Что значит спешить в сказке пушкина

Пить зелёное вино, угрожать рогаткой и кручиниться: что дети никак не могут понять у Пушкина

«Словарь языка Пушкина» включает в себя больше 21 тысячи слов. Неудивительно, что некоторые мы можем не знать. Продолжаем разбирать архаизмы в сказках главного русского поэта. В этом выпуске рассказываем про «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», где сенной девушке угрожают рогаткой, а царь даёт своё слово.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана Александром Пушкиным осенью 1833 года. В её основе лежит популярный сказочный сюжет о волшебном зеркале (или мёртвой царевне), известный многим народам. Конспективная запись похожей русской народной сказки («Царевна заблудилась в лесу…») была сделана поэтом, со слов няни Арины Родионовны, в Михайловском в конце 1824 года. Отдельные мотивы пушкинского произведения связаны со сказкой братьев Гримм «Белоснежка».

Что значит спешить в сказке пушкина

Царица так долго смотрит в поле, инда очи (= что даже глаза) разболелись.

Что значит спешить в сказке пушкина

«Бог даёт царице дочь» в самый сочельник — этим словом обозначаются два дня в году (накануне Рождества или Крещения), когда принято подавать к столу специальное блюдо — «сóчиво», то есть кашу (= кутью) из различных злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса), приправленную медом.

Что значит спешить в сказке пушкина

Царица умерла к обедне — используемое в народе название церковной христианской службы (божественной литургии), совершаемой в утреннее и дневное время, до обеда.

Что значит спешить в сказке пушкина

Новая жена царя была ломлива, то есть упряма, капризна, привередлива; слово связано с глаголом «ломать (ся)».

Что значит спешить в сказке пушкина

Царица стала прищёлкивать перстами — пальцами рук; к этому устаревшему слову восходят до сих пор употребляемые в русском языке «перстень», «напёрсток».

Что значит спешить в сказке пушкина

Когда для царевны нашёлся жених (Елисей), к её отцу приехал сват, то есть человек со стороны жениха, договаривающийся с родителями невесты о будущем замужестве.

Что значит спешить в сказке пушкина

После встречи со сватом царь дал слово — согласился на брак дочери.

Что значит спешить в сказке пушкина

Мать брюхатая сидела, то есть в состоянии беременности (с брюхом = животом).

Что значит спешить в сказке пушкина

Увести царевну в лес царица наказывает своей сенной девушке (прислуге, горничной, занимавшейся уборкой; прилагательное происходит от слова «сени» — это помещение между жилой частью дома и крыльцом).

Что значит спешить в сказке пушкина

Служанка оставляет царевну в лесу и советует ей не кручиниться, то есть не грустить, не печалиться, не тосковать. Позже царь тужит по дочери, то есть тоже горюет.

Что значит спешить в сказке пушкина

О том, что пропала царская дочь, стала трезвонить молва, то есть начали распространяться слухи (молвить — «говорить»).

Что значит спешить в сказке пушкина

Царевна заходит в светлую горницу — комнату в крестьянском доме, обычно расположенную в верхней части; происходит от слова «горний» — верхний.

Что значит спешить в сказке пушкина

Внутри дома в лесу дубовый стол располагается под святыми, то есть под иконами, на которых изображаются лики святых.

Что значит спешить в сказке пушкина

Девушка взобралась на полати — деревянный настил под потолком в крестьянской избе от русской печи до противоположной стены, на котором можно спать.

Что значит спешить в сказке пушкина

Царевна отказалась от зелёного вина, то есть особого вида водки на травах, название которой связано со старославянским словом «зелие», «зелье» — трава, злак.

Что значит спешить в сказке пушкина

Богатыри отводят девушку в светлицу — небольшую светлую комнату, преимущественно располагавшуюся в верхней части дома, именуемую также «горницей» (см. выше) или «светёлкой».

Что значит спешить в сказке пушкина

Братья покидают дом, чтобы сорочина в поле спешить — сбить с коня, то есть сделать пешим сарацина (противника с Ближнего Востока).

Что значит спешить в сказке пушкина

Девушка богатырям не прекословит, то есть не возражает, не противоречит, соглашается с ними.

Что значит спешить в сказке пушкина

Царица, узнав, что царевна жива, угрожает служанке рогаткой — за непослушание хочет надеть ей железный ошейник с длинными прутьями.

Что значит спешить в сказке пушкина

Роковое яблоко девушка получает от нищей черницы, то есть монахини.

Источник

Главное меню

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Словарь. Составлен Наташей Пуше.

Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Грех – здесь: что-либо предосудительное.

Девичник – в русском свадебном обряде: прощальная вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.

Зелёное вино – водка.

Изразцовая – облицованная керамической плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»

Инда – так что даже; до того, что.

Ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству.

Молва – слухи, толки.

Молодица – молодая замужняя женщина.

Названый – неродной, приёмный.

Наливное – созревшее, сочное.

Не кручинься – не грусти, не горюй, не тоскуй.

Обвенчаться – сочетаться браком по церковному обряду.

Подворье – дом с принадлежащими ему постройками.

Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.

Прекословить – противоречить, возражать.

Приданое – то, что даётся невесте родителями при её вступлении в брак.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нити.

Ради – из-за чего-либо, по причине чего-либо. «Ради скуки».

Сват – человек, сватающий (предлагающий) жениха невесте или невесту жениху.

Святые – здесь: иконы с ликами святых.

Сенная девушка – дворовая (крепостная) девушка, находившаяся в услужении господ.

Снарядиться – отправиться куда-то.

Сочельник – канун христианских церковных праздников: Рождества и Крещения.

Тихомолком – незаметно, тайком.

Тужить – горевать, печалиться.

Хлопотать – здесь: суетиться.

Черкес – житель Северного Кавказа.

Источник

Пушкинская Царевна. О тайнописи в русских сказках

05/11/14-1710 слов.
Не плагиат, а историко-философские произведения. Пушкинская Царевна-не Белоснежка!
Приглашаю послушать сказку о мертвой царевне и семи богатырях в моей декламации на другом сайте. Здесь представляю осмысление философии сказки и свои сображения-гипотезы об исторических аллюзиях.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Философская глубина.

2. Сказка Пушкина-»вольная обработка сказок братьев Гримм»-как пишет Википедия и Викитека?

3.Когда и где происходит действие сказки о мертвой царевне и семи богатырях?

4.Философская символика сказки

5.Царица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях-Елизавета Петровна? Гипотеза о прототипе.

С детства все мы любим сказки Пушкина. «Что за диво эти сказки!»-говорил сам Александр Сергеевич. Мы наслышаны на уроках русской литературы истории о няне Пушкина Арине Родионовне, рассказывавшей маленькому Саше русские народные сказки. Впрочем, и взрослому Александру:вспомним «Буря мглою небо кроет», где поэт гостит у няни.

Арина Родионовна-прежде всего-литературно-фольклорный персонаж. Реальная няня Пушкина-прототип этого обобщенного идеализированного образа старой няни из народа, носительницы народной культуры, сказительницы, из уст которой поэты и писатели, драматурги, композиторы, художники черпали кладезь народной мудрости и народного искусства. В реальности такие романтизированные няни не оставили столь всеобъемлющего значения, каковое им приписывается. Во-первых, не всем повезло с столь одаренными нянями:ибо нужна и охота, и немалые способности сохранять в памяти богатый объем фольклора-сказок, песен, протяженных былин, афоризмов и пословиц-поговорок. Чтобы все это реально сохранялось и воспроизводилось — нужна практика постоянных повторений, ибо «повторение-мать учения». Попробуйте сами воспроизвести вот прямо сейчас, не сходя с места, дюжину-другую даже очень нравившихся в школьные годы стихов, даже заученных вами наизусть, но давно не повторявшихся, или пересказать сюжеты давно виденных фильмов, читанных книг, не говоря об их детальном изложении. Наконец, воспроизведение всего этого требует и определенного артистизма:»читать с выражением» и «в лицах»-а если этому не учиться специально, то нужно обладать хоть некоторым природным драматическим даром, темпераментом.

Теперь судите сами:много ли было «нянь из народа» с таким массивом артистического дарования и выучки, да с богатым репертуаром сказительниц и певунь при том, что в дореволюционной России нормой была всеобщая неграмотность нижних слоев населения, тем более женской части угнетенных классов. Да они поголовно были неграмотны, а в лучшем случае могли разбирать по слогам. К тому же каждый день нужно вести хозяйство и т. д.

Самородки-носители и интерпретаторы народной культуры, безымянные авторы сказок, былин, песен, притч, пословиц, яркие исполнители-конечно, были-но именно как редкие звезды на общем фоне беспросветной погруженности масс в тяжелый физический труд, невежество, скудость культурных запросов и пьянство.

И сегодня в большинстве своем дети узнают культуру народа отнюдь не через изустное изложение-а посредством школьной программы, СМИ, кино, собственного прочтения(последнее-все меньше).Даже сказки на ночь им рассказывает аудиокнига или «видик».

Нельзя исключить того, что Арина Родионовна все же была именно таким редким самородком и Пушкину повезло в детстве услышать через ее сказания красоту художественного народного слога и множество сюжетов, лёгших впоследствии на блистательное полотно пушкинского творчества. Что образ ветхозаветной няни преломился в воображении поэта и оказал влияние на его перо при создании дивных сказок.

Но совсем необязательно понимать это влияние буквально:как запись фольклориста из уст старца-последнего хранителя старинных преданий. Такие фольклористы были и в пушкинскую пору, и, между прочим, один из них записал в некоей деревне сказку, поразительно похожую на сказку о Белоснежке и семи гномах-из уст неграмотного селянина, который неизвестно где мог ее узнать. Это одна из неразгаданных тайн фольклористика:миграция сюжетов между нациями и культурами. Повторение мотивов. Многими, надо полагать, путями происходит этот процесс интернационализации культур.Я сама в детстве слушала бесчетно народную сказку, с удивлением потом открытую заново как «Бременские музыканты» братьев Гримм!

2. Сказка Пушкина-»вольная обработка сказок братьев Гримм»?

Поэтому автор этих строк против новой тенденции:называть сказки Пушкина «вольной обработкой» сказок братьев Гримм, в частности, подчеркивая сходство сюжетов «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»-со сказкой бр. Гримм «Белоснежка и семь гномов», последняя благодаря экранизации Диснея получила большую популярность в западных странах.

Кто доказал приоритет братьев Гримм в сказке о Белоснежке, несмотря на почти текстуальное сходство сюжета с пушкинской Мертвой царевной? Почему сказку Пушкина мы должны считать вторичной переделкой(а договариваются порой и до «плагиата» Пушкина у немцев)!)по отношению к текстам бр. Гримм, если в восточных сказках Тысяча и одной ночи есть совершенно аналогичная сказка с теми же мотивами:прекрасной царевной, злой мачехой-царицей, волшебным зеркальцем, семью гномами/богатырями, спасшими царевну и т. д. Сказки Тысячи и одной ночи много старше сказок братьев Гримм.
Хотя ведь и братья Гримм брали и литературно обрабатывали сюжеты из народа-здесь немецкого, вообще, европейского фольклора.

Меняется только национальный колорит:у бр. Гримм фигурируют семь гномов-рудокопов в горах-что соответствует европейскому фольклору о гномах, эльфах, феях и т. д. У Пушкина-семеро братьев-это русские былинные богатыри! Копировать иноземное Пушкин не стал, придав русский колорит и русский дух пересказу одной из вечных сказок истории.

3.Когда и где происходит действие сказки о мертвой царевне и семи богатырях?

Впрочем, не так уж и былинные, если Пушкин дает прямое указание на время действие своей сказки снабжая совсем несказочными, а историческими деталями текст, который, однако, выпускается по понятным причинам в известных экранизациях сказки, например, в известном нам с детства мультипликационном фильме:

День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина* в поле сп;шить**,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

То есть, это времена Столетней русско-кавказской войны, начало которой документально не установлено и не может быть определено с точностью до года, столетней она называется условно, но длилась десятки лет и завершилась Выходит, что далеко завела «в лес» служанка царицы Царевну, если в терему жили братья, выезжавшие утречком то диких уток пострелять, то с татаринами сразиться, а из лесу вытравить пятигорского черкеса. Стало быть, где — то там близ Пятигорска и протекает и действие сказки-притчи Пушкина. Пятигорск был отвоеван русской армией, и с тех пор это русский город.

А, может быть, царица была там «на водах» с свитой, в том числе и падчерицей-царевной. Почему нет? Вся русская аристократия ездила в Пятигорск «на воды»-не только в Баден-Баден.

4.Философская символика сказки.

Наиболее глубокие исследования выводят из сказки о Белоснежке и семи гномах-средневековые алхимические мотивы, а также космогонические представления древних. Так, Белоснежка ассоциируется с Землей, а семь гномов-с семью планетами, известными древним, вращающиеся вокруг Земли:Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном-соответсвие с днями недели.
Вспомним, сказку Маоршака»12 месяцев»- 12 братьев месяцев года, помогших падчерице собрать корзину подснежников.

В древней космогонии Солнце и Луна также считались «планетами»-совсем не в современном астрономическом смысле, а в буквальном:слово «планеты» означает »блуждающая»(лат.), и речь шла не о подразделении небесных объектов на звезды, планеты, астероиды, кометы и т.д, а о мироздании, держащемся на вечном ходе по орбитам семи»планет» и их констелляциях, порождающих все многнообразие проявлений:»Что наверху, тот и внизу».

Неслучайными являются и прочая символика старинной сказки, у которой нет одного атвора и которая обнаруживается у многих народов. Почему, к примеру, семь-гномов/богатырей? Не потому ли, что семь во все времена почиталось священным числом, счастливым, несущим удачу?

О чем сказка? О битве за первенство на звание мисс Вселенная:)), которую ведет с своим зеркалом Царица. Она прекрасна, но время беспощадно. Ее красота начинает увядать, а юная царевна-хорошеть. А царевна не только ее падчерица-она ведь и возможная царица! История же монархий полна ужасных преступлений внутри августейших семейств по отношению к единокровным братьям и сестрам, матерям и отцам, так что попытки устранения конкурентки мачехой-царицей своей падчерицы-царевны-вполне в русле монархической традиции.

5.Царица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях-Елизавета Петровна? Гипотеза о прототипе.

Мне подумалось, что когда Пушкин писал свой вариант вечной сказки, он держал в уме образ русской царицы Елизаветы Петровны Романовой, дочери Петра Великого. Эту свою догадку мне возможно удастся обосновать. В самом деле, кто из русских цариц(а сказка перессказана Пушкиным на русском языке и фольклоре) был до такой степени помешан на своей внешности, красоте, нарядах и бесконечных пышных балах и светсках раутах-кроме Елизаветы Петровны?! Да это было ее призвание и страсть. Она издавала царские указы о том, какими должны быть фасоны мужской и женской одежды в следующем бальном сезоне, какой должна быть длина камзолов, обшлагов, расцветка лент и т. д. 4тысячи из 15 тысяч платьев Елизаветы Петровны сгорели во время пожара «в другом дворце».

Она была очень ревнива к другим дамам своего двора, и не дай бог им явиться на бал в более роскошном платье, чем у царицы, более броских и дорогих драгоценностях, и вообще быть «румяней и белее»! Елизавета Петровна проводила долгие часы перед зеркалами, тщательно прихорашиваясь:Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

Как и пушкинская царица, Елизавета Петровна взошла на престол вследствие образовавшейся «вакансии», поддержанная гвардейцами, как «Петрова дочь».
Пушкинская царица не имеет детей-во всяком случае, в сказке о ее детях ничего не сказано. Елизавета Петровна подходит под этот прототип.
И наконец, пожалуй, самая характерная деталь, объединяющая пушкинскую царицу из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях-с Елизаветой Петровной Романовой. С годами у Елизаветы Петровны стал портиться характер, поблёк ее веселый характер и неукротимая страсть к устройству балов и раутов пошла на спад. Она все больше времени проводила в своих апартаментах в уединении и, по воспоминаниям ее ближайшего круга, бесконечно всматривалась в зеркала! Увядание болезненно переживается любой красавицей, но если это царица-то вдвойне!

Кстати, на венерианский характер Елизаветы Петровны, то есть ее акцентированную женственность, указывает тот известный исторический факт, что она единственная из русских монархов не подписавшая за время своего правления ни одного смертного приговора! Это уникальный случай в истории монархии всех времен. Ну не могла-веселая красавица-царица, кружащаяся в вихре балов, отдавать такие приказы! Екатерина Великая, она же немецкая принцесса-легко! Начиная с своего благоверного. Елизавета Петровна — никогда! У нее лучшая карма, чему Екатерины Второй, она была гуманная правительница.

Источник

Значение слова «спешить»

Что значит спешить в сказке пушкина

2. Быстро идти, двигаться; стараться быстрее попасть куда-л. Спешить домой. Спешить на поезд.В лице печальном изменяясь, Встает со стула старый князь, Спешит тяжелыми шагами К несчастной дочери своей. Пушкин, Руслан и Людмила. Гости, стараясь не толкаться и не наступать друг другу на ноги, спешат в столовую. Чехов, У предводительши.

3. Показывать неверное, более позднее, чем в действительности, время (о часах). [Кулыгин (смотрит на стенные часы, потом на свои):] Ваши часы спешат на семь минут. Чехов, Три сестры.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СПЕ’ШИТЬ, шу, шишь, сов. (к спешивать), кого-что. Приказать кому-н. спешиться (воен.). С. кавалерию. || Сбить (всадника) с коня, из конного сделать пешим. Выезжают погулять, руку правую потешить, сарачина в поле спешить. Пушкин.

СПЕШИ’ТЬ, шу́, ши́шь, несов. 1. с инф. Стараться что-н. исполнить, довести до конца в возможно более короткий срок. И жить торопится и чувствовать спешит. Вяземский. Спешу объяснится во всем откровенно. Пушкин. Спешит Онегин одеваться. Пушкин. 2. с чем и (устар.) чем. Делать что-н. быстро, чтобы скорее кончить, стараться поскорее закончить что-н. Надо с. с разрешением этого вопроса. Спешу с работой. 3. без доп. и куда. Быстро передвигаться или собираться куда-н. с целью поспеть скорее, не опоздать. Она спешила прочь от меня проворными шагами. Тургенев. С кувшином охтенка спешит. Пушкин. Он вечно спешит. Не спеши, до начала еще целый час. Мне некогда, спешу на поезд. С. на помощь. Спешу домой. 4. без доп. Делать что-н. слишком быстро, чересчур быстрым темпом. Часы спешат. Вам трудно аккомпанировать, вы слишком спешите.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

спе́шить

1. вынудить спешиться, то есть сойти или упасть с коня, велосипеда и т. п., выйти из транспортного средства ◆ — Какой-нибудь французской офицер объезжает передовую цепь. — Не спешить ли его? — шепнул второй часовой, взводя курок. М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», 1829 г. ◆ Перед утренней зарею//Братья дружною толпою//Выезжают погулять,//Серых уток пострелять,//Руку правую потешить,//Сорочина в поле спешить,//Иль башку с широких плеч//У татарина отсечь,//Или вытравить из леса//Пятигорского черкеса. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 г. ◆ По параллельным полевым дорогам, разделявшим поля (там были еще арыки), ехали БТР, а спешенные морские пехотинцы цепью шли впереди них, прочесывая тростник. «Морской пехоты капитан…», 2004.10.06 г. // «Солдат удачи» (цитата из НКРЯ)

спеши́ть

1. действовать по возможности быстро, чтобы успеть (завершить действие) к определённому сроку ◆ Спешить на поезд.

2. о часах — идти слишком быстро, показывая неверное время ◆ Часы спешат на две минуты.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит спешить в сказке пушкинаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова щериться (глагол), щерился:

Источник

Расшифровка сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях

Что значит спешить в сказке пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина имеет особое значение для русских людей. Наверное ни у одного автора в произведениях так полно не проявился Русский дух. Не стала и исключением «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», которая была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в Болдино в 1833 году.

Однакожь нам пора. Ведь я рассказ

Готовил; а шучу довольно крупно

И ждать напрасно заставляю вас.

А.С. Пушкин, «Домик в Коломне», XXI октава

ЦАРИЦА — СИМВОЛ ДОКРЕЩЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Что значит спешить в сказке пушкина

Как и во многих произведениях Пушкина, мы полагаем, что царица — это символ докрещенской культуры и возможно правящей элиты, которая не смогла с момента предъявления ей ультиматума апостолом Андреем в течение 9 месяцев (столетий) «родить» концепцию управления обществом. И лишь по истечении 9-го столетия дохристианская культура и жреческий корпус пустили в самостоятельную жизнь народ, а сами покинули этот мир и перестали существовать как социальное явление.

Царь же — это благонамеренные управленческие структуры государственного уровня значимости — концептуально безвластен. Но свято место пусто не бывает…

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

НОВАЯ ЦАРИЦА — БИБЛЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

То есть произошла смены одной культуры (дохристианской) на другую — библейскую.

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Новая царица пленила своей внешней красотой (вспоминаются рассказы о том, как Владимир принял православие — за внешнюю красоту, но никак не суть). Так благонамеренные управленческие структуры Руси (княжеско-боярская корпорация), сами по себе концептуально неграмотные, как и сегодня, вляпались в библейскую концепцию и идеологию православия.

ЗЕРКАЛО — НООСФЕРА

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

В нашем понимании зеркало — это ноосфера планеты Земля, с которой связан каждый человек и откуда черпает информацию. В нём отражается всё, что происходит на Земле и от неё ничего не утаить.

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

МОЛОДАЯ ЦАРЕВНА — ТОЛПА, РАСТУЩАЯ В НАРОД

Между тем росла, росла.

Поднялась — и расцвела.

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Сват приехал, царь дал слово.

Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне. всех милее.

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет.

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?» Зеркальце в ответ:

«А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

И снимая обратные связи через ноосферу, она выяснила, что толпа в силу закона времени начала взрослеть от младенческого состояния, стала постепенно превращаться в народ. Это в перспективе означало, что народ со временем займёт её место, а значит установится и новая культура Человечности — царевна станет царицей.

И она решила избавиться от неё.

Что значит спешить в сказке пушкина

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Народ, пребывая в состоянии толпы, не смог заблаговременно распознать грядущую опасность и всё-таки попал в дремучий лес. Кто такая Чернавка — вопрос также открыт?

Что значит спешить в сказке пушкина

МОЛВА — СМИ

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За невестой молодой.

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ — ДУМАЮЩАЯ ЧАСТЬ НАРОДА ИЛИ КТО?

Королевич Елисей — зная прочую символику пушкинских произведений, логично предположить, что он — наиболее думающая часть народа, которая взяла на себя ответственность за него.

В любом случае, чтобы вызволить народ, ей как и народу предстоит пройти путь повышения собственной меры понимания и вхождения в концептуальное управление цивилизацией. Остаётся открытым вопрос почему он королевич?

Возможно, король происходит от др. герм. «karlja» или «karlaz», что значит «свободный человек».

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пёс, залая,

Прибежал и смолк, играя;

В ворота вошла она,

На подворье тишина.

Пёс бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо;

Дверь тихонько отворилась.

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Знать, не будет ей обидно.

Никого меж тем не видно.

Что значит спешить в сказке пушкина

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

Кто такие эти семь богатырей, с кем жила в лесу царевна молодая. Вопрос остаётся открытым. А как считаете вы, наши читатели? Напишите в комментариях.

Что значит спешить в сказке пушкина

Если оценивать следующий фрагмент, то возможно семь богатырей — это государственная власть Руси и ключевые её правители?

Всё в лесу, не скучно ей

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

Или вытравить из леса

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит,

Им она не прекословит,

Так идут за днями дни.

Однако, государственная власть хотела бы всё-таки войти в союз с народом и прекратить смуту:

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так бога ради

Помири нас как-нибудь:

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Им царевна говорит, —

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Тем самым молодая царевна (будущий народ) говорит, что она суждена тому, кто обретёт концептуальную власть?

Да в затылке почесали.

«Спрос не грех. Прости ты нас, —

Старший молвил поклонясь, —

Коли так, не заикнуся

Уж о том». — «Я не сержуся, —

И отказ мой не вина».

Женихи ей поклонились,

И согласно все опять

Стали жить да поживать.

Что значит спешить в сказке пушкина

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Кто такая эта старушка? Она — это обернувшаяся злая царица или ещё один персонаж?

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса. «Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Отвечает ей черница:

«Ох ты, дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне». — Царевна хочет

Выйти к ней и хлеб взяла,

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. «Что за чудо?

Видно, выспался он худо, —

Ей царевна говорит, —

На ж, лови!» — и хлеб летит.

Что значит спешить в сказке пушкина

И Чернавка и черница в русле Божиего Промысла и не могут причинить вред царевне (Бог тебя благослови).

Приглядимся: а ведь пёс похож на самого Александра Сергеевича Пушкина? Что хотел нам сказать поэт? Какому процессу он пытался помешать, подобно тому, как пёс Соколко пытался помешать съесть отравленное яблоко?

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось! — Она его ласкать,

Треплет нежною рукою;

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла,

Под окно за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

И кусочек проглотила…

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет. «Не к добру! —

Братья молвили,— печали

Не минуем». Прискакали,

Входят, ахнули. Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

Надкушенное яблоко — не только символ корпорации «Apple», но и Запада в целом, отравленное ядом Западной культуры, блокирующей раскрытие познавательно-творческого потенциала каждого человека.

Братья в горести душевной

Все поникли головой

И с молитвою святой

С лавки подняли, одели,

Хоронить ее хотели

Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна.

Что значит спешить в сказке пушкина

Гроб её к шести столбам

На цепях чугунных там

И решеткой оградили;

И, пред мертвою сестрой

Сотворив поклон земной,

Старший молвил: «Спи во гробе.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса;

Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима

И для милого хранима —

Не досталась никому,

Царевна заснула, отравленная ядом библейской культуры, до того момента, пока королевич Елисей не разбудит её ото сна.

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее».

Что значит спешить в сказке пушкина

Так от людей, обретающих концептуальную властность, отворачиваются многие люди, которые не поднялись по мере своего понимания, и для них мудрёны вопросы Елисея, либо же эти поиски кажутся им смешными и глупыми, а кто отворачивается из страха за себя и свое будущее.

Красно солнце — тоже символ для размышлений. Можно было бы его соотнести с древней символикой обществ «солнцепоклонников», из которых выросла мифология многих орденов и частью — мифология исторически сложившегося христианства.

Напрасно Елисей спрашивает его, он давно не различает свет истины и не может подсказать Елисею, куда идти.

Что значит спешить в сказке пушкина

Самая прямая ассоциация, что ясный месяц — это исторически сложившийся ислам и окружающие его ордена, который точно также, как ордена исторически сложившееся христианства, ходят по ритуальному кругу, но не обладает методологией познания и творчества и не может подсказать Елисею, где искать его невесту.

Тем не менее исторически сложившийся ислам даёт подсказку, у кого искать — может Ветер знает путь. А как считаете вы, наши читатели?

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених её». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста».

Что это за социальное явление — ветер, который боится только Бога одного? Может тут стоит вспомнить другие два пушкинских произведения:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Но вдруг знакомый слышит глас,

Глас добродетельного Финна:

«Мужайся, князь! В обратный путь

Ступай со спящею Людмилой;

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен будь.

Небесный гром на злобу грянет,

И воцарится тишина —

И в светлом Киеве княжна

Перед Владимиром восстанет

Ветер — это могут быть носители русского богословия, которые, живя в среде народной, знают всё обо всех (тут вспоминаются калики-перехожие) и не связаны той или иной ритуальщиной, застилающей глаза и ум. Они-то и подсказали Елисею — каков прямой путь. При этом, в отличие от поэмы Руслан и Людмила, они не говорят, как оживить царевну, только указывают путь.

Может быть Ветер — это сам Бог в образе ветра…

Что значит спешить в сказке пушкина

Ожила. Глядит вокруг

И, качаясь над цепями,

«Как же долго я спала!»

И встаёт она из гроба…

В руки он её берет

И на свет из тьмы несёт,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Оживляет царевну Елисей, поскольку в ходе своих поисков он поднялся до уровня концептуальной власти. Концептуально властная часть общества соединяется с народом, в беседе происходит повышение уровня концептуальной грамотности общества и они совместно вступают в управление цивилизацией.

Народ изумлённо смотрит на то, что с ним произошло, пока он был в библейском плену.

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним,

Говоря: «Я ль-всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты прекрасна, слова нет,

Но царевна все ж милее,

Все румяней и белее».

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

Новая человечная концепция вступает в полную силу в мире, а старая концепция пытается убежать от новой, но бежать некуда — вся человеческая цивилизация изменилась. Обман старой концепции уже не действует и она испускает дух.

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Царевна и Елисей вместе — это будущее Русской культуры. И Бог с ними вместе.

Продолжение следует… если мы вместе ещё детальнее расшифруем матрицу этой сказки. Пишите в комментариях свои соображения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *