Что значит совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Полезное
Смотреть что такое «Совершенная конкуренция» в других словарях:
Совершенная конкуренция — идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся: присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей); возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его; равным доступом к… … Финансовый словарь
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) Идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое… … Экономический словарь
Совершенная Конкуренция — См. Конкуренция совершенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) (Политэкономия) понятие свободного рынка идеального типа, на котором (а) существует множество покупателей и множество продавцов, (б) товарные единицы однородны, (в) закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную… … Большой толковый социологический словарь
Совершенная конкуренция — 1) функционирование рыночного механизма при наличии большого количества продавцов, высоком качестве товаров, отсутствии ограничений для нового производства в условиях полной информированности потребителей и производителей о конъюнктуре рынка.… … Словарь по экономической теории
совершенная конкуренция — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая… … Словарь экономических терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (см. ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Совершенная конкуренция — Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций … Инвестиционный словарь
Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный … Экономика: глоссарий
Совершенная конкуренция — вид соперничества на рынке однородной продукции, где много продавцов и покупателей, причем ни один из них в отдельности не может влиять на рыночные цены и не обладает полным знанием состояния рынка … Словарь экономических терминов и иностранных слов
Совершенная конкуренция
Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
* бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;
* однородность и делимость продаваемой продукции;
* отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
* высокая мобильность факторов производства;
равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной.
В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестной конкуренцией.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Связанные понятия
Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Экономическая теория общего равновесия (англ. general equilibrium) описывает поведение спроса, предложения и цен на нескольких взаимосвязанных рынках. В узком смысле под общим равновесием понимается одновременное равновесное состояние всех рынков данной экономики. Тем самым теория общего равновесия противопоставляется теории частичного равновесия, в которой рынки рассматриваются изолированно друг от друга.
В экономической теории, и в частности в теории потребительского выбора, «эффект замещения» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя. Второе из таких явлений называется эффектом дохода.
Совершенная конкуренция – что это такое?
Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.
При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.
Суть понятия и основные признаки
Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.
Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.
Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.
В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.
Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:
По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.
Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции
В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.
На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:
Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Отсутствует завышение цен | Рыночная система нестабильна |
Все участники рынка обладают равными возможностями | |
Рынок регулируется самостоятельно | Имеется риск перепроизводства |
Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.
Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.
Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.
Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.
Совершенная конкуренция: понятие и поведение фирмы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, при котором ни один его участник не имеет возможности оказывать существенное влияние на его функционирование.
Продавцам и покупателям приходится подстраиваться к заданным условиям рынка. Для того, чтобы совершенная конкуренция существовала, необходимо соблюдение следующих условий:
Если хотя бы один из вышеперечисленных параметров отсутствует, то говорят о несовершенной конкуренции. В реальных системах хозяйствования совершенная конкуренция практически не встречается. Это идеальная модель рынка, на которую ориентируются при принятии управленческих и политических решений. Наиболее приближенным к совершенной конкуренции является биржевой рынок.
В некоторых случаях участники рынка могут использовать недобросовестные методы конкуренции, чтобы монополизировать свое присутствие на рынке. Обычно такое поведение регулируется соответствующими законодательными актами.
Отличительной особенностью совершенной конкуренции является тот факт, что ни один из участников рыночных отношений не имеет возможности оказывать существенного влияния на функционирование рынка. При этом совокупность продавцов и покупателей оказывает существенное влияние на равновесие между предложением и спросом вследствие которого устанавливается равновесная цена. Равновесная цена устраивает и продавцов, и покупателей. Первые получают доход, способный покрыть их расходы и сформировать прибыль. Вторые получают максимальную пользу при оптимальной цене.
Готовые работы на аналогичную тему
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Поведение предприятие в условиях совершенной конкуренции анализируется для краткосрочного периода, где большая часть параметров принимается за статические, а также в долгосрочном периоде, где показатели изменяются динамически.
В краткосрочном периоде компания не может изменить свою мощность, но у нее появляется возможность изменить интенсивность использования доступных для нее ресурсов.
Допускается, что в коротком периоде величина капитала остается неизменной, поэтому доход от деятельности продолжает расти. Поэтому действующая на рынке совершенной конкуренции компания может придерживаться двух направлений деятельности:
В краткосрочном периоде допускается, что товар реализуется по текущим ценам, а размер расходов зависит от объема выпуска. Тогда фирме остается только выбрать оптимальный объем выпуска, который позволит покрыть расходы и увеличить доход. На размер прибыли будут влиять следующие факторы:
Однако, в рамках совершенной конкуренции фирме необходимо учитывать ряд особенностей. Прежде всего, отсутствие производства ведет к убыткам. Продолжение производства считается целесообразным только если размер убытков будет ниже суммы издержек. Идеальным вариантом считается тот, при котором издержки минимальны, а доходы максимальны.
Компания может выбирать практически любой вид деятельности, потому что вход и выход на рынок низкие. Однако, отсутствие барьеров ведет к тому, что конкуренция за ресурсы повышается. Если производители будут нести убытки, то они будут сокращать объемы потребляемых ресурсов и производства. Проблема заключается в том, что в каждой отрасли свои особенности работы. Совершенная конкуренция ведет к тому, что количество фирм начинает расти. Привлекательные отрасли создают условия для увеличения числа фирм. Те компании, которые уже существовали могут расширяться и наращивать свое присутствие, что дает им определенные преимущества. Высокая конкуренция может стать причиной ухода из отрасли или принятия решения о закрытии производства.
Совершенная конкуренция в экономике
Это идеальная модель хозяйствования, которая редко встречается в реальной жизни. Она выступает отправной точкой для оценки полученных результатов любой другой структуры хозяйствования.
Совершенная конкуренция предполагает, что ни у одной фирмы нет реальной рыночной власти. Цена, объем выпуска и объем потребления устанавливаются на рынке под влиянием работы рыночного механизма. Стоит отметить, что в заданных условиях отсутствуют потери чистых издержек. В таких условиях каждый субъект достигает максимально выгодного положения. Рыночное равновесие считается Парето эффективным.
Государственная власть ориентируется на параметры рыночной структуры с совершенной конкуренцией. Оно ведет борьбу с монополизмом с помощью антимонопольного законодательства. Так же государству выгодно поддерживать справедливую конкурентную борьбу. Оно влияет на снижение барьеров для выхода на рынок с целью стимулирования хозяйственной деятельности и справедливой конкурентной среды.
Стоит понимать, что в реальных условиях все бонусы совершенной конкуренции отсутствуют. Факторы не являются мобильными. Капитал не переходит из одной отрасли в другую быстро и без потерь. Товар не является однородным, поэтому спрос на него не может быть равномерным.
Покупатели не обладают полной информацией о рынке, так как это невозможно даже при полном доступе к ней. В первую очередь это связано с временными издержками на поиск нужной информации.
Таким образом, рынок совершенной конкуренции является неким идеалом, на который ориентируются политики при принятии решений в сфере экономического регулирования. Считается, что такой подход более эффективен и способен принести существенные результаты в заданных условиях неопределенности.
Совершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции: примеры и признаки
На рынке чистой конкуренции нет никаких ограничений на вход и выход.
Пример рынка совершенной конкуренции
Представим большую ярмарку, куда множество фермеров привозит на продажу картошку. Картофель одинаковый по качеству. Все фермеры обладают одинаковой информацией о спросе, о конкурентах и издержках, о ценах. Начать торговать картошкой или уйти с рынка можно в любой момент.
Однако в дальнейшем ученые доказали, что это не всегда так: например, со временем может происходить монополизация рынка.
Если на рынке представлено множество продавцов, но товар каждого по-своему уникален, это рынок монополистической конкуренции. Пример: рынок одежды, где одежда разных производителей взаимозаменяема, но при этом уникальна.
Признаки и условия совершенной конкуренции
Множество равноценных продавцов и покупателей.
Однородность продукции. Товары или услуги идентичны и взаимозаменяемы.
Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.
Высокая мобильность факторов производства. Ресурсы можно мгновенно перенаправить на другие нужды.
Равный и полный доступ всех участников к информации: о ценах, спросе и предложении, конкурентах
Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.
Когда хотя бы один из этих признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной.
Преимущества совершенной конкуренции
Рынок чистой конкуренции обладает целым рядом преимуществ. Это:
Невозможность завышать цены.
Отсутствие товарного дефицита.
Саморегулирование рынка. Нет необходимости в государственном вмешательстве.
Эффективное распределение ресурсов, высокоэффективное производство.
Равенство возможностей для участников рынка. Свобода предпринимательства.
Недостатки совершенной конкуренции
К недостаткам рынка чистой конкуренции относятся:
Нестабильность рыночной системы. Разорение производителей, проигравших в конкурентной борьбе.
Сосредоточенность каждого участника на личной выгоде, отсутствие внимания к общественным издержкам.
Товары совершенной конкуренции
В реальности рынков совершенной конкуренции не существует, признают экономисты. Число производителей и покупателей не бесконечно. Их продукция почти всегда в чем-то отличается. Действуют бюрократические и экономические ограничения на вхождение в отрасль. Фирмы обладают разной информацией, находятся в неравных условиях. Какие-то из компаний могут обладать рыночной властью и диктовать цены.
Однако к совершенной конкуренции приближаются рынки следующих товаров:
Сельскохозяйственная продукция. Например, зерно, которым торгуют на товарных биржах, однородно. Его предлагает множество производителей, которые вынуждены мириться с рыночными ценами.
Ценные бумаги. Цена акций и облигаций, которые торгуются на бирже, зависит от спроса и предложения. Ни владелец ценных бумаг, ни покупатель не может установить биржевые котировки по своему желанию, а принимает их как данность.
Рынок товаров и услуг малого бизнеса тоже иногда можно рассматривать как рынок чистой конкуренции. Ларьки, автосервисы, фотомастерские, ателье, обувные мастерские в масштабах рынка крайне малы, их услуги и товары не уникальны, так что им приходится принимать существующие на рынке цены.