Что значит социальная природа человека
Социальная природа человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.
Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.
Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.
Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.
Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.
Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.
Социализация человека и становление его личности
Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.
Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:
Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.
Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.
Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):
Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.
Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.
Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.
Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.
Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.
Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.
Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.
Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.
Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.
Социальная природа человека
Описание социальной природы человека начнём с определения личности и общества.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.
Инстинктом называется врожденная способность совершать известные действия, полезные для индивида или целого животного вида. Инстинкты образуются в результате длинного процесса приспособления животных к окружающей их среде. В основе их образования лежит передача по наследству известных особенностей физической и психической организации животного, а потому инстинкты отличаются необычайной устойчивостью.
В жизни людей, особенно культурных, инстинкты играют сравнительно незначительную роль. Тем не менее, и здесь с ними приходится серьезно считаться. Само общение людей покоится в значительной степени на безотчетном инстинктивном стремлении. В развитии человеческих обществ аналогичную с инстинктами роль играет еще другой консервативный фактор: культурная традиция. Так называются нравы и воззрения, закрепившиеся в известном обществе путем передачи из поколения в поколение. Такие традиционные нравы и привычные воззрения также имеют тенденцию закреплять то, что оказывается полезным для данного общества людей. Но, если традиция слишком долго держится, то она может оказаться вредной, так как продолжает охранять нравы и воззрения, которые уже перестали соответствовать изменившимся обстоятельствам. При этом сила сопротивления традиции всяким нововведениям может оказаться весьма значительною. – Однако, традиция легче поддается изменениям, нежели инстинкт. Это объясняется тем, что традиция представляет собою не результат биологической наследственности, но результат долговременной передачи воззрений путем воспитания, поддержания, вообще путем психического воздействия окружающей социальной среды.