Что значит сплоченная группа
Сплоченность группы
Смотреть что такое «Сплоченность группы» в других словарях:
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ — (групповая сплоченность) один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г. рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях чем большее … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Сплоченность группы — характеристика степени единства членов группы, согласованности их совместной деятельности и прочности взаимоотношений. Первые исследования С. г. были проведены американскими социальными психологами, изучавшими проблемы групповой динамики. В… … Социологический справочник
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППЫ ЛИЦ — признак преступного сообщества. См. Группа лиц … Словарь-справочник уголовного права
сплоченность — (сплоченность группы, сплоченность коллектива) характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для… … Большая психологическая энциклопедия
сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях чем большее количество … Большая психологическая энциклопедия
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ — англ. cohesion, social (group); нем. Gruppenkohesion; Kohasion, soziale. Степень интеграции группы, общности, общества, включающая уровень единства ценностных ориентации, прочности межличностных взаимоотношений и согласованности поведения членов… … Энциклопедия социологии
СПЛОЧЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. cohesion, social (group); нем. Gruppenkohesion; Kohasion, soziale. Степень интеграции группы, общности, общества, включающая уровень единства ценностных ориентации, прочности межличностных взаимоотношений и согласованности поведения членов… … Энциклопедия социологии
Сплоченность психологическая сотрудников ПОО — Социально психологическая характеристика единства, взаимной ответственности и устойчивой прочности межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе (коллективе). Сплоченность детерминируется факторами личностного и группового характера:… … Энциклопедия современной юридической психологии
СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ — – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях – чем большее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей С. г., как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях чем большее количество … Психологический лексикон
Сплоченность группы — Концепция сплоченности
Особое значение имеет сплоченность группы. Это одна из основных характеристик группы.
Командная сплоченность определяется как сходство представлений участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральных обязательствах. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по тем или иным вопросам, от которых на практике зависит развитие сверхнормативной деятельности, тем большую активность следует ожидать от членов этого коллектива.
Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать и оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченной команде каждый член должен отдавать предпочтение общественным, а не личным целям.
Концепция сплоченности
Мы определяем сплоченность группы как степень, в которой члены этой группы удовлетворены совместной работой, и степень, в которой их привлекает перспектива продолжения совместной работы.
Сплоченность — это интерес членов группы к ее существованию. Люди в сплоченной группе хотят остаться в группе.
Привлекательность быть частью группы является ключевым фактором сплоченности, но при этом человек может захотеть быть частью группы, не сочтя это привлекательным. Участие в социальном клубе может быть желательным с точки зрения карьерного роста, даже если человек не находит ничего приятного в общении с некоторыми членами группы. Следует отметить, что такой тип мотивации не способствует сплоченности группы. Без привлекательности, сплоченность начинает теряться.
Группы могут различаться по уровню связности, и уровень связности может меняться с течением времени. Хотя сплоченность очень важна, группа не должна быть слишком сплоченной, чтобы выжить. Члены группы могут жить и работать вместе в течение длительного периода времени без высокой степени сплоченности.
Методы изучения сплоченности
Методы измерения сплоченности групп включают два тесно связанных между собой методологических подхода.
Первое — измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Она основана на позиции, что чем больше члены группы нравятся друг другу и чем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс сплоченности группы. Методологический аппарат представлен либо метрической техникой в различных вариантах, либо специальными шкалами симпатий. Социометрический коэффициент групповой сплоченности обычно является коэффициентом деления числа взаимно положительных решений на теоретически возможное их число. Используя шкалы, субъекты оценивают взаимную симпатию вдоль континуума с полюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые показатели рассчитываются как среднее арифметическое взаимного рейтинга членов группы.
Второй методологический подход — изучение эмоциональной оценки группы в целом — представлен методикой масштабных вопросов. В некоторых случаях субъекты дают общую оценку группе: «Насколько привлекательна для Вас эта группа?», «В какой степени Вы относитесь к членам этой группы?». В других они оценивают привлекательность собственного членства в группе: «Хотите ли вы остаться членом этой группы?», «Если бы у вас была возможность делать ту же работу и за ту же зарплату в другой группе, что бы вы сказали, если бы вы поменялись?». Итоговые значения рассчитываются путем усреднения отдельных данных. Оценивая этот методологический подход, можно согласиться с разумным мнением, что такие «головные» вопросы не дают надежды на честные ответы.
Факторы сплочённости группы
Сплоченность группы формируется под влиянием множества факторов, рассмотрим наиболее важные из них.
Факторы формирования группы. Условия, которые приводят к образованию группы, способствуют сплоченности. Когда в процессе общения люди находят общие цели и интересы, можно с уверенностью сказать, что основа сплоченности заложена. Существование общих интересов между людьми является основой для взаимного притяжения, которое лежит в основе сплоченности. Чем важнее цель для каждого члена группы, тем выше ощущаемая потребность во взаимодействии для достижения цели и тем выше сплоченность.
Трудность вступления в группу. В некоторых группах стать членом нелегко. Тщательный отбор и особые требования к соединению создают высокие барьеры для входа. Чем сложнее вступить в группу, тем более желательной становится цель вступления. Таким образом, сам факт вступления в группу подразумевает определенное достижение для человека. Чувство принадлежности к элитной группе и участия в ней внушает чувство духовной сплоченности в группе.
Соответствие статуса участников и должности в официальной иерархии. При наличии определенных требований к вступлению в группу ее члены начинают с одной и той же стартовой позиции, а их взгляды, позиция и финансовое положение, как правило, схожи. При взаимодействии членов группы их положение в рабочей иерархии может измениться. Корректировка статуса членов группы является плодотворной, когда все члены группы соглашаются с должностной иерархией внутри группы и когда каждый член группы осуществляет свою деятельность в соответствии с занимаемой должностью в компании. Несогласованность статуса может привести к недовольству среди всех членов группы и ее разрушению.
Справедливое распределение вознаграждений. Сплоченность достигается при справедливом или равномерном распределении вознаграждений. Для того чтобы вознаграждения распределялись справедливо, основное внимание следует уделять либо вкладу члена, либо его профессиональному положению. Однако равное распределение вознаграждений должно быть основано на групповом решении. Сплоченность будет утрачена, если кто-либо из членов группы почувствует несправедливое отношение к нему с точки зрения его денежного вознаграждения.
Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены команды чувствуют чувство удовлетворения и гордости за свою работу. Чувство выполненного долга распространено, например, в составе отрядов, спортивных команд или на соревнованиях.
Стабильность участия. Стабильность участия помогает сохранить сплоченность на одном уровне. Новички в некоторой степени подрывают это чувство, поскольку они могут не быть должным образом приняты группой и существует конкуренция за рабочие места.
Было замечено, что чем больше времени люди проводят вместе, тем более сплоченными они становятся: Расширяются возможности для дружбы, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы проводить время вместе зависит от ряда обстоятельств, в первую очередь, от типа выполняемой ими работы, контекста выполняемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одном помещении или в разных комнатах).
Внешняя угроза. Когда внешняя угроза мешает преследованию групповых интересов, сплоченность внутри группы резко возрастает. Различные мнения и подходы к решению проблем уже не являются определяющим фактором, поскольку члены группы объединяются для решения важнейшей проблемы — внешней угрозы. При столкновении с объединенной группой актер угрозы будет чувствовать более сильное сопротивление.
Размер группы. Малые группы имеют большую сплоченность, чем большие. В больших группах часто возникают проблемы организационного характера и проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы. Малые группы, с другой стороны, характеризуются высоким уровнем взаимодействия, что увеличивает возможность для каждого члена активно участвовать в деятельности группы. 2] По мере увеличения числа членов группы уменьшаются возможности для взаимодействия каждого из них друг с другом. Кроме того, появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказаться на сплоченности больших групп.
Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женских групп, как правило, выше, чем у мужчин. Одно из гипотетических объяснений этого явления заключается в том, что женщины, как правило, менее склонны конкурировать друг с другом; они более развиты в своей потребности в групповом принятии решений и в сотрудничестве между собой.
Сила сцепления
Прочность сцепления зависит от следующих факторов:
1. взаимодействие и взаимозависимость.
Взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между людьми снижает их напряженность или приводит к взаимному удовлетворению.
2. фиксация и достижение общих целей.
Если взять трудовой коллектив, то основной целью каждого индивидуума является получение прибыли (заработной платы), поэтому их общая цель состоит из целей каждого индивидуума для выполнения работы. Командная сплоченность выше, когда результат каждого зависит от качества работы его коллег.
Сплоченность команды также исходит от лиц, вносящих свой вклад в работу группы. Индивидуумы вовлекаются в работу в той мере, в какой группа удовлетворяет их собственные потребности.
Появление норм связано с различными аспектами жизни группы:
Стремление к общим целям, какой бы ни была природа, способствует развитию коэрцитивных факторов, которые становятся все сильнее, чем больше потребность в единообразии поведения воспринимается как средство достижения цели; чем больше индивидуумов зависит от группы в целом в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).
Желание поддерживать стабильность группы усиливает необходимость в единообразии поведения.
Общие представления, которые возникают в результате нахождения в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы воспринимает определенные ситуации или предпочитает определенные общие ценности. Существует групповая селективность восприятия.
Под влиянием таких представлений поведение человека, принадлежащего к определенной группе, становится единообразным.
Имитация других членов. В той мере, в какой конкретная группа привлекательна для конкретного человека, он пытается подражать другим. Эта имитация поддерживается необходимостью принадлежности к группе и необходимостью (имитация сильнее, когда группа привлекательна для индивидуума).
Страх перед санкциями имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем сильнее страх перед санкциями.
Последствия сплоченности
Сплоченность группы влияет на ее членов, изменяя схему их взаимодействия, степень влияния на других, их восприятие и производительность.
Увеличенное взаимодействие. Взаимодействие и сотрудничество между членами сплоченных групп значительно расширяется. Сплоченность группы такова, что ее члены разделяют все радости и невзгоды жизни. Общие интересы, общие цели и задачи объединяют людей и создают высокий уровень взаимодействия.
Усиление влияния и подчинения. Сплоченные группы оказывают огромное влияние на своих членов.
Лидер группы, если его уважают все члены, может использовать авторитарный стиль руководства, особенно если он способен противостоять внешним угрозам и организовать эффективную работу. Деспотическое лидерство вполне приемлемо, когда перед группой стоит важная задача и существует некоторая неопределенность в отношении правильности существующего подхода к проблеме.
Высокая чувствительность к подчинению может быть проблемой для некоторых людей. Если члены не могут выразить свое мнение или чувствуют себя запуганными из-за страха не получить одобрение других, они могут потерять свою самооценку и самоидентификацию. Группа может потерять преимущества от разработки новых идей и потерять честность и открытость в общении.
Переоценка возможностей. Преувеличение возможностей относится к тому, что в определенные моменты времени сплоченные группы склонны преувеличивать собственный вклад в общее дело и недооценивать вклад других групп. Сплоченная группа в одной организации может считать себя «лучшей из лучших», в то время как другая организация работает лучше. Высокая самооценка укрепляет чувство собственного достоинства и сплоченность группы.
Другие группы оцениваются ниже по нескольким причинам. Во-первых, за счет снижения стоимости другой группы повышается статус собственной группы. Во-вторых, недооценка другой группы — это способ защитить себя, если группа видит в отрицании своих слабостей способ повышения сплоченности. Сосредоточение внимания на сильных сторонах группы может быть неправильным, но это отражает дух группы. В-третьих, недооценка другого и группы усиливает чувство защищенности и правильности своего поведения.
Удовлетворение. Участники в сплоченной группе более удовлетворены своей деятельностью, чем участники в менее сплоченной группе. Источниками удовлетворения могут быть дружелюбная среда, поддержка, возможность взаимодействия, успех и защита от внешнего влияния. Поскольку сплоченные группы эффективно противостоят внешним угрозам, ощущение безопасности также может быть источником удовлетворения.
Производительность. Взаимосвязь между производительностью и сплоченностью группы сложнее, чем другие эффекты сплоченности, о чем будет сказано ниже. Отметим, однако, что средняя производительность сплоченных групп, как правило, выше, чем в группах с меньшей сплоченностью.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в команде
Команда – это группа людей, стремящихся к достижению общей цели. И чтобы научить этих людей эффективно взаимодействовать, продуктивно работать вместе, избегать конфликтных ситуаций и разрешать их, необходимо принимать определенные меры по сплочению коллектива. Общность играет важнейшую роль и для руководителей и для рядовых членов команды. Именно поэтому в третьем уроке мы поговорим о том, что такое корпоративная культура, как правильно организовывать взаимодействие людей, как сформировать здоровую позитивную атмосферу, что может сблизить совершенно разных членов команды. Начнем же мы нашу беседу с рассмотрения вопроса о том, каковы вообще условия формирования сплоченной команды.
Содержание:
Условия формирования сплоченной команды
Для начала заметим, что команда имеет все шансы стать сплоченной, если:
Это основные условия, на которые нужно ориентироваться в работе, но их соблюдение еще не гарантирует того, что команда будет целостной и дружной. Эта цель может быть достигнута, когда коллектив соответствует ряду важных критериев. Их стоит рассмотреть более подробно.
Мотивация
От мотивации зависит степень активности и заинтересованности членов команды в работе, а также их желание идти вперед. Мотивированный сотрудник – это человек, испытывающий потребность и влечение к совместной деятельности, осознающий ее ценность и необходимость и увлеченный ей. Показателями, определяющими уровень мотивированности, можно назвать заинтересованность и активность каждого игрока, направленную на благо команды, его полную вовлеченность в процесс, качество действий и степень удовлетворенности от их выполнения.
Целенаправленность
Целенаправленность команды предполагает стремление к коллективной победе, групповой интерес к проекту. Уровень целенаправленности определяется уровнем заинтересованности всех игроков в совместной работе, создании более комфортного микроклимата, выстраивании доверительных взаимоотношений, соответствии установленных взаимоотношений общему характеру работы. Важно отметить, что целенаправленность команды зависит от того, насколько личные цели людей соотносятся с командными, как они дополняют или противоречат друг другу.
Структурированность
Структурированная команда – это коллектив, в котором организация взаимодействия подчинена строгому порядку, регламентирующему функции, обязанности, права и ответственность людей. Структурированность позволяет команде в случае необходимости разбиваться на подгруппы для решения специфических задач. Определяется этот параметр эффективностью методов распределения задач, качеством взаимопонимания между всеми членами коллектива и правильностью делового взаимодействия.
Целостность
Здесь имеется в виду единство членов коллектива. То, насколько взаимосвязаны и взаимозависимы люди в команде, воздействует на качество их общности и степень совместимости. Чтобы понять, насколько целостна команда, нужно проанализировать соотношение числа совместных достижений с общим количеством реализованных проектов и понять, что является в деятельности доминантой – совместная или групповая работа.
Организованность
Организованная команда – это собранный и упорядоченный коллектив, подчиненный конкретному порядку, определяющему совместную работу; коллектив, способный действовать согласно плану. Такая команда легко управляется лидером, но при этом и сама по себе отличается самоорганизованностью и исполнительностью. На уровень организованности воздействует глубина участия членов команды в совместной работе, количество ответственных лиц и их лидерский потенциал, качество управленческих решений и т.д.
Согласованность
Согласованность означает гармоничность и эффективность взаимодействия всех членов команды, обусловленного, опять же, общей целью. То, насколько согласованно или же несогласованно действует коллектив, зависит от применяющихся методов устранения противоречий и разобщенности, уровня конфликтности людей и их поведения в конфликтных ситуациях.
Результативность
Результативность служит показателем сплоченности команды в решении задач и движении к намеченной цели. Данный критерий в общем и целом характеризует производительность и продуктивность групповой работы. Чем выше результативность, тем сплоченнее коллектив.
Таким образом, мы выяснили, что сплоченной может быть только та команда, которая соответствует, пусть и не всем, но большинству заданных выше условий и критериев. Если в процессе командообразования руководитель делает ставку на организованность, согласованность, результативность, целенаправленность и т.д., он сам открывает возможности для формирования грамотной, продуктивной и действительно дружной команды. Но вот как происходит сплочение коллектива – вопрос более сложный.
Как формируется сплоченная команда
Корпоративная культура, развитие, формирование и поддержание которой стоят немалых усилий, полностью и целиком держится на сплоченном коллективе. Но его создание является достаточно долгим процессом. Однако сегодня мы можем вооружиться пошаговой методикой создания идеальной команды. Она состоит из пяти обязательных стадий, и исключать или менять их последовательность крайне нежелательно.
Стадия притирки
Это стадия, с которой начинает формироваться новый коллектив. Через нее проходит любая команда, в особенности новая – члены которой еще не работали вместе. Участники обращают внимание друг на друга, пытаются разобраться, кто есть кто, демонстрируют себя и черты своего характера, проявляют способности, раскрывают потенциал.
Очень важно уделить максимум внимания общим характеристикам выбранных кандидатов. Здесь можно привлекать к работе психолога или специалиста по межличностным отношениям, который поможет людям притереться друг к другу с учетом индивидуальных особенностей каждого и минимизирует проблемы последующих стадий.
Конфликтная стадия
Сплочение коллектива практически всегда проходит через конфликты, и это нормальное явление для любой команды. Залогом успешного прохождения этого этапа станет способность эффективно разрешать конфликтные ситуации в команде и вообще противостоять их возникновению. Нередко на конфликтной стадии внутри коллектива формируются мелкие группы, выделяются лидеры и аутсайдеры, в разной форме проявляется недопонимание.
В случаях, когда кто-то из кандидатов никак не может вписаться в группу, постоянно вступает с кем-то в конфронтацию или не выдерживает давления, следует предпринять меры по урегулированию ситуации или устранить неподходящего кандидата.
Экспериментальная стадия
После прохождения второй стадии начинается рост потенциала как отдельных членов коллектива, так и всей команды, причем это касается и профессиональной и личной сферы. Для третьего этапа характерны сбои в работе, неравномерное распределение нагрузки, командные дисфункции – все это следствие процесса стабилизации.
В результате рабочих экспериментов руководитель получает возможность более эффективного распределения обязанностей, учитывая способности, знания, навыки и умения каждого члена коллектива. В итоге образуется мощное объединение людей, готовых к решению серьезных практических задач в реальных условиях.
Творческая стадия
Четвертая стадия интересна тем, что в процессе взаимодействия людей друг с другом выделяются наиболее ответственные сотрудники и неформальные лидеры. Их можно приобщить к управлению коллективом, выполнению более ответственных задач, контролю работы. Если на первых трех стадиях делать какие-то выводы было еще рано, то теперь все становится на свои места.
Стадия зрелости
Пятая стадия сплочения коллектива приводит к его зрелости. Все члены команды четко знают свои роли, функции и ответственность, понимают, что от них требуется. Любые разногласия и спорные вопросы разрешаются конструктивно и в спокойной обстановке. Команда становится полноценной в плане межличностного взаимодействия и соответствия корпоративным требованиям. Со зрелой командой можно смело рассчитывать на достижение высоких результатов.
Как можно увидеть, создание успешной команды подчинено своим закономерностям. Как руководитель, вы должны все их учитывать и не пытаться перепрыгнуть с одной стадии на другую. Вышеназванный алгоритм прошел проверку временем и многократно доказал свою актуальность. Ваша задача – лишь следовать ему и не торопить события. Единственное, при помощи чего вы можете ускорить процесс, – это использовать инструменты сплочения коллектива. О них мы и расскажем ниже.
Инструменты сплочения команды
Использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании очень важно и нужно, ведь они помогают сократить время на создание классной команды специалистов. Если эти методы обобщить, мы получим небольшой список действенных инструментов.
Традиции
Корпоративные традиции считаются одним из лучших способов сплочения людей. Оказываясь в своей команде, каждый человек хочет чувствовать комфорт и покой. И традиции прекрасно этому способствуют. Вы можете начинать каждый рабочий день с просмотра забавных видеороликов всей командой или заканчивать его 15-тиминутным чаепитием со всякими вкусняшками. В течение дня можно устраивать общее собрание для шутливой разминки, а по пятницам всем вместе отправляться в бассейн, заканчивая рабочий день на час раньше. Вариантов множество, и каждый из них делает членов команды ближе друг другу, позволяет им раскрыться и всегда чувствовать себя в своей тарелке.
Собрания
К собраниям не стоит относиться как к чему-то очень официальному. Собираться можно и на работе и в неформальной обстановке. На таких собраниях полезно обсуждать как рабочие вопросы, так и что-то, что совершенно их не касается. Собрания, кстати, тоже можно сделать традицией. Раз в день, раз в неделю или пару раз в месяц – по сути это значения не имеет. Важно лишь, чтобы присутствовал каждый, чувствуя себя при этом ценным членом коллектива. В дополнение к обсуждаемым на собраниях вопросам можно поздравлять кого-то с успехами, хвалить и даже награждать символическими подарками – это многократно усилит положительное воздействие встреч.
Речь идет, конечно же, о таких СМИ, как корпоративные газеты или журналы. В таких изданиях должна освещаться жизнь команды: успехи, новости, достижения, знаменательные события и даты, предложения и пожелания сотрудников и т.п. Все это способствует тому, что люди лучше узнают друг друга, находят общие интересы и точки соприкосновения, раскрываются и становятся дружнее. Если же корпоративное издание делается самими сотрудниками на творческих началах, можно делать так, чтобы каждый месяц за подготовку отвечали разные члены команды и их комбинации.
Отдых
Командообразование и сплочение коллектива – это не только работа, но еще и развлечения. Совместные поездки и приятное времяпрепровождение – прекрасный способ сделать людей дружнее. Он отлично повышает производительность, снимает напряжение и стрессы, позволяет людям увидеть друг друга в новом свете, способствует развитию креативности и нестандартного мышления, погружает команду в непринужденную обстановку. В качестве отдыха может подойти масса занятий: тренинг на сплочение коллектива, поход в горы, купание в озере, игра в футбол, приключенческий квест и многое другое. Но интереснее всего то, что совместный отдых формирует командный дух даже тогда, когда люди не задумываются об этом.
Геймификация
Геймификация – это использование игровых технологий и методик в жизни, работе и обучении. Она позволяет сделать даже самое скучное занятие необычным и интересным, а для сплочения коллектива является просто незаменимым инструментом. Пусть члены команды выполняют свои задачи, решают проблемы и достигают результатов, словно они проходят уровни игры под названием «Работа» или «Проект». Введите систему баллов, бейджей и поощрений, уровней мастерства и званий. Достигая новой цели, член команды может зарабатывать, например, 5 баллов, получать звание «Знатока» и билет в кино на выходные. Остальные будут видеть этот результат, а это формирует позитивный настрой на работу и соревновательный дух. Кстати говоря, многие процветающие компании уже используют в своей работе игровые техники, а их команды отличаются невероятной производительностью и эффективностью.
Впрочем, об успешных командах мы еще поговорим, а пока скажем несколько слов о том, какие мероприятия способствуют грамотному тимбилдингу, сплочению коллектива и организации взаимодействия людей в команде лучшим образом.
Мероприятия для сплочения команды
Как мы уже говорили, один из лучших способов сделать людей дружнее – это устраивать коллективные мероприятия, объединенные общим термином «тимбилдинг». Далее мы хотим познакомить вас с несколькими категориями тимблилдинга, на которые вы можете обратить внимание.
Интеллектуальный тимбилдинг
К этой категории относится любая коллективная деятельность, где требуется использовать умственные способности, например, квесты, ролевые игры, фотоконкурсы и т.п. Суть в том, чтобы члены команды проявляли смекалку и работали головой. Интеллектуальная деятельность раскрывает потенциал человека, выносит наружу его таланты и сближает с окружающими.
Несколько примеров интеллектуального тимбилдинга и их краткое описание:
Для разнообразия можно разделить большую команду на несколько меньших команд, чтобы сохранялся эффект соперничества. Безусловно, должны быть призы и награды за победу, ценные для участников тимбилдинга. Для руководителя же наградой станет дружный и сплоченный коллектив.
Творческий тимбилдинг
Данный вид тимблидинга позволяет сплотить команду на более глубоком уровне. Он повышает степень доверия членов команды друг к другу, улучшает взаимопонимание, способствует еще большему раскрепощению. Несмотря на то, что в России предлагаемый метод еще не прижился, его эффективность неоспорима. Сам же факт новизны добавляет ему еще больше изюминки.
Несколько примеров творческого тимбилдинга и их краткое описание:
Как и в предыдущем случае, большую команду можно разбивать на несколько команд. Но упор ставится не на победу в соревновании, а на максимальное раскрытие творческого потенциала и установление доверительных отношений между членами коллектива.
Экстремальный тимбилдинг
Еще один замечательный способ сплотить коллектив. Но следует учитывать, что он может быть в некоторой степени опасным, т.к. за основу берется экстремальный отдых и соответствующие виды спорта. Данный метод прекрасно отвлекает людей от работы и позволяет им получить массу эмоций и впечатлений, а также солидную порцию адреналина.
Несколько примеров экстремального тимбилдинга и их краткое описание:
Не станем спорить, что подобный экстрим подойдет далеко не каждой команде и тем более не каждому человеку. Но если вы все же осмелитесь пощекотать нервишки себе и своей команде, можете быть уверены, что ваши люди не только надолго запомнят такие приключения, но и станут настоящими боевыми товарищами.
Итак, мы предложили вам несколько вариантов тимбилдинга, которые окажут вам серьезную поддержку в формировании сильной команды. Но мы уверены, что вы хотели бы ориентироваться еще и на такие методы сплочения коллектива, которые используются сегодня в компаниях с мировым именем. И специально для вас мы сделали подборку компаний с лучшей корпоративной культурой.
Примеры лучшей корпоративной культуры
За основу представленной информации мы взяли материалы американского издания Enterpreneur, освещающего события из мира предпринимательства и бизнеса. Вы смело можете брать понравившиеся идеи на заметку и применять в собственной работе.
Любой, кто знаком с корпоративной культурой этой компании, скажет о ней только лестные и полные восхищения слова. Взаимоотношения сотрудников выстраиваются на дружбе и доверии, каждый мотивирован командными целями. Способствуют же этому прекрасные условия работы: брифинги на крыше штаб-квартиры в Сан-Франциско, откуда открываются завораживающие панорамные виды, вкуснейшие бесплатные завтраки, совместные занятия йогой и масса других бонусов и возможностей. Каждый сотрудник компании Twitter осознает, что является ценным членом команды людей, приносящих миру пользу.
Сама эта компания уже давно стала символом идеальной корпоративной культуры. Ее сотрудники обеспечены всем необходимым для комфортной и спокойной работы: полезным бесплатным питанием, офисами на открытом воздухе, возможностями для непринужденного командного общения, личностного и профессионального роста. Для снятия напряжения членов коллектива руководство создало специальные помещения для отдыха с удобной мебелью, аудио- и видеотехникой. Компания уделяет огромное внимание эмоциональному и психическому состоянию своих работников и устраивает множество развлекательных мероприятий, начиная сессиями совместной релаксации и заканчивая концертами суперзвезд шоу-бизнеса.
Компания Google уже много лет входит в список компаний с лучшей корпоративной культурой далеко не случайно, и на нее ориентируются многие стартапы. Она может похвастаться предоставлением бесплатного здорового питания, организацией увлекательных экскурсий, собственными тренажерными залами, финансовыми бонусами, открытыми выступлениями глав компании, максимально комфортными условиями работы, и это далеко не все достоинства подхода Google к командообразованию. Развитию и сплочению коллектива в компании уделяется такое же серьезное внимание, как и вопросам бизнеса.
Adobe
Именно эту компанию можно отнести к тем, руководство которых не боится доверять работникам выполнение самых сложных задач. А с результатами такого подхода вы и сами сталкиваетесь каждый день, включая свой компьютер. Помимо предоставления множества льгот (питание, проезд, аренда жилья, посещение спортзалов, бассейнов и т.д.) руководство Adobe стремится максимально раскрыть творческий потенциал каждого члена команды. Это выражается в безграничном доверии к сотрудникам, организации всевозможных тренингов на развитие коллектива, внимании к малейшим деталям жизни людей. Также в компании Adobe отсутствуют любые рейтинги, зачастую демотивирующие игроков, а каждый новичок работает под руководством тренера. Ошибки же воспринимаются здесь как шаги на пути к личностному росту и успеху.
Southwest Airlines
Данная компания славится тем, что ее клиенты в один голос заявляют о позитивном настрое, дружелюбии и «счастливости» ее сотрудников. За более чем 40 лет на рынке организация выработала свою уникальную корпоративную культуру. Каждому сотруднику предоставляются всевозможные льготы, в том числе и на авиаперелеты. Регулярно проводятся обучающие и развивающие коллективные мероприятия. Члены команды все вместе отдыхают, путешествуют, посещают развлекательные заведения и проходят курсы повышения квалификации. Достижение общей цели – одна из заповедей компании, разделяемая всеми ее членами без исключения.
Zappos
Крупнейший производитель обуви – компания Zappos известна не только своими качественными изделиями, но и прекрасной корпоративной культурой. Удивительно, что еще на начальном этапе обучения каждому кандидату компания предлагает 2 000 долларов, если он откажется от работы в ней, но соглашаются на это единицы – настолько сильно люди хотят работать в Zappos. Каждому новому сотруднику с первых дней прививаются десять ценностей компании, среди которых стремление сделать счастливым каждого клиента и важность командного духа. Офисная политика не имеет никакого отношения к уровню зарплаты работников – он зависит только от качества их работы, причем в методах сотрудники не ограничиваются. На тимблилдинг и тренинги на сплочение коллектива выделяются огромные средства.
Chevron
В отличие от множества нефтегазовых корпораций, Chevron знаменита высочайшими показателями своей корпоративной культуры. Руководство проявляет поистине потрясающую заботу о безопасности своих людей и старается поддерживать их всеми доступными способами. На территории предприятий компании находятся собственные фитнес-центры и оздоровительные комплексы, спортивные клубы, теннисные залы и даже бары. Сотрудникам доступно множество программ здравоохранения. Перерывы на отдых в течения рабочего дня – обязательно условие работы, как и участие в тренингах на сплочение коллектива и его развитие.
SquareSpace
Несмотря на небольшой возраст этой компании, она уже завоевала славу одной из лучших в Нью-Йорке, и на трудоустройство сюда выстраиваются целые очереди. Корпоративная культура этой компании отличается творческой, открытой и простой атмосферой. Между сотрудниками нет четко установленной и регламентированной субординации, рядовые работники и управленцы решают задачи в одинаковых условиях. Всем обеспечена медицинская страховка, гибкие отпуска и солидные отпускные, бесплатное питание и множество других льгот. Мероприятия на сплочение коллектива – важнейшая сфера жизни компании, ценность и значимость которой предельно ясны каждому члену команды.
Warby Parker
В этой компании, занимающейся производством и продажей очков с 2010 года, все направлено на прямое взаимодействие с клиентами и поддержание приемлемой ценовой политики. Однако для ее сотрудников ценность состоит в уникальной корпоративной культуре, развитие и формирование которой происходит на самом высоком уровне. Для стимулирования работников и повышения командного духа компания систематически организует необычные тематические обеды и встречи, развлекательные и конкурсные программы, развивающие и объединяющие мероприятия, такие как семинары, тренинги на сплочение коллектива, обычные и обратные мозговые штурмы и т.д. Ценность команды и общие цели – важнейший аспект внутреннего уклада Warby Parker.
Эти и другие подобные приемы сплочения коллектива можно с успехом применять и с целью создания и единения своей собственной команды. Повторимся, что для России многие из описанных выше методов еще в диковинку, но это не должно быть помехой. Напротив, проявляя креативность, следуя современным мировым тенденциям командообразования, руководители и лидеры получают прекрасную возможность привнести в работу своего коллектива новизну, интригу, интерес, необычность и оригинальность. Чем больше креативной практики вы будете внедрять, тем ближе и тем серьезнее будут успехи.
И, говоря о практике, самое время перейти к сугубо практической части нашего курса. Если в первых трех уроках речь шла больше о теоретических основах командообразования, то два следующих урока будут посвящены исключительно тому, что нужно делать, чтобы превратить разношерстную группу людей в единой целое. Следующий урок нашего тренинга по командообразованию посвящен играм на сплочение коллектива. В его начале мы вкратце расскажем о целях таких мероприятий, а в основной части рассмотрим несколько десятков эффективных игр и пять оригинальных способов сплотить команду.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.