве привлеченных покупателей, а покупатели не фиксируются за менеджером автоматически и навсегда. Промокод нужно вводить каждый раз при совершении оплаты. Поэтому менеджеру нужно мотивировать своих рефералов делать покупки — рассказывать про акции, за которые дают больше баллов, делиться эксклюзивными скидками и выполнять задания.
Получается, менеджеры в реферальной программе создают клиентскую сеть, которую сами мотивируют покупать больше.
зарабатывает менеджер реферальной программы в среднем
В условиях программы есть запреты — например, менеджерам нельзя привлекать клиентов через платные каналы трафика, через контекстную и таргетированную рекламу. Мы сделали так, чтобы не путаться между рекламой менеджеров и рекламой компании. Есть требование, чтобы персональный сайт или блог менеджера визуально не напоминал сайт Ozon. Если мы обнаружим такие нарушения, то заблокируем менеджера и аннулируем его вознаграждение.
Менеджерам доступна бесплатная образовательная платформа — там мы публикуем небольшие статьи и видеокурсы по копирайтингу, продвижению в соцсетях и маркетингу в общем. Плюс есть обучающий курс по рефералке — чтобы помочь разобраться в системе начислений и нюансах программы. Есть комьюнити менеджеров во «Вконтакте» и канал в «Телеграме».
Сейчас в программе больше 70 000 менеджеров. Они привлекают порядка 250 000 клиентов ежемесячно. Активные менеджеры приводят в среднем 1000 клиентов в месяц. Есть рекордсмен — за месяц привел 78 400 новичков. У него свои сообщества в социальных сетях, посвященные продаже товаров.