Что значит социально незащищенный человек
К вопросу о понятии «социально незащищенные категории граждан»
Ережипалиев Дамир Ильдарович, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доцент кафедры общей юриспруденции и правовых основ безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», кандидат юридических наук.
Статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования защиты прав социально незащищенных категорий граждан. Обосновывается точка зрения, согласно которой к числу социально незащищенных категорий граждан следует также отнести граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Сформулирован вывод о необходимости конкретизации и нормативного закрепления понятия «социально незащищенные категории граждан».
Ключевые слова: социально незащищенные категории граждан, малоимущие, адресная социальная помощь, дополнительные формы поддержки.
On the Concept of Socially Vulnerable Groups
Erezhipaliev Damir I., Senior Research Scientist of the Research Institute of the Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, Assistant Professor of the Department of General Jurisprudence and Legal Bases of Security of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Candidate of Legal Sciences.
The article is devoted to problems of legal regulation of protection of rights of socially unprotected categories of citizens. Substantiated point of view according to which the number of socially unprotected categories of citizens should also include citizens whose funds attracted for construction of apartment houses and whose rights are violated. A conclusion about the necessity of clarifying the legal requirement of the concept of «socially unprotected categories of citizens».
Key words: socially unprotected categories of citizens, the poor, targeted social assistance, additional forms of support.
Игонина Н.А. Реализация конституционных прав социально уязвимых категорий граждан в Российской Федерации // Деятельность органов прокуратуры по защите прав социально незащищенных категорий граждан: Сб. материалов круглого стола (г. Москва, 22 апреля 2016 г.) / Под общ. ред. А.Ю. Винокурова. М., 2016. С. 3.
Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах от 24.02.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47733.
В отечественном законодательстве понятие «социально незащищенные категории граждан» (социально незащищенная группа населения) используется достаточно широко. При этом ни один нормативный правовой акт не содержит его легального определения и не приводит в полном объеме перечня указанной категории.
Так, рассматриваемое понятие упоминается в Налоговом кодексе РФ (ст. 217), в Федеральных законах от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 38), от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ст. 16), от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 80) и др.
Справедливости ради следует отметить, что в федеральном законодательстве закреплены обстоятельства, в силу которых граждане признаются нуждающимися в специальной социальной защите.
Так, в силу п. 2 ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. К таким обстоятельствам законодатель относит: полную или частичную утрату способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, и др.
При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации также отсутствует унифицированный подход к пониманию рассматриваемых категорий граждан.
Проведенный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих понятие «социально незащищенные категории граждан», позволяет предложить следующую их классификацию в зависимости от сферы правоотношений, в которых оно применяется:
Приведенный перечень сфер правоотношений, в которых используется понятие «социально незащищенные категории граждан», не является исчерпывающим, но дает общее представление о содержании рассматриваемого явления.
Таким образом, анализ законодательства, в том числе регионального, свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие является собирательным и включает в себя группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.
Одновременно нельзя не обратить внимание и на то обстоятельство, что анализ публикаций последних лет также свидетельствует об отсутствии общепризнанной дефиниции и единообразных научных положений о содержании понятия «социально незащищенные категории граждан». В специальной литературе крайне редко можно встретить определение указанного понятия, а ряд авторских суждений по рассматриваемому вопросу носит противоречивый характер.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
См.: Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 34.
Указанная точка зрения не в полной мере, на наш взгляд, соответствует законодательству, поскольку на территории страны все граждане имеют право на социальную защиту.
Более правильным, на наш взгляд, было бы говорить о гражданах, имеющих право на дополнительную социальную защиту. Кроме того, данная позиция уязвима и ввиду того, что низкий уровень дохода лица (семьи), который имеет место в силу ряда негативных факторов (инвалидности, потери работы, преклонного возраста и т.д.), хотя и рассматривается в качестве ключевого признака отнесения граждан к рассматриваемой категории, но не является единственным.
На практике нередко возникают такие ситуации, когда граждане, фактически не являясь малоимущими, в силу кризисных явлений в экономике, а также в силу совершения в отношении их откровенно преступных действий, оказываются в сложной жизненной ситуации.
Ярким примером тому являются обманутые дольщики. Проблема защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве, является одной из острых социальных проблем современной России. Кризисные явления в экономике позволяют прогнозировать ухудшение ситуации на рынке долевого строительства многоквартирных домов и увеличение дел о банкротстве строительных организаций и, как следствие, увеличение граждан, участвующих в долевом строительстве, чьи права и законные интересы ущемлены.
В связи с этим, на наш взгляд, к числу социально незащищенных категорий граждан следует также отнести граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, с целью выработки дополнительных механизмов поддержки указанной категории граждан.
Игонина Н.А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 2. С. 19.
В свете продолжающихся негативных экономических процессов на внутригосударственном, межгосударственном и региональном уровнях, повышающихся рисков неисполнения обязательств по уплате кредитов ситуация, когда отсутствуют конкретизация и нормативное закрепление рассматриваемого понятия, вряд ли может быть признана удовлетворительной с точки зрения необходимости адресной социальной помощи и выработки дополнительных форм поддержки со стороны государства социально незащищенных категорий граждан.
Полагаем, что конкретизация, уточнение и нормативное закрепление названного понятия необходимы и ввиду того, что в условиях негативных тенденций в экономике численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет.
О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан»
Асачева Мария Владимировна, аспирант кафедры «Конституционное право; Муниципальное право» Сибирской Академии государственной службы.
На основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция «социально незащищенные категории граждан», понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия с точки зрения статей 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию «малоимущие граждане».
Ключевые слова: социальная защита, право социальной защиты, малоимущие граждане.
On legal definition of the concept of «socially disadvantaged categories of citizens»
Asachyova Mariya Vladimirovna, postgraduate student of the Chair «Constitutional Law; Municipal Law» of the Siberian Academy of State Service.
Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.
Key words: social security, the right to social protection, low income.
Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе не имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований, чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6950.
Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2001 (ред. от 06.06.2012) N 812-106 «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. N 1.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257.
В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая, таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.
Федеральный закон от 12.01.1995 (ред. от 16.10.2012) N 5-ФЗ «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23.11.2011; Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
В судебной практике понятие «социально-незащищенные категории населения» используется применительно к инвалидам, ветеранам боевых действий, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
В то же время, как и во всякой экономике рыночного типа, достижение полного материального равенства или всеобщего благополучия невозможно. Всегда существуют слои населения, нуждающиеся в защите государства. В связи с этим более определенно выглядит понятие, примененное в ЖК РФ и выделяющее «граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите» (ст. 98 ЖК РФ). Данное определение нуждается в корректировке. Так, на наш взгляд, будет неточным определение граждане, нуждающиеся в социальной защите ввиду его субъективности. Гражданин может определять свое состояние как нужду и при этом быть существенно более благополучным, чем окружающие. Так, «олигарх» тоже «нуждается» в социальной защите, т.к. несет большие риски и испытывает на себе неприязнь общества.
Закон Рязанской области от 20.07.2006 N 77-О «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Закон Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ (ред. от 09.12.2011) «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» // Рязанские ведомости. 2010. 4 марта. N 38.
Законодательство Российской Федерации не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)»
Законодательство Российской Федерации не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)».
Зачастую, при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц.
В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям.
Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите.
Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.
Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан. К ним отнесены, в частности, следующие лица.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Понятие «социально незащищенные группы населения»
Лекция 7.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ ГРУПП ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
Понятие «социально незащищенные группы населения»
2. Образование как фактор социальной защиты взрослого человека
Организаторы специальных видов образования
Понятие «социально незащищенные группы населения»
Социальные группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, в различных публикациях и документах обозначаются по-разному: «непривилегированные (обездоленные)»; «социально слабые»; «маргинальные»; «социально уязвимые». Использование обобщающего понятия «социально незащищенные группы» в андрагогическом контексте позволяет обозначить те слои населения, для которых социальная поддержка в решении жизненных проблем в какой-то мере может быть обеспечена средствами образования.
Понятие «социальная защита» является одним из ключевых для социальной политики демократического государства. В СССР система социальной защиты как важнейшая часть социальной политики включала в себя прежде всего:
— гарантированное государством пенсионное обеспечение;
— административно регулируемые цены, обеспечивающие «ценовую» доступность основных товаров и услуг;
— бесплатность образования, здравоохранения, форм досуговой активности и т.д.
В современных условиях под «социальной защитой» понимается политика государства и регионов, направленная на обеспечение удовлетворительного существования тем группам населения, которые оказались в особо сложных условиях и не способны без внешней поддержки их улучшить.
Социальная защита населения представляет собой систему широкого набора мер по профилактике социального неблагополучия. Это поддержка социально уязвимых групп (пособия, льготы, выплаты); обеспечение минимальных социальных гарантий на труд, образование, отдых; всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных благ (стационары, социальная помощь оказавшимся в трудных условиях).
Гарантии на образование и труд закреплены Конституцией Украины и Законом «Об образовании», но формирующиеся рыночные отношения как в сфере труда, так и в сфере образования, развитие производственных отношений нового типа диктуют свои законы и зачастую придают этим гарантиям формальный характер. Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требуют доступа к современным знаниям для широких масс населения. Особенно остро эта проблема стоит в Украине по отношению к малообеспеченным, социально незащищенным группам населения.
Формирующийся рынок труда выдвигает возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности специалистов, конкретизирует спрос на рабочих и специалистов тех или иных профессий. Несоответствие спроса и предложения недостаточно квалифицированной рабочей силы становится одной из причин высвобождения работников из сферы труда, потери работы и появления безработицы. Участие в гражданском обществе невозможно без успешной профессиональной карьеры, составляющей фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния и определяющей качество жизни.
Положение современного взрослого человека в обществе, и прежде всего в сфере труда, во многом зависит от уровня его компетентности, что предусматривает повышение уровня профессиональной функциональной и информационной компетентности как условие соответствия требованиям рынка труда, грамотного поведения в современной социально-экономической ситуации, принятия эффективных решений, смену профессии или профессиональной квалификации, приобретение дополнительного образования, необходимого для личностного роста, духовного обогащения, удовлетворения интересов, как условие морально-психологического комфорта.
Все это — поле проблем, решение которых позволяет человеку соответствовать требованиям современного рынка труда, сохранять занятость в сфере труда, находить работу, обеспечивающую достойный уровень жизни.
2. Образование как фактор социальной защиты взрослого человека
Неготовность человека успешно решить первостепенные проблемы погружает его в кризисную ситуацию, выйти из которой самостоятельно почти невозможно. Следствиями становятся потеря работы, безработица; профессиональная деквалификация; снижение жизненного уровня; морально-психологический дискомфорт, неуверенность в собственных силах, потеря жизненных перспектив, психологический стресс. При решении возникших проблем формальное и неформальное образование взрослых выступает фактором социальной защиты. Доступность дополнительного образования для широких масс работников, его ориентация на развитие компетентности, профессионально значимых личностных качеств, конкурентоспособности на современном рынке труда, на повышение квалификации или на обеспечение переквалификации могут выступать в качестве надежного механизма вывода из кризисной ситуации.
Обеспечение гарантированного доступа к профессиональному (пере)обучению любого уровня — это одна из действенных форм защиты права человека на труд, в том числе обеспечивающий достойный уровень жизни.
Однако в сфере образования, где складываются рыночные отношения, население выступает в роли потребителя образовательных услуг только в том случае, если обладает платежеспособностью.
Взрослый человек, находящийся в кризисной ситуации, как правило, не имеет материальной возможности оплачивать качественные образовательные услуги. Круг замыкается. Без социальной поддержки значительная часть населения не способна воспользоваться необходимыми образовательными услугами, а значит, решить многие важные жизненные проблемы.
В социальной поддержке в сфере образования в первую очередь нуждаются следующие социальные группы населения:
1) выпускники вузов, которые после окончания учебного заведения получили диплом о высшем образовании и зарегистрировались в Государственной службе занятости в качестве безработных или вынуждены работать не по специальности, — одна треть выпускников;
2) инвалиды, составляющие десятую часть населения, в том числе трудоспособные;
3) безработные, число которых приближается также к 10% активного населения Украины (данные 2001 г. — по методике Международной организации труда, учитывающей скрытую безработицу);
4) люди наемного труда, подавляющее большинство которых находятся в состоянии бедности или нищеты;
5) военнослужащие, уволенные в запас и нуждающиеся в профессиональной переподготовке на гражданские специальности; военнослужащие «горячих точек», нуждающиеся в образовательных услугах в сочетании с медико-психологической реабилитацией;
6) мигранты и вынужденные переселенцы;
7) одинокие женщины, воспитывающие детей в условиях неполной семьи;
8) пожилые люди, закончившие трудовой путь (пенсионеры), одна треть из которых продолжают работать;
9) люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.
Все эти группы взрослого населения относятся к части населения, которую сегодня определяют новым термином — «критическая зона рынка труда». Критическая зона рынка труда включает лиц, получивших официальный статус безработного, а также людей, не имеющих официального статуса безработного, но с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума, занятых неполный рабочий день, не имеющих дополнительного дохода. В Украине численность этой группы населения носит региональный характер и достигает 70 % экономически активного населения. Это самая многочисленная группа, нуждающаяся в социальной защите средствами образования и в сфере образования. Именно она является источником безработицы и несет в себе угрозу развития процесса маргинализации населения, возникновения и развития социальных осложнений.
Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
К категории социально незащищенных граждан в зависимости от регулируемых правоотношений отнесены инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, дети-сироты и др.
Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2020 N 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).
В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.
Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан. К ним отнесены, в частности, следующие лица.
1.Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа — в целях предоставления им дополнительных гарантий по социальной поддержке (ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
3.Инвалиды и пенсионеры — в целях принятия дополнительных мер по их защите от мошеннических действий третьих лиц (пп. «а», «б» п. 4 Перечня поручений, утв. Президентом РФ 31.12.2020 N Пр-2243).
4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).
5.Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды — в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п. 4.2.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 N 484-ПП).