Что значит социально детерминированный

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Социальный детерминизм был впервые изучен Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), французским философом, который считается отцом социальной науки.

Понятие социального детерминизма противостоит этой перспективе. Социальный детерминизм рассматривает технологию как результат общества, в котором она развивается. Ряд современных теоретиков СМИ представили убедительные доказательства социального детерминизма, в том числе Лейла Грин (2001).

В своей книге « Технокультура» Грин подробно исследует работу социальной детерминистской точки зрения и утверждает, что «социальные процессы определяют технологию для социальных целей». Она утверждает, что каждое технологическое развитие на протяжении всей истории было порождено социальной потребностью, будь то потребность экономической или политической. или военный.

Согласно Грин (2001), технология всегда разрабатывается с определенной целью или целью. Поскольку развитию технологий обязательно способствует финансовое финансирование, социальная детерминистская точка зрения признает, что технология всегда разрабатывается для того, чтобы принести пользу тем, кто способен финансировать ее развитие.

Таким образом, социальные детерминисты считают, что технологическое развитие не только определяется обществом, в котором оно происходит, но и что оно неизбежно формируется структурами власти, существующими в этом обществе.

Идеология

Создавая социальную конструкцию реальности, эти силы непосредственно создают гегемонистский контроль над будущим людей, которые чувствуют, что социальная конструкция естественна и, следовательно, неизменна. Их действия основываются на контексте их общества, так что, даже если они обладают врожденным талантом к спорту, если социальная конструкция подразумевает, что их раса в целом не является спортивной, или их нация или государство не производит спортсменов, они не включают в себя возможность заниматься атлетизмом в будущем. Их общество успешно определило их действия.

Аргументы против социального детерминизма

Научные исследования показали, что социальное поведение частично передается по наследству и может влиять на младенцев, а также на плоды. Социальная привязанность означает, что младенцев не учат тому, что они социальные существа, но они рождаются подготовленными социальными существами. Младенцы рождаются с унаследованными социальными навыками.

Основное доказательство этой теории обнаруживается при изучении беременностей близнецами. Главный аргумент заключается в том, что если есть виды социального поведения, которые передаются по наследству и развиваются до рождения, то следует ожидать, что плод-близнецы будут участвовать в какой-либо форме социального взаимодействия еще до своего рождения. Таким образом, десять плодов были проанализированы в течение определенного периода времени с помощью ультразвуковых методов. Используя кинематический анализ, результаты эксперимента показали, что плод-близнецы будут взаимодействовать друг с другом в течение более длительных периодов времени и чаще по мере протекания беременности. Исследователи пришли к выводу, что выполнение движений между близнецами не было случайным, а было целенаправленным.

Источник

Социальный детерминизм

В распространении географического детерминизма важную роль сыграл Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения цивилизации, он главное внимание обращает на географическую среду, которая, по его мнению, сыграла решающую роль в генезисе и формировании цивилизации. Великие реки Л.И. Мечников считал основным фактором, определившим зарождение и развитие цивилизации. «Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием Нила»» (Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 328-329). Поскольку эти цивилизации возникли на берегах рек, русский ученый называет их речными. Они, продолжает Л.И. Мечников, были изолированы друг от друга и поэтому сильно различались. По мере их распространения на побережья морей и тем более океанов они стали охватывать более широкий круг народов. Освоение океанов приводит к возникновению океанской цивилизации, которая начинается с открытия Америки. Сторонники географического детерминизма внесли определенный вклад в изучение причин общественного развития. Вместе с тем нельзя не отметить, что они не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.

Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII в. объясняли все социальные процессы из принципа: «Мнения правят миром». Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях» (Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900. С. 21). Но такой подход не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах.

Гегель, как и его предшественники, исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. «Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь. Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина. » ( Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 64).

Маркс к изучению истории подошел с диаметрально противоположных позиций, считая, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. «Предпосылки, с которых мы начинаем, — не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только и воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 18). Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ и существующие независимо от воли и сознания человека, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.

Детерминирующая роль материального фактора раскрывается путем анализа сфер общественной жизни. Общество возникло на определенном этапе эволюции природы. Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличается от нее. Оно есть сложное структурированное целое, все элементы которого находятся в постоянном взаимодействии. В этом структурированном целом разные сферы выполняют разные функции, различающиеся по значимости для субъектов истории. Чтобы общество функционировало как целостное социальное образование, необходимо прежде всего производство и воспроизводство непосредственной жизни. Иначе говоря, нужно постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, заводы, фабрики, производить пищу, одежду и т.д. Это естественный процесс исторического развития общества. Поэтому Маркс и утверждал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Другими словами, экономический фактор выступает в конечном счете как одна из детерминант, как одна из движущих сил исторического процесса.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Все сферы находятся в единстве и ни одна из них не предшествует другой. Экономика детерминирует исторический процесс в целом, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, т.е. могут играть господствующую роль. Возьмем, например, политику. Она нередко играла доминирующую роль в тех или иных общественных процессах.

Таким образом, различные сферы общества вариантны, и каждая из них может доминировать в конкретных исторических условиях. Экономическая сфера — это детерминанта. Она имманентно варианта, но для всего исторического процесса инвариантна.

Доминанты и детерминанты находятся в диалектическом единстве и постоянно взаимодействуют.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 537-539.

Источник

Социальный детерминизм

Важнейшей характеристикой социального детерминизма является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития.

Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие `социальный детерминизм` относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом.

Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический социальный детерминизм, который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий); 2) статистический социальный детерминизм, делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений; 3) системный социальный детерминизм, подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др.

Источник

Что значит социально детерминированный

ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Что значит социально детерминированный

ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ – использование принципа причинно-следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. В истории социальной мысли детерминизм понимался по-разному. Напр., сторонники механистической трактовки детерминизма в социальных науках полагали, что общество подчинено одинаковым с природой причинно-следственным связям (социальная физика 17–18 вв.), и основывали на этом возможность предвидения в социальных науках. Образцом для механистической трактовки детерминизма долгое время служил принцип, сформулированный французским физиком П.Лапласом (лапласов детерминизм), согласно которому существует однонаправленная динамическая связь между состояниями предмета, подчиняющаяся законам классической физики и прежде всего механики. Вместе с тем применение теории вероятности в социальных науках (в моральной статистике, в обосновании страхового дела и др.) сформировало новое понимание детерминизма как регулярности случайных событий, как распределений в большом массиве случаев. Возникновение системного подхода расширило понимание детерминизма, было обращено внимание на то, что уровни социальной системы детерминированы системой как целым, что отдельные элементы системы зависят от системы.

Понятие «детерминизм» применяется в разных смыслах: философском, системном, статистическом. Философское содержание принципа детерминизма в социальных науках включает утверждение объективного характера детерминированности социальных процессов, различение динамических и статистических законов. Детерминизм в этих рамках предполагает наличие исторической необходимости, т.е. такой связи явлений, в которой проявляется доминирующая тенденция. В процессе исторического развития каждое последующее поколение людей действует в условиях, унаследованных от прошлого. Преемственность поколений определяет общее направление истории, которое не может быть произвольно изменено. Идеи, вдохновляющие людей на социальное действие, порождаются условиями общественного бытия, и от степени их соответствия этим условиям зависит возможность их реализации. Детерминированность общественной жизни является основой научного предвидения социальных явлений. Историческая необходимость не исчерпывает всего богатства явлений, а выражает только самое общее направление их развития. Индивидуальный характер и многогранность каждого конкретного социального явления – результат множества действующих факторов.

Детерминизм в рамках системного подхода, который занимает приоритетное положение в социальных науках, означает целостность образующих социальную систему элементов, именно в их системном характере усматривается основание их специфики и развития. В статистическом анализе, распространенном в социологии, демографии и др. социальных науках, детерминизм наполняется иным содержанием. В крупных совокупностях социальных явлений выявляется статистическая закономерность или тенденция развития, подчеркивается значение случайности во взаимодействии многих элементов и выявляются причины отклонений от предполагаемого хода событий на основе анализа статистических распределений. В социальных науках признается вероятностный и вместе с тем закономерный характер социальных связей.

Ни одно из пониманий детерминизма не отрицает значение сознательной, целенаправленной человеческой деятельности, поскольку социальные законы – это законы деятельности людей. Поэтому так важна субъективная сторона этой реальности – те цели, которые ставит перед собой общество и каждый отдельный индивид. Многообразие форм социальной детерминации, сложный характер взаимодействия различных тенденций в обществе, наличие многих альтернатив и случайных поворотов событий, а также тот факт, что историческая закономерность дает о себе знать только на длительном историческом отрезке времени, не означают признания индетерминизма или отрицания ответственности личности за результаты своей общественной деятельности.

Одной из исторических форм детерминизма в социальных науках является детерминизм географический, т.е. концепции, утверждающие географическую среду в качестве детерминанты социального устройства и социально-исторического развития отдельных государств.

Влияние природно-климатических факторов на жизнь общества было замечено еще в древности. Позднее подход, обосновывавший специфику исторического процесса влиянием природной компоненты, получил название географической школы в социологии, яркими представителями которой были Ш.Монтескьё, А.Тюрго, Г.Бокль, Ф.Ратцель, Э.Хантингтон, Л.И.Мечников и др. Традиционно понятие географического детерминизма применяется к теориям, пытающимся объяснить неравномерность социального, культурного и цивилизационного развития различных стран и народов исключительно природными условиями их местообитания, игнорируя при этом социальные закономерности. В такой интерпретации понятие «географический детерминизм» обретает негативный оттенок. См. также Геополитика.

Наиболее распространенной формой детерминизма в социальных науках 19 в. был детерминизм экономический, т.е. концепция, согласно которой экономика как сфера человеческой деятельности имеет определяющее влияние на характер и содержание политических и социальных процессов. В рамках экономического детерминизма законы экономики объявляются универсальными для всех общественных форм, а исторический путь развития общества отождествляется с историей развития общественно-экономических формаций (см. Формации общественные). Понятие экономического детерминизма традиционно связывают с марксистской социологией, которая, отталкиваясь от концепции базиса и надстройки, объясняет многие социальные феномены с т.зр. их экономической обусловленности. Надстроечные элементы, такие, как государство, идеология, политика, культура, выступают в этой связи в качестве отражений экономического базиса, служащего выражением интересов правящего класса, и являются следствием господствующего способа производства.

В более широком смысле идея экономического детерминизма, т.е. первичности экономики по отношению к другим формам социальной практики и обусловленности политической и общественной инфраструктуры характером экономического устройства, свойственна для всей либеральной мысли в целом, начиная от классической политэкономии (А.Смит) и кончая «чикагской школой» экономических, социальных и социально-психологических исследований. В любом случае, чрезмерное упование на значимость экономических механизмов ведет к недооценке политических и социокультурных факторов в жизни человека и общества.

Источник

ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Полезное

Смотреть что такое «ДЕТЕРМИНИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ» в других словарях:

ДЕТЕРМИНИЗМ — (от лат. determino определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи… … Философская энциклопедия

АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (КУЛЬТУРНАЯ) область знания, объединяющая ряд полуавтономных дисциплин, которая занималась в первую очередь обществами, изолированными от письменной исторической традиции. Излюбленные объекты такого рода исследований… … Философская энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ — основные этапы развития и бытия науки как особого вида познавательной деятельности Человека, обусловленные как внутренними возможностями и закономерностями ее становления, так и влиянием со стороны социокультурного контекста, органическим… … Философия науки: Словарь основных терминов

СЛУЧАЙНОСТЬ — филос. категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как… … Философская энциклопедия

ОБЪЯСНЕНИЕ — одна из основных операций мышления. В широком смысле под О. понимается включение знания об определенном явлении в более объемлющий контекст общепринятого и достоверного знания. В философии науки О. трактуется как важнейшая процедура научного… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — наука о наиболее общих законах и движущих силах развития человеч. общества; органич. часть марксистско ленинской философии, неотделимая от диалектич. материализма и распространяющая его принципы на область истории. Как филос. наука об обществе И … Советская историческая энциклопедия

Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *