Что значит специальная машина
Специальный автомобиль
«Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004)
Смотреть что такое «Специальный автомобиль» в других словарях:
Автомобиль — (Cars) Содержание Содержание 1. История создания первого авто 2. История марок Aston Martin Bentley Bugatti Cadillac Chevrolet Dodge Division Ferrari Ford Jaguar 3. Классификация По назначению По размеру По типу кузова По рабочему объему… … Энциклопедия инвестора
Автомобиль — Benz Velo один из первых автомобилей … Википедия
Автомобиль с открытыми колёсами — Гоночный автомобиль Mercedes Benz класса «Формула 1», 2011 год … Википедия
Газогенераторный автомобиль — Автомобиль с газогенератором … Википедия
Спортивный автомобиль — Легковой автомобиль, оборудованный для занятий автомобильным спортом (См. Автомобильный спорт). По классификации Международной автомобильной федерации (ФИА) С. а. подразделяются по рабочему объёму двигателя (л) на 15 классов (максимальный … Большая советская энциклопедия
Народный автомобиль — Volkswagen Type 1 «Käfer» Общие данные … Википедия
Полицейский автомобиль — (англ. Police car) транспортное средство, используемое полицией, чтобы помочь своим обязанностям в патрулировании и реагирования на инциденты. Полицейский автомобиль используется для быстрого достижения мест, где произошла авария или… … Википедия
Лунный автомобиль — Лунный автомобиль, экспедиция «Аполлон 15», 1971 Лунный автомобиль (лунный вездеход, англ. lunar rover, от англ. … Википедия
Газель (автомобиль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Газель. «Газель» … Википедия
ГАЗель (автомобиль) — Наиболее распространённая версия пассажирской «ГАЗели» маршрутное такси ГАЗ 322132 ГАЗель серия российских малотоннажных автомобилей, производимых на Горьковском автомобильном заводе с июля 1994 года. Сборка автомобилей семейства… … Википедия
Специализированные и специальные транспортные средства
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», на определенные типы транспортных средств должны быть установлены тахографы. Однако есть исключения под которые попадают специальные и специализированные транспортные средства. В связи с этим у многих возник вопрос — в чем различие между специализированными и специальными транспортными средствами?
Специализированное транспортное средство
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специализированного транспортного средства:
Специализированные транспортные средства могут применяться по назначению в зависимости от вида перевозимого груза: для перевозки грунта, сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива, порошкообразных грузов, строительных конструкций, длинномерных грузов, строительных грузов в контейнерах, технологического оборудования и строительных машин.
Нужно понимать что специализированное транспортное средство определяется таковым не по характеру перевозимого груза, а по конструктивным особенностям, которые обеспечивают надлежащие условия для перевозки определенного груза. Другими словами, специализированное транспортное средство — транспортное средство оснащенное специальным оборудованием, обеспечивающим особые условия для перевозки определенного груза.
В Приложении № 10 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» определен перечень специализированных транспортных средств.
1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
2. Транспортные средства — цистерны:
3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
4. Транспортные средства для перевозки животных.
5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
6. Транспортные средства — контейнеровозы.
7. Транспортные средства со съемным кузовом.
8. Транспортные средства — мусоровозы.
9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).
Специальное транспортное средство
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специального транспортного средства:
Окончательный перечень специальных транспортных средств законодательно не определен, однако специальное оборудование установленное на транспортном средстве должно быть предусмотрено заводской конструкцией автомобиля либо должно быть зарегистрировано как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Важно знать что переоборудование транспортного средства подлежит государственной регистрации с внесением соответствующих отметок в ПТС и СТС.
Некоторые разновидности специальных транспортных средств:
Итог. Специализированное транспортное средство предназначено для перевозки определенных видов грузов. Специальное транспортное средство предназначено для выполнения специальных функций.
Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
14 комментариев
Добрый день. Не могу найти внятного ответа по установке тахографа. Даже сотрудники ГИБДД не дают ответа, разъяснений.
Точнее они говорят, что нужен тахограф и всё. Пишу данные авто:
Модель, марка ТС Камаз 53….. ЛОМОВОЗ
Тип ТС Грузовой самосвал
Особые отметки С КРАНОМ МАНИПУЛЯТОРОМ
Нужен ли мне тахограф? Отправил запрос в
Добрый день. Подскажите электрокары, работающие только на территории предприятия, относятся к категории специального транспорта.
Добрый день, где-то слышал что под понятие специальные прочии можно устанавливать силовые бампера и лебёдки, правда это или нет. Разъясните пожалуйста.
Добрый день, мне кто нибудь даст ответ? У меня грузовой бортовой кран манипулятор (КМУ)
Тип ТС Специальное
N3
НУЖЕН ТАХОГРАФ ИЛИ НЕТ.
Приказ 440 прочел 10 раз, так и не понял.
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, каой приказ действует на сегодня вместо отмененного приказа Минтранса России от 13.02.2013г. № 36.
Спасибо! Разобрался: Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440
«Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
Здравствует какие изменения произошло в постановление для спецтехники в 2021 году
ДОБРЫЙ ВЕЧЕР. МАНИПУЛЯТОР СЧИТАЕТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ?
Добрый день подскажите пожалуйста, коммунальная техника а именно (мусоровозы) должны оснащаться тахографами.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Добрый день!
У нас на предприятии эксплуатируются молоковозов. Возим соответственно молоко, но в птс указано автоцистерна. Подлежим установке?
Владимир, в Приказе Минтранса № 36 нет определения специализированных транспортных средств, соответсвенно и нет пояснения, что принимать за таковые. В Приказе есть только перечень транспортных средств подлежащих оснащению тахографами, и есть перечень исключений. Специализированные транспортные средства так же попали под исключения. Но не все, а только перечисленные в Приказе. Транспортные средства с самосвальным кузовом, хоть и является специализированными транспортными средствами, но оснащению тахографом подлежат, так как упоминание о них отсутствует в исключениях Приказа Минтранса № 36.
«Изыскательская», «Испытательная» и «Культурно-просветительская». Раскрываем тайный смысл загадочных надписей на автомобилях
У этих спецавтомобилей нет никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения. Однако они официально считаются «специальными» и в законодательстве фигурируют в тех же правовых актах, что и машины спецслужб, наделенных правом ездить с красно-синими и синими маяками. И таких «специальных легковых автомобилей» в белорусском законодательстве числится довольно много. Мы разобрались, что за они.
Об обладателях «прав на спецсигналы» мы недавно рассказывали. Перечень этих спецслужб регулируется сразу несколькими законодательными актами Совета Министров Республики Беларусь, в частности постановлениями «Об определении перечня специальных легковых автомобилей» и «О транспортных средствах оперативного назначения», а также целым рядом постановлений «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Последняя редакция такого перечня была сделана в августе 2020 года. В этом же перечне указываются «специальные легковые автомобили», которым спецсигналы либо не положены вообще, либо, в лучшем случае, положены оранжевые, которые, как известно, права преимущественного проезда не дают. Но все это не мешает таким машинам официально считаться спецтранспортом.
Прародителями такого обделенного в правах преимущественного проезда спецтранспорта являются все легковые автомобили с надписью «Технологическая» на дверях. Раньше так обозначали легковушки многих госучреждений. Нередко надпись «варварски» наносили краской через трафарет прямо на новенький металлик. Но сейчас так уже не делают. Самоклеящаяся пленка победила краску. А сама надпись «Технологическая» ушла в историю. Иногда машины с такой надписью еще встречаются, но из официального перечня ее вычеркнули и заменили на более содержательные пометки.
Так в лексикон автомобилистов пришли «Испытательные», «Изыскательские» и иже с ними. Мало кто знает, что именно эти машины испытывают и изыскивают, но все это прописано в законодательстве. Об «испытательных» и «изыскательских» мы расскажем чуть ниже, а начнем со спецтранспорта на букву А, соблюдая алфавитный принцип.
«Мне бы в небо»
Надпись «Авиационная» говорит о том, что предназначение таких автомобилей — «организация работ по эксплуатации отдельно стоящих объектов радионавигации, связи и аэропортового комплекса, воздушных судов на посадочных площадках, организация работы служб по подготовке воздушных судов к вылету, осуществление контроля за безопасностью полетов воздушных судов и обеспечение авиационной безопасности в области гражданской авиации». Проще говоря, это служебный транспорт «Белаэронавигации», на котором можно ездить по делам в город.
В надпись «Аэродромная» вложено чуть другое значение. Это машины «для организация работ по содержанию аэродромов, замера коэффициента сцепления на аэродромных покрытиях, проведения технологических осмотров взлетно-посадочных полос, организации сопровождения автотранспортных средств и воздушных судов по летному полю аэродрома». Таким автомобилям положен оранжевый маяк. Встречаются и зеленые спецсигналы. Около 99% своего рабочего времени эти машины проводят на перронах аэропортов, но в город тоже могут выезжать.
Помощники ГАИ
Надпись «Безопасность движения», контрастирующая полоса синего цвета и проблесковый маячок оранжевого цвета — так выглядят сегодня спецавтомобили служб безопасности движения, принадлежащие крупным автопредприятиям и производителям самоходной техники. Их работа — контроль за соблюдением правил дорожного движения и использованием транспорта, выезд на места дорожно-транспортных происшествий, сопровождение колонн. Внешний вид этой «Волги» — пример «канонического» оформления таких спецмашин. Подобная техника есть у МАЗа, БелАЗа, МТЗ и т. п. Сейчас маяки только оранжевые, а раньше были синие и даже красно-синие.
Есть своя служба безопасности движения и у организаций, владеющих строительной техникой, перевозчиков негабарита и т. п. Оранжевые маяки часто съемные и устанавливаются на магнитах только на период сопровождения передвигающейся стройтехники или транспортировки негабаритных грузов.
Младшие медработники
Работа автомобилей с надписью «Медпомощь» — оказание медицинской помощи населению и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Проще говоря, это служебный транспорт медсестер, которых возят на домашние визиты, или транспорт врачей, выезжающих на неэкстренные случаи.
Такие машины можно видеть почти под каждой поликлиникой. Прежде на их стеклах рисовали красный крест, но теперь эта традиция ушла.
По спецавтомобилям с надписью «Медпомощь» можно изучать всю историю промсборки иномарок в Беларуси. Вот вам, пожалуйста, Samand. В регулярной эксплуатации они, пожалуй, только у медиков и остались, МВД и МЧС почти все свои такие машины списали.
Автомобили Zotye собирают на том же предприятии, где прежде делали Samand. По массовости этой марке до Geely далеко, но у медиков таких машин немало. Вероятно, самый большой парк служебных Zotye именно у Минздрава.
С появлением Geely именно эта марка стала главным медсестринским автомобилем страны. Впрочем, аналогичная тенденция наблюдается у абсолютно всех спецслужб. У нас был отдельный материал об этом.
«Узкие специалисты»
Если видите машину с надписью «Госнадзор», то знайте, что это спецтранспорт для выполнения функций по обеспечению государственного надзора за безопасным ведением работ, соблюдением стандартов и технических условий. А вот надпись «Гостехнадзор» и контрастирующая полоса желтого цвета — это другое.
Органы Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия существуют для обеспечения государственного надзора за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования.
Если Гостехнадзор обнаружил нарушение, то в некоторых случаях на «место происшествия» выезжает спецмашина с надписью «Ремонтно-техническая». Но, конечно, рембригады приезжают не только к тракторам. Для срочного ремонта госимущества существуют разные рембригады, и ездят они на спецтранспорте с соответствующей надписью.
Надпись «Транспортный контроль» говорит о том, что такая спецмашина предназначена для обеспечения контроля за процессом перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Не путайте с Транспортной инспекцией — это другое.
Ученье — свет, ученью — свой спецтранспорт. Надпись «Учебно-методическая» говорит о том, что перед вами спецавтомобиль, работа которого — доставка учебно-методической документации, учебных изданий, средств обучения для организации образовательного процесса. Кроме того, такие машины доставляют специалистов в учреждения образования для оказания методической помощи.
Какие еще есть варианты? Их много. У Министерства сельского хозяйства и продовольствия бывают «Агрозоолаборатория» и «Ветпомощь». «Газотехнические» машины предназначены для обеспечения эксплуатации газопроводов и объектов газотранспортной системы, «Гидрометеорологическая» рождена для нужд агрометеонаблюдений, «Госстандарт» — для отбора проб и образцов продукции, «Охрана природы» — для обеспечения производственного процесса ведения инспекторской деятельности природных объектов.
«Охрана труда» — это обеспечение государственного надзора за безопасностью труда, оперативный выезд на места происшествий для специального расследования несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом, групповых несчастных случаев, производственных аварий с человеческими жертвами. Надпись «Принудительное исполнение» говорит о том, что едут приставы для принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
Автомобили с надписью «Страховые услуги» — это спецтранспорт для осуществления деятельности по оказанию страховых услуг гражданам и юридическим лицам. Спецтранспортом являются и машины с надписью «Связь». Они нужны для обеспечения почтового процесса и ремонтно-профилактических работ на линиях и объектах связи. Официально законодательством предусмотрены еще «Энерготехническая», «Социальная служба».
А что такое спортивный автомобиль? Нет, это не Ferrari или Lamborghini. Согласно белорусскому законодательству спецмашины с надписью «Спортивная» предназначены для обеспечения учебно-тренировочного процесса и безопасности при сопровождении групп спортсменов, подготовки и проведения спортивных мероприятий, обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения допинг-контроля.
Нам наиболее близок спецтранспорт с надписью «Пресса». Да-да, законодательно предусмотрен и такой. Знаете, для чего он нужен? Для «проведения журналистских расследований и обеспечения рекламно-хозяйственной деятельности». Наша тема! Еще в законах прописана спецнадпись «Фото-, кино- и видеообслуживание». В идеале фотографы должны ездить именно на таких автомобилях.
Не очень понятно, для чего нужна машина с надписью «Культурно-просветительская». Официально работа такого транспорта — «обеспечение выполнения возложенных задач и функций», без конкретики. Прямо как у ОАЦ. Родственная «Радиотрансляционная» нужна для «радиообслуживания средствами звукоусиления массовых мероприятий».
А как же легендарные «Изыскательская» и «Испытательная»? Раскрываем тайну. «Изыскательская» спецмашина, согласно законодательству, нужна для выполнения выездных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, топографических и геодезических работ, а «Испытательная» — для проведения эксплуатационных и лабораторно-дорожных испытаний. не всего подряд, а конкретно шин.
Коррективы в законодательство вносятся постоянно, и можно с высокой степенью вероятности предположить, что в дальнейшем появятся новые виды «специальных легковых автомобилей».
Специальная автомобильная техника
1. Классификация грузов, перевозимых специальной автомобильной техникой
Специальная автомобильная техника (САТ) – это автотранспортные средства (АТС), предназначенные для выполнения транспортных работ, связанных с перевозкой различных грузов, а также для выполнения нетранспортных работ, связанных с подъемно-транспортными операциями, уборкой мусора и снега, поливкой дорог и тротуаров, приготовлением бетонного раствора и прочими работами.
Конструкция той или иной разновидности САТ, предназначенной для транспортных работ, во многом зависит от вида перевозимого груза.
Все грузы, перевозимые САТ, сгруппированы в 5 групп (рис. 1), учитывающие их физические, химические и биологические свойства, массу, объем, размеры, способы погрузки и выгрузки, способы хранения и санитарные требования.
Рисунок 1 – Классификация грузов, перевозимых специальной автомобильной техникой
Грузы I группы подразделяют на три подгруппы:
При перевозке грузов I группы необходимо предохранять их от поломок, разрушения поверхностей и перемещения на платформе (кузове) транспортного средства при движении. В зависимости от характера груза необходимо учитывать ориентацию груза по вертикали, опору на поверхность или же только на определенные точки и возможность опирания друг на друга.
АТС такой САТ должно иметь платформу без бортов со сплошным основанием или раздвижную платформу, оборудованную специальными устройствами захвата, крепления или удержания.
Грузы II группы делят на три подгруппы:
Грузы III группы делят на три подгруппы:
Грузы IV группы подразделяют на две подгруппы:
Жидкие могут быть огнеопасны и коррозионны (нефтепродукты, кислоты и др.) или подвержены вспениванию (молоко, пиво). При перевозке грузов этой подгруппы необходимо выполнение следующих требований: изоляция от атмосферы, герметизация емкостей, охлаждение или обогрев, предупреждение взбалтывания и гидравлических ударов, контроль состояния груза.
Порошкообразные грузы, как правило, гигроскопичны, а их увлажнение способствует забиванию затворов и труб. Кроме того, эти грузы подвержены сильному слеживанию и образованию сводов. Транспортирование порошкообразных грузов в открытых кузовах приводит к их потерям при возмущениях встречного потока воздуха.
Большинство грузов IV группы вредны для человека, поэтому необходима их тщательная герметизация при перевозке и погрузке-выгрузке.
Грузы V группы – это крупноразмерные изделия (витринное стекло, оконные рамы, железобетонные конструкции и др.), подлежащие перевозке в вертикальном или вертикально-наклонном положении.
Перевозка перечисленных грузов всех пяти групп предопределила разработку специальной автомобильной техники, обеспечивающей транспортировку, сохранность грузов и безопасность перевозок.
2. Классификация грузовой специальной автомобильной техники
Основу грузовой специальной автомобильной техники составляют грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы. Их классифицируют по назначению, типу кузова и проходимости (рис. 2).
По назначению грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы могут быть общего назначения, специализированными и специальными (рис. 3).
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ (рис. 3 а).
Рисунок 2 – Классификация специальной грузовой автомобильной техники
Специализированные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам относятся самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, самопогрузчики и др. (рис. 3 б).
Специальные грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, авторемонтные передвижные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки и др. (рис. 3 в).
Рисунок 3 – Виды грузовых автомобилей по назначению
Прицепы могут быть грузовыми и легковыми (рис. 4 а, б).
Различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа «крюк—петля», «шкворень—петля» или «шар— петля», а полуприцепы – опорным седельно-сцепным устройством.
Рисунок 4 – Виды прицепов: а – грузовой; б – легковой; в – полуприцеп
Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены.
Кроме того, прицепы и полуприцепы могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводится крутящий момент от двигателя автомобиля-тягача. Прицепы и полуприцепы без активного привода ведущих колес не имеют.
На основе автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов выпускаются автопоезда, которые позволяют увеличить производительность автомобильной техники и снизить себестоимость перевозок. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски (рис. 5).
Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепов.
Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и одного или двух полуприцепов. К полуприцепу может подсоединяться прицеп.
Автопоезд-роспуск состоит из грузового автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).
Рисунок 5 – Автомобильные поезда: а – прицепной; б – седельный; в – роспуск
В основу классификации грузовых автомобилей по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом, учитывающим общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес. Различают автомобили обычной, повышенной и высокой проходимости.
Автомобили обычной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей обычной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) – число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4×2.
Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться и вне дорог, преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы – 4×4 (у автомобиля оба моста ведущие) и 6×4 (автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими).
Автомобили высокой проходимости способны двигаться вне дорог, преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это автомобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости – 6×6 и 8×8.
3. Маркировка грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов
Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией.
Базовой модели грузового автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс и тип автомобиля, а две последующие – модель автомобиля. При этом перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.
В зависимости от полной массы грузовые автомобили разделены на семь классов (рис. 6):
По типу грузовые автомобили подразделяют на шесть групп (рис. 6):
Таким образом, у грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля по полной массе, вторая цифра показывает тип грузового автомобиля, третья и четвёртая цифры – номер модели автомобиля, а пятая цифра – номер модификации.
Например, ЗИЛ-4331 означает – Завод им. И. А. Лихачева, грузовой автомобиль четвертого класса с полной массой 8… 14 т, бортовой, тридцать первая модель.
Рисунок 6 – Маркировка грузовых автомобилей
Прицепы и полуприцепы маркируются четырехзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) две первые цифры индекса из четырех (рис. 7) характеризуют тип прицепа (полуприцепа):
Две вторые цифры индекса характеризуют полную массу прицепов и полуприцепов, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп (рис. 7):
Рисунок 7 – Маркировка прицепов и полуприцепов
Маркировка прицепов и полуприцепов следующая. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает – Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 т.
При маркировке прицепов и полуприцепов может использоваться более развернутое обозначение. Например, 2-ПП-20,9-МАЗ- 9397: 2 – число осей; ПП – полуприцеп; 20,9 – грузоподъемность в тоннах; МАЗ-9397 – заводская марка.
Различным типам прицепного состава может присваиваться следующее буквенное обозначение: