Что значит сталинский ампир
Сталинский ампир в архитектуре Москвы
Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.
Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.
По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).
После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.
Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.
Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.
Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.
В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.
Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир
Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.
Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.
Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.
Министерство иностранных дел.
Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.
Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.
Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.
Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.
За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.
Сталинский ампир – стиль во славу строителей
В то время по всей стране специалисты из Америки возводили заводы, инженеры открывали тракторные, автомобильные, авиастроительные и другие предприятия.
Осенью 1936 года Сталин направил в США Анастаса Микояна – наркома пищевой промышленности, чтобы тот позаимствовал иностранный опыт в сфере пищевого производства. Как результат, в СССР начали строиться мясокомбинаты, появились невиданные для советских потребителей товары – докторская колбаса, сухое молоко, сгущенка, а также типично американские продукты – газированные напитки, чипсы, кетчупы и др. Позже Микоян писал: «Вряд ли за два месяца можно было сделать больше, чем это удалось нашей группе. Но каждый из нас впоследствии, а порою даже и сейчас – сорок лет спустя! – находит в жизни родной страны какие-то приметы, отзвуки, следы той работы, которая была нами проделана в результате командировки в Соединенные Штаты осенью 1936 года».
Не отставали от промышленников и советские архитекторы. По личному указанию Сталина они принялись осваивать американский неоклассицизм. Но при этом перед ними поставили задачу создать такие здания, которые бы затмили великолепие шедевров западной архитектуры – 103-этажного небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и одного из самых больших правительственных зданий – Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Однако, взаимодействуя с зарубежными проектировщиками, советские специалисты сконцентрировались только на архитектуре и проигнорировали прогрессивные технологии построения жилых и производственных помещений. Как следствие, они не сразу обратили внимание на популярный в те годы в Америке материал – гипсокартон.
Великие архитектурные проекты, которые позже стали образцами сталинского ампира, были реализованы только после войны. Тогда в первую очередь начали строиться высотки. Параллельно экспериментировали и с массовым строительством. В 1948 году в Москве появились первые каркасно-панельные дома из бетона. Тогда же отказались от влажной штукатурки, что намного сократило сроки сдачи жилья, а впоследствии переросло в технологию сухого строительства. И в тот же период впервые начали использовать гипсокартон. Первым зданием, построенным с его помощью, был дом скульптора Розенфельда на Песчаной площади.
В 1949 году по распоряжению Мосгорисполкома был запущен Павшинский завод, оснащенный американской техникой, по программе лендлиз. Как раз здесь начали выпускать первый отечественный гипсокартон: плоские листы на основе гипса и крахмала. За год там производилось около 5 млн. кв. метров этого материала.
История же оригинального гипсокартона началась в СССР в 1960-е годы, когда была куплена лицензия на производство ГКЛ у братьев Альфонса и Карла Кнауф, они с конца 50-х сконцентрировались на выпуске гипсокартона в Германии. Именно немецкие производители привили Павшинскому заводу немецкий стандарт качества. В наши дни это подмосковное предприятие в Красногорске возглавляет остальные 78 заводов КНАУФ, построенных на территории России.
С более подробной информацией об эволюции гипсокартона можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке.
Сталинский ампир
Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.
Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.
Характерные черты
Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.
Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.
В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.
Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Сталинский ампир» в других словарях:
сталинский ампир — см.: ампир … Словарь русского арго
Сталинский Ампир — … Википедия
Сталинский период — Сталинский период период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926 1929);… … Википедия
ампир — АМПИР, а, м. Что л. помпезное, вычурное, напыщенное, претенциозное. Не баба ампир. Сталинский ампир архитектура времен И. В. Сталина. Советский ампир типичная советская архитектура … Словарь русского арго
Ампир — У этого термина существуют и другие значения, см. Ампир (значения). Ампир (от фр. empire style «имперский стиль») стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления… … Википедия
Ампир (значения) — Ампир: Ампир архитектурный стиль и стиль декоративно прикладного искусства начала XIX века Сталинский ампир архитектурный стиль середины XX века Ампир (фильм) художественный фильм А. Н. Сокурова … Википедия
Архитектура Коломны — Церковь Иоанна Предтечи древнейшее сооружение Коломны … Википедия
Великие стройки коммунизма — Великие стройки коммунизма выражение, которое использовалось для обозначения наиболее крупных и значимых для народного хозяйства строительных проектов в СССР, выражение, часто использовавшееся как пропагандистское клише. Содержание 1… … Википедия
Поляков, Леонид Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Поляков. Леонид Михайлович Поляков … Википедия
Сталинская архитектура
Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 годом, когда был официально утвержден проект Бориса Иофана для Дворца Советов, и 1955 годом, когда Никита Хрущев осудил «перегибы» последних десятилетий и распустил Всесоюзную академию архитектуры. Сталинская архитектура связана со школой социалистического реализма в искусстве и архитектуре.
Основные черты
В рамках советской политики по рационализации страны все города строились по общему проекту планировки. Каждый из них был разделен на районы с делением на участки на основе географии города. Проекты разрабатывались для целых районов, что приводило к явному преобразованию архитектурного облика города.
Взаимодействие государства с архитекторами являлось одной из особенностей того времени. Одно и то же здание могло быть объявлено формалистской профанацией, а затем в следующем году получить высшую похвалу. Такие аутентичные стили, как возрождение ренессанса Жолтовского и неоклассицизма Ивана Фомина в Петербурге, адаптация стиля ар-деко Алексея Душкина и Владимира Щуко сосуществовали с имитациями и эклектикой, что стало характерным для той эпохи.
«Сталинские высотки»
«Сталинские высотки» представляют собой группу небоскребов в Москве, разработанных в сталинском стиле. В английском языке для них есть прозвище – «Семь сестер». Официально они строились с 1947 по 1953 годы (некоторые работы продолжались долгие годы после официальных дат завершения строительства), их стиль – это сложная комбинация русского барокко и готического стиля, использованная технология заимствована у строителей американских небоскребов.
Семь высоток: Гостиница «Украина», жилой дом на Котельнической набережной, жилое здание на Кудринской площади, гостиница «Ленинградская», Министерство иностранных дел, главное здание МГУ и административно-жилое здание на площади Красных Ворот.
Технология строительства
Что касается методов строительства, то в большинстве зданий под отделкой из мокрой штукатурки расположена простая кирпичная кладка. Исключением стали панельные дома Андрея Бурова из средних бетонных блоков (такие, как «Ажурный дом», 1939-41) и большие здания, такие как «Сталинские высотки», для строительства которых было необходимо использовать бетон. Кладка закономерно подразумевала узкие окна, в результате чего оставалась большая площадь стен, которые можно было украшать. Противопожарные терракотовые отделки были введены в начале 1950-х, хотя их редко использовали за пределами Москвы. Большинство кровель были из традиционных деревянных стропильных ферм, покрытых металлическими листами.
К 1948 году строительная технология усовершенствовалась – по крайней мере, в Москве – так как стали доступными более быстрые и дешевые процессы. Дома также стали более безопасными за счет устранения деревянных перекрытий и перегородок. Стандартизированные здания 1948-1955 годов обладали таким же качеством жилищного строительства, как и сталинская классика, они классифицируются как таковые агентами по недвижимости, но здания этих годов исключены из диапазона сталинской архитектуры. Идеологически они принадлежат к массовому жилью – промежуточной фазе перед появлением стандартизированных зданий эпохи Хрущева, известных как «хрущевки».
Масштаб
Не все, что было построено в сталинские времена, следует называть сталинской архитектурой. Она основана на создании трудоемкой и длительной кладки, что не могло быть соизмеримо с потребностями массового строительства. Эта неэффективность в значительной степени привела к завершению эпохи сталинской архитектуры и появлению массовых методов строительства, начавшегося в то время, когда Сталин был еще жив.
Хотя Сталин отказался от конструктивизма, процесс завершения конструктивистских зданий продолжался до 1930 года. Промышленное строительство, происходящее под руководством Альберта Кана, а затем Виктора Веснина, попало под влияние модернистских идей. Это было не столь важно для градостроительных планов Сталина, поэтому большинство промышленных зданий (за исключением таких мегапроектов, как Канал имени Москвы) не относится к сталинской архитектуре. Даже первая очередь Московского метро, завершенная в течение 1935 года, не была тщательно проверена Сталиным и поэтому попала под существенное влияние конструктивизма.
Таким образом, масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относятся отдельные проекты в области инфраструктуры, такие как Канал имени Москвы, Волго-Донской канал и станции, построенные на последних этапах строительства Московского метрополитена.
Предпосылки (1900-1931)
До 1917 года русская архитектура была разделена между русским модерном (местная интерпретация стиля модерн, сильнее выраженная в Москве) и неоклассицизмом (сильнее проявляется в Санкт-Петербурге). Неоклассическая школа создала зрелых архитекторов, таких как Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Иван Фомин, Владимир Щуко и Александр Таманян, к моменту революции они были состоявшимися профессионалами со своими собственными компаниями, школами и последователями. Они в конечном счете и стали архитектурными старейшинам сталинизма и произвели лучшие образцы архитектуры этого периода.
Другая школа, появившаяся после революции, сейчас известна как конструктивизм. Некоторые из конструктивистов (например, братья Веснины) были молодыми специалистами, создавшими себе имя до 1917 года, тогда как другие только что завершили свое профессиональное образование (например, Константин Мельников) или вообще такового не имели. Они присоединились к группе современных художников, компенсируя отсутствие опыта публичности. После начала Новой Экономической Политики (НЭП) их известность привела к созданию архитектурных комиссий. Опыт не нарабатывался быстро, и многие конструктивистские здания справедливо критиковали за нерациональные планы этажей, перерасход средств и низкое качество.
На короткое время в середине 1920-х профессионалы в области архитектуры начали работать старомодным способом – с частными компаниями, международными конкурсами, конкурсными торгами и дискуссиями в профессиональных журналах. Приглашались зарубежные архитекторы, особенно к концу этого периода, когда Великая депрессия привела к сокращению рабочих мест у них дома. Среди них были Эрнст Май, Альберт Кан, Ле Корбюзье, Бруно Таут и Март Стам. Разница между традиционалистами и конструктивистами не была строго определенной. Жолтовский и Щусев нанимали модернистов в качестве младших партнеров для своих проектов и в то же время включали конструктивистские новинки в свой собственный дизайн. В 1930 году с помощью компании Albert Kahn, Inc. был создан «Госпроектрстрой» как часть Строительной комиссии ВСНХ (Высший совет народного хозяйства). Здесь работали 3000 дизайнеров, бюджет организации составлял 417 000 000 рублей.
Градостроительное планирование развивалось отдельно. Жилищный кризис в больших городах и индустриализация отдаленных районов требовали массового жилищного строительства, освоения новых территорий и реконструкции старых городов. Теоретики разработали множество стратегий, которые привели к возникновению политизированных дискуссий без особого практического результата; поэтому вмешательство государства было неизбежно.
Начало (1931–1933)
В личных архитектурных предпочтениях Сталина и степени его собственного влияния огромную роль сыграли дедукция, догадки и бытовые мнения. Факты вмешательства или их упоминание в общественных советских документах в значительной степени касаются конкурса на строительство Дворца Советов 1931-1933 гг.:
Среди архитекторов, приглашенных возглавить эти мастерские, были традиционалисты – Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Иван Фомин, Борис Иофан, Владимир Щуко – а также практикующие конструктивисты: Илья Голосов, Пантелеймон Голосов, Николай Колли, Константин Мельников, Виктор Веснин, Моисей Гинзбург и Николай Ладовский. Тем самым было положено начало важной тенденции, продлившейся до 1955 года. Сталин выбрал Иофана для одного проекта, но сохранил всех конкурирующих архитекторов у него на службе. Как отметил Дмитрий Хмельницкий: «Сравнение с нацистской архитектурой в некоторой степени правомерно, но здесь есть существенное отличие. Сталин никогда не выбирал одного архитектора или единый стиль, как в случае с Гитлером, который выбрал Шпеера. Ни одна из элитных групп не могла претендовать на победу. Ни конструктивисты, ни традиционалисты. Сталин воплотил своего «Шпеера» из того, что смог найти».
Довоенная сталинская архитектура (1933-1941)
Ранний сталинизм (1933–1935)
Первые годы сталинской архитектуры характеризуются отдельными зданиями, или, в крайнем случае, проектами развития отдельных районов. Восстановить огромные районы Москвы оказалось гораздо сложнее, чем снести исторические районы. Три наиболее важных здания Москвы этого времени расположены на одной площади, все они были построены между 1931 и 1935 годами, но каждый проект развивался независимо, мало внимания уделялось общему ансамблю (см. кадры довоенных фильмов 1936 г., 1938 г., 1939 г.). Каждый проект установил свой вектор развития на следующие два десятилетия.
— Дом на Моховой по проекту Жолтовского, фантазия в стиле итальянского Возрождения, является прямым предшественником послевоенной роскоши экстерьеров (сталинского стиля Ампир). Тем не менее, его размер соответствует близлежащим зданиям XIX века.
— Гостиница «Москва» по проекту Алексея Щусева. Эта линия развития была редкостью для Москвы (башня на вершине зала имени Чайковского так и не была завершена), но подобные грандиозные сооружения были построены в Баку и в Киеве. Тонкие римские арки балконов «Москвы» были распространены по всей стране в 1930-е годы. После войны они сохранялись в южных городах, но исчезли в Москве.
— Наконец, дом СТО (Совета Труда и Обороны) по проекту Аркадия Лангмана (позднее Госплан, в настоящее время здание Государственной Думы): скромное, но не мрачное здание с сильными вертикальными деталями. Этот стиль – искусная адаптации американского ар-деко – подразумевает использование дорогостоящего камня и металла для отделки, таким образом, он имел ограниченное влияние – Дом Советов в Ленинграде, законченный в 1941 году, и Тверская улица в Москве.
Отдельный тип проектирования, известный как «ранний сталинизм» или «постконструктивизм», развивался с 1932 по 1938 год. Он прослеживается как в упрощенном стиле ар-деко (у Шуко и Иофана), так и в коренном конструктивизме, где он медленно превратился в неоклассицизм (Илья Голосов, Владимир Владимиров). В этих здания сохраняются простые прямоугольные формы и большие стеклянные поверхности, характерные для конструктивизма, но также присутствуют декоративные балконы, портики и колонны (обычно прямоугольные и очень легкие). К 1938 году его применение было прекращено.
Ещё примеры:
Генеральный план развития Москвы (1935)
В июле 1935 года правительство оценило результаты и, наконец, издало указ о генплане Москвы. В этот План, в частности, были включены идеи Сталина по развитию города:
Эти правила фактически наложили запрет на недорогое массовое строительство в старом городе и на «важнейших» улицах, а также на строительство домов для одной семьи. Недорогое строительство развивалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлены в новые, дорогие проекты «ансамблей», где фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.
Канал имени Москвы (1932–1938)
Канал соединяет Москва-реку с основной транспортной артерии европейской части России – Волгой. Он расположен в самой Москве и в Московской области. Канал присоединяется к 191 км Москвы-реки в ее устье у Тушино (район на северо-западе Москвы), а также к Волге в городе Дубна чуть выше по течению плотины водохранилища Иваньково. Длина канала составляет 128 км.
Он строился с 1932 по 1937 год в начале и середине сталинской эпохи.
Проспекты Москвы (1938-1941)
В конце 1930-х годов у строительной отрасли уже было достаточно опыта, чтобы построить большие, многоблочные городские здания – хотя все они были только в Москве.
Три наиболее важных проекта Москвы:
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (1939)
В 1936 году ежегодная сельскохозяйственная выставка была перенесена на пустое поле на севере Москвы. К 1 августа 1939 года были построены более 250 павильонов на площади 1,36 квадратных километров. Статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» 1937 года с вершины павильона СССР на выставке Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne (1937) (Парижская выставка 1937 года) была восстановлена около главных ворот. Павильоны были созданы в национальных стилях советских республик и областей; прогулка по выставке воссоздавала тур по огромной стране. Центральный павильон Владимира Щуко был в некоторой степени основан на проекте так и не построенного Дворца Советов проекту Жолтовского 1932 года. В отличие от «национальных» зданий, он не сохранился (центральные ворота и основные павильоны были восстановлены в начале 1950-х годов).
Сохранившиеся павильоны 1939 года – это последний и единственный пример сталинской монументальной пропаганды в ее исходном значении. Такие образцы пропаганды не строились на века (как склад военных трофеев Щусева в парке Горького), некоторые из них были разрушены во время десталинизации 1956 года.
Современный павильон «Космос» является одним из оригиналов 1939 года, перестроенный в 1950-х. Статую Сталина заменила ракета (примерно такого же размера)
Послевоенный период в сталинской архитектуре (1944-1950)
Послевоенная архитектура иногда воспринимается как единый стиль, но она была разделена по крайней мере на четыре вектора развития:
Жилищное строительство в послевоенных городах различалось в соответствии с рангом жильцов. Никакие усилия не предпринимались для того, чтобы скрыть роскошь, иногда она были очевидной, иногда намеренно преувеличенной (в отличие от незамысловатого Дома на Набережной по проекту Иофана). Загородные резиденции чиновников, приближенных к Сталину, были высшего класса, так было в 1945 году с Домом со львами Ивана Жолтовского (Дом со львами был спроектирован Николаем Гайгаровым и М. М. Дзиско из мастерской Жолтовского. Жолтовский руководил проектом и поддерживал его), и с роскошным жилым домом в центре для маршалов Красной Армии. Квартиры маршалов по проекту Льва Руднева 1947 года постройки в том же квартале обладали менее экстравагантным внешним видом. Существовал тип здания для представителей каждой ступени иерархии приближенных Сталина.
Здания высокого класса можно легко идентифицировать по таким красноречивым деталям, как расстояние между окнами, мансардные этажи и эркерные окна. Иногда, соответствующее звание и род деятельности жильцов был представлены с помощью украшений, а иногда с помощью мемориальных досок. Обратите внимание, что все это – особенности Москвы. В небольших городах социальная элита обычно состояла только из одного или двух классов, Санкт-Петербург всегда обладал запасом дореволюционного роскошного пространства.
Волго-Донской канал (1948-1952)
Строительство нынешнего Волго-Донского канала, спроектированного институтом Гидропроект под руководством Сергея Жука, началось до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, из-за которой процесс был прерван. В течение 1948-1952 годов строительство было завершено. Навигация была открыта 1 июня 1952 года. Канал и средства его обслуживания были построены преимущественно заключенными, которые содержались в нескольких специально организованных исправительно-трудовых лагерях. В 1952 году количество осужденных, занятых на строительстве превысило 100 000 человек.
Подземное метро (1938–1958)
Первый этап строительства Московского метрополитена (1931-1935) начинался как строительство обычного городского инженерного сооружения. Велась обширная пропаганда, связанная с его строительством, но само метро не воспринималось в качестве средства пропаганды. В отличие от других проектов, Московский метрополитен не был метрополитеном имени Сталина. Старые архитекторы избегали участия в комиссиях по метро. Отношение изменилось, когда в 1935 году начался второй этап работы. На этот раз метро было политическим заявлением, и на него выделялось намного больше финансов. На втором этапе создаются такие разные примеры сталинского стиля, как станция Маяковская (1938), Электрозаводская и Партизанская (1944).
На завершение первой послевоенной линии метро (секция кольцевой линии в 6,4 км) потребовалось 6 лет. Эти станции были посвящены Победе. Не было больше Коминтерна (станция метро Коминтерн была переименована в Калининскую в декабре 1946 года), не было Мировой революции, осталась только констатация победителя, националистического сталинизма. Станция Октябрьская по проекту Леонида Полякова была построена как храм в стиле классицизма с блестящим бело-голубым алтарем за железными воротами – что символизировало полный отход от довоенного атеизма. Чтобы увидеть этот алтарь, пассажир должен был пройти мимо длинного ряда гипсовых панно, бронзовых подсвечников и различных военных образов. На станции Парк Культуры (2) висят настоящие готические люстры, еще одно отклонение. У Метростроя были свои фабрики по производству мрамора и столярных изделий, где изготовили 150 сплошных целых мраморных колонн для этой короткой секции. В оформлении второй секции Кольцевой линии отдавалась дань доблестному труду (за исключением станции Комсомольская по проекту Щусева, созданной как пересказ речи Сталина от 7 ноября 1941 г.).
4 апреля 1953 года общественность узнала, что отрезок метро 1935 года постройки от Александровского сада до Калининской и до Киевской закрыт навсегда и будет заменен совершенно новой линией глубокого залегания. Никакого официального объяснения этому дорогому изменению не существует, и все предположения касаются создания бомбоубежища. Одна из станций, Арбатская (2) по проекту Леонида Полякова, стала самой длинной станцией в системе – 250 метров вместо стандартных 160, и, вероятно, самой экстравагантной. В какой-то степени это московское петровское барокко, но, несмотря на ссылки на историческое наследие, эта станция является преувеличенной, эфирной и нереальной.
Сталинские каноны был официально осуждены, когда были построены еще два отрезка – до Лужников и до ВДНХ. Эти станции, завершенные в 1957 и 1958 годах, были в основном лишены излишеств, но они по-прежнему архитектурно принадлежали линии Сталина. Дата 1 мая 1958 года, когда открылся последний из этих участков, знаменует окончание всего позднего сталинского строительства.
Станция ВДНХ, открытая в 1958 году, лишена «излишеств». Зеленая масляная краска заменила мозаики Фаворского
«Сталинские высотки» («Семь сестер») (1947–1955)
Идея Сталина 1946 года о строительстве множества небоскребов в Москве привела к изданию указа в январе 1947 года, после которого началась шестилетняя пропагандистская кампания. К моменту официального начала строительства в сентябре 1947 года были определены восемь строительных площадок (на одной из них, в Зарядье, строительство будет отменено). Восемь проектных групп под управлением главных архитекторов нового поколения (возрастом от 37 до 62 лет), подготовили многочисленные проекты, не было никакого открытого конкурса или оценочной комиссии, что является показателем личного руководства Сталина.
Все главные архитекторы были удостоены Сталинских премий в апреле 1949 года за предварительные проекты; исправления и поправки вносились вплоть до самых поздних стадий строительства. У всех зданий были технически переусложненные стальные каркасы с бетонными перекрытиями и заполнением кирпичной кладкой, а также фундаменты из бетонных плит (для которых иногда требовалась оригинальная технология задержания воды).
Проекты небоскребов требовали создания новых материалов (особенно керамики) и технологий; решение этих проблем способствовало последующему развитию жилья и инфраструктуры. Тем не менее, они строились за счет замедления регулярного строительства, в то время как страна была в руинах. О потерях реальных городских нужд из-за этого проекта можно судить по этим цифрам:
Похожие небоскребы были построены в Варшаве и Риге; башня в Киеве была завершена без венца и шпиля.
Восходящая волна высоток, широко пропагандируемая с 1947 года, была воссоздана в многочисленных небольших зданиях по всей стране. Башни от 8 до 12 этажей в высоту возвышались над 4-5 этажными ансамблями послевоенных региональных центров. Высота Центрального павильона Всероссийского выставочного центра, вновь открытого в 1954 году, была 90 метров, в нем есть собороподобный главный зал 35 метров в высоту, 25 метров в ширину со сталинскими скульптурами и росписями.
Проспект Независимости в Минске (1944-1959)
Городской архитектурный ансамбль «Праспект Незалежнасці» (белор. «Проспект Независимости») в Минске является примером комплексного подхода к организации окружающей среды города с помощью гармоничного сочетания его архитектурных памятников, планировочной структуры, ландшафта и природных или искусственных зеленых насаждений. Ансамбль был построен в течение пятнадцати лет после Второй мировой войны. Его длина составляет 2900 метров. Ширина дороги, включая тротуары, варьируется от 42 до 48 метров.
Работа над генеральным планом бывшей Советской улицы началась в 1944 году, вскоре после освобождения Минска от немецко-фашистских войск. Основные архитекторы из Москвы и Минска работали над этим проектом. В 1947 году по итогам конкурса был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры М. Парусникова.
План строительства ансамбля проспекта Независимости является ярким примером. Макет принимал во внимание основные особенности градостроительного ансамбля – длину фасадов зданий, их силуэты, основные границы и общий архитектурный шаблон. Комплексный план строительства был основан на компромиссе инновационных идей и классической архитектуры. Сохранившиеся довоенные здания и парковые зоны были включены в архитектурный ансамбль.
В настоящее время здания, образующие ансамбль проспекта Независимости, включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Сам архитектурный ансамбль с его зданиями и сооружениями, его расположение и ландшафт охраняются государством, они внесены в Список как комплекс исторических и культурных ценностей. В 1968 году была введена Национальная премия в области архитектуры, и ее выиграла команда архитекторов, представляющих архитектурные школы Москвы и Минска, (М. Парусников, Г. Баданов, И. Барщ, С. Ботковский, А. Воинов, В. Король, С. Мусинский, Г. Сысоев, Н. Трахтенберг и Н. Шпигельман) за проектирование и строительство ансамбля проспекта Независимости.
Самые известные сталинские архитектурные ансамбли в Минске располагаются также на улице Ленина, Комсомольской улице, Коммунистической улице, Привокзальной площади и в других местах.
Восстановление Киева (1944-1955)
Сталинская премия 1949 года
Сталинская премия за 1949 год, лауреаты которой были объявлены в марте 1950 года, продемонстрировала тогдашнее четкое разделение сталинской архитектуры – экстравагантные, дорогие здания все еще восхваляют, но так же хвалят попытки сделать сталинский стиль доступным. Премия 1949 года была вручена исключительно за завершенные жилые дома, что определяло приоритеты. Это также демонстрирует классовое расслоение соответствующих жильцов того времени.
Награды получили три здания из Москвы:
Региональное многообразие
Национальные республики СССР имели право разрабатывать свои собственные сталинистские стили, с большей или меньшей свободой. Когда местных сил было недостаточно, привлекались русские архитекторы (Щусев спроектировал театр в восточном стиле в Ташкенте и др.). Александр Таманян, назначенный главным архитектором Еревана, в значительной степени был ответственен за разнообразие армянской сталинской архитектуры. Сталинскую архитектуру, примерно с 1948 по 1956 годы, брали на вооружение «народные демократии» послевоенного Восточного блока, как правило, после победы над внутренней модернистской оппозицией. Это иногда приводило к определенным местным влияниям, хотя нередко рассматривалось как советский импорт.
Польша
Дворец культуры в Варшаве по проекту Льва Руднева, названный «подарком от советского народа», был, пожалуй, самым спорным проектом из импортированной сталинской архитектуры. Эта огромная по размеру высокая башня, которая по-прежнему является четвертым по величине зданием в Европейском Союзе, возвышается над городом. Однако более раним примером неоклассицизма был большой бульвар МДМ, который был разработан параллельно с точной реконструкцией старого центра города. МДМ был типичной сталинской магистралью со щедро расширенной улицей, о которой часто говорили, что она предназначена для передвижения танков. Запланированный город Нова Хута за пределами Кракова был также спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х годов.
Восточная Германия
После победы Советского Союза в Берлине были построены различные грандиозные военные памятники, в том числе один в Тиргартене и другой, более крупный в Трептове. Первым крупным сталинским зданием в Германии было советское посольство на Унтер-ден-Линден. Его первоначально осмеяли модернисты, такие как Герман Хенсельманн, и примерно до 1948 года градостроительное планирование Восточного Берлина (под руководством Ханса Шаруна) не было модернистским, как и в квартирах галерейного типа, составлявших первую часть запланированной Шталиналлее (Аллеи Сталина). Однако правительство осудило эти эксперименты и приняло русский стиль, и оставшаяся часть Шталиналлее была разработана Хенсельманном и бывшими модернистами, такими как Ричард Паулик в том стиле, который неуважительно назвали Zuckerbäckerstil («стиль свадебного торта»). Похожие, хотя и менее грандиозные памятники были созданы в других городах, таких как Лейпциг, Дрезден, Магдебург, Росток или в новом городе Сталинштадт.
Румыния, Болгария, Чехословакия, Венгрия и Латвия
Центральные здания, построенные в сталинской манере, также включали в себя Casa Scânteii («Дом искры») в Румынии и комплекс Ларго в Софии, Болгария. Все это были проекты, созданные до 1953 года, даже если некоторые из них были закончены после смерти Сталина. Меньше примеров было в Чехословакии, хотя модернистские архитекторы и теоретики, такие как Карел Тейге подвергались критике при проектировании статуй Сталина, одна из самых грандиозных из которых была расположена в Праге. В Венгрии сталинский стиль был использован для нового города Сталинварош и многих других жилищных, административных и инфраструктурных проектов 1950-х годов. Как и в СССР, модернизм вернулся в большинство стран Восточной Европы после середины 1950-х годов, хотя были и исключения в самых авторитарных режимах: огромный Дворец парламента в Бухаресте является очень поздним примером неоклассицизма, его начали строить только в 1984 году и завершили в 1990 году вскоре после падения режима Николае Чаушеску в 1989 году. В Латвии есть здание Латвийской Академии наук в Риге, также известное как «Торт ко дню рождения Сталина».
Другие территории
Попытки снизить затраты (1948–1955)
Переход от сталинской архитектуры к стандартным сборным бетонным конструкциям, как правило, связывают с правлением Хрущева и особенно с указом «О ликвидации излишеств. » (ноябрь, 1955). Действительно, Хрущев был вовлечен в кампанию по сокращению затрат, но она началась в 1948 году, когда Сталин был еще жив. Преобразования в массовом строительстве проявились в экономичности сталинских зданий, например д. 7 по Большой Калужской по проекту Жолтовского. Основанные на кладке, они обеспечили лишь незначительное усиление; настало время для появления новых технологий. В 1948-1955 годах различные архитектурные бюро проводят масштабную экономическую оценку целесообразности, разрабатывая и испытывая новые технологии.
Эксперимент «каркас и панель» (1948-1952)
В 1947 году инженер Виталий Лагутенко был назначен руководителем опытно-промышленного конструкторского бюро с целью исследования и разработки недорогой технологии, пригодной для быстрого массового строительства. Лагутенко сделал ставку на большие бетонные сборные панели. К нему присоединились архитекторы Михаил Посохин (старший) и Ашот Мндоянц, и в 1948 году эта команда построила свои первые бетонные каркасно-панельные дома около современной станции метро Полежаевская. Четыре одинаковых здания были построены затем рядом с ними, подобные здания строились в 1949-1952 годах по всей стране. Это было еще экспериментом, не подкрепленным промышленным потенциалом или ускоренными графиками проектных работ. Посохин также разработал различные псевдосталинские конфигурации одинаковых блоков с декоративными излишествами, но они не были реализованы. Бетонные панели стали обычными для промышленного строительства, но слишком дорогими для массового жилья.
Январь 1951 года: Московская конференция
Пока не известно наверняка, кто из лидеров Партии лично инициировал кампанию по снижению издержек. Но эта необходимость была неизбежной. Известно лишь, что в январе 1951 года Хрущев – тогда глава московского отделения Партии – провел профессиональную конференцию по проблемам строительства. На конференции был отдан приказ о переходе на крупногабаритные железобетонные изделия заводского производства, строительство новых заводов по производству сборного железобетона и других материалов и замену технологии влажной кладки на быструю сборку готовых элементов. Промышленность по-прежнему должна была решить – должна ли она использовать большие панели высотой в целый этаж, или мелкие, или, может быть, двухэтажные панели, как Лагутенко пытался сделать в Кузьминках. Базовая технология была определена, технико-экономические исследования продолжались. Через год это направление деятельности – создание заводов по производству бетона – было принято по закону XIX съезда партии, который посетил Сталин. Основные общественные здания и элитное жилье еще не были затронуты.
Песчаная площадь (1951–1955)
Другой тип эксперимента касался улучшения управления проектами, что подразумевало переход от проектов одного здания к многоблочным масштабным проектам. Это было проверено на проекте Песчаной площади (территория на север от квартала Посохина-Лагутенко 1948 года). Благодаря использованию потокового метода перемещения рабочих бригад через последовательность зданий, находящихся на разных стадиях завершения, и умеренному применению сборного железобетона по традиционной кладке, строителям удавалось завершать типичные 7-этажные здания за 5-6 месяцев.
Вместо влажной штукатурки (из-за которой происходила задержка по меньшей мере на два месяца) эти здания отделаны открытой кирпичной кладкой снаружи и гипсокартоном внутри; и с точки зрения качества жизни, это были настоящие – и последние – сталинские постройки.
Конец сталинской архитектуры (ноябрь 1955 года)
Когда Сталин был еще жив, империя роскоши и массовое строительство сосуществовали; поддержка Лагутенко не означала кончину для Рыбицкого. Это изменилось в ноябре 1954 года, когда критики открыто осудили излишества и стремление построить 10-14 этажные здания по собственной воле Сталина; согласно Хмельницкому, это должно было быть начато лично Хрущевым. В течение следующего года кампания росла, подготавливая людей к концу сталинизма.
Указ «О ликвидации излишеств. » (4 ноября 1955 года) содержит некоторые данные о стоимости сталинских излишеств, оцененных в 30-33% от общей стоимости проектов. Конечно, эти примеры были тщательно отобраны, но они являются обоснованными. Алексей Душкин и Евгений Рыбицкий были особенно раскритикованы за тройной перерасход средств и роскошные планы этажей; Рыбицкий и Поляков и были лишены премий Сталина. За этим последовали конкретные заказы по разработке типовых проектов и создание Института типовых зданий вместо прежней Академии.
Сталинская архитектура агонизировала еще пять лет – работа над старыми зданиями больше не была главным приоритетом. Некоторые из них были перепроектированы, а некоторые, конструктивно завершенные, лишились своих излишеств. История закончилась с завершением гостиницы «Украина» в Киеве в 1961 году.
Величественная Шталиналлее в Берлине, также завершенная в 1961 году, была задумана в 1952 году, и ей не было много чего терять: масштаб и большая часть этих зданий, безусловно, сталинские, но скромная отделка аналогичны «Югендстилю» (архитектурный стиль «модерн» на территории Германии и Голландии) и прусскому неоклассицизму. Улица будет позднее расширена в особом Международном Стиле и переименована в Карл-Маркс-Аллее.
Наследие и возрождение
В некоторых зданиях брежневской эпохи, в частности, в «Белом доме» в Москве, можно проследить сталинское наследие, в то время как нео-сталинский режим в Румынии создал большой поздний пример этого стиля – Дворец Парламента, строительство которого было начато в 1984 году. Умышленное воссоздание этого стиля началось в Москве с 1996 года как в виде включений в районы того периода, так и в форме отдельных проектов. Некоторые из них попали под влияние чистого неоклассицизма или ар-деко; с некоторыми исключениями их архитектурные качества и функции в сфере городского развития являются спорными. Менее спорные примеры:
Известные архитекторы — представители стиля