Что значит средства захолдированы банком
Зачем банк замораживает ваши деньги
Или как платить картой за границей
Декабрь 2014. Ася снимала наличные в немецком банкомате. Курс был 78 рублей за евро.
Через несколько дней банк списал деньги по курсу 102,5 рубля за евро. Журналисты РБК рассказывают, как Ася потеряла одиннадцать с половиной тысяч и узнала, что банки списывают деньги не сразу.
В статье разберем, зачем банки замораживают деньги, когда не стоит платить рублевой картой, как избежать двойных блокировок и как разморозить деньги после отпуска.
Что такое холд или заморозка
Я живу в Нижнем Новгороде. Иду в «Красное и белое» за пино гриджио, расплачиваюсь рублевой картой. Банк присылает смс, что покупка оплачена. Но деньги еще на счете.
Деньги на счете, но банк их отложил. Я не расплачусь ими в супермаркете, не куплю билеты в кино и не сниму наличные. Банкиры говорят, что эти деньги заморожены, или «в холде».
Следующие дни банки и платежная система общаются без меня:
Обычно этот диалог идет 3—5 дней, в праздники дольше. Если продавец не подтвердит платеж, банк вернет деньги на карту.
Если бы банки были людьми, то выглядело бы это так:
Вы знаете, сколько денег лежит у вас на карте. При каждой операции банк замораживает часть этой суммы. Кажется, потратить больше, чем есть, нереально. Это не так. При заморозке денег вы можете уйти в минус даже по дебетовой карте.
Когда платите картой, банк замораживает деньги на счете и платит через 3—5 дней.
Как холд угрожает вашей карте
Если платить рублевой картой за границей, сумма покупки увеличивается. Виноваты дополнительные конвертации и комиссии. Заморозка денег тоже влияет на цену.
Когда платите картой за рубежом, банк замораживает деньги по курсу на день покупки. Подтверждение платежа придет через несколько дней. Курс валюты изменится, и банк спишет со счёта сумму по новому курсу. Если курс вырос, то вы заплатите больше.
Допустим, 11 января вы купили шестой Айфон в фирменном магазине «Эпла» на Пятой авеню. Расплачивались рублевой картой «Виза» по курсу банка — 75,5 рубля за доллар. Сколько денег банк спишет со счёта?
Айфон у вас в руках пятый день, но вы переплатили 1493 рубля.
Ваш банк резервировал 649 долларов по курсу 75,5 рубля за американский доллар. Банк продавца и платежная система четыре дня подтверждали платеж, курс вырос на 3%. У вашего банка нет вариантов — он списывает 649 USD по новому курсу. Се ля ви.
Курс растет — вы переплачиваете. Курс падает — вы в плюсе. Если вы купили Айфон 18 декабря 2014 года, то вы сэкономили 10—20%: следующие восемь дней рубль отвоевывал свои позиции. С таким чутьем надо играть на бирже.
Курс доллара или евро меняется несколько раз в день, поэтому не оплачивайте покупки в валюте рублевой картой. Платите наличными или оформите валютную карту. Если валюта цены и карты одна, заплатите ровно по чеку.
Если планируете большую покупку в валюте, оформите валютную карту.
Как правильно замораживать деньги
Бывает так: вы бронируете номер в Париже через «Букинг», гостиница проверяет вашу банковскую карту и замораживает сумму за сутки. Или при заселении менеджер требует депозит 50 евро: вдруг вы устроите гарлем шейк в номере. Снова протягиваете дебетовую карту.
При выезде вам дают счет, вы ставите подпись, отель берет с вас полную стоимость проживания. Теперь ваши деньги заморожены дважды: сумма за гостиницу и бронь, или депозит.
Для иностранного банка бронь, депозит и оплата проживания — разные операции. Им нет дела до ранее замороженных денег, что вы не снимете наличные или не купите сувениры близким. Скорее всего, вы услышите заученную фразу:
«Всё будет хорошо, деньги сами вернутся к вам на карту… позже.»
Чтобы избежать двойной заморозки, старожилы туристических форумов советуют:
Так вы защитите свои деньги и будете наслаждаться поездкой, а не искать советы на форумах и считать каждый рубль.
Бронируйте отель или машину кредитной картой. Так вы заморозите деньги банка, а не свои.
Как разморозить деньги на счете
Если продавец не подтверждает платеж, банк размораживает деньги. Срок ожидания зависит от вашего банка. Обычно деньги в холде от 14 до 45 дней.
Чтобы разморозить деньги быстрее, позвоните в банк. Скажите, что вы уже оплатили отель или аренду машины. Уточните, какие документы помогут досрочно разморозить средства.
Банку важно, чтобы продавец не имел к вам претензий. Позвоните или напишите в отель, прокат авто, попросите прислать факс или письмо с подтверждением оплаты. Идеальный вариант, если в письме укажут номера операций оплаты и бронирования.
Отправьте документы в банк, приложите копии квитанций и чеков. Так вы поможете банку подтвердить, что вы честный путешественник. Банк может пойти навстречу и снять блокировку за 3—5 рабочих дней — деньги вернутся вам на карту.
Помогите банку разморозить деньги быстрее.
Холдирование
Холдирование (от англ. слова hold – удерживать) – банковский термин, обозначающий следующую процедуру: кредитная организация в момент авторизации банковской карты резервирует сумму операции на определенный срок, в течение которого ожидает расчетов от эквайера. Часто эту операцию называют также временной блокировкой, резервированием или замораживанием суммы на счете карты.
Иными словами, когда происходит оплата по карте, потраченная клиентом сумма на покупку/услугу замораживается банком-эмитентом, т. е. холдируется для последующего списания. В этот момент кредитная организация уменьшает величину доступного баланса по карте на израсходованную клиентом сумму, но не списывает ее со счета. Фактически средства с карты будут списаны только тогда, когда в банк придет финансовое подтверждение проведенной операции – поступят так называемые клиринговые файлы от эквайера.
В случае если эти файлы не поступают, сумма операции остается зарезервированной на определенное количество времени, после чего автоматически размораживается и становится доступной держателю карты. Срок холдирования в банках разный и составляет, как правило, от 9 до 30 дней. К примеру, в Альфа-Банке средства резервируются на срок до 9 дней.
Стоит отметить некоторые важные моменты, связанные с холдированием. Например, в случае когда валюта счета отличается от валюты операции, списание средств с карты происходит по курсу, установленному на день списания, а не на день резервирования средств. В такой ситуации сложно предугадать, как изменится курс валюты за это время и какая сумма в итоге будет списана банком с карты, поэтому не стоит тратить все свои средства, чтобы не получить в итоге отрицательный баланс.
Достаточно распространена ситуация, когда с карты списываются средства не за счет зарезервированной ранее суммы. Это связано с тем, что списание средств производится кредитной организацией автоматически по реквизитам, указанным в клиринговых файлах. В случае если они не совпадают с реквизитами авторизации, зарезервированная сумма так и продолжает «висеть», происходит новое списание с карты. При этом у держателя карты складывается впечатление, что сумма операции списана с карточки дважды.
Редко, но все же бывает так, что файлы, подтверждающие совершение операции, приходят после разблокировки средств на счете. В таком случае сумма списывается с карты, и если на ней недостаточно средств, то образуется технический овердрафт.
Часто с проблемой двойного списания сталкиваются при бронировании номеров в гостиницах. К примеру, при бронировании номера отель заблокировал на карте определенную сумму, однако при въезде постояльца в гостиницу списал не ее, а произвел новое списание.
В такой ситуации временно заблокированная сумма станет доступна клиенту после окончания установленного в банке срока холдирования. Если держателю карты зарезервированные средства необходимы раньше этого срока, он должен обратиться в свой банк с требованием отмены авторизации с подтверждающими финансовыми документами о проведенной операции.
Бывают случаи, когда запрос авторизации дублируется и сумма операции блокируется дважды. Такое происходит чаще из-за ошибки кассира или технических проблем с терминалом.
Стоит отметить, что если продавцом своевременно была отменена авторизация по карте, то зарезервированная сумма разблокируется достаточно быстро. Например, покупатель в день покупки товара решил вернуть его в магазин. Кассир, при условии что банк-эквайер еще не получил информацию о платеже, отменит совершенную операцию, и зарезервированная сумма станет доступной держателю карты.
Холдирование
Холдирование – это временная блокировка (замораживание) определенной суммы на счете банковской карты. Осуществляется банком-эмитентом в момент авторизации на срок, в течение которого проводит расчеты банк-эквайер.
Когда происходит оплата по карте, сумма покупки замораживается банком-эмитентом для последующего списания. В этот момент доступный баланс по карте уменьшается на сумму покупки, но со счета она не списывается (держатель карты может увидеть это в личном кабинете). Списание произойдет тогда, когда в банк-эмитент поступит подтверждение проведенной операции от банка-эквайера в виде так называемых клиринговых файлов.
Если подтверждение не приходит, сумма операции остается зарезервированной в течение некоторого времени, а затем размораживается и присоединяется к балансу счета. Срок такого холдирования каждый банк устанавливает по своему усмотрению, и варьируется он, как правило, в диапазоне от нескольких дней до месяца.
Если валюта счета отличается от валюты операции, списание средств с карты происходит по курсу, установленному на день списания, а не резервирования. Если валютный курс за это время существенно изменится, то списаться может такая сумма, что баланс счета уйдет в минус.
Весьма распространена ситуация, когда списание средств происходит не за счет зарезервированной ранее суммы, поскольку оно производится автоматически по реквизитам в клиринговых файлах. Если эти реквизиты не совпадают с реквизитами авторизации, зарезервированная сумма останется «висеть», а спишется другая порция средств. У держателя может сложиться ощущение, что сумма операции списана дважды, хотя зависшая сумма через некоторое время будет разблокирована.
Бывает и так, что клиринговые файлы приходят с большим опозданием, уже после разблокировки замороженных средств. В таком случае сумма списывается, и если на карте недостаточно средств, то образуется технический овердрафт.
Двойное списание иногда происходит при бронировании номеров в гостиницах. Так случается, когда при бронировании номера отель заблокировал на карте определенную сумму, однако при въезде гостя списал не ее, а новую сумму. В такой ситуации временно заблокированные средства станут доступны после истечения срока холдирования. Если они требуются раньше этого срока, держатель должен обратиться в свой банк с просьбой об отмене холдирования, предоставив подтверждающие документы.
Бывают случаи, когда запрос авторизации дублируется, и тогда сумма операции блокируется дважды. Это происходит чаще всего из-за технических проблем с платежным терминалом. Если продавцом авторизация по карте была своевременно отменена, то зарезервированная сумма разморозится достаточно быстро.
Если при возврате купленного товара кассир отменит операцию (при условии, что банк-эквайер еще не получил информацию о платеже), то зарезервированные средства вновь станут доступными.
Холдирование средств
Холдирование (авторизация, преавторизация, предавторизация, заморозка) — возможность заблокировать средства на карте клиента без фактического списания до тех пор, пока средства не будут списаны, не будет произведена отмена или не выйдет срок авторизации средств.
PayKeeper поддерживает работу либо в обычном режиме, когда списание проходит сразу же, либо в двухэтапном режиме (авторизация+списание).
Авторизация денег на карте
При работе в двухэтапном режиме, после совершения оплаты клиентом, статус платежа в PayKeeper изменится на «Получен/Совершён, авторизован»:
Авторизованный платёж в таблице платежей
Это означает, что средства на карте клиента заморожены (холдированы), в банк-эмитент (банк плательщика) был отправлен запрос на авторизацию средств.
Если до истечения срока авторизации, который задан в PayKeeper, не было выполнено списание средств или частичный возврат (через личный кабинет или API), то списание произойдёт автоматически. Точная дата списания указана в параметрах платежа, параметр «Платёж авторизован». Максимальный срок авторизации — 9 дней.
Отмена авторизации
Диалог возврата платежа позволяет отменить авторизацию или произвести частичное списание
В течение срока авторизации (холдирования) возможно выполнить её отмену. При отмене авторизации комиссия по операции банком-эквайером не взимается.
Для отмены авторизации через личный кабинет PayKeeper:
Для отмены авторизации через JSON API личного кабинета PayKeeeper, используйте метод 2.8. Запрос на возврат платежа /change/payment/reverse/.
Списание средств с карты
Списание можно проводить в любое время после выполнения авторизации двумя способами:
Если списание не было выполнено по запросу через личный кабинет или API, то в последний день авторизации, в 19:00 (значение по умолчанию, его можно изменить), запрос на списание средств будет отправлен автоматически.
В момент списания PayKeeper отправит запрос в кассу на печать чека.
Частичное списание
Выполнение частичного списания в PayKeeper производится посредством частичного возврата авторизованного платежа.
Для выполнения частичного списания с помощью личного кабинета PayKeeper:
Указание суммы частичного возврата
Оставшаяся часть платежа будет списана с карты клиента в момент возврата. Если к личному кабинету подключена онлайн-касса, то в этот момент будет сформирован чек на оставшуюся часть суммы.
Неподтвержденные операции в Альфа-Банке
Любые операции с платежными средствами, кредитными или депозитными счетами, обрабатываются определенное время. Особенно это актуально для пластиковых карт. Если платеж был произведен, это еще не значит, что средства мгновенно зачислились на карту или были с нее сразу же списаны. Существует еще и такое понятие, как «неподтвержденные операции.
Неподтвержденные операции в Альфа-Банке: что это значит?
Неподтвержденные операции – это когда клиент банка совершил эту самую операцию, а его контрагент ее еще не подтвердил. Самый простой пример: у клиента есть кредитная карта. С ее помощью он оплачивает покупку кухонного гарнитура. Средства с карты списываются мгновенно, однако они остаются «висеть» в строке «неподтвержденные операции» достаточно долго, около 2-4 дней до тех пор, пока контрагент подтвердит, что он действительно получил деньги. Это очень грубое описание, однако общий принцип оно передает.
Неподтвержденные операции по кредитной карте Альфа-Банка
С кредитными картами Альфа-Банка нередко возникают такие проблемы, что клиент пополняет счет на определенную сумму специально в льготный период (в течение которого можно пользоваться заемными средствами без оплаты процентов). Однако, такие деньги часто «зависают» в строке «неподтвержденные операции». Логично, что некоторые клиенты беспокоятся, не придется ли им платить проценты по кредиту только потому, что деньги не успели зачислиться нормально? На самом деле нет. Банк видит средства сразу после пополнения счета и начинает учитывать их мгновенно. Да, пока они находятся в статусе «Неподтвержденных», они как бы «заморожены», но на клиенте и банке это, на самом деле, никак не сказывается.
В каких случаях возникает подобная ситуация?
Как уже было сказано выше, такая ситуация – это абсолютно нормальна. Возникает это чаще всего при межбанковских переводах, однако не обязательно. Дело в том, что помимо банка, который выпускает карту, существуют еще и платежные сервисы. Например, Visa, Master Card, Maestro и так далее. У них есть свои регламенты, правила и нормативы, игнорировать которые никто не сможет. А есть еще Банк России, у которого есть строго определенный операционный день. И это тоже может сказаться на сроках пополнения и «подтверждения» операции.
Что делать в такой ситуации?
Несмотря на то, что подобная ситуация может показаться достаточно спорной, Альфа-Банк на самом деле решает ее очень быстро и просто. Он просто автоматически учитывает все деньги, которые поступают на счет. Будь то подтвержденные или неподтвержденные. Это несколько повышает риск для данной финансовой организации, если возникнет спорная ситуация, но как доказывает практика, возникают они крайне редко и легко разрешаются ко всеобщему удовольствию. А вот у клиентов банка из-за этого проблем могло бы быть много, потому банк и решил перейти на «общий» учет. Так что, делать ничего не нужно. Разве что позвонить в службу поддержки и, на всякий случай, уточнить эту информацию.