Что значит средство общения
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Смотреть что такое «СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с… … Психологический лексикон
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ. См. вербальные средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. См. лингвистические средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ. См. невербальные средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ. См. речевые средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. См. экстралингвистические средства общения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. Специальные программы, позволяющие организовать общение с помощью компьютера – чаты, форумы, блоги, гостевые книги, списки рассылки, социальные сервисы и др … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Средства общения народов разных государств — Языки, служащие средством общения народов разных государств. Подразделяются на естественные и искусственные языки. Международные естественные языки в древнюю и средневековую эпохи, как правило, функционировали в сфере религии, а также науки,… … Словарь социолингвистических терминов
средства общения народов разных государств — Языки, служащие средством общения народов разных государств: 1) естественные и 2) искусственные языки. Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Средства общения народов разных государств — Языки, служащие средством общения народов разных государств: 1) естественные и 2) искусственные языки. Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Разновидности средств общения, их описание и функции
Средства общения — это поведенческие проявления, способствующие передаче информации оппоненту в ходе коммуникационного взаимодействия. Другими словами, это определенные приемы ее кодирования, преобразования и дешифровки.
Классификация средств общения делит их на два типа: вербальные и невербальные.
Фактически, это те средства, которые наряду с вербальными передают смысловую информацию, то есть сопровождают речь. Они делятся на фонационные (тембр, темп речи, интонация и т.д.), кинесические (жесты, мимика, язык тела) и графические (почерк).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные средства
По своему содержанию общение бывает нескольких видов.
Язык как средство общения
Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.
Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.
Разновидности
Существует две разновидности употребления языка:
Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.
Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).
Речь как средство общения
Речь наряду с языком является одним из основных средств, способов общения. Она является и источником информации, и методом воздействия на собеседника. Ее главное отличие от языка состоит в том, что речь представляет собой совокупность звуков (или лексем на письме), эквивалентную по значению соответствующей им системе знаков. Язык един, универсален для всех, тогда как речь индивидуальна, зависит от конкретного человека или группы людей, объединенных социальной средой, местом проживания, профессией и пр.
Речь подразделяется на два вида:
Вспомогательные средства общения
Вспомогательные (дополнительные) средства общения подчеркивают (или скрывают) особенности пола, возраста, расы. Средствами их преобразования являются одежда, прическа, макияж, аксессуары, татуировки, борода и усы, предметы, находящиеся в руках. Они могут использоваться как намеренно, так и неосознанно, и являются проявлением человеческой психологии.
Примеры использования средств общения в повседневной жизни
Повседневную жизнь невозможно представить без общения. Мы каждый день обращаемся к устной или письменной речи для передачи информации, эмоций и т.д. Кроме вербальных средств мы постоянно используем невербальные: например, киваем, чтобы выразить согласие, машем рукой в знак приветствия.
В письменной речи помимо непосредственно текста мы также пользуемся знаками, которые способны передать наше эмоциональное состояние: смайлами (эмодзи) или графическими картинками.
Определенную информацию мы транслируем и с помощью внешнего вида. К примеру, приходя на собеседование, мы скорее всего выберем нейтральную одежду и макияж, а для праздника подберем более яркие предметы гардероба и косметики. Это все — средства общения, к которым мы неосознанно прибегаем в различных жизненных ситуациях.
Средства, виды, функции общения
Общение – сложный социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера.
В социальном плане оно выступает средством передачи человеческой культуры и опыта. Его специфика заключается в том, что собеседники раскрывают свой субъективный мир один другому, проявляют индивидуальные особенности.
Содержательная сторона общения – это совокупность материальной, когнитивной, кондиционной, мотивационной и деятельностной составляющих:
Общение различается по:
Каналы общения, адекватные органам чувств:
Люди обладают особенностями в восприятии внешнего мира и другого человека (социальная перцепция). Они подразделяются на визуалов, аудиалов, кинестетиков:
По логическому основанию можно назвать такие каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный:
Стили общения (по направленности):
Типы общения (по направленности):
Имеются и другие: сотрудничество, компромисс, соперничество (настаивание на своем), приспособление (сохранение отношений), избежание (неприятного).
Средства общения:
В речи выделяют темп, громкость, интонацию, что позволяет определить эмоциональное состояние индивида, его отношение к передаваемому сообщению.
Человек не может длительное время сознательно контролировать всю сферу средств общения. Поэтому, часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д.
Стратегия общения:
Важный вопрос в общении – открытость, т.е. не только искренность говорящего, но и способность непредвзято воспринимать партнера. Высокая культура дает уверенность, что вас правильно поймут.
Тактика общения – это реализация стратегии в конкретной ситуации на основе знания и владения техникой, правилами и приемами коммуникации.
Виды общения:
Функции общения
В психологии существует множество классификаций функций общения.
По критерию цели общения выделяют восемь функций:
Мы рассмотрим обобщенный вариант – три функции (их называют сторонами, аспектами) общения:
Коммуникативная функция общения.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию (Коммуникация (лат. communicatio) – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду людей.). В своей деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и т.п. Это и есть информация человеческой коммуникации, которая не просто отправляется, а и формируется, уточняется, развивается.
Коммуникативная сторона общения имеет свою специфику:
Вербальные и невербальные средства общения
(Вербальный (лат. verbalis ) – словесный, устный.)
Вербальная коммуникация – это устная и письменная речь, т.е. в качестве знаковой системы служит язык. В ее структуру входят:
Формы устной речи – монолог и диалог. На эффективность общения влияют многие факторы. Среди них: интенции – настроения, установки, предполагающие активность взаимодействия партнеров; включенность их в совместную деятельность; наличие обратной связи (позволяет раскрыть точность восприятия смысла информации); умения и навыки.
Хотя речь и является универсальным средством коммуникации, она дополняется употреблением других знаковых систем. Ученые считают, что в общении слова составляют – 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53% (по другим данным до 80%).
Невербальная коммуникация.
Мимика – движение мышц лица, показывающее эмоциональное состояние; она способна дать истинную «картину» о том, что переживает человек. Мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, брови, нос, рот, подбородок способны сказать больше, чем слова (Считается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени беседы.).
По своей специфике взгляд может быть:
При общении важны и жесты.
Виды жестов:
Жесты можно разделить на пять групп:
Пантомимика отражает моторику всего тела, позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют психологическое состояние индивида, в том числе готовность и желательность общения или нерасположенность к этому.
Проксемика – заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.
Выделяют четыре зоны (дистанции) в межличностном контакте:
Различные отношения людей между собой могут выражаться в том, какое место они занимают за столом:
В1 – угловое расположение характерно для тех, кто занят непринужденной беседой;
В2 – позиция совместной деятельности, партнерства, равенства;
В3 – конкурирующе-оборонительная линия, где стол – барьер;
В4 – независимая позиция для не желающих взаимодействовать.
За квадратным (официальным) столом проводятся деловые беседы, подчеркивая субординацию. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются начальником более всего с теми, кто рядом. Круглые (неофициальные) – предназначены для доверительного общения, «удобства» дискуссии.
Интерактивная функция общения.
Она связана с выработкой стратегии, тактики взаимодействия людей.
Общение предполагает изменение поведения и деятельности другого человека. Здесь оно (общение) выступает как межличностное взаимодействие. Его признаки:
Совместная деятельность должна сопровождаться взаимопониманием. Взаимопонимание – это форма взаимодействия индивидов, осознающих содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимающих испытываемые ими чувства и настроения, содействующих достижению реальной цели и конкретного результата.
Типы (виды) взаимодействия.
Их обычно подразделяют на две противоположные группы:
Кооперация представляет собой упорядочение, координацию усилий участников, их продуктивное сотрудничество.
Перцептивная функция общения.
Она включает в себя процесс формирования образа другого человека (это достигается «прочтением» его психических свойств и особенностей поведения), обусловливает восприятие и понимание партнера и себя и установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия.
Механизм социальной перцепции:
Межличностное восприятие – это взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание и изменение каких-то характеристик субъектов, благодаря факту их присутствия. При этом они стремятся к интерпретации поведения и причин его вызывающих. В условиях недостатка информации для взаимодействия начинается ее приписывание, «достраивание». Это называется атрибуцией.
Важное значение в перцепции придается установке в общении. Часто формирование первого впечатления о человеке зависит от данной ему характеристики.
В ходе межличностного восприятия возможны ошибки. В их основе лежат различные эффекты:
В процессе перцепции происходит не просто восприятие партнера, а возникают эмоциональные отношения. Механизм их образования изучает аттракция. Аттракция – формирование привлекательности одного человека для других, механизм развития привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Приемы (способы) ее формирования:
Три основных правила начальника по регулированию взаимоотношений:
Средства общения
Сегодня предлагаем обсудить тему: «средства общения». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.
Какие существуют средства общения?
Под термином «средство общения» чаще всего понимают реально существующие методы и приемы кодировки, преобразования и последующей дешифровки, которые передаются от одного субъекта другому в процессе общения.
Закономерно возникает вопрос: Какие существуют средства общения? Заметим сразу, что все вышеперечисленные приемы для человека делятся на речевые и неречевые, т.е. вербальные и невербальные блоки.
С данной точки зрения под речью понимают сложный процесс эксплуатации языковой системы с целью вступления в коммуникативные отношения с определенным индивидом.
В то же время язык – это сформированная культурой людей система знаков, которая делает возможной общность формирования и выражения своих мыслей. Следует отметить, что речь в данной системе выступает не только способом передачи информации как таковой, но также и методом произведения влияния на своих собеседников.
Языковая система как средств общения
Что в первую очередь мы замечаем в качестве методов общения? Разумеется, это язык собеседника, обеспечивающий первичное взаимопонимание, его интонация и манера речи, поза во время беседы, жесты и все остальное. Среди всех этих инструментов именно языковая система как средство общения тесно контактирует с особенностями социума. Именно культурные качества, социальная нравственность, национальность, все это играет прямую роль в формировании языка, его использования и обширного применения в социуме.
Более того, стоит подчеркнуть тот факт, что язык является едва ли не единственным и уж точно основным способом обмена информацией для людей. Также далеко не преувеличением будет утверждение о том, что языковые системы являются движущей силой развития человечества в целом. Именно благодаря этому уникальному инструменту люди способны выражать свои мысли, рассуждения и домыслы.
Предположения и идеи, духовные переживания и свои самые глубинные чувства, культурные достояния. Даже простейшая коллективная работа становится невозможной без общения, которое обеспечивает быструю и понятную координацию действия между всеми участниками. Тем не менее, общение — это далеко не единственная функция языка.
Язык также обладает экспрессивной функцией, Которая выражается главным образом, в умении человека сформулировать образы сознания в понятные и доступные другим слова, фразы, благодаря чему он может донести до окружающих свои переживания и знания. Таким образом, благодаря языку осуществляется и познавательная функция. Поскольку каждый индивидуум воспринимает и анализирует окружающий мир также посредством слов и фраз.
Еще одной значимой функцией языка является аккумулятивная. Она несет в себе куда больше смысла, чем может показаться на первый взгляд! Аккумулятивная функция языка позволяет облечь определенные знания в форму слов, которые могут быть запечатлены где-угодно в любой доступной форме. Таким образом, благодаря языку сохраняется великое множество знаний, культурных наследий, трудов человечества за долгие годы.
Невербальные инструменты общения
Задаваясь вопросом о том, какие могут быть средства общения, стоит в обязательном порядке упомянуть и невербальное общение. Уже достоверно известно, что невербальные методы внесут в себе достаточно большой процент информации, которую передает и воспринимает в ходе общения человек. Невербальное общение приобретает совершенно новый смыл в ситуациях, когда гласное, то есть речевое общение, является совершенно невозможным.
Феномен данного варианта общения заключается уже в том, что невербальные инструменты общения сформировались и были заложены в человеческое сознание еще задолго до создания первых языковых систем. Основываясь на этом факте, принято считать, что невербальные методы обмена информацией обладают исключительно природным, естественным происхождением. В то время как язык был изобретен самим человечеством.
К невербальным инструментам относятся позы. Принимаемые собеседниками во время ведения диалога, их жесты и мимика, стиль перемещения объектов, взаимодействие с окружением во время разговора, взгляд, интонация. Все эти мелочи очень часто заложены в подсознании, поэтому могут нести информацию, проявлять себя или быть анализируемыми независимо от желания самих индивидов.
Знание и понимание всех вероятных невербальных символов может помочь не только лучше понять или проанализировать своего собеседника. Невербальной коммуникацией можно также грамотно пользоваться, воздействуя на сознание или подсознание индивида и располагая его к себе в случае необходимости. Для этого могут применяться совершенно разные методики, специальные жесты, мимика, позы.
Совершенствование средств общения
Все средства коммуникации, вне зависимости их актуальности, формируются и развиваются в некоторой степени последовательно. В первую очередь, разумеется, формируются необходимые для осуществления речи или мимики, жестов, органы. К ним относятся руки, губы, мимические мышцы лица.
В то время как у прочих животных способность к коммуникации развивается в качестве простого и естественного биологического механизма, у людей это достаточно сложный, многогранный и даже в чем-то исторический процесс. Уже в возрасте 3 месяца дети могут обнаружить за собой способность к эмоциональному виду общения с окружающими их людьми, которые реагируют на невербальные проявления чувств малыша.
В дальнейшем экспрессия ребенка становится настолько сильно развитой, что он может позволить себе развивать свои невербальные навыки быстро и параллельно с освоением речи. Совершенствование средств общения происходит уже с первичным формированием речевой функции у ребенка, что позволяет ему в значительной степени расширить возможность передавать информацию из своего сознания окружающим. В дальнейшем данный процесс выглядит как аккумуляция получаемого опыта, культурных явлений социума, их усвоение и применение в подходящих ситуациях.
Средства общения
Не менее существенны отличия средств общения. Средства общения определяются, как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного существа другом.
Кодирование информации — это способ передачи ее от одного существа к другому. Например, информация может передаться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, рунами и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).
Также различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличается от письменной тем что, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной заключается в экономности, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.
Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаза (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.
Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Из всех знаковых средств, из всех механизмов человеческого общения особое место занимает речь. Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение представляет систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
Виды и средства общения
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактам людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсоналъное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествам, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение исторически является первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем.
Различают следующие средства общения:
— вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь). В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная;
— невербальные, которые нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Они делятся на следующие категории:
а) визуальные средства общения, к которым относятся:
— кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;
— направление взгляда и визуальный контакт;
— поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста; кожные реакции (покраснение, появление пота);
— дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
— вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
б) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:
— паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
— экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.);
в) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:
— физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
— такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);
г) олъфакторные:
— приятные и неприятные запахи окружающей среды;
— естественный и искусственный запахи человека и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 —
| 7560 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Виды, формы и средства общения
Деловое общение и его характеристика его виды
Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджеры расходуют на различного рода общение 80% своего рабочего времени. Общение – это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать цели организации. Способность к общению всегда относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми мы стараемся либо вообще не общаться, либо обращаться в случае крайней необходимости.
Виды, формы и средства общения
Существуют следующие виды общение:
1. Функционально-ролевое общение – это общение на уровне социальных ролей партнеров — начальника и подчиненного, продавца и покупателя, учителя и ученика. Здесь задействуются определенные нормы и ожидания и общаются только ролевые маски.
2. Межличностное общение – это участие двух людей, хотя минимально полное число участников – 3. При отношениях двух третий всегда присутствует незримо. Как социальная норма или как мнение близкого друга или другого авторитета.
3. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленное на достижение какой-то цели, то есть в деловом общении всегда есть цель.
Формами делового общения является собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор.
Деловая беседа представляет собой форму устного обмена информацией между несколькими людьми в узком кругу. Беседа является важнейшим элементом таких управленческих процедур, как: деловые переговоры, консультации, встречи, оформление на работу или увольнение сотрудников. Менеджеру полезно усвоить следующее: управление – это умение разговаривать. Менеджеру необходимо излагать свои мысли ясно. Беседа отличается от собраний и совещаний количеством участников, свободным характером обсуждаемых проблем, ходом и результатами. Беседе свойственна теснота контактов, непосредственного общения и обязательность обратной связи. Именно во время деловых бесед происходит заключение деловых контактов, и принимаются важнейшие решения.
Деловое совещание – это одна из важнейших форм управленческой деятельности. Деловое совещание – это способность коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам возникающих в организации. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить и решать общие задачи – достигать компромиссов. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителями. Для некоторых сотрудников, пробыв на деловом совещании – это единственная возможность видеть и слышать руководителей высшего уровня управления.
Телефонное общение преследует современного человека повсюду. Начало рабочего дня – это уже телефонные звонки. При телефонных переговорах следует помнить, что главным инструментом становится голос и говорить надо так, чтобы тебя «видели». Разговор по телефону осуществляется в случае нецелесообразности личной встречи.
Раппортное общение – это общение с односторонним доверием. Обоюдное доверие связано с полной свободой.
Удачно выбранная форма общения способствует достижению цели в организации. В каждом конкретном случае форма бывает разной:
1) Непосредственное или контактное – это вступление собеседника в контакт «с глазу на глаз» это общение имеет много достоинств, так как обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведение.
2) Опосредованное или косвенное общение. Это общение через посредников, по телефону, факсу, телеграфу и т.д. Существуют следующие средства общения:
а) Вербальная – это прямая речь в разных ее формах.
б) Невербальная – это пантомима (телодвижения) мимика, взгляды, жесты, тембр голоса.
Фазы делового общения
Наиболее ответственна фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение надо планировать правильно, выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.
Наиболее вероятны следующие фазы общения:
1. Вхождение в контакт, здесь важна сонастройка, т.е. важно почувствовать состояние и настроение партнера, освоиться самому и дать возможность сориентироваться другому. Важно расположить партнера к себе Эта фаза эта фаза завершается установлением психологического контакта.
2. Фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблемы, задачи сторон.
3. Мотивационный зондаж. Цель – это понять мотивы собеседника.
4. Поддержание внимания. Во время деловой беседы можно отвлечься от темы, поэтому к приемам поддержания внимания приходится возвращаться неоднократно.
5. Фаза аргументации и убеждения. Применяется если, есть разногласия.
6. Фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны или партер проявляет беспокойство, то необходимо завершить беседу. Это всегда критичный момент в отношениях. Надо всегда завершать беседу так, чтобы была перспектива. В противоположность перерыва есть разрыв.
Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 2115 | Нарушение авторских прав
Понятие, функции и средства общения
Общение – это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение другого человека. Оно представляет собой часть деятельности тренера и спортсмена. Непосредственное межличностное общение имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнёров в форме речевых и неречевых обращений. Внутреннюю сторону общения составляют: а) особенности субъективного восприятия партнёрами ситуации общения; б) эмоциональные переживания в связи с реальными и ожидаемыми контактами; в) мотивы и цели контактирования; г) психологический эффект общения (изменение установки, отношений, мотивации, состояния и др.). Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения. Общение в спортивной деятельности:
1) представляет собой её относительно самостоятельный компонент;
2) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого);
3) подчинено задачам взаимодействия;
4) осуществляется с помощью речевых и неречевых сигналов.
Функции общения.Общение как необходимый процесс взаимодействия выполняет определённые функции, заключающиеся в следующем:
1 Функция социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и форма «объективированного», сознательного отражения партнёрами особенностей протекания взаимодействия. В зависимости от характера взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон индивидуального отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления спортсменов или напротив, столкновение данностей, их нейтрализация, подавление.
2 Регулятивная функция. В процессе общения происходит непосредственное или опосредованное воздействие на партнёра с целью изменения его поведения, состояния, системы ценностей, активности и т. д.
3 Познавательная функция общения заключается в том, что вследствие контактов партнёры приобретают определённые знания о других, о себе и о многом другом.
4 Экспрессивная функция. Различные формы общения выражают эмоциональные состояния и переживания спортсменов. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение.
5 Функция социального контроля. Для поддержки необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля (одобрение, похвала, порицание, неодобрение). Нередко отсутствие общения может рассматриваться как та или иная санкция (порицание).
6 Функция социализации. Эта функция одна из наиболее важных в работе тренера. В спортивной деятельности она нередко скрыта за обучением, воспитанием, совершенствованием спортивного мастерства, за стремлением к высокому результату.
Средства общения.Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Спортивная деятельность имеет собственный язык, с помощью которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в командах. Это своего рода спортивные жаргонные слова, это и выкрики, это и жесты, мимика во время соревнований (с помощью системы отработанных жестов баскетболисты одной команды легко понимают друг друга при организации взаимодействий на поле).
Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнёру. Слова, используемые в общении, вызывают у людей разнообразные мысли и образы. Поэтому важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание самого слова.
Помимо смысла и тона слов при общении важную роль играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить совершенно разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шёпотом, медленно или быстро, один раз или многократно. Всё это имеет определённое психологическое значение при построении речи, при организации слов в процессе воздействия на сознание партнёра по общению.
Как отмечал выдающийся российский психолог Л. С. Выготский, слово есть знак определённых отношений и вещей. Слово как знак заменяет их. Слово «хлеб» для всех людей означает одно и то же: основной продукт питания. Но для хлебороба к этому общему значению добавляется дополнительный, только ему понятный смысл «хлеб это продукт моего труда».
Установление единого смысла или общего понимания употребляемых в общении слов получило название тезауруса. Те люди, которые не понимают друг друга, говорят на разных языках, не улавливают общего смысла употребляемых слов и выражений, лишены тезауруса. Для того чтобы возник тезаурус, необходимо учитывать потребности и взаимные ожидания партнёров по общению. Люди, устанавливая тезаурус, обычно задают друг другу вопросы, выясняют и уточняют позиции друг друга, что способствует лучшему взаимопониманию. Трудности взаимопонимания возникают при психологической несовместимости, отсутствии общего языка, противоположных намерениях в отношении друг друга. В таких случаях с сожалением замечают: «Мы так и не поняли друг друга».
В качестве дополнительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки. В спортивной деятельности невербальные средства общения применяются повсеместно. Можно даже сказать, что спорт учит невербальному общению. Как пишет психолог Ю. Н. Емельянов, «искусство с древнейших времён широко пользовалось возможностью материализации общественных, в том числе межличностных, отношений людей путём моделирования их жестов, поз, лицевой экспрессии, схемы тела, походки, особенностей тактильного и визуального контакта, пространственной аранжировки, ритма движений, одежды, косметики и т. п.». Эти выразительные средства материализуют процесс общения, делают его осязаемым для участников.
Типы и виды общения
Типы и виды общения в человеческом обществе многообразны. По типам общение подразделяется на прямое, или непосредственное, и косвенное, или опосредованное (посредством передатчика информации, например письма, телефонного разговора). Современные средства коммуникации, в частности видеотелефон с цветным изображением, максимально приближают косвенное общение к прямому, но полностью заменить его не могут. Живое непосредственное общение во все времена останется основой психологической связи между людьми.
Различают несколько видов общения. Дружеское, или неформальное, общение возникает по принципу симпатии, товарищества. Все люди осваивают этот вид общения и испытывают страдания при нарушении дружеских связей. Такое общение характерно для спортсменов, оно отвечает идеалам олимпийского движения и высшему назначению спорта, служит средством объединения людей всего мира. Дружеское общение является основой для формирования чувства коллективизма. Однако для возникновения коллектива одного дружеского общения недостаточно. Необходимо сочетание дружеского общения и делового сотрудничества. Поэтому существует неформальное деловое общение, развивающееся на основе дружеского общения. Оно характеризуется широким тезаурусом, что способствует хорошему взаимопониманию участников дружеского делового общения.
Деловое общение может быть прямым и опосредованным (например, деловые телефонные разговоры). Внесение в косвенное общение духа и приёмов непосредственного общения делает его более приятным и эмоционально приемлемым. Иногда можно видеть, как люди живо разговаривают по телефону, как разнообразна их жестикуляция и модуляция голоса.
Противоположностью неформального общения является формальное, или ролевое общение. Это общение официальное, требующее исполнения определённых правил и ритуалов. Оно характеризуется ролевым поведением, действиями в соответствии с требованиями роли, правами и обязанностями согласно инструкции.
Такой характер носит, например, общение военнослужащих, когда они при встрече отдают друг другу честь.
В процессе ролевого общения люди ведут себя подобно актёрам, исполняющим сценические действия, чем лучше понята роль, чем лучше человек подготовлен к её эффективному выполнению, тем выше эффект его ролевого взаимодействия с другими людьми. Владение ролью позволяет субъекту максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приблизив тем самым ролевое общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между соперниками протекают в форме дружеской беседы, что морально удовлетворяет больше, чем недоброжелательный тон или враждебность обращения.
В деловой обстановке ролевое общение между мало знакомыми людьми, например, между представителями различных команд, участвующих в соревнованиях, осуществляется по правилам служебной этики, которая регламентирует порядок взаимных обращений и даже их форму (например, в армии, где обращаются не к личности как таковой, а к её званию).
Различают также межличностное общение, в котором каждый адресат сообщения известен как личность, и анонимное общение, в котором взаимодействуют незнакомые люди, не связанные никакими отношениями ответственности (например, болельщики на стадионе, публика в зрительных залах и аудиториях). В наш век бурного роста городов и организации массовых публичных зрелищ, в том числе спортивных зрелищ и праздников, анонимное общение становится привычным атрибутом повседневной жизни. Но весьма редко анонимное общение переходит в межличностное, когда люди знакомятся друг с другом. Для такого перехода одного вида общения в другой создаются специальные условия, например, организуются развлечения и праздники, вечера отдыха, различные клубы, дискотеки и пр.
В сфере анонимного общения проявляются две противоположные тенденции. С одной стороны, массовость встреч и вынужденных многочисленных анонимных контактов людей в общественных местах порождает чувства общности. С другой, безымянность, анонимность членства в толпе не способствует удовлетворению потребности в общении. Такое состояние называют «публичным одиночеством». При отсутствии друзей в незнакомом городе человеку становится тоскливо и скучно, он хочет скорее вернуться домой. Эффект «чужого поля» в спорте во многом объясняется психологическим давлением на спортсмена потока анонимного общения с массой незнакомых ему людей, наблюдающих его выступление на стадионе, встречающих его на улицах, в общественных местах.
Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 974 | Нарушение авторских прав
Средства общения и его структура
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
А) Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
— слушание — восприятие содержания звучащей речи;
— письмо — фиксация содержания речи на бумаге;
— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.
C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.
Б) При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К основным невербальным средствам общения относятся:
1. Кинесика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания.
— Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств.
— Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.
2. Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
3. Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Так, например, существует интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза. Есть еще личная зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами; социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч, совещаний, проведения административных бесед и публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..
4. В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
5. Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.
Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.
Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них. Основные компоненты общения:
— потребности, мотивация и цели;
— способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.
Давайте же рассмотрим подробнее коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны общения подробнее.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Средства общения
Вербальная коммуникация. Передача информации во время общения обеспечивается с помощью языка — главного, специфически человеческого орудия общения, а также неязыковыми средствами.
Язык как средство общения возникла и сформировалась исторически, в ходе развития человеческого общества, от его потребностей.
Природа языка является знаковым. Каждое слово — это знак, что имеет определенную соотнесенность с предметами внешнего мира. За каждым словом как знаком исторически закрепилось определенное значение, понятное для общности, которая пользуется этим языком.
С развитием социального и технического прогресса человечества постоянно расширялся круг потребностей человека, вызывало развитие и совершенствование языка как средства общения. Словарный запас и совершенная грамматический строй языка современного цивилизованного Общества дают возможность передавать любую информацию и множество оттенков и деталей объекта информации.
Язык является средством накопления и передачи общественного опыта. Благодаря общению с помощью языка отображения действительности в сознании одного человека дополняется тем, что было в сознании других людей, в результате чего растут возможности для обмена информацией.
Вербальная коммуникация с помощью слова — главная и наиболее совершенная форма человеческого общения. Уровень владения языком, богатство и культура речевого высказывания определяют возможности и эффективность общения каждой конкретной личности.
Параллельно с языком как средством общения с помощью слова широко используются неречевые средства — жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность. Общение как живая непосредственная коммуникация субъектов закономерно проявляет эмоции общающихся, образуя невербальный аспект обмена информацией.
Невербальная коммуникация. Это особый язык — «язык чувств». Она — продукт общественного развития людей, что значительно усиливает содержательный эффект вербальной коммуникации, а при определенных обстоятельствах может ее заменять. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее, чем слова, а обмениваясь взглядами, люди могут понять содержание информации, который не укладывается в адекватные категории вербального выражения.
Большое значение для установления содержательных и эмоциональных контактов в общении имеет внешний вид человека. На его основании складывается первое впечатление о человеке, которое нередко определяет развитие дальнейших отношений. Внешний вид человека состоит из телесного вида, одежды, манеры вести себя, привычек. В определенной степени он может сознательно варьироваться, но в своей сущности остается консервативным.
Внешний вид. Это неисчерпаемый источник и средство коммуникации. Огромную информацию несет выражение лица, возникающее под влиянием мыслей, чувств, отношений, которые в определенных ситуациях или жизненных интервалах доминируют. Существенные детали внешности — прическа, одежда, аксессуары — это элементы оценочных суждений о человеке. На их основании возникают оценочные суждения о человеке, его принадлежность к определенной группе, профессии и т.
По манерам человека можно судить о его воспитанность, самооценку, отношение к другим.
Наиболее динамично внешняя сторона невербального общения проявляется в жестах, мимике.
Жест — это социально сформирован и устоявшийся движение, передает психологическое состояние человека. Мимика и жесты имеют биологическую природу, содержат элементы врожденного характера и в то же время социальные по происхождению.
Например, мимика страха, жесты угроз происходят от биологически целесообразных защитных движений, которые имеют место в поведении животного. Мимика и жесты в течение вербального общения дают возможность усиливать смысловые ударения на элементах информации, передаваемой и создавать таким образом больше эмоциональный эффект от осознания ее значимости.
Однако следует иметь в виду: гипертрофированная мимика и жестикуляция, лишены содержательного основания, могут усложнить восприятие информации, а то и просто дезориентировать реципиента. Как особый вид невербального общения выделяют тактильно-мышечную чувствительность.
Тактильно-мышечная чувствительность генетически является одним из самых мощных каналов получения жизненно важной информации. С помощью тактильно-мышечной чувствительности можно узнать довольно широкий спектр характеристик другого человека: его физическую силу, некоторые особенности личностного плана, отношения, психическое состояние и тому подобное.
Держа, например, в руке ладонь другого человека, в зависимости от обстоятельств можно в определенной степени составить представление о его психическом состоянии, взаимопонимания и контакт, отношение к ситуации, намерения.
Важную роль в эффективности общения, как свидетельствуют данные специальных исследований зарубежных психологов, играет пространственное пребывания собеседников один относительно друга, дистанция и коммуникативная направленность. Общеизвестно, что важные политические акции — переговоры руководителей, некоторые встречи — проводятся за «Круглым столом».
При общении «лицом к лицу» стороны имеют возможность получать исчерпывающую информацию о предмете разговора, определять субъективную позицию и отношение к ней другой стороны.
Как пренебрежение может быть расценена реплика, сделанная другим лицом «сквозь зубы», или отсутствие приглашения сесть, когда к этому побуждают объективные условия. Коммуникативное значение дистанции в общении изучает направление психологии, называется праксемика.
Праксемика выделяет четыре дистанции в общении:
2) личную, которая показывает, что те, кто общается, являются близкими друзьями;
3) социальную, характеризующая официальные контакты между сторонами, которые входят в отношения;
4) публичную, что имеет место между чужими людьми (эпизодические, ситуационные контакты).
Неязыковые средства общения, которые сопровождают вербальное сообщение, создают подтекст, который облегчает, обогащает и углубляет восприятие информации, передаваемой информации. Соответствие невербальных средств общения целям и задачам, содержанию словесной коммуникации — важный элемент культуры общения.
Чувство соответствии чрезвычайно важны в работе педагога и всех тех, для кого средства вербальной и невербальной коммуникации является инструментом их профессиональной деятельности.