Что значит социальный сирота
Социальные сироты
В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные центры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения. В дореволюционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их специфику определяет особый социально-психологический статус детей – кризисное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит многое:
— снять остроту психического напряжения;
— провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;
— восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;
— вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности – игре, учению, труду, общению.
В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Таким образом, международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться социальное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас, когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусственных» сирот не уменьшается.
В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Большинство детей – социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей – алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы, в их числе Л. И. Божович, В. Я. Титаренко, И. В. Борисова, М. Земска, 3. Матейчик, И. В. Дубровина, М. И. Лисина, отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л. С. Выготский считал, что общение со взрослыми – основной путь проявления собственной активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества. Среди отечественных психологов и Б. Г. Ананьев отводил ведущую роль в формировании самосознания взаимодействию ребенка и взрослого.
Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие. А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
1. Частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка.
2. Педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье.
3. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я.
4. Жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
При рассмотрении различных предложений по реформированию системы социальной защиты детей-сирот в Российской Федерации на межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее» (1993) было предложено для изменения ситуации детей – социальных сирот на законодательном уровне признать:
— приоритет предупреждения, профилактики социального сиротства над борьбой с его последствиями;
— приоритет возвращения ребенка в родную семью над другими формами его социального устройства;
— приоритет воспитания ребенка, лишившегося родителей, в семейных условиях над содержанием в сиротском учреждении;
— необходимость создания эффективной защиты прав ребенка, оказавшегося в таком учреждении и вышедшего из него.
Политика в отношении детей должна быть защитно-охранной, включать комплекс медико-психологических, социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических направлений помощи и поддержки детей, в отношении которых есть опасность социального осиротения.
В деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, должны соблюдаться следующие основные принципы:
— приоритет интересов ребенка и его благополучие;
— возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих;
— опора на позитивные начала в духовном и физическом развитии детей;
— гуманизация отношений, в том числе общения между детьми и сотрудниками;
— комплексный подход к диагностической и коррекционной работе с воспитанниками учреждения.
Социальное сиротство в России
Причины социального сиротства
У социального сиротства нет единой причины, устранив которую можно было бы решить проблему. Если говорить о тех детях, которые оказываются в детском учреждении, то среди них много детей выпускников тех же учреждений. Как это получается?
Сироты, дети сирот
В государственном учреждении ребенок будет одет, умыт, накормлен, но никогда не получит тот важный опыт, который он получает дома — опыт жизни в семье, ответственности за близких, опыт распоряжения деньгами. Спонсоры и жертвователи часто жалеют воспитанников детских домов и стараются одарить их тем, что кажется им доступным — материальными благами, но, получив в подарок очередной телефон или планшет, подросток-сирота не научится ценить эти вещи, зарабатывать своим трудом, нести ответственность за свои слова и дела и, главное, что он нуждается совсем не в этом. Лучшей помощью было бы общение, возможность бывать в семье хотя бы на гостевом режиме или, по крайней мере, переписываться с близким взрослым, куратором, иметь возможность обсудить свои проблемы, выбрать профессию, получить образование.
После выхода из детского дома бывший ребенок зачастую совершенно не приспособлен к жизни, где почти все решали за него, а подарки сыпались как из рога изобилия, не заменяя душевное тепло. Подросток не привык думать о последствиях и, оказавшись на руках с ребенком, просто не знает, что с ним делать. При должной поддержке, курировании, психологической помощи молодые родители могут справиться. И службы, способные оказать эту поддержку, могли бы решить проблему. Хотя ее первопричина по-прежнему остается актуальной.
«Вы себе еще родите»
Еще одна ситуация, которая ведет к социальному сиротству — недостаточное информирование, поддержка и помощь родителям детей с особенности развития. Ребенок, который больше других нуждается в родительской поддержке и любви часто оказывается в государственном учреждении, потому что в больнице родителям сказали «вы себе еще здорового родите». Часто ярлыки «необучаемый», «агрессивный», «не сможет вас узнавать» навешиваются на ребенка, который может и должен воспитываться в семье. Более того, именно в семье будет иметь хорошие перспективы.
Не получив должной поддержке на самом первом этапе пути, родители пугаются возможного диагноза ребенка и оставляют его в «системе», где медицинская помощь оказывается в недостаточном объеме или не оказывается совсем, если речь идет о дальних регионах.
За чертой бедности
Социальными сиротами часто становятся дети родителей, которые не могут обеспечить ребенка, так как сами социально не защищены. Речь идет о трудовых мигрантах, но не только о них. Оказавшись в трудном положении одинокой матери, не имея возможности вернуться домой так, чтобы не получить осуждение родственников и не попасть в социальную изоляцию, матери решаются отдать своих детей. Одиночество, незнание языка, законов, традиций, плохие условия труда приводят к тому, что ребенок оказывается в базе данных детей сирот.
Поместить ребенка временно по заявлению родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, можно и сейчас. Этого можно было бы избежать, если бы семье предоставили помощь, именно этим занимаются кризисные центры для женщин с детьми, но спрос, к сожалению, превышает предложение.
Что происходит с социальным сиротой?
В государственном учреждении даже с лучшими игрушками и воспитателями, ребенок не получит самых главных навыков, которые необходимы человеку в жизни.
Профилактика социального сиротства
Помогать решить проблему социального сиротства или хотя бы сократить количество детей-сирот при живых родителях могут простые меры:
Читайте также
Статья «Понятие сиротства и социального сиротства»
Понятие сиротства и социального сиротства
лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
недееспособны (ограниченно дееспособны);
отбывают наказание в исправительных колониях;
обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
уклоняются от воспитания детей;
отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.
Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни.
Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.
Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.
Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов.
Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи.
Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоящее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент детских домов.
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).
Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).
В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.
Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема
1. Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Понятие «замещающая семья». Виды замещающих семей.
3.Мотивация замещающей семьи. Оформление документов о передаче ребенка в замещающую семью.
4. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи.
Понятие «сирота». Социальное сиротство как психолого-педагогическая проблема
Сирота – ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель.
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания. (Ст.1 Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря2005 г. № 73-З с изменениями и дополнениями).
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Социальное сиротство – негативное социальное явление, которое характеризует образ жизни несовершеннолетних детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности. Основными причинами современного социального сиротства являются:
— добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения (в легальной или нелегальной форме: дети-подкидыши, дети, забытые в клиниках, дети, проданные другим людям);
— лишение родительских прав;
— утеря родителями своего ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь (статья 116) защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, а также на иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь.
Одна из главных задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных РБ, так и в белорусских законодательных актах. Так, в Кодексе о браке и семье РБ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:
— сохранение ребенка в родной семье;
— возвращение в семью,
— усыновление внутри страны,
— усыновление в другой стране,
— передача на воспитание в семью,
— передача в специальные воспитательные учреждения.
Приоритетной формой устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление. Усыновление – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью усыновителей. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС. Тайна усыновления охраняется законом.
Усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности усыновления подлежат устройству на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения.
До усыновления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устройства их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, детское интернатное учреждение или учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования выполнение обязанностей опекуна, попечителя временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Социальное сиротство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальное сиротство: понятие и признаки
Социальное сиротство – это особое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей. Как правило это происходит из-за того, что родители были лишены своих прав, признаны недееспособными или пропавшими без вести.
Таким образом, в условиях социального сиротства дети остаются без опеки родителей и оказываются в категории социально незащищенных слоев населения. Даже если биологические родители живы, они в силу обстоятельств не могут оказывать поддержку детям, воспитывать их и нести ответственность и за них, и за самих себя. Социальное сиротство – относительно новое явление, которое приобретает в нашей стране все большее распространение. Родители могут сами отказываться от своих прав, а могут и быть лишены родительских прав, поскольку оказываются недееспособными, ведут ненормальный образ жизни или имеют условия, при которых не могут дать ребенку все, в чем он нуждается.
Несмотря на расширение применения этого понятия, большое количество социальных сирот все еще не выявлено. Их называют «домашними» или скрытыми сиротами, о чьих проблемах в обществе даже не догадываются. Эта форма сиротства признается и в научной литературе. Обычно это происходит в тех случаях, когда дети остаются без заботы родителей, без их опеки. Все чаще это становится причиной другого серьезного и даже опасного социального явления – беспризорности, асоциального, девиантного поведения, выявляемого у детей и подростков.
Социальное сиротство в России сегодня обретает новые масштабы. Оно становится даже обширнее, чем биологическое сиротство, когда родители по естественным причинам умирают, а дети остаются без их попечения. Социальное сиротство охватывает практически 85% тех детей, которые остались без попечения родителей. В целом причины не ограничиваются только этими обстоятельствами, они включают в себя также духовно-нравственное падение отдельных категорий граждан, распространение таких вредных привычек, как алкоголизм, наркомания, отсутствие поддержки со стороны государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Игнорировать социальное сиротство ни в коем случае нельзя. Отсутствие должного внимания к проблеме может привести к тому, что рост социального сиротства в обществе будет только возрастать, что приведет к негативным последствиям. Усилится преступность, снизится уровень духовно-нравственного воспитания в обществе, сместятся ориентации в сторону преступности и асоциального поведения. Это в особой степени опасно для молодого поколения, которого непосредственно касается социальное сиротство, ведь снижение уровня нравственности в раннем возрасте ведет к неотвратимым изменениям в психике.
Причины возникновения социального сиротства в обществе
Исследователи подчеркивают, что причин социального сиротство сегодня очень много. Их можно объединить в несколько крупных категорий, которые отражают те или иные социальные изменений. Первая наиболее общая группа причин – это причины, которые спровоцированы снижением роли семьи и семейных ценностей в воспитании детей. Эти причины имеют свои истоки, например:
Вторая группа причин – это причины, которые вызваны нравственной безответственностью молодых людей по отношению к деторождению и воспитанию нового члена общества. Рождение ребенка и последующее оставление его в роддоме не является чем-то предосудительным. К числу таких людей относятся девушки, которые не успели сделать аборт, были вынуждены родить ребенка, но не имеют возможности и средств далее воспитывать его.
Далее – причины, вызванные разрушением нравственных ценностей и идеалов, которые когда-то являлись значимыми для общества. Это выражается в активной пропаганде безнаказанности, стремлении нарушать законы и не получать за это совершенно никакого наказания. Совершение аморальных поступков также не наказывается и кажется скорее нормой. Следует обратить внимание на некоторые другие причины – это причины в следствии деградации взрослого населения. Алкоголизация и наркомания – это плохой пример для любого человека, а внутри семьи подобные явления могут стать разрушительными. Если ребенок и воспитывается пьющими детьми, то он все равно не получит должного внимания, будет искать его в других местах – в плохих компаниях, где его научат только всему самому плохому.
Социальное сиротство может быть вызвано и негативным влиянием средств массовой информации. Регулярно в новостях и на просторах интернета публикую не благоприятные примеры, новости о нападениях, преступлениях. Все это впитывается детской психикой как губкой, что в результате приводит к тому, что ребенок считает это абсолютной нормой. А без присмотра со стороны родителей все становится дозволенным. Изложенные причины обуславливают формирование социального сиротства, а также повышение уровня преступности безнадзорности и беспризорности.