Что значит социальные животные

Социальное животное

Все млекопитающие и птицы в каком-то смысле социальны, из-за наличия у них заботы о потомстве. Однако термин «социальное животное» обычно применяется только к тем видам, у которых высок уровень социальной организации, у которых взрослые индивиды образуют постоянные группы, и взаимоотношения между представителями которых не сводятся к случайным встречам.

Социальное поведение животных изучается сравнительной психологией, этологией и социобиологией. К типичными вопросам, выясняемым при изучении социального поведения, относят следующие:

* Каковы типичные размеры социальной группы? Какие факторы ограничивают размер группы? Что приводит к разделению групп или их слиянию?

* Территориален ли этот вид? Если да, то в какой степени? Защищается ли территория и с какой целью? Защита территории ведется отдельной особью или их группой?

* Существует ли в группе постоянная иерархия?

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Тéория двойнóй наслéдственности (англ. dual inheritance theory, также известная как теория генно-культурной коэволюции или биокультурная эволюция) — теория, разработанная в 1960—1980-х годах с целью объяснить человеческое поведение с точки зрения двух различных, но взаимодействующих процессов: генетической эволюции и культурной эволюции. В рамках теории двойной наследственности культура определяется как информация или поведение, приобретенное посредством социального научения. Одно из центральных.

Источник

В широком философском смысле понятием «общество» обозначают прак­тически любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Поэтому общество называют иногда «второй природой», подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может считаться ее логическим продолжением и не способно функцио­нировать по ее законам. Такая точка зрения имеет и своих противников. Они утверждают, что человеческое общество как раз и является прямым продол-

жением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было и не могло бы быть в животном мире. По мнению спе­циалистов, организация сообщества социальных животных — образец слож­ной системы. Ярким примером служат пчелиные ульи и муравьиные коло­нии. Научно доказано, что выведение из строя (механическое удаление) до 40% элементов таких систем практически не сказывается на функциониро­вании всего социума.

Муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого об­щества: он так же сложно организован, в нем существуют разделение труда и специализация, свой язык и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой тео­рии называют социальными животными.

Что значит социальные животные

Рис. 15. Наука относит муравьев к общественным насекомым

Наука относит муравьев к общественным насекомым, способным обра­зовывать семьи, состоящие из нескольких «каст» (колоний). Одни виды му­равьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современ­ные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, как наши далекие предки — собиратели и охотники. Подобно людям, муравьи ухажи­вают за личинками и вскармливают их, стоят на охране всех входов муравей­ника от вторжения чужаков, даже «пасут» и «доят» тлей и т.д.

Тем не менее внешнее сходство часто бывает обманчиво. В свое время Г. Спенсер предостерегал от подобного отождествления, указывая, что, в отличие от человеческой общины, совокупность обитателей любого муравей­ника, термитника, пчелиного роя — это всегда дети одной и той же матери, т.е. независимо от своих размеров сообщества «общественных насекомых» представляют собой не что иное, как одну-единственную семью. Поэтому даже рода как такового у них нет.

Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет, и ни один из К) тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело?

А дело в том, что все насекомые — муравьи, пчелы или гусеницы — эво­люционируют не как индивиды, а как род. У животных — а человек по своей

Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически уни­версальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добыва­ние пиши, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они од­нополые. Но муравьи и пчелы биологически специализированы, в большин­стве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пишу, но не способны к воспроизводству.

У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — мак­симальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме спо­собности к обучению занимают высокоразвитые животные, например обе­зьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше спо­собности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и совер­шенно невозможно о людях. Только люди создали общество — высокоорга­низованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития в человеческом обществе тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее об­щество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пче­лам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.

Хотя между человеком и животными современные ученые обнаружива­ют много общего, но серьезные различия двух видов живых существ не дол­жны отходить при этом на второй план. Только человек способен соединить

Врезка

ях. Главная масса — термиты-рабочие. Они со­оружают постройку, скрепляя крупицы глины слюною, они добывают корм, беспрерывно уно­сят из покоев царицы яйца, ухаживают за ней, присматривают за белыми, почти прозрачными личинками. Термиты-солдаты корм добывать не могут. Проголодавшись, они щекочут термитов-рабочих усиками, и те отрыгивают им капельку пищи. Назначенье солдата — бдительно охра­нять термитник, если надо — ценою жизни, от вторжения тех, кто хотел бы его пограбить. Чаще всего разбоем занимаются муравьи. Не пустить их в жилище — главная задача солдат. Выполняют они ее по-разному. Чаще всего ог­ромными «бронированными» головами они за­тыкают щели — закрывают грабителям вход. Другие приемы — поразить разбойника огром­ными челюстями либо выпустить липкую жид­кость, в которой увязнет грабитель, но и защит­ник тоже.

Дворцы из глины

Термиты слепы, боятся солнца и выходят искать добычу лишь ночью либо движутся по подзем­ным ходам.

Царица-роженица и крошечный царь живут в особых покоях постройки. Пищу для них непре­рывно приносят, их чистят, убирают из кельи отбросы. Дело царя и царицы — производить потомство. Днем и ночью.

Все члены сообщества накрепко связаны друг с другом и вместе представляют сверхорганизм, хорошо функционирующий только при условии, что каждый делает свое дело. Примерно то же самое происходит в улье. В отдельности ни пчела, ни термит жить не могут. И приспособ­ление к условиям жизни происходит не на уров­не отдельной особи, а всего сообщества. Существует две тысячи видов термитов. Всех описать невозможно. Но у них много схожего, и три четверти их живет в глиняных сооружени-

1 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist. 1989. Vol. 77. P. 546-553.

оба вида естественного отбора — индивидуальный и коллективный (грегар-ный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчелы — грегарному. Последние эволюционируют всем родом, но не способны развиваться по одиночке.

В эволюционной истории планеты появился новый вектор естественно­го отбора, который антропологи назвали грегарно-индивидуальным отбором. Его суть в том, что стратегическое преимущество в борьбе за выживание получало стадо с лучше отработанными навыками коллективного взаимодей­ствия, социальной солидарностью и вместе с тем простором для развития индивидуальных черт, обеспечивающим большее их разнообразие. Длитель­ный период становления стада предлюдей, продолжавшийся миллионы лет, надо считать наиболее подходящим временем для формирования грегарно-индивидуального отбора. Подобная фаза соединила два противоположных начала: коллективную взаимопомощь, коллективную опеку над слабыми особями и индивидуальную иерархию, борьбу за господство над всеми наи­более сильных, агрессивных представителей. Благодаря действию первой тенденции шанс выжить и оставить потомство получали особи с менее раз­витой мускулатурой, менее агрессивные, но с более развитым мышлением. Лучшие перспективы развития получили стада, где все взрослые получали доступ к охотничьей добыче и к половым контактам, где лучше была орга­низована взаимопомощь, слабые от рождения или вследствие ранений мог­ли выжить, обогащая генофонд, накапливая и передавая коллективный опыт. Действие второй тенденции привело к возникновению неравенства, иерар­хии, системы власти. Синтез этих тенденций привел к развитию сильной личности — изобретателей, народных умельцев, шаманов, художников, вож­дей. Немалую роль в эволюции человеческого общества играли выдвигавши­еся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации, выполнявшие потестарные, т.е. властные, функции.

У термитов есть каста,назначение которой — расселение и обживание новых земель. Каста немногочисленная, но особи ее имеют глаза, и к брачной поре, когда надо термитник поки­нуть, у них вырастают крылья. В брачных поле-

Что значит социальные животные

тах и на земле образуются парочки. Такая се­мейка из двух термитов выбирает подходящее место и, погрузившись где-нибудь в землю, на­чинает откладывать яички. Появившихся из них личинок отец и мама кормят сначала своей от­рыжкой — продуктом из запаса в их теле жи-

ров, потом личинки, линяя, превращаются в нимф, те, в свою очередь, в термитов-рабочих, в зависимости от запахов, которыми мать, пре­вращаясь постепенно в царицу, управляет жиз­нью растущей массы сообщества. Термиты-ра­бочие вершат свое дело, солдаты охраняют жилище. Термитник растет. Родоначальники этого сверхорганизма — царь и царица — ока­зываются запертыми в небольшой камере. Царь остается изначальных размеров, а у ца­рицы мягкое тело все время растет. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся сложная жизнь организма. Ослабляется, например, кон­центрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по ко­торому часть термитов-рабочих трансформиру­ется в головастых, с огромными челюстями охранников.

Сокращено по источнику: Песков В.Дворцы из глины (2001).— http://www.kp.ru/articles/ issue22557/paper4675. html.

Что значит социальные животные

Не только люди обучают друг дру­га, но и животные. Выдра обучает выд­ренка плавать, волчица учит волчонка навыкам охоты. Но каждое следующее поколение выдр и волков не становится лучше предыдущего.

Благодаря сознанию человек научился не только совершенствовать ору­дия труда, но и изобрел способы внетелесной передачи информации мето­дом ее кодирования в знаковых объектах (книгах, рисунках, чертежах, ри­туалах и т.д.), составляющих носители культуры. В результате современные врачи способны применять не только последние достижения науки и техни­ки, но и методы древнейшей тибетской медицины. Но способны ли живот­ные применять и совершенствовать знания своих предшественников?

Впрочем, соединение двух механизмов эволюции — индивидуального и группового отбора — не всегда приносит ожидаемые плоды. Как считает В.М. Алексеев:

2 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 28.

3 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm.

СОЦИАЛЬНОСТЬ И ЭВСОЦИАЛЫНОСТЬ 4

По отношению к насекомым термин «социальное» вряд ли может приме­няться в том же значении, в каком его используют социологи, описывая че­ловеческое общество. Для характеристики форм поведения и типов органи­зации, похожих на человеческие, но тем не менее человеческими не являю­щихся, энтомологи и биологи придумали термин «эвсоциальное».

Эвсоциальный (eusocial) переводится как (очень) общественный, истинно общественный. Под этот термин подпадает большинство высокоразвитых форм обществ (сообществ) животных, таких, как муравьи, термиты, осы и пчелы. С приставкой «эв» (ей) образовано немало слов, приобретающих в результате превосходную степень чего-то. Так, эвдемонизм — это этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей це­лью человеческой жизни; эвфемизм (от греч. euphemia) — воздержание от неподобающих слов; эвфуизм (от греч. euphyes — благовоспитанный) — изыс­канно-перифрастический, высокопарный слог; эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

Получается так, что по отношению к животному миру мы говорим о не­кой высшей социатьности. Но это далеко не так. Более высокой, чем в чело­веческом обществе, социальности не существует. Как станет ясно из даль­нейшего, эвсоциальность действительно описывает высшую или истинную социальность, но лишь по сравнению с другими, низшими, формами соци­альности, которые характеризуют самые разные виды общественных насе­комых и животных (солитарность, полусоциальность и др.).

4 Behavioral neology and Sociobiology. 2000 Vol. 47. Issue 5. P. 293-303; Alexander R.D., Noonan K.M..

Crespi B.J. The evolution of eusociaiilv // The Biology of the Naked Mole-rat. / F.d. by P.W. Sherman.

J.U.M. Jarvis, & R.D. Alexander. Princeton. 1991. P. 3-44.

Иногда термин «эвсоциальность» записывается так: (eu)socialily. » Wikipedia encyclopedia. 2002. — http://www.wikipedia.org/wiki/Eusocial. 7 Eusocial // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

Что значит социальные животные

Далеко не все виды насекомых можно назвать истинно социальными, или эвсоциальными. Социальные качества не закреплены в их генетическом ап­парате или в морфологии. Они собираются вместе на очень короткое время ради производства потомства или выполнения иных функций. Затем распа­даются, и уже ничто их больше не связывает. Некоторые насекомые даже не нуждаются в партнере, поскольку они двуполые.

Эвсоциальность характеризует лишь три вида насекомых: некоторых Hymenoptera, т.е. перепончатокрылых (муравьев, пчел и ос), всех термитов (/soptera); тлю растительную. Эвсоциальных насекомых (Eusocial insects) вы­деляют три основные черты:

коллективная забота о подрастающем поколении;

репродуктивное разделение труда, подразумевающее наличие сервисных (обслуживающих) каст, стерильных в половом отношении;

Таким образом, у многих, но не у всех эвсоциальных насекомых существу­ет дифференциация: хозяйственная (распределение заданий и разделение труда), кастовая (основанная на морфологических различиях особей) и воз­растная (сосуществование в рамках одной семьи или колонии молодых и старых особей) (табл. 1).

* См.: Sherman Paul IV., Jarvis Jennifer U.M., Alexander Richard D. (Eds). The Biologv of the Naked Mole-Rat. Princeton. N.J., 1991.

» Caste // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

«‘ См.: Wilson E. The Insect societites. Cambridge.1976.

» Яйцеклетки живых существ, у которых ядра с гаплоидным (одинарным) и диплоидным (двойным) набором хромосом. Диплоидный набор содержит полный набор хромосом (по одной хромосоме в каждой паре от матери и от отца), гаплоидный — неполный набор.

12 Аллели (от греч. allelon — друг друга, взаимно) (аллеломорфы) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом: опре­деляют варианты развития одною и того же признака.

Таблица 1 Примеры эвсоциальных насекомых’ 3

запутанная система родственных отношений (kin), чем у диплоидных видов. К примеру, гаплодиплоидные особи предпочитают заботиться о своих мате­рях, подкармливая их, а не о своих дочерях или сестрах. В результате у таких насекомых рождаются стерильные касты, не способные к продолжению рода, не заботящиеся о своем потомстве, его выращивании, но все время и силы затрачивающие на обеспечение королевы-матери. Общественные, или соци­альные, насекомые на первое место ставят благополучие рода, а не индиви­да, поэтому продолжение рода на индивидуальном уровне, как и создание семьи в нашем понимании, здесь практически отсутствует.

Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвеоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой жизни. Ученые-энтомологи вы­деляют следующие степени (уровни) социальности:

солитарность (solitary — обособленность) — отсутствие репродуктивно­го разделения труда, сосуществования поколений и воспитания поко­ления;

субсоциальность — родительская забота о молодых особях;

коммунальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо), но у них отсутствует забота об отпрысках;

13 Eusocial insects. — http://es.rice.edu/projects/Bios321/eusocial.insect.html.

квазисоциальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо) и заботятся о выводке;

полусоциальность — дополнительно к квазисоциальности существует репродуктивное разделение труда;

Благодаря ранжированию социальных насекомых по уровню развития у них общественных связей становится понятным то, почему энтомологи на­зывают эвсоциальность истинной социальностью (truly social). Эвсоциаль­ность находится на самой вершине эволюционной пирамиды и включает все, а не часть признаков, выделяющих общество животных: социализацию, мно-гопоколенность и разделение труда.

У одного и того же вида, как правило, встречается все многообразие уров­ней социальности, которые характеризуют тот или иной подвид. Среди пчел существуют солитарные, эвсоциальные, полусоциальные и коммунальные подвиды. Около тысячи их подвидов проживают в небольших колониях, где правит бал королева-мать с несколькими дочерьми-рабочими. Колонии эв-социальных пчел (а их несколько сот разновидностей) — сложные, высоко-координированные общества. Внутри колонии особи выполняют узкоспеци­ализированные функции. Они общаются между собой посредством «хими­ческих посланий», прикосновений, звуков и символических танцев. Гнездо представляет собой сложное архитектурное сооружение с множеством гале­рей, тайных ходов, запасных выходов, отделений, камер и помещений. Фун­кции защиты, сбора и хранения пищи, воспроизводства, равно как и другие виды деятельности, регулируются автоматически. Биологический механизм управления колонией (роем) реагирует на изменение условий существова­ния вне и внутри улья.

14 Crow G. Social Solidarities. UK: Open University Press, 2002; Bonaeau E. Self-organization in socialinsects // Trends In Ecol Evol. 1997. Vol. 12. P. 188-193; Foin T. et al. Kin selection and social insects //Bioscience. 1998. Vol. 48. P.. 165-176; Queller D. et al. Unrelated helpers in social insects//Nature. 2000.Vol. 405. P. 784-787; Thome B. Evolution of eusociality in termites // Annual Review Of Ecology AndSystematics. 1997. Vol. 28. P. 27-55.

15 Insect sociality. — http://courses.washington.edu/insects.

16 Insect societies. — http://loki.stockton.edu/-cromartw/Entomology/sociall.html.

17 Муравьи // Энциклопедия «Кругосвет». М., 2001.

Основными причинами, обеспечившими успех социальным насекомым в межвидовой борьбе, ученые называют:

Что значит социальные животные
Что значит социальные животные

♦ Синхронное выполнение заданий: фура­жирование, воспитание потомства, забо­та о жилище, воспроизводство. При по­вышенном уровне активности насеко­мые не мешают и не вредят друг другу.

♦ Рабочие особи наводят порядок и решают проблемы благодаря высокому уровню кооперации и сотрудничества, на что не способны солитарные насекомые. Сюда относятся защита от врага, строительство гнезда, забота о молодежи, кооперация во время охоты и собирательства.

ПЧЕЛИНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД 19

Социальное поведение пчел и формы их общественного устройства дав­но привлекали внимание философов и ученых. Многие люди сравнивали жизнь семьи пчел с жизнью государства, перенося на нее существовавший общественный уклад. Еще древние египтяне видели в пчелином гнезде го­сударство во главе с пчелой-фараоном, Платон и Аристотель — рабовладель­ческое общество, управляемое аристократами-трутнями. J1. Фигье в своей книге «Жизнь насекомых» сравнивал общественное устройство пчел с рес­публикой, а пчелу-матку — с ее президентом. Наблюдая за жизнью пчел, специалисты поражаются совершенством организации: десятки тысяч насе­комых, наделенных только рефлексами и инстинктами, работают как еди­ное целое, как один организм с множеством исполнительных органов. Ин­стинкты и организация жизни пчел настолько совершенны, что пчелы ка­жутся разумными существами.

Как показывают данные науки, пчелы — вегетарианцы: энергию, белки и витамины получают исключительно из растений, опыляя их во время цве­тения и помогая развитию. Пчела — весьма совершенное биологическое со­здание, обладающее уникальными способностями. Она использует магнит­ные и электромагнитные поля Земли, воспринимает поляризованный сол-

ls Social Insects. — http://www.cl.umn.edu/

19 Информация с веб-сайтов: http://fio.novgorod.ru/projects/project28/vveden.html; http:// www’.marstu.mari.ru:81()l/mmlab/home/students/bees/gnezdo_.htm; http://www.easyc.vipcentr.ru/ index.html; http://www.vsu.ru/

vsue3e06/Biology/Biology.htm; http://www.everythingabout.net/articles/ biology/animals/arthropods/insects/bees/more bees.html.

нечный свет, видит в ультрафиолетовой части спектра, обладает навигаци­онными органами. Поразительна пластичность обмена веществ: поглощение кислорода в полете в 500 раз выше, чем в состоянии покоя. Пчела способна перетаскивать груз, превышающий собственный вес в 20 раз (лошадь — 1,5— 2 раза). На 1 кг массы пчелы приходится более 1 млн нервных клеток, в то время как у человека всего 150 тыс. Пчела — самое чистое создание на пла­нете, на ее лапках никогда не бывает бактерий. Длительность жизни пчелы — от 35 дней у летних до 270 у осенних пчел.

Пчелы появились на планете 80 млн лет назад. В далеком прошлом они устраивали гнезда в дуплах или даже прямо на ветках деревьев. На пасеках же пчелы живут в ульях. Пчелиный сот состоит из многих тысяч ячеек, скреп­ленных между собой общими стенками и донышками. Ячейки — это геомет­рически правильные шестигранные призмы строго определенного размера. Шестигранная форма ячейки позволяет не только затрачивать на ее строи­тельство минимум воска и времени, но и сооружать соты исключительно высокой прочности и большой емкости. Соты — совершенное воплощение строительного принципа. Ч. Дарвин называл пчелиные соты верхом архи­тектурного совершенства с точки зрения экономии труда и воска.

Пчелы — надсемейство насекомых подотряда жалящих перепончатокры­лых. В мире насчитывается более 30 тыс. видов пчелиных (Apoidea), которые объединены в 11 семейств. Они различаются морфологическим устройством, внешним видом, регионом обитания, социальной организацией и образом жизни. По своим размерам они варьируются от 2 мм до 4 см.

Большинство видов пчел — одиночные, некоторые селятся колониями. Самые высокоорганизованные представители пчелиных, характеризующи­еся высокоспециализированным собирательством и общественным образом

Врезка

Общение через форму сот

Причудливый танец рабочих пчел — одна из самых удивительных форм коммуникации в при­роде. Пляшущие насекомые могут с точностью сообщить место расположения цветочного поля, находящегося в 10 километрах от улья. Каким образом в телодвижениях закодирована такого рода информация, ученые уже давно разобрались. Им неясно другое: как в кромеш­ной тьме улья пчелы умудряются привлечь вни­мание к себе и своему танцу. Объяснение было отчасти найдено, когда ученые обнаружили, что движения насекомых вызывают слабые низко­частотные вибрации. Их глушили в ходе экспе­риментов, что приводило к существенному со­кращению числа зрителей у пчел. Между тем появился еще один вопрос: как эти вибрации можно ощутить в гудящем улье, где находятся десятки тысяч насекомых? Вероятный ответ дают последние исследования, проведенные американскими учеными. Прове­дя серию замеров, они обнаружили, что проти­воположные стенки шестиугольной соты вибри-

руют в одном направлении, однако на расстоя­нии в две-три соты от источника вибрации на­блюдается обращение фазы (ее изменение на 180 градусов), т.е. стенки вибрируют в проти­воположных направлениях. Именно насекомые из этой зоны реагируют на информацию, пере­данную через танец. Ученые отмечают, что им удалось зафиксировать обращение фазы с по­мощью лишь двух детекторов. То же самое с легкостью способны сделать пчелы, имея шесть лапок-детекторов, которые одновременно мож­но разместить в разных местах шестиугольной соты.

Следует добавить, что результаты новой рабо­ты представляют интерес не только для люби­телей насекомых. Ю. Таутц, один из участников исследований, сравнивает вибрации в улье с миниземлетрясениями. По его словам, изучение распределения сил внутри пчелиных сот может помочь архитекторам при проектировании зда­ний для районов с высокой сейсмической актив­ностью.

жизни, входят в семейство Apidae, объединяющее роды Psithyrus — шмели-кукушки, Bombus — шмели, Apis — медоносные пчелы. Они живут не в оди­ночку, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Поэтому их стали называть общественными насекомыми. ,

Пчелиная семья — великолепно организованный, очень гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в то же время беспредельно сложный мир. Сообщества состоят из десятков тысяч особей. Каждая особь (рабочая пчела, матка, трутень) развивается из отдельного яйца и является в извест­ном отношении самостоятельным организмом. Тем не менее ни одна из них не в состоянии жить отдельно. Пчела очень быстро, буквально за несколько часов, умирает, если оказывается в одиночестве. Семьи медоносных пчел складывались в разных природно-климатических условиях и географичес­ких зонах, что привело к возникновению форм, существенно отличающих­ся друг от друга.

Сообщество медоносных пчел биологи подразделяют либо на три касты (королева, рабочие, трутни), либо на две, объединяя королеву и трутней в одну касту:

репродуктивные касты — королева и трутни: первая откладывает яйца, вторые оплодотворяют ее;

рабочая каста — сестры, все дочери королевы-матери обслуживают яйца (потомство), королеву, трутней и гнездо.

Во главе пчелиной семьи находится пчела-матка, основная функция ко­торой — произведение потомства. Всю работу «по дому» выполняют пчелы-работницы, а появляющиеся в летний период трутни — пчелы-самцы — при­годны только для оплодотворения матки.

Поскольку главные действующие лица пчелиной жизни — матка и рабо­чие пчелы — женские особи, пчелиный улей можно назвать эволюционным торжеством матриархата. Впрочем, он царит и у других социальных насе­комых, в частности муравьев.

Рабочие пчелы — женские особи с недоразвитыми половыми органами, длиной 12—14 мм, масса различна и зависит от породы — от 90 до 115 мг. Их еше называют сестрами матки. Трутни — особи мужского пола, они появля­ются в мае-июне, а изгоняют их в конце лета; зимовать они могут только в безматочных семьях. Трутни лишены возможности сбора пищевых запасов, поскольку приспособлений для сбора нектара и пыльцы у них нет. Тем не менее они — неотъемлемая часть сообщества, так как во время спаривания с неплодной маткой они передают ей мужские половые клетки, после чего матка становиться плодной. Не будь их — не было бы продолжения пчели­ного рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *