Что значит социальная категория

КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:

Категория социальная — социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками … Социологический словарь Socium

КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. category, social; нем. Kategorie, soziale. Совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (напр., пол, возраст, профессия, вероисповедание и т. д.). См. ГРУППА, ГРУППИРОВКА … Толковый словарь по социологии

КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — совокуп ность индивидов, обладающих одним и тем же статусом социальным (см.), например, студенты, прихожане, менеджеры, горожане. К.с. это не соц. организация; взаимодействия ее членов, в отличие от коллектива (см.), не осуществляются по одним и… … Российская социологическая энциклопедия

Социальная политика — Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

Социальная группа — Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1] … Википедия

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ — см. КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего… … Википедия

Социальная инфраструктура — Социальная инфраструктура совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально культурного назначения, вся сфера жилищно… … Википедия

Социальная информация — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Социальная общность — (англ. community общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект… … Википедия

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ — см. КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ — (social category) см. Группа … Большой толковый социологический словарь

Социальная совокупность — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Социальная совокупность (англ. social… … Википедия

категория — и, ж. 1) филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категории диалектики. Категории времени и пространства. 2) Группа, разряд, степень. Возрастная категория. Специалист высшей категории. Категория… … Популярный словарь русского языка

категория — и; ж. [от греч. katēgoria высказывание, суждение] 1. Филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. К. времени. К. причинности. 2. В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее разряд явлений,… … Энциклопедический словарь

категория — и; ж. (от греч. katēgoría высказывание, суждение) см. тж. категориальный 1) филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Катего/рия времени. Катего/рия причинности. 2) а) В научной терминологии: родовое… … Словарь многих выражений

Социальная политика — Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

Социальная группа — Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1] … Википедия

Социальная организация — общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид Википедия

Социальная педагогика — Социальная педагогика отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование … Википедия

Источник

Социальные категории: теория, типы, примеры

Содержание:

Всоциальные категорииЭто группы людей, которые связаны друг с другом, потому что у них есть некоторые общие черты. Они могут иметь самую разную природу, например, способность находить социальные категории, связанные с полом, этнической принадлежностью, профессиональной деятельностью или культурой.

Социальные категории отличаются от других аналогичных классификаций главным образом в том смысле, что они не создают групповой идентичности. Это означает, что люди, принадлежащие к социальной категории, не будут использовать его, чтобы говорить о себе или описывать себя, и они не будут изначально чувствовать себя ближе к другим людям в этой социальной категории.

Однако изучение социальных категорий может быть очень полезным в определенных контекстах, поскольку они позволяют узнать определенные явления, которые определяют поведение, убеждения и жизненный опыт людей, которые к ним относятся. По этой причине их исследование является важной частью социальных наук.

Примером социальной категории могут быть «подростки». Люди, принадлежащие к этой группе, имеют ряд общих черт и живут похожим опытом, но они не чувствуют себя отождествленными друг с другом из-за принадлежности к этой категории, и они не взаимодействуют друг с другом только по этой причине.

Теория социальных категорий

Социология и психология исследуют такие концепции, как социальная идентичность, социальные категории и группы с 19 века. Однако первые формальные эксперименты и теории по этой конкретной теме появились только в середине 20 века.

Одним из исследований, которые больше всего помогли сформировать современные теории о социальных категориях, было исследование государственного парка Робберс-Кейв. В нем группа социологов во главе с Музафером Шерифом взяла 200 12-летних детей, которые провели несколько дней в этом месте, в своего рода летнем лагере, который помог бы им больше узнать о групповых отношениях.

В начале эксперимента исследователи совершенно случайным образом разделили участвующих детей на две группы. В то время молодые люди принадлежали к одной социальной категории, поскольку у них было множество общих черт, убеждений, опыта и взглядов на жизнь, даже если они раньше не знали друг друга.

Фактически, в этом эксперименте все дети происходили из семей, принадлежащих к верхнему среднему классу, все они были протестантами и белыми.Однако все эти социальные категории не обеспечивали им групповой идентичности и не давали им особой мотивации для взаимодействия друг с другом.

После первых дней лагеря исследователи заметили, что принадлежность к той или иной группе действительно способствует созданию более прочных связей между детьми. Фактически, внутри каждой из двух групп начали проявляться динамика лидерства / подчинения, подгруппы, общая идентичность и аналогичные цели.

Что исследователи узнали о социальных категориях

Эксперимент «Пещера разбойников» был направлен не на изучение социальных категорий или их природы, а на лучшее понимание групповых конфликтов и их формирования. Однако косвенно это исследование позволило его сторонникам понять роль, которую категории играют в жизни людей и как они функционируют.

Как отметили эти исследователи, социальные категории не играют очевидной роли в жизни людей. В большинстве случаев принадлежность к определенной этнической группе или социальному классу не дает людям сильного чувства идентичности и не побуждает их искать отношения с другими людьми, которые разделяют эту черту.

Однако косвенно социальные категории могут иметь большое влияние на жизнь людей. Согласно большинству социологических теорий, факт принадлежности к определенной этнической группе или социальному слою может полностью изменить жизненный опыт человека, его видение мира, его возможности и его образ мышления.

С другой стороны, исследователи эксперимента «Пещера разбойников» осознали, что социальные категории во многих случаях являются предшественниками других форм более близких отношений, таких как групповая идентичность. Однако это не всегда так.

Виды и примеры социальных категорий

Любая черта, присущая достаточно большой группе людей, может стать социальной категорией. По этой причине мы можем найти их большое количество, что заставляет экспертов классифицировать их по ряду категорий. Здесь мы увидим некоторые из самых важных.

— Возраст

— Пол или пол

Быть мужчиной или женщиной влечет за собой ряд поведенческих ожиданий (обычно называемых гендерными ролями) и способов видения мира, которые могут полностью изменить жизненный опыт.

— этническая принадлежность

Одна из социальных категорий, которая больше всего интересует социологов, связана с этнической принадлежностью. По мнению большинства исследователей, азиатский человек будет иметь совсем другой опыт, чем человек белой национальности, просто потому, что он родился с другим цветом кожи.

Важно не путать этничность с культурой, так как во втором случае мы будем говорить об элементе, который может создать сильную идентичность и чувство близости с другими людьми, принадлежащими к той же группе.

— Профессия

Профессия была бы еще одним классическим примером социальной категории, хотя, как правило, ей не придают такого значения, как предыдущим. Род занятий человека во многом определяет его способ познания мира, то, на что он тратит свое свободное время, и его интересы.

Ссылки

Чистая приведенная стоимость: для чего она нужна, как рассчитывается, преимущества

25 лучших фраз для друзей для Facebook, Instagram и Tumblr

Источник

Социальные категории и стереотипы

Воспринимая различные объекты окружающего нас мира, мы прежде всего идентифицируем их в соответствии с определенными признаками. При этом, исходя из имеющихся у нас знаний, мы неизбежно осуществляем классификацию данных объектов.

Так, стол мы относим к категории мебели, чашку — к категории посуды, а кота — к категории домашних животных. В каждую категорию попадают объекты, имеющие какие-либо существеные общие черты и свойства. Такая категоризация облегчает нам познание мира, дает нам возможность успешно действовать в нем. Мы не обходимся без категоризации и тогда, когда речь идет о людях, как непосредственно окружающих нас, так и тех, с которыми мы никогда не встретимся.

Эта тенденция, которую мы постоянно демонстрируем, называется процессом социальной категоризации. От того, к какой социальной категории мы относим какого-либо человека, зависит и наше отношение к нему, и последующие действия.

Факты свидетельствуют о том, что одного и того же человека можно отнести к различным социальным категориям, порой даже с полярной оценочной окраской. Так, говоря сегодня об экс-президенте Чили, генерале Пиночете, одни называют его “кровавым диктатором”, другие — “творцом чилийского экономического чуда”.

Соответственно высказывается и различное отношение к деятельности генерала Пиночета на посту главы государства. Очевидно, что подобная категоризация может приводить к односторонним оценкам, тогда как необходимо учитывать все аспекты деятельности данной персоны.

Хотя категоризация совершенно необходима для определенной организации материала восприятия, в то же время эта мыслительная операция таит в себе, можно сказать, определенную
опасность для адекватного суждения о каком-либо объекте. Кто из нас не оказывался порой в плену предвзятых суждений о другом человеке? Мы видим его впервые, однако и этого бывает достаточно, чтобы составить себе определенное мнение о нем.

Пол, возраст, раса, национальность, элементы внешнего облика воспринимаемого нами человека — длина волос, тип одежды, различные украшения и т.д. — все эти признаки, как по отдельности, так и вместе взятые, побуждают нас относить его к какой-либо категории людей.

При этом мы обычно приписываем ему те или иные личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, т.е. осуществляется процесс стереотипизации. В конечном счете, воспринимая того или иного человека, мы видим и оцениваем его в соответствии с той социальной к которой, по нашему мнению, он принадлежит. Мы наделяем этого человека теми чертами и свойствами, которые характерны, как нам кажется, для данной категории людей.

Так, многие из нас считают, что политики склонны к компромиссам, военных отличает прямолинейность, а красивых людей — самовлюбленность. Это все — примеры социальных стереотипов. Насколько же правомерными являются при этом наши суждения?

Сам по себе термин “стереотип” заимствован из типографского мира. Так называется монолитная печатная форма, применяемая при печатании больших тиражей. Подобная форма позволяет экономить время и силы, но затрудняет внесение изменений в текст.

В социальные науки термин “стереотип” ввел в 1922 г. американский журналист У. Липпман, который отметил, что люди часто используют подобный механизм, общаясь друг с другом и прибегая к определенным шаблонам восприятия. Относя какого-либо человека к той или иной категории лиц, нам легче строить свои взаимоотношения с ним.

Б. Рэйвен и Д. Рубин выделяют две важные функции стереотипов. Во-первых, посредством стереотипизации мы можем минимизировать “непреодолимую сложность информации до поддающихся анализу пропорций”.

Вместо того чтобы блуждать в поисках характерных и уникальных черт встреченного нами человека, мы можем ограничиться общими стереотипами. Это особенно важно тогда, когда нужно быстро принимать решение в ситуации неопределенности.

Во-вторых, поскольку одних и тех же стереотипов придерживаются многие
люди, они могут легко общаться друг с другом. Стереотипы выступают как форма “социальной стенографии”.

Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы, в соответствии с которыми определенные психологические свойства приписываются представителям тех или иных наций. Д. Майерс приводит данные исследований, показывающие, что европейцы считают жителей Южной Европы, например итальянцев, более эмоциональными и менее искусными в работе, чем жителей Северной Европы — немцев и скандинавов.

Стереотип южанина как человека более экспансивного существует даже в пределах одной страны. Так, в каждой из двадцати стран Северного полушария жители юга данной страны считаются более экспрессивными, чем жители севера (чего нельзя сказать о шести странах в Южном полушарии).

Заслуживает внимания тот факт, что значительная часть людей приписывает какой-либо рассматриваемой группе одни и те же черты. Показательны в этом плане данные одного из исследований, проведенных в США.

Однако почти для каждой этнической группы были подобраны более чем 20% студентов, по крайней мере, три черты. И, по крайней мере, одна черта выбиралась более чем 50% студентов. Например, американцы были названы маериалистичными (67%), англичане — консервативными (53%), немцы — усердными (59%). Таким образом, можно говорить об известном согласии относительно свойств, приписываемых различным этническим группам.

Обоснованна ли подобная стереотипизация? Соответствуют ли стереотипы реальности? Прежде всего отметим, что стереотипы возникают не на пустом месте. Ряд американских исследователей считает, что стереотипы могут содержать зерно истины. По их мнению, люди, высказывая суждение о других группах, сравнивают их со своей собственной группой. Так, если немцы в среднем считаются несколько более усердными, чем американцы, то эта черта будет частью стереотипа, даже хотя среднее различие может быть очень маленьким.

Ряд данных говорит о том, что имеются рациональные основания для формирования тех или иных стереотипов. Возьмем, например, стереотип пожилого работника, разделяемый многими людьми в различных организациях США. Одно из исследований показало, что пожилые работники оценивались как не склонные к изменениям и творчеству, более осмотрительные и менее работоспособные даже тогда, когда их трудовые показатели были не хуже, чем у тех, кто был моложе.

Следует добавить к этому, что, по данным другого исследования, проведенного ранее, обнаружена меньшая склонность к риску (большая осмотрительность) пожилых менеджеров по сравнению с более молодыми. Таким образом, можно говорить о зерне истины, содержащемся в стереотипе пожилого работника, т.е. о том, что такой работник обладает определенными характерными свойствами.

Но из этого совсем не следует, что всем без исключения пожилым работникам будут присущи указанные свойства. Ошибочность стереотипа проявляется тогда, когда он влияет на суждение о конкретной личности с ее индивидуальными особенностями.

Действительно, в этом случае, вместо того чтобы попытаться учесть всю уникальность данного человека, его воспринимают лишь на основе какой-то единственной категории, к которой он принадлежит. Стереотипы рождают определенные ожидания относительно поведения людей и дают нам возможность взаимодействовать на этой основе.

Хало-эффект (эффект ореола). Окружающий нас мир, как и люди, живущие в нем, — все преисполнено тех или иных противоречий. Яркий красивый гриб порой оказывается ядовитым, а невзрачное растение — полным целебных свойств.

Человек с ангельским лицом может оказаться вором-рецидивистом, а безобразный горбун — тонким ценителем искусства. Однако, даже зная о подобных несовпадениях “формы” и “содержания”, многие из нас непроизвольно стремятся к тому, чтобы их впечатление о том или ином человеке было непротиворечивым.

Так, преподаватель вуза, просмотревший на экзамене зачетную книжку студента и обнаруживший в ней одни “пятерки”, часто склонен уделять лишь минимум времени опросу этого студента. Преподаватель логично, как ему кажется, полагает, что и на его вопросы студент, скорее всего, ответит на “отлично”. В данном случае можно заключить, что преподаватель оказался под влиянием хало-эффекта, или эффекта ореола.

Термин “хало” (“гало”) заимствован из метеорологии. Хало — это светлые круги, наблюдаемые около Солнца или Луны и представляющие собой определенное оптическое явление. В психологическом смысле данный термин впервые использовал Э. Торндайк в 1920 г.

Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценке каких-либо черт личности мы попадаем под влияние сложившегося у нас общего впечатления об этой личности и стремимся сделать наши оценки совместимыми, непротиворечивыми .

Эта тенденция может превалировать как в позитивном, так и в негативном направлении. Если какой-либо человек обладает, на наш взгляд, прежде всего некоторыми позитивными чертами, то мы склонны думать, что ему присущи также другие положительные свойства.

И наоборот, если мы отмечаем у какого-либо человека негативные черты, то скорее допускаем наличие у него и других отрицательных качеств (негативный хало-эффект). Так, влюбленный человек преувеличивает все позитивные свойства объекта своей любви, а его негативные свойства преуменьшаются или не фиксируются вовсе.

На формирование того или иного впечатления о человеке может влиять весь его внешний облик, включая одежду, речь, манеры. Возьмем ситуацию собеседования по поводу приема на работу. Очевидно, что больше шансов быть принятым имеет аккуратно одетый и вежливый человек, нежели тот, кто отличается лишь своим неряшливым видом и вызывающим поведением.

Хороший пример хало-эффекта иемется в сказке А. де Сент Экзюпери “Маленький принц”. Писатель рассказывает о том, как один турецкий астроном заметил в телескоп новую малую планету. Астроном доложил тогда о своем открытии на международном астрономическом конгрессе.

Однако никто ему не поверил именно потому, что он был одет по-турецки. Некоторое время спустя новый турецкий султан повелел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. И вот тот астроном приехал на очередной международный конгресс и снова доложил о своем открытии. Теперь он был одет по последней моде, и все коллеги с ним согласились.

Есть и экспериментальные данные американских психологов, подтверждающие эффект ореола. Испытуемым — студентам последнего курса демонстрировали четыре видеозаписи беседы студентки с советником по трудоустройству и просили их высказать свое впечатление об этой студентке. Каждому испытуемому показывали только одну видеозапись из сделанных четырех, которые различались следующим образом.

На двух видеозаписях студентка с помощью еатрального грима была превращена в очень привлекательную или очень непривлекательную. На двух других та же самая студентка изображалась как очень интеллигентная или как не интеллигентная. Последний эффект достигался так: “советник” (на самом деле это был помощник экспериментатора) говорил студентке, что средний балл ее итоговых экзаменов в университете очень высок. На другой же видеозаписи студентке говорилось о том, что средний балл ее экзаменов, наоборот, очень низок. После просмотра видеозаписи испытуемых просили высказать свои впечатления о студентке.

Эксперимент показал, что, когда студентка казалась привлекательной и (или) интеллигентной, ей приписывали более благожелательные черты, лучшие ближайшие и долгосрочные перспективы работы, а также большую вероятность будущего счастья.

Полученные данные означают, что хотя такое явное свойство личности, как привлекательность, сильно влияет на производимое ею впечатление, другие черты личности, воспринимаемые не визуальным образом, также могут производить яркий формирующий эффект. Действительно, как обнаружило это исследование, интеллигентность играет большую роль в формировании впечатления о личности, чем ее внешняя привлекательность.

Другие личностные черты — и позитивные, и негативные — также могут вносить свой вклад в хало-эффект. Обычно этот эффект проявляется тогда, когда у нас имеется мало информации другом человеке, оценку которому мы даем.

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ — Собрание людей, объединенных вместе на основании социальных критериев, но не образующих группу или организацию, например, подростки, преподаватели средней школы, безработные. Ср. с социальным классом … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ — (social category) см. Группа … Большой толковый социологический словарь

Социальная совокупность — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. Социальная совокупность (англ. social… … Википедия

категория — и, ж. 1) филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Категории диалектики. Категории времени и пространства. 2) Группа, разряд, степень. Возрастная категория. Специалист высшей категории. Категория… … Популярный словарь русского языка

категория — и; ж. [от греч. katēgoria высказывание, суждение] 1. Филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. К. времени. К. причинности. 2. В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее разряд явлений,… … Энциклопедический словарь

категория — и; ж. (от греч. katēgoría высказывание, суждение) см. тж. категориальный 1) филос. Понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Катего/рия времени. Катего/рия причинности. 2) а) В научной терминологии: родовое… … Словарь многих выражений

Социальная политика — Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

Социальная группа — Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1] … Википедия

Социальная организация — общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид Википедия

Социальная педагогика — Социальная педагогика отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *