Что значит совкомовское воспитание
Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рождение, и почему девочек пеленали в отцовскую рубаху
Например, сегодня уже мало кто крепко пеленает младенцев, как это делали еще 20-30 лет назад. А в древности за пеленанием следили пристально, считая, что оно убережет ребенка от неправильного развития. При этом для пеленок использовались только старые тряпки, лучше всего чтобы это была одежда родителей. Во многих областях считалось, что идеально подойдет рубаха отца. Завернутый в нее ребенок был защищен от злых сил. Поэтому и мальчиков и девочек пеленали в чистую, но поношенную (а, значит, мягкую) одежду.
Но так делали не везде. В некоторых районах позволялось использовать мужскую рубаху только для мальчика, а женскую только для девочки. Говорили, что если нарушить это правило, то девочка будет бесплодной, а мальчик слабым и глупым.
Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью
И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой. В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл.
В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.
Что такое крикса и как колыбель защищала от нечисти
Но иногда даже все эти ухищрения не помогали, и ребенок заходился плачем, часто просыпался. Тогда говорили, что это проделки криксы. По преданиям это было противное и злобное существо, бороться с которым можно было, читая заговоры. «Крикса, крикса, уходи из дома, иди в темный лес, на высокую гору, оставь в покое нашего малыша». Не только крикса могла беспокоить ребенка, был еще так называемый зыбочник. Он пугал и мучил новорожденного. Чтобы зыбочник не мешал спокойствию ребеночка, запрещалось качать пустую колыбель, а если младенца вынимали, то люльку прикрывали одеялом.
Как кормили, учили ходить, и что значит «разрезать путы»
Кормили новорожденного исключительно грудным молоком. Если мать этого не делала, она брала на себя грех, поскольку разрывала магическую связь между собой и младенцем. Более того, полагали, что даже если по каким-то ужасным причинам ребенок умер, он еще долго может являться по ночам, чтобы отведать материнского молока.
Ходить учили так же, как и сейчас. Также делали своеобразные ходунки из кожаных ремешков и веревок. Если к году малыш все еще не постигал искусство хождения, нужно было разрезать путы. По преданиям, именно они не давали ребенку шагать. Чтобы это сделать, нужно было поставить ребенка на лавочку, после чего отец должен был взять ножницы или две лучины и сделать движение, которое имитировало разрезание веревок между ногами сына или дочери. К после чего нужно было сказать ребенку, что он может ходить, поскольку «путо разрезано».
Чему учили мальчиков и девочек, и кто такие пестуньи
Девочки начинали заниматься домашней работой лет в шесть. Их учили прясть, ухаживать за домашней птицей, в 7 лет они начинали красиво вышивать, а когда маленькой работнице исполнялось десять, она уже умела доить корову, ухаживать за младшими братьями и сестрами, тщательно мыть полы и посуду, гладить белье, стирать.
Когда же наступало двенадцатилетие, девочки имели право стать нянькой, так называемый пестуньей. Это была не просто работа, а оплачиваемый труд. Пестунью нанимали обычно на время страды, когда с детьми некому было остаться. Стоимость услуг могла достигать 5 рублей. Иногда расплачивались продуктами и вещами, например могли отсыпать несколько пудов муки, или выдать большой отрез для пошива платья, расплатиться яблоками и картошкой. Когда надобность в пестунье отпадала, хозяева делали большой пирог с капустой и дарили маленькой няньке со словами «держи пирог, а няньку за порог».
Кому-то это покажется диким, но так называемое суррогатное материнство существовало издревле. Первое упоминание о нём восходит ко временам Плутарха.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Психологи назвали 13 черт, объединяющих родителей, воспитавших успешных детей
Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.
1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.
«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.
Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.
2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.
Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.
Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.
«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.
3. Родители с большими ожиданиями.
Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.
«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.
Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.
4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.
Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.
Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.
5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.
Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.
«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.
6. Родители, которые реже испытывают стресс.
Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.
А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.
Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.
7. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.
Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.
Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.
Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.
8. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.
Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.
Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.
Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.
Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.
9. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.
Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.
Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.
По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.
10. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.
Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.
Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.
К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.
11. Родители, которые учат детей самоконтролю.
Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.
Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.
12. Родители, которые уделяют внимание своим детям.
Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.
Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.
13. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.
Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.
Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.
Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.
Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.
ВОСПИТАНИЕ — что это. Цели, Виды и Принципы воспитания
Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.
Цели воспитания
От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:
Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.
Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.
Виды воспитания
Различают следующие виды воспитания:
Нравственное
При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:
Физическое
Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:
Трудовое
Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:
В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.
Умственное
Результат умственного воспитания — хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.
В этом случае важными задачами для педагога являются:
Эстетическое
Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:
По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.
Видео: Воспитание детей. Что такое воспитание?
Принципы воспитания
Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:
Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости
Критерии оценки воспитанности современного человека
О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик — учитель”, как бы долго они ни продолжались.
В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова — это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.