Что значит социальная маршрутка
«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Социальные маршруты — доказываем их неэффективность
Mar 10, 2020 · 5 min read
Последняя волна “улучшений” связана с реформой здравоохранения и образования, когда несколько школ или поликлиник объединили в один филиал, распределив их посетителей и функции между зданиями. Если для школ это не столь критично, поскольку после объединения они остались в границах одного района, то расстояния между филиалами больниц и поликлиник могут быть очень большими. Мы отметили все филиалы поликлиники №115, у которой расстояние между главным корпусом и её подразделением составляет 7 километров. Пациенту придется ехать с пересадками или вызывать такси.
Что делать в такой ситуации если вы работаете в мэрии?
Чтобы уменьшить негодование жителей из-за необходимости ездить в разные корпуса поликлиник и больниц, мэрия Москвы решает запустить между ними наземный транспорт (один заммэра Анастасия Ракова просит другого заммэра Максима Ликсутова об организации таких маршрутов, а отказать он не может). Подобным образом создается большинство социальных маршрутов в городе: берутся все социальные объекты района и соединяются одним маршрутом, из которого получается “кракозябра” длиной в десятки километров и парой часов в одну сторону.
Например, на прошлой неделе в Москве запустили новый социальный маршрут П58, который должен связать два отдаленных друг от друга филиала городской поликлиники №58. Помимо ужасной трассы он получил новое обозначение “П” в нумерации, которое только путает пассажиров.
Вы начальник филиала «Мосготранса» — что делать вам?
Дефицит водителей в несколько тысяч человек из-за плохих условий труда и дефицит техники из-за плохого обслуживания вынуждает руководство «Мосготранса» раскидывать автобусы по большому количеству маршрутов в ущерб для наиболее загруженных направлений. Одна из причин — протяженность и запутанность социальных маршрутов, на обслуживание которых требуется больше техники. Следовательно, руководство принимает такое решение, по которому маршрут обслуживается минимальным числом подвижного состава и огромными в интервалами в расписании (раз в 30–50 минут).
А что же делают пассажиры?
Из-за больших временных затрат на поездки на социальных маршрутах пассажиры отказываются от их использования. Время поездки, которое складывается из времени ожидания (в среднем 20 минут) и времени самой поездки (в среднем 40 минут) в итоге превышает адекватное время, которое пассажиры готовы тратить на поездку по такому маршруту. Как результат — снижение числа пассажиров на маршруте и его сильная убыточность для города.
В настоящее время специальных социальных маршрутов в Москве около 20, они изначально создавались для того, чтобы связывать различные объекты социального назначения (больницы, школы, МФЦ и прочее), но помимо этого есть огромное количество старых маршрутов, которые когда-то давно подвозили жителей спальных районов на предприятия, но после их закрытия данные маршруты постепенно пришли в упадок и перестали быть популярными. Это закономерно повлекло за собой возникновение всех тех проблем о которых мы сказали ранее. Например, такая ситуация наблюдается на Каширском шоссе, где большое количество маршрутов едет из разных микрорайонов Орехова-Борисова в центр, но их интервал составляет колеблется от 20 до 50 минут.
Эксперимент
В Москве есть маршрут номер 85, следующий от метро “Тимирязевская” до Капельского переулка. Хотя он и не имеет приставки “С” в номере, но сочетает основные качества “розовых” автобусных маршрутов: медленный, петляющий и редкоходящий. Как и многие другие он был продлен к очередным выборам с целью обеспечить удобную связь между двумя филиалами местной поликлиники, но это дало закономерный обратный эффект.
Расстояние между ними и правда значительное — почти 3 километра или полчаса пешком. Проблема в том, что добираться на автобусе придется еще дольше — около часа.
И у меня и других активистов всегда была гипотеза о том, что таким “подарком” властей никто не пользуется по назначению. В реальной жизни пациенты не будут тратить час на то, чтобы доехать на 85 автобусе, когда есть другие маршруты или можно дойти пешком.
За весь день ни один пассажир не использовал маршрут №85 для проезда между двумя филиалами одной поликлиники
Пример: в рейсе автобуса 85 отправлением в 12:15 от остановки 2-й Гончаровский переулок в салоне автобуса находилось 13 человек, восемь из которых доехали до ближайшей станции метро “Тимирязевская”, другие трое вышли в районе улицы Милашенкова, а оставшиеся 2 пассажира доехали до Ботанической улицы и вышли на ней.
Получается, в разгар рабочего дня (2 марта 2020 года, вторник), в часы работы поликлиники данным маршрутом не пользуются для того, чтобы добраться из одного филиала в другой, он преимущественно возит воздух или случайных пассажиров. На остальном участке пути ситуация не меняется: от Ботанической улицы до ВДНХ автобус едет петлями, поэтому для того, чтобы доехать до метро пассажиры выберут электробус т73 или другие частоходящие маршруты, например, до метро “Марьина роща”.
Выводы и заключение
Социальные маршруты Москвы в очередной раз доказывают свою неэффективность. На их обслуживание тратится определенное количество автобусов, которые можно было бы пустить на более загруженные направления, либо же “спрямить” их нынешние трассы, тем самым увеличить пассажиропоток и популярность подобных маршрутов.
Помимо этого московским властям нужно перестать позволять изменение маршрутов транспорта в городе ради нескольких десятков голосов на выборах для определенных кандидатов, отдав эту работу специалистам, которые будут способны анализировать пассажиропотоки и предлагать реально эффективные и удобные пассажирские маршруты.
В крайнем случае, при реальной необходимости беспересадочной связи между несколькими филиалами нескольких государственных учреждений у Москвы есть все возможности для дальнейшего развития уже существующего социального такси, которое может целиком заменить петляющие и медленные маршруты автобуса.
Новая маршрутная сеть «Магистраль»: отвечаем на вопросы
В целом — чтобы общественный транспорт Москвы лучше отвечал запросам пассажиров. Конкретно эта сеть маршрутов — чтобы пассажирам было легче перемещаться в центре.
Мы хотим, чтобы пассажирам было удобно совершать повседневные поездки по Москве, полностью полагаясь на наземный общественный транспорт. Например, чтобы можно было приехать из своего района в центр по делам, переместиться в другую часть центра, чтобы встретиться с друзьями в кафе, потом вернуться домой — и всё это с помощью наземного транспорта.
Для этого транспорт должен ходить быстро и часто, быть вместительным и удобным и главное — ездить там, где нужно пассажирам. Запуск маршрутной сети «Магистраль» — один из шагов на пути к этой цели.
Чтобы транспорт в центре стал удобнее, мы запускаем три типа маршрутов: магистральные, районные и социальные.
Магистральные маршруты основные и самые длинные. Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например, Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семёновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Интервал движения — 5 – 10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.
Районные маршруты более короткие: они соединяют районы с центром. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения — 10 – 15 минут.
Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров «Мои документы», поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Интервал движения — до 30 минут.
Ещё изменился подход к графику движения: транспорт переходит на тактовое расписание. Пассажиры будут знать, например, что в пиковое время магистральный автобус с Тверской улицы на Ленинский проспект ходит каждые восемь минут. И если человек пришёл на остановку, а перед ним закрылась дверь автобуса, то через восемь минут приедет следующий.
Что стало с маршрутами?
Популярные маршруты в центре мы сделали магистральными и выпрямили их, чтобы повысить скорость движения и сократить интервалы. Например, троллейбус 62 от «Ударника» по Ленинскому проспекту теперь называется м4, это магистральный маршрут с интервалом движения каждые четыре минуты.
Параллельно мы улучшаем схемы движения автомобилей и наземного транспорта, чтобы они не мешали друг другу.
В районе Долгоруковской и Баррикадной улиц теперь есть сквозное движение через Садовое кольцо. Раньше автобусы теряли 15 – 20 минут, чтобы выехать на Садовое, развернуться, проехать обратно и продолжить движение по маршруту. Теперь этот объезд не нужен, автобусы проходят прямо.
А что с ночными маршрутами?
Ночные маршруты тоже немного изменятся. н1, н2, н3, н4, н5 и н6 будут объединены единым пересадочным узлом на Славянской площади, около станции метро «Китай-город». Ночью эти маршруты будут съезжаться на Славянскую площадь, чтобы припозднившиеся пассажиры могли пересесть между ними и отправиться на другой конец города. Интервалы движения останутся прежними — 30 минут. Остальные круглосуточные маршруты останутся без изменений.
Со старыми понятно. А есть ли новые маршруты?
Один из новых маршрутов — автобус А от площади трёх вокзалов до Лужников. Теперь с вокзалов легко попасть в центр, проехать по бульварам и выехать на Комсомольский проспект. А на «Сапсан» можно поехать на автобусе.
Но А — не совсем новый маршрут. Ещё с начала XX века в Москве был трамвайный маршрут А, который курсировал по Бульварному кольцу. Маршрут многократно менялся, переносился и сокращался вплоть до 1991 года, когда его закрыли. В 1997 году маршрут восстановили по восточной части Бульварного кольца — от Калужской до Чистых прудов. Этот трамвайный маршрут москвичи называют «Аннушкой». Новый магистральный автобусный маршрут А идёт по западной части Бульварного кольца, продолжая традиции исторического маршрута прошлого века.
Другой пример — маршрут м1, который соединяет Ленинский и Ленинградский проспекты через центр. Можно сесть на Тверской и через 15 минут оказаться возле Парка Горького или поехать дальше по Ленинскому проспекту и выйти у Нескучного сада.
Раньше с севера по Цветному бульвару можно было добраться только до Трубной площади, дальше маршрут прерывался. Если нужно было доехать до Театральной или Лубянки, приходилось спускаться в метро. Теперь есть маршрут 38: — от Рижской до Неглинной, Большого театра, Лубянки и Китай-города без пересадок.
Наконец, мы восстановили движение транспорта по Большой Никитской — смотрите маршрут м6 от Нагатинской до Полежаевской. Некоторые маршруты, которые запускаются сейчас, не ходили в Москве с 1990-х годов.
Как разобраться в новой нумерации маршрутов?
Ближайшие несколько месяцев транспорт по маршрутам будет ходить с двумя номерами— новым и старым.
Специально для проекта мы создали новые остановочные флажки, карты и трафареты на автобусе. Первое время на трафаретах будут и старые, и новые номера маршрутов. На каждой остановке в центре есть схема движения со всеми остановками.
А почему новые маршруты быстрее?
Две причины: на маршрутах больше автобусов, а сами маршруты распрямились и почти полностью перешли на выделенные полосы.
Больше автобусов — значит, интервал движения короче, на остановках ждать меньше. Средний интервал движения по всей сети — 8 минут.
Благодаря выделенным полосам автобусы и троллейбусы идут быстрее. А так как у маршрутов больше нет неудобных объездных петель, пассажиры могут быстрее добраться до нужной остановки. Например, по центральному коридору вокруг Кремля автобусы уже сейчас будут ходить по выделенной полосе. Раньше из-за одностороннего движения в поездке вокруг Кремля можно было потерять до получаса.
А остановки тоже новые?
Некоторые — да. Мы устанавливаем 24 новые остановки в центре Москвы, 12 из которых расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 90-х годов.
Также мы будем постепенно заменять старые остановки на новые, более удобные.
А почему именно наземный транспорт, а не метро?
Метро отлично работает на дальних расстояниях. Если вам нужно с Юго-Западной на Речной вокзал, то метро — самый быстрый способ добраться. Временем пересадок, спуска и подъема можно пренебречь.
Но на коротких дистанциях метро не так удобно: спуск, пересадки и подъем могут занять больше половины времени пути. Автобус или троллейбус идут медленнее, чем метро, но на коротких дистанциях вы будете доезжать быстрее и с меньшими усилиями.
Другая проблема метро в центре Москвы — станции стоят слишком далеко друг от друга. Среднее расстояние между нашими станциями метро — 1600 метров. В центре очень много мест, дорога от метро до которых занимает 15-20 минут пешком. По меркам современных транспортных систем это долго.
Для сравнения, в Париже среднее расстояние между станциями в центре — 400 метров. И всё равно в центре Парижа работает развитая сеть общественного транспорта.
На схеме синим отмечено расстояние, которое человек может пройти пешком за пять минут от метро. Всё серое требует 10-20 минут ходьбы:
Сеть «Магистраль» будет решать эту проблему за счет того, что остановки встречаются на пути чаще, чем станции метро, к тому же — по обеим сторонам движения. Не нужно далеко идти пешком — просто выходите на нужной остановке.
Наконец, из окна автобуса или троллейбуса можно рассматривать достопримечательности. Вы оцените это весной, когда дни будут длиннее, а на Тверской распустятся деревья.
Какие автобусы будут ходить?
На новые маршруты сети «Магистраль» мы закупили 103 новых автобуса. Это удобные современные автобусы с мягкими сидениями и кондиционерами.
Так же, как и раньше: приходите на остановку, проверяете маршруты по схеме, ждете 5-10 минут и садитесь в автобус или троллейбус нужного маршрута. В нем действуют все те же проездные документы, что и в других видах наземного транспорта, в том числе карты «Тройка».
Основной пересадочный узел магистральных маршрутов — Лубянка. Это значит, что вы сможете доехать практически в любой район Москвы или любую часть центра с одной пересадкой на Лубянке.
Почему спроектировали именно такие маршруты?
Рабочая группа «Московского транспорта» руководствовалась тремя критериями:
1. Высокий пассажиропоток и плотность. Маршруты должны проходить там, где они нужны людям острее всего: в густонаселенных районах и деловом центре.
2. Пешеходная доступность. Остановки должны быть в пешей доступности от большого количества торговых, культурных и деловых центров. Люди, которые работают в этом районе, должны иметь возможность пройти до остановки пешком.
3. Линейность и симметрия. Маршруты должны идти насколько возможно прямо, без петель и отклонений. А остановки должны стоять по обе стороны дороги, с возможностью перейти дорогу где-то неподалеку.
Кто был в рабочей группе?
Чтобы спроектировать эти маршруты, мы собрали всех, кто занимается транспортом в Москве: представителей ведомств, префектур, институтов градостроительства, активистов, блогеров и экспертов-урбанистов, а еще пригласили международных экспертов с опытом проектирования маршрутных сетей наземного транспорта.
Почему меня не спросили?
На самом деле вас спросили и вы ответили — но не словами, а делом.
Маршруты спроектировали специалисты, но основу для каждого решения предоставили сами пассажиры: то, сколько и как люди ездят по Москве было главным критерием, по которому мы ориентировались.
Мы собрали терабайт данных об использовании наземного транспорта Москвы:
статистику посадок и высадок, частоту и скорость движения, нагрузку на дороги и пересадочные узлы. С помощью сотовых данных мы получили точную картину движения каждого автобуса и человека в центре Москвы. Всего мы собирали данные из 30 источников.
В октябре 2016 года мы запускаем первую очередь маршрутов. Постепенно появятся новые маршруты, новые остановки и новые автобусы. Последняя очередь сети «Магистраль» будет запущена в 2017 году. Постепенно вместе с маршрутами мы усовершенствуем дорожную разметку и запустим выделенные полосы там, где они помогут движению.
Мы рассчитываем, что к 2017 году больше людей начнут пользоваться наземным транспортом, а сам наземный транспорт станет надежным и простым: автобусы и троллейбусы будут ходить с предсказуемым интервалом в 5-10 минут, маршруты будут удобными, а в самих автобусах и троллейбусах будет комфортно.
Мы измеряем эффективность изменений по изохронам — графикам, которые показывают, как далеко можно уехать из заданной точки за 30 минут:
В Москве изменилась система движения общественного транспорта. Ее уже критикуют жители
В Центральном и Южном округах Москвы с 20 ноября радикально меняется система движения наземного общественного транспорта. Оптимизация затронула свыше 200 маршрутов. В «Московском транспорте» необходимость нововведений объяснили появлением новых районов и станций метро, а также запутанностью старых маршрутов. Москвичи, в свою очередь, массово выражают недовольство изменениями в сети.
В ходе преобразований некоторые маршруты наземного транспорта в ЦАО и ЮАО были скорректированы, те из них, что дублировали друг друга, объединены, а наименее загруженные — ликвидированы. При этом в местах, где пассажиропоток очень высок, были запущены магистральные маршруты с короткими интервалами. Появилось 90 новых остановок, у 130 изменились названия. Как обещают ведомства, нововведения позволят на 30–40% сократить для пассажиров время в пути.
Кроме того, радикально изменился принцип нумеризации маршрутов. Экспрессы и магистральные маршруты теперь обозначаются буквами «е» и «м». Причем маршруты м1–м9 теперь являются «диаметральными» (из центра на них можно добраться до окраины). Маршруты 100–999 считаются районными, а с100–с900 — социальными (ходят до поликлиник и школ).
Вдобавок, теперь по номеру маршрута можно определить интервалы движения. Автобусы 1–99 ходят с интервалом до 10 минут с 7:00 до 21:00, у районных автобусов 100-999 интервал движения в тот же период дня не превышает 20 минут. Социальные автобусы с100-с999 работают по особому расписанию, и иногда не ходят по выходным дням и в поздние часы.
Как отметили в Минтрансе, новая нумерация разработана на основе международного опыта.
«Если вы давно живете в районе, то уже запомнили номера нужных маршрутов. Если вы оказываетесь в другой части города, номера перестают о чем-либо говорить, в них нет логики. Чтобы сориентироваться, нужно заходить в интернет или спрашивать других пассажиров», – считают в ведомстве.
Реакция жителей
Судя по комментариям в интернете, реакция москвичей на нововведения крайне далека от восторженной. Под записями на странице «Московского транспорта» во «Вконтакте» жители города массово жалуются на низкую информированность пассажиров о готовящихся изменениях, «петляющие» новые маршруты, удаленность остановок от метро и на увеличение интервалов движения автобусов. Также люди сообщают о возникновении «мертвых зон», куда теперь не заезжает общественный транспорт и о необходимости добираться с несколькими пересадками до мест, куда раньше можно было доехать на одном автобусе.
«Подготовка пассажиров к этой новой «магистрали» просто ужасная, на нулевом уровне, за такую организацию об оповещении пассажиров на остановках, Ликсутову [руководитель Дептранса] должно быть стыдно, очень стыдно! Например, в моем округе об изменениях таких маршрутов как Е70, М79, о новом м78, о с710, с799 ну вообще ни грамма никакой информации», — пишет житель Москвы Иван Большухин.
«Из того, что я пользовал, т1, т8, 39, 671, 675, 118, 249 отменили, 147 порезали, притом дважды. Пересадок стало еще больше, чем раньше — только неудобно сделали», — отмечает пользователь с ником User User.
«У меня автобус на 5 остановок прибавил еще. Я и так ехала минут 40, теперь вообще еще дольше ехать. Такие круги выписывать будет. Какие там сокращения на 30-40%? Людям теперь с пересадками на двух автобусах придется ехать, когда раньше на одном можно было», — возмущается москвичка Елена Молчанова.
Кроме того, пользователи отметили, что некоторые районы, в частности, 14-й микрорайон Орехово-Борисово, теперь лишены прямой связи с МЦД.
Что будет дальше?
«Скоро все привыкнут к новым путям, которые мы проложили, что-то будет скорректировано в связи с обращениями граждан и изменением пассажиропотока», — пообещали в Мостранспорте.
Текущие изменения — лишь часть большой программы «Магистраль», которая, по заявлениям московских властей, направлена на оптимизацию путей и сокращение времени в поездках. В 2022 году предполагается пересмотреть маршрутную сеть в оставшихся округах Москвы.
При этом планируется ввести новые выделенные полосы, создать транспортно-пересадочные узлы и сделать цветовую маркировку маршрутов. Так, «магистральные» будут выделять на номерах автобусов зеленым цветом, «районные» — синим, а «социальные» — розовым.