Что значит сравнить предметы
Сравнение предметов
Развитие речи
1 класс
Мы часто говорим детям: «Сравните предметы». А что значит «сравнить»? Первоклассник еще не знает, как это надо делать. Задача учителя – показать, как находятся общие черты и различия. Это можно делать на любом уроке.
Тема. «Сравнение предметов».
Цели. Научить ребят мыслительной операции сравнения; развивать наблюдательность; формировать умение выделять существенные и несущественные признаки предметов в зависимости от цели сравнения; познакомить с одним из правил сравнения.
Оборудование. Апельсин, мандарин, груша, морковка; рисунки с изображениями предметов, животных.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель организует рассматривание рисунков любимых животных, заслушивание нескольких текстов-описаний, выясняет, чей текст наиболее удачен.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель. Сегодня мы будем учиться не только описывать различные предметы, но и сравнивать их между собой. Вы, конечно, слышали и раньше слово сравнить – дома, на улице, на уроках, в школе. Вы сравнивали разные предметы, числа, слова. А можете ли вы объяснить, что значит – сравнить два предмета? Что для этого необходимо сделать?
Ученик 1. Сравнить два предмета – это значит сказать, какой из них больше, а какой меньше.
Ученик 2. Сравнить два предмета – это значит узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются.
Ученик 3. Сравнить два предмета – это значит найти в предметах одинаковое.
Ученик 4. Сравнить два предмета – это значит, найти, чем эти предметы различаются.
У. А теперь давайте подумаем, как найти сходство и различие. Перед вами апельсин и мандарин. Похожи они внешне друг на друга?
У. Вы правы, апельсин и мандарин имеют сходный признак – оба они оранжевого цвета. А теперь я положу рядом грушу. Похожа ли она на апельсин?
У. Чем же они различаются по внешнему виду?
Д. Апельсин оранжевый, а груша желтая.
У. Я согласна с вами – они четко различаются окраской и цветом.
Учитель прикрепляет на доску рисунок. На рисунке – два ведерка: одинаковые по окраске, но разные по величине.
– Похожи ли внешне эти два ведерка?
У. Чем они различаются?
Д. Одно ведерко большое, а другое – маленькое.
У. Они четко различаются размером.
Учитель кладет на стол апельсин и морковку.
– Похожи ли эти предметы? Чем?
Д. Они похожи по цвету.
У. А чем они различаются?
Д. Апельсин – круглый, а морковка – продолговатая.
У. Предметы различаются по форме. Каково же самое главное правило сравнения?
Выслушиваются ответы детей.
– Форму одного предмета надо сравнивать с формой другого, величину – с величиной, окраску – с окраской. Сравнивать предметы можно только по одним и тем же сопоставимым признакам.
IV. Закрепление нового материала
Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением кукушки.
У. Вы знаете, что кукушка откладывает свои яйца в гнезда других птиц?
У. А почему птицы этого не замечают?
Д. Потому что яйца похожи.
У. Действительно, яйца похожи по величине, окраске, форме. И вот в гнезде горихвостки появились птенцы.
На доске – рисунок с изображением птенцов в гнезде.
– Найдите среди них кукушонка. Чем он отличается от других птенцов? При ответе используйте слова, записанные на доске.
Различаются Отличаются Не похож
– Какие признаки помогли вам отыскать кукушонка?
На доске – рисунки стрекозы и бабочки.
– Сравните по окраске крылья стрекозы и бабочки. В какие цвета они окрашены? Чьи крылья длиннее и уже? По каким признакам вы сравнивали предметы?
На доске – рисунки рыжика и мухомора.
– Как отличать ядовитый мухомор от съедобного рыжика? Какие внешние признаки вы должны знать?
На доске – рисунки петуха и курицы.
– Подумайте: как отличить петуха от курицы?
V. Самостоятельная работа
Учитель раздает детям рисунки с изображениями различных предметов.
У. Сравните два предмета. Скажите, по каким признакам вы их сравнивали? При ответе пользуйтесь словами на доске.
Дети работают в парах.
Напоминает
Одинаковый
Похож
Такой же
Сходный
Различаются
Отличаются
Не похож
Величина
Окраска
Форма
Через 5–7 минут выслушиваются ответы учеников.
VI. Итог урока
У. Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Как надо сравнивать предметы? По каким признакам мы сегодня сравнивали предметы? А по каким еще признакам это можно сделать?
Обо всем этом нам еще предстоит разговор в дальнейшем.
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
Существительные в творительном падеже
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
Слова «похожий» и подобный»
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Часть 6. Сравнение.
Познание вещей начинается с того, что мы их чувственно воспринимаем, сравниваем друг с другом. В процессе сравнения устанавливается отличие данной вещи от других и сходство с подобными ей вещами.
Сравнением мы пользуемся не только в тех случаях, когда непосредственно воспринимаем какие-либо предметы. Нередко мы сравниваем предметы и явления через посредство других предметов и явлений. Так, например, сравнение состава Земли и Солнца мы производим посредством линий спектра солнечного луча; температуры воздуха вчерашнего и сегодняшнего дня мы сравниваем посредством показаний термометра.
Сравнение — это такой логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
Но для того чтобы в результате сравнения получить верные выводы, надо знать правила всякого сравнения.
Во-первых, нужно сравнивать такие предметы, которые в действительности имеют какие-то связи друг с другом. Бесполезной тратой времени будет, например, сравнение «лошади» и «поэзии», «ума» и «яблока» и т. д.
Во-вторых, правильность любого сравнения определяется тем, что мы возьмём за основу сравнения.
Так, сравнение работы двух тракторных бригад можно провести по такому количественному показателю: какая бригада, например, больше подняла зяби. Но этого недостаточно. Может получиться так, что первая бригада подняла зяби больше, чем вторая бригада, но в первой бригаде вспашка зяби произведена на недостаточную глубину.
Значит, для того чтобы сравнение действительно выявило лучшую бригаду, надо количественный показатель дополнить качественным показателем.
Выбор показателя сравнения имеет очень важное значение в любом сравнении.
В-третьих, сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку, взятому в одном и том же отношении.
Например, причину образования пара люди узнали в результате сравнения нескольких явлений в одном и том же отношении. Человек много раз наблюдал, что вода в каком-либо сосуде, под которым разведён огонь, начинает кипеть и образуется пар. Сравнивая в одном отношении разные случаи образования пара, человек пришёл к практически важному правильному выводу: причина образования пара — нагревание воды.
В-четвёртых, всякое сравнение должно проводиться не по первым попавшимся признакам, а по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение для сравниваемых предметов.
Так, например, буржуазные историки пытаются сравнивать общественный строй одной страны с общественным строем другой страны по такому признаку, как климат, географическое расположение страны и т. п. Но это приводит их к грубым ошибкам. Географическая среда не является существенным признаком, определяющим характер того или иного общественного строя.
Значит, сравнивать общественный строй различных государств надо по другим признакам. В данном случае существенным признаком будет: в чьих руках собственность на средства производства — в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства для эксплуатации других лиц, групп, классов.
Таков первый логический приём — сравнение.
надо количественный показатель дополнить качественным показателем
Почему вдруг количественный показатель оказался первичным? Если что-то сравнивать, то сравнивать по какому-то качеству.
Например, если результаты работы двух бригад имеют одно качество в виде глубины вспашки, тогда их можно сравнивать уже количественно. Если это принять, тогда не нужно писать эти пункты 1,2,3,4. Они вытекают уже из определения качества.
В целом, слабенький учебник. Перечитал его, такое ощущение, что писался «на отъебись».
Много воды, мало определений. И нет какой-то последовательности. Хвалебные речи в честь Ленина, цитаты Энгельса есть, но видимо, авторы не снизошли до первоисточников.
Наука vs религия
Заново пройти школьный курс
Всем привет. С недавнего времени всё больше понимаю, что в школе очень мало времени уделял таким важным наукам как химия и физика (в школе это казалось очень скучным). Поэтому не могли бы вы порекомендовать какие-нибудь книги по этой теме но написанные простым языком, в которых смогли уместить весь школьный курс, и было бы великолепно если при их прочтении не хотелось бы уснуть. Заранее спасибо.
Вот читаешь серьезные книжки, а там.
Как Обучается Искусственный Интеллект
Как все алгоритмы вокруг нас учатся выполнять свою работу?
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул. Таким образом, у него сложился определенный способ мышления, своеобразный стиль доказательств. В этот период и определилась математическая судьба Рамануджана.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, не известных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он стал профессором университета, его выбрали в Лондонское королевское общество. Печатные труды с его формулами выходили один за другим, вызывая удивление, а подчас и недоумение коллег.
Годфри Харди:
В формировании математического мира Рамануджана начальный запас математических фактов объединился с огромным запасом наблюдений над конкретными числами. Он коллекционировал такие факты с детства. Он обладал поразительной способностью подмечать огромный числовой материал. По словам Харди, «каждое натуральное число было личным другом Рамануджана». Многие математики его времени считали Рамануджана просто экзотическим явлением, опоздавшим родиться на 100 лет. Не перестают удивляться проницательности индийского гения и математики нашего времени.
Одна из цепных дробей, найденных Рамануджаном:
Но самой известной его работой, совместная с профессором Харди, является работа по асимптотике разбиения натуральных чисел. То есть представление какого-либо натурального числа N в виде суммы других натуральных чисел.
Например, <3,1,1>или <3,2>— разбиения числа 5, поскольку 5 = 3 + 1 + 1 = 3 + 2. Всего существует p(5) = 7 разбиений числа 5: <1,1,1,1,1>, <2,1,1,1>, <2,2,1>, <3,1,1>, <3,2>, <4,1>, <5>.
Формула Харди-Рамануджана:
Сфера его математических интересов была очень широка. Это магические квадраты, квадратура круга, бесконечные ряды, гладкие числа, разбиения чисел, гипергеометрические функции, специальные суммы и функции, ныне носящие его имя, определённые интегралы, эллиптические и модулярные функции. + множество формул,теорем и равенств в теории чисел.
Сам Рамануджан говорил, что формулы ему во сне внушает богиня Намагири Тхайяр.
Умер в Мадрасском президентстве вскоре после возвращения в Индию. Причиной ранней (в возрасте 32 лет) смерти мог быть туберкулёз, усугубленный последствиями недоедания, истощения и стресса.
Урок русского языка по теме «Знакомство с понятием «сравнение»». 5-й класс
Класс: 5
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
– Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнивать, уловить сходство и различие явлений. Это помогает ему познать мир.
2. Выяснение понятия сравнения.
1) Работа с текстами. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Водоросли сильно отличаются от других растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они часто похожи на нити, ленту, бахрому, маленькие шарики. (Учебник “Окружающий мир”.)
– О каком растении идет речь в текстах?
– Чем отличаются водоросли от других растений?
– В каком из текстов нагляднее представлен внешний вид водорослей?
– Благодаря чему вы это увидели?
– Почему возникло сравнение водорослей с этими предметами?
– Что у них общего?
2) – Скажите, можно ли сравнить мяч с апельсином? Кактус с ёжиком? Назовите общие признаки указанных предметов?
– А молнию с линейкой? Почему?
– Что значит сравнивать предметы или явления?
– С какой целью сравниваются предметы и явления?
– Какие предметы и явления можно сравнивать?
– В нашей повседневной жизни мы постоянно пользуемся сравнением. Сравнить – значит сопоставить предметы или явления, чтобы определить сходные или различные их признаки. Сравнение помогает нам узнать ранее неизвестное, расширяет наше знание жизни. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного, белого – без черного. Но сравнивать можно только такие предметы и явления, у которых есть какие-либо общие признаки или свойства. Сравнивать можно все: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города, явления природы и другое. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.п.
4) Выяснение строения сравнения и способов его выражения.
– Запишите предложение, найдите в нем сравнение и подчеркните его:
Цветок кактуса как пламя.
– Что с чем сравнивается? По какому общему признаку сравниваются предметы?
– Из каких двух частей состоит сравнение?
– Что входит во вторую часть?
– Замените слово как словами как будто, словно, точно, напоминает, похож на.. и прочитайте получившиеся предложения.
– Перестройте предложение так, чтобы вторая часть сравнения была предложением. (Цветок кактуса яркий, как будто пламя горит на окне.)
– Как изменится смысл предложения, если мы перестроим предложение следующим образом: Цветок кактуса ярче, чем пламя?
– Какому из сравниваемых предметов в большей степени принадлежит признак яркости?
– Таким образом, в сравнении всегда две части: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Слова как, словно, будто, точно, напоминать, похож на… и другие входят во вторую часть сравнения. Сравнение может быть выражено различными способами: при помощи сравнительных союзов, при помощи слов похож и напоминать, при помощи сравнительной степени.
Отработка умения сравнивать предметы и явления и выражать сравнение различными способами.
1) – Расскажите о внешнем виде жирафа или об апельсине так, чтобы мы представили их ярко и точно, т.е. сравните с чем-либо.
– Почему вы сравнили жирафа и апельсин именно с этими предметами? Назовите их общие признаки.
– С чем можно сравнить сверкающие звезды, осенние листья? Почему?
2) Задание: из данных слов выберите пары, которые называют предметы и явления, имеющие общие признаки. Назовите эти признаки.
Кисть сирени, звездочка, антенна, лист клена, вилы, волосы, ковер, гроздь винограда, мачта корабля, корона, цветок сирени, рога, огонь, листья.
3) – Определите, какое из данных слов лишнее, так как называет предмет, не имеющий общего признака с двумя другими:
Солнце, красный диск, молния; стол, снег, покрывало; пламя, березы, красные розы.
4) – Почему в следующих загадках говорится об этих предметах?
Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)
В доску спрячется бедняжка – чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)
Возле каждого окошка есть горячая гармошка. (Батарея).
– Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. Иначе сравнение окажется неудачным и сделает речь не выразительной, а даже смешной.
– Определите, какую ошибку в употреблении сравнений допустили учащиеся?
От купания в морской воде волосы у девочки стали жесткими, как кочерга.
Маня рассказывает о страдающем герое: «Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола».
5) Творческая работа.
– Включите в текст сравнения, чтобы читатель смог более точно представить айсберг.
Сверкающие под холодными лучами полярного солнца айсберги возвышаются над водой. (как ледяные горы). Большая их часть скрыта под водой. Лед их пресный, чистый, он. (похож на стекло). Вот что такое айсберги!
– Почему для сравнения вы употребили слова, обозначающие именно эти предметы?
– Какие способы выражения сравнения вы использовали?
4. Подведение итогов.
– Что лежит в основе сравнения?
– Какие бывают сравнения?
– Зачем в языке используются сравнения?
– Каждый из вас стремится к тому, чтобы его речь была выразительной, точной и грамотной. Надеюсь, что наш урок позволил вам приблизиться к этой заветной цели.
1. Подобрать сравнения к указанным словам, составить сними предложения: глаза, облака, луна.
2. Описать осенний лес, используя сравнения.