Что значит социально значимый проект
Актуальность и социальная значимость проекта
Критерии успешного социально значимого проекта
· Социальная значимость: проект направлен на важные социальные изменения в сообществе.
· Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый социальный результат, который можно достигнуть за разумные сроки.
· Устойчивость:важным, хотя и не ключевым фактором успешного социального проекта считается возможность существования проекта после окончания периода его финансирования.
· Масштабируемость:возможность использования идеи или самого продукта в условиях других географических зон или социальных групп.
· Открытость: социальный проект должен быть открыт как для новых участников, так и для тех, кто хотел бы запустить аналогичный продукт самостоятельно. Подразумевается, что исходный код продукта, в случае если это цифровой проект, будет открытым.
Типы социально значимых проектов
Социальные проекты могут охватывать все сферы нашей жизни. Буквально все, мы не совершенны, и каждую область нашей жизни можно если не изменить полностью, то улучшить. Мы не рискнем дать единый список того, где социальные проекты могут применяться. Но есть целый ряд тем, в которых такие проекты реализуются чаще всего.
· Гражданское общество. Проекты, направленные на развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления.
· Образование и просвещение. Проекты в области образования, просвещения, науки, развития дополнительного образования, научно-технического творчества.
· Экстренные ситуации. Проекты, направленные на подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, на предотвращение несчастных случаев.
· Культура и искусство. Проекты в области культуры, искусства, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и их территорий.
· Семья. Проекты, направленные на профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства.
· Качество жизни. Проекты, направленные на повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей.
· Здоровье и медицина. Проекты в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
· Физическая культура и спорт. Проекты в области физической культуры, массового спорта и содействие указанной деятельности.
· Молодежные движения. Проекты, направленные на развитие детского и молодежного общественного движения, поддержку детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми и молодежью.
· Экология. Проекты, направленные на развитие экологического образования и выработки у сообщества этических норм поведения в отношении природы и биологического разнообразия.
· Город. Проекты, рассчитанные на позитивные изменения городской среды, развитие городской инфраструктуры и улучшение жизни горожан в целом.
Формы финансирования социальных проектов
· Волонтерское финансирование. Как правило, в этом формате авторы идеи и участники проекта самостоятельно финансируют свой проект, притом это не обязательно деньги. Рабочее время, знания, опыт, работы по дизайну и программированию – все это можно считать частью финансирования проекта.
· Финансирование частными компаниями социально ответственного бизнеса различного масштаба. Чаще всего такое финансирование реализуется в рамках специальных мероприятий – хакатонов или баркемпов. Финансирование может быть предоставлено в качестве приза победителю хакатона или за идею, которая больше всего понравилась компании.
· Частно-государственное социальное партнерство. В России примером такого финансирования выступает программа президентских грантов.
· Международная безвозвратная материальная помощь в социальные проекты. Предоставление грантов на реализацию проектов.
· Возвратная кредитная материальная помощь в социальные проекты. Чаше всего используется в проектах социального предпринимательства.
Социальные псевдопроекты
Среди социально значимых проектов часто встречаются такие, которые используют социальную тему, но либо не решают заявленную проблему, либо откровенно используют ее для решения других организационных или мошеннических задач. Они прикрываются формой, но не имеют социального содержания. По определению, которое дает Википедия, «псевдопроекты»имеют следующую классификацию.
· Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
· Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
· Политическая социальная инженерия. Для лишения социальной свободы граждан и управления общественным мнением.
· Антисоциальные проекты. Создание агрессивной среды среди населения.
· Социальные пылесосы. Сбор баз данных социальных идей и готовых социальных проектов для корыстных целей и проектов фикций.
Задание на дом:
Написать конспект.
Заполнить словарь.
Выучить определения.
4. Ответить на вопросы (письменно):
1. Что такое социальный проект?
Критерии успешного социально значимого проекта.
Типы социально значимых проектов.
Формы финансирования социальных проектов.
Социальные псевдопроекты.
6.Сделать основные выводы по материалу (письменно).
Ответы и выполненные задания отправлять на адрес: kem07keg14@mail.ru
Актуальность и социальная значимость проекта
По большому счету, у любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы.
Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?
В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.
Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.
Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.
Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане.
Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.
Общественная значимость проекта
Раньше в социальных проектах речь шла об их социальной значимости. А вот в Конкурсе Президентского Фонда культурных инициатив появилось понятие «общественная значимость». Термин явно пришел из инвестиционных проектов.
Посмотрим на определения.
Общественная значимость инвестиционного проекта — социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.
Близко к этому подходит понятие «общественная полезность».
Общественная полезность инвестиционного проекта — степень желания населения получать выгоды от реализации проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг понимается снижение себестоимости услуг, повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.
Так в чем же различие между «социальной» и «общественной» значимостью? Ну если уж совсем по простому, то можно сказать, что первая — это «про добрые дела», а вторая — это «про охваты».
Трудно от социального проекта ожидать великих свершений. На минутку вспомним, что социальный проект — это совокупность мероприятий, ограниченная по времени и ресурсам. И надеяться получить от него общественной значимости в «промышленных масштабах», наверно не стоит.
Будет неправильным, если Вы в своих заявках просто замените «социальную значимость» на «общественную». Все-таки между ними есть существенные отличия.
А что касается материалов, подтверждающих актуальность и общественную значимость социальных проектов, то следует сослаться на прекрасную работу Юркиной Анастасии «9 источников информации, позволяющих получить максимальный балл по критерию «актуальность и социальная значимость проекта», опубликованную на сайте сети ресурсных центров Приволжского Федерального округа. Кстати, там много и других полезных материалов.
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Предоставляем письма на информационную поддержку.
С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Точно также, как Вы включаете труд добровольцев.
Обоснование социальной значимости проекта
Обоснование социальной значимости заключается в описании проблем целевой группы, которые планируется решить в рамках проекта. Если целевых групп несколько — необходимо описать проблемы каждой из них.
Рекомендуем придерживаться следующего плана:
Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Например, некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Отметим необходимость писем поддержки, Одно из назначений письма – подтверждение социальной значимости и актуальности проекта.
Обоснование социальной значимости проекта входит сразу в несколько критериев оценки проекта: «актуальность и социальная значимость проекта», «логическая связность и реализуемость проекта» и «масштаб реализации проекта».
Консультации по Конкурсу Президентского фонда культурных инициатив проводятся в онлайн-формате. Результаты высылаются в виде текстов на электронную почту. Количество консультаций ограничено.
Консультации соответствуют разделам подготовки заявки на конкурс и включают:
Самые распространенные ошибки
Эксперты отмечают самые распространенные ошибки в обосновании социальной значимости. Проблема сформулирована умозрительно, ничем не подтверждается. Проблема больше относится к организации, чем к людям
Обоснование социальной значимости изложено общими словами
Трудно передать то чувство легкой нервозности, которое посещает тебя как эксперта, когда читаешь общие фразы из разряда «все-обо-всем». Хуже этого может быть только попытка автора проекта показаться чрезмерно умным и описывать простые вещи сложными оборотами с применением специфической лексики.
Не приводятся подтверждающие данные
Ваше личное мнение — это прекрасно. Но вряд ли оно может считаться достаточным. Даже если вы являетесь признанным экспертом в области, в которой планируете реализовать проект, то все-равно необходимо представить данные качественного и количественного анализа с ссылками. Если же вы пока не имеете имени в выбранной области, то ссылка на авторитетные источники — острейшая необходимость.
Думать, что проблема и так очевидна
«Ведь указываемая проблема настолько очевидна!» — скажете вы. Возможно. Но задача эксперта не искать обоснование внутри себя (своего опыта и убеждений). Он должен увидеть, что вы четко понимаете суть вопроса и адекватно воспринимаете ситуацию.
Обоснование социальной значимости заменяется агитацией
Поверьте, эксперты конкурсов — это уже люди с определенной жизненной позицией, ценностными ориентациями и собственным мнением. И раз уж они вас оценивают, значит верят в необходимость позитивных изменений не меньше вашего. Не стоит тратить свое время и время эксперта на убеждения. Помните, что фонды подбирают «уже убежденных» экспертов, чьи взгляды не вызывают сомнений.
Чрезмерное преувеличение проблемы
Особенно, если вы местная организация. Не стоит описывать проблемы начиная со слов «люди всего мира…», «молодежь всей страны…» и так далее. Это лишнее. Также не забывайте, что локализация вашей целевой аудитории — это немаловажный аспект. Не целевой аудитории «молодежь» или «пенсионеры и так далее. Не путайте социально-возрастные группы с целевой аудиторией проекта. Локализация проблемы и целевой аудитории — обязательное условие для успеха.
Пытаться «валить все в одну кучу»
Наверно, те кто так делают, надеются на то, что приписав в своем обосновании как можно больше различных проблем, сфер, анализов и данных, их проект станет более «тяжеловесным» и авторитетным. Не питайте иллюзий. В таком случае эксперт либо решит, что вы хотите его запутать, либо сочтет ваши компетенции слишком низкими. Сфокусируйтесь на чем-то конкретном.
Рассказывать о себе
О себе вы еще напишете в соответствующем разделе. Не надо сейчас говорить, что вы имеете необходимый опыт и какая вы классная организация. Всему свое время. Пока дайте понять эксперту, что вы четко разбираетесь в проблеме и конкретно обозначаете, что хотите сделать.
Пытаться «Притягивать за уши»
Некоторые проекты действительно сложно обосновать с точки зрения их социальной значимости. Просто потому, что ее нет. Либо потому что заявитель достаточно не разбирается в проблематике или не имеет серьезных намерений по ее решению. В этом случае многие пытаются представить хоть какие-нибудь аргументы, делая ложные выводы, которые якобы обосновывают важность проекта. Не надо так. Это выглядит непрофессионально, а иногда даже смешно.
Необходимо показать эксперту что из себя представляет проблема, указать ее локализацию и дать понять, какие будут последствия, если не заниматься ее решением.
Представьте эксперту четкую, лаконичную доказательную базу и вы добьетесь его доверия.
Обоснование социальной значимости на примере
В качестве примера приведем описание социальной значимости проекта «Теплый дом для каждого ребенка». Проект направлен на профилактику домашнего насилия в замещающих семьях. Он представлен на специальный конкурс 2020 Фонда президентских грантов. Проект предложила общественная организация «Благо» из Брянска.
По данным комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Брянской городской администрации на 01.06.2020 года на территории городского округа город Брянск проживают 914 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 682 ребенка проживают в 544 замещающих семьях, а именно: 460 подопечных детей воспитываются в 388 семьях опекунов (попечителей), исполняющих свои обязанности безвозмездно, 189 детей воспитываются в 127 приёмных семьях (возмездная форма опеки/попечительства по договору о приёмной семье).
При этом, замещающие семьи в процессе воспитания приемных детей сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем, которые приводят не только к конфликтным и кризисным ситуациям, но и к возврату детей в сиротские учреждения (феномен «вторичного сиротства»), эмоциональному насилию и жестокому обращению с детьми. И такая острая ситуация стабильно проявляется в 4% замещающих семей.
Это усугубляется еще и тем, что в системе работы органов опеки и попечительства г. Брянска отсутствует психологическая служба, а специалисты опеки не всегда могут оказать квалифицированную психологическую помощь семьям в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, опыт работы организации показывает, что подавляющее большинство замещающих семей испытывают трудности:
Кроме того, у родителей часто не хватает знаний и опыт для воспитания приемных детей. При этом ряд из них даже не замечают своего негативного влияния на развитие ребенка. А некоторые не имеют возможности получить квалифицированную помощь из-за недостаточной обеспеченности города такими специалистами.
Анализ работы Брянского городского Центра «ЛадьЯ», имеющего достаточно большой опыт сопровождения приемных семей показывает, что вовремя оказанная психологическая помощь, проведенная психокоррекционная работа способствует предотвращению вторичного сиротства и жестокого отношения с приемными детьми.
Но такая ситуация не наблюдается в семьях, в которых сформированы семейные традиции, ценности, культура чувств, способность организовывать досуг, целью которого является не создание какого-либо продукта, а время, проведенное вместе, когда происходит узнавание друг друга, налаживание контактов, укрепление семейных отношений в целом,
Именно поэтому считаем необходимым организовать работу, направленную на формирование и развитие психолого-педагогических компетенций принимающих родителей, развитие их способности к организации семейного досуга на основе традиционных ценностей как средства профилактики детского обращения с детьми.
Сопровождение президентского гранта с выездами на мероприятия
Сопровождение президентских грантов от заключения договора до выезда на мероприятия (в пределах Москва, Химки, Зеленоград). Подготовка фотоотчетов и написание постов для Интернета.
Подготовка финансового и аналитического отчета (промежуточного или итогового).
Удаленное сопровождение президентского гранта
Помогаем от заключения договора и до подготовки финансового и аналитического отчета из первичных документов, фотоматериалов и текстов предоставляемых грантополучателем по заранее согласованному графику.
Что такое социальная значимость: определение и понятие термина
В социальной психологии социальная значимость – это степень, в которой конкретная цель привлекает внимание наблюдателя или группы. Целью может быть физический объект или человек. Если целью является человек, он может быть в одиночестве или членом группы (частью которой может быть наблюдатель) или же в ситуации межличностного общения. Он основан на том, как конкретная характеристика может быть связана с определенным типом говорящего, который затем связан с социальными и эмоциональными оценками. Затем эти оценки переносятся на лингвистический признак.
Общая информация
Сейчас модным стало употребление слов «социально значимый». Но что они значат? О каких преимуществах или специфике они нам говорят? Какие задачи выполняют социально значимые проекты? Всё это мы рассмотрим в рамках данной статьи.
Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.
Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее.
Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:
Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.
Классификация
А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества.
В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.
Пример социальных качеств
Итак, учитель должен уметь:
Что такое социальный проект?
Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы.
Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее.
Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:
Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.
Социально значимые темы
Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации.
Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.
Мотивация
Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее.
Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям.
Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.
Заключение
Как видите, социально значимое «что-то» имеет определенную важность. Конечно, в наших условиях наибольшее внимание уделено именно темам. Так, как не вспомнить экономический кризис, который продолжается уже несколько лет, заморозку накопительной части пенсии и иные проблемы, которые упорно не хотят решаться.
С ними могли бы помочь справиться социально значимые проекты, но, увы, в наших реалиях они не являются чем-то излишне распространённым и масштабным.
Хотя с чего-то ведь следует начинать. Возможно, кто-то из читателей этой статьи сможет придумать свежее решение какой-то социально значимой темы или же предложит проект, которые позволит ответить на большое количество вопросов, актуальных на сегодняшний день. Как бы там ни было, необходимо учиться и думать, что делать со сложившимся положением.
Причем не прятать свои мысли в далёкий ящик, а выносить их на суд общества. Ведь даже если у одного человека нет сил реализовывать что-то, это не значит, что кто-то другой не возьмется за решение проблемы. А вместе даже горы свернуть будет намного легче.