Что значит социально психологический тест
Родителям о социально-психологическом тестировании
Родителям о социально-психологическом тестировании
Уважаемые родители обучающихся МАОУ СОШ №23!
Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.
Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.
Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но он точно знает, что быть взрослым – это в том числе позволять себе рискованное поведение.
Выделяют 2 типа рискованного поведения:
Вы скажете, что это точно не про вашего ребенка! К сожалению, так думают 99% родителей! Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения.
Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?
Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты— обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.
С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
С какой целью проводится СПТ обучающихся?
С какого возраста проводится СПТ?
В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.
Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.
Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.
Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?
В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).
Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.
Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
В соответствии с законодательством СПТ является строго конфиденциальным.
Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.
Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? Да, но только в том случае, если один из родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.
По индивидуальным запросам родители и сами обучающиеся по достижении 15 лет имеют право быть ознакомленными с результатами тестирования у школьного психолога.
Для чего это нужно и что дают результаты теста? Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
Уважаемые родители!
Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в СПТ.
Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?
Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней.
Сделайте выбор в пользу своего ребенка.
Что такое социально-психологическое тестирование и для чего она нужно?
В школе, где обучается мой 14-летний ребенок, проводится социально-психологическое тестирование. Что это за процедура и для чего она нужна?
В настоящее время увеличилось число подростков, доставленных в медицинские организации с отравлениями наркотическими средствами и психотропными веществами, растет количество несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Тестирование ведется с соблюдением конфиденциальности. В качестве наблюдателей в процессе могут участвовать родители. Содержание вопросов анкет отражает наиболее актуальные для каждого возрастного этапа развития несовершеннолетних проблемы, связанные с различными аспектами психологической устойчивости личности и рисками вовлечения их в немедицинское потребление наркотиков.
Полученные данные используются для планирования воспитательной работы в образовательных организациях, для оказания психолого-педагогической и медицинской помощи учащимся выявленных групп высокого социального риска наркопотребления.
Реализуя право на отказ от социально-психологического тестирования ребёнка, родители, тем не менее, должны осознавать необходимость ведения работы по выявлению немедицинского потребления детьми наркотических средств, формирования у них ценностей и навыков здорового образа жизни.
Реалии современного мира показывают, что в подростковом возрасте зависимое поведение формируется намного быстрее, чем у взрослых, поэтому совместное участие детей и родителей в мероприятиях по раннему выявлению немедицинского потребления наркотиков позволит всем членам семьи сплотиться на основе общего дела – сохранения жизни и здоровья детей.
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Вологодской области Крылова Ю.В.
Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден
Тестирование на наркотики — одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического — проводит Минобрнауки РФ и медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов — проводит Минздрав РФ.
Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2014 г. Регистрационный N 33576) утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее — Порядок). Приказ вступает в силу 31 августа 2014 г.
Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:
Тестирование проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:
Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.
Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.
Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.
По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.
Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:
«Ни о каких последствиях речь не идет. Мне бы очень хотелось, чтобы родители понимали: факт того, что мы зафиксировали опыт употребления наркотиков у того или иного учащегося, никак не повлияет на его социальный статус и дальнейшую карьеру».
Примечание. Минобрнауки РФ разработаны проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.
В основе теста лежит опросник Кеттела — один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет в том числе выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка).
При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий — степень принятия моральных норм.
У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий — ненормативность поведения.
В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:
— Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?
— У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?
— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?
— Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?
Тестируемым предлагается при ответах на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:
Что такое социально-психологическое тестирование (СПТ)?
Уважаемые родители (законные представители) и учащиеся ГБОУ «РКШИ»!
В соответствии с пунктом 3 статьи 53,4 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и пунктом 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации в образовательных учреждениях проводится социально-психологическое тестирование (СПТ) среди учащихся 7-11 классов. Тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет проводится с согласия родителей, старше 15 лет с согласия самого ученика.
Звучит страшно и тревожно?
На самом деле НЕТ! Тревожиться не надо!
Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.
При этом большинство подростков совершают «первую пробу» «из любопытства и/или за компанию», «для того, чтобы испытать новые ощущения», а также «потому, что «это модно» и они не хотят «отличаться от одноклассников». Наша с вами совместная задача проводить ПРОФИЛАКТИКУ зависимостей от наркотических и психотропных веществ!
Само тестирование основано на следующих принципах:
— принципа добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
— принципа конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
— принципа ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
— принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
Социально-психологическое тестирование НЕ выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ!
Результаты социально-психологического тестирования:
— НЕ являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
— могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
— позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности/
— обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.
— формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
— развитие стрессоустойчивости и навыков совладания со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций; развитие навыков саморегуляции и самоорганизации личности; содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
— формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.
Не отказывайтесь от возможности ПРЕДУПРЕДИТЬ наркотическую зависимость. Предупредить гораздо проще, чем лечить.
Ариадна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации, коррекции и образования
Разделы сайта
Социально-психологическое тестирование
В соответствии сПриказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 16 июня 2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» и согласно приказам Министерства образования МО, рабочей группой специалистов Московской области был разработан опросник «Верные утверждения» (утверждён Министерством здравоохранения МО, ФСКН РФ по Московской области, Министерством образования МО, ГУРБ МО).
Результат опроса учащихся Московской области выявил следующее:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Подростки проводят свободное время с друзьями на улице, дискотеке, клубе – до 50% опрошенных
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Криминогенность районов проживания отметили 10 %, при этом процент окружения с асоциальным поведением (п.10) указали значительно больше – 25 %
Асоциальный круг общения 55 %
Аномальные стили воспитания в семье и дисфункциональная семья отметили 35% учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Отсутствие навыка самоорганизации у 40%