Что значит социальная личность
Структура и особенности портрета социальной личности
Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.
Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.
Примеры социальных ролей в обществе вы найдете здесь.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
Свойства и качества
Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
Структура
Личность человека имеет определенную структуру:
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
Зрелость
Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.
Личность и среда
Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.
Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.
Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности
Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.
Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.
Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.
Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.
Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.
Cоциальная личность. Социальное развитие, роли, поведение, статус и типы личности
Социальное развитие личности
Социальное развитие личности и адресный опыт. Многих людей, в зрелом возрасте, интересует словосочетание «своё предназначение», «выполнение собственного пути». В реальной жизни, происходит следующее. Накопленный жизненный опыт побуждает и провоцирует их расширить и изменить грани восприятия окружающего непосредственного, реального мира. Каждый начинает понимать, что у тела (биологической оболочки) есть дата рождения и дата смерти. И человек постепенно начинает осознавать, что двигается по кругу суеты, обыденности и мамоны. Ко всему прочему, этому способствует окружение, в ролях родителей, друзей и знакомых, особое значение играют СМИ. Они стремятся заякорить, остановить естественное развитие личностии превратить её в корзину для потребления и переваривания ненужных разговоров, обсуждения чужих мнений и негативных новостей от СМИ. СМИ это система манипулирования истиной. Очень часто, на голую истину, надевают красивую рубашку, не имеющую под собой качественной, да и вообще, никакой основы. И навязывают, втюхивают информационный мусор, разнообразные товары, новости, низкосортные телепередачи и фильмы. Негодования и пересуды граждан, попавших под влияние красивой рубашки, потом колыхают весь океан социума, включая семью, город, страну, создавая на пустом месте море иллюзий, затрудняющее всем выбор и жизнь. Что делает большинство граждан нашей страны? Обсуждают новости, к сожалению, в львиной доле, негативные. Чем больше обсуждают и осуждают, тем меньше времени остаётся на реализацию своих насущных вопросов и задач. И, как ранее мы уяснили, время есть главный герой получения собственного результата. Всё просто, чем больше времени играете в чужие игры, тем меньше остаётся на свою.
Социальные роли личности
Социальное поведение личности
Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным. Социальное поведение – внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.
Установка представляет собой готовность, предрасположенность человека к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим. Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности. В 1934 году американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали известны под названием “парадокс Лапьера”. Лапьер путешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили радушный прием. После завершения путешествия Лапьер обратился к владельцам 251 отеля с письмами, в которых сообщал, что снова намерен посетить эти места и просил ответить, может ли он надеяться на их гостеприимство. Ответ был получен из 128 отелей, причем только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказ или уклончивые формулировки. Лапьер решил, что между реальным поведением хозяев и их отношением к китайцам есть расхождение.
Причина “парадоксального” поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок. В данном случае, когда гости прибыли в отель, сработала элементарная фиксированная установка. В результате – хороший прием. В дальнейшем в действие вступили ценностные ориентации и соответствующие им установки. Как следствие этого действия – отказ. Мы постоянно меняем свои социальные установки в зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто эти другие? Во-первых, это те, кто нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия.
Социальный статус личности
Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон). В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом (бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным, профессиональный следователь делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей, русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем, и наоборот).
Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; системы ценностей, характерных для данного общества. Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение. Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова “динамическая”, “поведение”, “норма” указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.
Таким образом, мы должны усвоить: Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию; Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям; Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Социальная роль невозможна без таких условий, как: ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом; социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Статус у человека в каждой конкретной ситуации один, но вести он может себя по-разному. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.
Социальные типы личности
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки. Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций: традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации); идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие); фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием); реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем); потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний). Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах. Интересными в научном плане представляются типологизации личности, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «социального характера». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).
Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия. Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества. В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые могут приобретать различную окраску; быть основой норм, которые ориентируют человека, группу на тот или иной тип использования имеющихся материальных возможностей и тип межличностных отношений.
Образ жизни характеризуется такими показателями как: 1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы; 2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения; 3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.
Выделяют три стороны образа жизни: уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении); качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей); стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.