Что значит современность в музыке 8 класс доклад
Помогите доклад на тему что такое современность в музыке ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
Музыка вдохновляет. Она вызывает в обыкновенном человеке желание творить, желание сделать что-то красивое, совершить что-то хорошее, нужное, полезное, желание улучшить себя, свою жизнь, окружающий мир. «Музыка, — писал Стендаль, — когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…» О том же говорил в своем стихотворении и великий А. С. Пушкин:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия…
Но все это, на мой взгляд, больше относится к музыке классической. Ведь в музыке, как и в любом искусстве, есть много разновидностей, множество разных направлений и стилей. Музыка делится на классическую и современную, инструментальную и вокальную, хоровое исполнение и т. д. Наверное, можно сказать, что музыка во многом отвечает потребностям века, потребностям эпохи, общества. Я не хочу сказать, что в прошлые времена люди были лучше, духовно богаче, глубже и серьезнее воспринимали окружающую действительность. Но раньше самой музыке отводилась другая роль. Потому и содержание ее, и характер были другими. Для прослушивания музыкальных произведений специально собирались люди, для этого отводились специальные залы, создавалась соответствующая обстановка.
Сейчас же музыка сопутствует нам постоянно: на улице, в кафе, в магазинах, в транспорте. Мы слушаем музыку, делая уроки, убирая в квартире, общаясь с друзьями, гуляя с собакой, принимая ванну… Мы напеваем знакомую легкую мелодию, когда причесываемся перед зеркалом или гладим юбку перед дискотекой. Мы танцуем под музыку на самой дискотеке — причем танцы эти также не похожи на старинные вальсы. Мы иногда даже не задумываемся над словами, над смыслом современных песен — главное, чтобы была легкой и непринужденной мелодия. Трудно представить себе, чтобы кто-то ставил на печку чайник или жарил яичницу под симфонии Бетховена или Чайковского. А вот незамысловатый мотивчик вроде: «Ля-ляля, фа-фа-фа» очень легок в исполнении и довольно быстро способен поднять настроение и отогнать грустные мысли (а иногда — мысли вообще!).
Конечно, есть среди современных музыкальных произведений и довольно серьезные вещи, заставляющие сердце сжиматься или учащенно биться, произведения, которые с первой же ноты погружают в размышления — о любви, о жизни, о судьбе, о дружбе и т. д. Эти произведения вызывают искренние слезы или счастливый восторг. И при этом не важно, отвечает ли содержание песни твоему душевному состоянию или же ты просто проникаешься историей героя. Таким образом, как современная, так и классическая музыка может представать в различных обликах, вызывать различные эмоции. И если это действительно настоящая музыка, а не просто песня-однодневка, то и в прошлые времена, и сегодня она открывает перед нами душу автора, заставляя радоваться, грустить, разочаровываться и верить вместе с ним.
«Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова — быть может, еще более определенный», — говорил композитор Ф. Мендельсон.
И если бы все современные композиторы точно так же относились к своему творчеству, современная музыка обладала бы такой же силой воздействия на людей, как классическая. На сегодня это, к сожалению, не так. А может быть, нам в современном мире просто некогда погружаться в мир музыки. Может быть, у нас нет возможности посвящать музыке столько времени, сколько она требует? Может быть, сама жизнь выдвигает требования и диктует свои условия и нам, и искусству? Хорошо это или плохо — наверное, покажет время. А пока — пусть живет музыка! И пусть каждый находит в ней то, что он ищет, то, что ему необходимо именно здесь и именно сейчас
Урок музыки по теме: «Что значит «современность» в музыке?» (Урок-размышление). 8-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 8
магнитофон, диски с произведениями Альбинони, “Машины времени”, “ДДТ”, картины художников разных поколений.
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И косо посмотрели вслед,
Или другой-
На много лет?
(Звучит песня группы “ДДТ” “Это всё, что останется после меня”)
Сегодня у нас последний урок в первой четверти. Обычно на нём мы вспоминаем все произведения, которые слушали на предыдущих уроках, но сегодня мы не только вспомним об этом, но и попробуем поразмыслить над тем, ради чего живёт человек на земле и что в памяти наших знакомых, а может, и малознакомых людей оставит каждый из нас.
Давайте вспомним, как называется тема, над которой мы с вами работали всю четверть?
Помня об этом, думаю, вы понимаете, что композиторы прошлого, с творчеством которых вы познакомились, не памятники истории, а во многом наши современники, потому, что настоящее, высокое искусство вне времени, и я надеюсь, что наш урок поможет вам понять это.
С произведениями каких композиторов вы познакомились? (Ответ)
Они жили и творили очень давно, это вам известно, но почему же они наши современники? (Ответ)
Их музыка рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать настоящее большое искусство от плохой музыки, но, конечно же, не надо отказываться от лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам для танцев, отдыха, прогулок. Она, как улыбка, как шутка, как забавный рассказ.
(Зажигается свеча. Учитель исполняет песню “Свеча” А.Макаревича. Идёт разбор песни по исполнительскому плану)
4. Выразительные особенности музыки.
5. Изобразительные особенности музыки.
6. Ваше отношение к произведению.
А можно ли назвать А.Макаревича нашим современником?
(Звучит стихотворение “Вишня” Исаковского)
В ясный полдень на исходе лета
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню полевую где-то
И довольный, нёс её домой.
Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!
Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.
Билибин “Землепашец” XIX век
Гордиец “Хлеб пекут” XX век
Кугач “В семье” XX век
Дейнека “Первый летун” XX век
Кривоногов “Брестская крепость” XX век
— Так почему они, столь разные, представлены сегодня на нашем уроке? Что их объединяет?
— человек пашет поле, чтобы на нём вырос хлебный колос;
— умелые женские руки пекут хлеб;
— заботливые, любящие матери растят детей;
— крылатый мечтатель пробуждает такие же прекрасные мечты в душах других людей;
— герой, ценою своей жизни отстоявший мир на земле, навсегда останется в благодарной памяти потомков.
Вот так же и в нашей жизни осталось творчество этих и многих других замечательных художников. Значит, не зря они жили на земле!
Итак, запишите тему ваших сочинений “Какой я в жизни след оставлю?” Приглашаю поразмышлять вас…(Звучит музыка, ребята работают).
А теперь я попрошу вас озвучить свои мысли. Мне бы очень хотелось услышать, каким вы представляете свой след в будущем. Прочтите, пожалуйста, самое главное, на ваш взгляд, из сочинений. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы).
А теперь мне бы ещё раз хотелось услышать от вас, какую музыку и каких композиторов мы считаем нашими современниками, оставившими след на земле.
Сейчас небольшая музыкальная викторина, которую обычно вы выполняете письменно, но сегодня я попрошу вас ответить мне устно: фрагмент, какого произведения звучит и кто композитор?
Бах “Токката и фуга ре минор”
Бетховен “Соната № 14”
Чайковский “ Симфония №4”(скерцо)
Спасибо за работу на уроке, я благодарна…(Оценка работы учеников).
Перед тем, как сказать вам “до свидания”, я прошу вас прислушаться к словам Юрия Шевчука в песне, которая звучала в начале урока, и к своим совсем маленьким сердечкам, пытаясь понять,- на правильной ли дороге вы стоите?
(В записи звучит стук сердца и ДДТ “Это всё что останется после меня…”)
Исследовательский проект по музыке: «Что означает современность в музыке?»
Выбранный для просмотра документ Исследовательский проект по музыке.docx
Исследовательский проект по музыке:
«Что означает современность в музыке?»
Выполнила : ученица 7А класса
МБОУ Школа №150 г.о. Самара
Учитель: Куличкова Ольга Александровна
Что есть современность в музыке?
Цель проекта: доказать, что музыка всех эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века.
раскрыть понятия «мода» и «современность»
познакомиться с жанрами «легкой» музыки
уметь критически оценивать творчество современных музыкантов
научиться ориентироваться в легкой музыке
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
Классика – «показательный, характерный, типичный».
(Музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»)
В разные годы, в разные эпохи люди слушали разную музыку, в зависимости от ситуации в стране люди пели разные песни. Так в годы войны женщины, провожая мужчин на фронт, пели песни о скорой победе, воодушевляя их на бой. В песнях солдата можно было услышать исповедь души, историю сражения. Благодаря этим песням люди вдохновлялись и приободрялись. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
(Анна Герман – «Катюша»)
Да, действительно, сейчас эти песня считается современной. Почему? Она достаточно модная, исполнитель известный. В этой песне (в тексте) отражаются наши эмоции и переживания, она схожа с нашим внутренним и внешним миром, тоесть она популярна, является подходящей к нам и к нашему миру.
Раз эти песни и музыка считаются современными, значит, другие мы слушать не имеем право или нам просто негде их услышать?! Сказав это, мы будем не правы.
(The Beatles – Do you want to know secret)
Критики говорили: «Как всегда будут помнить про Моцарта и Бетховена, так же будут помнить и про группу « Beatles ».
Стили современной музыки.
Поп-музыка: любая массовая музыка. Основные черты поп-музыки, как жанра- простота, мелодичность, опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части.
Рэп (хип-хоп): музыкальный стиль с рэповыми рифмовками, окружающих музыку.
Диско: музыкальный жанр, где ритм стал важнее всего остального, даже важнее пения вокалиста.
Вывод: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра- уже мертвая, потому что не отображает главное – содержания современности и вызвана к жизни холодной рукой ремесленника. Но есть музыка, выстраданная мастером, написанная «кровью сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, ибо она всегда о главном.
Презентация по музыке «Современность в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современность в музыке
На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.
Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль » этно «. Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?
Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями.
Конспект урока музыки в 8-м классе по теме «Что значит современность в музыке?» (урок обобщения и систематизации знаний обучающихся)
Разделы: Музыка
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Оборудование и наглядные пособия:
Музыкальная драматургия урока:
Ход урока
I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1) Постановка проблемных вопросов:
2. Проверка домашнего задания:
I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).
Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
После размышлений, вывод делают сами школьники.
3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
— Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
— Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
— Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
— Почему так долго живут народные песни?
(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
— Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
— В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
4) Слайд №8 (проблемные вопросы)
— Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
— Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)
Слайд №10 (портрет И.С. Баха)
— Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).
— Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? Почему не музыка современных рок-групп? (отвечает нашим современным идеалам)
Размышления.
— Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?
Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен) «Лунная соната» Л. Бетховена в исполнении учителя на ф-но – слушание.
— Что позволило сделать такой вывод?
— Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)
— Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)
Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).
Слайд № 14 (Соната № 14 «Лунная»)
Возможные вопросы:
1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).
— Как вы понимаете эти слова?
6) АРТ-РОК.
— Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?
Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.
Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.
Вывод делают сами ребята.
III. Вокально-хоровая работа.
IV. Итог урока.
Учитель: Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.