Что значит срок эксплуатации
Как исчисляются гарантийные обязательства и почему срок службы и срок годности товара – не одно и то же
– Постоянно встречаю понятия «срок годности», «срок службы» и «гарантийный срок». Честно говоря, всю жизнь думал, что это одно и то же, просто названия разные. А недавно мне говорят, мол, это разные понятия. Объясните мне, в чем все-таки разница, а то даже не знаю, когда и как надо говорить правильно.
– Это действительно разные термины, применяемые для разных ситуаций. Чтобы избежать путаницы, разберемся с каждым из них, опираясь на законодательные нормы.
⏰ Срок службы
Определение срока службы закреплено законодательно в Приказе ГАК РФ от 20.05.1998 №160. В Гражданском кодексе (ГК) РФ определение данного термина не содержится, однако, в ст. 1097 ГК РФ упоминается о сроках возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка товара.
Срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель товара или исполнитель работы должен обеспечить потребителю возможность полноценно пользоваться товаром или работой по прямому назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по вине изготовителя (исполнителя).
Срок службы устанавливается изготовителем или исполнителем на товары (работы) длительного пользования, которые после окончания срока службы могут угрожать жизни или здоровью потребителя, его имуществу или наносить вред окружающему миру. Это указано в ст. 5 Закона защите прав потребителей.
Список товаров и работ, на которые необходимо устанавливать срок службы, сформирован, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.1997 №720. При изготовлении товаров длительного пользования, которые не входят в список, изготовитель или исполнитель могут устанавливать срок службы, однако, законодательно не обязаны этого делать. В таком случае срок службы будет составлять 10 лет.
Отсчет срока службы начинается:
Срок эксплуатации
Иногда можно встретить понятие «срок эксплуатации». В законодательстве данный термин не отражен. Фактически срок эксплуатации является максимальным временем возможного использования товара.
⏳ Срок годности
Срок годности – это период времени, после которого товар считается не пригодным для употребления по назначению. Срок годности устанавливается изготовителем и регламентирован Приказом ГАК РФ от 20.05.1998 №160, а также ст. 472 и ст. 473 ГК РФ.
Срок годности устанавливается для тех товаров, которые по окончании срока годности могут угрожать жизни или здоровью потребителя, его имуществу или наносить вред окружающему миру, либо для тех товаров, которые во время хранения теряют свои потребительские показатели, в результате чего становятся не пригодными для прямого употребления.
Срок годности устанавливается для таких категорий:
Исчисление срока годности происходит или до определенной даты, или же исчисляется определенным периодом времени с даты производства. Если же изготовитель по каким-то причинам не установил срок годности, то применяется следующее правило – не более 2 лет для товаров и услуг.
Срок службы и срок годности – в чем разница
Некоторые путают срок службы и срок годности, думая, что это одно и то же. На самом деле, как было сказано выше, срок службы – это установленный изготовителем временной интервал, в течение которого потребителю гарантируется качество продукции или бесперебойная работа товара, то есть выполнение купленным товаром его прямой функции. При этом все претензии по недостаткам, выявленным во время срока службы, адресуются изготовителю.
Также есть разница в категориях продукции, в отношении которой устанавливаются сроки службы или годности. Срок службы применяется к так называемым товарам длительного пользования – мебель, бытовая техника, сантехника и т. д.
Срок годности – это срок, после которого продукция становится не пригодной для использования. В отличие от срока службы все претензии по несоответствию товара сроку годности адресуются продавцу.
🕰 Гарантийный срок
Гарантийный срок регламентирован ст. 5 Закона о защите прав потребителей, а также ст. 470 и ст. 471 ГК РФ. Это временной период, в течение которого изготовитель в случае обнаружения покупателем в товаре недостатка должен будет удовлетворить требования покупателя и устранить недостатки за свой счет. Гарантийный срок устанавливается на непродовольственные продукты длительного пользования (бытовая техника, электроника, мебель, обувь и т. д.) самим изготовителем, но иногда дополнительную гарантию может давать и продавец товара.
Гарантийный срок исчисляется:
Если речь идет о продукции с выявленными недостатками, то на время ремонта гарантийный срок продлевается. Если же произошла замена некачественного товара, то отсчет гарантийного срока начинается заново.
Гарантийный срок и срок службы – разница
Срок службы означает, что при соблюдении правил пользования товар весь срок будет функционировать так, как надо. В качестве примера можно привести компьютер – возможно, к окончанию срока службы он уже не будет казаться таким мощным и передовым, как на момент покупки, однако, будет исправно выполнять свои изначальные функции, ради которых и приобретался.
А гарантийный срок устанавливается для того, чтобы в случае появления производственных недостатков, которые мешают нормально эксплуатировать товар, устранить данные недостатки или же заменить товар на аналогичный.
Срок эксплуатации и гарантийный срок — в чем отличия?
На товары либо услуги могут устанавливаться сроки – эксплуатации, годности и гарантии, являющиеся периодами ответственности производителя либо продавца перед покупателем.
В течение данных сроков возможно законно предъявлять претензии и требовать компенсации ущерба.
Законодательное регулирование
Законодательную основу представляют:
Читайте также в нашей статье, какова гарантия на обувь согласно закона.
Понятие периода эксплуатации и назначенного срока службы
Срок эксплуатации – временной интервал, в ходе которого свойства и стабильная эксплуатация продукции обеспечиваются изготовителем.
Срок службы устанавливается со стороны производителя для продукции длительного срока эксплуатации — в данный период потребитель обладает возможностью требовать произвести ремонт продукта либо возврата денег за его приобретение в случае обнаружения заводских несоответствий качества.
Если срок службы товара не указан, он считается по умолчанию равным 10 лет и начинает течь с момента приобретения.
Согласно положений п. 3.3.12 ГОСТа 27002-2015, назначенный срок службы – это календарный промежуток, по прошествии которого использование продукта возможно продолжить исключительно после исследования и принятия комиссионного решения о возможности дальнейшей эксплуатации.
Нормативный срок службы устанавливает стабильную работу оборудования до первого капитального ремонта (вводится заводом-изготовителем).
В этой статье определен максимальный срок гарантийного ремонта.
Гарантийное время
В отличие от гарантийного, срок службы продукции считается обязательным только для определенных товаров долговременного использования, применение которых в некоторый период в силах нести вероятную опасность нанести вред природе, жизнедеятельности и здоровью людей.
Срок гарантии исчисляется временными периодами, а срок службы ведется также в других величинах: например, в количестве сочленений-расчленений для электрических соединителей, в количестве зарядок – для аккумуляторов.
Определение
Гарантийный срок – это временной промежуток, в течение какого при обнаружении изъянов приобретенных товаров либо услуг изготовитель обязан рассмотреть и удовлетворить претензии покупателя по качеству (п.6 ст.5 ЗоЗПП).
Сроки гарантийных обязательств производитель устанавливает добровольно, строгих требований законом не предусмотрено.
Продавец также обладает правом установить продукции гарантийный период, когда этого не выполнил производитель, равный 6 мес., а также – дополнительный срок свыше основного гарантийного, принятого изготовителем (п. 7 ст. 5 ЗоЗПП).
С какого дня исчисляется?
Российскими законами определено: начало исчисления гарантийного срока — с момента приобретения продукции, а заканчивается он на следующий день после после истечения положенного времени.
Но в некоторых моментах он может быть сдвинут:
По истечении сроков гарантии, установленных изготовителем, предъявить претензию возможно, представив доказательства, что изъян был выявлен в период действующей гарантии.
Минимальный и максимальный
Учитывая то, что законом не определен обязательный гарантийный срок, для решения спорных вопросов покупатель может применять конкретный ГОСТ для любого товара либо услуги, указывающий наименьший и наибольший гарантийный период.
По закону (ст. 19 ЗоЗПП) и примерам из судебной практики, на претензии по качеству товара либо услуг у потребителя есть от 14 дней до 24 мес.
Читайте статью о том, как правильно составить претензию на некачественные услуги.
Каким способом информация доводится до потребителя?
Сведения о сроках гарантии указаны в технических условиях на продукцию, наносятся в виде маркировки на упаковку и непосредственно на этикетки.
Если срок гарантии не определен, потребитель вправе выставить претензию по качеству приобретенного товара, когда минусы обнаружены в течение 2-х лет (п.1 ст.19 ЗоЗПП) с момента покупки.
Гарантия на некоторые виды товаров и услуг
В строительстве (в соответствии со ст. 724 и 756 ГК РФ):
На жилой дом от застройщика. Согласно ФЗ №214 от 30.12.2004, определяемый застройщиком гарантийный срок в квартирном жилом здании, составляет не более 5 лет с даты подписания акта передачи дома другому лицу.
На услуги. Гарантийный период предоставляется на итог выполнения услуг, то есть на материальный результат. На услуги устного характера гарантии нет.
Гарантийные обязательства возможно установить с помощью ЗоЗПП либо по согласованию сторон.
На авто. Согласно ГК РФ, срок выполнения гарантийных обязательств – не менее 6 мес.
Производители определяют период гарантии, отталкиваясь от срока службы и пробега (отечественные авто — 3 года и 50 тыс., иномарки — от 2 до 3 лет и до 100 тыс. пробега соответственно)
На одежду. Обычно, период гарантии для предметов одежды (платье, блуза, джинсы, пуховик) – 30 суток от покупки.
Вещи фактически поменять либо вернуть возможно в промежуток 15 суток, вместе с днем приобретения.
Срок гарантии, установленный на спецодежду – 1 год.
Для ювелирных изделий. Гарантийный срок устанавливает предприятие-изготовитель, но если период гарантии меньше 2 лет, потребитель все равно владеет правами согласно ст. 18. Помимо этого, должен быть и срок службы драгоценности, когда информация на этикетках отсутствует – подразумевают срок 10 лет.
Для сезонных товаров. Моментом начала исчисления времени гарантии для продукции сезонного использования (одежды либо обуви, а также аксессуаров) считается начало соответствующего сезона, в зависимости от региона РФ с учетом географического местоположения и соответствующего ему климата.
На мебель. Гарантийный период мебели прописывается предприятием-изготовителем в документе на изготовленные изделия.
Можно ли вернуть предметы мебели обратно, читайте в данной статье.
На вино. Вино принадлежит к продуктам питания, вместо срока гарантии у него есть срок годности и период хранения.
Что содержит акт окончания гарантии?
Документ, подтверждающий завершение гарантийных обязательств, должен содержать информацию об объекте или услуге, суммы гарантийного обеспечения, юридические адреса, реквизиты и подписи уполномоченных представителей сторон.
Скачать бланк акта о приемке гарантийных работ можно тут.
Гарантийное обеспечение технически сложной продукции
К технически сложным принадлежат лишь те продукты, что содержатся в списке Постановления Правительства РФ с 10.11.2011 г. №924, в том числе: холодильники, принтеры, посудомоечные и стиральные агрегаты, кофемашины, электрические плиты, спутниковые и сплитсистемы, компьютерное техническое оснащение и т.п.
Сложнотехнические товары бытового назначения, на которые установлены сроки гарантии также перечислены в правительственном Постановлении №55.
В соответствии со ст. 19 ЗоЗПП, срок гарантии этих товаров 24 месяца, даже если производитель и продавец вписали в гарантийный талон меньшее значение.
В случае выявления недочетов необходимо направить изготовителю претензию, оформленную письменно в 2-ух экземплярах, где будет четко и связно изложена суть проблемы с качеством приобретенного товара.
Один из экземпляров передать лично или по почте с уведомлением – адресату, второй оставить себе.
Образец претензии на возврат технически сложного товара можно взять отсюда.
Годность изделий
Срок годности – временной промежуток, после истечения которого продукция (услуга) признается непригодной для употребления (п.4 ст.5 ЗоЗПП).
Срок годности осуществляет также функции гарантийного срока.
Изготовитель должен назначать срок годности на:
Что такое срок хранения?
Срокэто хранения — промежуток, в период которого продукция не лишается собственных качественных характеристик при соблюдении правил сохранения.
Величина срока хранения отмечается в сопроводительном документе.
Смотрите также видео о сроках службы, годности и гарантийном периоде на товары:
Гарантийный срок, срок годности, срок службы
При возникновении спора о том, является ли товар качественным, очень важно уяснить понятия таких терминов, как «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» товара, так как именно эти понятия будут являться определяющими при предъявлении требований потребителей. Данные сроки регламентированы ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (например, по истечении срока хранения мёд может потемнеть или засахариться, однако он все еще безопасен. А вот если истек срок годности, то от употребления такого лакомства следует воздержаться).
Непригодным к использованию следует считать товар, во-первых, утративший свои потребительские свойства, во-вторых, представляющий опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
В Законе «О защите прав потребителей» указываются лишь некоторые группы товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности. Подробный Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.
Необходимо обратить внимание, что обязанность по установлению срока годности лежит на изготовителе, однако следить за тем, чтобы товаров с истекшим сроком годности не было в продаже должен продавец.
Правила доведения до потребителя информации о сроке годности товара изложены в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до» или «использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год – если срок годности не превышает три месяца; месяц и год – если срок годности превышает три месяца.
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 дает определения срока хранения и срока реализации пищевых продуктов. Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Установление данного срока является правом изготовителя.
Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю. Этот срок также устанавливает изготовитель.
Изготовитель обязан помещать информацию о сроке годности всегда и в отношении всех товаров, указанных в перечне, приведенном в Приложении №1, в том числе и в отношении импортных товаров. Продавец, в свою очередь, обязан передать потребителю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Иначе использование товара по назначению теряет свой смысл. Например, пачку творога можно употребить в пищу в день покупки, а стограммовую пачку чая используют обычно в течение довольно длительного времени, поэтому такой товар должен быть снят с продажи заблаговременно до истечения срока годности.
Что касается предприятий общественного питания, то на все блюда должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товары не реализуются.
Второй вид срока, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» – это срок службы. Он определяется как период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров также утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Третий вид срока по Закону «О защите прав потребителей» – это гарантийный срок, который определяется как период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей.
Гарантийный срок также можно определить как срок, в течение которого покупатель, установив скрытые недостатки товара, может предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.
Гарантийный срок, как и все сроки, устанавливаемые законами или сделками, в соответствии со статьей 190 ГК РФ определяется календарной датой или истечением определенного периода времени (год, месяц, неделя, день или час в зависимости от вида товара, работы или услуги).
В отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение – установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.
Важно отметить, что установление гарантийного срока не является обязательным и он может устанавливаться либо не устанавливаться на любые товары (услуги), таким образом, являясь средством конкурентной борьбы на рынке. Потребитель скорее выберет товар, на который установлена гарантия, чем товар без нее. Кроме того, если на какой-либо товар производитель установил гарантийный срок, продавец не имеет права сокращать его или не устанавливать вовсе.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право предъявить определенные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, как продавцу, так и изготовителю товара, либо исполнителю услуги.
Практика показывает, что чаще всего потребители предъявляют свои требования именно к продавцу, что обусловлено его более близкой территориальной расположенностью.
Следует отметить, что в случае устранения недостатков товара (работы, услуги) силами продавца (изготовителя, исполнителя), гарантийный срок, установленный на данный товар (работу, услугу) продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О сроке службы и сроке годности товаров
О сроке службы и сроке годности товаров
Установление срока службы товара, как и срока годности, является одним из средств обеспечения его надлежащего качества и безопасности.
Срок службы устанавливается изготовителем и начинает действовать со дня приобретения товара, при этом продавец обязан довести информацию до потребителя об установленном изготовителем сроке службы товара.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень товаров длительного пользования, на которые устанавливается срок службы утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, в том числе:
ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Срок службы имеет важное значение при предъявлении потребителем требований в случае обнаружения существенных недостатков товара. В таком случае потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены:
Срок годности –это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Обязанность устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары возложена на их изготовителей. Причем производители самостоятельно определяют этот срок, исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения им своих свойств.
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Потребитель имеет право на получение полной достоверной и необходимой информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора, в том числе о сроке годности. При покупке товара необходимо внимательно изучить потребительскую упаковку (этикетку, ярлык, лист-вкладыш и т.д.), срок годности должен быть доведен в наглядной и доступной форме на русском языке, ни в коем случае не может быть нанесен шариковой ручкой или фломастером, он, как правило, выбивается специальным станком или печатается штампом на этикетке.
Образец.
Если всё же потребитель попал в ситуацию, когда приобрел просроченный товар, прежде всего, рекомендуем обратиться к продавцу за возвратом уплаченных денег, предоставив чек и купленный товар. Отсутствие кассового чека у потребителя не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель также вправе потребовать от продавца возмещения вреда здоровью, причиненного употреблением некачественного товара, компенсации морального вреда, а также полного возмещения понесенных в связи с данными обстоятельствами убытков. Следует знать, что право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом или нет.
За продажу товаров с истекшим сроком годности продавец несет административную ответственность.