Что значит специалисты среднего звена в колледже
Чем отличается профессия от специальности?
Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.
Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:
Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.
Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.
Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.
Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:
Простой совет
Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:
А это профессия или специальность?
Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.
Дополнительное профессиональное образование
Было бы несправедливо, не упомянуть еще один уровень подготовки — дополнительное профессиональное образования. На этом уровне слушатель может пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В рамках ДПО возможно получить как классическую профессию, например, сварщик, электромонтер, автослесарь, так и пройти подготовку на курсах современных профессий — СММ-менеджер, тестировщик, дизайнер социальных сетей и другие — большой перечень курсов обучения современным профессиям можно найти на портале бизфабрика ру.
Остались вопросы? Задавайте в комментариях.
Да но в разговоре значение слова профессионал или специалист-профессионал означает часто что это тот кто не допускает ошибок в своей деятельности, так что если вас назвали профессионалом то это не всегда принижение)
Вы меняете контекст.
О принижении речь не шла. Речь об уровнях образования, они в России разные.
На более низком уровне человек получает профессию, на уровне повыше — специальность.
Основное общее образование (9 классов) еще более низкий уровень, это ни в коем случае не принижает тех, кто заканчивает 9 классов.
Добрый день! Можно ли узнать на основании каких нормативных документов осваивающие специальность могут получить профессию? Спасибо
Перечень профессий закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте соответствующей специальности.
Конкретные профессии устанавливаются в Рабочем учебном плане образовательной организации.
Я сотрудник техникума, где обучают именно профессии. И отличается профессия от специальности далеко не тем, что ты не сможешь занимать руководящую должность (кстати, автор текста вам нагло врет! — взять работников администрации и там по большей части работают именно профи, а не спецы). Нет специальности сварщик — это исключительно профессия. Так же как и нет профессии юрист — это именно специальность. Если говорить более ограниченно, то работа руками- профессия, работа головой — специальность. Но тут тоже не профессии и специальности подпадают. К примеру секретарь — это профессия, а делопроизводитель — специальность.
Очень сочувствую вашим студентам, плохо, когда преподаватель позволяет себе такую риторику.
В администрациях действительно много людей, получивших профессии, но затем они получили специальность на уровне ВПО.
Специальности «Сварщик» действительно нет, но есть специальность «Сварочное производство».
А вот специальности «Юрист» не существует. Это квалификация, которую можно получить обучаясь, к примеру, на специальности «Правоохранительная деятельность».
В следующий раз, когда решите оставить комментарий в безапелляционном тоне, разберитесь сначала с понятиями.
Разница между специалистом среднего звена и квалифицированным рабочим
Раньше система обучения профессиям в России была понятной. Существовало несколько уровней квалификации. Человек мог сам выбрать специальность, на которую в дальнейшем подавать документы. В 2013 году была проведена реформа, вследствие которой был упразднен один из уровней системы учебных заведений. Как альтернатива, было предложено два варианта: профессия и специализация. В чем же заключаются отличия между квалифицированным рабочим и специалистом среднего звена?
Кто такой специалист среднего звена?
До реформы выделялось несколько видов обучения:
После реформы были упразднены учебные заведения, относящиеся к первому типу, и переименовались в колледжи и техникумы, в которых появилось две категории: квалифицированный рабочий и специалист среднего звена.
Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:
Общее время обучения обычно составляет 3 года, но для некоторых специальностей срок может отклоняться как в меньшую (2 года), так и большую (4 года) сторону.
Среднее профессиональное образование могут оказывать:
Чтобы поступить в одно из них, необходимо получить базовое общее образование (то есть, хотя бы закончить 9 классов школы) или закончить школу полностью. На данный момент большая часть учащихся уже получили неполное среднее образование, поскольку все остальные хотят поступить в ВУЗ.
Список специальностей, которые можно получить, закреплен соответствующим приказом Минобрнауки России.
Среднее профессиональное обучение ставит своей задачей подготовку специалистов в разных областях: медицине, педагогике, юриспруденции. Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом. В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. В 1930-х годах началась индустриализация, что привело к росту спроса на обучение специальностям. Поэтому во всех уголках Советского Союза начали массово появляться техникумы.
После получения степени специалиста человек может стать младшим управленцем: бригадиром, техником, мастером участков).
На время обучения специальности студент имеет право получать стипендию, бесплатное питание, а также проходить оплачиваемую практику на месте, где они могут в дальнейшем работать (при условии высокой компетентности).
Определение понятия «квалифицированный рабочий»
Квалифицированный рабочий – это человек, который получил навык в определенной отрасли посредством обучения через специализированные учреждения. Для него обязательно иметь большой опыт работы и быть образованным. Но в определении этого понятия наблюдается большая путаница, вызванная тем, что одни относят сюда и людей, получивших вышку в некоторых областях (например, психология, социальная работа, программирование), так и представителей классических рабочих специальностей (маляр-штукатур и прочие).
В эту категорию относится огромное количество профессионалов: технический персонал скорой помощи, технолог ультразвука, повара, фотографы, модели и другие. Некоторые считают, что для становления квалифицированным рабочим вовсе необязательно вообще заканчивать техникум или колледж, поскольку существует огромное количество курсов, которые обучают значительно лучше. И с этим тяжело не согласиться. В последнее время наблюдается тенденция постепенного вытеснения формального образования неформальным.
От какого понятия точно нужно дифференцировать квалифицированного рабочего – так это от чернорабочего. Последний не имеет вообще никаких навыков, и может выполнять только простые задания типа «подай-принеси». Чернорабочие зарабатывают мало, поскольку их навыки не являются уникальными.
Что общего между ними?
Основная общая черта между этими типами профессий – это то, что они не являются самыми престижными. Но это не означает, что на них невозможно заработать. Нередко представители квалифицированных профессий или специалисты зарабатывают больше людей с высшим образованием. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен людьми с дипломами, а рабочих рук не хватает.
Чем они отличаются?
Основные отличия следующие:
Выбирать нужно душой, а не степенью престижности. Главное – любить свое дело, а заработать можно на всем. Важно помнить, что рабочие специальности тоже очень ценятся, и в них можно хорошо зарабатывать. Там главный критерий — мастерство.
Чем занимаются люди новых профессий СПО?
Правительство обновило перечень профессий и специальностей СПО, важных для развития экономики России. Выясняем, на чем в скором времени будут зарабатывать выпускники колледжей.
Как узнать, какие профессии есть в колледжах?
В этот список включают только те профессии и специальности СПО, которые считаются востребованными в экономике РФ. То есть, если вы получаете одну из специальностей из перечня, то:
Предыдущий перечень был принят в 2014 году и сильно устарел, в связи с этим правительство и подписало новый перечень, в который вошло больше 100 востребованных специальностей и профессий СПО.
В чем разница между специальностью и профессией?
Специальность можно получить только в колледже или в техникуме – она подразумевает больший набор знаний и навыков. Если вы закончите колледж или техникум, то в вашем дипломе будет указано, что вы – «специалист среднего звена».
Профессию можно получить только в училище. Там вы получите только прикладные навыки, а в вашем дипломе будет указано, что вы – «квалифицированный рабочий».
И специальность, и профессия считаются средним профессиональным образованием. Однако специальность считается чуть более престижной.
Новые специальности и профессии СПО
Всего в новый перечень добавлено 55 новых специальностей и 35 профессий. Мы выбрали самые необычные из них.
Востребованные специальности СПО
Агрономия
Будущие агрономы учатся работать с землей и выращивать фрукты, овощи, ягоды и бобовые, которые затем отправятся на полки магазинов. Среди основных задач агрономов:
Аддитивные технологии
Здесь речь идет о 3D-печати. Люди, получившие эту специальность, занимаются:
Все эти необходимо при строительстве домов и производстве деталей для машин, заводов и т. д.
Зоотехния
Выпускники этой специальности становятся зоотехниками. Они отвечают за:
Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника
На этой специальности учат изготавливать технические средства реабилитации (ТСР) – инвалидные коляски, тренажеры и другое специальное оборудование для людей с инвалидностью и ОВЗ. Выпускники:
Специальное дошкольное образование
Получив эту специальность, выпускник колледжа может работать, например, в инклюзивном детском саду или в саду для детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Эта работа включает в себя:
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Закончив эту специальность, можно работать в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство): как в государственных управляющих компаниях, так и в частных. Специалисты:
Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Здесь имеется в виду работа с дронами и другими беспилотниками в самых разных сферах: от картографии до доставки товаров. Специалисты занимаются:
Востребованные профессии СПО
Аппаратчик-оператор в биотехнологии
Представители этой профессии работают в промышленном и химическом производстве. Аппаратчики:
Графический дизайнер
Графический дизайнер создает афиши, логотипы, презентации, продумывает дизайн упаковок, сайтов и т. д. К основным задачам этого специалиста относятся:
Востребованные специалисты могут полностью продумывать дизайн крупных проектов: например, разработать фирменный стиль бренда или подготовить рекламную кампанию фильма.
Дефектоскопист
Все, кто освоил эту профессию, могут работать в разных сферах промышленности: от производства нефти до строительства домов.
Главная задача дефектоскописта – вовремя находить недостатки в машинах, оборудовании, трубах, построенных объектах и т. д. Он контролирует производство или строительство, чтобы предотвратить аварии или поломки и обеспечить безопасность работников и обычных людей.
Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
Эта профессия напрямую связана с химической промышленностью и пригодится в самых разных отраслях: от производства продуктов до строительства. По окончании колледжа можно работать лабораториях, в крупных промышленных компаниях, на санэпидемстанциях и т. д. В обязанности лаборанта входят:
Учтите, что к медицине эта профессия никак не относится – речь идет о контроле безопасности производств.
Лепщик-модельщик архитектурных деталей
Человек, освоивший эту профессию, работает в сфере декора и архитектуры и изготавливает барельефы, карнизы и другие виды лепнины. К задачам этого специалиста относятся:
Это и творческая, и техническая, и прикладная специальность.
Мастер растениеводства
Ухаживает за растениями самых разных видов, включая цветы и деревья. К задачам мастера растениеводства относятся:
Мастера растениеводства занимаются озеленением городов и ухаживают за парками, заповедниками и садами.
Мастер по обработке цифровой информации
Получив эту профессию, выпускник будет работать с компьютерами и информацией, которая передается с их помощью. В его круг обязанностей войдут:
По сути, получив эту профессию, можно устроиться на работу куда угодно: в банк, в редакцию, в вычислительный центр и т. д.
Каждая специальность и профессия СПО регулируется отдельным федеральным образовательным стандартом. В нем подробно описано, чему будет обучаться студент и что он должен знать по окончании колледжа.
Что значит специалисты среднего звена в колледже
Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:
Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и
Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).
Согласно современной статистике:
из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;
приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;
Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.
Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование
Довольно часто на страницах интернета путают понятия:
Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.
В соответствии с данной статьей:
начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;
начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с этой статьей:
среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;
граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;
среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.
В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:
п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:
образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:
Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.
Получение среднего профессионального образования
С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);
программы подготовки специалистов среднего звена.
Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Его можно получить:
10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.
Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:
Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:
Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:
то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,
а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.
Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:
учащийся поступил после основного общего образования;
когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).
По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:
Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.
В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:
Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:
п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:
сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;
в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.
С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Диплом о среднем профессиональном образовании
Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
Что значит специалист среднего звена?
Что такое специалисты среднего звена?
Подготовка рабочих и специалистов среднего звена Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.
Образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.13 нояб.
В чем разница между средним и средним специальным образованием?
Средне — специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища и т. п. ) дают среднее образование и готовят специалистов среднего звена (техников, медсестер, муз. работников и т. п. ) Средне — профессиональные учебные заведения (СПТУ) дают среднее образование и рабочую профессию (по профилю учебного заведения).
Что лучше среднее профессиональное или среднее специальное?
Ничем не отличается. Среднее специальное образование — это устаревшее понятие. Профессиональное это ПУ или как в СССР ПТУ, среднее специальное это техникум или колледж, т. е. на ступень выше и соответственно лучше.28 сент. 2013 г.
Чем отличается среднее профессиональное образование от начального профессионального образования?
Среднее профессиональное получают в техникумах, колледжах. Получают компетенции для работы, например, менеджерами среднего звена, мастерами цехов и т. п. После получения этого образования можно пойти учиться в ВУЗ на 3 курс, как правило. Начальное профессиональное — это училища, лицеи.