Что значит стал хафизом

Хафиз

Смотреть что такое «Хафиз» в других словарях:

Хафиз — (муж.)(араб.) хранитель, блюститель Казахские имена. Словарь значений.. ХАФИЗ Хранитель, защитник (один из эпитетов Аллаха); заучивающий наизусть; знающий наизусть Коран. Память, предмет, связанный с чьей либо памятью. Антрополексема. Татарские,… … Словарь личных имен

хафиз — сказитель, певец Словарь русских синонимов. хафиз сущ., кол во синонимов: 2 • певец (95) • сказитель … Словарь синонимов

ХАФИЗ — Шамседдин Мухаммад (около 1325 1389 или 1390), персидский поэт лирик. Мастер газели, жанра, который был им доведён до высокого совершенства. Свободолюбие, протест против зла, пренебрежение общепринятой моралью вызывали немилость властей и гонения … Современная энциклопедия

ХАФИЗ — (персидское), народный певец и сказитель у таджиков и афганцев. Репертуар хафиза включает народно поэтические и литературные произведения … Современная энциклопедия

ХАФИЗ — (перс.) народный певец и сказитель у таджиков и афганцев … Большой Энциклопедический словарь

ХАФИЗ — араб. hafies, Коран. Объясняющий изустно Коран. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Хафиз — Ислам · Священные Писания … Википедия

Хафиз — 1. (прозвище; настоящее имя Шамседдин Мохаммед; ок. 1325, Шираз – ок. 1389, там же), персидский поэт. По легенде, происходил из небогатой семьи. Получив богословское образование, преподавал в мусульманской религиозной школе; возможно, пробовал… … Литературная энциклопедия

Хафиз — I Хафиз Гафиз, Хафез (псевдоним; настоящее имя Шамседдин Мохаммед) (около 1325, Шираз, 1389 или 1390, там же), персидский поэт. Происходя из незнатной и небогатой семьи ширазских горожан, Х., однако, получил полное богословское… … Большая советская энциклопедия

Хафиз — (перс., от араб. хафиз хранитель, блюститель) человек, знающий коран наизусть; тадж. и узб. певец, исполнитель традиц. музыки (народной и классич. проф. музыки устной традиции, в т. ч. и шашмакома). X. отличают высокий профессионализм,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Хафизы Корана в древности и в наши дни

Что значит стал хафизом

Хафизом (множественное число хуффаз) называют человека, который выучил наизусть весь Коран. Это слово происходит от арабского корня хифз «защищать, запоминать» и встречается во многих аятах Корана, в том числе и как атрибут Аллаха, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.

Посланник Аллаха (мир ему) поощрял заучивание наизусть Корана. Известно много хадисов на эту тему. Согласно одному из самых известных из них, «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других». Поэтому уже с самой ранней эпохи появились люди, который заучивали все ниспосылающиеся аяты.

После смерти Посланника Аллаха (мир ему) хафизы из числа сподвижников обучали Корану учеников, которые передавали свои стили чтения (кираат) следующим поколениям в таких центрах исламского мира, как Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Египет. Во многих частях исламского мира заучивание Корана начиналось в раннем детстве.

Хотя первые мусхафы были в основном подготовлены с целью предотвращения искажения Корана, Абу Бакр Ибн аль-Араби отмечает, что аспекты его декламации сохранялись путем устной передачи, а к мусхафам обращались только в случае, если между чтецами Корана возникали разногласия. Ибн аль-Джазари, указывая на эту же проблему, писал: «Позже при передаче Корана стали полагаться на сохранение в сердцах и умвх (заучивание наизусть), а не на сохранение мусхафов и книг. Это самая ценная из особенностей, дарованных Всемогущим Аллахом этой (мусульманской) общине».

Что значит стал хафизом

В первые века хиджры заучивание Корана и его изучение происходило, в основном, в мечетях, но некоторые учителя использовали свои дома как школы. Например, в доме Абу Исхака ат-Табари собирались мусульмане, изучавшие Коран и хадисы.

Среди хафизов было немало и женщин. Как сообщал Ибн аль-Джаузи в «аль-Алькабе», у жены Харуна ар-Рашида Зубайды было 300 невольниц, знавших Коран наизусть, и в ее дворце от их голосов стоял шум «подобный гудению пчелиного улья». Эвлия Челеби (1611-1682) писал, что число хафизов в Стамбуле, достигало 9000, и 3000 из них были женщинами.

В Андалусии для обучения Корану выделялись определенные мечети. Андалусский ученый Абу Бакр Ибн аль-Араби писал, что здесь действовала очень успешная система образования. Обучение начиналось с письма, математики и грамматики, затем учитель Корана начинал учить детей слову Аллаха устно, и они выучивали аяты и суры наизусть в соответствии со своими способностями. Те, кто становились хафизами, по желанию могли продолжить дальше религиозное образование, изучая фикх и хадисы.

Наряду с мечетями и дар аль-курра, подготовка хафизов в последующие века продолжалась в медресе, заведениях, именуемых дар аль-хуффаз и дар аль-хадис, в рибатах и при гробницах, в том числе и тех, которые, предположительно, принадлежали пророкам. Также богатые люди, надеясь получить пользу от того, что рядом с их могилой будет проходить обучение Корану, нередко специально строили свои гробницы таким образом, чтобы при них было удобно организовать подготовку хафизов.

Учителей кираата называли шай аль-кираа, а их обязанности – машихат аль-кираа, машихат аль-икра, риясат аль-икра. Также их именовали по той местности, где они проживали, например, кари ахл-и Макка или мукри-и Куфа.

Учителя, обучавшие хафизов, разработали свои методы. Для заучивания давались по пять или десять аятов, и только после того, как ученик хорошенько запомнил их, переходили к следующим. Некоторым учителям из-за большого количества обучающихся приходилось на уроках слушать нескольких учеников одновременно. Некоторые делали это даже на прогулке. Про шейха кираата Дамаска Али ибн Мухаммада ас-Сахави рассказывали, что он слушал двух или трех учеников одновременно по пути в Джабаль.

Бурные события XX века оказали свое влияние на подготовку хафизов Корана в исламском мире.

В 1924 г. после создания Республики в Турции был принят закон об унификации обучения – Тевхид Тедрисат Кануну. Согласно ему, все учебные заведение переходили в ведение Министерства образования, а сама система образования объявлялась светской. Усилиями Рифата Бёрекчи, главы Управления по делам религии того времени, курсы Корана были исключены из этого закона, но им не уделялось особого внимания – в 1923-1933 гг. по всей стране было всего 9 таких курсов. Смягчение отношения к религии со стороны властей в последние десятилетия сказалось и на подготовке хафизов. В 1991 г. количество курсов Корана превысило 5000. Как и в других странах, таких как Малайзия, Саудовская Аравия, в Турции с 1983 года проводятся конкурсы хафизов.

Со времен Османской империи на Балканах готовили хафизов, и рядом с большинством мечетей действовали школы, называемые медресе хафизов или дар аль-курра. После Первой мировой войны и особенно после установления власти коммунистов эта деятельность практически прекратилась, особенно в Албании, Черногории, Косово, Санджаке и Болгарии. С другой стороны, Скопье и окружающий его регион даже в самых тяжелых условиях сохраняли оставшуюся со времен османов традицию подготовки хафизов, удовлетворяя потребности других балканских стран. Вплоть до недавнего времени Скопье, Тетово и Гостивар называли в числе городов, где готовилось больше всего хафизов. В Боснии и Герцеговине это касается Сараево, Мостара и Зеницы.

Что значит стал хафизом

В 1983 г. в Египте под председательством известного хафиза Абдуль-Басита Мухаммада Абдус-Самада была создана ассоциация «Никабату мухаффизи ва курраи аль-Курани аль-Карим». Если на первых порах число ее членов было 300, то к 1996 г. достигло 4000. Помимо руководства школами хафизов, ассоциация определяет кандидатов, которые будут принимать участие в официальных религиозных церемониях, проводимых в мечетях, на радио и телевидении в стране и за рубежом, и выдает сертификаты тем, кто сдает экзамен. Обучение хафизов в Египте осуществляется в различных находящихся под управлением Министерства вакфов и аль-Азхара государственных и частных учреждениях, число которых достигает 50000.

В Индии суфийские школы, внесшие огромный вклад в исламизацию региона, также придавали большое значение преподаванию Корана. В частности, благодаря деятельности тариката чиштия в XIII в. количество хафизов в Индии резко возросло по сравнению с другими исламскими странами. Хотя преподавание Корана на какое-то время замедлилось, оно снова набрало обороты во времена знаменитого алима Шаха Валиуллаха (1703-1962) и его сыновей. Основатели Дар уль-Улюм Деобанд, ставшего одним из крупнейших религиозных и академических центров исламского мира, и ученые, получившие там образование, уделяли большое внимание обучению Корану. Сегодня из школ, принадлежащих Деобанду, каждый год выпускаются сотни хафизов.

В Пакистане, получившем независимость в 1947 году, преподавание Корана происходит в медресе, число которых сегодня превышает 3000. В них имеются специальные отделения для хафизов. По некоторым оценкам, общее количество хафизов в Пакистане составляет более 30 000 человек.

В трудах исламских ученых приводятся правила, которые следует соблюдать при чтении Корана и его заучивании наизусть. Например, читать Коран надо, соблюдая установленный для этого этикет (адаб), с трепетом, соблюдать правила чтения, такие как таджвид и тартиль, не забывать выученное наизусть, пытаться понять смысл аятов и заложенную в них мудрость, следовать повелениям и запретам Корана, очистить сердце от дурных качеств, таких как ненависть и лицемерие, которые не соответствуют морали Корана. Также не следует забывать, что заучивание Корана наизусть не должно становиться инструментом для получения мирской выгоды.

Источник

Каждый может стать хафизом. Первые хафизы Корана

Что значит стал хафизом

Хафизы во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

В истории известны семь хафизов, которые выучили Священный Коран во времена самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и именно на них опираются все десять имамов кыраата:

1. Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах). Его учеником был Мугира ибн Абу Шихаб.

2. Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Есть два риваята по поводу его (да будет доволен им Аллах) хифза. Согласно первому риваяту, он (да будет доволен им Аллах) выучил весь Коран ещё при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Что касается второго риваята, то согласно ему, Али (да будет доволен им Аллах) завершил заучивание Корана, когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже не было среди них. Выдающимися учениками Али (да будет доволен им Аллах) были Абу Абдуррахман ас-Сулями и Абуль-Асвад ад-Дуэли.

4. Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах). Он (да будет доволен им Аллах) выучил весь Коран, при этом около семидесяти сур он выучил из уст самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он (да будет доволен им Аллах) был учителем таких хафизов, как Алькама ибн Кайс, Масрук ибн Аджда, Асвад ибн Язид, Зир ибн Хубайш, Абу Абдуррахман ас-Сулями.

5. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах). Сам Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил его главным по собиранию Корана в единую книгу. Кроме того, он (да будет доволен им Аллах) принимал участие в размножении и распространении мусхафов (экземпляров Корана) во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).

7. Абу Дарда (Уваймир ибн Зайд) (да будет доволен им Аллах). Он был кадием (судьей) в Дамаске и известен под именем «Кари-и Димашк». Среди его учеников были Атыя ибн Кайс, Халид ибн Ма’дан, кадий местности Ба’лябакка Сувайд ибн Абдуль-Азиз и даже одна женщина по имени Умму Дарда.

Места для заучивания Корана в первые годы хиджры

В первые годы хиджры обучение Корану в основном происходило в мечетях. В Медине, кроме мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обучение проходило ещё в девяти мечетях. Также известен дом Махрама ибн Навфаля, в котором изучался кыраат, и именно поэтому данный дом был назван «дарруль-курра».
После смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) резко возросло количество желающих выучить Коран. Однажды, когда Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) был валием Басры, он написал халифу Умару (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором сообщил, что в Басре стало много хафизов. В ответ Умар (да будет доволен им Аллах) повелел назначить им денежное пособие. Когда же Абу Муса (да будет доволен им Аллах) написал через год, что хафизов стало ещё больше, на это халиф (да будет доволен им Аллах) сказал следующее: «Оставь их! Я переживаю, что люди, будучи заняты заучиванием Корана, станут уделять меньше времени изучению его законов». Тем самым халиф (да будет доволен им Аллах) выказал опасение относительно выдачи пособия для хафизов.
В риваяте от Муслима говорится, что, когда Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) собирал хафизов Басры, чтобы сделать им наставления, их количество достигало трёхсот человек.
Ибн Халикан, опираясь на книгу Абу Фараджа Ибнуль-Джавзи «Аль-Алькаб», говорил, что у жены Харуна ар-Рашида Зубейды было около трёхсот рабынь-хафизов. Эта информация показывает, насколько высокое место было отведено заучиванию Корана, даже среди женщин.
Бакилляни, отвечая на предположения некоторых групп шиитов о том, что Коран якобы был изменён, говорил:

«После того, как во многих местах земного шара огромное количество людей выучило весь Коран наизусть, невозможно даже просто предположить, будто Коран мог быть изменён».

Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби говорил примерно то же самое.

В последующие века заучивание Корана происходило в мечетях и в специальных медресе. Учителей по кыраату уважительно называли «шейхуль-курра», а эту обязанность – «мешихатуль-кыраат», «мешихатуль-икра», «рисалетуль-икра».

Источник

Что значит стал хафизом

Египетский Хафиз: «Коран можно выучить, если есть воля, терпение и искренность»

9 сентября последователи ислама всего мира встретили один из главных мусульманских праздников – праздник разговения Ураза-Байрам. А это значит, что подошел к концу еще один Священный для мусульман месяц поста Рамадан. В этом году для саратовских верующих он стал особенным. Специально по приглашению Духовного управления мусульман Саратовской области для чтения Корана в губернию прилетел имам мечети «Зайнаб» Каира, профессиональный хафиз Корана шейх Мухаммад Сарадж Абу Мухаммад.

Хафизами называют людей, которые знают Священную Книгу мусульман наизусть. Возможно ли выучить столь объемный текст и какими качествами нужно обладать для этого? А также что общего между Саратовом и Египтом, как встречают Рамадан в стране Пирамид и что такое фанусы? Наш корреспондент узнал у самого шейха.

— Шейх Мухаммад, Вы являетесь хафизом Корана и имамом одной из мечетей Египта. Это ваша основная должность или Вы чем-то еще занимаетесь?

— Во сколько лет Вы выучили Коран?

— В 11 лет. Меня научил отец, он тоже хафиз и проводил кружок по заучиванию Корана. У нас такая семья, в которой все профессиональные хафизы. Мой старший брат, мои дяди, племянник, и дети тоже готовятся к этому.

— А Ваша супруга знает Коран?

— Да, знает, но не полностью.

— Я думаю, среди наших читателей есть те, кто хотел бы, чтобы их дети стали хафизами. Расскажите, что нужно делать, чтобы выучить Коран? Какие есть секреты, тонкости?

— Любой ли человек может стать хафизом? Или это зависит от способностей человека?

— Какая часть Священного Писания запоминается легче?

— С Вами не бывало такого, что Вы забыли какой-то кусок?

— Естественно, бывает, что какой-то отрывок забывается. Мы же люди. Для этого мы постоянно повторяем, читаем Коран.

— Вы часто ездите, путешествуете по разным частям света. В России вы впервые. А о Саратове слышали что-нибудь до приезда или читали, может быть, в Интернете?

— Я узнал, куда еду, только накануне поездки. Действительно, я первый раз и в России, и в Саратове. Саратов – красивый город. И мусульмане здесь очень дружные, верующие, как мне показалось.

— Вы успели побывать на мероприятиях, организованных в Рамадан Духовным управлением мусульман области: таравих-намазы (дополнительные ночные намазы, читаемые только в Рамадан – ред.), ифтары (ужин-разговение), лекции, конкурс детского рисунка. Какие у Вас впечатления? В Египте в этот месяц бывает что-то подобное?

— Приятно видеть, что в Саратове уделяется большое внимание коллективным ифтарам и сухурам (прием пищи перед утренним намазом – ред.) в Священный месяц, поездкам и различного рода мероприятиям. В Египте Рамадан, конечно, отличается от того, как он проводится в немусульманских странах, где мусульмане составляют не большинство населения. У нас в мечетях регулярно проводятся разнообразные мероприятия, например, викторины по чтению и изучению Корана. В Ночь Могущества власти Египта организуют большое торжество, где присутствует Президент страны. И победители викторин, которые проводились в течение месяца, получают призы от Президента. Также там читаются лекции. Это давнишняя традиция.

В Египте очень много мечетей, и все они заполнены в Рамадан. Люди посещают ночью таравих-намазы и тахаджуд-намазы (дополнительные ночные молитвы, читаемые в любой день – ред.) в течение всего месяца. Мы читаем каждый вечер одну тридцатую часть Корана. Его нужно прочитать полностью за 30 дней Рамадана, и мы распределяем нагрузку равномерно на весь месяц. В немусульманских странах это редкость.

— А женщины ходят в мечеть в Рамадан? Активность проявляют?

— Очень много женщин посещает мечети и присутствует на таравих-намазах и даже утренних намазах. Для них отдельно проводятся лекции, которые читают как женщины, так и мужчины. Но мусульманки ходят только в большие мечети, где есть отдельные залы. Наподобие того, как в саратовской Соборной мечети.

— Как в Египте проводят вечерний ужин-разговение (ифтар)? В Турции, например, люди до утра ходят по гостям.

— Основная масса жителей проводит ифтары дома в семье, но, помимо всего этого, почти во всех мечетях и во многих общественных местах состоятельные люди проводят так называемые «трапезы Всевышнего» для бедных и неимущих: накрывают столы, угощают людей. Эта традиция очень распространена в Египте.

— Есть ли в египетской кухне особенные блюда, которые готовят именно в Рамадан?

— Я слышала, что в Египте в месяц Рамадан есть традиция – зажигать фонарики…

— Эти рамандановские фонарики называются «Фанус Рамадан». Они очень распространены в Египте и бывают совершенно разных цветов и размеров – от очень больших, до маленьких, детских. Фанусы являются важной частью нашего Рамадана. В основном они используются как украшение в домах, мечетях, на улицах городов, некоторые даже вешают эти фонарики в машинах.

— А чем отличается в Египте праздник разговения Ид аль-Фитр?

— Мне уже захотелось поехать туда на Ураза-Байрам!

Египет – это страна туристическая. И у россиян египетские курорты, такие как Хургада или Шарм-эль-Шейх, пользуются большой популярностью. Однако тем, кто предпочитает «халяльный» отдых, эти места не совсем подходят. Куда бы вы посоветовали поехать нашим читателям, кто желает отдохнуть в соответствии с исламскими требованиями?

— Как вообще правоверные мусульмане проводят досуг в вашей стране? Как отдыхают? Чем принято заниматься в свободное время? У нас, например, молодежь «сидит» в Интернете, это самое популярное времяпрепровождения.

— Скажите, шейх, а после визита в Саратов, какие у Вас планы? Какая страна на очереди?

— Я вернусь домой, к работе. Возможно, будут поручения от Министерства, но пока еще неизвестно.

— Наверное, Вы уже посмотрели достопримечательности Саратова. Что Вам больше всего понравилось?

— Волга похожа на Нил?

— Да, похожа. (улыбается) Очень красивое место.

— Хотели бы Вы приехать еще раз в Саратов?

— Да, если получится. У меня здесь появилось много знакомых, друзей, я познакомился с муфтием Мукаддас-хазратом Бибарсовым, имамами.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям перед праздником Ид аль-Фитр?

— Я хотел бы пожелать, чтобы верующие уделяли больше внимания заучиванию Корана. Это самый прямой и короткий путь в Рай. Тем более, что в Саратове пока нет таких людей, кто знает Коран наизусть. А это очень важно.

— Спасибо Вам большое за интервью. Приезжайте к нам в следующем году.

Беседовала Нурия Рамазанова

Опубликовано в газете «Богатей» (№30 от 09.09.10г.)

Источник

Хафиз

Хафиз (араб. حافظ ‎‎ причастие «учащий наизусть», «охранитель») — хранитель Корана, запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.

Во множественном числе звучит как «хафаза». Так называют людей, которые знают весь Коран наизусть. Их также называют «хафиз аль-кур’ан». Хафизами также называют мухаддисов, которые знают наизусть десятки тысяч хадисов с цепями их передатчиков, а также личностные качества передатчиков хадисов, их надёжность, правдивость, погрешности и ошибки. Устная традиция играла большую роль в сохранении исламского наследия и первоисточников. Аяты Корана и хадисы ещё с периода жизни пророка Мухаммада специально заучивались наизусть и передавались из поколение в поколение. Хранителями исламского наследия и были хафизы. Устная традиция передачи Корана и хадисов продолжается вплоть до наших дней, наряду с письменной.

Известные хафизы

Известными хафизами были

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Хафиз» в других словарях:

Хафиз — (муж.)(араб.) хранитель, блюститель Казахские имена. Словарь значений.. ХАФИЗ Хранитель, защитник (один из эпитетов Аллаха); заучивающий наизусть; знающий наизусть Коран. Память, предмет, связанный с чьей либо памятью. Антрополексема. Татарские,… … Словарь личных имен

хафиз — сказитель, певец Словарь русских синонимов. хафиз сущ., кол во синонимов: 2 • певец (95) • сказитель … Словарь синонимов

ХАФИЗ — Шамседдин Мухаммад (около 1325 1389 или 1390), персидский поэт лирик. Мастер газели, жанра, который был им доведён до высокого совершенства. Свободолюбие, протест против зла, пренебрежение общепринятой моралью вызывали немилость властей и гонения … Современная энциклопедия

ХАФИЗ — (персидское), народный певец и сказитель у таджиков и афганцев. Репертуар хафиза включает народно поэтические и литературные произведения … Современная энциклопедия

ХАФИЗ — (перс.) народный певец и сказитель у таджиков и афганцев … Большой Энциклопедический словарь

ХАФИЗ — араб. hafies, Коран. Объясняющий изустно Коран. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Хафиз — 1. (прозвище; настоящее имя Шамседдин Мохаммед; ок. 1325, Шираз – ок. 1389, там же), персидский поэт. По легенде, происходил из небогатой семьи. Получив богословское образование, преподавал в мусульманской религиозной школе; возможно, пробовал… … Литературная энциклопедия

Хафиз — I Хафиз Гафиз, Хафез (псевдоним; настоящее имя Шамседдин Мохаммед) (около 1325, Шираз, 1389 или 1390, там же), персидский поэт. Происходя из незнатной и небогатой семьи ширазских горожан, Х., однако, получил полное богословское… … Большая советская энциклопедия

Хафиз — (перс., от араб. хафиз хранитель, блюститель) человек, знающий коран наизусть; тадж. и узб. певец, исполнитель традиц. музыки (народной и классич. проф. музыки устной традиции, в т. ч. и шашмакома). X. отличают высокий профессионализм,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *