Что значит совесть спит
Как объяснить выражение «совесть спит»?
Думаю, что это означает отсутствие ощущения нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.
То есть человек делает кому-то плохо/больно/неприят но, но не чувствует вину и дискомфорт
Я считаю, что спящая совесть означает отсутствие действия во время определенной ситуации, при которой совестливого человека мучило бы чувство вины.
Что же означает выражение «совесть спит»? (или же спящая совесть)
Выражение «совесть спит» говорят о таком человеке, который совершает бессовестные поступки, даже не пытается нести за них свою ответственность, ему просто-напросто плевать на это. Таких людей, конечно же, не любят.
Потерял много крови
Обливается кровью (сердце)
Станция переливания крови
Когда что-то где-то является лишним, ненужным, например, выбивающийся из общего ансамбля предмет в интерьере комнаты или вульгарное украшение на шее женщины, одетой в строгий деловой костюм, в народной речи существуют на этот счёт меткие образные конструкции «как телеге пятое колесо» или «как собаке пятая нога».
Также эти фразеологизмы используют, когда хотят дать понять, что чьё-то предложение является излишним, например: «Нужна мне эта подработка, как собаке пятая нога!»
Я разделяю Ваши чувства к песне Филиппа Киркорова. Особенно оно усилилось из-за использования песни в рекламе.Каждый день приходится слышать с экрана телевизора.
Выражение «в зубах навязло»используют когда хотят подчеркнуть предельную степень надоедания чего-то. Так в раздражении восклицают когда многократно, заставляя слушать, повторяют одно и тоже, что уже давно усвоено и пройдено и успешно используется. Оно обозначает предельно надоесть, наскучить.Оно аналог выражения «надоел хуже горькой редьки».
Выражение часто используют и в литературе и в устной речи.Выражение образное, легко запоминается.
Смысл фразеологизма «и ахнуть не успел» заключается в том, что действие произошло слишком быстро. На то, чтобы «ахнуть», то есть выдохнуть, времени много не нужно, поэтому данное выражение говорит нам о том, что что-либо произошло молниеносно. Например: увели сумку так, что ахнуть не успел. Пожалуй, этот фразеологизм хоть и похож на фразеологизм «глазом моргнуть не успел», но они в чем-то отличны. Когда мы говорим «ахнуть не успел», то подразумеваем какое-то происшествие которое требует активность от человека (на которую воздуха надо зачерпнуть). А если мы говорим «глазом моргнуть не успел», то имеем виду любое пришествие, которое происходит быстро, например: время летит так, что глазом моргнуть не успеешь.
СПЯЩАЯ СОВЕСТЬ
Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть; чтобы разбудить грешника, спящего греховною смертью, надо раскрыть его ослепшие сердечные очи.
Преподобный Серафим Саровский
(Письменные наставления отца Серафима)
Страх Господень пробуждает спящую совесть
Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе, как говорит св. мученик Вонифатий (Чет.-мин. Декабря 19): страх Божий есть отец внимания, а внимание—матерь внутреннего покоя. Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния. Мы всю жизнь грехопадениями своими оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда со смирением просить у Господа оставления долгов наших.
Святитель Тихон Задонский
Совесть иногда спит, но проснувшись, будет мучить за грехи
Которые грешат и не чувствуют мучительства совести (чему, кажется, быть невозможно): у таковых совесть спит до времени. Но когда пробудится и начнет их обличать, и соделанные ими грехи им представлять, тогда они узнают, коль люто мучительство ея, и коль горек греха плод.
Сие мучительство так люто бывает, что бедный грешник изволяет всякое зло, нежели то мучительство терпеть, а многие, не терпя того, сами себе умерщвляют, как то сделал Иуда, предатель Христов (Мф. 27:5).
Преподобный Иоанн Кронштадский
Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть
Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть, чтобы разбудить грешника, спящего греховною смертью, надо раскрыть его ослепшие сердечные очи, которые не видят всего множества грехов и всей строгости правды Божией, которая будет по смерти судить его. О, подай же нам, Господи, алчбу и жажду правды здесь, чтобы посредством искреннего покаяния отринуть всякую неправду, и предотвратить страшный и праведный суд Твой! Ибо блажени,таким образом, алчущие и жаждущие правды.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
(Совещание души с умом)
Я начинаю согрешать при молчании совести, как бы спящей.
Душа: Печаль лишает меня нравственной деятельности, уныние отнимает силу бороться с грехом, а мрак — последствие печали и уныния, густой мрак скрывает от меня Бога, Его суд нелицеприятный и грозный, обетованные награды за христианскую добродетель, обетованные казни за отвержение христианства и его всясвятых уставов. Я начинаю согрешать бесстрашно, при молчании совести, как бы убитой или спящей на то время. Редко, очень редко выпадает минута умиления, света и надежды. Тогда ощущаю себя иною. Но минута светлая — коротка. Небо мое бывает ясным нечасто. Как черные тучи, снова налетают на меня страсти и снова повергают в мрак, в смятение, в недоумение, в погибель. Ум мой! Ты — руководитель души! Наставь меня! Введи в меня блаженное спокойствие! Научи меня, как мне затворить в себя вход впечатлениям мира, как мне обуздать и подавить страсти, которые возникают во мне самой. Мир и страсти измучили, истерзали меня.
Святитель Феофан Затворник
Совесть спит, и в сердце живут другие интересы
Господь Иисус Христос говорил иудеям: Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня (Ин.8:42). Бога отцом своим имеет тот, кто сердцем верует в Его промыслительное о себе попечение, веруя, что от Него все и в начале, и в продолжении, и в конце. Это именно то, что иные называют естественною верою. Таким образом, естественная вера, по слову Самого Господа, приводит прямо к вере в Него, да не к вере только, но и к любви, к такому сердечному сочетанию с Ним, что и не разлучишь. Как же это бывает?
Тревоги совести, страх Божий и страх за вечную свою участь заставят искать Спасителя и Искупителя, а кто ищет, тот и обретает. Вот и вера христианская! Стихии, или начала веры насаждены в духе человека. При неизвращенном и невозмущенном развитии естества человеческого развиваются и они, являются в преобладающей силе между другими раскрывающимися стихиями нашей природы. Естественная вера исповедует не одно бытие Бога, но и ту истину, что все от Него происходит и Им содержится, исповедует всестороннюю свою зависимость от Него и налагает обязательство угождать Ему исполнением требований совести в надежде на Его благоволение и вечное воздаяние. Кто получит искреннюю веру во все это, тот не может быть свободен от тревог самых глубоких и потрясающих. Чувство зависимости от Бога возбуждает на угождение Богу, совесть указывает способ в удовлетворении своих требований и за то предобещает благоволение Божие и вечный покой. Когда совесть удовлетворена, тогда в ней пребывает глубокий и сладкий мир, но когда совесть встревожена, тогда чувство зависимости поражает страхом неблаговоления и отвержения свыше и отнимает надежду на вечный покой. А так как никто не в состоянии сохранить совесть свою столь чистою, чтоб она не тревожила, то никто из тех, у кого жива естественная вера, не бывает успокоительно почивающим на своем исповедании. В таком случае всякий естественно ищет средств умилостивить Бога, отсюда повсюдные умилостивительные жертвы.
«Спящая совесть» гарантирует ли человеку спокойную, беспроблемную жизнь?
во первых, человек не имеющий внутренних тормозов может быть остановлен только, так сказать тормозами внешними. то есть когда в своих действиях зайдет слишком далеко и либо преступит закон, либо границы интересов людей способных эти интересы защитить, что не всегда бывает сразу очевидно.
а рано или поздно это обязательно произойдет.
так что это уже лишает надежды на спокойную жизнь.
а во вторых, совесть у человека, после всего содеянного, может проснуться, и это, пожалуй, еще более страшный для него вариант, поскольку от себя не сбежишь.
помните, как в песне про 12 разбойников?
У тех, у кого «спит» совесть, «бодрствуют» жадность, зависть, обида и осуждение (список можно продолжить). И не хуже совести эти господа не дают спокойно жить и крепко спать по ночам. Так что повод для беспокойства найдется у каждого.
Спящая совсеть лишь гарантирует снятие с себя ответственности за собственные деяния, а от проблем ничуть не оградит. Спящая совсеть, это возможность оправдать себя, и поднять выше обстоятельств и людей, далеко не самым честным способом. Но, подобное притягивает подобное. И вот кто то с еще более крепко спящей совестью встретится на пути данного индивидуума. А там будет уже не до сна.
Думаю, что да, гарантирует. Потому, что понятие совесть, это совсем не то, что нам навязывают манипуляторы всех мастей. Совесть, это одна из двух гормональных реакций, встроенных в живой организм эволюцией. И просыпается она не от сотрясения воздуха слишком хитрыми гражданами, а совсем по другим, более важным причинам.
То есть, если сейчас совесть «спит», значит тех важных причин пока нету.
Появятся такие причины, и совесть проснётся сама, без посторонней помощи.
Если человек светлый и добр изнутри значит и советь долго спать не будет ведь рано или поздно она нас съедает и нам же от этого тяжелее становится а если человек чёрств изнутри то и совести по сути у такого человека не будет
Скорее всего, совесть не вызывает на суд. Но она занимается следующим: если можно так сказать, угрызает, беспокоит и даже мучает. Происходит это тогда, когда ей что-то не нравится. Она упряма, её нельзя переубедить, но можно пытаться заглушить, хотя если кто привык её слушаться, то будет ориентироваться на её голос всегда.
Следует помнить, что совести бывают следующих основных главных видов: христианская, магометанская, индуистская, языческая. Они могут различаться в требованиях.
Думаю, изначально имеет смысл понять, что на свою совесть давит сам человек, а не кто-то извне.
Окружающие, пытающиеся манипулировать посредством чувства вины, подспудно или осознанно нащупывают социальные стереотипы, изначально выработанные для взаимокомфортного сосуществования в обществе, и используют их, как рычаг воздействия для реализации своекорыстных/эгоист ических целей. Чувство вины, в такой ситуации, лишь маскирующая боль, отвлекающая внимание жертвы от истинных мотивов манипулятора.
Совесть, как воспитанный социальный набор высоко приоритетных инструкций поведения в социуме, подобен «чёрному ящику», «ящику Пандоры», в котором, в зависимости от конкретного человека, наряду с архиважными правилами коллективного проживания и взаимодействия в обществе, «зашиты» непредсказумые/случа йные стереотипы/шаблоны реакций и поведения, переданные от различных индивидуальных воспитателей, в форме их неадекватной интерпретации ожидаемой реакции на различные ситуации.
Человек не в ответе за то, что в него вложили в детстве, до тех пор, пока это не начинает разрушать его. С момента, когда человек осознаёт, что его разрушает изнутри, он принимает за существование этого полную ответственность, а значит делает выбор: найти, пересмотреть, отпустить или продолжать винить в этом окружающих, по-прежнему разрушая себя и окружающий мир.
Таков Вам мой пример совести.
Вспомнил вторую часть, которую собирался Вам написать: вот она, так сказать обобщение:
Оригинал: https://en.lyrsense. com/depeche_mode/wal king_in_my_shoes
Совесть: балласт или необходимость?
Ж ить по совести, в ладу с природой — часто можно слышать такую рекомендацию, и в общем и целом, вроде бы, всё здесь предельно ясно. Но если попытаться разобраться, что же конкретно это означает, то возникает много вопросов. Предположим, с рекомендаций «жить в ладу с природой» всё более-менее ясно, хотя и здесь иногда встречаются разные недоразумения, которые порой не укладываются в голове.
К примеру, человек может утверждать, что не ест мяса, а на деле оказывается, что в его понимании рыба, морепродукты, а порой даже и курица — к мясу не относятся. На дереве, видимо, растут. Поэтому в вопросе жизни «в ладу с природой» — тоже недоразумений встречается много. Однако в целом здесь всё понятно — не причинять вреда живым существам. Понятие «вред» тоже есть понятие относительное, и каждый в него вкладывает что-то своё, но углубляться не будем.
Гораздо более интересным является вопрос о том, что же такое совесть? И что значит «жить по совести»? Помните, как в детстве? Совершишь, бывало, некий нелицеприятный поступок, и родители сразу этаким строгим голосом задают риторический вопрос: «У тебя совесть есть?» А ты стоишь и не знаешь, что ответить. Интуитивно чувствуешь, что отвечать «Нет» нельзя, но и говорить «Да» тоже глупо, ибо сам-то в таком возрасте толком и не знаешь, есть она у тебя, совесть эта, али нет. Да и вообще, что это за зверь такой — совесть? Вот и стоишь, молчишь, скучаешь. А разгневанный родитель и дальше сыпет риторическими вопросами, говорит тебе что-то вроде: «Я что, со стенкой разговариваю?» Тут уж тебе и вовсе не по себе. И уже не до вопроса, есть ли у тебя совесть, — тут бы выпутаться из такой передряги да отделаться парой часов в одном из углов родного дома.
Однако годы идут. Меняется понимание добра и зла. И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть. Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума. А понимание совести должно идти от души, от сердца. И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот. Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас. О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.
Первый раз совесть проявляется ещё в глубоком детстве, мы конечно не знаем, что это вот она и есть — совесть. Но мы её начинаем чувствовать. Это то чувство, когда, к примеру, пнув безобидного и беззащитного котёнка, нам потом весь день пакостно на душе. И ночью мы не можем заснуть. Мы ещё не понимаем, что с нами происходит, но важно, что это происходит.
Идут годы… И каждый из нас идёт своим путём. Кто-то в себе эту совесть давит. Пинает её как бездомную собачонку каждый раз, когда она пытается нас облаять или укусить в тот момент, когда мы совершаем недостойный поступок. А кто-то, напротив, совесть эту в себе взращивает, начинает прислушиваться к ней, начинает синхронизировать с её голосом всю свою жизнь. И такая совесть становится естественным состоянием человека, его природным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.
Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек. «Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое. И всё, что не похоже на чёрное, является белым, а всё, что не похоже на белое, — чёрным. Но этот мир многообразен, и в нём множество оттенков. Поэтому такая позиция по отношению к нему в корне не верна. Вот это важно понимать.
Значение слова «совесть»
Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.
Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».
Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.
Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.
Чтобы следовать подобным идеям, совесть нужно задавить ещё в раннем детстве. И по этому пути, к сожалению, сегодня идёт большинство. Какой результат они получат? Догадаться несложно. Как правило, подходя к пожилому возрасту, такие люди либо «прозревают», но зачастую бывает уже слишком поздно, либо ещё более худший вариант — даже к старости не накапливают никакой жизненной мудрости. Такие люди становятся брюзжащими стариками, которые ненавидят всех и вся и винят окружающий мир в своих проблемах. А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести».
Пословицы о совести
Наши предки знали о том, насколько важна совесть в нашей жизни и отразили это знание в весьма красноречивых пословицах:
Нужна ли совесть в современном мире?
Как уже сказано выше, в современном обществе людям навязываются такие тенденции и мотивации, которые с совестью просто жизненно несовместимы. Поэтому выбор у человека, прямо скажем, невелик — либо отбросить такой «балласт», как совесть, и «брать от жизни всё», как ему советуют со всех возможных экранов, или же избрать путь «белой вороны» и, сохранив совесть, пожертвовать репутацией «адекватного» и «нормального» человека. Какой выбор сделать — каждый решает сам. Каждый расставляет свои приоритеты и, что не менее важно понимать — каждый получает в итоге ровно тот результат, который заслуживает.
Если человек живёт по совести, он создаёт причины для того, чтобы и с ним поступали аналогично. Именно об этом гласит золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Потому что именно так всё работает в этом мире — всё то, что мы транслируем в мир, — ровно столько же мы получаем и в ответ.
Поэтому взращивать в себе совесть или давить её в себе — это выбор каждого человека. Но важно понимать последствия этого выбора. Никто не желает страданий. Никто не хочет быть несчастным, больным, презираемым. Но люди своим поведением создают причины для своих собственных страданий. Как этого избежать?
Есть только один способ — с раннего детства взращивать в себе совесть. Но это не значит, что если это не делать с детства, то уже ничего не исправить. Благие дела делать никогда не поздно. Поэтому в любой момент можно изменить вектор своего развития. Главное, чтобы было искренне желание. И если это желание есть, важно пробудить в глубине своей души эту самую совесть.
Постарайтесь вспомнить те свои первые детские переживания, когда вы совершили что-то плохое. Вспомните, как вы боялись расстроить маму плохими поступками или как вам было стыдно, когда вы грубо ответили кому-то или с кем-то несправедливо поступили.
Совесть — это естественное состояние каждого человека, и в детстве оно проявляется у всех без исключения. И лишь потом социум начинает нас шлифовать, и, если мы проявляем слабость и подстраиваемся под общепринятые деструктивные тенденции, наша совесть начинает подавать голос всё реже и реже. Но мы сами задавили её в себе. И задача каждого человека — вновь эту совесть в себе пробудить.
Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? На самом деле, совесть — это гарантия гармоничной жизни в этом мире. Все благие дела и все достойные поступки совершаются теми людьми, которые взрастили в себе совесть. И все безнравственные поступки, всё зло совершается на земле тем, кто эту совесть, естественное состояние человека, в себе подавил.
Совесть — это, по сути, единственное, что ведёт человека к совершенству. Это единственное, что позволяет ему сохранять свою человеческую природу. Единственное, что отличает его от животного. Поэтому взращивать в себе совесть — это единственный путь, достойный звания Человека. А отсутствие совести неизбежно ведёт к деградации. Потому что, если у человека нет глубинного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, то он неизбежно будет потакать своим животным инстинктам, которые, на самом деле, очень сильны в нас, и только совесть позволяет нам их контролировать. А если нет совести, то нет и никаких «тормозов». А что случается с машиной без тормозов? Думайте сами.