Что значит социально ориентированная рыночная экономика

Социально-ориентированная рыночная экономика

Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft ) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму.

Автором концепции был Людвиг Эрхард, министр экономики, а впоследствии федеральный канцлер Германии. Название системы социально-рыночной экономики дал в 1946 году экономист Альфред Мюлльер-Армак. Важный вклад в развитие также внесли Франц Бём, Вальтер Ойкен, Франц Оппенгеймер, Вильгельм Рёпке. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.

Источник

Социально-ориентированная рыночная экономика

Содержание:

Предмет:Экономика
Тип работы:Дипломная работа
Язык:Русский
Дата добавления:06.02.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Что значит социально ориентированная рыночная экономика

Если вы хотите научиться сами правильно оформлять дипломные работы, то на странице оформление дипломной работы я подробно написала.

Что значит социально ориентированная рыночная экономика

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Наиболее амбициозной задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации является фактический курс действий государства, воплощенный в социальной политике, охватывающей все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека в конечном счете направлена на создание материальной базы для улучшения условий жизни.

Поскольку люди тесно связаны друг с другом в своей экономической деятельности, изменения условий жизни одного индивида не могут происходить в отрыве от изменений этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует координации деятельности по обеспечению благоприятных условий проживания. Эта деятельность называется социальной политикой. Фактически социальная политика выражает конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет двойственную роль с точки зрения функционирования экономической системы.

По мере развития экономики создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть цели экономического роста концентрируются в социальной политике. Во-вторых, социальная политика также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается повышением благосостояния, то люди теряют стимул к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Переход от централизованной системы управления к рыночной приводит к ряду проблем в сфере социально-трудовых отношений и обостряет проблемы занятости населения. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе занятости, может приблизить успех реформ.

Задачей социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной экономики России является работа по социальной защите всех слоев общества и выработка стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости, стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличение национального дохода.

Объектом работы является рыночная экономика.

Предметом данной дипломной работы является социальная направленность экономики.

Целью данной дипломной работы является изучение социально ориентированной рыночной экономики.

Теоретические основы социально-рыночной экономики

Вторая половина ХХ века ознаменовалась появлением концепции социального государства, суть которой в целом сводилась к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.

Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века и социальные реформы в конечном итоге привели к утверждению новой концепции, согласно которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.

Целями социально ориентированной экономики являются:

Опыт зарубежных стран доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования достижений научно-технического прогресса в общественном производстве, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором в этом является регулирующая роль государства, которое в своей политике опирается на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной направленности национальной экономики, хранителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Она призвана действовать путем совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов населения, системы предоставления социальных услуг, установления подлинного социального партнерства.

В целом социально-ориентированная экономика характеризуется:

К общим особенностям социальной рыночной экономики и, соответственно, деятельности государства по ее формированию следует отнести следующее:

Основными принципами, на основе которых формируется социальная рыночная экономика и современное социальное государство, являются:

Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.

Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост.

Социальная рыночная экономика характеризуется использованием рыночных методов управления, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытой моделью экономики, наличием современной рыночной и социальной инфраструктуры, систем социальной защиты населения.

Модели социально ориентированной экономики

Существует ряд моделей социально ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальный или немецкий (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, частично Франция). Она характеризуется высоким объемом перераспределения ВВП через государственный бюджет (около 50 процентов), развитой системой социального партнерства, высокой занятостью населения. Англосаксы (Великобритания, Ирландия, Канада) имеют 40%-ный уровень перераспределения ВВП и пассивную политику занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40% в Испании до 60% в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально незащищенные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Наиболее совершенной можно считать скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашается целью экономической деятельности государства. Доля перераспределенного ВВП достигает 50-60 процентов.

Наиболее интересны немецкие и шведские модели.

Цели социальной рыночной экономики в Германии, преследуемые с момента основания Федеративной Республики Германия, и средства, которые должны быть использованы для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, в частности обеспечение ценовой стабильности:

Социальное обеспечение, социальная справедливость и социальный прогресс, особенно защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества:

Достижение этих целей определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее Конституция. Эта Конституция для Германии является основным законом, который содержит ряд правил, которым должен соответствовать экономический порядок.

Этот закон определяет следующие основные основы формирования экономики:

Немецкий кредитный бизнес можно представить следующим образом, доминирующее положение занимают сберегательные и кредитные банки. Только на шесть крупнейших банков приходится 9% от общего объема активов. Большинство банков универсальны, то есть они осуществляют все виды банковских операций и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.

Социальная политика Швеции процветала в течение длительного периода времени. Его происхождение относится к концу XIX, началу XX века. За последние более чем сто лет она претерпела значительные изменения, но при этом приобрела и сохранила главную особенность, универсальность, охватывающую каждого гражданина страны, независимо от рода занятий. Такое положение дел называют в Швеции всеобщей социальной политикой, а мировое сообщество шведским социализмом, понятием, одним из главных смыслов которого является большой спектр и объем социальных благ. Политика Швеции в этой области привлекла внимание многих стран, в том числе и России. Россиян впечатляет тот факт, что социал-демократы Швеции построили систему всеобщего благосостояния, в рамках которой общество несет ответственность за предоставление качественных государственных услуг всем гражданам в наиболее важных сферах жизни. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире.

Основным элементом шведской политики социального обеспечения является социальное страхование, развитие которого происходит довольно давно. Сначала это была система обществ взаимопомощи, получавших государственную финансовую поддержку при соблюдении определенных условий. В случае несоблюдения требований общества должны были полагаться только на членские взносы, а членство было необязательным. К началу тридцатых годов треть населения еще не была застрахована. Только в 1946 году Риксдаг принял закон Об обязательном страховании, который действовал в полном объеме с 1955 года, когда Общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения.

Россия на пути к социально ориентированной рыночной экономике

Реформа общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов индивидов, трудовых коллективов, классов, национальностей, социально-профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. Диалектическая взаимосвязь социальной политики и социальной работы легко выявляет их общность и различие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей.

Что подразумевается под политикой вообще и социальной политикой в частности?

Политика есть:

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемым атрибутом государства является власть, обеспечивающая ему способность и способность оказывать определяющее влияние и влияние на жизнь людей, на их поведение в обществе посредством власти, закона и насилия.

Любая социальная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и предполагает использование государственной власти.

Важнейшей сущностной чертой политики является то, что она выступает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практиках, и регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если они не подкреплены финансово или не обеспечены экономически.

В этом смысле социальная политика вторична по отношению к экономике с точки зрения содержания, целей и предпочтений. Но это не значит, что его значение и влияние на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития вторичны.

В социальной сфере показываются и оцениваются результаты хозяйственной и хозяйственной деятельности предприятия, проверяется его эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.

В социальной сфере отражается и проявляется степень гуманности государственной политики, и чем она сильнее, тем яснее гуманистическая сущность, гуманистический смысл направления общественного развития.

Наконец, без эффективной социальной политики невозможно активизировать инновации и творчество в человеческой деятельности как главный и центральный элемент производительных сил общественного развития и экономического успеха.

Социальная политика базируется на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций, относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов политической деятельности.

Наиболее важными из них являются:

Эти функции используются для обеспечения главной задачи социальной политики, гармонизации общественных отношений, а также для управления социальным развитием общества.

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:

Какие проблемы на федеральном и региональном уровнях в социальной политике сегодня являются приоритетными?

В социальной политике государства проблемы укрепления семьи занимают чрезвычайно важное место. Здоровая морально-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом для формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья.

К сожалению, государство не уделяет должного внимания этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в условиях экономического кризиса усугубляются из года в год.

В Российской Федерации насчитывается более 72 миллионов семей, и ежегодно совершается около 3 миллионов браков. Однако каждая третья семья распадается, и каждая девятая семья является неполной. Рождаемость катастрофически падает. Около 60% семей имеют только одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность заканчивается абортом. Число отвергнутых детей растет.

Одной из наиболее острых проблем современности в социальной политике стала проблема бедности.

Не случайно в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

Одной из актуальных задач субъектов социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях является разработка новых, более эффективных механизмов рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Необходимо преодолеть остаточный синдром иждивенчества, переориентировать организацию реализации социальной политики и социальной работы на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самостоятельную гарантию гражданам их материального благополучия и свободы.

Проблема реформирования пенсионной системы становится предметом особого внимания федеральных и региональных органов государственной власти и общественных структур. Размер получаемой пенсии должен в большей степени соответствовать трудовому вкладу, а также должен быть установлен принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных для целей пенсионного обеспечения.

Система социального обслуживания, особенно инвалидов и других малоимущих категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.

Принципы дифференциации и адресности в предоставлении услуг, социальной помощи и поддержки должны стать первостепенными.

Основной целью социальной политики является гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем разработки и реализации организационных, экономических, научно-технических и морально-правовых мер.

Профессионализм сотрудников системы социальной защиты, их умение правильно выявлять текущие проблемы, оценивать и анализировать их, разрабатывать программу позитивных изменений имеют первостепенное значение.

Ориентация социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя по отношению к ней важную методологическую функцию.

Социальную политику можно рассматривать как причинно-следственную, ситуативную, динамичную по форме и направленности деятельность по практической организации социального обеспечения людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных правовых актов, структуры государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменяющимся условиям жизни во времени и пространстве. Серьезная политика не может сводиться к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход только дискредитирует социальную политику и тормозит поступательное развитие общества. Именно поэтому проблема реальности социальной политики, непосредственно затрагивающей интересы и потребности людей, отражающейся на судьбе и условиях жизни каждого, содержит в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.

Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, гендерных и возрастных групп населения является сложным и противоречивым процессом. И чем тщательнее изучаются и осмысливаются жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, успешнее решаются.

Финансирование социальной сферы в России

Трудности переходного периода негативно сказываются на попытках государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. При разработке и осуществлении экономической политики государство должно проводить ее так разумно, чтобы, предотвращая неконтролируемый рост инфляции, не нарушать связей внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, естественным распределением производственных ресурсов, административным контролем над ценами.

Не допуская административного вмешательства в конкурентную рыночную систему, государство призвано также воздействовать на нее экономическими методами. В то же время сами экономические регуляторы должны использоваться очень осторожно, без замены или ослабления рыночных стимулов (например, методы налоговой политики, системы льготного кредитования и т. д.). Иными словами, они должны не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль над методами экономического регулирования.

Социальная направленность экономики выражается, прежде всего, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Однако она предполагает необходимое перераспределение доходов между более богатыми и бедными слоями населения, увеличение бюджетов разных уровней и различных фондов средств на оказание социальных услуг и обеспечение социальных гарантий.

Влияние экономических факторов на социальное самочувствие и удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения человеческих потребностей различных слоев общества, как известно, является главным критерием экономической эффективности социальной работы. Период становления рыночных отношений, в который Россия вступила в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между растущими потребностями в социальной защите населения и сужением возможностей их удовлетворения.

На социальные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения в физиологии человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределения между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов и размеров фондов общественного потребления.

Анализ изменений этих факторов в переходный период позволяет выявить причины роста социальной напряженности:

Государство, как основной субъект социальной работы и системы социальной защиты населения, осуществляет контролирующее влияние на экономику социальной сферы через финансовую политику.

Финансовые регуляторы включают в себя процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, фондов, регулирования цен.

Финансовая система социальной сферы очень сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие финансы означает деньги, охватывающее совокупность всех видов денег во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие финансы можно определить как деньги и фонды в различных видах и формах их существования и движения.

Деньги могут принадлежать государству и его органам, территориям и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Заключение

Социальная рыночная экономика, с одной стороны, гарантирует экономическую свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой, обеспечивает социальное обеспечение и социальную справедливость.

Социальная ориентация экономики может быть достигнута только на основе высокоэффективной экономики, сочетающей частную инициативу и конкуренцию. Только на основе эффективно функционирующей экономики можно создать мощную систему социальной защиты граждан и обеспечить равные возможности для их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальная рыночная экономика ориентирована на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост. В настоящее время в развитых странах существует социальная рыночная экономика, или социально ориентированная рыночная экономика. В России создаются предпосылки для перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что значит социально ориентированная рыночная экономикаЧто значит социально ориентированная рыночная экономика

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *