Что значит социальная политика
Социальная политика
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) [1]
Содержание
Субъекты проведения социальной политики
Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.
Государственная социальная политика
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Формы реализации социальной политики
Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм — оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно — имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.
Стратегия и приоритеты социальной политики
Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
К задачам социальной политики относятся:
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Правовое обеспечение социальной политики России
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Социальная политика и её сущность
Суть социальной политики
Согласно Конституции, Россия представляет собой социальное государство, политика которого сконцентрирована на создании благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития человека. Важными критериями для оценки степени социальности государства является соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, которая ориентирована на реально возможных инвестициях в человека; обеспечение стандартов достойной жизни для всех граждан страны; адресная поддержка наиболее уязвимых слоёв населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех возможных уровнях государственной власти; соблюдение прав и гарантий, которые представляются как реализующие систему социального партнёрства в роли ключевого механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий которые ориентированы на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, а также на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и юридических традиций.
Суть экономического развития заключается в формировании человеческого капитала, который соответствует требованиям современного технического и технологического обеспечения, а также уровню благосостояния общества и каждого индивида, что позволит сформировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал в качестве генератора инновационной деятельности.
Одним из ключевых направлений развития является создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала: обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры. Кроме этого необходимо создание высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья, формирование трудовых и предпринимательских ценностей. Также данное направление предполагает улучшение качества окружающей среды и экологии для жизни человека, в том числе снижение природоёмкости экономики, вне зависимости от увеличения масштабов экономической деятельности.
Данные задачи решаются посредством реализации эффективной и адекватной социальной политики.
Суть социальной политики заключается в стратегии и тактической деятельности государства и государственных органов, которая направлена на удовлетворение материальных и культурных потребностей, на оказание нужной поддержки, в первую очередь, тем, кто особенно в этом нуждается, а также в осуществлении принципов справедливости и адресности.
Влияние социальной политики на различные сферы жизни
Социальная политика оказывает серьёзное влияние на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику роста ВПП, движение общества к прогрессу. Надо отметить, что именно хорошо развитая система образования, культуры и здравоохранения и пр. даёт государству в целом толчок к развитию производства, в силу того, что эти факторы имеют огромное влияние на людей, которые являются основной движущей силой производства.
Работа пенсионной системы государства является хорошим примером обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на экономику.
Надо сказать, что государство вместе с работодателями тратит огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Это можно рассматривать в качестве социальной меры, которая не имеет отношения к экономической составляющей: пенсионер является безработным, он не производит продукцию, не принимает участие в создании и наращивании ВВП и пр. Однако с другой стороны, речь идёт о социальной справедливости, в случае, когда пенсионная реформа сыграла свою роль в данном процессе и, если размер пенсии прямо зависим от результатов и производительности труда и развития производства в целом.
Подобная взаимосвязь наблюдается между экономической эффективностью и решением проблем занятости населения, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования. Мировой опыт государственного управления выделяет две модели реализации социальной политики:
Сакрально-патерналистская подразумевает полную ответственность государства за социальную сферу в целом, она характеризуется абсолютным исключением форм участия граждан.
Либеральная делится на три варианта: социал-демократический, корпоративный и собственно либеральный.
Классификация социальной политики представлена ниже в таблице со своими специфическими признаками.
Признак социальной политики | Вид социальной политики |
Уровень разработки и реализации | Действенная, результативная, прагматичная, реализованная в полной мере, понятная населению/нереальная, «бумажная, нереализованная, отвергаемая населением |
Мероприятия, которые предусматривает социальная политика, чаще всего направлены на решение организационных, правовых, социальных, экономических, финансовых, экологических, демографических и социокультурных проблем.
Государственная политика в отношении социальной сферы, напрямую связана с реализацией программ по занятости, помощи отдельным социальным группам, обеспечении свободного доступа граждан к социальной сфере и социальному страхованию. Каждый гражданин все зависимости от своего социального положения должен иметь доступ к образованию, культуре и здравоохранению.
Уровень жизни населения страны прямо указывает на эффективность социальной политики государства.
Эффективная социальная политика представляет собой важнейший элемент регулирования рыночной экономики. Наиболее эффективная социальная политика, которая проводится достаточно активно, в странах Западной Европы, где удельный вес расходов государственного бюджета составляет примерно 60-75% и даже больше. Для Японии и США этот показатель составляет 45-55%.
Инструменты государственной социальной политики
Самыми важными инструментами социальной политики государства являются: социальное законодательство; система государственных стандартов, здесь подразумеваются социальные нормативы и нормы. К методам разработки и реализации социальной политики относятся социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование.
Социальное целеполагание – это разработка и закрепление на практике государственного управления целевых социальных ориентиров.
В сущности, социальное целеполагание заключается в формировании показателей установленного плана развития социальной сферы государства на конкретный период времени. В результате социального целеполагания на долгосрочную перспективу разрабатывается долгосрочная стратегия социального развития. Среднесрочная перспектива предполагает разработку целевых социальных нормативов дохода и потребления. Сюда включены уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан собственным жильём и т.п. Краткосрочная перспектива предполагает разработку экономически обоснованного, гарантированного государством уровня социального продвижения.
Социальное прогнозирование – это деятельность государства, направленная на разработку прогнозов социально-экономического развития страны.
Целью прогноза может быть демографическая ситуация в стране, здесь и уровень рождаемости, смертности, а также численность и половозрастная структура населения страны. Кроме этого целью может выступать состояние миграционных процессов, уровень безработицы, дохода на душу населения и т.д.
Важно понимать, что существует тесная связь между экономическим и социальным прогнозированием. Социальное прогнозирование бывает отраслевым, что касательно здравоохранения, демографии и культуры, а также территориальным, к примеру, иметь федеральный уровень и региональный.
В качестве продукта деятельности государства по социальному планированию могут выступать минимальные государственные и социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития и пр. Социальное программирование является фундаментом государственного социального планирования. Оно выражается в разработке государственных целевых программ.
Главным инструментом реализации государственной социальной политики выступает социальная защита населения, которая в российских реалиях представляет собой совокупность гарантированных государственных мер, сконцентрированных на минимизации воздействия факторов, снижающих качество жизни граждан.
Это является в том числе и защитой граждан от возможных нарушений прав и свобод личности, а также от административного произвола и преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство индивида.
В соответствии с положением о социальной защите населения в Международной организации труда, она включает в себя следующие меры:
В систему социальной защиты входит обязательное социальное страхование, социальная помощь, пенсионное обеспечение, система государственных пособий.
В качестве основного источника финансирования выступает государство, оно же выполняет функции главного регулятора отношений в системе социальной защиты.
На сегодняшний день в РФ финансирование сфер социальной сферы осуществляется по остаточному принципу. Это отбрасывает страну в развитии от большинства восточноевропейских государств, поскольку, как уже говорилось выше, эффективная социальная политика является важнейшим определяющим фактором в развитии производства и всего государства в целом.
Discovered
О финансах и не только…
Социальная политика государства
Сущность и цели социальной политики государства. Направления и стратегии социальной политики
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.
Социальная политика – это система конкретных мер и мероприятий государства, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала и на этой основе – повышение эффективности функционирования экономики страны.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий, в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Главное назначение социальной политики – полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Государственная социальная политика направлена на достижение следующих целей:
Цели социальной политики по срокам:
Основные задачи социальной политики государства:
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые может направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Значимость социальной политики определяется влиянием:
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
Основные объекты социально-экономической политики:
Социальная политика обладает рядом функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
С помощью данных функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными направлениями проведения социальной политики являются:
Методы влияния государства на развитие социальной сферы:
Современные модели социальной политики:
Тенденции в развитии системы социальной политики. Роль государства в формировании системы социального партнерства
В основе типизации социальной политики может лежать состояние общества как целостной социально-экономической системы. В соответствии с этим критерием Б. Ракитский выделяет следующие типы социальной политики:
Социально устойчивые общества характеризуются плавной динамикой экономического и социального развития. Примером являются развитые страны последней трети XX в. Рост производительности труда на основе научно-технического прогресса обеспечил в них стабильные темпы экономического роста и повышение жизненного уровня населения, а макроэкономическая стабильность и сильная социальная политика в конечном итоге позволили в известной степени гармонизировать экономические интересы индивидов, их групп и государства.
В экономической системе, находящейся в состоянии кризиса, накапливаются и обостряются социально-экономические дисбалансы во всех сферах жизнедеятельности. Усиливаются противоречия экономических интересов субъектов и уменьшаются возможности восстановления баланса вследствие сужения ресурсной базы проведения социальной политики. В то же время нарастает критическая масса негативного отношения к существующему экономическому и социальному положению. Пути выхода из сложившейся ситуации заключаются в проведении адекватной политики, направленной на улучшение ситуации в экономической, социальной, политической и идеологической сферах. Это реализация антикризисных программ на основе сдерживающей фискальной политики в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой, разработка и осуществление мер по повышению мотивации к труду, социальной защите наиболее слабых слоев населения, уступки политического характера вместе с идеологическими усилиями и др.
Социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций, — это, по сути, политика в системах тоталитарного характера, где отсутствует реальная многосубъектность и самостоятельность. Единственным видом социальной политики становится государственная, которая носит деформированный характер из-за жесткого давления государства на формы протекания всех социально-экономических процессов.
И, наконец, социальная политика переходного периода. Она формируется в условиях, когда одновременно сосуществуют отношения, сложившиеся в старой системе, и отношения уже новой общественно-экономической системы. Ей, как и всей системе в целом, присуща изменчивость, нестабильность, многовариантность последствий и результатов.
На основе типизации социальной политики выделяют ее различные модели. Здесь существует множественность вариантов и точек зрения.
Комиссия Евросоюза выделяет две основные модели социальной политики — бисмарковскую (по имени ее родоначальника Бисмарка) и бевериджскую.
Основной принцип бисмарковской модели — упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают в страховые кассы (фонды) определенные суммы, так называемые страховые взносы, размер которых определяется и ограничивается в ходе заключения коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Ответственность за сохранение средств несут правления касс, они же и осуществляют социальные выплаты. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.
Бевериджская модель социальной политики основана на принципе национальной солидарности и предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). В странах с данной моделью социальной политики существует обязательное страхование по болезни, а пенсионные системы предполагают наличие «социальных» пенсий, размер которых не зависит от прошлых трудовых отчислений бывшего работника. В этой системе средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета, а в странах, выбравших такую модель социальной политики (Великобритания, Швеция), отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни.
Бисмарковская и бевериджская модели имеют различные вариации. Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная модели.
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся:
Регулирование доходов населения
Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов – уменьшение резкой дифференциации по уровню доходов и капиталу.
Принципы распределения доходов в обществе:
В жизни все эти принципы обычно сочетаются. Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием ответа на вопрос:
«Какое распределение доходов считать правильным?»
Элементы механизма распределения и перераспределения доходов:
Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы. Понятие «дохода» шире понятия «заработной платы», поскольку доход может содержать и другие денежные и натуральные поступления.
Виды доходов:
Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансферты (социальные платежи). Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Если в доходах преобладает заработная плата, это стимулирует трудовую активность людей, инициативу, предприимчивость. Если повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее к труду, заражаются иждивенчеством. Поэтому размеры государственной помощи должны быть взвешенными.
Государственное регулирование уровня и качества жизни населения
Уровень и качество жизни – интегрированные показатели социально-экономического развития страны. Для определения уровня жизни в разных странах используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который предложен ООН в 1990 г.
При расчете ИРЧП во внимание принимаются:
Низким считается индекс меньше 0,5, высоким – 0,9–1. По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал.
Уровень жизни населения – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей (количество автомобилей, квадратных метров жилья, торговых площадей, телефонов, компьютеров, набор продуктовой корзины и т.п.).
Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения.
Инструменты социальной политики:
Система социальной защиты населения
Социальная защита – это:
Основные элементы системы социальной защиты:
Социальная защита населения – одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения членов общества. Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
Основные принципы социальной защиты:
Система социальной защиты – комплекс законодательных актов, мероприятий и организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя следующие структурные элементы:
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой. Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи (старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, безработные, наркоманы, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.). Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты, а также это общественные и благотворительные организации, общества милосердия (типа Красного Креста и Красного Полумесяца). Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ею профессионально (т.е. люди, имеющие соответствующее образование и диплом) или на общественных началах в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня супружества и, в конечном итоге, рождаемости).