Что значит социально бытовая сказка

Социально-бытовые сказки, их происхождение, герои и художественные особенности.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центр действия, получили название социально-бытовых. В них можно выделить две разновидности: в одних превалируют социальные конфликты, а в других – бытовые. Соц.быт.сказки очень короткие,в центре сюжета, как правило, один эпизод, действие разворачивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторений эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм.

Бытовая сказка не имеет ничего общего с первоначальным укладом жизни, хотя в отдельных случаях можно обнаружить очень древние реликты. Она создавалась не при первобытнообщинном строе, а позже. Мы ее совершенно не встречаем у народов, которым свойственны тотемистические представления, нет ее также у народов с шаманистской религией, таких, как палеоазиаты. Зато она широко распространена в Африке у народов, знающих примитивное земледелие. это заставляет думать, что бытовая сказка появляется тогда, когда земледелие выходит из примитивной стадии, а родовой строй сменяется рабовладельческим государством.

Это подтверждается материалами античности. В античности реалистические сказки имели самое широкое распространение

Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Развит диалог, изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений или ремарок. Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идёт о барщине, о бедности крестьян. Втора тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде. Идейный смысл сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в социально-бытовых сказка гораздо ярче выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра над злом происходит в сказочном мире, здесь всё совершается в реальной жизненной обстановке, в определённых социальных и бытовых условиях. Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой её служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу и тд. Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении классового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к угнетателю. Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата. В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями выступают глупец, лгун, лентяй и тд, то другие изображают семейные конфликты. Их герои-глупый и ленивый муж, злая, сварливая жена, бывалый солдат, доверчивые старики. Обличение общечеловеческих пороков обычно использует гиперболизацию. Особенно преувеличиваются глупость, жадность. Соц.быт.сказки, как правило, веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. Социально бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основном две важных общественных темы: социальная несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность.

Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, холодный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обличение бар как отрицание их права распоряжаться судьбой крепостных.

Источник

К вопросу об определении и специфике русских социально-бытовых сказок

Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова,,РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена определению специфических черт русских социально-бытовых сказок. Целью исследования является рассмотрение композиционных, стилистических и жанровых особенностей данного вида сказок. В целом большинство русских социально-бытовых сказок характеризуются лаконичностью, оптимизмом и близостью к анекдоту. Чудесные превращения и метаморфозы, происходящие в этих сказках, описываются реалистически, как привычные и естественные события. Кроме того, многие русские социально-бытовые сказки – сатирические, они высмеивают человеческие пороки, осуждают социальное неравенство и социальную несправедливость. Герои социально-бытовых сказок не совершают, за редким исключением, особых подвигов, лучшие их качества – доброта, находчивость, изобретательность, стойкость и сострадание.
Ключевые слова: русские социально-бытовые сказки, специфика, самобытность, стилистические и жанровые особенности, сказочные герои, чудесные превращения

On the issue of the definition and specificity of Russian social fairy tales

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow, egorovaolga29@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the definition of specific features of Russian social fairy tales. The purpose of the study is to examine the compositional, stylistic and genre features of the fairy tales. In general, the majority of Russian social fairy tales are characterized by laconicism, optimism and closeness to anecdote. The wonderful transformations and metamorphoses that are taking place in these tales are described in realistic way as usual and natural events. In addition, many Russian social fairy tales are satirical. They ridicule human vices, condemn social inequality and social injustice. Heroes of social fairy tales are not idealized and their best qualities are kindness, inventiveness, practical wit, perseverance and compassion.
Keywords: Russian social fairy tales, specificity, originality, stylistic and genre features, fairy-tale characters, wonderful transformations

Статья посвящена определению жанрово-стилевой специфике социально-бытовых сказок, основополагающие черты которых принципиально отличаются от сказок волшебных или сказок о животных. В научной литературе существует несколько названий данного вида сказок [1], [8], [9], [10], [13]. Разными исследователями они определяются, как сказки социально-бытовые, реалистические или новеллистические. Поче­му у этого типа сказок несколько названий и какое из них наиболее точное? Интересно отметить, что в случае социально-бытовых сказок все три наименования допустимы, но ни од­но из них не располагает точностью научного термина и может использоваться с некоторыми ограничениями и довольно условно. Во-первых, можно дать определение данному типа сказок – сказки реалистические – потому, что их основные персонажи не фантастические персонажи, а реальные люди. Однако, как это будет проанализировано далее, эти сказки весьма далеки от реализма. Эти сказки именуются новеллистические, поскольку они являются увлекательными и лаконичными рассказами. Но, конечно, это не новеллы, а сказочные повествования. Их можно назвать социально-бытовыми, поскольку тематика многих сказок социальная. Кроме того, бытовой фон находит в этих сказках определенную обрисовку, хотя описание быта не является их основной задачей. С нашей точки зрения наиболее приемлемое определение – социально-бытовые сказки, так как оно емко и содержит основные характеристики рассматриваемого вида сказок.

Социально-бытовые сказки имеют определенный набор сюжетов, образов, свои специфические композиционные, жанровые и художественные приемы.

Социально-бытовые сказки значительно отличаются от сказок волшебных. Волшебные сказки характеризуются наличием двух миров: реального мира и мира потустороннего, в который герой попадает в результате различных чудесных перипетий. В социально-бытовых сказках присутствует один мир, в котором с самого начала повествования живут сказочные герои. Бытовая обстановка подробно не описывается, дается лишь краткая ее характеристика, например: в одной деревне, жили в селении три брата, вот в одном приходе жил священник.

Еще одна важная особенность социально-бытовых сказок – это то, что повседневная обстановка, в которой происходят события, представляет собой важный исторический и культурологический материал. Благодаря этому социально-бытовые сказки тесно связаны с реальной действительностью. «Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, метко схваченных наблюдений, жизненных деталей» [11, c. 288]. Волшебные сказки не дают представления о том, что представляла собой солдатская служба, или как протекала жизнь в крестьянской среде. Социально-бытовые сказки нам эту возможность представляют. Так, в социально-бытовых сказках рассказывается о том, чем в бытовой обстановке занимались люди, какие у них были обычаи и традиции, какую одежду они носили по будням и праздникам, какую готовили еду. Кроме того, сказочные персонажи русских сказок принадлежат к разным социальным сословиям. Положительные герои социально-бытовых сказок – это бедный мужик, работник, старик, солдат, казак. Отрицательные персонажи – противники главных героев – это люди, относящиеся к привилегированным сословиям, такие как барин, купец, помещик, богатый мужик. Многие русские социально-бытовые сказки повествуют о социальной и классовой несправедливости, которая существовала в обществе.

Социально-бытовые сказки – это в первую очередь источник изучения мировоззрения представителей непривилегированных сословий населения и их жизненной философии. В большинстве случаев эти сказки оптимистичны: герой одерживает победу над своими антагонистами и противниками. Тем не менее, характер противостояниями между ними иной, чем в сказках волшебных. В волшебной сказке всегда побеждает справедливость. При этом мифологические и фантастические существа, такие как баба-яга, змей Горыныч, Кощей Бессмертный выступают в качестве неприятеля главного героя [2], [6], [7], [12].

В социально-бытовых сказках зло и несправедливость представлены теми людьми, которых герой встречает в своей повседневной жизни. В русских сказках – это чаще всего социальные оппоненты положительного персонажа. Отрицательные герои обладают властью, богатством, имеют всевозможные привилегии. Они сильны социально, но ничтожны по своей человеческой сути. Поэтому в соперничестве с ними приходится идти на хитрость и даже вероломство – в борьбе с ними герой использует все средства – и честные, и ложные.

Положительный герой социально ничтожен и стоит на низких ступенях социальной лестницы. Он часто беден, лишен наследства, внешне некрасив. Герой социально-бытовой сказки не идеализируется, в его поведении нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитер. Все эти качества и помогают ему победить в сложной ситуации.

Одной из специфических черт социально-бытовых сказок является отсутствие сверхъестественного. Законы природы в этом типе сказок часто не нарушаются. В волшебных сказках волшебный помощник или волшебное средство помогают герою добиться своей цели. Иногда в волшебных сказках волшебный помощник выполняет все трудные задачи вместо героя [9]. В социально-бытовых сказках волшебного средства часто нет, что служит отличительным их признаком от сказок волшебных. В социально-бытовых сказках мы обычно не наблюдаем ничего необычайно прекрасного или мистического, например, волшебных животных, духов, золотых дворцов, заколдованных принцесс и в целом всех тех характерных черт, которые определяют специфику волшебных сказок.

Однако чудесное и сверхъестественное в этих сказках есть, но оно является частью прозаичной и повседневной жизни и имеет юмористический характер. Так, во многих социально-бытовых сказках, таких как «Работник», «Мужик и черт», «Шурыпа» один из персонажей – черт. Однако этот черт не является ужасающим персонажем волшебной сказки. В социально-бытовых сказках черт боится злой жены мужика («Баба хуже черта»), его обманывают и используют в своих корыстных целях мужик с женой («Работник»). Все социально-бытовые сказки, в которых присутствует черт, очень близки к анекдоту. Например, в сказке «Мужик и черт» чрезвычайно строптивая жена мужика утонула и попала к черту в болото. Там она так напугала нечистую силу, что черт готов исполнить все просьбы мужика, только чтобы он забрал свою жену обратно. Мужик обещает помочь нечистому, но одурачивает его. В итоге мужик получает полцарства от государя, а черт остается со злой бабой в своем болоте. В сказке черт описывается со значительной долей внешней достоверности, реалистически точно так же, как и остальные ее персонажи.

Мужик хотел его сбросить, а шишко говорит: «Не спускай! Не спускай! Не спускай! Тут ле така злая жена поселила, меня всего окровянила, я лучше тебе помогу, будем вместе жить («Злая жена»).

В. П. Аникин в работе «Русская народная сказка» указывает на то, что сюжеты о злых женах, относятся к одним из самых древнейшим, они встречаются с конца XII века. Подобные сюжеты используются в поучительной литературе и были найдены в монастырях в текстах, которые предостерегают против женщин, представляющих собой вместилище зла [2].

Однако тон русских сказок абсолютно иной: женщины в них не представляют собой абсолютное зло. Сказки преподносят житейский урок. Они показывают, что случается со скандальными и строптивыми представителями женского пола и насмехаются над ними. В.П. Аникин в работе «Русское устное народное творчество» делает интересное замечание относительно социально-бытовых сказок: «Характернее другое: все, что говорится о супружеских изменах, рассказано с веселой издевкой и над обманом неверных жен, и над простотой одурачиваемых мужей [3, c. 478].

Можно привести целый ряд примеров социально-бытовых сказок, в которых сверхъестественные события преподносятся как вполне реалистические.

В социально-бытовых, как и в волшебных сказках, часто происходят различные трансформации и метаморфозы, которые носят юмористический или даже саркастический характер. В волшебных сказках, в отличие от бытовых, такие превращения драматичны и воспринимаются трагически, например, когда ведьма превращает девушку в птицу, а героя – в камень. В волшебных сказках сама окружающая обстановка нереальная, фантастическая и часто пугающая – темный лес, избушка бабы-яги, огненная река и тому подобное. В социально-бытовых сказках сверхъестественные превращения происходят на внешне привычном бытовом фоне. Так, в социально-бытовой сказке неверная жена превращает своего мужа в собаку и выгоняет из дома. Благодаря счастливому стечению обстоятельств мужик не только остается жив, но возвращает себе человеческий образ, добывает волшебное средство, приходит домой и превращает изменницу в козу. Можно было бы предположить, что таким будет окончание сказки. Жена наказана по заслугам. Однако доброму мужу становится жаль своей жены, и он снова превращает ее в человека. Жена просит прощения у мужа и супруги живут долго и счастливо («Диво»).

Все обстоятельства происходящего рассказываются реалистически, как будто такие перипетии и превращения – дело обычное и совсем не сверхъестественное.

В волшебных сказках практически не встречается повествование от первого лица. В социально-бытовых сказках этот прием заставляет читателя как бы стать соучастником происходящих действий. При этом сочетание чудесных превращений и обычной бытовой обстановки создает комизм ситуаций.

Социально-бытовые сказки называются часто реалистическими, потому что реалистичен стиль текста, способ трактовки и подачи сказочного материала. Однако сами события – сверхъестественные и в них невозможно поверить. Этим и определяется особое очарование социально-бытовых сказок, которые увлекают фантастическими событиями в обстановке, кажущейся обыденной.

Персонажи сказок также вполне реальны. Однако их поступки невозможны в реальной жизни, они иррациональны и выходят за рамки нашего понимания. Поэтому социально-бытовые сказки – это чудесные, волшебные, необыкновенные повествования, повествования о совершенно невозможном. События социально-бытовых сказок, такие как общение государя с Горшеней, проделки хитроумных воров, сделки с чертом несоизмеримы с действительностью. Кроме того, в сказках реальность как бы перевернута, превращена в абсурд.

Как уже говорилось выше, многие сюжеты социально-бытовых сказок юмористические. Они остроумны и радостны. Можно сказать, эти сказки носят терапевтический характер. Их цель – поднять настроение, помочь людям преодолеть жизненные невзгоды и трудности. Кроме того, русские социально-бытовые сказки – сатирические, они высмеивают человеческие пороки, осуждают социальное неравенство и социальную несправедливость. Многие социально-бытовые сказки похожи на анекдоты, в некоторых сюжетах грань между ними практически исчезает. Герои социально-бытовых сказок не совершают, за редким исключением, особых подвигов, лучшие их качества – находчивость, стойкость, честность, сострадание и трудолюбие. В некоторых сказочных сюжетах положительный герой выходит невредимым из самых безвыходных положений, потому что ему сопутствует удача. Но чаще он помогает себе сам – смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Социально-бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум и смелость человека.

1. Алексеева О.Б. Русские народные сказки. М., 1987.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 2006.
3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.
4. Аникин В.П. Сказки народов мира в 10 томах. М., 1987.
5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1986.
6. Егорова О.А. Специфика мифологической основы волшебного вымысла в сказках Британских островов//Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, М., № 1, 2014. с. 87-97.
7. Егорова О.А. Волшебные сказки о любви как одной из основных ценностей культуры//Молодежь в постиндустриальном обществе. Саратов, 2013. с. 90-93.
8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 2003.
9. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004.
10. Кравцов Н.И. Славянский фольклор. М., 2009.
11. Пропп В.Я. Русская сказка. М., 2000.
12. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 2007.
13. Шафранская Э.Ю. Устное народное творчество. М., 2008.

Источник

Что такое бытовая сказка? Примеры этого жанра в народном творчестве и литературе

Сказки любят все, особенно дети. Но этот литературный жанр не обязательно подразумевает захватывающее действие с волшебными превращениями, где славные герои побеждают мифических чудовищ при помощи удивительных артефактов. Многие из подобных историй основываются на событиях, которые вполне могли бы иметь место в реальной жизни. Это бытовые сказки. Они учат добру, высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, жестокость и прочие, часто содержат в себе ироническую основу и социальную подоплёку. Что такое бытовая сказка? Это поучительная история без особых сверхъестественных чудес, полезная детям, нередко заставляющая задуматься даже взрослых.

Что значит социально бытовая сказка

«Репка»

На данном примере легко понять, что такое бытовая сказка. Разумеется, упомянутая история содержит в себе некоторые фантастические факты. К примеру, репка не может вырасти такой огромной, а животные не настолько умны, чтобы выполнять подобную работу. Однако, если откинуть указанные подробности, мораль рассказа оказывается весьма полезной и способна пригодиться в реальной жизни.

Что значит социально бытовая сказка

Герои русских сказок

Особенности бытовых сказок в том, что чаще всего в них присутствует здоровая сатира. Наивное простодушие оказывается мудрей самой изощрённой хитрости, а находчивость и смекалка даёт отпор чванливости, тщеславию, высокомерию и жадности. Здесь пороки высмеиваются, невзирая на лица и ранги. В подобных историях нещадно бичуется глупость и леность всемогущих царей, жадность лицемерных попов.

Замечательным героем русских сказок часто оказывается Иванушка-дурачок. Это особенный персонаж, который всегда выходит победителем из всех, даже самых невероятных испытаний. Понять, что такое бытовая сказка, можно, вспомнив и других интересных и ярких героев, созданных фантазией русского народа. Ими являются хитрый мужик, способный обвести вокруг пальца всех своих обидчиков из числа жадных богачей, а также солдат, находчивость которого восхитит любого.

Что значит социально бытовая сказка

«Каша из топора»

Среди примеров бытовых сказок, в которых задействованы вышеупомянутые персонажи, можно назвать «Кашу из топора». Это совсем небольшая, но поучительная история о том, как легко и весело можно преодолеть жизненные трудности и невзгоды, если относиться ко всему с юмором и иметь подход к людям.

Находчивый солдат, придя на постой к скупой старухе, которая притворялась бедной, чтобы ничем не угощать гостя, решил пойти на хитрость, добиваясь своего. Он вызвался приготовить еду из топора. Движимая любопытством хозяйка дома, сама того не заметив, предоставила солдату все необходимые для готовки продукты и позволила унести с собой топор, который якобы ещё не доварился. Здесь симпатии всех читателей и слушателей, как правило, оказываются на стороне находчивого служивого. А заинтересованным лицам предоставляется шанс весело посмеяться над жадной старухой. Вот что такое бытовая сказка в её лучшем виде.

Литературные произведения

В сказочных жанрах творили и многое великие писатели. Ярким показателем тому являются сочинения гения XIX столетия Салтыкова-Щедрина. Подражая народному творчеству, автор присваивал персонажам определённый социальный статус, чем доносил до читателей свои политические идеи.

Что значит социально бытовая сказка

Анекдоты

Примерами бытовых сказок оказываются также анекдоты. Отношение к такого рода фольклору, конечно, далеко не у всех однозначно. Но в этом колоритном жанре ярко выражается народная самобытность, понятие о нравственности и различные перипетии общественных отношений. К тому же, эта форма творчества всегда актуальна и постоянно развивается.

Согласно данным современной фольклористики, бытовые анекдоты в разных местностях обладают своими характерными чертами и особенностями, что представляет интерес для научного изучения. Это касается и общих закономерностей формирования и развития данного жанра, которые стали темой для исследования и изложения во многих учёных трудах и диссертациях. Во все времена анекдот оказывался для народа прекрасным способом ответить на произвол властей, на явления и события, противоречащие его понятиям о справедливости и этики.

Что значит социально бытовая сказка

Другие формы жанра

Нетрудно понять: чем бытовая сказка отличается от волшебной. Конечно, истории о колдунах и фантастических приключениях всегда интересны и находят своих поклонников. Но ёмкие, остроумные рассказы, раскрывающие всю глубину общественных и человеческих отношений, просто не могут оказаться неактуальными. Среди других разновидностей жанра бытовой сказки можно назвать загадки и насмешки. Первое из них представляет собой иносказательное описание некоего объекта или события и задаётся в форме вопроса. А второе – явно сатирическое короткое произведение, которое особенно даёт повод повеселиться над пороками недостойных людей. Существуют также докучные сказки. Это очень интересный жанр. В подобных рассказах намеренно повторяется определённый набор слов, нет как такового сюжета, потому что действие по сути развивается по замкнутому кругу. Ярким и известным примером подобной истории может служить «Сказка про белого бычка».

Все вышеперечисленные произведения составляют сокровищницу народного фольклора, кладезь его мудрости, искромётного юмора, пронесённого сквозь века.

Источник

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

Что значит социально бытовая сказка Крестникова Марина
Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность. Популярность этого жанра у детей объясняется её характерными особенностями.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:

социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»,

сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»,

волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно,ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказкавсем своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев,мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как в „Сказке о Ерше Ершовиче«, „Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд», отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка», и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня«, „Елевы шишки», царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной» царь показан уже таким же,как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок.

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

И в этом глубокий смысл таких сказок.

Конечно, героями таких сказок, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».

У русского народа очень много сказок, не раз выпускались сборники сказок русских.

Привести весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки,например: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».

Во всех сказках веселая шутка, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам.

Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Бытовая (сатирическая) сказка наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто,четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

Бытовым сказкам присуще подробное, реалистическое описание общества, одежды героев, обычаев. В сказках народ разоблачал паразитов-помещиков, порочных монахов, тупых и хищных чиновников. Народная смекалка, наблюдательность и остроумие нашли свое выражение в многочисленных пословицах и поговорках.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В. П. Аникин – М. : Просвещение, 1977 – 430с.

3. Никифоров А. И. Сказка, её бытование и носители/А. И. Никифоров – М. : Просвещение, 1930 – 105с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В. Я. Пропп – Л. : Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В. Я.

7. Пропп – Л. : Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки). Изд. : Лабиринт-К, 2006-336с

Консультация «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через русские народные песни и танцы» Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста,через русские народные песни и танцы,с использованием регионального компонента.

Планирование деятельности на неделю по теме «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей» Планирование деятельности на неделю по теме: «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей». Вовлекая ребенка в яркий мир.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки». Познавательный, творческий. Участники проекта: дети 3-4 лет, воспитатель, родители воспитанников. Объект:.

Что значит социально бытовая сказкаРазвлечение для детей младшего дошкольного возраста «Русские народные игры и потешки» Видео Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Русские народные игры и потешки» Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, здороваются.

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи.

Сценарий зимнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Русские народные игры» Сценарий зимнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Русские народные игры» Сценарий зимнего развлечения для детей среднего.

Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ» Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *