Что значит старуха прикинулась сиротой
Как ты понимаешь выражения старуха прикинулась сиротой, поскупилась?
Литературное чтение 2 класс:
как объяснить значение выражений
К таким словам можно отнести глагол поскупилась, который в данной сказке имеет значение «пожадничала, не захотела делиться, не дала».
Выражение «старуха прикинулась сиротой» означает, что старая женщина стала вести себя так, как будто она одинокая, бедная, несчастная, нуждающая, помочь ничем не может, наоборот, это ей нужно помогать.
Желание старухи в «Сказке из топора» показать себя в нищем свете обосновано жадностью. Сиротство всегда ассоциируется с бедностью, обездоленностью, даже с нищетой. Поэтому сравнение с сиротой старухи в народной сказке очень кстати.
Тут же видим и расшифровку, «поскупилась». От жадности спрятала старуха припасы подальше от солдатского глаза, дабы делиться не пришлось. Поскупилась и сделала вид будто бедная, несчастная и нет у нее ничего, будто она сирота несчастная и сама нуждается в помощи. Только не помогли старухе ложь и притворство, так как пришлось вытрясти из закромов и крупу, и соль, и масло.
С одной стороны, с людьми мы должны поступать так, как хотим, чтобы они относились к нам. То есть, если мы ожидаем от друга добра и преданности, мы сами, в первую очередь, должны помогать другу и стоять за него горой.
В этом смысле пословица из вопроса к дружбе, мне кажется, вполне применима. Как ты поступаешь с другом, так и он вправе поступить с тобой.
Думаю, дружить надо по пословицам:
Ведь в настоящей дружбе важна преданность, умение поставить интересы друга выше своих собственных, готовность придти на помощь в любое время, поддержать в трудной ситуации и взаимовыручка.
Если ответы, то вот вам ссылка, там две части.
Первая часть ГДЗ 2 класс:
Вторая часть ГДЗ Литературное чтение 2 класс:
Это тетради с ответами, выглядят вот так:
Надеюсь, это именно те, ГДЗ что вы искали.
В рассказе Берестова «Честное гусеничное» описывается история одной гусеницы, которая была так уверена в своей неотразимости, что специально полезла на цветок, чтобы ее увидела и восхитилась девочка. Однако девочка сказала, что гусеница противная. Гусеница сильно расстроилась и дала клятву, что никто ее больше никогда не увидит. Она спряталась на дереве и обмоталась коконом. Потом гусеница превратилась в бабочку и стала настоящей красавицей.
Как же еще могла закончить свою клятву наша гусеница?
Например так: Честное гусеничное слово, я никому не покажусь на глаза, пока не стану красивой бабочкой.
Или так: Честное гусеничное слово, а съем все листья и лопну, но жестоко отомщу за это оскорбление.
А может и так: Честное гусеничное слово, я больше никогда не буду хвастать своей красотой.
Составим план пересказа сказки Валентина Берестова «Честное гусеничное»,который можно будет использовать и для пересказа и для читательского дневника.
Каша из топора
Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет, — солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
— Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу?
— А вот так. Дай-ка котёл.
Принесла старуха котёл.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готово, — отвечает. — Жаль, что вот соли нет.
— Соль-то у меня есть. Посоли. — Солдат посолил, снова попробовал:
— Коли сюда бы да горсточку крупы! — Старуха принесла из чулана мешочек крупы.
— На, заправь как надо. — Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат. — Как бы сюда да чуточку масла — было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
— Бери ложку, хозяюшка. — Стал кашу есть да похваливать.
— Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, — дивится старуха. А солдат ест да посмеивается.
Сирота казанская
«Эх ты, Сироткин! – говорят, бывало, ему
арестанты, – сирота ты казанская!»
Ф. Достоевский
Кто это – сирота казанская? Сегодня узнаем значение этого выражения и попытаемся выяснить, откуда оно взялось.
Человека, у которого нет не только родителей и родственников, но и вообще ничего за душой, называют «сиротой казанской», но правильно ли это? Чаще всего в литературе, да и в жизни это понятие употребляется именно в таком смысле, однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Словарь Даля утверждает, что сирота казанская – это плут, прикидывающийся бедняком, а пошло это выражение аж со времён царя Ивана Грозного. В октябре 1552 года была взята Казань и огромное ханство перешло под власть Москвы. Татарская знать, мурзы (князья) во имя сохранения своего высокого положения и богатства всячески угождали новому правителю. Некоторые даже добровольно принимали христианство, за что поощрялись царём: он вручал им подарки и приближал к своему двору. Народ в насмешку прозвал таких князей «казанскими сиротами», ибо в присутствии Иоанна Васильевича они всячески прибеднялись, стараясь добиться этим как можно больше снисходительности и наград.
Некоторые другие источники, правда, утверждают, что казанские сироты в большом количестве появились на Руси после жестокого истребления населения Казани войсками Ивана Грозного. И если это правда, то тогда вариант Даля будет лишь экспрессивным выражением, с переносным значением по отношению к настоящим казанским сиротам.
Словари
1. Ребенок или подросток, оставшийся без одного или без обоих родителей.
Тот, кто одинок, кто остался без родных и близких.
СИРОТА́, сироты, мн. сироты (сироты обл.), муж. и жен. Ребенок или несовершеннолетний, отец и мать или один из родителей которого умерли. Круглый сирота (см. круглый). Остаться сиротой.
Казанская сирота (разг. ирон.) о том, кто прикидывается несчастным, жалким.
| Вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом ·знач. и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек. Эк сироты-то сколько ныне! архан. нищих.
| Сиротка, твер. пустая гречишная каша.
| южн. растение Bulbocodium ruthenicum, брундышка, сниток, снедок, малая снитка.
Ребенок или подросток, у которого умер один или оба родителя.
Алексей Александрович рос сиротой (Л. Т.).
1. Ребёнок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей. Рано остался сиротой. Росла сиротой. У меня ни отца, ни матери, я с. Круглый (круглая) с. (без отца и матери). // Об одиноком человеке, оставшемся без родных, близких. Остался несчастный старик с. сиротой. На войне многие женщины потеряли мужей, остались сиротами. Никого у нас нет, сироты мы с тобой.
◊ Казанская (казанский) сирота́. Ирон. О том, кто лишь прикидывается несчастным, жалким, стремясь вызвать сочувствие.
-ы́, мн. сиро́ты, м. и ж.
1. Ребенок, подросток, лишившийся одного или обоих родителей.
[Упманис:] Ты сирота. У тебя нет ни отца, ни матери. Ты бы умер с голоду, если бы не находился сейчас в этом сиротском приюте. Михалков, Я хочу домой.
Человек, оставшийся без родных, близких.
В древней Руси феодально-зависимое сельское население, позднее (с 16 до начала 18 в.) самоназвание крестьян и других тяглых людей.
— казанская (казанский) сирота
— круглый (круглая) сирота
Казанская (казанский) сирота. Разг. Человек, притворяющийся несчастным, обиженным, беспомощным и т. п., чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. ФСРЯ, 425; БМС 1998, 524-525; ФМ 2002, 432; Мокиенко 1986, 33.
Жить казанским сиротой. Сиб. Быть беспомощным, несчастным. Верш. 6, 242.
Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героини Марфы Игнатьевны для сочинения в таблице
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».
Источник: Действие второе, явление 5
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»
Источник: Действие первое, явление 5
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащат — взглянешь».
Источник: Действие пятое, явление 6
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»
Источник: Действие пятое, явление 6
Характеристика Кабанихи другими героями
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Подробная характеристика Варвары.
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Источник: Действие второе, явление 10
Подробная характеристика Катерины.
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Подробная характеристика Кулигина.
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»
Источник: Действие первое, явление 1
Подробная характеристика Кудряша.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.
Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!», «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»
5 фактов о Кабанихе
Вывод
Марфа Кабанова является одним из ключевых женских образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она символизирует собой невежество, жестокость, тиранию, требующую от окружающих полного подчинения. Суровая и беспощадная, она собственноручно разрушает судьбы своих детей.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать косность и отсталость провинциального общества. Цитатная характеристика Кабанихи позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко составить доклад или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.