В зависимости от размера светочувствительного материала (плёнки или цифровой матрицы) различные системы фотокамер принято подразделять на три основные группы: камеры большого, среднего и малого формата. Чем больше физический размер фотоматериала, тем выше детализация, а, значит, и потенциальное техническое качество снимка, но при этом тем более громоздкой становится система в целом. Рассмотрим все форматы по порядку.
Большой формат (он же – широкий, он же – крупный)
Исторически большой формат является старшим из всех фотографических форматов, однако его рано списывать со счетов. Возможно, вы будете удивлены, но старомодные громоздкие крупноформатные фотоаппараты до сих пор активнейшим образом используются фотографами, которые стремятся к бескомпромиссному качеству изображения. Камеры большого формата напрочь лишены всякой автоматики, и потому требуют от фотографа определённых навыков в традиционном фотоделе. Как следствие, они не слишком популярны среди любителей.
Полевая камера большого формата Toyo 45CF
Крупноформатная камера состоит из двух стенок, соединённых мехом, похожим на гармонь. На передней стенке располагается объектив, сопряжённый с затвором. Задняя стенка представляет собой рамку с матовым стеклом, по которому осуществляется компоновка кадра и наведение объектива на резкость. Непосредственно перед съёмкой в камеру вставляется кассета с листом плёнки.
Стенки камеры могут смещаться в пределах, ограниченных растяжимостью меха. Уменьшая или увеличивая расстояние между стенками, фотограф производит наведение на резкость. Сдвигая стенки в параллельных друг другу плоскостях можно исправлять перспективные искажения, а наклоняя или поворачивая стенки друг относительно друга можно тем самым изменять положение плоскости фокусировки, делая её непараллельной плоскости кадра.
Абсолютный контроль над перспективой кадра и глубиной резко изображаемого пространства – уникальное свойство широкоформатной камеры. Да, существуют специальные tilt-shift объективы как для малоформатных, так и для среднеформатных камер, но, во-первых, они не обеспечивают такого количества подвижек, какое возможно в камере большого формата, а во-вторых, крупноформатная камера позволяет использовать подвижки с любым без исключения объективом.
В широкоформатных камерах используется плёнка в виде отдельных листов, чаще всего размером 4×5 дюймов (значительно реже 8×10 дюймов). Отдельные листы плёнки, в отличие от катушек, позволяют индивидуально проявлять каждый кадр, варьируя время проявления и реактивы, что даёт фотографу дополнительный контроль над яркостью и контрастом будущего снимка.
Относительные размеры кадров 8×10 и 4×5
При всех неоспоримых достоинствах крупноформатных фотоаппаратов, нельзя не признать, что работа с ними сложна и не терпит спешки. Потому-то и применяются они сегодня лишь там, где спешка ни к чему: в съёмке пейзажей, в студийной съёмке, а также для научно-технических целей.
На сегодняшний день не существует полноценных серийных цифровых камер большого формата. Сканирующие задники (например, производства Better Light) применимы только в условиях полной неподвижности объекта съёмки и неизменности освещения, т.к. сканирование растягивает экспозицию на многие минуты.
Большинство фотографов-широкоформатников снимает на плёнку, а затем сканирует полученные негативы или слайды на обычном сканере. Даже наипростейший планшетный сканер с разрешением в 1200 dpi позволяет получить из кадра размером 4×5 дюйма цифровое изображение с разрешением в 28,8 мегапикселей. Возьмите сканер посерьёзнее, и конечное разрешение будет измеряться сотнями мегапикселей.
Средний формат
Камеры среднего формата являют собой компромисс между качеством изображения и удобством использования. До распространения 35-мм камер среднеформатные аппараты считались весьма компактными (по сравнению с большим форматом, разумеется), и потому более пригодными для репортажной, модельной и свадебной съёмки, т.е. там, где фотографу попросту некогда возиться с громоздкой широкоформатной аппаратурой.
В наши дни, когда камеры малого формата (особенно цифровые) выдают вполне пристойное качество изображения, область применения среднего формата достаточно узка – это, как правило, профессиональная студийная съёмка, когда 35-мм мало, а с крупным форматом возиться лень.
Практически все плёночные среднеформатные камеры рассчитаны на плёнку типа 120. Это неперфорированная плёнка шириной 61,5 мм, намотанная на катушку. Размер кадра зависит от конкретной модели камеры. Одна из сторон кадра всегда равна 6 см, в то время как другая сторона может разниться. Наиболее популярен квадратный формат 6×6 см. Несколько в меньшей степени распространены размеры 6×4,5 (формат 645), 6×7 (т.н. «идеальный формат») 6×9 а также ещё более вытянутые экзотические панорамные форматы. В зависимости от размеров кадра одна плёнка типа 120 позволяет сделать от 8 до 16 экспозиций. При использовании в два раза более длинной плёнки типа 220, которую поддерживают некоторые камеры, количество кадров удваивается.
Относительные размеры кадра большого формата (4×5), среднего формата (6×9, 6×7, 6×6 и 645) и малого формата (35-мм).
Устройство среднеформатных фотоаппаратов различно. Наиболее простые камеры – это двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Оба объектива такой камеры имеют одинаковое фокусное расстояние. Один из них служит собственно для съёмки, а второй – формирует изображение на матовом стекле видоискателя. Для синхронной фокусировки используется зубчатая передача, связывающая объективы.
Большинство среднеформатных камер – однообъективные зеркальные фотоаппараты. Свет, проходящий через объектив, отражается наклонным зеркалом вверх в видоискатель, позволяя фотографу скомпоновать кадр и выполнить наведение на резкость. Непосредственно перед моментом съёмки зеркало поднимается, так чтобы свет беспрепятственно падал на плёнку. Такая схема удобна возможностью видеть изображение в видоискателе точно таким, каким оно окажется на снимке, а также простотой использования сменных объективов, не требующих модификации видоискателя.
Довольно редки дальномерные среднеформатные камеры, видоискатель которых представляет собой отдельное сквозное окошко в корпусе камеры, а для наведения на резкость служит оптический дальномер, сопряжённый с видоискателем. Главное преимущество такой конструкции – весьма компактные для среднего формата размеры камеры.
Среднеформатный дальномерный фотоаппарат Mamiya 7
Почти все цифровые среднеформатные камеры относятся к однообъективным зеркальным фотоаппаратам. Встречаются также беззеркальные аппараты с электронным видоискателем вместо оптического. Разрешение среднеформатных цифровых камер достигает 100 мегапикселей, хотя размер матрицы обычно меньше чем 6×4,5 см.
Обладая высочайшим среди полноценных цифровых аппаратов разрешением, цифровые среднеформатные камеры отличаются при этом значительными размерами и весом, а также далеко не оптимальной эргономикой. Это, а также высокая цена, делают подобные фотоаппараты инструментом лишь очень немногих требовательных профессионалов, а также игрушкой богатых любителей.
Малоформатные фотоаппараты являются наиболее популярными в силу своей компактности и высокой степени автоматизации. Они оказались незаменимы для профессиональной съёмки спорта и дикой природы, а уж в любительской среде это зачастую единственный общеупотребимый формат. Для малого формата характерно огромное разнообразие фотоаппаратов, сменной оптики и прочих аксессуаров.
Плёнка типа 135 имеет ширину 35 мм вместе с перфорацией. Ширина рабочей области 24 мм. Кадры располагаются горизонтально, и размер одного кадра составляет 36 x 24 мм. 35-мм плёнка выпускается в катушках по 36, 24 и 12 кадров.
Цифровые фотоаппараты могут иметь матрицу размером с традиционный кадр 35-мм плёнки, т.е. 36 x 24 мм (т.н. полный кадр), либо же меньшего размера (кроп). Доминирующие стандарты фотосенсоров с кроп-фактором это APS-C (кроп-фактор 1,5-1,6), 4/3″ (кроп-фактор 2) и 1″ (кроп-фактор 2,7).
Относительные размеры полного кадра (35-мм), кропнутых сенсоров (APS-C, 4/3″ и 1″), и сенсоров компактных цифровых камер (1/1.7″ и 1/2.3″).
Плёночные камеры малого формата представлены двумя основными классами: дальномерные фотоаппараты и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Последние были особенно популярны в силу своей универсальности и оперативности в обращении.
Малоформатный дальномерный фотоаппарат Leica M3
Цифровой малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III
В настоящее время использование плёночных 35-мм фотоаппаратов полностью утратило практический смысл. Цифровые модели превосходят своих плёночных предшественников, как по качеству изображения, так и по эргономичности, имея при этом относительно доступную цену. Снимать на 35-мм плёнку сегодня можно либо из чисто сентиментальных соображений, либо в том случае, когда вы отправляетесь в какое-нибудь настолько глухое место, что перезарядка аккумулятора цифровой камеры становиться в принципе невозможной и полностью механическая плёночная камера – единственное решение проблемы. Впрочем, такие случаи крайне редки.
Дальномерные цифровые камеры выпускает исключительно Leica. Основными же производителями зеркальных аппаратов являются Canon и Nikon.
Меньше малого
Помимо упомянутых выше трёх основных форматов существовало также несколько типов плёнки, так сказать, сверхмалого формата, предназначенной для использования в предельно компактных камерах. Эти системы (APS, 110, дисковая плёнка и т.д.) предназначались для сугубо любительских целей и никогда не были особенно популярны. Качество изображения было посредственным, а цена – явно завышенной. Забудьте о плёночных микроформатах. Они канули в Лету, с чем я их и поздравляю.
А вот цифровые компактные камеры с компактными же матрицами здравствовали и процветали вплоть до повсеместного засилья смартфонов. Несмотря на крошечные сенсоры, современные компакты обеспечивают приемлемое качество, особенно при хорошем освещении. Оптимальный вариант для путешествий и протокольной съёмки, когда качество картинки не является фактором первостепенной важности.
Размеры матриц компактных камер измеряются по диагонали в долях т.н. видиконовского дюйма. Один видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, т.е. 16,93 мм. Например при диагонали в 1/1.7”, т.е
10 мм, сенсор будет иметь размеры 7,6 x 5,7 мм. Диапазон размеров обычно лежит в пределах 1/2.7-2/3”, в зависимости от модели.
В последние годы заметна тенденция к увеличению размера матрицы в компактных цифровых камерах вплоть до полного 35-мм кадра при сохранении небольшого размера самого аппарата, что не может не радовать.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Продолжаем цикл статей о плёночной фотографии. В этой статье мы расскажем о выборе среднеформатной камеры.
Средний формат
Среднеформатные камеры 100 лет назад позиционировались как любительские, но к середине прошлого века формат 35 мм начал вытеснять их в профессиональную нишу. К концу ХХ века средний формат однозначно считался профессиональным. Объяснений этому несколько.
Во-первых, больший формат подразумевает увеличенные габариты и вес камеры. Прибавим сюда меньшую светосилу оптики для среднеформатных камер, что автоматически удлиняет выдержку, и получается, что снимать на широкую плёнку без штатива можно в ограниченных ситуациях. А носить с собой тяжёлый кофр, да ещё со штативом, ради банального снимка в семейный альбом согласится редкий фотолюбитель.
Во-вторых, до середины 80-х годов в полиграфии использовались преимущественно цветные слайды, снятые на широкую плёнку (качество узкого слайда тогда оставляло желать лучшего).
В-третьих, стоимость большинства среднеформатных камер сразу выводила их из разряда любительских (конечно, случались исключения типа Любителя или недоразумения а-ля Этюд стоимостью 7 р., но этот ширпотреб лишь укреплял позиции профессиональных камер).
Впрочем, появление современных лёгких среднеформатных камер опять изменило ситуацию. Фотолюбители вновь обратили свой взор на средний формат. И не случайно!
Среднеформатных камер на рынке существенно меньше, что облегчает задачу выбора, так как откровенный хлам в рядах среднего формата встречается редко. Сразу оговорюсь, что разговор будет о наиболее популярных камерах и конструкциях. Но давайте разберёмся с основыми типами среднеформатных камер. Их три:
Дальномерные среднеформатные камеры
В принципе, именно дальномерные среднеформатные камеры стали первыми массовыми фотокамерами. Правда, тогда они имели вид «раскладушек» с обязательным мехом от объектива до камеры. Конструкция эта и сегодня популярна, достаточно взглянуть на камеру Bessa III (при этом существует более привычная современному восприятию камера Bessa III W с жёстко встроенным объективом).
На что сегодня стоит обратить внимание, если вы твёрдо решили обзавестись плёночным дальномером среднего формата? Во-первых, определитесь с размером кадра. Придётся выбирать между 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 см.
Некоторые системные среднеформатные камеры изобилуют всяческими адаптерами и вкладышами, позволяющими уменьшать формат кадра, так что обладатель Mamya 7 может работать с тремя форматами (6×7/6×4,5/24×60), а вот, например, владелец камеры Bronica RF645 обречён на единственный формат 6×4,5.
Кадрирование и наводка на резкость в среднеформатной дальномерной камере производятся точно так же, как и в малом формате. Разве что видоискатель крупнее. Так что все плюсы и минусы (параллакс) дальномерного визира тут тоже присутствуют.
Основное преимущество среднеформатных дальномерных камер — компактность. Ни один другой тип среднеформатных камер не может похвастаться такими скромными габаритами и весом. А для съёмки вне студии это весомый аргумент!
Дальномерные среднеформатные камеры можно поделить на системные камеры со сменной оптикой (яркий представитель — Mamiya Press) и на компактные с несменным объективом, как правило, с дискретным фокусным расстоянием (стоит обратить внимание на весьма интересные модели различных форматов компании Fujifilm).
Fujica GS645S. Цена на аналогичную модель Wide с объективом 45 мм f/5,6) в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.
Bronica RF 645 имела большой выбор аксессуаров. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Zenzanon RF 65 мм f/4,0 + бленда + 1 крышка + ремень в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 25 000 р.
Двухобъективные среднеформатные камеры
Принцип двухобъективной зеркальной камеры прост — основной объектив проецирует изображение на плёнку, второй — через неподвижное зеркало на матовое стекло видоискателя, по которому и наводится резкость. Объективы сопряжены, и при наводке на резкость изображения в видоискателе устанавливается резкость и на основном, съёмочном объективе.
Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (в центре), через пентапризму (справа).
Тут законодателем стиля однозначно является компания Franke & Heidecke с камерой Rolleiflex. Созданная в 1928 году двухобъективная система живёт и по сей день. Автор являлся обладателем современного Rolleiflex 2.8 FX (80 мм) с пентапризмой: впечатления от работы с этой классической камерой остались самые положительные. Да и клиенты до сих пор при встрече искренне благодарят за сделанную для них работу.
В простейшей комплектации двухобъективная камера оснащена шахтным видоискателем с откидной лупой для точной фокусировки. Правда, изображение в таком видоискателе перевёрнуто, но к этому можно привыкнуть. Не нравится видеть сюжет перевёрнутым? Можно обзавестись пентапризмой. Не хочется тратиться на недешёвый аксессуар — визируйте через рамочный видоискатель. Правда, резкость придётся устанавливать по шкале расстояний.
Двухобъективные камеры, как правило, имеют несменные объективы. Так что желающему иметь телевик или широкоугольник придётся обзавестись двумя разными камерами. Правда, есть и исключения: камеры Mamya С330 позволяют менять оптические пары.
Удачные конструкции, как известно любят копировать. Поэтому на вторичном рынке выбор таких камер обширен.
Компания Yashica выпустила немало двухобъективных зеркалок. Одна из удачных и вполне бюджетных — Yashica Mat-124 G. Цена на аналогичную модель в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 000 р.
Mamya C330. Подобную модель с объективом Mamya-Secor 80 мм f/2,8 можно найти в комиссионном отделе магазина photosale.ru за 10 000 р.
Зеркальные камеры
Pentax 6×7 с объективом Takumar SMC 105 мм f/2,4. Подобную модель без ручки в комиссионном отделе магазина photosale.ru можно приобрести за 18 000 р.
Среднеформатные однообъективные зеркальные камеры — суперпрофессионалы. Все достоинства малоформатных зеркалок присутствуют и здесь.
Можно выделить два типа среднеформатных зеркалок: со съёмными кассетами (задниками) и без.
Зеркалки без съёмных кассет по конструкции похожи на обычные зеркальные камеры, только существенно крупнее. Из особенностей конструкции стоит отметить съёмную пентапризму и шахтный видоискатель. Пожалуй, одназначно лучшая камера этого типа — Pentax 67 (6х7). К ней выпускалась отличная оптика и хороший выбор аксессуаров. Благодаря дополнительной ручке держать эту совсем немаленькую камеру весьма удобно. Мне довелось работать этой камерой, и со свой стороны могу дать ей лучшие рекомендации.
Розовой мечтой советских фотографов был Pentacon Six TL (6×6), но в реальности приходилось довольствоваться монстром Киев 6С (6х6).
Зеркальные камеры со съёмными кассетами показали себя куда более компактными и практичными. Особенность и невероятное удобство по тем временам — возможность быстро менять во время съёмки кассету: например, чтобы снять сюжет на плёнку другой чувствительности или сделать дубли на чёрно-белый и цветной негатив. Особенно удобно такими камерами делать предварительный полароидный снимок. Сегодня, конечно, это звучит забавно, но ещё 15 лет назад все эти операции были невероятно эффективны. Кстати, именно на камерах этого типа впервые появились съёмные цифровые задники. Так что отдельные модели (например, Contax 645 или многие модели Hasselblad) можно смело считать как плёночными, так и цифровыми.
Классическая зеркальная камера со съёмными кассетами формата 6х6 — Hasselblad. Серия 503 выпускалась до 2013 года. К камерам этого типа выпускался широкий выбор аксессуаров, различные фокусировочные экраны и видоискатели, моторная приставка и, конечно, великолепная линейка оптики. Единственным недостатком можно назвать квадратный формат, но это, как известно, на любителя. К тому же можно ставить кассеты с размером кадра 6×4,5.
Hasselblad 500 C/CM + Opton 100 мм f/3,5 + кассета A12 6х6 + лупа + бленда. Цена комплекта в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 35 000 р.
Hasselblad постигла участь Leica и Rolleiflex: удачная конструкция нещадно копировалась, благодаря чему на рынке немало интересных камер за меньшие деньги.
Обычно среднеформатная зеркалка в базовой комплектации шла с шахтным видоискателем. Различные пентапризмы с TTL-замером или без него продавались отдельно. Плёнка перематывалась вручную, но некоторые модели дооснащались моторным приводом. Среди прочих стоит отметить камеры Zenza Bronica, к которым выспускались удобные рукоятки с курковым взводом.
Для среднеформатных зеркалок производитель обычно старался выпустить разные виды пентапризм и видоскателей, чтобы удовлетворить различные запросы фотографов. Например, у владельцев Bronica ETRSi был выбор из пяти вариантов.
Размеры кадра среднеформатных зеркалок от 6×4,5 до 6×8. Как правило, для больших форматов бывали кассеты и меньших размеров. Есть даже кассеты под узкую плёнку с размером кадра 24×36 мм и для съёмки панорам.
Сменные кассеты для среднеформатных зеркалок позволяли владельцу менять формат и даже тип плёнки. Например, с Bronica ETRSi можно было снимать на широкую плёнку (6×4,5) или на узкую в двух вариантах (24×36 и 24×60).
Полиграфия второй трети прошлого века требовала слайды максимального размера. Так появился формат 6х7, который надолго прописался в студиях профессионалов. Почему 6х7? Всё просто — такой формат лучше подходит к пропорциям стандартной заграничной журнальной полосы, чем квадратный 6×6 или вытянутый 6×9.
Яркие представители формата 6х7 — камеры Mamya RB и RZ. Кстати, для этих камер есть кассеты с форматом кадра 6х8. Кассеты камер RB и RZ можно поворачивать на 90° — очень удобно, когда необходимо поменять вертикальный формат на горизонтальный, не поворачивая камеру. Среднеформатная зеркалка на студийном штативе — это вам не мыльница, которую можно повернуть одной рукой!
Mamya RZ67 Pro. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Mamiya-Sekor 110 мм f/2,8 + кассета 120 + мотор в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 22 000 р.
Стоит морально подготовиться к тому, что работа с зеркальной Mamya 6×7 требует особого стиля и не терпит суеты. Всё должно быть основательно. На RB за взвод затвора и перемотку плёнки отвечают два отдельных рычага. Кадрирование, наводка на резкость, управление экспозицией — всё совсем не так, как с какой-нибудь малоформатной зеркалкой. Конечно, с зеркальной Mamya можно снимать и на пленэре, но всё с той же основательностью, подтверждением которой служит мощный хлопок огромного зеркала, во время срабатывания затвора.
С повышением качества плёнки (в особенности цветного слайда) всё большую популярность обретали облегчённые среднеформатные зеркалки форматом 6х4,5. Mamya 645, Bronica ETR-Si, Pentax 645 и, наконец, пожалуй, лучшая камера этого формата Contax 645.
Contax 645. Лебединая песня бренда. Универсальная автофокусная камера с моторной протяжкой плёнки; позволяла и снимать на плёнку, и ставить цифровой задник. Отменная оптика Carl Zeiss выделяла её среди конкурентов формата 6×4,5. Цена на аналогичную модель в комплекте с объективом Planar 80 мм f/2,0, кассетой MFB-1 и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 70 000 р.
По сравнению с тяжеловесами 6×7 они невероятно компактны и оперативны: ради этого отдельные модели (Pentax 645) лишались громоздких съёмных кассет, и со временем на них даже появился автофокус. Малыши среднего формата по габаритам ненамного превосходили топовые малоформатные зеркалки, но качество снимков было существенно выше. Формат 6х×4,5 заслуженно пользовался успехом как в студии, так и на природе.
Mamya 645 PRP TL. Бюджетный вариант. Камеру можно было собирать как конструктор, докупая нужные опции: мотор, пентапризму… В результате вы становились обладателем неплохой компактной среднеформатной камеры. Цена на аналогичную модель в комплекте с кассетой и пентапризмой в комиссионном отделе магазина photosale.ru — 15 625 р.
В заключение хочется дать важный совет по покупке плёночной камеры на вторичном рынке, будь то комиссионный магазин или покупка с рук.
Ни в коем случае не рекомендую покупать камеру через Интернет заочно (если только вы не приобретаете её для своей коллекции). Если вам нужна рабочая камера, обязательно нужно подержать её в руках, проверить работу всех механизмов, а в идеале — отснять тестовую плёнку, чтобы проверить работу затвора и оптики. То же можно сказать и про приобретение объективов.
И пусть вас не вводит в заблуждение отличный внешний вид камеры или объектива. Иногда изрядно потёртая камера — куда более надёжный партнёр на съёмке, чем идеальная с виду коробка. Обратите внимание на работу затвора (самое уязвимое место плёночных камер), да и оптика может нуждаться в юстировке.
В любом случае, в приличном комиссионном магазине вы можете расчитывать на профессиональный совет и техническую поддержку.
Как видите, выбор плёночной камеры — непростая задача. Оставляем вас ненадолго, чтобы вы могли обдумать, какая плёночная камера — ваша. Следующая статья будет посвящена собственно самой плёнке. Разберёмся, какой материал лучше подходит для съёмки ваших аналоговых шедевров.